Уаз каменск уральский сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Расположен в г. Каменске-Уральском Свердловской области.

Глинозём металлургический (Г-00, Г-00К), глинозём неметаллургический (ГСК, ГЭФ, ГК), гидроксид алюминия

Алюминиевые заводы компании РУСАЛ, алюминиевые заводы других компаний, предприятия огнеупорной и керамической промышленности

ISO 9001:2015(международный стандарт системы менеджмента качества)
ASI Performance Standard (международный стандарт в области устойчивого развития производства);
ASI Chain of Custody (международный стандарт в области ответственного управления в цепочке поставок)

Уральский алюминиевый завод (УАЗ) занимает особое место среди родственных предприятий алюминиевой отрасли страны. Он был третьим по счету с начала производства алюминия в нашей стране и самым мощным по тем временам. Строительство предприятия началось в августе 1932 года. Главной рабочей силой были рабочие и крестьяне из окрестных поселений Каменского района. Был создан комплекс, в который вошли производство электроэнергии и пара, глинозема, алюминия и анодной массы, а также универсальное ремонтное хозяйство.

За период строительства заводской отдел кадров принял на работу более 30 тысяч человек. На учебно-курсовой базе завода шла интенсивная подготовка квалифицированных рабочих для строительства и предстоящего пуска УАЗа.

УАЗ становился мощным культурным центром города: шло строительство большого жилищного комплекса, был построен и открыт клуб строителей, велась радиофикация, появилось звуковое кино и библиотека.

Пуск завода состоялся 5 сентября 1939 года. УАЗ первым в стране освоил производство глинозема по способу Байера и стал родоначальником алюминиевой промышленности Урала. Ввод УАЗа в действие являлся знаковым событием для всего народного хозяйства страны: возросла ее индустриальная мощь и увеличился оборонный потенциал. Алюминиевый гигант на Урале был поставлен без помощи иностранных специалистов, и все оборудование для завода было изготовлено на отечественных предприятиях.

Коллектив УАЗа вынес на своих плечах груз величайшей ответственности перед Родиной – бесперебойное снабжение военной промышленности алюминием и его сплавами в годы Великой Отечественной войны.

После выхода из строя Днепровского и Волховского алюминиевых заводов УАЗ остался единственным в стране предприятием, выпускающим стратегический металл. УАЗ противостоял двум десяткам алюминиевых заводов континентальной Европы, работавшим на военную машину фашистской Германии.

По 500 вагонов в сутки прибывало тогда с эвакуированным оборудованием и людьми на УАЗ. Несколько тысяч человек круглосуточно сортировали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование. Вдоль сегодняшних улиц Набережной и Исетской в 1941 году расположились бараки, напоминавшие очертаниями овощные теплицы-полусферы. Их изогнутые деревянные каркасы, обтянутые рубероидом, служили одновременно стенами и крышей, а внутри многоярусных бараков размещалось до полутысячи человек.

Основной поставщик всего технологического оборудования – цех строймонтажконструкции, возглавляемый Аркадием Михайловичем Очевым, за два первых военных года изготовил и смонтировал около 20 тысяч тонн металлоконструкций, заварил 500 километров электросварочного шва. Все строительно-монтажные работы на УАЗе шли по комплексному часовому графику Уралалюминстроя и УАЗа.

Первый директор УАЗа Виктор Петрович Богданчиков осенью 1941 года умер на рабочем месте, его сердце не выдержало двухмесячного недосыпания и жесточайших перегрузок.

С ноября 1941 года по декабрь 1945 года УАЗом руководил замнаркома ЦМ СССР Ефим Павлович Славский, впоследствии министр Среднего машиностроения СССР, трижды Герой Социалистического труда и кавалер 10 орденов Ленина.

Ефим Славский заставил алюминпродснаб не столько распределять гослимиты, сколько производить свои собственные продукты: овощи, хлеб, молоко, мясо. По его приказу были организованы три подсобных хозяйства. Они и заводчанам доппитание обеспечивали, и госпоставками тоже занимались. А пока эти УАЗовские хозяйства не набрали сил Ефим Славский сумел договориться о поступлении на завод внефондовых продуктов питания.

В 1942 году при УАЗе был открыт алюминиевый техникум. В самый разгар Сталинградской битвы, в январе 1943 года, открылась детская музыкальная школа. ДК УАЗа - самый красивый в городе Дворец культуры - начал строиться в 1944 году.

За время войны Уральский алюминиевый завод произвел 244 441 тонну алюминия, 11 139 тонн кремния, 79 646 тонн силумина и 495 197 тонн глинозема. До февраля 1943 года УАЗ был единственным предприятием в СССР, выпускавшим эту стратегическую продукцию, противостоял всей континентальной Европе, работавшей на Третий Рейх.

За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленностей в 1945 году Уральский алюминиевой завод и Красногорская ТЭЦ удостоены высшей правительственной награды – ордена Ленина.

Более 8 тысяч человек за самоотверженную работу в годы Великой Отечественной войны награждены орденами и медалями. За победу во Всесоюзном соцсоревновании в период 1941-1945 гг. коллективу УАЗа вручено на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

В 1946 году боевое знамя прославленной 3-й гвардейской Уральской Волновахской Краснознаменной ордена Суворова дивизии было вручено на вечное хранение коллективу УАЗа за героический трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

В Центральном музее вооруженных Сил страны, который является коллективным членом Международного Совета музеев (ИКОМ) и Международного комитета музеев и коллекций оружия и военной истории (ИКОМАМ), представлена в зале тыла продукция УАЗа, выпущенная в военные годы.

УральскийАлюминиевыйЗавод

Представлять оборонную промышленность страны в исторической экспозиции завод заработал по праву своим самоотверженным трудом.

Богатая коллекция музея насчитывает более 800 тыс. военно-исторических памятников, а его посетителями ежегодно становятся около 1 млн человек. Они не обходят своим вниманием зал №15, посвященный тылу и военной промышленности СССР. В экспозиции зала три уазовские чушки соседствуют с токарным станком из цеха московского завода им. Владимира Ильича, на котором в годы войны производили снаряды. Кстати, фотоснимок уазовских экспонатов представляет этот экспозиционный зал на официальном сайте музея.

108 000 самолетов и 95 тысяч танков было построено благодаря алюминию, произведенному на УАЗе в годы войны.

В настоящее время УАЗ – динамично развивающееся предприятие, которое поступательно проводит программу модернизации на всех этапах производства.

В 2007 году предприятие вошло в состав Компании РУСАЛ и является одним из высокорентабельных предприятий отечественной алюминиевой отрасли.

УАЗ всегда отличался высокопрофессиональными кадрами, особым духом патриотизма и сплоченностью. Сегодня на предприятии трудится четвертое поколение заводчан, успешно продолжая лучшие традиции. Специалисты завода заслуженно считаются элитой кадрового корпуса не только отечественной, но и мировой металлургии. Многие сотрудники завода занимают руководящие посты на других предприятиях, в дирекциях и дивизионах Компании РУСАЛ.

Код PHP " data-description="Мы продолжаем спецпроект, посвященный легендарным предприятиям и рабочим-героям, которые сделали все, чтобы приблизить Победу. Завод в Каменске-Уральском – единственный в годы войны выпускал алюминий, в котором так нуждалась советская оборонка. Остальные предприятия страны попали в оккупацию. Рабочие не отходили от станков сутками, новые цеха возводили в рекордно короткие сроки." data-url="https://obltv.ru/news/society/zdes_kovali_pobedu_uralskij_aluminijevyj_zavod/" data-title bxid887711005" title > Код PHP " data-services="vkontakte,facebook,odnoklassniki,pinterest,twitter,whatsapp,telegram">

Мы продолжаем спецпроект, посвященный легендарным предприятиям и рабочим-героям, которые сделали все, чтобы приблизить Победу. Завод в Каменске-Уральском – единственный в годы войны выпускал алюминий, в котором так нуждалась советская оборонка. Остальные предприятия страны попали в оккупацию. Рабочие не отходили от станков сутками, новые цеха возводили в рекордно короткие сроки.

Самолеты, моторы для танков, начинку для взрывчаток и даже солдатские котелки делали из уральского алюминия. В годы войны этот завод стал сердцем оборонной промышленности Советского Союза. Николай Голден, металлург, писатель: «Если бы у нас в стране существовала традиция за подвиги совершенные в годы Великой Отечественной войны присваивать звание героя не только городам, но и заводам, то в числе первых был бы Уральский ордена Ленина алюминиевый завод.

Конечная продукция завода – глинозем. На других заводах из него будут делать алюминий. Применяют его не только в производстве. В составе медикаментов, драгоценностей и даже косметических препаратов есть глинозем.


В разгар битвы под Москвой, когда на счету был каждый боец, 12 строительных батальонов были направлены на строительство УАЗа.




В помещении бывшей кузницы, без проекта, был создан цех, который уже в декабре 1941 года выдал первые 108 тонн кристаллического кремния: страна стала бесперебойно получать силумин для изготовления двигателей танков Т-34.

Динамика выпуска военной техники, тыс. ед.

Перевыполнение плана указывалось не в процентах, а в пересчете на боевую технику. Считалось так: полтонны силумина – танковый мотор, две с половиной тонны алюминия – бомбардировщик!

Динамика выпуска военной техники, тыс. ед.

Производство алюминия, тыс. тонн

Уже в 1941 году завод дал столько металла, сколько производили его в мирное время все алюминиевые заводы страны. Вплоть до января 1943 года УАЗ был единственным в СССР производителем крылатого металла. Но и в 1944 году давал 87% общесоюзной плавки.


В мае 1942 года УАЗ обратился к предприятиям с вызовом на Всесоюзное социалистическое соревнование и просил Государственный Комитет Обороны учредить переходящее Красное Знамя ГКО. В 1942–1945 годах УАЗ 22 раза завоевывал Красное Знамя ГКО СССР! 15 апреля 1946 года решением ВЦСПС и наркомата цветной металлургии СССР Красное знамя ГКО вручено предприятию на вечное хранение.


За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Уральский алюминиевый завод был награжден орденом Ленина.

В годы Великой Отечественной войны за самоотверженный труд для нужд фронта 229 работников УАЗа награждены орденами и медалями СССР, в том числе:

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года группе инженеров Уральского алюминиевого завода завода – Л. А. Бугареву, В. С. Чемоданову, В. Я. Чупракову, А. А. Евтютову и Л. И. Лосеву – присуждена Сталинская премия.

В ноябре 1941 года директором УАЗа назначили Ефима Павловича Славского. В годы войны он одновременно был заместителем наркома цветной металлургии СССР. Славский – единственный директор, награжденный в Великую Отечественную войну орденом Ленина трижды: 23 июня 1942 года, 10 февраля 1944 года и 23 февраля 1945 года.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года руководители пяти лучших гвардейских бригад электролизного цеха награждены орденами Ленина:

Читайте также: