Традиции благотворительности в россии сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Благотворительность на Руси стала развиваться с принятием христианства. В то время она заключалась в раздаче одежды и еды, иногда нуждающимся подавали деньги. Все это было личной инициативой князей, но княжеская милость была непостоянной, и нуждающиеся надеялись только на церковь.

Когда благотворительность стала делом дворян и купцов? Зачем на кружки для сбора милостыни вешали замки? Как проходили благотворительные балы и лотереи?

Князья-благотворители

Князь Ярослав Мудрый открыл первое учреждение для сирот, где обучали три сотни юношей. Князь Андрей Боголюбский приказывал развозить по улицам телеги с едой и кормить бедных.

При монастырях и церквях создавали больничные кельи, богадельни — приюты для содержания нетрудоспособных людей. Церковь брала под свое крыло вдов, сирот, больных, при некоторых монастырях формировались целые слободы нищих.

На церковные и княжеские средства людей кормили, лечили, обучали, давали им кров. Благотворительная деятельность церкви стала особенно востребованной во время монголо-татарского ига, когда выросло количество вдов и сирот, людей с увечьями.

Профессиональные нищие

В 1551 году на Стоглавом соборе царь Иван Грозный обратил внимание, что в богадельных избах, которые содержатся за счет казны и личных пожертвований, живут ненастоящие нищие. Там селились люди, платившие приказчикам небольшие суммы за место.

К ХVII веку нищенство стало массовым, и это вызвало реакцию со стороны государства. Петр I запретил притворное нищенство, в его указе 1691 года говорилось:

Подавать милостыню случайным людям на улице тоже запретили. Историк Василий Ключевский писал:

Настоящим нуждающимся тоже запретили просить милостыню. Пётр приказал задерживать их на улице и распределять по богадельням. Богадельни быстро заняли ведущую роль среди благотворительных учреждений.

В Москве в 1730-1750 годах существовало около 100 богаделен, где проживали в общей сложности 5 тысяч человек. Большинство заведений содержались за счет частных пожертвований.

Как работали богадельни

К XIX веку богадельни открывались уже повсеместно. Средства и помещения для их устройства передавали представители почти всех сословий: дворяне, купцы, мещане. Некоторые богадельни называли в честь благотворителей, например благотворительные заведения графа Апраксина, дом призрения фабрикантов Брусницыных и т. д. На рубеже XIX-ХХ веков богадельни составляли уже половину благотворительных заведений страны, в 1902 году их было 2 083 из 4 382 всех заведений.

Большинство богаделен были небольшими городскими или сельскими заведениями, которые содержали не больше 25 человек и предлагали сносные пропитание и одежду.

Например, в 1902 году в женской богадельне в Нижнем Новгороде могли разместиться 32 женщины. В обычные дни им подавали щи или суп с мясом и рыбой, давали кашу со сливочным маслом. В пост подавали суп с грибами, кашу на подсолнечном масле. Таким был обычный рацион.

В праздники женщины в богадельне могли рассчитывать на мясной или рыбный пирог. Помимо еды в богадельне получали одежду: раз в год женщинам выдавали пару какой-нибудь обуви, платки и два платья. Раз в несколько лет выдавали пальто.

К 1906 году богадельни Российской империи имели общий капитал в 53 миллиона рублей и недвижимость на 41 миллион. Примерно в это же время в богадельнях проживали около 670 тысяч человек со всей империи.

Учреждения императрицы Марии

Помимо богаделен существовали и другие благотворительные учреждения. В 1796 году Павел I передал Воспитательное общество благородных девиц в ведение своей жене, императрице Марии Федоровне.

Уже в следующем году она взяла под свою ответственность воспитательные дома Москвы и Санкт-Петербурга. Это стало началом для формирования Ведомства учреждений императрицы Марии. Ведомство объединило в себе множество учреждений: больницы для бедных, Воспитательные дома, куда принимали бесприютных младенцев, Вдовьи дома, где жили неимущие вдовы мужчин, прежде служивших государству и т. д.

Всего на содержании Ведомства находилось больше 710 тысяч человек. Его капитал составлял 128 миллионов рублей, в том числе в ценных бумагах: благотворительным фондам приходилось выступать в роли игроков на финансовом рынке, чтобы поддерживать свою деятельность.

Ведомство императрицы Марии зарабатывало на заботу о больных и нищих разными путями, например у него была монополия на производство и продажу игральных карт. Весь доход от этой индустрии шел в пользу нуждающихся. Хотя это было государственное учреждение, бюджет Ведомства пополнялся и за счет частных пожертвований. Благотворители отдавали туда землю и здания, жертвовали денежные средства, иногда огромные суммы — до нескольких сотен тысяч рублей за раз.

Благотворительная сфера переживала на рубеже XIX-ХХ веков небывалый подъем, к 1902 году в Российской империи существовало уже 11 040 благотворительных учреждений. По данным за 1900 год, больше 80% этих заведений создавались и находились под покровительством частных лиц.

В 1910 году Всероссийский съезд деятелей по призрению сообщал, что 75% средств в сфере благотворительности собирают за счет частных добровольных пожертвований. В 1913 году благотворительные заведения одного только Санкт-Петербурга получили совокупно 8 миллионов рублей.

Ночлежные дома

В 1860-1870-е годы в Российской империи родился новый тип благотворительных заведений — ночлежные дома. Нужда в них появилась после отмены крепостного права. Крестьяне-отходники стали мигрировать в города в поисках заработка. Не всем везло, конкуренция была велика, многие работоспособные люди оказывались на улице без работы и денег.

Первые ночлежные дома были коммерческими, похожими на дешевые гостиницы с койко-местами в общих комнатах. В таких домах были невыносимые условия, помещения не мыли и не проветривали, люди спали в тесноте и выходили на улицу несколько раз за ночь, чтобы не задохнуться.

Вскоре появились благотворительные ночлежные дома. Они находились под муниципальной юрисдикцией, а содержались за счет частных пожертвований. В этих ночлежках условия были намного лучше. Одежду посетителей дезинфицировали, кровати либо устанавливали на расстоянии 30-40 сантиметров друг от друга, либо разделяли бортиками.

Больным и старикам в таких заведениях позволяли ночевать бесплатно. Здоровые рабочие и даже бродяги платили всего 2-5 копеек за ночь, в некоторых ночлежках за эту сумму предлагали не только койку, но и чай или даже горячий ужин.

Благотворительные ночлежки открывали главным образом по инициативе муниципальных врачей. Например, в 1883 году в Санкт-Петербурге врач Николай Дворяшин предложил создать Общество ночлежных домов, затем члены Общества построили четыре ночлежных дома, которые совокупно вмещали 900 человек.

Жертвовали в эти общества в основном богатые предприниматели. В Москве купец и предприниматель Флор Ермаков отдал в 1895 году 800 тысяч рублей. В Нижнем Новгороде Николай Бугров, владелец мукомольных предприятий, пожертвовал в 1883 году 130 тысяч рублей. В Чите купчиха Мария Игнатьева в 1914 году передала городскому общественному управлению полностью обустроенный ночлежный дом, который стоил около 40 тысяч рублей.

В Томске купцы и промышленники Кухтерины, которые владели спичечной фабрикой и винокуренными заводами, пожертвовали 115 тысяч рублей в городской бюджет на устройство томского ночлежного дома и столовой для бедных. В этой ночлежке можно было переночевать за 5 копеек, в эту цену входил ужин и чай с хлебом на завтрак. Ночлежный дом открылся в 1892 году, в нем помещалось больше ста человек.

Традиции благотворительности в России

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года императрица Александра Федоровна всецело отдалась делу помощи фронту. Она организовала эвакуационный пункт, объединивший около 85 лазаретов и госпиталей в Царском Селе и окрестностях Петербурга. Под ее покровительством создавались благотворительные комитеты, представители которых помогали беженцам, в частности обеспечивали их жильем и занимались поисками работы для них, а также разыскивали людей, оторванных войной от родных и близких. В пользу раненых проводились благотворительные базары, сборы и балы, средства от которых шли на поддержание солдат и офицеров, находящихся в госпиталях, и их семей.

Associate professor of the Department of Constitutional and Municipal Law at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, chairman of the board of directors at Bryansk regional social charity fund N. A. Mogilevtsev Brothers.

241035, Russia, Bryanskaya oblast', g. Bryansk, ul. Gor'kogo, 18

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: в статье приводится периодизация российской благотворительности, примеры благотворительной деятельности таких исторических личностей как П.И.Губонин, С.И.Мальцов, В.Н.Тенишев, М.К.Тенишева, С.С. и П.С. Могилевцевы, судьбы которых пересеклись на брянской земле. В статье освящена деятельность брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых по возрождению традиций благотворительности. В ней представлен не имеющий аналогов в современной России региональный опыт по возрождению российской духовности, дана характеристика основных видов деятельности Фонда, отражена культурная миссия Фонда и развитие международного сотрудничества.


Ключевые слова: благотворительность, меценатство, традиции, история, возрождение, благотворительный Фонд, Губонин, Могилевцевы, Тенишевы, Мальцов

Abstract: The article describes the periods of Russian charity and provides examples of charities by such historical figures as P. Gubonin, S. Maltsev, V. Tenishev, M. Tenisheva, S. and P. Mogilevtsev which fates crossed on the Bryansk land. The article also describes activities performed by the Bryansk Regional Social Charity Fund N.A. Mogilevtsev Brothers that promoted charity traditions in the region. The author of the article describes a unique experience of a region in revival of Rusian spirituality. The author gives a brief description of the main activities by the Fund and reveals the cultural mission of the Fund and its international relations.

charity, patronage, traditions, history, revival, Charity Fund, Gubonin, the Mogilevtsevs, the Tenishevs, the Maltsevs

После разрушений и отрицаний во всей истории человечества создались целые периоды созидания. В эти созидательные часы все созидатели всех веков и народов оказывались на одном берегу. Имена расточителей и уничтожителей уходили во мрак, а имена созидавших и звавших в будущее оказывались на одном берегу и человечество будет всегда оглядываться на них с облегченным вздохом надежды на эволюцию.

В истории российской благотворительности можно выделить 3 периода:

- Первый период связан с возникновением христианства на Руси. В этот период благотворительность связана с деятельностью церкви, монастырей, первых русских князей – Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Александра Невского. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства и проявлялась в раздаче милостыни и пожертвований церкви. Вторым источником благотворительности стала народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не только на моральных и религиозных воззрениях, но и здравом смысле и помощи ближнему.

- Второй период связан с деятельностью императорской семьи. Основы благотворительности здесь заложил Иван IV. Особую роль в развитии благотворительности сыграла императрица Мария Федоровна, которая возглавила созданные ей воспитательные дома, коммерческое училище, учредила несколько женских институтов в столице и провинции, положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России.

- Третий период благотворительности связан с деятельностью предпринимателей и купцов, прежде всего Шереметьевых, Третьякова и Бахрушина. Но наряду с благотворительностью особого размаха достигло меценатство. Ведущую роль здесь играли промышленные династии: Щукины, Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Мальцевы. [1]

Истоки подъема благотворительности во второй половине XIX века лежат в смене гедонистических наклонностей общества на новые общественные духовные ценности, выразившиеся в обострении гражданственности, в престижности идеи общественной пользы. Вторая половина XIX века это период расцвета русской благотворительности, когда беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки стала нравственным украшением истории культуры дореволюционной России.

Выходец из крепостных крестьян, Петр Губонин прошёл блистательный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX века. В конце XIX века говорили, что Москва держится на трех китах: политическом в лице губернатора Долгорукова, артистическом в лице талантливого пианиста Рубинштейна и денежном в лице тайного советника Губонина. [3]

В 1909 году брянская городская управа подвела итог всему, что построили и подарили Могилевцевы городу Брянску. Оказалось, общая сумма пожертвований составила 1 млн. 28 тыс. рублей. [8] Для продвижения своего дела Семен Могилевцев переехал в Киев, где прожил сорок лет, 11 лет состоял гласным Киевской городской Думы, активно занимаясь благотворительностью, входил в Попечительские Советы разных учреждений. В памяти киевлян он остался как создатель Педагогического музея, вложив в его строительство 500 тыс. руб. [9]

Энергия созидания, присущая меценатам прошлого сегодня воплощается в конкретных делах и творческих планах Брянского регионального общественного благотворительного Фонда имени братьев Могилевцевых. Фонд был создан в октябре 2007 года для консолидации усилий общественности в деле возрождения традиций благотворительности и объединил в этом благородном деле представителей творческой интеллигенции, ученых – историков, краеведов, скульпторов и архитекторов.

Работа Фонда – яркий пример роста гражданского самосознания. Секрет ее успешности заключается в команде единомышленников, сплоченных вокруг идеи возрождения духовного наследия и традиций благотворительности. Свои таланты и способности этой идее отдают, не жалея сил: профессора А. Дубровский и А. Городков, историк Л. Лупоядова, архитекторы В. Крымин и Г. Клюкин, скульптор А.Ромашевский, эксперт Е.Зубова.

Поддержку благим начинаниям творческой интеллигенции оказывает Попечительский совет Фонда, и прежде всего, его председатель Ю.П. Петрухин – современный благотворитель, на практике реализующий принцип социальной ответственности бизнеса. Его деятельность получила высокую оценку: он награжден орденами Александра Невского и Десятины (орден Русской православной церкви).

Следующий раздел посвящен устроителю железных дорог - Петру Губонину, который оказывал поддержку техническим училищам России, принимал активное участие в культурной жизни, реставрации и строительстве церквей. Среди множества славных дел Губонина было создание в 1870-х г. Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода в с. Губонино (позже – Бежица).

Один из разделов музея адресован знаменитым брянским меценатам Павлу и Семену Могилевцевым, за свою благотворительную деятельность получившим звание Почетных граждан г. Брянска. Семен Могилевцев 40 лет прожил в Киеве, где был признан одним из известных благотворителей. Благотворительная деятельность братьев Могилевцевых в Брянске и Киеве отражена в фотографиях и экспонатах, представленных в витринах музея.

С 1892 по 1896 год на брянской земле проживали супруги Мария и Вячеслав Тенишевы. Мария внесла большой вклад в развитие образования в Бежице, уделяла внимание развитию народных ремесел, центром которых стало Талашкино. Вячеслав Тенишев - организатор Акционерного общества брянских заводов, генеральный комиссар Всемирной выставки в Париже. Экспонаты и каталог этой выставки – одни из раритетов музея.

В музее представлены подлинные экспонаты к. XIX – н. XX вв., связанные с жизнью известных брянских меценатов, родословные Мальцовых, Губониных, Тенишевых, Могилевцевых. Бюсты меценатов выполнены известным брянским скульптором А. Ромашевским. Копии архивных документов, собранные Фондом, позволяют оценить вклад этих людей в развитие города. Фильмы о брянских меценатах, созданные по инициативе и на средства Фонда, расширяют представление об их созидательной деятельности, подчеркивают значимость этих людей не только в брянской, но и в российской истории.

Благотворительность должна стать фактором консолидации гражданского общества. Следует восстановить и такую традицию в жизни российского общества, как публичное признание заслуг благотворителей, ведь в ней на протяжении веков гармонично сочетаются нравственные мотивы и государственные интересы. В дореволюционной России быть благотворителем было почетно; их деятельность отмечалась высшими государственными наградами, званиями и привилегиями. Современной России нужна система федеральных, региональных и муниципальных форм морального поощрения благотворителей (в виде соответствующих почетных званий, премий, дипломов, наград) и общественно-государственная система благотворительной деятельности в Российской Федерации, включающая Концепцию развития благотворительности и Национальную программу благотворительной деятельности.

Одной из форм взаимодействия общества и благотворителей может стать создание региональной и общероссийской летописи меценатства.

С.И.МАЛЬЦОВ и история развития мальцовского промышленного района//Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Брянск, 2010. С. 5

Во все времена земля русская славилась готовыми на благое дело людьми: меценаты или просто православные христиане готовы были прийти на помощь малоимущим, обездоленным, голодным, не имеющим средств к существованию, страдающим тяжкими болезнями. Старинные традиции не остались в прошлом, несколько видоизменяясь и став более широким понятием благотворительность актуальна сейчас как никогда.

Благотворительность в России – это прежде всего милосердие, сострадание, любовь

Пройдя многолетний путь становления, благотворительная деятельность постоянно развивалась, чтобы к XXI веку оформиться в профессиональное направление, стать полноценной социальной работой. Современная благотворительность в России регламентируется законодательными актами, что делает ее более адресной, прозрачной, эффективной.

сердце в руках

Благотворительность – это милосердие и любовь

Различные формы благотворительности

Традиционно к нуждающимся в любой форме поддержки относятся:

  • инвалиды и лица с серьезными, требующими дорогостоящего лечения заболеваниями, в том числе дети с ограниченными возможностями;
  • люди пожилого возраста;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • семьи погибших и тяжелораненых военнослужащих;
  • по разным причинам оставшиеся без крыши над головой и средств к существованию лица;
  • сироты;
  • прочие социальные группы, по тем или иным причинам не имеющие возможность полноценно адаптироваться к требованиям современной жизни.

К причинам, по которым благотворительное движение в России остается остро востребованным и все более масштабным, относятся безработица, неблагоприятные социальные условия, нестабильность института брака и семьи, миграция, рост преступности и прочее. Мероприятия и проекты государственной политики максимально направлены на выравнивание ситуации, но предпринимаемых мер без благотворительной помощи частных коммерческих организаций, юридических и физических лиц было бы недостаточно.

проявление заботы

Забота о пожилых

Исторические особенности российской благотворительности

Оказывается, русская благотворительность имеет вполне конкретную дату начала своего появления – 988 год, год крещения Руси, период окончания язычества и становления христианских традиций. С той поры благотворительная деятельность становится синонимом помощи другим за счет собственных денежных или временных ресурсов, и помощь эта осуществляется в рамках закона.

Среди русских меценатов, создававших новые рабочие места, вкладывавшихся в развитие русской культуры, поддерживавших провинциальные таланты следует особенно отметить Савву Мамонтова, Павла Третьякова, Савву Морозова, Марию Тенишеву, Алексея Бахрушина. Особенную роль в благотворительности XVIII-XIX вв, играли знатные дамы, организующие благотворительные кружки, помогающие больным, раненным в войнах, нищим. И только в XX веке благотворительная деятельность перестала быть чем-то вроде частного хобби, стала более профессиональной и масштабной.

кто такой Савва Мамонтов

Купец и меценат Савва Мамонтов

Современные благотворительные структуры, фонды, проекты

Благотворительность сегодня носит специализированный характер в самых разных сферах: от поддержки научных и учебных программ до помощи детским домам и больницам, нуждающимся в дорогостоящем лечении людям. Россияне помогают нуждающимся и делом, и финансовыми вложениями, в любой момент можно присоединиться к одной из благотворительных акций, направленной на оказание помощи детям, старикам, животным, экологии.

Но далеко не все граждане России готовы так или иначе поучаствовать в благотворительной деятельности. Основной причиной этому является недоверие к благотворительным фондам, сомнения в их честности, отсутствие подробной информации о проводимых акциях. Те же, кто не имеет денег на благотворительность, часто предлагают свою помощь в виде профессиональных услуг.

современные фонды благотворительной помощи

Благотворительный Фонд Константина Хабенского

Абсолютно любой россиянин в меру своих возможностей может принять участие в благотворительной деятельности. При этом рекомендуется внимательно ознакомиться с условиями проводимых акций и остерегаться мошенничества, которое особенно распространено в социальных сетях.

Читайте также: