Творчество писателей и поэтов оренбургской области сообщение

Обновлено: 04.05.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: рассмотреть особенности изображения Оренбуржья с исторической и географической точки зрения, проанализировать методы и приемы, используемые авторами, средства выразительности, помогающие понять авторский замысел и отношение описываемым событиям и явлениям. Сравнить произведения разных авторов, найти сходства и различия. Пробудить интерес к истории и литературе родного края, воспитать чувство гордости за свой народ, восхищение уникальной природой.

Оренбуржье – южная часть Уральского хребта. Тут удивительные горные цепи разветвляются густо, образуя на западе живописное степь плато Общий Сырт, а на востоке- степь, неспокойную, всхолмленную, которую так и хочется назвать Высокой степью. Если весь этот благодатный край окинуть мысленным взглядом, то он походит на огромный амфитеатр, перед которым разыгрывались великие социальные потрясения, памятные сражения. И по сей день степь и горы хранят отдаленный гул пугачевской вольницы, заставившей дрожать крепостническую самодержавную Россию.

Об Оренбургском крае написано много произведений, художественных, публицистических, особое место занимают отдельные высказывания, наблюдения, изучения отдельных писателей-классиков, знавших этот край, живших здесь или посетивших на короткое время, но искренне полюбивших его. Это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В. Даль, В. Жуковский, Т. Шевченко и др. Они создавали свой, неповторимый образ нашего удивительного края.

Художественный образ-одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природы; абстрактных явлений и понятий, формирующих картину мира. Художественный образ –понятие условное, он является результатом поэтических обобщений, в нем присутствует авторский вымысел, воображение, фантазия.

Богатая природа Оренбуржья с его необъятными просторами и своеобразными степными красотами, с его растительным, животным и пернатым миром получила замечательное по полноте и точности и вместе с тем высоко поэтическое отображение. Одним из средств выразительности для создания художественного образа является пейзаж. Пейзаж (от фр.- страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связан. В лирике пейзаж имеет особое значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. В реалистическом произведении пейзаж более разнообразен: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей; характер происходящих событий. Пейзаж бывает горный, морской, лесной, степной, др. Все виды пейзажа можно увидеть в нашем крае. Пейзаж в художественном произведении помогает не только увидеть особенности той или иной местности, но и почувствовать отношение автора, передать состояние героя, помочь читателю понять авторский замысел.

Пейзаж как средство создания художественного образа. Сравнительный анализ.

Почти все писатели восхищались богатейшими экономическими ресурсами края, плодородием почвы, полезными ископаемыми, скрытыми в недрах земли, в то же время поражались низким уровнем жизни местного населения, темнотой и бесправием. Это вполне объяснимо. Оренбургская губерния, удаленная от центра, стала примером тирании, здесь собралось все темное и отрицательное. Обратимся к конкретным писателям и их произведениям.

И там степи, и тут степи

Да тут не такие

Рыжие аж красные,

А тут-талы, песок, репей….

Всего два эпитета находит поэт, чтобы описать степь, да и те цветовые, усиливающие друг друга, но в них точно выражено и отношение к окружающему, и внутреннее состояние: глубокая тоска по родине, надежда вернуться. Время ссылки не прошло для Шевченко впустую, это были не только годы лишений и тоски, но и годы духовного и творческого роста. Доля местного, оренбургского элемента (пейзаж, быт, история) не так велика в тех произведениях, которые были написаны здесь. Описания Шевченко небогаты художественными средствами, в основном, это эпитеты и сравнения. Это объясняется тем, что, будучи насильственно оторван от своей родины, которую страстно любил, тянулся к ней всей душой, она занимала все мысли и чувства, поэтому психологически ему было очень тяжело писать о чем-нибудь другом. Степи бескрайные Урала, чужбина- так пишет Шевченко. В произведениях много места уделяется переживаниям автора, его психологическому состоянию.

И в день воскресный я за валами,

Как вор, прокрадываюсь в поле,

Талами выйду вдоль Урала

В простор широкий, как на волю…

Несмотря ни на что, все, что написано поэтом об Оренбургском крае, очень важно, пейзажные зарисовки, этюды представляют не только художественный, но и краеведческий интерес.

Если подводить итог сказанному, можно сделать следующее заключение: писатели отмечают особый колорит местности, манящей, притягательной своей необычностью, богатство природы, ее стихийность и бунтарство, также подчеркивают, что многонациональностью населения объясняется своеобразный быт, традиции, обычаи, манера общения, необыкновенное радушие и гостеприимство. Здесь все на грани, смешение западного и восточного, дикости и древней цивилизации. Это особое географическое положение Оренбургской области- граница между Азией и Европой. В то же время слишком очевиден контраст в описании: богатство края-бедность населения, дух свободы, вольницы, непокорности—зависимость от капризов природы и власти, терпеливость, восхищение—жалость и сострадание. Каждый из писателей изобразил край по-своему, используя практически одинаковые средства выразительности: эпитеты, сравнения, лексические повторы, однородные члены предложения, а разные пейзажные зарисовки зависят от того, какова была причина приезда в Оренбургскую губернию и условия жизни здесь, возможность передвижения, а еще эмоциональное и психологическое состояние автора.

2.2.Образ Пугачева как часть исторического прошлого Оренбургского края.

Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни!

Видя здешнюю жизнь, он понимает, что единственный выход- это восстание.

Видишь, как под усмирительный меч

Прыгают кошками желтыми

Казацкие головы с плеч.

За правое дело нельзя идти с чувством мести.

Больно, больно мне быть Петром,

Когда кровь и душа Емельянова.

Есть в поэме и пейзажные зарисовки, они несут и историческую нагрузку, и художественную.

О Азия, Азия! Голубая страна,

Обсыпанная солью, песком и известкой.

Мне нравится степей твоих медь

И пропахшая солью почва.

Луна, как желтый медведь,

В мокрой траве ворочается.

Даже в этих небольших примерах мы видим разные художественные средства: звукопись, цветопись, метафору, сравнение,-помогающие полнее создать образ. Итак, через личность Пугачева и восстание мы видим природу, жизнь народа и судьбу края.

Произведение вызывает неоднозначные эмоции. Это связано с тем, как развивается повествование и описание, как выражается позиция автора, какие и как используются художественные средства. Стихотворение нельзя назвать пейзажным, это философское раздумье о прошлом, настоящем, времени, истории, человеке. Название имеет двоякий смысл:1) свобода, воля 2) конкретная территория, имеющая свое историческое и географическое назначение. Произведение похоже на этюдную зарисовку: несколько рисунков одной местности с разных точек, в то же время — это размышление о прошлом Оренбургского края и его исторической роли в судьбе Российского государства. Сквозными образами являются Степь и Время. Автор как бы смотрит сквозь время, сопоставляя прошлое и настоящее. Композиционно стихотворение можно разделить на две смысловые части. С первых строк мы чувствуем настроение автора-горечь, боль, разочарование. Начинается произведение с обращения к главной реке степного края-Яик. Не Урал, а именно Яик. Она символизирует историческое прошлое Оренбуржья. Край степных кочевников, сухих ковылей, вытаптываемых конницей, земли, богатые полезными ископаемыми, граница между Европой и Азией и народ: башкиры, казахи, татары, киргизы. Это не только завидная территория, но еще и угроза, угроза с Востока.

История Оренбургского края начинается 1735 года, когда императрица Анна Иоановна издала указ об укреплении границ России с азиатскими странами. Закладывали крепость трижды, и вначале в устье реки Орь, а не Урал, где стоит и поныне. После восстания Е. Пугачева, в котором активное участие принимали яицкие казаки и башкиры(1773-1775), императрица Екатерина II решила навсегда искоренить память об этом. Для этого она пошла на радикальный шаг-изменить название бунтарской реки Яик на Урал. С 1775 года официальное название реки Урал.

Автор пытается понять, почему так темны и сурово тоскливы его воды.

Яик! Не с горького ль моря надуло

В очи твои неуемной тоской?

Беглых сынов твоих русые волосы

Чешут ветра чужедальних степей.

В четвертом четверостишии автор снова обращается к реке, но уже не с вопросом, а с призывом:

Яик! Раздвинь поседевшие брови,

Сон отряхни, назад оглянись:

Это на самое сердце степное

Пяткой своей наступил Оренбург.

Море барханов-сугроб на сугроб.

Горы в чалмах, перевалы туманные.

Много ль осталось чубов неразвитых?

Много ль взошло неоплаканных зорь?

Как скорбно звучат эти два вопроса. Эти строки совмещают два художественных приема: анафору и синтаксический параллелизм. Они придают плавность, монотонность. Последнее четверостишие- это вывод автора, ответ на его вопросы и раздумья.

Крест на разъезде да кровь на копытах,

Столб с перекладиной, реченька Орь.

В работе мы попытались создать образ родного Оренбуржья с разных позиций: исторической, временной, пейзажной. Для этого были рассмотрены и проанализированы произведения разных жанров, разных писателей. Проведен сравнительный анализ, прокомментировано использование средств выразительности, дан необходимый литературоведческий материал. В работе дана собственная интерпретация произведений, приводится цитирование. Заниматься этим было интересно и полезно: расширяешь кругозор, развиваешь умение работать с разными видами текстов, также лучше узнаешь историю родного края.

1. С.Т. Аксаков. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1982г.

3. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае, 1977г., Южно-Уральское книжное издательство

4. История родного края, учебное пособие для учащихся, 1988г. Южно-Уральское книжное издательство

5. Т.Г. Шевченко Избранные произведения, М.: Художественная литература, 1984г.

6. Альманах Гостиный двор, вып.2, 2009г.

7. Федотов О.И. Теория литературы. Уч. пособие, Владос, 2003г.

8. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов/ сост.: А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева,: науч. Ред. Маранцман –Оренбург: Оренб. Лит. агентство

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Владимир Галактионович Короленко

Владимир Галактионович Короленко

Летом 1900 года поездку в город Уральск совершил В. Г. Короленко (1653-1921).

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Свидание с пылающей эпохой Осенью 1638 года Оренбургский край посетил велики.

Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков

Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин

Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин

Гений Державина В селе Державино Оребургской области было когда-то имение, пр.

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль

Подвиг Даля Более восьми лет прожил в Оренбурге знаменитый русский лексикогра.

Тарас Григорьевич Шевченко

Тарас Григорьевич Шевченко

Василий Андреевич Жуковский

Василий Андреевич Жуковский

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ОРЕНБУРЖЬЯ. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ВОЛЖЕНЦЕВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ Русский Волженцев Александр Семенович (1914-2000) – прозаик, мемуарист. Родился 1 января 1914 г. в станице Чернореченская Оренбургского района. Окончил сельскую школу. В 1930 г. поступил на курсы трактористов. Работал трактористом МТС, затем учётчиком. С 1936 по 1941 гг. – бухгалтер колхоза.

БУРЛАК БОРИС СЕРГЕЕВИЧ Украинец Бурлак Борис Сергеевич (21.06.1913, г. Благовещенск – 27.12.1983, Оренбург) – прозаик. Детские и юношеские годы прошли в оренбургской области. Работать начал с 16 лет. С 1932 по 1937 г. был корреспондентом городских газет в Орске, Оренбурге, Ульяновске, Чапаевске. В 1937 г. был арестован и несколько лет проработал землекопом в Заполярье, где на вечной мерзлоте сооружался знаменитый ныне Норильский комбинат. С 1940 по 1043 г. работал на строительстве Актюбинского завода ферросплавов. С апреля 1943 г. – на фронтах Великой Отечественной войны. Лихие годы Борис Бурлак прошагал с полной выкладкой от заснеженных Кавказских вершин до Альпийских предгорий. Служил в миномётной батарее, затем в штабе и политотделе стрелковой дивизии. За военные заслуги был награждён орденом Красной Звезды и медалями. С 1946 по 1958 г. автор жил и работал в Риге в качестве журналиста. Здесь он понял своё призвание, его властно потянуло к перу.

Лучникова Ольга Анатольевна

Презентация предназначена для краеведческой работы по литературе. Может использоваться в качестве стенда в кабинете литературы.

ВложениеРазмер
pisateli-klassiki_v_orenburgskom_krae.rar 941.79 КБ

Подписи к слайдам:

Оренбургская литература - это не только выступление пожилых поэтов советской закалки в театрах, филармониях и кабинетах библиотеки им. Крупской. За последние пять лет литература в городе стала массовой как никогда ранее, количество литературных вечеров разного формата увеличилось.

Чертова дюжина оренбургской литературы

Под куполом

Край чёрного золота, бескрайних лесов и пушнины.
Мечты сбываются, но в массах – кислые мины.
Мины делают массу алой и солоноватой на вкус.
Алую массу пакуют в оцинкованную сталь.
И мы устремляем взгляд к куполу
Неба.
Заправляем чернилами купола и кресты
Под кожу.
Я удивлюсь, если кто то из твоей семьи там
Не был.
Закат обрушится лазурной полосой
Вдоль чернозёма
И отрежет чёрным скальпелем день.
В сумерках мы увидим детей,
Что не знали разврата.
Видели переплетение тел
Только в братских могилах.
По подарку каждому,
Кто не знает на свет этот возврата.
В предзакатном огне мы узрим
"Горловскую Мадонну".
Потухший блеск её глаз,
Тепло её крови
Каждому дому.
Мы привыкаем к насилию,
И
щем врага снаружи,
Учимся не показывать вида.
Но враг внутри.
Память об этом в каждой
Микротрещине стен.
Прости, но
Нам никогда не стать,
Какими ты нас по заповедям
Видеть хотел.
Г
лубокий порез по контуру,
Того, что ты называешь душой.
Власть стреляет в народ свой
Один раз.
Второй раз
Она стреляет в чужой.
И после выстрела в Сараево,
Не найдёт покоя
Таёжный колосожатель.
Псы войны жаждут крови,
И нет сил удержать их.

Дарья Прилепина - 21-летняя поэтесса, в сети известна под псевдонимом Алиот Каф. В сообществе поэтессы ВК около 5 тысяч человек.

Мир обо мне говорит языком понятным,
Я же о мире сказать не могу ни слова.
Старые раны, полные сладкой ваты,
Как ни крути, не бросятся за основу
Вечности дней. Размеренный ход печальный –
Мы так нечаянно полностью повзрослели.
Но не понятно: то ли наш мир – хрустальный,
То ли хрусталь – это сны на льняной постели.
Мир этот соткан светом, укрыт одеялом.
А я барахтаюсь в нём, как на шаткой льдине.
Всё, что сполна кому-то – мне вечно мало.
Нет, я не жадный, просто голодный к жизни.
Где океан свободы – там дно отчаяния.
Ветер попутный лишь холодит затылок.
Я упиваюсь криками летних чаек
И хороню всё то, что в душе застыло.
Люди твердят: "Смотрите, какой счастливый,
В путь бы ему, да выбрав одну дорогу".
Я же смотрю в их глаза пустые,
Просто молчу, не в силах сказать ни слова.

Анна Терентьева - 26-летняя поэтесса, которая выступает в Оренбурге как минимум с 2014 года.

Директор Оренбургского областного Дома литераторов им. Аксакова Виталий Молчанов отмечает, что у Терентьевой есть свой взгляд, который отличает ее от других авторов. Но, ввиду того, что она еще молода, ей остается выработать свой неповторимый стиль.

Обоюдность любви - вот залог для здоровых чувств,
Только знай, что залог никогда не вернут назад.
Жаль, что ты меня вовремя не предала мечу
Или вовсе волкам не дала меня растерзать.
И теперь эта точка достигнута, дальше - мрак,
Где клыками Фенрира настигнет нас чёрный шторм.
Что к тебе я питаю,
Ты спросишь десятый раз - я питаю, родная,
Но сам и не знаю что.

Бодхидревное

Когда-нибудь устав от суеты,
В один из дней невыносимо трудных
Я осознаю неизбежность красоты
И стану Буддой.

Вселенная сорвет с себя покров,
Не станет тайны бездн далеких,
И я познаю величайший из даров
Под древом Бодхи.

Душа умчится в неба синий зев,
Туда, где буйствуют сверхновых взрывы,
Туда, где пропасть черных дыр презрев
Танцует Шива.

Порвутся с треском путы бытия,
Оставив душу в наготе свободной,
И вместе с Шивой в танец брошусь я,
Мы с ним подобны.

Когда-нибудь сквозь бытовые грозы
Ваш взгляд прорвется из-под спуда,
И вы увидите - под русскою берёзой
Смеётся Будда.

Как причёска, судьба взъерошена –
Перепуталась, раскурчавилась.
Ты меня не зови хорошею,
Раз плохою тебе понравилась.
Ночь. Хрущёвка почти беззубая.
За окном тихо звёзды гаснут.
Я не гордая и не грубая,
Просто сердце не жгут напрасно.

Нас с тобою не ждут в париже,
В Ленинграде не ждут и ближе.
Лишь в поселке на юге моя бабуля
Уже готовит на нас блинчики в ужин.
Уже представляет, как спрашивать будет, во сколько мы, непоседы, уснули.
Готовит калоши и будет смотреть, как мы прыгаем в лужи.
Счастливое детство не руша,
Отец привезет нам грушу, и мы по одной перчатке наденем и будем биться с вселенским злом.
Мама будет скучать, но только по ком?
Все лето будем гулять, резвиться, бегать на речку, ловить тюлью громадных щук,
Линять ящеровой чешуйкой, сбрасывая серость школьных потуг.
Давай танцевать жаворонковой птицей
И жечь все поленья,
А потом, обречённые ленью, скитаться в округе в поисках дома.
Смотри, в соседнем дворе кусты малины огромны.
Мы будем утром играть в солнышко самым тупым ножом
И скрывать, что никакое другое солнце тебя не затмит.
Мы все, что посадим - то и пожнем
В огороде меж грядочных плит.
Нас не ждут в париже,
Не ждут в Ленинграде и даже ближе.
Но я сплю и вижу, как на променаде
Поддался тебе в салки,
Не зная, что мною движет.

В поэзии Окороков - хороший любовный лирик. В прозе - реалист, рассказы которого оставляют надежду, в отличие от прозы Фельдмана.

Опять лежу среди камней,
И под туманом побережья
Бледнее солнце, светит реже,
И без тебя так дико мне.
Опять гляжу из-подо лба
На бьющихся по ветру чаек,
Где море горизонт встречает,
И в каждом шорохе - мольба.
Опять я жду на маяке
И от тоски кусаю губы,
И голос моря нынче грубый,
И капли крови на щеке.
Опять лежу на самом дне,
Пуская кольца кислорода.
Не вижу пирс, не знаю брода,
И без тебя так дико мне.

И к чёрту ваши микрофоны.
Звук голоса,
Нейлоновой верёвкой вокруг шеи мнется,
И держится за кожаную свечь-
Ку-
Да-
Бежали мыслей миллионы.
Ломались пропадом,
Порвались небеса.

Фантасмагория великого ума.
Этих мечтателей великих
сто-
ны-
Раздались громче слез у богомольного креста.

Мне больно слушать рать певцов свободы и природы,
Когда фатальный взгляд стеклянный и пустой!

Отдайте голос рваной правде, что, обливаясь кровью,
Она помрёт!
За наши пикники из слов,
Не опуская глаз.

Она живёт, пока мы верим в чудо,
Пока так больно вывернуть все мысли напоказ.

***
Сон не приходит, зови его или жди.
Глаза закрывай, даже если бессмысленно.
Что-то шумит - это бьют по карнизу дожди.
Быть в этой комнате я устал и телом, и мыслями.

Сейчас бы, конечно, сыра кусочек, бутыль коньяка.
Но сухожилия стянуты; ногти, врезаясь в ладонь,
Выжимают горячий грамм моего мышьяка,
Высекают из рук по искорке мой огонь.

Был я в пижаме - теперь я пеплом окутан.
Кости поплавились, зубы стучат в канкан.
Город уже заснул, как засыпают трупы,
А непутевый сын ищет на кухне стакан.

Берет его, наливает коньяк холодный,
Сыр отрезает и ломтиком прямо в рот.
После дождя звук эха как будто оборван,
Будто бы после льва зарычал койот.

Я на кровать уселся, телевизор ногой включил,
Откинулся я к стене голой спиной.
Слышу, как провернулись в дверном замке ключи, -
Это пришел долгожданный сон мой.

Научиться бы
Сдаваться -
Позвонки стальные ноют.
Научиться бы
Сдаваться -
Не сорваться бы струною.

Научиться бы сдаваться,
Отдаваться,
Как в семнадцать,
После стольких операций,
Реконструкций,
Ампутаций.

Распахнуться
Настежь нежным,
Словно дверь своей же клетки,
Научиться бы,
Как прежде,
И вспорхнуть с постылой ветки.

Вячеслав Хейт - солист группы youhate, пожалуй, одного из самых многообещающих музыкальных коллективов города. Относится скорее к музыкальной сцене, чем к литературной, хотя пишет стихотворения и песни, что тоже можно назвать поэзией. До безумия актуален и прост.

Собачий холод уральской ночи
Колючей проволокой сводит скулы.
Рассвет смеётся и мироточит.
Встают барыги и есаулы.

Твой гладкий мальчик пустой наружности
Целует руки твои на лестнице.
Первые бабки у лавки кружатся
И пьют берёзовый сок. И крестятся.

Над Оренбургом в дыму все вороны.
На красный прут гробовщик и поп.
Декабрь скалится пастью порванной.
Давлюсь рябиной, упав в сугроб.

Читайте также: