Творчество василия ивановича сурикова художника исторического жанра сообщение или в виде презентации

Обновлено: 07.07.2024

Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Исторический жанр. Василий Суриков 1848 -1916.
Автопортрет. 1879
Учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №69 имени С. Есенина г. Липецка Морозова Галина Федоровна

Слайд 2

Значение и развитие исторического жанра.
Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены исторические события, герои прошлого. Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Создать полотно, посвященное страницам истории, невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений.

Слайд 3

Слайд 4

Биография
Василий Иванович Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске. Суриков – выдающийся мастер исторической живописи, легенда русского искусства. Он вошел, практически ворвался в него со всей энергией и самобытностью уроженца Сибири, со всем темпераментом природного художественного таланта. Суриков стал одним из тех, кто кардинально изменил пути отечественной живописи и открыл ей подлинные ценности русской истории.
Автопортрет.1910

Слайд 5

Из собрания Третьяковки
Собрание картин художника в Третьяковской галерее дает самое широкое представление о творческом пути В. И. Сурикова, об эволюции его взглядов на искусство, о жанровом многообразии его творчества. В 1875 году Третьяков купил академический этюд натурщика, выполненный суриковым.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Из собрания Третьяковки
Главное действующее лицо картины – народ. Он заполняет три четверти пространства и теснит группу вельмож, окружающих Петра I. Суриков разработал сложнейшее построение бурной народной сцены на фоне храма Василия Блаженного со срезанными верхним краем картины куполами. Он, будто бы обезглавленный, противостоит как выражение народного духа Кремлю – оплоту власти. Толпа у Лобного места объединена в единый организм, в народ. Чтобы показать толпу как общность людей, Суриков строит композицию ярусно – от фигур, сидящих на земле, до толпящихся вокруг Лобного места – и разворачивает ее в глубину.

Слайд 12

Из собрания Третьяковки
Единого центра в картине нет, есть много отдельных центров – это фигуры стрельцов, вокруг которых образуются группы. Стрельцы переживают последние минуты перед казнью. Трагизм общего настроения выражен и в композиции, и в колорите, и в деталях. Действие разворачивается во времени, в течении которого идет приготовление к казни. Каждый из стрельцов участвует в нем, обозначая определенный момент в приближении страшного мига. Каждый образ в толпе представляет собой индивидуальный, портретный характер, который создавался в напряженном поиске натурщиков и тщательной работе над этюдами. Они по разному переживают трагедию, здесь представлена вся гамма чувств от подавленности до клокочущего гнева.

Слайд 13

Из собрания Третьяковки
Чернобородый стрелец. 1879
Один из самых сильных образов – погруженный в угрюмое молчание чернобородый стрелец с взглядом загнанного волка.

Слайд 14

Из собрания Третьяковки
Стрелец, повернувшийся с последним поклоном к народу, обобщает всю силу горестного прощания и адресует его не семье, а, по старинному русскому обычаю, всему миру. Образ этот очень важен в композиции и в эмоциональном строе картины, он словно верхняя нота в общем строе.

Слайд 15

Из собрания Третьяковки
Стрелец в шапке. 1879
Большое значение придавал Суриков образу рыжего стрельца, создав множество этюдов его головы (до нас дошло семь изображений). Единственный из всех стрельцов он сидит связанным – непримиримый, не сломленный пытками бунтарь. Он один не снял шапки перед царем и держит свечку как нож.

Слайд 16

Из собрания Третьяковки
Поединок взглядов рыжего стрельца и Петра стал осью картины, связывающей правую и левую части. Петр и рыжий стрелец – это две персонифицированные исторические силы, столкнувшиеся насмерть.

Слайд 17

Из собрания Третьяковки
Жена стрельца, уводимого на казнь 1879
Образам стрельцов, потрясающих жизненной правдой и психологической выразительностью. Соответствуют яркие женские характеры. Образ жены уводимого на казнь стрельца – один из кульминационных в картине, в котором горе жены контрастно подчеркнуто ее нарядной одеждой. Это самая высокая точка темы прощания, за которой следует конец события.

Слайд 18

Из собрания Третьяковки
Наступает молчание, олицетворенное фигурой сидящей на земле женщины, уже проводившей своего стрельца. Суриков прячет ее лицо, не давая увидеть последнюю степень горя.

Слайд 19

Из собрания Третьяковки
Реальность атмосферы события важна для Сурикова, поэтому одной из задач было передать свойства мглистого утра, скудного освещения, тонко стелющегося над землей тумана, окутывающего голубоватой дымкой храм Василия Блаженного. Сумерки скрадывают формы и краски, усиливают холодные и темные тона. Именно в этой световой атмосфере художник реализовал свою основную живописную идею, изобразив пламя свечей на фоне белых смертных рубах стрельцов. Это стало одним из сильных образных акцентов картины. Свечи в руках стрельцов варьируют от ярко горящих дот угасающих и отбраненных на землю, символизируя оставшееся им время. Сравнение человеческой жизни с горящей свечой, столь распространенное в фольклоре, стало в картине художественной аллегорией.

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Из собрания Третьяковки
Старшая дочь Меншикова. Этюд 1882
Женские образы представляют в картине лирическую тему, причем две ее тональности – печальную и радостную. Старшая дочь Меншикова Мария, царская невеста, прильнувшая к отцу. Стала образом трагической силы. Суриков не случайно сближает отца и дочь, их общей судьбой станет близка смерть в ссылке.

Слайд 26

Из собрания Третьяковки
Сидящие по другую сторону стола сын Александр и дочь Александра избегут этой участи и вернутся в Петербург ко двору. Младшая дочь, увлеченно погрузившаяся в чтение. Далеко от тяжелых дум отца, ее лазоревая юбка образует самый яркий и радостный акцент картины, воспринимаемый как символ надежды.

Слайд 27

Из собрания Третьяковки
Ничего не происходит в картине, но на фоне этой бессобытийности рассказ о прошлом и будущем ведут предметы, окружающие людей. Память о прошлом – подсвечник, перстень князя, цепь Марии.
Березовский быт шаг за шагом прибирает семью к рукам – шкура медведя, коврик на постели, оленья кофточка , сапоги князя. Одежда персонажей усиливает ощущение гнетущего тесного холодного пространства. В полной смене одежды Меншиковым Суриков воплотил безвозвратность судьбы.

Слайд 28

Слайд 29

История одной картины
Тема раскола в русской церкви, происшедшего в XVII веке, сохраняла свою актуальность и в XIX столетии. Раскол начался с церковной реформы 1653-1655 годов. Споры об изменениях молитвенного обряда русской церкви и исправлении церковных книг постепенно породили религиозную оппозицию и перешли в острое противостояние. В 1656 году не принявшие реформу были отлучены от церкви. Царь Алексей Михайлович жестоко расправлялся с раскольниками с помощью стрельцов. Но жестокость власти порождала все более фанатичное сопротивление защитников старой веры. Мученичество было одним из путей утверждения раскола, наиболее яркими фигурами которого стали протопоп Аввакум и его духовная дочь боярыня Феодосия Морозова.

Слайд 30

История одной картины
Ф. П. Морозова принадлежала к московской знати, была родственницей царицы. В 1662 году она овдовела и приняла тайный постриг. Феодосия и ее сестра Евдокия, княгиня Урусова, сохранили верность протопопу Аввакуму в период жестоких гонений. Владея огромным состоянием, Ф. Морозова создала в своем доме приют, где жили и кормились нищие, убогие, странники, юродивые. Обличая реформу, она открыто обвиняла в еретичестве самого царя. В 1672 году боярыня Морозова и Евдокия Урусова были схвачены, подвергнуты страшным пыткам на дыбе и заточению. Они умерли в 1675 году в земляной тюрьме в Боровке.
Голова боярыни Морозовой Этюд 1886

Слайд 31

История одной картины
Боярыня Морозова. Эскиз
Первый эскиз картины был создан Суриковым еще в 1881 году, но работа над ней началась лишь в 1884. Эта великая картина всегда производит на зрителей сильное впечатление. Для этого художник сделал максимум усилий. Он глубоко изучал историю раскола. В Историческом музее Суриков писал этюды предметов, которые олицетворяли для него XVII столетие.

Слайд 32

История одной картины
Сюжетом картины он избрал эпизод, когда Морозову увозят к месту заточения. Посаженная в простые дровни, она, по мысли царя, должна испытать позор и унижение. Но, поднимая руку с двуперстным знамением, отмененным по церковной реформе, боярыня показывает, что не стыдится этого поругания и призывает весь народ следовать древнему благочестию. Изменение традиционного двуперстного крестного знамения, на троеперстное знамение, стало своеобразным символом отхода от истинной веры, неприемлемым для противников реформы.

Слайд 33

История одной картины
По словам историка И. Е. Забелина, боярыня Морозова, когда ее везли, часто крестилась двуперстным знамением. Звеня цепью на высоко поднятой руке. Чтобы показать царю, что радуется своим узам. Своему страданию. Цепь сама по себе предмет сугубо метафорический, насыщенный значениями. Эта метафоричность усиливается от того, что надета на тонкие женские руки. Вертикаль руки с двуперстным знамением – самый значимый элемент картины.

Слайд 34

Слайд 35

История одной картины
Вывезя Морозову на московскую улицу, в объятия городской толпы, Суриков выявил ее внутреннюю энергию и энергию каждого действующего и наблюдающего. Зритель картины переносится в атмосферу старой Москвы. Суриков обобщено изображает некую московскую улицу XVII века – символическое начало мученического пути Морозовой. Заполнившая улицу толпа людей в узорных цветных одеждах создает историческую убедительность картины, словно в этих лицах предстает сама Древняя Русь. Яркие звучные краски сразу захватывают зрителя. Суриков хотел подчеркнуть ту ярко выраженную национальную окраску, которая была свойственна расколу, - ведь его деятели были ревнителями русской старины и самобытности.

Слайд 36

История одной картины
Суриков воплощает контраст нарядной праздничной толпы с тем, что происходит здесь, - и это выражено в резком трагическом акценте, в фигуре Морозовой. Лежащей на простых дровнях, она клином врезается в толпу, раскалывая её на две стороны.

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

История одной картины
На этой же стороне находится ряд великолепных женских образов. Среди них идущая вслед за санями сестра Морозовой княгиня Урусова, самый близкий ей человек, молодая монахиня, прячущаяся в толпе, три женские фигуры в роскошных нарядах.
Монашка с поднятыми к лицу руками. 1884-1885

Слайд 40

История одной картины
Боярышня со скрещенными на груди руками. Этюд к картине 1887
В фигурах боярышни в синей шубке и боярышни в парчовой шапке живописное богатство образов соединено с эмоционально-психологической выразительностью. Они воплощают естественное потрясение подвигом боярыни, прощание с нею и одновременно жалость и сострадание, мольбу о прощении за собственную неспособность на подвиг.

Слайд 41

История одной картины
Левая сторона картины – это житейская среда. В которой преобладают равнодушные, любопытствующие или враждебные лица. Это торговая Москва, купцы, посадский люд, Служилые люди, далекие от духовных подвигов.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Презентация на тему: " Суриков Василий Иванович ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР" — Транскрипт:

1 Сурисков Василий Иванович ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

2 Это портрет В.А. Сурискова в исполнении И.Е. Репина Василий Ива́нович Су́рисков (12 января 1848, Красноярск 6 марта 1916, Мо сква) русский живописец, мастер масштабных истогреческих полотен. января 1848Красноярск марта 1916Мо скваживописецистогреческих полотен января 1848Красноярск марта 1916Мо скваживописецистогреческих полотен

9 Покорение Сибири Ермаком Покорение Сибири Ермаком - Василий Иванович Сурисков Холст, масло. 285 х 599 Покорение Сибири - одна из славных и великих страниц истории Отечества. Ключевую роль в этом сыграл талантливый полководец, отважный и мужественный человек Ермак Тимофеевич. Художник для своей монументальной работы выбрал батальный жанр, чтобы полнее и ярче рассказать о личности покорителя, а также о величии подвига русских казаков. Перед зрителем предстает битва казачьего войска с бесчисленной ратью сибирского хана Кучума. По всем канонам избранного жанра, исход битвы зрителю очевиден, несмотря на то, что бой только начинается. Казаки, под христианскими знаменами с ликом Нерукотворного Спаса, возглавляемые Ермаком, помещенные автором на первый план, выглядят мощнее сибирского воинства. Противная сторона представляет собой людскую массу, из которой можно выделить лишь несколько лиц. Уверенность и отвага со стороны казаков, растерянность и страх со стороны сибиряков. Спокойным, уверенным изображен Ермак. Классический полководческий жест - протянутая рука, направляющая войско, - канонический прием классической живописи. Предвкушение победы явно чувствуется во всей атмосфере полотна великого мастера.

11 Посещение царевной женского монастыря Посещение царевной женского монастыря Холст, масло. 144 х 202 Трагична судьба русских царевен. Нет им ровни среди женихов ни на Руси, ни в Европе. Прямой путь им в монастырь, со всем своим богатым приданым. К этой мысли приучали царских дочерей с малолетства. Автор представляет зрителю сцену посещения царевной уготованного ей монастыря. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. Обступили царевну монастырские насельницы. Кто-то склонился в смиренном поклоне, кто-то с нескрываемым любопытством разглядывает царскую дочь. Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Среди монашек легко угадывается настоятельница. Мать-игуменья внешне спокойна и равнодушна, однако, в ней можно заметить и сильное внутреннее волнение. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Данная картина представлена в нашем учебники по истории.

13 У Сурискова ещё множество картин исторического жанра. Многие из них весят в крупнейших музеях страны. Некоторые печатают в учебниках и журналах, что бы мы могли ими любоваться и не забывать творчество великого русского живописца. КОНЕЦ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова. Уро.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова. Уро.

Историческая тема в искусстве.
Творчество
Василия Ивановича Сурикова.
Урок рисования в 7 классе

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского худож.

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова.
2. Сформировать представление об историческом жанре в живописи.

Опрос 1. Как называется крупнейший в мире музей русского искусства? 2. В к.

Опрос
1. Как называется крупнейший в мире музей русского искусства?
2. В каком году была основана Третьяковская галерея?
3. Кто был основателем Третьяковской галереи?
4. Какие жанры наиболее популярны в Третьяковской галерее?

Исторический жанр ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР  —  один из основных жан.

Исторический жанр
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР —

один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
Исторический жанр - один из самых трудных в живописи. В процессе этого и последующего уроков у учеников должно сформироваться представление о том, что создать полотно, посвященное страницам истории, невозможно без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений. “Исторический живописец должен быть сродни ученому, - справедливо отмечает искусствовед Э. Кузнецова. - Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд”.
В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
Станковое искусство - раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы.
В любом произведении искусства главное - чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни.

Картины Сурикова - это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагичес.

Картины Сурикова - это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для урока ИЗО в 7 классе на тему "Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова".

Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова

Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова

« Исторический живописец должен быть сродни ученому. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне.

« Исторический живописец должен быть сродни ученому. Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне.

В.И.Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи.

В.И.Суриков – один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи.

Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Каждая картина Сурикова – это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского человека.

Утро стрелецкой казни В этом полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

Утро стрелецкой казни

В этом полотне нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.

В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

В центре картины – стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.

С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага – царя.

С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец

на своего врага – царя.

А Петр словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов – непримиримость столкнувшихся сил.

А Петр словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом.

В пересечении их взглядов – непримиримость

Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора,

обобщенно выражающая смысл исторической минуты –

Суриков долго искал прообраз Меншикова.

Суриков долго искал прообраз Меншикова.

Для того чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил бюст Меншикова работа Б.К. Растрелли.

Для того чтобы добиться большей убедительности исторического персонажа, художник изучил бюст Меншикова работа Б.К. Растрелли.

Огромные, невыразимо грустные глаза старшей дочери князя Марии притягивают внимание. Она стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Мария не вынесла тяжести ссылки и через пол года умерла.

Огромные, невыразимо грустные глаза старшей дочери князя Марии притягивают внимание.

Она стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени.

Мария не вынесла тяжести ссылки и через пол года умерла.

Сравните глубокие темные тона в одежде Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.

Сравните глубокие темные тона в одежде Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.

Картина рассказывает не только о семейной драме, но и трагическом переломе истории после смерти Петра I .

Картина рассказывает не только о семейной драме,

но и трагическом переломе истории после смерти Петра I .

Суриков вновь выбирает тему конфликта,

при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений.

Слева от саней – недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице: здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе и потрясенные бояре, и мальчик-подросток.

Слева от саней – недруги, равнодушные наблюдатели и сочувствующие горожане. Различно отношение к раскольнице:

здесь и злобно смеющийся поп в лисьей шубе и потрясенные бояре,

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

Склонившаяся боярыня в золотистом платке и голубой шубке стала одним из проникновенных образов в картине. В нем воплотились идеалы женской красоты и поэтичности допетровского времени.

В горестном раздумье застыла старуха мамка.

из-под расшитого золотом платка старухи виднеется темный повойник раскольницы.

Среди сочувствующих лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет его забывать о физических страданиях.

Среди сочувствующих лишь юродивый открыто отвечает двуперстием на призыв. В нем сильно горение веры, которое заставляет его забывать о физических страданиях.

В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.

Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу, от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.

Чтобы передать состояние многоликой толпы, раскрыть сложнейшие переживания людей, художнику понадобилась упорная четырехлетняя работа, в процессе которой постепенно, от эскиза к эскизу,

от наброска и натурных зарисовок к уточнению эскиза формировался окончательный вариант композиции.






Историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы. Каждая деталь в картине – явление не случайное, чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни…

Историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной, поисковой работы.

Каждая деталь в картине –

явление не случайное,

чтобы достичь достоверности,

художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни…

Читайте также: