Требования к детской литературе сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаем Вашему вниманию ряд требований к художественной литературе (сказкам), которые помогут Вам выбрать качественные и полезные книги для ребенка.

- литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции;

- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжет должен быть занимательным, композиция простая и ясная.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю.


Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах".


проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "

краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)


В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада.

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение.


Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн.


В статье приводятся специфические особенности художественной литературы, предназначенной для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: художественная литература, детская литература, книги, сюжет, дети, возраст, стихи, школа, герои.

Сегодня, в век развития информационных технологий, уже, казалось бы, незачем детей приобщать к художественной литературе. Но, как показывает практика, литература всё же оказалась достаточно сильной, чтобы противостоять агрессии интернета и сумела приспособится к современным реалиям-появились электронные книги. Литература, как вид науки, имеет свои разновидности и особенности. И среди них особенно выделяется детская литература. Она является частью общей литературы, имеет свою художественную специфику, адекватную детской психологии. Детскую литературу можно разделить на несколько функциональных видов-учебно-познавательные, этические, развлекательные. Она, как и взрослая литература, является искусством слова. Но, хотя задачи и методы для всех видов литературы едины, для детской литературы свойственны только ей присущие черты. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей.

Основная её отличительная черта-органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под этим требованием подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. Назначение детской литературы-быть познавательным чтением одновременно. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполняет в обществе. Она связана с эмоциями особого рода, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Они с радостью погружаются в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживают героям, чувствуют стихотворный ритм, радуются звуковой и словесной игре. Также они хорошо понимают юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже тогда, когда писатель при помощи художественно-фантастического вымысла уводит юного читателя в мир невозможного он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы с высокой степенью свойственна всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определёнными ценностями. Здесь речь идёт как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, которые связанны с конкретным временем и литературой.

Надо помнить, что с самого начала детская литература выполняла дидактическую функцию. Это значит, что её функции определяют её важную роль в обществе-развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Детская литература зависима от нескольких, существующих в обществе идеологических религиозных, педагогических установок.

Говоря о возрастной специфике детской литературы, можно выделить несколько групп на основании возраста читателя.

При этом она повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:

1) ясельный, то есть, младший дошкольными возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;

2) предшкольный возраст. В это время дети только-только учатся читать, но в большей степени остаются слушателями, предпочитают тексты с иллюстрациями, любят комментировать рисунки и текст;

3) младшие школьники, от 6-до 10 лет, как правило, это ученики начальных классов. Они в этом возрасте предпочитают небольшие художественные тексты с картинками, со знакомыми словами и понятиями;

4) младшие подростки от 10 до 13 лет. В этом возрасте дети с интересом, читают небольшие рассказы как правило, с сюжетами, взятыми из жизни их сверстников.

6) юнощество-16–19 лет. В этом возрасте дети уже имеют все черты сформировавшиеся, они выбирают, исходя из личных предпочтений.

Как видам, литература для каждого периода имеет свои специфические особенности. Литература для самых маленьких состоит из коротких фраз, двух- или четверостиший. Очень часто такие книжки представляют из себя яркие картинки со стишками-прояснениями к иллюстрации. Написание коротких, на первый взгляд несложных произведений требует от автора умения в совершенстве владеть искусством слова. Не случайно, лучшие детские стихи, услышанные в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь. Они становятся первым опытом общения с искусством слова. Очень часто человек именно через них вводит уже своих детей в мир художественной литературы. Ещё одной характерной чертой литературы для этого возраста является его отображение в виде стихотворений. Эта форма выбрана неслучайно: сознание ребёнка уже знакомо с ритмом и рифмой, и поэтому ему легче воспринимать информацию, преподанную именно в этом виде. Вместе с тем, ритмически организованный даёт ребёнку целостный, законченный образ и апеллирует к его индивидуальному восприятию мира.

После того, как ребёнок достиг трёх лет, у него несколько меняется круг чтения-книжки с самыми простыми короткими стихотворениями постепенно отступают на второй план, их сменяют книги, которые содержат более сложные стихи, построенные на основе игровых сюжетов. Вместе с расширением кругозора юного читателя растёт и круг тем-он продолжает знакомится с окружающим его миром. Любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки-лучшим образцом такой литературы можно назвать сказки К. Чуковского — они на доступном детскому восприятию языке, в форме игры, рассказывают о сложных категориях, о том как устроен мир, в котором предстоит жить будущему члену человеческого общества.

В это же время дети дошкольного возраста знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных, а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменно счастливым концом, победой добра над злом.

Писателям нужно учитывать, что в своих книгах они не должны романтизировать образы отрицательных героев, так как это может привести к неверным установкам, которые может усвоить юный читатель.

Кроме этого, предъявляются требования и к языку таких книг-они должны помогать обогащению словарного запаса младших школьников. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.

Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает его в период его интенсивного роста среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

Родители и педагоги в школе должны с огромными вниманием отнестись к выбору ребёнком художественной литературы, по возможности обсуждать с нем сюжет книги и поступки главных героев, давать разъяснения их поступкам и словам.

Через все эти действия происходит нравственное воспитание ребёнка, он получает установки, которые потом могут пригодится во взрослой могут пригодится во взрослой его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): детская литература, художественная литература, ребенок, искусство слова, литература, юный читатель, возраст, детское восприятие, книга, мир.

1) непосредственно адресованные детям;

2) входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес);

б) посвящение ребенку;

в) наличие в тексте произведения обращений к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Но отпечаток на развитие детской литературы накладывают, с одной стороны, педагогические идеи того или иного периода (и, шире, отношение к детям), а с другой – запросы самих маленьких и юных читателей, которые также исторически меняются.




Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такое ее важной части (уже не литературной, но в данном случае практически неотделимой от нее), как иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство картинки и текста, причем в иллюстрировании детских книг тоже были и есть свои тенденции, связанные как с развитием изобразительного искусства, так и литературы.

Тема 1. Специфика детской литературы. Жанры детской литературы

1) непосредственно адресованные детям;

2) входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес);

б) посвящение ребенку;

в) наличие в тексте произведения обращений к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Но отпечаток на развитие детской литературы накладывают, с одной стороны, педагогические идеи того или иного периода (и, шире, отношение к детям), а с другой – запросы самих маленьких и юных читателей, которые также исторически меняются.

Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такое ее важной части (уже не литературной, но в данном случае практически неотделимой от нее), как иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство картинки и текста, причем в иллюстрировании детских книг тоже были и есть свои тенденции, связанные как с развитием изобразительного искусства, так и литературы.

Какими должны быть книги для маленьких детей?

Конечно, существует классика, великолепные сказки, апробированные временем и поколениями малышей, но ее не хватает, ведь дети постоянно требуют чего-то новенького. Как сориентироваться в книжном море? Ниже — несколько простых требований, которым должны удовлетворять книги для малышей, чтобы в должной мере обеспечивать выполнение основных функций: быть познавательными и интересными, способными увлечь маленького ребенка.

Первое требование очевидно: яркость. Книга для маленького ребенка должна быть яркой, броской, привлекающей внимание. Не зря ведь говорят, что по одежке встречают. Особенно это характерно для детей — первое, на что они обращают внимание, это яркие цвета, что называется, вырви-глаз. Это связано с особенностями детского зрения и восприятия, и подобное необходимо учитывать.

В-третьих, книга для малышей должна состоять из набора маленьких сказок либо историй. Малышу сложно на долгое время сосредотачивать внимание на одном предмете, и слишком длинная история его попросту утомит, он достаточно быстро потеряет к ней интерес, как бы она ни была хороша с точки зрения взрослого человека. Поэтому — маленькие сказки, каждую из которых можно прочесть за один раз.

Отдельное требование — к сюжету историй для маленьких: как можно больше действия и меньше описаний. Всю прелесть Паустовского или Бианки маленький ребенок оценить не способен, время описаний придет позже. Для малышей куда как интереснее и полезнее истории, состоящие из набора каких-либо действий. Недаром из всех частей речи маленькие дети больше любят глаголы. Кроме того, в истории должно быть как можно больше веселья. Действие и веселье — вот в чем нуждается любой маленький ребенок, так как сам он — сплошное действие и оптимизм.

Книги для малышей должны быть в определенной степени познавательны, но не должны превращаться в учебник. Маленький ребенок с гораздо большим восторгом и пользой для себя прочтет сказку, к примеру, о Большой Медведице, у которой была дочка — Малая Медведица, и они вместе собирали звездную малину, нежели выдержку из энциклопедии, посвященную этим созвездиям, пусть и адаптированную для малышей.

Обязательное условие: прежде, чем читать малышу какую-либо новую книгу, родителям необходимо ознакомиться с ее содержанием. Даже если картинки очень привлекательны. Кроме того, лучше заранее подготовиться к вопросам, которые могут возникнуть у маленького ребенка в процессе чтения. Ведь малыши всегда набиты вопросами, как подушка пухом. И они сыплются, как из рога изобилия. Опытные родители, читая книгу, могут заранее определить ключевые моменты, которые привлекут внимание ребенка и вызовут вопросы. И соответственно подготовиться. Подобная подготовка и поддержит родительский авторитет, и облегчит малышу восприятие нового.

Читайте также: