Традиционное крестьянское искусство 5 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.

  • Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

научимся понимать язык образных знаков

сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.

Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.

Цвет имеет символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?

Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Символы воды

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.

Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.

Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

Образ птицы.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.

Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.

Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.

Примитивная и в то же время здоровая жизнь крестьянина вынуждает его к изобретению необходимых для жизни утилитарных вещей, дает широкие возможности к выражению его индивидуальных представлений о форме, цвете и обработке предметов. Обработка эта часто имеет значение не только украшения, но и заканчивания, т.-е. значение строительное. как, например, обработка соединительных швов в народном костюме, окраска предметов, роспись.

Длинная зима дает крестьянину возможность добровольно сменить труд земледельца на труд ремесленника-художника, в изделиях которого отражается его быт и окружающая природа.

Постепенное накопление форм, характеризующих районы, постепенное их изменение делает это искусство в конечном итоге коллективным. Север со строгими архаическими формами людей, зверей, птиц резко отличается от средних губерний, богатых бытовыми картинками, как праздники, хороводы, а также сказочными темами, как вещая птица, райская птица, a также, и от юга с пышностью его цветов и плодов.

Крестьянское искусство, возникшее из домашних промыслов, и давшее начало художественно-кустарной промышленности для самого крестьянина остается еще личным индивидуальным искусством, обслуживающим его крестьянский быт. И хотя есть общие коллективно - накопленные и свойственные каждому району формы, все же крестьянин выбирает то, что ему больше всего по душе, изменяет сообразно своему вкусу, и таким образом как бы присоединяет к общему коллективному желанию еще свою волю. Здесь им управляет тот здоровый инстинкт, который указывает ему новый путь искусства его времени. В этом стремлении есть не только ощущение настоящего, но и острое интуитивное предчувствие будущего. Внося постепенно изменения в традиционные изделия своей местности, в работы‚ сделанные для себя, крестьянин начинает понемногу вносить новые формы и в свою промышленность, делать другие уже вещи для сбыта, т.-е. вещи, отвечающие времени. Как пример, можно назвать иконописцев села Палех, Владимирской губ., перешедших от писания икон на роспись деревянных ящиков, решет, стаканов и проч. Особенно интересна их роспись по папье-маше. Здесь религиозные темы сменились бытовыми, рабочими, военными и революционными. Но прежняя тонкость письма и основа композиции указывают лишь на естественную эволюцию.

Ty же эволюцию мы наблюдаем на народной резной игрушке богородских мастеров, где видим уже кроме традиционной раздвижной игрушки, сказочных тем, басен, уже отражение современного быта и работы. Несмотря на появление новых форм, игрушка эта все также поражает своим выполнением, умелым обращением с массой, приемами настоящих артистов-скульпторов. Во всех внесенных переменах нет разрыва с традицией, это - только накопление еще нового богатства в одном коллективном преемственном труде.

Крестьянское искусство полнокровно в этих корнях, оно лишено того, что долгое время давала наша художественно-кустарная промышленность в виде вялых тонов, подражавших обесцвеченным временем музейным образцам. Оно свежо но восприятиям и передаче краски, оно здорово и крепко в своем основании. Недаром новые художественные пути находят в крестьянском искусстве много основ для организации вещей. Принципы построения простейших народных костюмов (рубахи, свиток и пр.) дают много свежих мыслей для поисков форм одежды. Заканчивание швов вышивкой, имеющей строительное значение, логически обуславливаемое шириной материала,является таким простым и мудрым разрешением в строении костюма.

Крестьянские ковры Украины, роспись no дереву, раскраска пасхальных яиц (писанка), роспись на печах, на бумажных полотенцах для украшения жилища, крестьянские современные рисунки, как и народная картинка в вышивке, которую не редкость встретить на конце полотенца в средних и северных губерниях РСФСР, - все эти живые, яркие мотивы, творимые и в настоящее время, говорят о неисчерпаемой силе народного искусства, глубоко уходящего корнями в прошлое и впитывающего живые соки настоящего. Ткачество, шитье, керамика, глиняная свистулька, деревянная игрушка до сих пор являются не только искусством прошлого, но и в настоящее время служат потребностям крестьянской жизни, следовательно, искусство крестьянина нe есть искусство, похороненное в музеях и лишь давшее начало художественно-кустарной промышленности: оно в своем творчестве активно и сейчас. Неисчерпаемый запас и сила его обязывают нас к поискам более быстрых способов для реализации народной самостоятельно проходящей повсюду мысли. Демонстрированное на выставках при берлинских и дрезденских музеях в прошлом году наше крестьянское искусство вызвало восторженные отзывы в печати.

Комментарии к иллюстрациям:

Рис. 1. Кафтан из красного, грубого холста, внизу вышит цветным бисером и камнями по рисунку Н. Я. Давыдовой). Кафтан можно одевать на юбки из белого, черного или сурового холста.

Рис. 2. Платье из суровой редины с черными рукавами. Вышито темно-зелеными, черными и кирпичного цвета пышными нитками (по рисунку худ. Мухиной). Модель исполнена для МОСЭКУСТ‘а.

Рис. 3. Костюм из белого крестьянского холста, обшит вязаной тесьмой из грубых льняных ниток. Вышивка исполнена по продержке голубыми нитками по рисунку H. Я. Давыдовой.

4. Костюм из желтого холста, отделан ткаными кустарными тесьмами зеленоватых и коричневых тонов. Низ карманов закончен вышивкой белым и черным бисером (по рисунку Н. Я. Давыдовой).

5. Платье из черного, узкого холста. Грудь, спина и рукав небеленого холста. Вышивка спереди и сзади на красном холсте синими и черными льняными нитками с отстрочкой из черного холста (по рисунку E. И. Прибыльской).

6. Кафтан из суровой редины, одет на черную юбку. Черные рукава соединяются с кафтаном вышивкой на красном полотне белым и черным суташем и желтыми нитками (рисунок E. И. Прибыльской помещен на контурном листе № 2). Boрот и низ кафтана обшиты красным холстом.

Древнерусское искусство, вообще, анонимно, как искусство всякой другой страны в первичные эпохи. Подпись мастера на древнем произведении — такая редкость, что всякое вновь открываемое имя рассматривается, как громадное событие в истории декоративного искусства, и нередко угрожает катастрофой для самых, казалось бы, незыблемых положений и построений. Тем более редки подписные и датированные памятники в области крестьянского искусства. Здесь чаще обозначалось на произведении имя владельца, чем автора. Наиболее древние памятники, конечно, и не могли дойти до нас не только в силу недолговечности самого их материала, но и потому еще, что художники работали над предметами быта, быстро изнашивавшимися и приходившими в негодность, а собирание таких, хотя бы и утративших свое бытовое значение памятников народного творчества началось, в силу общеисторических условий нашей культуры, лишь в конце XIX века, в эпоху замирания крестьянского искусства.

И все же, несмотря на отсутствие древних памятников, есть возможность говорить о крестьянском искусстве древней Руси. Консерватизм народных масс, устойчивость обрядов, привычек и самых внешних форм крестьянской жизни, не только предполагаемая теоретически и на основании исторических данных, но и утверждаемая самими памятниками искусства разных эпох, — позволяют с достаточной вероятностью говорить о древнерусском крестьянском искусстве.

Во все эпохи крестьянин-художник, естественно, пользовался наиболее элементарными орудиями и наиболее подручными и дешевыми материалами. Особенно широкой обработке, в силу этого, подверглось дерево, затем — глина. Из металлов чаще всего обрабатывалось железо, реже — медь и еще реже — благородные металлы. Природные богатства того или иного края добавляли к этим основным материалам дополнительные, местные. Так, на Севере получила распространение резьба по кости, на Урале, в стране цветного камня, — камнерезное дело и т. п.

Вы познакомитесь с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками его образного языка. Узнаете, что выражают древние образы и символы. Это поможет понять и полюбить народное искусство.

ВложениеРазмер
drevnie_korni_narodnogo_iskusstva.ppt 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древние корни народного искусства Урок в 5 классе

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение

Вы познакомитесь с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками его образного языка.

Ты узнаешь, что выражают древние образы и символы. Это поможет тебе понять и полюбить народное искусство.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка,

Диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение загадочному, таинственному

Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:

Этому глиняному сосуду 5000 лет. Узоры на нём как бы рисуют картину мира. Вверху волнистые линии – небо с запасами воды. Посредине солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу две параллельные линии – земля. “ Пусть пройдет дождь”

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Человек выражал свои представления о мире в ОБРАЗАХ

СОЛНЦЕ – почиталось всеми земледельческими народами.Символ солнца является одним из главных украшений жилища. Солнце могло принять образ коня , а конь как бы приобретал животворящую силу солнца “ Не земля родит, а небо”- говорит русская пословица.

ЖЕНСКАЯ ФИГУРА – образ матери, выражавший представления о земле, которая родит, о женщине-продолжательнице рода. Всегда связана с древними символами плодородия:деревом, животными, солнцем. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависила жизнь человека.

ДРЕВО ЖИЗНИ- символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Символ счастливого продолжения рода. Изображалось в сочетании с другими знаками: плодами, птицами.

КОНЬ- один из древнейших и любимых образов народного искусства. Считался другом и помощником человека. Конь- слуга и символ солнца. В день весеннего равнодействия, встречая солнышко, лепили свистульки с лошадиной головкой. Верили, что свист, как и лучи солнца, прогоняют стужу и тёмные силы, поможет росту растений.

ПТИЦЫ- символсвета, тепла. Трожественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, напоминающая волшебную жар-птицу- настоящая птица-света! Люди верили, что птицы прогоняют звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тёплое летушко.

Шли века-крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ - условные знаки (символы) В которых человек выражал свои понятия о мире. Прямая горизонтальная линия---ЗЕМЛЯ Волнистая горизонтальная линия---ВОДА Вертикальная линия---ДОЖДЬ Крест, круг с крестом---ОГОНЬ, СОЛНЦЕ ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ - образы птиц, животных, растений, фантастических существ; действиями, чувствами, которых человек наделял природные явления.

Задание Выполни рисунок предмета быта (сундука, полотенца и т.д.), украсив солярными знаками или древними образами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"

Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест.


урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы".


ИЗО 5 класс Задания к урокам "Древние корни народного искусства"

Так как сегодня по правилам ФГОС большую часть урока ведут дети, а учителю отводится 20% от урочного времени, а так же групповые занятия должны присутствовать, то я совместила эти правила .


Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.Концепция развития универсальных учебных действий разра.


План-конспект урока "Изобразительное искусство". 5 класс. Тема: Древние корни народного искусства

Урок ИЗО. 5 класс.(№1)Тема: Древние корни народного искусства.



Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, дишу ковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная— воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.


Глиняный сосуд и рисунок с него.


Шайка бондарная. Русский Север, 18 в.



Прялка с росписью. Русский Север, 19 в.


Сундук с символами солнца. Архангельская губ., 19 в.


Фрагмент подзора. Вышивка. Тверская губ., 19 в.


Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке.


Двойное солнце в окружении солярных знаков и растительных мотивов. Конец полотенца. Орловская губ., 19 в.


Сундук с символами солнца. Вологодская губ., начало 20 в.


Сундук с символами дождя. Горьковская губ., начало 20 в.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода.

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.


И. и Е. Дружинины. Баба с птицами. Глина. 1947 г.


Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губ., 19 в.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.


Древо жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губ., 19 в.


Древо жизни. Роспись в избе. 19 в.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.



Пряничные доски. Птица. Конь. 19 в.


Ковш-наливка. Вологодская губ., 18 в.


Ковш-черпак. Поволжье, 19 в. (внизу).


Птица-лава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.


Пряник. Нижегородская область, 1926 г.


Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губ., 19 в.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Взгляни, какие разные птицы. До чего же хороши собой! Словно все светом наполнили вокруг себя. Вот торжественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света!

Как видишь, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.


Детские работы. Мешковина, гуашь

Задание

Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца, постарайся сохранить в рисунке обобщенную форму, исключая ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй.

Создавая образ в вышивке или росписи, активно включай в работу цвет. Использовать можно гуашь, восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая образ в резьбе, воспользуйся сангиной и углем. Эти материалы помогут передать теплоту дерева.

Читайте также: