Убранство коня башкир сообщение

Обновлено: 04.07.2024

- на примере литературы и искусства показать значение лошади в жизни башкир.

- развивать у детей умение самос тоятельно подбирать материал к уроку;

- развивать умение конспектировать основные мом енты урока;

- умение вести поискову ю работ у по источникам к заданной теме.

- прививать любовь и уважение к культуре , литерат у ре, традициям и обычаям

- формировать чувство гордости национальной ку льт урой;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

1. Научить учащихся познавать новое из истории и современности башкирской лошади.

- творчески подходить к выполнению домашнего задания ;

карта Башкортостана, плакаты, портреты, магнитофон, эпидиоскоп, картины с

I. Организаци онный момент (на стройка у чащихся на у рок)

II. Сегодня у рок у нас необ ычный, объе диняющий эк ологию, историю,

Мы проведем сег одня конфе ренцию на тему « Башкирская лошадь.

Я хочу представить наших г остей (в рол ях высту пают учащиеся класса) :

Чем занимались башкиры с др евнейших врем ен? (скотов одством)

Рассказ учителя. Ба шкирские лош ади были низк орослые, вынослив ые,

способные пе реносить трудности, лише ния. Они нах одились на подножном

корму, то есть они копытам и из - под снега доб ывали корм.

Для чего исп ользовались баш кирские л ошади? (конина, ку мыс, из

лошадиных шку р изготовляли обу вь и разну ю утварь и т.д.)

Башкиры придавал и большое зна чение лоша дям и у бранству коня

- Как вы думаете во сколько лет баш киры обу чали своих дет ей верховной

Уч итель: За кончилось Х Х столетие, пожалу й, одно из са мых страш ных и

трагических в ист ории чел овечества. В тысячелетней и стории дом ашней

лошади это л ишь миг. Что ожидает её в XXI веке – неведом о. Поэтому мы и

решили сего дня поговорить о башкирск ой лошади. И эпи графом к нашей

Суровые у словия кочевог о скотоводст ва и естественно й селекции позволили

не только сох ранить, но и развить лу чшие качества пород ы, создав

неповториму ю башкирску ю лошадь. (Описан ие башкирско й лошади: по

внешнему в иду она резко отл ичается от дру гих пород: низк орослая,

коренастая, но ст ройна и к расива, савра сой масти (шерсть песча но - жёлтого

цвета), по спи не проход ит, как ремень, темная полоса. Но ги ниже к олен

чёрные, грива и хвост – тоже черные. О на похо дит на дику ю лошадь. К зиме

обрастает дл инной и гу стой шерстью, а весной линяет. Баш кирская лоша дь

отличается от д ругих пород и св оим поведением. Она очень вынослива, легко

переносит и су ровую зиму с треску чими морозами, и з нойное лето с су хими

ветрами. Хорош о бегает п о степным про сторам и легко к арабкается с

Без лошади невозм ожно пре дставить историю Башк ортоста на.

Благодаря табу нам полу диких лошадей башкир не был з акрепощен на клочке

вспаханной земл и, а свободно к очевал на огром ных прост ранствах, что

позволило баш кирам постоя нно общать ся с дру гими народа ми, успешно

защищаться от за хватчиков. Сег одня мы можем вст ретить толь ко остатки

табунов башки рской лошади в нескольких х озяйствах Зау ралья.

Учитель: А сейч ас дадим слов о историку - этнографу. Тема выступл ения:

Историк–этногр аф: О происхож дении башки рской лошади су ществует

несколько мне ний. По мне нию некотор ых ученых, башк ирские ло шади -

потомки м онгольских лошад ей. Вторая группа у ченых считает, что

башкирская лоша дь приве дена из Азии в о II – VII веках кочевыми

племенами. Но археологиче ские раскопки п о казывают, чт о народы, живу щие

на территории Баш кортоста на, ещё д о нашей эры за нимались охотой и

скотоводством. В пещере Шул ьганташ найдены р исунки с и зображением

Это доказывает, чт о лошади д авно живут на территории Ба шкортостана и

В эпических преданиях сказа но, что ба шкирская лоша дь берет на чало от

Живая память аксакалов довела д о нас более прав дивую ин формацию. В

далекие времен а в наших края х обитали дикие лошади – тарпаны. О т

скрещивания тар панов и дома шних лош адей полу чались гибриды, которые

Потомство а ргынов сохранял о самое це нное для кочевник ов качеств о диких

лошадей - косячны й инстинкт. Второе ценное к ачество – тибенл яу –

инстинкт корм одобычи под покровом снега, который они разгребали

Среди совреме нных башк ирских лошадей мо жно выделить три, несколько

Учитель: Воин и охотник на к оне во все м великолепии боевого убранства –

любимый и оч ень распростране нный об раз в башкирск ом фольклоре.

Башкиры у деляли особое в нимание у бранству коня. Для освещения это й

Ремесленник : По достоинству коня, по качеству и отделке и убранства коня

и оружия су дили о самом бат ыре. Поэтому декоративному оформлению

конского снаря жения придавало сь первостепе нное значени е. В седле в

основном дек орировал и переднюю лу ку, украшая резн ыми узорами или

посеребренными накладками. Н акладки украшали сереб ряной насе чкой.

Украшали сереб рением и металл ические стрем ена, различн ые по форме и

технике изготовле ния – литые, кова ные, массивные и легк ие, полу овальные и

арочного вида. Все ременные ч асти сбр уи, кроме пов одьев , у крашались

посеребренн ыми металл ическими накла дками – пластинами разной формы и

круглыми бляха ми. Необх одимо отмети ть, что предметы у бранства коня

украшались не т олько с цель ю создания крас оты. По поверь ю башкир, се дло

с серебряным и украшени ями охранял о батыра и его коня о т неприятносте й.

Недоуздок и у зда – делали из мягк ого ремня, волося ной, коно пляной или

Какой бы враг ни угрожал России — Башкирия слала ей на помощь свои полки.

В середине XVI века башкиры участвовали в Ливонской войне и в крымских походах.

В начале XVII века башкирские джигиты в составе войск нижегородского воеводы сыграли немалую роль в войне с польско-шведскими интервентами.

В 1794 году сенат издал указ, по которому башкиры были приравнены к казакам. Это давало башкирам немалые привилегии, к примеру, освобождало их от уплаты ясака. Башкиры были обязаны нести военную службу на границах России.

Война 1812 года сразу же стала для народов России отечественной. И башкиры восприняли её именно такой. Поэт Сергей Глинка писал о том, что они “сами собой вызвались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки?”.

Народ снарядил своё войско. Более тридцати национальных полков, сформированных на башкирской земле, отправились защищать Родину от нашествия врага. В то же время 14 полков оберегали границу на востоке.

Конники покрывали огромные пространства, чтобы на назначенных местах скрестить своё оружие с оружием захватчика.

Вот моментальный снимок, сделанный современником с башкирских кавалеристов: “Мчатся на своих степных конях, известных своей крепостью и быстротою, башкирцы в красных суконных кафтанах, обшитых позументами, в высоких остроконечных шапках, вооруженные пиками, луками и колчанами со стрелами; в числе их резко обозначаются витязи (батыры), покрытые сверх кафтанов кольчугами, в железных шлемах”.

Что и говорить — не очень-то надёжная защита от пуль, снарядов и картечи.

И всё же пользу башкирские воины принесли немалую. Наполеоновские военачальники отзывались о башкирах с уважением. “Нас особенно угнетали отряды башкир, вооруженных копьями и луками”,— писал один из них. Другой подтверждал: “Потери, вместо того чтобы охладить их исступление, казалось только их подогревали”,— и сообщал, что французы вооруженных стрелами башкир прозвали “амурами”.

писал известный русский поэт Н. Батюшков.

УБРАНСТВО КОНЯ У БАШКИР

Производство вооружения, воинского снаряжения и предметов убранства коня у башкир опиралось на кузнечное ремесло и на выделку кожаных изделий. Для этого использовались металл, кожа и дерево.

Для верховой езды башкиры использовали главным образом жеребцов и меринов. Особым почитанием пользовались у башкир иноходцы.

Для управления лошадью башкиры, как и другие народы, пользовались недоузком и уздой. Поводья изготовляли из мягкой кожи, волосяной, конопляной, реже льняной или мочальной бечёвки. Верховая езда на лошади достигла совершенства лишь с изобретением жесткого седла и с появлением стремян. Башкирское седло имеет деревянный остов из ленчика и двух лук — передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, задняя — была пологой. Головка передней луки заканчивалась округлым уступом и с боков украшалась орнаментом.

Различались сёдла мужские и женские, взрослые и детские. Ленчик мужского седла покрывался лоскутом войлока, сверху на него всегда накладывалась подушка. А под седло подкладывался толстый войлочный потник, часто обшитый снаружи кожей.

Особой нарядностью отличались седельные чепраки свадебной лошади невесты. Детские седла были меньших размеров и оформлялись скромно.

Стремена делались у башкир в основном из металла. Были в обиходе и деревянные стремена, которые изготовлялись из берёзы, черёмухи, а иногда из ивы. Башкиры старались делать стремена нарядными. Деревянные стремена орнаментировали резными узорами, иногда красили.

Устойчивость седла на спине лошади обеспечивалась подпругами, нагрудником и подхвостником. Ременные нагрудники украшались посеребренными накладками из пластин и различного рода бляшек. Тщательно отделывались и плётки.

ВООРУЖЕНИЕ

Башкирская конница представляла собой довольно значительную силу, когда использовалась в сочетании с регулярными войсками. Особенно в лесах, степях и горах она была неуловима. Искусно владея луком и пикой она метко поражала противника. К воинским снаряжению относились поясные ремни, колчаны и налу чья, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее — различные футляры и сумы для дроби и пороха. Если в распоряжении богатых и более состоятельных имелись не только пики и сабли, но и пистолеты и ружья, то бедная часть населения была вооружена главным образом луком, стрелой, саблей и пикой.

Башкирский боевой лук склеивался из двух пластин разнородного дерева. С внутренней стороны для прочности и упругости в нём бывали подклеены по всей длине роговые пластины. А снаружи для предохранения от сырости он склеивался берестой. Лук был небольшой, метр длиной, довольно сильно изогнутый, с отогнутыми концами, очень эластичный. Тетива боевого лука чаще всего была шелковая. Хранился лук и возился в поход в кожаном налучнике, украшенном тиснённым орнаментом или железными бляхами, покрытыми серебряным чеканным узором.

Стрелы помещались в колчанах, по 16 — 25 штук каждом.

В качестве боевого оружия употреблялись особого рода кистени — железный шар, укрепленный при помощи короткой цепи на конце довольно длинного древка.

Железные копья или пики имели ромбическую в сечении форму, с глубокой втулкой, насаживающейся на длинное древко.

Оборонительным башкирским оружием были железные кольчуги и латы из кованых железных пластинок, нашитых на сукно.

Со второй половины XIX века кремневые ружья у башкир вытеснили пистонные, появились и берданки. Некоторым своеобразием отличались ружейные принадлежности. На ремне была привязана пороховница из козьего или коровьего рога, кожаный мешочек или роговой сосуд для дроби, футлярчик для пистонов, костяная мерка для пороха и дроби, особый кожаный мешочек для пуль или матерчатый для пыжей.

Лучшие народные мастера трудились над изготовлением украшением воинского снаряжения, так как для башкир и воин, и конь были олицетворением боевой славы и доблести.

нажмите сюда, если вы перешли по ссылке и не видите левого фрейма с меню.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Повторение пройденного материала Какой металл применяли башкиры для украшения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторение пройденного материала Какой металл применяли башкиры для украшения.

Повторение пройденного материала Какой металл применяли башкиры для украшения предметов? Какие методы украшения они применяли? Какие воинские снаряжения башкир вы знаете? Башкирский боевой лук Боевые стрелы

На коне чудесном седло, Ну а к луке седла того Приторочен алмазный меч; Лита.

На коне чудесном седло, Ну а к луке седла того Приторочен алмазный меч; Лита из золота лука седла, Недоуздок на нем золотой;

20.01.10. Убранство коня Башкирская порода лошадей. Значение коня в жизни баш.

20.01.10. Убранство коня Башкирская порода лошадей. Значение коня в жизни башкир. Убранство коня: снаряжения и предметы для верховой езды. снаряжения и предметы для гужевой езды.

Башкирская лошадь









Дуговая запряжка. 1) уздечка; 2) дуга; 3) хомут; 4) седелка; 5) чересседельн.

Дуговая запряжка. 1) уздечка; 2) дуга; 3) хомут; 4) седелка; 5) чересседельник; 6) подбрюшник; 7) шлея; 8) вожжи.

Бездуговая запряжка.

Закрепление пройденного материала Почему башкиры придавали большое значение к.

Закрепление пройденного материала Почему башкиры придавали большое значение к убранству коня? Какие убранства применяют для верховой езды? Какие элементы сбруи для гужевой езды вы запомнили? Какие произведения и песни знаете про башкирского коня?

Домашнее задание: §15, стр. 113-119; Р.Т. Стр. 12, задание 1-3 составить кро.

Краткое описание документа:

Башкирские лошади по жизни сопровождали башкир, и играли большую роль в жизни наших предков. Во все времена с глубокой древности до наших дней, поэты, художники, скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая их на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне. Давайте и мы отдадим дань уважения лошади.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 545 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 24.01.2015 3984
  • PPTX 4.1 мбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ахметов Раиль Гатуфович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

О бщеизвестна любовь башкир к лошадям. Не случайно, поэтому образ лошади играет видную роль в эпосе башкир, в их изобразительном искусстве, народных песнях. В этом плане показательна песня - предание башкир "Кара юрга” (Вороной иноходец). В прежние времена, говорится в ней, башкиры жили родами, егеты (женихи) одного рода, нарядившись в лучшие одежды и оседлав лучших скаковых лошадей, выискивали себе девушек в других родах. Когда такие девушки находились, начиналось сватовство. Таким образом, между родами возникали родственные связи, дружественные отношения. Это приносило мир и удовлетворение каждому роду.
Н екий прославленный егет Бурзянского рода, поется в песне, выехал на своем иноходце и высмотрел себе красивую девушку в соседнем Кубалякском роде. Вернувшись, домой, он заслал сватов к ее родителям и получил их согласие. Отец егета дал в числе махара (выкупа за невесту) табун лошадей и прославленного повсюду Вороного иноходца. Однако Кара – юрга начинает худеть на чужом подворье; он фыркает и ржет, без конца бьет копытами землю, поднимая клубы пыли. Невеста егета каждый день взбирается на иноходца, ездит на нем верхом, напевая в такт его рыси сочиненную ею песню, восхваляющую достоинства коня.
В один из погожих летних она облачается в роскошные одежды, надевает на себя украшения, кашму (женский головной убор, украшенный кораллами и серебряными монетами). Накинув на иноходца серебряную уздечку и серебряное седло, она отвязывает коня от белой коновязи и, вскочив в седло, решает погарцевать перед юртами. Однако, возбужденный иноходец уносит девушку в родные края, к дому своего прежнего хозяина.
Сородичи невесты пытаются догнать, но бесполезно – Вороной умчался как ветер. Тогда девушка взмолилась:

Гриву черную и длинную твою
Заплетать не стану, мой юрга
Спину круглую и мягкую твою
Я не трону плетью, мой юрга,
Не увози ж меня, невестку, на тебе верхом сидящую.
Хайт, Кара - юрга, Тайт, Кара – юрга.
Колья белые да в землю я вобью,
Но тебя не привяжу к ним, мой юрга

С амым почетным заказом для мастера было изготовить добротное и красивое седло. У башкир оно было в основном таким же, как у многих евразийских конных номадов и состояло из деревянного остова (ленчика) и двух лук – передней и задней. Передняя лука была выше, чем задняя и устанавливалась она круто, почти вертикально. Задняя лука обычно была наклонной. Ленчик и луки скреплялись ремнями, нитями из сухожилий. Башкиры старались декорировать переднюю луку. Ее головка оформлялась в виде щитка овальной формы и орнаментировалась с боков резными узорами из спиралей или розеток. Часто ей придавали форму птичьей головы, тогда седло силуэтом напоминало птицу. Орнаментировалась и задняя лука, но скромнее и лаконичнее.

Л уки седла украшались металлическими накладками в виде полумесяца, орнаментированными серебряной насечкой или гравировкой. Узоры на накладках представляли стилизованные растительные мотивы или роговидные фигуры.К ленчику прикреплялись стремена, которые у башкир были преимущественно металлическими, хотя в обиходе были и деревянные, вырезанные из цельного капокорня или составленные из отдельных кусков. Деревянные стремена были легкими, поэтому они были незаменимыми при охоте верхом в зимнее время, их большей частью не орнаментировали, совершенством формы и тщательностью отделки они органически вписывались в общую композицию конского убранства.Седло на спине коня удерживалось широкой подпругой, нагрудником и потфеей (подхвостником). Они изготовлялись в основном из кожи, хотя встречались волосяные и мочальные. Ременные нагрудники и потфеи украшались посеребренными накладками из пластин и круглыми бляхами. Бляхи укреплялись на местах соединения ремней на груди и крупе коня. (Аналогия: в жилище орнаментировались все точки его связи с внешним миром, чтобы "чужое”, а значит враждебное, не проникло в него) Бляхи по форме (они были полусферическими) и по названию (по-башкирски - комбэз "купол”) напоминали юрту. Ученые не исключают, что форма блях навеяна поэтическом образом белой юрты в песенно – эпическом фольклоре кочевых народов.

С боку от седла по обе его стороны свисал чепрак, покрывавший бока коня. Чепраки в далеком прошлом орнаментировали аппликацией: крупные (чтобы было видно издали) тканевые узоры накладывали непосредственно на кошму. Украшались они парными двусторонними или односторонними завитками, квадратами и ромбами, которые широкой полосой занимали края, по углам размещались треугольником одиночные узоры. На войлочный чепрак обычно нашивали цветную ткань, которую орнаментировали аппликацией или вышивкой. Но ткань покрывала не всю его поверхность. Она нашивалась полосками по краям и четырехугольником в центре, тем самым поверхность чепрака, как и ковров, кошм и паласов в юрте или доме делилась на центральное поле и кайму. Цветными чепраками украшался конь невесты. При переезде из отчего дома в деревню жениха она ехала верхом на празднично убранном цветными чепраками коне. Невеста в нарядно орнаментированном традиционном костюме и с множеством украшений на празднично оседланном коне представляла собой единый ансамбль.

Б ашкиры в прошлом были не только скотоводами и охотниками. Время от времени они становились и воинами. Полукочевой образ жизни, вне всякого сомнения, способствовал развитию некоторых военных качеств. С другой стороны, жизнь по соседству с разноплеменными степными народами, широко практиковавшими карымту (кровная месть) и барымту (экономическая месть), нередко вынуждала этот миролюбивый по природе народ браться за оружие. Нередко в войнах наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Преподаватель Уфимской духовной семинарии Василий Зефиров в середине XIX в. записал рассказы участника Отечественной войны 1812 г башкира Джантюри, который в составе башкирских полков победоносно вступил в столицу Франции.

-А что, - спросил я, - хорош Париж?

-Славный город, больно славный! Какие бабы там, - прибавил он, смеясь, - бик якши ( с башкирского языка – очень хорошо). Только моя жена не пускала меня одного гулять…

-Как жена, - прервал я его речь, - да разве и она была на войне?

-Была и медаль имеет.

Присутствовавший при этом разговоре Василия Зефирова с Джантюрой башкирский старшина уточнил: "Что, хазрет (с арабского – господин), ты шутишь с нами. Ты видел, как мои девки ездят верхом, только пику в руки, то и совсем казак, хоть какого удальца снесут с лошади”. (Башкирия в русской литературе. Т.1. Уфа. 1989. С.409)

С илу диковинного и примитивного с точки зрения европейцев вооружения башкир испытали на себе многие европейские народы: поляки и шведы, пруссаки и французы, турки и другие. А вооружение их состояло из немногих предметов. Владимир Даль, участник военных походов Оренбургского генерал - губернатора Василия Перовского в Туркестан и казахские степи, к которым привлекались и башкиры, особо подчеркнув их обходительность и ласковость, писал: "В сражении башкирец передвигает колчан со спины в грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и со скоростью ветра посылает их одну за другой; при нападении низко пригибается к лошади и – грудь нараспашку, рукава засучены с пронзительным криком бросается на врага”.

Л ук со стрелами был традиционным, но не единственным оружием у башкир. Издавна в бою они применяли пики и кистень, сабли и ружья. Уже упомянутый башкир Джантюри, вспоминая свое участие в Отечественной войне 1812 г., рассказывал Василию Зефирову: "В прежние времена башкирцы были не те, - бывало, назначат поход: кольчугу на себя, сверху синий кафтан, на голову белый колпак, за спину колчан со стрелами, к поясу пристегнуть саблю, в руку копье – и пошел, куда командир велит. В таком наряде я был на войне с французами и в их большом городе в Париже” (Башкирия в русской литературе…С.409) Башкирские полки участвовали в сражении под Лейпцигом, известном как "битва народов”. Французский генерал де Марбо в своих мемуарах писал об огромном впечатлении, произведенном на французов башкирскими конниками, которых за мастерское владение луками французы называли "амурами” (l'amour). "Эти новички, - писал наполеоновский генерал, - еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая превратить нас в бегство при первой встрече в самый день своего появления, в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их наступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно”. Башкирские воины участвовали в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Франкфурта-на-Майне и, как указывалось, победоносно вошли в Париж. И были награждены серебряными медалями "За взятие Парижа 19 марта 1814 года”, "В память войны 1812 – 1814 г.г.” и другими знаками отличия.

М ногое из вооружения башкир было универсальным. Лук со стрелами, пики, кистени, кремневые пистолеты и др. имели военное применение, и в то же время они были и охотничьим оружием. В будни ими украшали жилище. Развешанные по покрытым кошмами стенам юрты они олицетворяли богатство, зажиточность их владельца, были предметом его гордости. Известно, что боевые лук и стрелы отличались от охотничьих. С.И.Руденко писал: "Башкирский боевой лук несколько отличается от охотничьего. Он всегда склеивался из двух пластин разнородного дерева, с внутренней стороны для прочности и упругости в нем бывали, подклеены по всей длине роговые пластины, а снаружи для предохранения от сырости он склеивался берестой. Лук этот небольшой, метр длины, довольно сильно изогнут, с отогнутыми концами, очень эластичен. Тетива боевого лука чаще всего шелковая. Хранился лук и возился в поход в кожаном налучнике, всегда украшенном тисненым орнаментом и железными бляхами, покрытыми серебряным чеканным узором" (Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии… С.24).

Б оевые стрелы , которые отличались от охотничьих главным образом формой своих наконечников, хранились и возились в кожаных колчанах по 15-25 штук в каждом. Как и налучники колчаны украшались железными пластинами и бляхами, покрытыми серебряной чеканкой.
Б ашкиры высоко ценили свои боевые стрелы. Знаменитый партизан Отечественной войны 1812 г., писатель Денис Давыдов был свидетелем одного весьма забавного случая, приключившегося с французским офицером. "На перестрелке взят был в плен французский подполковник, которого я забыл имя. К несчастию, природа одарила его носом большого размера, а вследствие случайностей войны этот нос был пронзен насквозь стрелою, которая остановилась ровно на половине длины своей. Подполковника сняли с лошади и посадили на землю, чтобы освободить его от этого беспокойного украшения. Много любопытных, между коими несколько башкир, обступили страдальца. Но в то время, как лекарь, взяв пилку, готовился пилить надвое стрелу возле самого носа, так, чтобы вынуть ее справа и слева, что почти не причинило бы боли и еще меньше ущерба этой громадной выпуклости, - один из башкирцев, узнав оружие, ему принадлежащее, схватил лекаря за обе руки. "Нет, - говорил он, - нет, бачка, не дам резать стрелу мою; не обижай, бачка, не обижай! Это моя стрела; я сам ее выну". "Что ты врешь, - говорили мы ему, - ну, как ты вынешь ее?"

" Д а, бачка, возьму за один конец, - продолжал он, - и вырву вон; стрела цела будет". "А нос?" - спросили мы. "А нос? - отвечал он, - черт возьми, нос?" Между тем подполковник, не понимая русского языка, угадывал, однако ж, о чем идет дело. Он умолял нас отогнать прочь башкира, что мы и сделали. Долг платежом красен: тут в свою очередь французский нос восторжествовал над башкирскою стрелою" (Башкирия в русской литературе… С.165 - 166).
О рнамент на налучниках и колчанах был в гармоничном единстве с их формой и размером. "Большие пластины у основания колчанов и налучий своей формой повторяют очертания нижних краев этих предметов. По бокам идут узкие пластины с полосой орнамента из зигзагов или различных в ряд пальметок. С внутренней стороны пластины имеют профилировку в виде полукружий. В центральной части колчанов и налучий живописно разбросаны наподобие ярких звезд на темном фоне неба круглые орнаментированные бляхи разных размеров. Темно - коричневый цвет кожи с ее мягкой фактурой четко оттеняет серебристую поверхность бляшек, создавая эффект цветовых контрастов.
Д екоративное решение некоторых налучий целиком построено на этом принципе: они не имеют обрамления металлическими накладками; вся поверхность налучия представляет как бы уходящий за пределы предмета глубокий фон, на котором серебряные бляшки разбросаны гроздьями - созвездия. Контрастность темного и серебристо - белого положена в основу орнаментации и самих накладок" (Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Указ. соч. С.11)

Читайте также: