Сообщение на тему индивидуальность

Обновлено: 02.07.2024

1.Понятие индивидуальность, становление личности, индивидуализация.

2. Факторы формирования индивидуальности.

3. Характеристики индивидуальности.

4. Список использованной литературы.

ВложениеРазмер
referat_individualnost.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Понятие индивидуальность, становление личности, индивидуализация.

2. Факторы формирования индивидуальности.

3. Характеристики индивидуальности.

4. Список использованной литературы.

Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.

Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.

Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.

Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.

Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.

Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, создается основа для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей.

Индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию характеристики индивидуальности человека.

Несмотря на массовость современной культуры, многие люди считают себя яркими личностями, выпадающими из общей толпы. Они делают это разными способами: кто-то красит волосы в неоново-зелёный цвет, другие становятся членами секты, третьи критикуют Пушкина за отсутствие писательского стиля. Но настоящая ли это индивидуальность, к которой стоит стремиться? Разве она проявляется только так экстремально? Пора узнать, что это понятие означает в психологии и как, действительно, можно выделиться на фоне остальных.

Что это такое


Определение

Индивидуальность — комплексное понятие, которое включает в себя:

  • совокупность характерных особенностей, отличающих одного человека от другого;
  • своеобразие психики;
  • особый взгляд на мир;
  • неповторимость, уникальность внутреннего мира и внешности.

Индивидуальность в психологии — это:

  • индивидуально-психологические различия;
  • высший уровень иерархической организации психики человека по отношению к индивиду и личности.

Формируется под влиянием воспитания и общения, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.

Индивид — личность — индивидуальность

Эти понятия всегда находятся рядом друг с другом. Поэтому возникает много вопросов, чем отличается индивидуальность от личности, от индивида.

Каждый рождается индивидом — представителем рода человеческого и частью общества. В течение жизни под влиянием культурного развития он становится личностью. Чем больше он вбирает в себя духовного наследия своих предков и социализируется, тем сильнее в нём личностное начало. Если же у него формируется своё мировоззрение и особый взгляд на то, что происходит вокруг, он становится индивидуальностью.

Труднее всего выявить соотношение индивидуальности и личности:

  • становление личности — процесс социализации, освоение норм и правил поведения;
  • становление индивидуальности — процесс самоопределения и обособления, выделения из сообщества, оформление уникальности и неповторимости.

Подходы к изучению

Индивидуальность рассматривается с точки зрения поведения, внешности и внутреннего мира человека (к нему относятся волевые установки, особенности психики, мировоззрение). Некоторые психологи акцентируют внимание преимущественно на социализации, умении выстраивать межличностные отношения и становиться лидером. Вторые — на особенностях телосложения и лица. Третьи — на акцентуациях характера.

В связи с такими расхождениями в психологии сформировались основные подходы к типологии индивидуальности:

  • объяснительная — установление психотелесных соответствий (конституциональная типология Кречмера и соматотипы Шелдона);
  • описательная — составление индивидуально-типовых портретов (методика Ганнушкина и Личко);
  • терапевтическая — выделение индивидуальных черт личности (психологические типы Юнга).

Многие специалисты считают, что индивидуальные черты нельзя типологизировать, так как у каждого человека они проявляются по-разному.

На сегодняшний день в психологии чаще всего рассматривается интегральная индивидуальность — понятие, введённое советским психологом В. С. Мерлином. Это особенности человеческой личности на разных уровнях:

  • биохимическом;
  • общесоматическом;
  • нейродинамическом;
  • психодинамическом;
  • психическом;
  • социально-психологическом;
  • социально-историческом.

В отечественной психологии также существует школа Теплова-Небылицына, которая рассматривает индивидуальные черты как проявления темперамента.

Факторы формирования

На индивидуальность человека, её формирование влияют разные факторы.

Наследственность

Определяет внешность и некоторые поведенческие черты, присущие только этому человеку.

Воспитание

Формирует поведенческие стереотипы, жизненные установки, мировоззрение, отношение к труду, окружающей среде, людям. Привносит в каждый из перечисленных аспектов свою изюминку, совокупность которых впоследствии становится тем, что называют индивидуальностью. Например, всех в детстве учат беречь природу. Однако кто-то дополняет данный стереотип тем, что ходит по вечерам на прогулку с мусорным пакетом и собирает фантики и бутылки с газонов, потому что в детстве он так делал с родителями. Это его индивидуальная особенность, сформированная семейным воспитанием.

Социализация

Определяет паттерны поведения и самооценку. Если, например, в школе человека постоянно принижали и не давали высказывать своё мнение, уровень индивидуализма будет низким.

Саморазвитие

Даже если наследственность, воспитание и социализация не сформировали в человеке индивидуальные черты и паттерны поведения, он всегда может развить их самостоятельно. Способов существует много.

Особенности психического развития

Тип нервной системы и акцентуации характера могут сформировать поведенческие паттерны, не совпадающие со стереотипами. Однако чаще всего они продиктованы различными личностными расстройствами. В пример можно привести всемирно известных людей, которые отличались яркой индивидуальностью, но в то же время имели тяжёлые психические заболевания: Исаак Ньютон (диагноз — приступообразная прогредиентная шизофрения), Винсент Ван Гог (много раз лечился в клиниках для душевнобольных), Эрнест Хемингуэй (имел склонность к суициду).

Проявления

Девушка выделяется среди других

Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.

На уровне внешности:

  • свой стиль в одежде;
  • умение привнести в образ изюминку;
  • особенность внешности, которую человек сумел превратить в достоинство (например, канадская фотомодель Винни Харлоу выделяется на фоне остальных манекенщиц своей кожей, так как страдает витилиго).

На уровне поведения:

  • умение деликатно отстаивать собственную точку зрения, при этом уважая мнение других;
  • установление уникальных межличностных отношений;
  • оригинальные способы знакомства, общения;
  • особенности в жестах, мимике, речи, отличающего человека от остальных;
  • вклад в культуру и духовное развитие города / страны / мира.

На уровне внутреннего мира:

  • адекватная самооценка;
  • богатый внутренний мир;
  • своя концепция мировоззрения;
  • формирование личной точки зрения на всё происходящее вокруг;
  • творческое начало;
  • уникальное восприятие окружающего мира;
  • постоянное саморазвитие;
  • высокое самообладание, твёрдый характер, железная сила воли.

На уровне психических особенностей:

  • высокий IQ, широкий кругозор, нетривиальное мышление;
  • феноменальная память;
  • богатое воображение;
  • неординарные способности;
  • умение контролировать собственные эмоции;
  • редкая акцентуация характера.

Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы. Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо). Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.

Диагностика


Степень сформированности индивидуальности может быть разной. Определить её помогает психодиагностика с помощью обычного тестирования.

Тест на индивидуальность. Вопросы

I. В кругу знакомых обсуждают фильм, который лично вам понравился, но не понравился остальным. Вы:

  1. сразу поменяете мнение о нём;
  2. поменяете мнение только после того, как вам покажут его слабые стороны;
  3. останетесь при своём мнении;
  4. поменяете мнение потому, что другие в этом разбираются лучше.

II. Вам рассказали что-то плохое о человеке, которого вы видели, знаете, но никогда лично не общались с ним. Вы:

  1. запомните всё сказанное, чтобы рассказать кому-нибудь ещё;
  2. сразу смените тему разговора;
  3. выслушаете, но не воспримете всерьёз, пока не пообщаетесь близко;
  4. поверите всему, что скажут.

III. Вы хотите себе купить какую-то вещь в магазине, но ваша вторая половинка отговаривает вас от этого. Вы:

  1. не купите, потому что так хочет ваша вторая половинка;
  2. купите в следующий раз, когда пойдёте в магазин без второй половинки;
  3. всё равно купите;
  4. не купите, потому что вещь разонравилась.

IV. Вы путешествуете. Однако в запланированный гидом маршрут не входит достопримечательность, которую вам очень хочется посмотреть. Вы:

  1. едете с гидом, но потом будете грызть себя за то, что упустили возможность посмотреть достопримечательность;
  2. попробуете совместить свои интересы с планами гида;
  3. поедете по собственному маршруту;
  4. полностью доверяете гиду: он лучше знает, что посмотреть на экскурсии.

V. Вы узнали о каком-либо нововведении, которое разрушает общепринятую традицию. Ваша реакция:

  1. изучите информацию, но при этом будете ориентироваться на мнение знакомых о нововведении;
  2. внимательно изучите информацию о нововведении вдоль и поперёк;
  3. даже думать об этом не будете: скорее всего, это очередной бред;
  4. полностью доверитесь мнению своих знакомых.

VI. Знакомый вам изливает душу. Вы:

  1. думаете о том, что сказали бы об этом другие;
  2. внимательно слушаете, стараетесь помочь;
  3. слушаете невнимательно;
  4. ищете в его рассказе, над чем можно посмеяться.

VII. Что вас интересует больше всего:

  1. сплетни;
  2. научные статьи;
  3. политика;
  4. мнение других людей о вас.

VIII. Прочитали сенсацию в Интернете. Ваша реакция:

  1. верите безоговорочно;
  2. анализируете источники, пытаясь понять, правда это или нет;
  3. не верите написанному;
  4. спрашиваете мнение окружающих об этом — полностью доверяете им в этом вопросе.

IX. Что для вас наиболее важно в жизни:

  1. личная жизнь;
  2. духовный рост;
  3. карьера;
  4. финансовая стабильность.

X. Ваше мировоззрение не совпадает со взглядом на мир вашего лучшего друга. Вы:

  1. поменяете своё мировоззрение;
  2. попытаетесь понять причины;
  3. считаете это вполне нормальным;
  4. это невозможно, так как ваше мировоззрение всегда совпадает с его.
  • за каждый ответ под №1 — по 2 балла;
  • под №2 — по 3 балла;
  • под №3 — по 4 балла;
  • под №4 — по 1 баллу.

Подсчитайте их общее количество.

Интерпретация теста


Количество набранных баллов: 10-15

Уровень индивидуальности — нулевой.

  • чужое мнение для вас — путеводная звезда по жизни;
  • по типу личности являетесь прилипалой, который прикрепляется к большинству;
  • никогда не имеете своей точки зрения, всегда безоговорочно принимаете то, что скажут другие;
  • растворяетесь в безликой толпе.
  1. Полное отсутствие индивидуальности чаще всего — проблема, идущая из детства. Для её решения лучше обратиться к профессиональному психологу. свою самооценку.
  2. Начните с малого: прочитайте книгу (или посмотрите фильм) и подумайте, понравилось ли вам и почему. Потом спросите мнение других. Не меняйте свою точку зрения, если она отличается. Постарайтесь отстоять её.

Количество набранных баллов: 16-25

Уровень индивидуальности — низкий.

  • вы слишком цените чужое мнение, хотя оно не всегда является для вас определяющим;
  • по типу личности являетесь хамелеоном, который меняет своём мнение в зависимости от ситуации и подстраивает его под других;
  • даже если будете думать и считать по-своему, не будете демонстрировать этого, так как слишком боитесь осуждения и неодобрения;
  • плывёте по тому течению, которое задаёт толпа.
  1. Учитесь отстаивать свою точку зрения.
  2. Старайтесь вникать в причины и суть происходящего, а не верить всем на слово.
  3. Развивайте самостоятельность.

Количество набранных баллов: 26-34

Уровень индивидуальности — нормальный (средний).

  • вы уважаете и признаёте чужое мнение, но оно никак не сказывается на вашем;
  • по типу личности являетесь дельфином — умным, рассудительным, пытающимся разобраться в сути всего происходящего, всегда готового помочь другим;
  • не боитесь высказывать собственную точку зрения, даже если она отличается от других, но при этом делаете это деликатно, никому не навязывая;
  • можете изменить своё мнение, если убедитесь в том, что оно неверное, — вы тот редкий человек, который умеет признавать свою правоту;
  • выгодно выделяетесь в толпе.

Количество набранных баллов: 35-40

Уровень индивидуальности — повышенный.

  1. Научитесь считаться с мнением других.
  2. Разбирайтесь в происходящем досконально, прежде чем ввязываться в споры, в которых вы совершенно некомпетентны.
  3. У вас завышенная самооценка, которую следует понизить до нормального уровня.

Существуют также другие опросники, позволяющие определить наличие и степень индивидуальности.

Как выработать


Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:

  • ему отдадут предпочтение на собеседовании при приёме на работу;
  • его выделит из всех остальных претендентов любимый человек;
  • он привлекает к себе искреннее внимание;
  • часто становится лидером;
  • имеет много друзей и знакомых.

У детей

Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.

Вырабатывать вкус

Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд. Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой.

Учить общаться

В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.

Формировать собственную точку зрения

Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?

Обогащать внутренний мир

Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.

На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.

У взрослых

Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:

  • не пожалеть денег и времени и записаться на тематический психологический тренинг;
  • постоянно работать над собой: вырабатывать силу воли через тайм-менеджмент, выравнивать самооценку с помощью аффирмаций;
  • изучить стилевое своеобразие различных звёзд мировой величины, интересоваться модой, поработать со стилистом и визажистом, чтобы найти и создать свой неповторимый образ;
  • тренировать умение дискутировать;
  • сделать что-нибудь по-настоящему полезное (не на словах, а на деле) для своего города;
  • развиваться творчески: рисуйте, плетите, лепите, стройте, пишите, чтобы отразить собственный взгляд на мир;
  • развивать свои интеллектуальные способности и память, расширять кругозор.

Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.

Данные слова являются синонимами (что это?) понятия индивидуальность. Что оно означает, если рассматривать его в контексте личности ?

Цыпленок с ярко выраженной индивидуальностью

Определение — что такое индивидуальность

Термин индивидуальность в переводе с латинского individuumи означает особь.

Каждый отдельный человек наделен своими определенными привычками, внешностью, характером, манерами, способностями (что это такое?), переживаниями, взглядами, одним словом – психологическими и физиологическими свойствами, которые делают его уникальным или индивидуальным.

На всей планете невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы имеют множественные отличия друг от друга как внешних, так и внутренних.

Индивидуальность проявляется в том, как вы себя ведете в той или иной ситуации, определяется вашими реакциями и поступками, а также способом мышления.

Какая-то часть этих особенностей заложена в нас на генетическом уровне, другая – приобретается в процессе воспитания и социализации.

Во времена Советского союза выделяться из толпы было как минимум некультурно и неприлично. Центральной идеологией того периода был лозунг о равенстве. Люди, которые смели как-то самовыражаться, подвергались осуждению и критике.

Индивид, личность, индивидуальность

Эта триада тесно связана между собой, но в то же время данные термины являются абсолютно разными понятиями.

  1. Понятие индивид используется в различных научных направлениях и означает отдельного представителя человеческого рода. То есть все мы с вами по раздельности – индивиды.
  2. Личность – это совокупность всех психологических качеств человека и его ролей в обществе, через призму которых он воспринимает этот мир. Я — есть Я и не могу быть ни кем другим. Я – личность.
  3. Индивидуальность – это то, что отличает меня от остальных. Например, я копирайтер, каких миллионы по всему свету. Но только я пишу тексты большим пальцем левой ноги (минутка юмора). Это есть моя изюминка, индивидуальная черта, способность.

Девочка

Вывод к этой главе можно оформить в виде цитаты Асмолова А.Г.:

Индивидуал

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Писать большим пальцем левой ноги та ещё индивидуальность, людей мало интересует техника написания материала, их интересует сам материал, вот авторский стиль написания — это индивидуальность, потому мы и можем отличить произведения Толстого от произведений Достоевского.

Развивать же индивидуальность нет никакого смысла, мы все и так сильно отличаемся друг от друга, дальше уже просто некуда.

Индивидуальность — это здорово, это то, что позволяет человеку выделиться из серой массы, хотя многие почему-то этого боятся. а зря.

Индивидуальность человека, как личности - что это?

Понятие индивидуальности человека, личности. Чем определеяется индивидуальность и чем отличается индивид от всех остальных людей по мнению психологов?

В их числе необычность, разумеется, в рамках дозволенного, приличного и принятого в обществе. Кроме того, тут и особенность, непохожесть на других не только внешне, но и поступками. И еще ряд важных характеристик.

Индивидуальность в человеке привлекает внимание, дает возможность отличить его от толпы. А если это еще высокообразованная, нравственная личность, индивидуальность придает ей изюминку.

Индивидуальность человека, как личности - что это?

Индивидуальность человека, как личности - что это?

Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.

Александр Григорьевич Асмолов

Индивидуальность человека – что это?

Индивидуальность - это особенности конкретно взятого человека, которые кардинально отличают его от других людей. Чем ярче эти проявления, тем сильнее человек выделяется из общей массы.

Индивидуальность невозможно представить без еще одного важного понятия, имеющего место в психологии и во многих ее учениях ставшим основополагающим. Это личность. Сюда входят присущие человеку нравственные черты.

  1. Артистичность, умение себя подать в обществе.
  2. Умение одеваться со вкусом.
  3. Грамотная жестикуляция.
  4. Четкая, грамотная речь.
  5. Воспитанность.
  6. Находчивость, умение достойно держаться в любой ситуации.
  7. Умение заботиться о ближнем, сострадание к окружающим.
  8. Свобода мышления, умение мыслить.
  9. Позитивное мировоззрение.
  10. Мудрость.
  11. Постоянное стремление к самосовершенствованию.

Индивидуальность человека – это совокупность свойств, характерных только для этого конкретного человека. Качества происходят из разных составляющих: разновидность характера и темперамента, особенности физиологии, психики, опыт, мировоззрение. Очень часто на наличие тех или иных индивидуальных черт накладывает отпечаток профессия и личные предпочтения (в еде, в одежде и др.).

Индивидуальность личности

Каждый из нас - Личность

Каждый из нас - Личность

Индивидуальность личности — это неповторимость, социально значимые характеристики, представленные в разрезе мировоззрения конкретного человека.

Когда речь заходит о личности, психология дает широкие разъяснения, касающиеся всего спектра жизни, мировоззренческих структур.
Человека подразумевают как особь с определенным набором генетических качеств, но несли они особенные, речь уже может идти об индивидуальности. Впрочем, в таком смысле никакого отношения к индивидуальности личности это понятие не имеет.

Индивидуальность личности в психологии предполагает набор индивидуальных черт личности. Среди них особое милосердие и доброта, достойное поведение при любых обстоятельствах, даже компрометирующих. Соотношения же понятий личность и индивидуальность трактуется психологами, как два способа бытия одного и того же человека. В каких-то случаях он подключает все свои индивидуальные качества, в других – старается не отличаться от других, слиться с толпой.

Процессы становления личности и индивидуальности часто проходят параллельно. Характерны они не всегда для подросткового периода. Нередко еще совсем маленькие дети проявляют свои индивидуальные особенности в творчестве, неординарных подходах в общении со сверстниками и взрослыми.

По утверждению психологов, личность формируется с самого раннего возраста. Многие называют 2-3 года малыша. Другие исследователи говорят о пяти годах. Действительно, уже в раннем детстве у ребенка есть свое мировоззрение, индивидуальный взгляд на те или иные вещи, события, поступки других людей. Исходя из разных оценок увиденного, дети формируют собственную линию поведения.

Именно в детстве закладываются наиважнейшие качества личности. Способствует этому окружение ребенка, поведение родителей, воспитание. Примером становятся также сверстники, педагоги.

Индивидуальность в психологии

Формирование индивидуальности всегда проходит у всех по-разному. Человек обосабливается в личностном плане, проходит процесс самоопределения. В итоге ощущает себя неповторимым и уникальным.

Индивидуальная личность всегда самобытна, занимает активную общественную и творческую позицию, проявляет себя в большом количестве жизненных ипостасей. Часто это проходит в процессе социализации. Сначала человек усваивает принятые в обществе нормы и правила поведения, а затем формирует индивидуальную трактовку разноплановых схем поведения и общения.

Характерным отражением понятия индивидуальность стали такие эпитеты, как творчество, неповторимость, яркость, талант. Что же касается личности, тут чаще всего употребляют такие слова, как сила духа, энергичность, целеустремленность, независимость.

Нередко психологи отождествляют понятие индивидуальности с личностью. Это касается вариантов трактовки, которые берутся в широком смысле и имеются в виду все отличительные особенности, характерные только для конкретно взятого человека. Но чаще ученые относят индивидуальность к личностным свойствам.

Черты индивидуальности

Отдельно взятый индивид

Отдельно взятый индивид

Специфика этого понятия заключается и в наборе характеристик, присущих лишь ему. Черты индивидуальности интегрируют в себе большой набор качеств, формирующихся в процессе деятельности человека.

  1. Наследуемая внешность.
  2. Поведенческие особенности.
  3. Адаптационные свойства.
  1. Культурные особенности, которые накладывают отпечаток на свойства личности и формируют ее индивидуальность.
  2. Характерные ценности, привитые в семье.
  3. Стабильность поведения.
  4. Самооценка.
  5. Система контроля поступков.

Что же до процесса самой социализации, нельзя сказать, что он завершается после становления личности. Социализироваться способен даже престарелый человек. К примеру, желание научиться пользоваться техническими средствами, которых и в помине не было в его молодости — это уже процесс социализации.

Человек не только с технической точки зрения познает азы обращения с телефоном или ноутбуком, но и впитывает в себя основы культуры общения в интернет-пространстве при использовании тех или иных гаджетов. Эта культура и ценности могут значительно отличаться от принятых им ранее. Их трактовка и проявляется в разном наборе новых черт индивидуальности.

Развитие индивидуальности

Этот процесс проходит еще на этапе становления личности, так называемой социализации. Ответственными выступают не только педагоги, воспитатели, но и родители ребенка.

Впрочем, некоторые принципы обучения и методики целенаправленно призваны формировать в юном человеке качества и черты индивидуальности. Но без понятия становления личности здесь не обойтись. Эти процессы должны идти параллельно.

Сегодня школьники и даже детсадовские ребятишки получают огромные возможности в формировании индивидуальности, в отличие от недавнего советского прошлого нашего общества, где все делалось буквально под копирку. Нельзя было отличаться от массы. В современной школе есть большое количество заданий, позволяющих проявлять смекалку, находить неординарные пути решения.

При этом дети получают расширенные знания по предметам. Педагоги все чаще заставляют их рассуждать об изучаемых событиях или фактах истории. Все это неустанно формирует в личности ребенка индивидуальные особенности, в том числе и психики. Индивидуальностью не рождаются. Об этом говорят практически все ученые-психологи.

  1. Формирование особых взглядов на вещи. При этом ребенок сначала узнает важные детали о событии или предмете и после начинает выражать свое отношение. На первых этапах оно может не отличаться от проявлений сверстников, но постепенно индивидуальные черты развиваются.
  2. Когда уже есть некое мировоззрение и человек или ребенок может трактовать те или иные события, исходя из таких представлений. И на этом этапе индивидуальность формируется, поскольку черты и качества под действием разных факторов меняются.

Заключение

Итак, индивидуальность и личность практически тождественны. Различие состоит лишь в особенностях формирования качеств, присущих тому и другому понятию. На этапах становления сознания и психики человека, индивидуальные качества могут и не проявляться.

У иных индивидуумов они есть уже в раннем детстве и надолго закрепляются. Личностью психологи считают ребенка с раннего возраста. Формирование личностных качеств проходит довольно быстро. Особенно это характерно для современного общества, прогрессивного и передового.

Обновлена: 21.02.2020, 00:00 Количество слов: 1288 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 21 160 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 13 раз!

Индивидуальность

Психологические понятия

Индивидуальность в психологии – это сочетание свойств личности, которое позволяет человеку выделяться, быть непохожим на остальных. Многие люди, в попытках проявить индивидуальность, делают пирсинг, необычно одеваются, критикуют современных деятелей искусства. А так ли выражается индивидуальность и непохожесть на остальных?

Что такое индивидуальность – определение

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие индивидуальности широкое, включает в себя разные стороны человеческой сущности.

Понятие индивидуальности в педагогической психологии – это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей: конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и др. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.).

Если говорить кратко, это желание личности отличаться от других.

Примерами индивидуальности могут послужить природные внешние данные, которые ребенок унаследовал от своих родителей, уровень его интеллектуального развития, тип темперамента, интересы.

Функции и роль

Индивидуальность человека заключается:

  1. Стиль, особенности процессы мышления.
  2. Чувства, эмоции человека.
  3. Волевые качества.
  4. Мотивы деятельности, потребности человека.
  5. Желания человека, его интересы, увлечения, склонности.
  6. Особенности темперамента и характера.
  7. Анатомо-физиологические особенности индивида.
  8. Поведение человека в ситуациях общения с другими людьми.

Индивидуальность имеет огромную роль в жизни каждого человека, ведь она помогает найти свое признание, занять место в общественной иерархии, проявить себя с той или иной стороны, построить гармоничные отношения с людьми, найти свою любовь.

Структура простыми словами

По Ананьеву, понятие индивидуальности состоит из набора личностных качеств, которые выделяют человека среди других людей в социальном плане. Индивидуальность – понятие сложное, которое выстраивается на 3 уровнях.

ХарактеристикаПример
Человек как индивидБиологические данные (возраст индивида, его половая принадлежность, темперамент, конституция тела)
Человек как личностьСоциальная роль, жизненные ориентиры и ценности, характер, склонности, способности
Человек как субъект деятельностиСубъект — это тот, кто проявляет активность (знания, способности, умения, навыки, таланты)
Структура индивидуальности

Теоретическая основа

Изучением индивидуальности впервые начали заниматься еще древнегреческие и древнеримские врачи, философы, мудрецы, мыслители.

Гиппократ считал, что индивидуальность человека может меняться на протяжении его жизни, следовательно, это откладывает отпечаток на том, как будет развиваться судьба человека.

Феофраст в своих работах утверждал, что индивидуальность человека тесно связана с анатомическими и биологическими процессами, происходящими в организме. Эта теория легла в основу направления мыслей современных специалистов.

До середины ХIХ века люди считали, что их непохожесть и уникальность зависит только от их мыслей, суждений, увлечений, житейской мудрости. Современные же ученые смогли установить, что этих различий существует куда больше.

Френсис Гальтон проводил ряд опытов и испытаний, в том числе, и при помощи аппаратов, чтобы лучше узнать об отличиях испытуемых. Его исследования и легли в основу уровней индивидуальности.

Штерн и Анастази продолжали изучение индивидуальности, что помогло разграничить психологию на разные направления.

На сегодняшний день выделяют 3 подхода к описанию индивидуальности:

  1. Объяснительная (Кречмера и Шелдона) занимается установлением психо-телесных соответствий.
  2. Описательная (Ганнушкина и Личко) составляет индивидуально-типовые портреты.
  3. Терапевтическая (Юнг) выделяет индивидуальные психологические черты личности.

Как формируется индивидуальность — что помогает и мешает

Развитие индивидуальности начинается, когда ребенок еще находится в младенческом возрасте. Индивидуальность определяют разные факторы, зависящие и не зависящие от человека.

Развить индивидуальные способности помогает:

Ряд факторов и качеств, которые мешают человеку проявлять и раскрывать индивидуальность:

манипуляции со стороны родителей и других родственников, попытки подмять человека под себя, сделать его более удобным;

Наследственность

Наследственность определяет черты внешности человека, некоторые его физиологические показатели и черты поведения, которые будут присущи только ему одному.

Воспитание

В процессе воспитания у человека формируются его индивидуальные жизненные ориентиры, установки, система ценностей, отношение к окружающим людям и самому себе. Все это в наборе становится тем, что принято называть индивидуальностью.

Индивидуальные черты, привитые ребенку в процессе воспитания, со временем могут углубляться, видоизменяться, трансформироваться.

Например, родители учили ребенка заботиться о животных. Став более сознательным и взрослым человеком, он может просто завести домашнее животное, или спасти животное, которое оказалось на улице, или стать волонтером в приюте для тех, кто еще только ищет хозяев.

Социализация

В процессе общения и внедрения в общество, у человека формируется его самооценка, самоценность, определенные черты поведения, качества личности (эмпатия, лидерство, сочувствие, забота о других).

Самостоятельное развитие

Человек далеко не всегда оказывается в благополучной жизненной обстановке. У него может отсутствовать полноценное воспитание, а социализация пройти неудачно. В этом случае не стоит опускать руки и считать себя хуже других, ведь можно развиваться самостоятельно и добирать то, что не было дано в полной мере.

Особенности психического развития

Тип нервной системы и акцентуация характера формируют индивидуальность и отвечают за поведение человека.

Личностные расстройства также могут оказывать влияние на индивидуальность.

Пример значимых взрослых

В процессе социализации дети неосознанно копируют поведение родителей, перенимают их установки и ценности. Именно поэтому дети могут вырастать похожими по характеру на своих родителей.

Культура и традиции

Культурные и традиционные факторы зачастую определяют индивидуальность человека и дальнейший путь его жизненного развития.

Например, индивидуальность европейской девушки существенно отличается от индивидуальности девушки восточной.

Проявления и характеристики

Признаки индивидуальности и ее проявления довольно объемны и обширны. Существуют черты индивидуальности, помогающие гармонично раскрыть качество:

  1. Вера, любовь. Помогают человеку выстраивать добрые отношения с окружающими людьми, верить в лучшее и справляться с неприятностями.
  2. Чувствительность. Делает человека добрым, сочувствующим, милосердным по отношению к другим людям.
  3. Постоянство. Важно при построении системы коммуникаций в обществе. Благодаря постоянству, человек становится надежным партнером и приятным собеседником, окружающие знают, чего от него ожидать.
  4. Догматизм. Считается, что следование определенным догмам – это удел людей с некоторой ограниченностью мышления. Человек выбирает для себя авторитет (часто религиозный), следует ему, оценивает поступки других людей через призму этого авторитета. Но даже в религиозных учениях человек может находить что-то свое, близкое для себя, трактовать учения так, как подсказывает ему его душа.
  5. Самооценка. Адекватный взгляд на самого себя помогает человеку достичь успеха в выбранной деятельности.
  6. Самоконтроль. Если человек имеет себя контролировать, осознавать свои поступки и их мотивы, то с выражением индивидуальности проблем у него не будет.
  7. Умение анализировать информацию. Благодаря этому умению, человек сможет ориентироваться в событиях, которые с ним происходят, принимать более четкие, взвешенные и осознанные решения.

Индивидуальные проявления можно встретить в самых разных формах:

  • поступки, мысли, действия (например, в ситуации неудачи люди поступают по-разному, одни прикладывают еще больше усилий, другие ноют, третьи опускают руки);
  • выстраивание взаимоотношений в социуме (разные люди занимают разные позиции: лидер, изгой, нейтральный, нелюдимый, вдохновитель);
  • психологические, личностные свойства (степень развитости воображения, эмпатии, милосердия, конфликтности);
  • чувства и эмоции (одни люди испытывают целую гамму чувств и эмоций, другие отличаются эмоциональной скупостью, скудностью);
  • процессы мышления (кто-то больше склонен анализировать и синтезировать полученные данные, другие предпочитают мыслить готовыми схемами и стереотипами);
  • переживания человека (видя бездомное животное, один человек проходит мимо, другой расстраивается до слез, третий просто отмечает про себя, что ему жаль);
  • мировоззрение, идеология (демократия, анархизм, космополитизм и т.д.);
  • мнение человека, умение отстаивать свою точку зрения (на одно и то же явление разные люди имеют разные точки зрения, например, один и тот же фильм кто-то ругает, а кто-то хвалит);
  • уровень культурного развития (одним людям важно читать книги, посещать выставки, театральные постановки, слушать музыку, другим достаточно просмотра телевизора.

Главный признак индивидуальности — быть собой. Не ориентироваться на стереотипы и общественные представления, а быть собой.

Памятка про индивидуальность

Главный плюс индивидуальности

Каждый человек по-своему индивидуален, и это делает его не похожим на других, уникальным. Главное преимущество индивидуальности заключается в узнаваемости (для публичных личностей). Для простых же людей преимущество индивидуальности в том, что они могут прожить свою собственную жизнь, никому не подражая и не на кого не оглядываясь.

Индивидуальность и позволение быть собой пленят и завораживают. Такие люди очаровывают, с ними хочется общаться, дружить, хотя бы просто находиться рядом.

Екатерина

Как развить индивидуальность

Перед тем, как развивать индивидуальность, нужно подумать, а получится ли жить с этой индивидуальностью. Например, зачастую люди, демонстрирующие индивидуальность, сталкиваются со стеной непонимания, осуждения, вынуждены отвечать на неприятные вопросы.

Мы считаем, что без проявления своей индивидуальности сложно жить полноценной жизнью и хорошо себя чувствовать. Если есть сомнения, стоит ли проявлять себя, для начала лучше поработать над самооценкой, самоуверенностью, любовью к себе.

Развить индивидуальность и личность помогут методики и упражнения.

Внутренний голос

Считается, что внутренний голос человека никогда не ошибается, но многие сознательно (или бессознательно) заглушили его, перестали слушать.

В раскрытии индивидуальности важно прислушиваться к внутреннему голосу, а не к тому, что говорят окружающие. Как минимум потому, что люди могут быть настроены недоброжелательно, могут ошибаться или проецировать на человека свои внутренние проблемы, конфликты.

Аутентичность

Аутентичность – это соответствие внешнего облика внутреннему миру. Если что-то не устраивает, скажите об этом откровенно, не нужно вымученно улыбаться и делать вид, что все хорошо. Не нужно стесняться своих эмоций и чувств. Если они возникли, то они уже ценны.

Не говорить того, чего на самом деле не чувствуешь (фальшивые комплименты, заученные фразы, неискренние пожелания). Конечно, стоит оставаться в рамках приличия, не грубить всем подряд, никого не оскорблять, даже если очень хочется.

Учиться честности

Невозможно быть честным с окружающими, если человек не честен с собой. Открытый и искренний разговор с самим собой лишает человека внутренних оков, зажимов, комплексов.

Честными людьми восхищаются, с ними хотят дружить, видеть среди своих знакомых.

Например, стоит набраться смелости и признать, что работа в банке просто не по душе, мешает проявить свою индивидуальность. Честный ответ на этот вопрос поможет человеку в его личностном росте и раскрытии индивидуальности.

Выработка твердости

Дополнительная информация по теме:



Что такое сензитивность простыми словами — в какие периоды что формируется у человека


Кто такой амбидекстр и его уникальность — упражнения, чтоб научиться владеть двумя руками сразу

Развитие у детей

Чтобы развить индивидуальность и личность у ребенка, нужно:

  1. Выработать единый стиль воспитания и придерживаться его.
  2. Анализировать свое поведение, замечать, как это сказывается на состоянии и самочувствии ребенка.
  3. Отказаться от навешивания ярлыков, сравнения ребенка с другими детьми.
  4. Поощрять начинания ребенка, поддерживать его хобби и интересы, не навязывать ему что-то свое.
  5. Подавать ребенку положительный пример, самому быть увлеченным и развитым человеком.
  6. Развивать и укреплять эмоциональную связь с ребенком.
  7. Научиться внимательно слушать ребенка и вникать в сказанное, а не пропускать половину мимо ушей.
  8. Помогать ребенку справляться с трудностями, поддерживать его в период падений и неудач.

А есть ли среди наших читателей родители? Расскажите в комментариях, важно ли для вас развивать и поддерживать индивидуальность в ребенке?

Развитие у взрослых

  1. Трезво оценивать свои достоинства и недостатки, принимать их.
  2. Научиться позитивно смотреть на жизнь, подключать чувство юмора.
  3. Уметь высказывать и отстаивать свое мнение, но, в то же время, принимать и уважать чужое.
  4. Быть открытым и внимательным по отношению к другим людям, не упускать возможности поддержать их.
  5. Учиться быть интересным собеседником.
  6. Демонстрировать уверенность в себе.
  7. Следить за соответствием внутреннего мира внешнему (это касается психологической составляющей и внешнего вида).

Как сохранять свою неповторимость в социуме

  1. Выработка уверенности в себе, постановка перед собой целей и умение достигать их. Конформизм присущ людям, которые не уверены в своих силах.
  2. Мыслить критически, распознавать манипуляторов и тех, кто пытается взять человека под свое влияние.
  3. Тренировать осознанность, это поможет лучше понимать свою индивидуальность, чувства, мотивы.
  4. Культурно обогащаться, просвещаться, ведь в индивидуальность нужно вкладывать силы, ресурсы.
  5. Окружать себя такими людьми, которые нравятся, у которых есть, чему поучиться. А вот с токсичным окружением лучше бороться. Как это делать, мы рассказывали в статье про токсиков.

Благодарим за прочтение статьи. А вы смогли раскрыть свою индивидуальность или пока находитесь в процессе познания себя? Расскажите о своих достижениях в комментариях.

Сохраняйте себе статью, чтобы всегда была возможность вернуться к методикам и проработать свою индивидуальность. Делитесь статьей в социальных сетях, делайте репосты, отправляйте близким и друзьям.

Читайте также: