Тюркские народы башкортостана сообщение

Обновлено: 17.05.2024

  • Если у вас есть вопросы:
  • 8 (495) 215-15-14

Башкиры — коренной тюркский народ республики Башкортостан. Также они проживают в Челябинской, Оренбургской, Тюменской и других областях. Говорят на башкирском языке.

Генофонд башкир не имеет центрального компонента и представляет собой смесь тюркских, угорских и индоевропейских вкладов. Башкиры являются самой генетически разнообразной этнической группой Поволжья и Урала. Наиболее распространёнными Y-хромосомными гаплогруппами башкир являются: R1b (47,6 %), R1a (26,5%), встречающаяся в Восточной Европе, Иране и Индии, и N1a1 (17 %), встречающаяся по всему северу Восточной Европы и Сибири. С меньшей частотой встречаются гаплогруппы J2, C, O, E1b, G2a, L, N1a2, I, T. Основная доля митохондриальных гаплогрупп (60,8 %) принадлежит к западно-евразийским линиям (H, U, HV1, J, T, V, I, W), 39,2 % — восточно-евразийским (A, B, C, D, F, G, N, M, Y).

Существуют три основные теории, объясняющие происхождение башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской теории, башкиры произошли от тюркских племён, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская теория предусматривает, что ядро башкир было сформировано мадьярами (венграми). Мадьяры позднее были ассимилированы тюркскими племенами и приняли тюркский язык, а в конце 6 века переместились в донские и кубанские степи, оставленные протобулгарами, а затем — в их современное расположение между Днепром и Дунаем. В ряде источников есть сведения, что до 13 века венгров называли башкирами. Иранская теория считает, что башкиры являются потомками сарматов из Южного Урала.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Башкиры

КОРЕННОЙ НАРОД ЮЖНОГО УРАЛА

Окончив материал о башкирах Челябинской области, я лишний раз убедился, что большинство из нас (и автор тоже) плохо знает как историю своего края, так и людей, с которыми сталкивается каждый день. И я рад, что мне удалось расширить границы своего сознания.

В энциклопедиях говорится, что башкиры -тюркский народ, живущий в Республике Башкортостан и других регионах России – в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае, Татарстане и Удмуртии. Это автохтонный (коренной) народ Южного Урала, Предуралья и Зауралья. Его численность – свыше одного миллиона 750 тысяч человек. Башкиры занимают четвёртое место в РФ по количеству, после русских, татар и украинцев.


Они говорят на своем языке. По вероисповеданию – мусульмане-сунниты. Главный музыкальный инструмент – курай, главное блюдо – бишбармак.

По поводу происхождения башкир долгое время существовали две гипотезы: угро-мадьярская (ее придерживались В. Татищев, Д. Шлёцер, Д. Месарош, С. Токарев) и тюркская (В. Флоринский, В. Вельяминов-Зернов, В. Витевский). В XX веке исследователи С. Руденко, Р. Кузеев, Н. Дмитриев и другие обосновали точку зрения, по которой при формировании этнической культуры башкир решающую роль сыграли тюркские племена южносибирского и центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского).


Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на широкий Южный Урал (нынешняя территория Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей, часть Курганской и Свердловской области) кочевали на юге Западной Сибири, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кыпчакскими племенами.


Ученый Н. Бикбулатов отмечает, что ни одно из башкирских племен не называло себя башкирами, так именовалось объединение нескольких племен. Историк делает вывод, что эту этническую общность сплотил один человек – Башгирд. Под его предводительством башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. На Южном Урале их степные племена частью вытеснили, частью ассимилировали местное (финно-угорское, иранское) лесное население, вступили в контакт с камско-волжскими булгарами (предки современных татар), оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.


Путешественники обращали внимание, что древние башкиры говорят на языке близком к венгерскому. Их отождествляют с угорскими племенами – предками современного венгерского народа. На самом деле, считает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Г. Самигулов, население Южного Урала IX- XII веков, скорее всего, включало в себя и тюркские, и угорские племена, в том числе и родственные венграм (мадьярам), предки которых ушли в Европу в IX-X веках. В какой-то степени, венгры и башкиры имеют общих предков. Не удивительно, что внешне башкиры разные. В них смешиваются европеоидные и монголоидные типы. Язык народа относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеет разветвлённую диалектную структуру. Часть современных башкир говорит на татарском и русском языках.


Башкиры живут на своей нынешней земле (в том числе – в горнозаводской зоне Челябинской области, на юге Уральского хребта) с конца IX-начала X веков. Г. Самигулов отмечает, что Ахмед ибн Фадлан, секретарь посольства Багдада к царю Волжского Булгара, в 922 году оставил записки, которые содержат первое описание башкир. Посольство встретилось с ними между реками Яик и Итиль (Волга). В X веке на территорию башкир начал проникать ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. В XIII веке башкиры были завоёваны монголо-татарами. В это время народ воспринял кыпчакский язык – язык Золотой Орды. Упорное, временами успешное сопротивление башкир совместно с булгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в исторических и фольклорных источниках.


Согласно работам уфимского ученого Р. Кузеева, на восток Челябинской области (в географическом смысле это Зауралье) башкиры шли в XIV - XVI веках с Приуралья (нынешний Башкортостан) и с юга Уральского хребта (территория от Аши до Чебаркуля). Окончилось это переселение в период падения Сибирского ханства. (Как известно, после распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское и Сибирское ханства и Ногайская орда. Западная часть широкого Южного Урала входила в Казанское ханство, южная – в Ногайскую орду, восточная, нынешняя Челябинская область, – в Сибирское ханство).

После завоевания Казани войсками Ивана IV (Грозного) башкиры приняли российское подданство. В 1557-1586 годах завершилось присоединение Башкирии к России. За народом, пишут историки, было признано право владеть землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. Тем не менее, башкиры неоднократно, каждые 15-20 лет, выступали против российского правительства (восстания XVII - XVIII веков). Они очень ценили свою независимость, возможность поступать по собственному усмотрению. Последним башкирским бунтом против российской власти считается участие в Крестьянской войне 1773-1775 года в составе войск легендарного Емельяна Пугачёва. Один из руководителей этого восстания, Салават Юлаев, остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

Как отмечают исследователи, в XVI—XVII веках территория Башкортостана в царских документах обозначалась как Уфимский уезд, который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские (в том числе нынешние челябинские) башкиры были в составе Сибирской и, частью, Ногайской, дорог. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

Историки отмечают, что традиционные занятия башкир – кочевое и полукочевое скотоводство, оно играло ведущую роль в хозяйстве. (У земледельческих народов был и, к сожалению, еще остается взгляд, что кочевники нерационально используют свою землю – значит, они отсталые. На самом деле, кочевники – не отсталые, они просто другие, у них свой подход к земле).


Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Они разводили лошадей, овец, меньше – коров, были у них и верблюды. Народ знал и земледелие, подчинённое кочевому образу жизни. Основные культуры – просо, ячмень, конопля. Ремёсла – выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья. Расселение башкир по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства, констатируют историки. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

— тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Культура башкир

Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили племена Ананьиров, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли : коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

История народа

Время Золотой Орды.

В 13 веке страны Восточной Европы были завоеваны монголо-татарским войском. Под каток Орды попала и Булгария с племенами башкир. В дальнейшем Булгары и Башкиры вошли в состав Золотой Орды под предводительством хана Батыя с обязательной уплатой ясак — дань. В эту повинность входила обязательнае выплата пушными шкурками, лошадьми, повозками, наложницами. Это повинность распределялась на каждую семью и включала:
— Купчюры — денежный сбор с пастбища и голов скота;
— шкуры пушных зверей-не менее 5 штук;
— воинская, все юноши начиная с 12 лет обязаны проходить военные сборы;
— подводная, поставка подвод или кибиток для перевозок поклажи в войсках или перевозок начальников.
Родовая знать башкир не облагалась ясаком, но должна была снабжать годовой провизией часть башкирского воинства, которые находились в походах Золотой Орды. Знать башкирии в благодарность за льготы была лояльна к власти.В 15 веке Золотая Орда окончательно распалась, но башкирскому народу от этого легче не стало. Территория Башкирии попала под власть трех ханств Золотой Орды и разделилась на южную, западную и северо-западную, которые постоянно враждовали друг с другом требуя выплаты ясака все в больших объемах.

Присоединение к России.

В 16 веке Россия окончательно освободилась от монгольского ига и стала набирать свое могущество. Но татаро — монголы продолжали свои набеги и постоянно разоряли русские земли захватывая многих в плен. Только в Казани находилось более 150 тыс. русичей. Иван Грозный завоевал Казань, и ханства Золотой Орды прекратили свое существование.После чего Иван Грозный обратившись к народам покоренными Золотой Ордой призывал их перейти в русское подданство. Им было обещана защита и покровительство от всех внешних врагов, неприкосновенность земель, обычаев и религий. В 1557 г башкирские Земли приняли подданство России.

Восстание под началом Е. Пугачева.

Дальнейшее развитие Башкирии было тесно связана с историей России. Бесконечные попытки захвата России со стороны европейских государств требовали от нее огромного напряжения людских и государственных ресурсов. Это было связано с чрезмерной эксплуатацией рабочих и крестьян. 17.09 1773 г. беглый донской казак Емельян Пугачев объявив себя царем Петром 3. зачитал манифест форпосту яицкого гарнизона. С отрядом в 60 чел. захватил г. Яицк. Это стало началом восстания. Башкирский народ эксплуатируемый местными феодалами и поборами ясака присоединились к восстанию. Салават Юлаев зачитав манифест Пугачева призвал башкирских крестьян присоединиться к восстанию. Скоро весь башкирский край был охвачен пламенем борьбы. Но плоховооруженые крестьяне не смогли противостоять правительственными войскам прибывшим из Санкт-Петербурга. Вскоре восстание было подавлено. Салават Юлаев проведя на каторге более 25 лет умер. Е. Пугачев захвачен в плен и казнен.

Башкирия в Великую Отечественную войну.

В годы В.О.В Башкортостан стал одной из основных территорий СССР на которые были эвакуированы предприятия и население. Регион обеспечивал фронт оружием, ГСМ, продовольствием и снаряжением. В годы войны республика разместила около 109 заводов, десятки больниц, множество центральных гос. и хозяйственных учреждении, 279 тыс. эвакуированных.
Несмотря на то что работоспособное мужское население признано на войну сельское хозяйство усилиями подростков и женщин продолжала снабжать фронт продовольствием и продуктами животноводства.



У казахского народа множество традиций и обычаев, которые сохранились и в наши дни. Территория Казахстана ― колыбель тюркских народов, поэтому тюркские традиции активно бытуют и у современных казахов.

Например, обычай, когда мальчику на макушке отращивают волосы и вплетают бусы — от сглаза и порчи. В истории зафиксирован факт: у Наурызбай батыра была длинная коса ― айдар.

О современных казахах

Все тюркские народы объединяет желание сохранить национальную культуру. Однако казахи дольше, чем другие тюркские народы, продолжали кочевой образ жизни. Это отразилось на современном менталитете. Каждый казах готов накрыть дастархан почетному гостю.

Национальность не имеет особого значения, главное ― чтить традиции, которые соответствуют 21 веку

Казахи чувствуют родственную связь с тюркскими народами, а браки между казахами и другими представителями тюркских народов случаются чаще. Причина ― общие традиции, обычаи и менталитет.

Национальность не имеет особого значения, главное ― чтить традиции, которые соответствуют 21 веку.

Башкиры



О традициях и обычаях

Для тюркских народов традиции ― неотъемлемая часть жизни. Башкирские обряды и обычаи старины сохранились по сей день. В основном они связаны с рождением ребенка, свадьбой и похоронными обрядами.

Башкиры сохранили традицию дарить подарки детям, пришедшим в гости. Башкирский народ заботится о детях и уделяет их воспитанию и здоровью много внимания.

Башкиры не только сохраняют, но и возрождают обычаи предков: изготовление национальных напитков и поклонение горам.



О современных башкирах

Башкиры — тюркский народ с устремленностью к высоким ценностям. Современные башкир и башкирка стремятся к знаниям, культуре, образованию, хотят усердно трудиться на благо отчизны.

Каждый башкир отличается гостеприимством ― общей чертой всех тюркских народов

Каждый башкир отличается гостеприимством ― общей чертой всех тюркских народов. Любого гостя мы стараемся напоить и накормить лучшими продуктами, чтобы он остался доволен теплым приемом.

Башкиры ― воинственный народ, который всегда участвовал в сражениях. Современные башкиры охотно идут на воинскую службу и работают в военных учреждениях.

Чуваши

Елена Сафронова, 51 год, родной город ― Павлодар, преподаватель чувашского языка Школы Национального Возрождения



О традициях и обычаях

Чуваши чтят и уважают традиции. Многие обычаи видоизменились на современный лад, но не поменяли суть.

Традиция проводов мужчин на воинскую службу действует и сейчас. В деревнях молодые ребята гуляют по деревне и поют песни-проводы.

Гостеприимство и отзывчивость ― главная черта тюркских народов. Чуваши всегда рады принять гостей и накрыть праздничный стол.

Сплоченность и отзывчивость проявляются в бытовой жизни. В деревне строится дом — все жители приходят на помощь. Традиция помогать ближнему восходит к тюркским временам, когда народ жил общинами и каждый был частью большой семьи.

Гостеприимство и отзывчивость ― главная черта тюркских народов

О современных чувашах

Каждый чуваш дорожит семьей и бережет семейные узы. Праздничные застолья у родственников, свадьбы и другие гулянья никто не пропускает, так как веселье объединяет.

Чувашская молодежь образованная и стремится к знаниям. Многие едут в Москву и Санкт-Петербург, чтобы получить лучшее образование в стране.

Современные чуваши помнят и чтят традиции. Когда мы ходим в гости, обязательно берем с собой орехи, чтобы кинуть их к потолку. Рассыпанные орехи символизируют достаток и богатство, поэтому осень ― время сбора орехов.

Читайте также: