Учитель попросил учащихся подготовить сообщение о критериях истины и выступить с ними на след уроке

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок-исследование.

I. Организационный момент

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему?

- Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

1. Свойства истины.

2. Критерии истины.

4. Истина и заблуждение.

II. Новый материал

Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение - неадекватное отражение действительности.

1. Свойства истины.

- Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?

(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)



2. Критерии истины

Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме - философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты полагали, что критерием истины является разум.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач, т. е. признание практики универсальным критерием истины.

- Охарактеризуйте сущность каждого из критериев?

- Какие сильные и слабые стороны вы видите в представленных воззрениях?

- Достижимо ли такое знание?

- Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

- В мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил:

- А эта истина абсолютна?

- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.

- Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины.

- Что их объединяет?

- Какие различия вы видите?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

4. Истина и заблуждение.

- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.

Истоки человеческих заблуждений:

• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.

• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.

• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.

• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тест 2. Методологическая основа обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и требования к результатам освоения программ

Вопрос 1 Методологической основой ФГОС 2021 является

Вопрос 2. Ведущим видом деятельности учащихся основной школы является (выберите верный ответ):

a. игровая деятельность

b. деятельность общения

c. трудовая деятельность

Вопрос 3 Согласно методологии ФГОС 2021 из профессиональной деятельности учителя необходимо исключить (выберите все верные ответы):

a.дифференциацию требований к учащимся

b. трансляцию знаний

c. предъявление учебных заданий для формирование умений

d. организацию групповой и индивидуальной форм работы

e. ориентацию на среднего ученика

Вопрос 4. Методологический подход ФГОС является основной для разработки следующих требований к результатам освоения образовательной программы (выберите все верные ответы)

Вопрос 5. С позиций методологии ФГОС 2021 ведущим в содержании образования является формирование у учащихся (выберите все верные ответы)

a. умений, необходимых для жизни в современном обществе

b. предпрофессионального опыта

c. системы знаний

d. навыков учебной деятельности

Вопрос 6. К метапредметным результатам обучения, формируемым в рамках методологии ФГОС, относятся (выберите все верные ответы)

a. умения самоконтроля

b. знания основ естественных наук

c. умения осуществлять совместную деятельность

d. базовые логические умения

Вопрос 7. С позиций методологии ФГОС 2021 на уроке необходимо предъявлять учебные задания, направленные на (выберите все верные ответы)

a. применение знаний в различных ситуациях

b. открытие новых знаний

c. воспроизведение знаний

d. интеграцию знаний

Вопрос 8. В соответствии с методологией ФГОС 2021 целью педагогической деятельности является (выберите верный ответ)

a. передача готовых знаний

b. организация фронтальной работы на уроке

c. осуществление лекционно-семинарской системы обучения

d. развитие умений по преобразованию и применению знаний

Вопрос 9. Согласно методологическому подходу ФГОС 2021, признаками учебной деятельности школьника являются (выберите все верные ответы)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 408 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.02.2022 3656
  • DOCX 18.7 кбайт
  • 109 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Купрякова Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1.Запишитеслово пропущенное в таблице:

Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов

На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.

3. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ри­сти­кой сту­пе­ней по­зна­ния че­ло­ве­ком мира.

1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление 5) практика

6) суждение 7) понятие

4. Существует множество истин, опирающихся на повсе­дневный опыт и не требующих научного обоснования. Какие из представленных ниже положений являются такими истинами? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях

2) перед засухой муравьи ищут для жилья затемнен­ные, влажные впадины

3) в озоновом слое Земли появились дыры 4) при дыхании человек поглощает кислород и выды­хает углекислый газ 5) существует наследственная предрасположенность к от­дельным заболеваниям 6) листья алоэ способны заживлять раны и лечить забо­левания кожи

1) соответствие законам логики 2) соответствие ранее открытым законам науки

3) соответствие фундаментальным законам 4) соответствие мнению большинства 5) соответствие мнению лидеров 6) практика

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

А) от­ра­же­ние в со­зна­нии че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та

1.Запишитеслово пропущенное в таблице:

Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира

Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух ха­рак­те­ри­зу­ют виды че­ло­ве­че­ских зна­ний.

1) научные истины 2) народная мудрость 3) мифология 4) гипотеза

4. Старшеклассники рассматривали проблему общественно­го прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявле­ниями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники 2) культурная унификация 3) рост влияния транснациональных корпораций 4) повышение уровня образованности населения 5) расширение рынка рекламы 6) рост продолжительности жизни людей

5. Выберите верные суждения об истине и запишите циф­ры, под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть ее признание автори­тетными лицами.

2) Критерием истины может быть ее соответствие ранее открытым законам науки. 3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. 4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений. 5) Любая истина со временем может быть опроверг­нута.

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

А) фик­са­ция су­ще­ствен­ных свойств пред­ме­та

Б) от­ра­же­ние пред­ме­тов и их свойств в виде образа

В) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние на­ли­чия у пред­ме­та каких-либо свойств

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обоб­щен­но­го об­ра­за пред­ме­та

Д) от­ра­же­ние в со­зна­нии че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

7. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти школь­ни­ка. Какие от­ли­чи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти ха­рак­те­ри­сти­ки ука­за­ны.)

1) на­це­лен­ность на по­лу­че­ние зна­ния, но­во­го для всего че­ло­ве­че­ства 2) на­це­лен­ность на раз­ви­тие соб­ствен­ных во­ле­вых ка­честв 3) на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний 4) на­це­лен­ность на раз­ви­тие фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей

5) на­це­лен­ность на овла­де­ние опре­де­лен­ны­ми уме­ни­я­ми 6) на­це­лен­ность на при­об­ще­ние к опыту че­ло­ве­че­ства

8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

\u21161- \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0440\u0430\u043d\u0435\u0435 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u044b\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430\u043c (\u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0434\u0432\u0435 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b \u0442\u0440\u0435\u0443\u0433\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0432 \u0441\u0443\u043c\u043c\u0435 \u0434\u0430\u044e\u0442 20 \u0443.\u0435, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0442\u0440\u0435\u0442\u044c\u044f \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430 \u0440\u0430\u0432\u043d\u0430 30 \u0443.\u0435., \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u043f\u043e \u0440\u0430\u043d\u0435\u0435 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u044b\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430\u043c, \u0441\u0443\u043c\u043c\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d \u0432 \u0442\u0440\u0435\u0443\u0433\u043e\u043b\u044c\u043d\u0438\u043a\u0435 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0434\u043b\u0438\u043d\u044b 3 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b)

\u21162- \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 (\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u041d\u044c\u044e\u0442\u043e\u043d\u0430(\u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435\u0441\u044f \u043d\u0435\u043e\u0441\u043f\u043e\u0440\u0438\u043c\u043e\u0439 \u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u043e\u0439) \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043c\u0430\u0442\u0435\u043c\u0430\u0442\u0438\u043a\u0435 \u0438 \u043b\u0435\u0436\u0430\u0442 \u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0439 \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u0435\u0445\u0430\u043d\u0438\u043a\u0438; \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u043d\u0438\u043c \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b\u043c \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0445 \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439)

\u21163- \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043b\u043e\u0433\u0438\u043a\u0435 (\u0438\u0441\u0442\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0437\u0430 \u043f\u043b\u043e\u0445\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0438\u0435 \u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0438, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c \u0438 \u043c\u0435\u0440\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b, \u0430 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0431\u044b \u043d\u0435\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u043d\u043e \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e \u043e\u0446\u0435\u043d\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0435\u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443)

Читайте также: