Удмуртский музыкальный инструмент сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 1

Цель проекта:
Познакомиться с историей возникновения удмуртских музыкальных инструментов. Описать виды удмуртских музыкальных инструментов. Познакомиться с историей и разнообразием удмуртских музыкальных инструментов. Заинтересовать в сохранении удмуртских традиций.

Слайд 4

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 4

Слайд 5

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 5

Слайд 6

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 6

Слайд 7

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 7

Слайд 8

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 8

Слайд 9

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 9

Слайд 10

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 10

Слайд 11

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 11

Слайд 12

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 12

Слайд 13

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 13

Слайд 14

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 14

Слайд 15

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 15

Слайд 16

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 16

Слайд 17

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 17

Слайд 18

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 18

Слайд 19

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 19

Слайд 20

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 20

Слайд 21

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 21

Слайд 22

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 22

Слайд 23

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 23

Заключение.
Сегодня удмуртские музыкальные инструменты представляют важнейшую часть национальной культуры. Состав музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Каждый музыкальный инструмент обладает присущим ему тембром (характером, окраской) звучания, специфическими, динамическими возможностями и определённым диапазоном звуков.

Слайд 24

Удмуртские музыкальные инструменты, слайд 24

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Мелодия небесной росы: удмуртские духовые инструменты

Духовые музыкальные инструменты берут свое начало в незапамятные времена, когда люди научились извлекать звук из того, что их окружает. Духовой музыкальный инструмент словно продолжение человеческого голоса.

Мелодия небесной росы. Духовые инструменты удмуртского народа

Мелодия небесной росы. Духовые инструменты удмуртского народа

В древности у праудмуртов были разнообразные духовые инструменты. Их изготавливали из коры деревьев, стеблей полых травянистых растений, глины и других материалов.

Духовые инструменты удмуртской культуры относятся к архаическому пласту инструментальной традиции, потому что это тот самый инструмент, который вообще живет в природе. Неслучайно многие исследователи подтверждают этот факт тем, что духовой инструмент появился как продолжение человеческого голоса. Если говорить о духовых инструментах удмуртов, то надо сказать – их оказалось достаточно большое количество, но это было мало освещено в научной и популярной литературе

У многих древних предметов, которые в современном понимании сопоставляются с музыкальными инструментами, была утилитарная, хозяйственная, функция.

При раскопках городища Чеганда I пьяноборской (чегандинской) археологической культуры в Каракулинском районе Удмуртии был найден зуб медведя, который, возможно, использовался как манок. Инструмент относится к началу нашей эры. Скорее всего, он был связан с деятельностью охотников, которые жили в наших краях. Это еще прафинно-угорская общность. Также мы видим, что манки бывают изготовлены из костей животных – соболя, куницы. Большая часть относится к периоду IX-XIII вв

Охота для древнего населения Прикамья была одним из основных способов обеспечить себя пропитанием. С ней и связывают появление манков. В коллекции Национального музея Удмуртии им. К. Герда хранятся около 60 манков. Самый древний нашли при раскопках Буйского городища Уржумского района Кировской области. Большая часть манков датируется IX-XIII вв. Также их находили на городищах Дондыкар и Иднакар, что располагаются на севере Удмуртии.

На основании того, что были найдены манки, которые сделаны из полых костей животных, мы можем сделать вывод, что у них были духовые инструменты. Если грубо и просто сказать – дудочки, возможно, свирель, раз использовали полые трубочки, которые можно получить из растений, из деревьев. Но это тоже предположение. Манки есть, их много. Каждый мужчина был охотником, он использовал это орудие. И, возможно, после охоты у него были другие орудия – инструменты, на которых он играл дома

Еще один духовой музыкальный инструмент, который можно отнести к семейству манков, называется чипсон – монолингвальный аэрофон. У удмуртов бытовало несколько разновидностей: куро чипсон – дудочка из ржаной соломы, сяла чипсон – рябчиковый манок из кости, чипсон гумы – свисток из дудника.

Во время археологических раскопок на территории Удмуртии находили и варганы. По-удмуртски этот инструмент называется Ымкрезь. Два из них обнаружили в могильниках VIII-IX вв. Самый первый язычковый варган в Удмуртии нашли на городище Иднакар.

Носили их в специальных футлярах. По крайней мере, на Качкашурском могильнике был найден целостный варган и фрагмент деревянного футляра. Изготавливали их из медных сплавов. Скорее всего, ближе к латуни. В 2018 году при археологических раскопках при Нижнебогатырском скопище было найдено две единицы фрагмента варганов, сделанных из кости. Пока это предположение, что это варганы, но по своему внешнему виду, по типу, они действительно напоминают пластинчатые варганы, которые делали из медного сплава

Наиболее древние духовые музыкальные инструменты обнаружены при раскопках Луговского могильника VIII – VI вв. до н.э. ананьинской культурно-исторической общности. Это костяные флейты, которые состояли из 19 связанных между собой трубок.

Еще один духовой инструмент – быз. Его называют удмуртской волынкой. В фондах Национального музея хранятся два быза, возраст которых составляет более 100 лет.

Бытование этого инструмента локализируется в тех районах, где происходит межэтнический контакт, скорее всего, это некоторое заимствование у народов Поволжья. В первую очередь, роднит с марийской и чувашской волынкой. Быз – духовой инструмент, основа которого изготавливается из кожного мешка и из дерева. Из тростника выполняются элементы, выполняющие функцию мундштука – части, которые вводят звук, и трубочки, которые выводят звук

Игра на духовых инструментах в древности в большей степени была привилегией мужчин. И этому есть логичное объяснение.

Мифологическая основа духовых инструментов, суть их была в том, чтобы человек скрывал свой голос за голосом инструмента. Когда идешь в лес, ты должен стать своим для жителей этого ландшафта. В дальнейшем эта функция перешла к пастухам. Появились пастушьи сигнальные инструменты: рожки, трубы и флейты. Здесь есть разные функции этих инструментов: сначала это была сигнальная функция. Другая функция инструментов – что игралась музыка пастухами для себя. В этом случае таким инструментом являлись флейты

Пастуший рожок – скал сюр. Его изготавливали из коровьего рога. Его еще называют тутэктон. У этого инструмента есть русский эквивалент – рожок. Флейтовым был узьыгумы – удмуртская флейта, древний духовой инструмент. Его название происходит от слова гумы, что в переводе – дудник, дягиль.

Узьыгумы изготавливают из дягиля, дудника, а еше из заполонившего всю России борщевика. Он должен быть сухой, или можно его срезать и в тени высушить. Выбираешь, чтобы не был гнилым, без дырочек. Перегородки убираешь, срезаешь сверху 45 градусов, делаешь отверстие и узьыгумы уже готово. Раньше узьыгумы было с одним или двумя отверствиями, но мы используем и с тремя. Так можно играть практически все мелодии, которые у нас бытовали. С шестью еще больше, диапазон увеличивается. С тремя дырочками чуть больше октавы можно играть, а с шестью дырочками уже почти две октавы

Музыкальные инструменты Антон Васильев мастерит уже на протяжении 10 лет. И это не только духовые. В его коллекции – кубыз, китайская скрипка, глюкофон, бубен. Но больше всего душа лежит к изготовлению духовых – узьыгумы, чипсона и чипчиргана.

Узьыгумы

Фото: Руслан Нуриахметов ©

Чипчирган – натуральная труба без мундштука из полого стебля. Длина может варьироваться от 1 м до 2 м. На конце располагается раструб из бересты или коровьего рога. Звук в пределах полутора октав. Способ игры на чипчиргане – втягивание воздуха исполнителем сквозь сжатые губы.

чипчирган

Фото: Руслан Нуриахметов ©

Отмечается, что чипчирган был распространен еще в первой трети XX века. Одним из исполнителей был Иван Шабалин из Селтинского района. Его инструмент сохранился, правда, не полностью, без раструба. Он находится в Нацмузее Удмуртии.

Играть на этом чипчиргане очень сложно, нужна физическая подготовка. Мне, к счастью, еще удалось найти исполнителя на этом инструменте на севере Удмуртии, в Кезском районе. К сожалению, к тому времени ему было около 80 лет, он уже не играл на этом инструменте. Но он показал, как играется. Этот инструмент, по словам нашего этномузыковеда Ариадны Николаевны Голубковой, встречается только у двух этносов, помимо удмуртов: это коми – ближайшие наши соседи, у которых этот инструмент называется юсь пӧлян, то есть лебединая дудка, и у некого сибирского племени удэге

Одна из легенд о чипчиргане повествует о борьбе героев удмуртского эпоса, Юбера и Туганая, с владыкой подземного царства Пери, который, похитив чипчирган, отнял у удмуртов Голос народа, Радость, Свободу. Одолеть колдуна Пери помогает волшебный чипчирган. Эта легенда легла в основу либретто оперы-балета Геннадия Корепанова-Камского.

Еще один духовой инструмент – шулан. Это глиняные свистульки в виде птицы. Его происхождение нередко связывают с обрядовым значением. Распространен у многих народов России. В удмуртской традиции шулан изготавливали в виде утки или другой водоплавающей птицы.

Образ утки или гуся связан в удмуртской традиции с представлением о мироздании. Его воплощение мы видим в шулане, который делается в форме утки из глины. Видим узор утки и в вышивке. Например, на севере Удмуртии на нижней женской рубахе в районе плеча идет вышивка, которая символизирует утку. Возможно, это связано с тем, что задача незамужней девушки – выйти замуж и дать новую жизнь. Точно также, как и в мифе о создании мира, который объединяет практически все финно-угорские народы, и даже поволжские народы

В коллекции Национального музея Удмуртии имени К. Герда хранится шулан в виде птицы. В 1950 году его изготовил гончар Александр Беляев из д. Чаш-Копки Селтинского района.

Шулан использовали в обряде шайтан уллян, что переводится как изгнание беса.

Шуланы

Фото: Руслан Нуриахметов ©

Архаический прототип этого инструмента выполнялся, вероятно, из стебля травянистого растения, что и определило, возможное, его диалектное название – шулан гумы. Также имеются данные об игре на глиняных свистульках у южных удмуртов во время праздника Гырон быдтон, посвященный окончанию пахоты. Играть на сюй шулане в другое время запрещалось во избежание нанесения вреда будущему урожаю. Обряд благодарения Гырон быдтон приурочен к началу периода Инвожо – летнего солнцестояния. Возможно, игрой на глиняном инструменте с помощью свистящих звуков удмурты создавали своего рода защиту от потусторонних сил, наиболее опасных именно в переломный, переходный момент.

Шулан

Фото: Руслан Нуриахметов ©

Есть среди инструментов умельца и те, что рассчитаны на полный звукоряд. Это позволяет подобрать не только народный мотив, но и сыграть классическое произведение.

Анатолий Степанов

Фото: Руслан Нуриахметов ©

Удмуртские духовые музыкальные инструменты можно встретить не только в коллекциях музеев или в мастерских. Своим удивительным звучанием они наполняют современную музыку. Прошлое органично вплетается в настоящее, даруя старинным инструментам будущее.

Азвесям

Фото: Руслан Нуриахметов ©

Музыкальный инструмент тангыра

В удмуртской национальной культуре существует множество самозвучащих инструментов, которые являются отражением быта, образа жизни народа. Тангыра – представитель ударных. Ближайшие родственники – било, ксилофон. Древние его использовали для создания шумового эффекта, при помощи которого собирали народ на важные собрания. Он позволял не заблудиться в лесу охотникам, использовался в языческих ритуалах.

Устройство

Деревянные бруски, бревнышки, доски, подвешенные на высоте двух метров на одной перекладине – так выглядит конструкция. В качестве подвесов выбирали дуб, березу, ясень, которые у удмуртов считаются деревьями со светлой энергетикой. Музыкальный инструмент изготавливался из разных пород древесины. По подвесам ударяли палками, подобно игре на подвесном ксилофоне. Количество элементов произвольное. Играть на тангыре музыкант должен был двумя руками.

Музыкальный инструмент тангыра

Звучание и использование

Высушенные деревянные элементы издавали звонкие, гулкие звуки. Резонанс был настолько мощным, что звучание раздавалось на несколько километров, было слышно людям в разных селеньях. Часто инструмент изготавливался в лесу между двух деревьев, иногда в огородах. Сегодня увидеть его можно только в национальных музеях. Последнее звучание тангыра зафиксировано в 70-е годы прошлого столетия.


Материалы археологических раскопок доказывают, что музыкальные инструменты существовали у предков удмуртов уже в III–II вв. до н. э. Так, при раскопках городища Чеганда I пьяноборской (чегандинской) археологической культуры был найден уникальный свисток из зуба медведя, вероятно, связанный с охотой или входивший в число ритуальных инструментов. При раскопках могильников Мыдлань-шай и Красная Горка были найдены два варгана, относящиеся к поломской культуре и датируемые VIII–X вв. н. э. (местное название варгана – ымкрезь). В археологической коллекции Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда хранится 57 манков, относящихся к чепецкой археологической культуре (IX–XIII вв. н. э.). Манок (чипсон), изготавливавшийся из бедренной кости соболя или куницы, использовался для охоты.

В настоящее время практически не используются разнообразные инструменты, игравшие до недавнего времени большую роль в традиционном укладе жизни, исполнявшие разные функции (пеллян, шулан, тутэктон, тангыра, такыртон и другие).

Удмуртские инструменты, которые имели собственно музыкальные функции, упоминаются учёными-исследователями в XVIII веке. Некоторые инструменты бытовали в среде удмуртов в аутентичной форме до XX в., например, такие как чипчирган и узьыгумы. В 1930 г. житель деревни Шаклеи Селтинского района И. А. Шабалин, изготавливавший эти инструменты и игравший на них, на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности был награждён дипломом II степени.

В зависимости от назначения, крези имеют различные размеры и количество струн. Быдӟым крезь (великий крезь), имеющий большие размеры и большее количество струн (более 20), был культовым инструментом, который использовали во время общественных молений, обрядов. На небольших крезях играли во время праздников и гуляний. Один из крезей, хранящийся в Национальном музее Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, использовался в начале XX в. для обучения в Центральной удмуртской школе, в селе Большой Карлыган.

В Российском этнографическом музее имеется крезь из деревни Лудорвай, изготовленный в XIX веке Кузнецовым Димитрием. Другой крезь, из коллекции Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, с 23 струнами, изготовил в начале XX в. (и сам на нём играл) житель деревни Старый Сентек Кузьма Тихонович Башенин.

На свадьбах и гуляниях звучал инструмент кубыз, похожий на русский гудок (другие названия кубыза – куско крезь, коскан крезь). Фрагменты позднего варианта удмуртского кубыза были обнаружены в деревне Асан Кезского района, в 1987 году. С появлением недорогих фабричных скрипок традиция изготовления этого музыкального инструмента прервалась, однако исполнительская традиция жива.

Была у удмуртов и волынка – быз (бызгетон). Инструмент состоит из резервуара, сшитого из телячьей кожи (шкуры) или из выделанного бычьего пузыря, и деревянных трубок с раструбами из коровьего рога. В музейных коллекциях хранятся инструменты, бытовавшие в северных районах Удмуртии.

В различных обрядах использовались ударные инструменты: двусторонний удмуртский барабан дымбыр, бубен (бубень), изготавливавшиеся из дерева и кожи.

В настоящее время удмуртские инструменты находят применение в творчестве музыкальных, фольклорных коллективов.

Большой вклад в работу по воссозданию удмуртских музыкальных инструментов внёс С. Н. Кунгуров: благодаря его работе был возрождён инструмент крезь. Инструмент кубыз обрёл вторую жизнь благодаря деятельности Миклоша Дэметера. В настоящее время в Удмуртской Республике созданием удмуртских музыкальных инструментов занимается ряд специалистов: С. С. Трофимов (г. Воткинск), С. Г. Капустин (г. Ижевск), В. А. Широбоков (Якшур-Бодьинский район), Е. Ю. Бикузин (г. Ижевск), А. А. Кузнецов (г. Ижевск).

Читайте также: