Удмурты башкортостана сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Башкортостане удмурты расселены преимущественно в лесных северных и северо-западных районах, большей частью — в Янаульском, Татышлинском, Калтасинском и Бураевском районах.

Переселение удмуртов на территорию Башкортостана, начавшись в XVI в., продолжалось с нарастанием до конца XIX в. В прошлом столетии поток мигрантов-удмуртов был наиболее плотным, о чем свидетельствуют следующие данные: к концу XVIII — началу XIX в.. удмуртов было 3000 человек, в середине XIX в. — 13 тыс., к началу XX в. — около 25 тыс. человек. Согласно материалам Всесоюзной переписи 1970 г., численность удмуртов Башкортостана составила почти 28 тыс. человек. Сегодня их — более 22 тысяч.

Переселение удмуртов на новые для них земли было вызвано сокращением у них свободных земель, усилением социального гнета и протестом против навязывания чуждой им христианской религии. На новом месте они оказались в иноэтническом окружении, причем среди их соседей численно преобладали башкиры и татары.

Удмуртские деревни Башкортостана в основном однонациональны, однако часть удмуртов живет в национально-смешанных поселениях. Среди последних больше удмуртско-татаро-башкирских, хотя встречаются и удмуртско-русские и удмуртско-татаро-марийские, и другие варианты.

Однородность хозяйственно-культурного типа местного населения с таковым у удмуртов позволила удмуртам-переселенцам и на новом месте жительства продолжать свое традиционное занятие земледельческим трудом и соблюдать привычные обычаи и обряды как аграрного, так и семейно-родового циклов.

Ощутимое влияние испытал на себе удмуртский язык не только на лексическом (что сразу обращает на себе внимание), но и на фонетическом и морфологическом уровнях. Кроме того, большинство удмуртов знают башкирский и татарский языки и свободно разговаривают на них.

Тюркское влияние видно и в материальной культуре удмуртов Башкортостана) в планировке усадьбы и некоторых особенностях жилища, в колорите, отдельных элементах и деталях одежды и украшений, в заимствовании ряда блюд башкирской, татарской кухни (бишбармак, бялеш, кыстыбый и др.).

Воздействие тюркоязычных соседей на духовную культуру удмуртов выразилось в музыкально-поэтическом творчестве последних. Однако при всех проявлениях иноэтничес-кого влияния у удмуртов Башкортостана сохраняется четкое этническое самосознание, растет тяга к профессиональной культуре, ощущается стремление к расширению связей с Удмуртской Республикой.

Удмуртский язык в Башкортостане является родным языком для 24 тысяч удмуртов. На удмуртском языке ведется обучение и воспитание в 48 школах и 17 детских садах. Удмуртский язык является языком обучения на удмуртском отделении Нефтекамского педучилища.

В Центре этнологических исследований, Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, Башкирской Академии наук ведутся научные исследования по удмуртской этнографии и фольклору.

Похожие страницы:

Экономические методы повышения эффективности производственной деятельности при производстве теку

. укрепить межнациональные отношения, Удмуртия и Башкортостан заключили ряд межправительственных . министром Республики Башкортостан подписано соглашение . Удмуртии, полностью остается у них. Такое соглашение было подписано со стороны Республики Башкортостан .

Особенности организации лечебно-оздоровительного туризма в Республике Башкортостан

. дестинации лечебно-оздоровительного туризма в Республике Башкортостан 2.3 Организационные и технологические особенности лечебно-оздоровительного . , мари, чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев и других народов России. Башкортостан прошел длительный и сложный .

Инвестиционный климат региона РФ(Республика Удмуртия)

. выпуску широкой гаммы традиционной для Удмуртии тематики – оружейной, станкостроительной, . область 196 366,0 2 Республика Башкортостан 139 742,6 3 Пермский край . Представители других регионов, приезжающих в Удмуртию. Исследование проводилось в трех .

Республика Удмуртия

. 9 5.Внешнеэкономическая деятельность 9 1.Краткая история Республики Удмуртия. Наиболее древние археологические памятники свидетельствуют . Башкортостан, на юге — с Республикой Татарстан. Республика располагается в умеренном тепловом поясе. Климат Удмуртии .

Инвестиционная привлекательность предприятий Республики Башкортостан

Общая численность удмуртов по переписи 1979 года – 714 тысяч человек. Основная масса, около 70% (498 тыс.), живет в пределах Удмуртии. Небольшими группами удмурты расселяются в соседних республиках – в Башкирской, Татарской, Марийской, а также в Казахстане и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Традиционно удмуртов делят на северных и южных; различия между ними прослеживаются главным образом в элементах материальной культуры и языке. Внутри удмуртского этноса имеются следы более мелких этнических образований разного происхождения: ватка, калмез, улланъес, тупалъес, тапалъёс, выл, мэр, эль и т. д. Представляет интерес существовавшая в прошлом воршудная организация удмуртов (запрет на браки между близкими родственниками). Каждый удмурт хорошо знал о своей принадлежности к определенному воршуду. В то же время все группы удмуртов отчетливо осознавали свое единство и общее происхождение.

Удмурты

В Башкортостане удмурты расселены преимущественно в лесных северных и северо-западных районах, большей частью – в Янаульском, Татышлинском, Калтасинском и Бураевском районах.

Переселение удмуртов на территорию Башкирии, начавшись в XVI в. (после падения Казани), продолжалось с нарастанием до конца XIX в. В прошлом столетии поток мигрантов-удмуртов был наиболее плотным, о чем свидетельствуют следующие данные: к концу XVIII – началу XIX в. удмуртов в Башкирии было 3000 человек, в середине XIX в. – 13 тысяч, к началу XX в. – около 25 тыс. человек. Согласно материалам Всесоюзной переписи 1970 г., численность удмуртов Башкортостана составила почти 28 тыс. человек.

Удмуртские деревни Башкортостана в основном однонациональны, однако часть удмуртов живет в национально-смешанных поселениях. Среди последних больше удмуртско-татаро-башкирских, хотя встречаются и удмуртско-русские, и удмуртско-татаро-марийские, и другие варианты. Ныне часть удмуртских деревень объединена в однонациональные колхозы, другие входят в хозяйства, включающие население разных национальностей.

Однородность хозяйственно-культурного типа местного населения с таковым у удмуртов позволила удмуртам-переселенцам и на новом месте жительства продолжать свое традиционное занятие земледельческим трудом и соблюдать привычные обычаи и обряды как аграрного, так и семейно-родового циклов.

Ощутимое влияние испытал на себе удмуртский язык не только на лексическом (что сразу обращает на себе внимание), но и на фонетическом и морфологическом уровнях. Кроме того, большинство здешних удмуртов разговаривает на татарском языке, становясь, таким образом, трехъязычными (удмуртский, русский, татарский).

Тюркское влияние видно и в материальной культуре удмуртов Башкирии: в планировке усадьбы и некоторых особенностях жилища, в колорите, отдельных элементах и деталях одежды и украшений, в заимствовании ряда блюд татарской и башкирской кухни (бишбармак, бялеш, кыстыбый и др.).

Воздействие тюркоязычных соседей на духовную культуру удмуртов выразилось в музыкально-поэтическом творчестве последних. Их песенные тексты созданы на местном наречии, изобилующем тюркизмами. Немало заимствований и из музыкального фонда соседних народов: в одних случаях перенимается понравившаяся мелодия, к которой создается оригинальный удмуртский текст, в других случаях на удмуртский язык переводят и текст полюбившейся песни, в третьих – песни соседних народов поют на языке оригинала. На молодежных вечерах и народных праздниках в удмуртских деревнях Башкирии звучат, кроме удмуртских, татарские, башкирские, русские, марийские песни. При всех проявлениях иноэтнического влияния в языке и традиционно-бытовой культуре удмуртов Башкирии у них сохраняется четкое этническое самосознание, растет тяга к профессиональной культуре удмуртов, ощущается стремление к расширению связей с Удмуртской Республикой.

Народ Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья, формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью.

Название

Численность

В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.

Удмуртский язык входит в уральскую семью, к которой принадлежат эстонцы, финны, венгры. Можно с точностью сказать, что удмурты принадлежат к финно-угорскому народу, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского, а также говоры срединного типа.

История


Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок. Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат.
Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен.
Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать. Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию.
Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры. Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность.
Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.

Характер

Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом.
Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.

Внешность

Большинство удмуртов рыжеволосые. Щеки от природы впалые, а на лицах часто можно видеть веснушки. Профессор Николай Никольский отмечал, что у большинства удмуртов крепкие белые зубы, острый подбородок, лицо имеет желтоватый оттенок, а глаза узкие.

Одежда


Основными материалами для изготовления национальной одежды Удмуртии являются:

Женщины носили туникообразную холщовую рубаху, а поверх нее надевали белый халат, который подпоясывали. Если требовалось одеться теплее, надевали камзол. Для ног — штаны. Одежда обыкновенно была цветной, а в праздничный день люди носили белое. Обувью служили валенки или лапти. Вышивка позволяла украсить одежду орнаментом по собственному усмотрению, женщины любили расшивать наряды бисером и украшать себя бусами, а на юге особой популярностью пользовались монеты.
Замужним полагалось носить повязку на лбу. Основным головным убором служила берестяная шапка. Ее тоже украшали монетками, реже раковинами.
Мужчины носили туникоподобную рубаху с косым воротом. Ее подпоясывали, на ноги надевали штаны, на голову — валяную шляпу, ходили в лаптях или сапогах. Шубы издавна были распространены, защищали от холодов и позволяли показывать свой статус. Сейчас этническая мода не утратила былой популярности, смешавшись с современным европейским стилем.

Жилище


Культура


Удмуртская музыка делится на песенное и инструментальное направление. В свою очередь песенное может быть обрядовым, не обрядовым и ритуальным. Удмуртский народ посвящал песни буквально каждому явлению, например, охоте, бортничеству, свадьбе, земледелию, смене времен года. Люди сочиняли песни, приуроченные к каторгам, рекрутству. Прослеживается влияние скифов, индоиранцев, византийцев, финнов и русских. Любовь к музыке постепенно привела к популяризации в сфере образования — дети со школьной скамьи изучали ноты, пели в хорах и участвовали в балах. В середине 19 века население стало увлекаться произведениями Пушкина, Гоголя и других русских писателей.
Театр появился в Удмуртии благодаря древним религиозным культам, исповедовавшим синкретизм — чрезвычайно сложную для понимания религию, полную абстракционизма. Театральные сценки у древних удмуртов скорее выполняли роль обрядов. Постановки устраивали прямо в поле, домах или на полянах. Сценки были не просто ритуалами, а стремились показать сюжет и его развитие. Многие сценические постановки рассказывали о матриархате и патриархате, впоследствии уступая место чистому лицедейству. Необычное представление о театре нашло отклик в сердцах многих людей, поэтому театральные группы отправлялись гастролировать по всей стране. В начале 20 века в театрах Удмуртии начали ставить постановки по пьесам знаменитых русских писателей.
Удмуртская народная поэзия стала известна в России благодаря Верещагину, Первухину, Гаврилову и другим. Многие удмуртские поэты рассказывали о бытности, жизни, трудностях, могли носить социально-лирический, героический, эпический характер. Немало литературы посвящено мифологии.

Фольклор

Традиции

Праздники


Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. Он имеет прочные исторические корни, хотя официально был утвержден только в 1992 году. Прелесть праздника заключается в том, что на него могут прийти все желающие. Гербер всегда был приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг поля. В качестве жертвы использовали бычка, которого нужно было заколоть рядом с хлебным полем. Мясо, добытое таким образом, добавляли в кашу с овсом, ячменем и гречкой. По завершении трапезы народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. Так можно было не только показать себя, но и посмотреть на других: молодые мужчины высматривали девиц, чтобы найти подходящую невесту. На праздник проводили довольно забавный обряд — сялтым. Выбирали девушку, если та сумеет откупиться вином или красивым полотенцем, ее отпускали. А если нет — бросали в реку.

Свадьба


Браки традиционно заключаются зимой до наступления Масленицы, а осенью до начала Филиппова поста. Такой подход объясняется сложившимся с древних времен укладом: люди заканчивали полевые работы и появлялось время для подготовки к свадьбе. Летом свадьбы проводить запрещалось. Нежелательными для проведения торжества были воскресенье, пятница и среда. Ввиду сложности подготовки этап может занять от 2 недель до нескольких месяцев. Раньше многие родители не хотели отдавать дочерей замуж рано. Девочка в семье в юном возрасте уже начинала помогать по дому, а чем становилась старше, тем больше хозяйственных дел ей доверяли. Нередким явлением стал выход замуж девушки, которая была старше своего мужа на 3–4 года . Сыну родители подбирали невесту тщательно. Для этого выбирали женщину (дэмчи), обязанностью которой был поиск подходящих кандидаток. В обязанности свахи входило составление характеристики родителей, определение достатка. Удмурты ценили в женах покладистость, трудолюбие, способность хорошо и быстро наводить порядок в доме. Когда родственники жениха отправлялись за невестой, первой с ее родителями начинала говорить дэмчи. Сваха разговаривала в стихах, использовала красочные эпитеты. Если от родителей невесты следовал отказ, гости должны были оставить варежки и вернуться, используя их как предлог. При согласии невеста выходила к гостям, ставила на стол самовар. Далее следовало чаепитие. В ходе беседы обсуждались калым, время начала торжества, приданое. Интересна подготовка к пиру. Трапезу устраивали в доме невесты, который необходимо было прибрать, застелить все кровати, развесить декоративные полотенца, поставить на стол закуски и выпечку. Родственники сами за стол садились редко, обслуживая гостей. Такой пир называют сюан. Гости на нем обязательно должны были съесть лепешек. Если пир устраивали в доме жениха, то прибывшие родственники и гости оказывались обязаны разучить песни, чтобы исполнить их вместе со всеми. Жених и невеста не пели, а только слушали. Такой пир именуют ярашон. На ярашон хозяева дома должны подарить молодоженам бочонок с медом, а молодожены угощали медом всех присутствующих.

После свадьбы важно соблюдать несколько обрядов:

  1. После ярашона родителям невесты необходимо проведать молодоженов.
  2. Впервые после свадьбы жена может приехать к родителям только в сопровождении своего мужа и его матери.
  3. Приданое молодожены забирают в первую осень.

Жизнь


Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

Религия

Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых. Противником Инмара выступает Кереметь, считающийся злым духом.
Молитву нужно читать перед куалой — культовым постаментом, который располагают во дворе. В постаменте живет дух, покровительствующий всему роду. Духу нужно преподносить хлеб, птицу, блины, сжигая дары на огне.
Всем богам нужно воздавать почести, регулярно молясь на празднике. Молитвы читали жрецы, прося о хорошей погоде, урожае, благополучии для всех жителей деревни. На каждый религиозный праздник готовили кашу, используя различные крупы, которые собирали со всех жителей. В кашу добавляли бульон, топленое масло, куриные яйца. Кашу преподносили богам, затем ели сами.
Верующие в язычество обязаны посещать священную рощу, где тоже необходимо молиться. Священная роща предназначалась исключительно для моления — запрещалось пасти скот, собирать ягоды, рубить деревья. Веруя в нижних богов, удмурты закапывают под корни священного дерева дары. На его верхушке ставили блага для верхних богов. Им жертвуют птиц, животных. Язычество четко разделяет положение обрядов:

  1. Весной-летом полагалось просить благословение на урожай.
  2. Осень-зимой — воздавать благодарности и просить благополучия на будущий год.
  3. Во время празднования Нового года нужно вновь просить благословения на урожай.

Все жители Удмуртии участвуют в народных гуляньях, связанных с древними религиозными обрядами. Например, неизменной популярностью пользуется Масленица, Пасха, называемая Акашкой, Гырон, связываемый с окончанием пахотных работ. Детям рассказывают про Тол Бабая — Деда Мороза, располагающего собственной усадьбой. К ней возят многих детей каждый год, причем не только из самой Удмуртии, но и соседних регионов тоже. В домике Тол Бабай ждет гостей, готовя блины в печи.


Благодаря налаженному земледелию, народу Удмуртии удавалось получить разнообразные культуры. Люди всегда ели пищу, богатую минералами, витаминами, белками, микроэлементами. Кухня Удмуртии богата злаками, бобовыми. Из гороха варят кисель, пекут колобки, варят супы. Даже дети любят горох, ведь он является в Удмуртии лакомством — его поджаривают и засахаривают.
Соблюдение традиций и давнего уклада являются национальными чертами удмуртской кухни. Как и в давние времена, здесь добавляют в блюда редьку, морковь, брюкву, капусту. Тесто пирожков может показаться пресным — это специфическая особенность мучных блюд здешней кухни. Хлеб пекут, используя рожь и пшеницу.
Хлебобулочные изделия всегда в почете. Самыми любимыми считаются табани. Эти маленькие лепешки из кислого теста уплетают за обе щеки. Табани подают с топленым маслом и сметаной, иногда кладут подсоленный творог. В летний день такую лепешку съедят с ягодами. Табани никогда не употребляют холодными. Лепешка хороша исключительно горячей.
Самым разнообразным блюдом можно признать удмуртские пельмени. Существует множество рецептов, восхищающих своей изобретательностью. Начинка может быть практически любой: баранина, свинина, редька, грибы, творог. Все ограничивается лишь фантазией повара. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть блюдо зимой. Многие жители полагают, что они первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю.
На праздник подают перепечи — это блюдо в чем-то напоминает чебуреки. В качестве начинки в нем может быть картошка, редька, капуста, грибы, куриные яйца.
Самый популярный напиток — сур. Это удмуртский квас, в который добавляют хмель, анис, березовые листья. Готовится сур на ржаной муке. Она же служит для приготовления хлебного самогона.

Удмурты — это во всех смыслах богатый народ. Их самобытная культура привлекает людей со всего мира, поэтому неудивительно, что количество туристов, стремящихся посетить республику, постоянно растет. Сохранение традиционного уклада, безусловно, диковинное явление в наши дни. Вот почему так много людей приезжают сюда, чтобы посмотреть, как жил один из древнейших народов.


Согласно материалам V ревизии (1795 г.), на территории Уфимского наместничества проживало 6 912 удмуртов. Приведенные цифры свидетельствуют о медленном росте удмуртского населения региона на протяжении XVIII столетия.

Согласно материалам VIII ревизии (1834 г.) в Оренбургской губернии проживало 11 770 удмуртов. По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Бирском, Белебеевском и Уфимском уездах Уфимской губернии насчитывалось 22 355 человек удмуртов. По сравнении. С данными XVIII в., материалы XIX в. показывают большой прирост удмуртского населения Оренбургской губернии, что, скорее всего, объясняется высоким естественным приростом населения, характерным в XIX в. для Южного Приуралья.


Материалы трех последних советских переписей населения показывают неуклонный рост городского населения Башкирской АССР: в 1970 г. в городах республики проживало 2 926 удмуртов; в 1979 г. – 4 459; в 1989 г. – 6 214 удмуртов, что составило 26,2 % от их общего числа.

Перепись населения 2002 г. на территории Башкортостана зафиксировала 22 625 удмуртов, что составляет 0,6 % от общего числа населения республики. По данным последней переписи удмурты проживают в следующих городах Башкортостана (свыше 100 чел.): Уфе (811 чел.), Агидели (263 чел.), Бирске (107 чел.), Нефтекамске (1 493 чел.), Октябрьском (233 чел.), Стерлитамаке (110 чел.), Янауле (2 067 чел.). В сельской местности удмурты проживают в Балтачевском (515 чел.), Бураевском (1 472 чел.), Ермекеевском (534 чел.), Илишевском (309 чел.), Калтасинском (2 766 чел., в т.ч. в п.г.т. Краснохолмский – 500 чел.), Краснокамском (105 чел.), Кушнаренковском (299 чел.), Татышлинском (5738 чел.) и Янаульском (4754 чел.) районах. В процентном соотношении удмуртов-сельчан – 72,5 %, удмуртов-горожан – 27,5 %.

Первое письменное упоминание о появлении удмуртов за р.Камой относится к 1572 г., а первое упоминание удмуртских населенных пунктов на территории современного Башкортостана относится, судя по имеющимся источникам, к первой половине XVII в. (1627 г.). основные удмуртские поселения в Башкортостане возникли в XVIII столетии, к XIX в. можно отнести возникновение лишь незначительного их числа.


Потомки удмуртов, переселившихся в XVII в. составляют основу современного удмуртского населения Янаульского, Бураевского, Балтачевского районов. Основу удмуртского населения Татышлинского района составили переселенцы конца XVII – начала XVIII в., Калтасинского – переселенцы начала – середины XVIII в. Отдельные группы переселенцев второй половины XVIII столетия составляют крещеные удмурты Илишевского и Ермекеевского районов.

В Башкортостане удмурты расселены преимущественно в башкирско-татарском окружении. Между собой они всех тюркоязычных соседей называют башкирами (башкырт).

Данные лингвистики и этнографии и письменные источники свидетельствуют о южноудмуртском происхождении удмуртов Башкортостана. Но, как отмечают исследователи, в культуре и язвке здешних удмуртов встречаются также незначительные черты, характерные для северных удмуртов. Возможно, среди переселенцев были и их представители.

По некоторым лингвистическим и этнокультурным особенностям удмурты Башкортостана объединяются в несколько подгрупп. Самая крупная из них – буйско-таныпская, которая в свою очередь сама подразделяется на несколько подгрупп: буйскую, таныпскую, канлинскую, ташкичинскую. К буйской группе относятся удмурты основной части деревень Янаульского района. По своим языковым и этнокультурным особенностям удмурты этих поселений очень близки к удмуртам гондырского куста деревень Куединского района Пермского края. К таныпской подгруппе относится население нескольких удмуртских деревень Янаульского района, а также удмурты Калтасинского, Бураевского и Балтачевского районов. Канлинскую и ташкичинскую подгруппы составляют соответственно жители д. Канлы Кушнаренковского и д.Ташкичи Илишевского районов.


Другую крупную самостоятельную подгруппу составляют татышлинские удмурты, в которую входят жители удмуртских деревень Татышлинского района. Удмурты деревень Вотский Менеуз и Князь-Елга Илишевского района объединяются в князь-елгинскую подгруппу. Жители д.Купченеево Ермекеевского района относятся к бавлинской подгруппе, куда также входят жители удмуртских деревень Бавлинского района Татарстана. Язык удмуртов Башкортостана лингвисты относят к периферийно-южному диалекту южно-удмуртского наречия и выделяют в нем несколько говоров. Доля удмуртов, признающих удмуртский язык, в Башкортостане, по данным 1989 г., составляла 90 %, что значительно выше соответствующего показателя по Удмуртии (75,5 %) и является самым высоким показателем по сравнению с другими регионами.

Для говоров удмуртов Башкортостана характерно, с одной стороны, бытование вышедших из употребления в Удмуртии архаизмов, с другой стороны – включение в речь большого числа тюркизмов. Тюркское влияние чувствуется не только в заимствованных словах, но и в морфологических и фонетических особенностях языка удмуртов Башкортостана.

Большинство удмуртов Башкортостана разговаривают на трех языках – удмуртском, русском и татарском. Кроме того, многие понимают башкирский, некоторые – и марийские языки.


Проживает в Башкортостане и незначительное число крещеных удмуртов – это жители деревень Купченеево Ермекеевского и Вотский Менеуз И Князь-Елга Илишевского районов.

Природно-климатические условия Башкортостана практически не отличались от таковых на старой родине. Это позволило удмуртам адаптироваться на новом месте проживания. Как и раньше удмурты продолжали заниматься пашенным земледелием и подсобным животноводством. Определенную роль в их хозяйстве играли также пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство.

Поселения удмуртов Башкортостана имеют приречное расположение: большая часть их деревень расположена в притоках рек Быстрый Танып и Буй. Традиционным жилищем служили четырехстенные избы, основу планировки которых составляли нары и печь. С конца XIX в. получили распространение пятистенки. Основным строительным материалом служила древесина хвойных пород, в последние годы широко применяется кирпич.

Важным событием в жизни семьи признается возведение нового дома. Строительство дома сопровождается некоторыми обрядами. Например, при подъеме матицы на нее кладут шубу, а под ее концы – клок шерсти и монетку, чтоб в доме жилось тепло и безбедно.

Традиционный костюм удмуртов Башкортостана представляет собой один из вариантов южноудмуртского костюмного комплекса. В конце XIX – начале XX вв. одежду шили из домотканой пестряди, украшенной браным геометрическим орнаментом. Мужской костюм практически не отличался от такового у соседних народов. Основу его составляли рубаха до колен из пестрядинной или белой ткани, полосатые штаны. Головными уборами служили валяные войлочные шляпы и тюбетейки. Основу женского костюма составляла длинная рубаха (дэрем) из пестряди, украшенная оборкой (созы). Поверх нее носили передник (ашет). Летней верхней одеждой служили домотканые кафтаны (шортдэрем): кафтаны черного или серого цвета были повседневной одеждой, в белых шортдэмах ходили на моления. В качестве праздничной одежды женщины надевали безрукавные камзолы из цветного барахата, украшенные позументом. Осенью и весной одевали теплые посконные (зыбын) и суконные (дукес) кафтаны, которые носили и в зимнее время. Зимой также одевали овчинные шубы. Основным типом обуви являлись лапти (кут), зимой надевали валенки (гынсапег).

Очень своеобразными были женские украшения. Поверх грудного разреза рубах женщины носили нагрудники, украшенные монетами и обшитые по краям позументом (тошуко). Широко были распространены нагрудные подвески из монет (сырга и ошет), подбородочные повязки (сакал), накосные ленты (быдес, зырсикузя), а также бусы (весь), серьги (пельгы), перстни (зындес), браслеты (былэзик) и т.д.

Традиционную одежду удмуртки рподолжали носить до 30 – 40-х гг. XX столетия. В дальнейшем ее заменили одеждой, сшитой из покупных тканей, но сохранили традиционный покрой. В настоящее время покупают готовую одежду или же шьют из покупных тканей по современным фасонам.

В традиционной кухне удмуртов Башкортостана широко используются продукты земледелия и животноводства. Наиболее почитаемым продуктом питания являлся ржаной хлеб (зег нянь), в прошлом веке его заменил пшеничный хлеб (чабей нянь). Из муки пекут также различные лепешки (табань, куарнянь, уднянь, мульым), ватрушки (перепечь), шаньги (шанга), пироги с различной начинкой – калиной, картофелем, рыбой и т.д., пирожки (когыли). Основу питания удмуртов составляют супы (шыд) с добавкой круп, овощей, мяса, а также каши (жук), традиционными напитками являются травяные чаи, квас (сюкась), пахта (аръян). Из алкогольных напитков употребляют пиво (сур), медовуху (мусыр), самогонку (вина, кумышка). В настоящее время традиционная кухня сохраняет свои позиции, вместе с тем получили распространение современные городские блюда.

Основу календарных празднеств удмуртов Башкортостана составляют земледельческие обряды. Празднуют Вой (Масленицу), Быдзынал (Великий день, Пасха), проводят Бусы вось (напольное моление) – после завершения весенних полевых работ – в пору цветения хлебов, Сызьыл куриськон (осеннее моление) – после уборки урожая, Тол вось (зимнее моление) и т.д.

Наиболее консервативны похоронно-поминальные обряды. Умерших хоронят на деревенских кладбищах (шай), в гробах, ориентируя головой на север или юг. Ранее хоронили на лубе, без гробов. Проводят поминки (кисьтон) на третий, седьмой, сороковой дни, через год. На поминках обязательна кровавая жертва (вира сетон). Устраиваются также общие родовые весенние и осенние поминки. Очень архаичными поминальными обрядами являются кырвонез быдтон и уллань вандон, проводивших в честь умерших потомков.

Современное этнокультурное состояние удмуртов Башкортостана характеризуется процессами модернизации, вызванными глобализацией. Вместе с тем удмурты сохраняют многие свои этноспецифические характеристики, происходит возрождение традиционной религии.

Большая роль в сохранении и развитии традиций и языка удмуртов Башкортостана принадлежит Национально-культурному центру удмуртов в Башкортостане, созданному в 1996 г. в селе Новые Татышлы Татышлинского района.

Выпускники школ поступают в вузы Ижевска и Глазова, некоторые из них остаются там, пополняя ряды удмуртской интеллигенции. Живущие в Удмуртии писатель Фатых Пукроков, известные журналисты Валерий Нуриахметов, Рашит Хайдаров, Ульфат Шайхутдинович и Люза Бадретдиновы, архитектор Касим и Кадим Галихановы, лингвисты Риф Насибуллин и Бибинур Загуляева, доктор медицинских наук, профессор П.Н. Шараев, художники Менкадыр Зидияров и лауреат Государственной премии Удмуртии, заслуженный художник РСФСР Менсадык Гарипов – уроженцы Башкортостана. Известный удмуртский писатель-прозаик Роман Валишин также был уроженцем Республики Башкортостан. Среди одиннадцати удмуртов – Героев Советского Союза один – Ульмас Шакирович Шакиров – из Балтачевского района.

Культура удмуртов Башкортостана испытала влияние тюркской, русской и общероссийской культур. При этом последние воздействовали на нее унифицирующим образом, тогда как влияние тюркского мира придало черты своеобразия местной этнографической группе удмуртского этноса. При всех проявлениях иноэтнического влияния удмуртов Башкортостана сохраняется четкое этническое самосознание.

Читайте также: