Толстой в башкирии сообщение кратко

Обновлено: 07.07.2024

15 июня – знаменательная дата для нашей республики. В этот день в 1871 году легендарный русский писатель Лев Толстой приехал в Башкирию для лечения кумысом.

Нужно уточнить. Это был не первый визит классика в наши края. Когда он собирался к нам в первый раз, то всем друзьям обещал, что не будет читать ни писем, ни газет, будет пить кумыс, есть баранину и сам станет от такого отдыха бараном! Сотрудник библиотеки №17 Андрей Янкин поделился с нами этим забавным фактом и сообщил также, что Толстой приезжал в башкирские степи, которые теперь являются территорией Самарской области.

Но тем не менее, писатель искренне любил башкирский народ. В 1873 -74 ом годах на территории Башкирии случился неурожай и люди голодали. Лев Николаевич сделал всё, чтобы помочь башкирам.

Кстати, Толстой был не единственным писателем, который занимался кумысолечением. В 1901 году, например, в Альшеевском районе республики лечился Антон Чехов.

Чем ещё запомнился в истории этот день, слушайте в программе! Нажимайте на "►" !

Но фото картина Амира Арсланова "Лев Толстой в степях Башкирии". Если Вы являетесь автором данного материала, свяжитесь с нами по телефонам, указанным на главной странице сайта, и она будет удалена.

Пышминская районная библиотека

Пышминская районная библиотека

Пышминская районная библиотека запись закреплена

Лев Толстой в Башкирии.

В мае 1862 года Лев Николаевич, страдающий депрессией, по рекомендации врачей отправился в башкирский хутор Каралык, Самарская губерния, чтобы лечиться новым и модным в то время методом кумысолечения. Изначально он собирался находиться в кумысолечебнице Постникова недалеко от Самары, но, узнав, что в то же время должно было приехать множество высокопоставленных чиновников (светское общество, которое молодой граф терпеть не мог), отправился в башкирское кочевье Каралык, на реке Каралык, в 130 верстах от Самары. Там Толстой жил в башкирской кибитке (юрте), питался бараниной, принимал солнечные ванны, пил кумыс, чай, а также развлекался с башкирами игрой в шашки. В первый раз он пробыл там полтора месяца.

Очарованный Каралыком, Толстой купил в этих местах имение, и уже лето следующего, 1872 года провёл вместе со всей семьёй в нём. Позднее в этом имении Толстой организовал конный завод, пытаясь скрестить английских рысаков и степных кобыл и вывести быструю и выносливую породу для кавалерии. На протяжении десяти лет завод приносил семье Толстого значительные убытки. Во время очередной поездки Толстой устроил для башкиров конные скачки на 50 вёрст и силовые состязания, в которых лично принимал участие.

Национальный архив РБ

Имя гениального русского писателя Льва Николаевича Толстого близко и дорого всем передовым людям, но с особенной любовью оно произносится на его родине - в Ясной Поляне, в Москве, в Крыму, на Кавказе, в Башкирии – там, где он жил и творил, пишет газета.

Последний раз в свое степное имение Лев Толстой приезжал в 1883-м. Взгляды его к этому времени изменились. Положение хозяина казалось ему противным совести. «Чтобы освободиться от помещичьих забот, он намеревается переехать со своего хутора на Каралык к башкирам, - рассказывают в издании. - На Каралык он не переехал, а хозяйство ликвидировал. Скот продал, землю сдал в аренду крестьянам.

Дух башкирского народа и его отражение в судьбе и творчестве Льва Толстого

В этой статье речь пойдет о том, как Лев Николаевич Толстой находил подтверждения своих философских убеждений в реальности башкирской жизни, обретая в ее природе и традиционной культуре простые смыслы человеческого бытия.

Сегодня очень важно прислушаться к истории, не переписывать ее в угоду сиюминутным политическим требованиям, а прислушаться. Научится слушать и понимать сказанное 100, и 1000 лет назад так, словно это говорится сегодня нам, и для нас.

Башкирские дороги Льва Толстого

Сабантуй с Львом Толстым

И дело здесь не в традиционном времени, когда отмечается этот любимый всеми тюркскими народами России праздник, а в его сущности. Ключевой идеей Толстого было устроить состязания на лошадях, которые для башкир являются основой любого праздника. Прибавьте к этому, что великий аксакал не пожалел средств на ценные призы победителям, и можно себе представить, как это взбудоражило всю башкирскую степь. Весть о празднике для башкир, задуманном Львом Толстым в мгновение ока облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, татар, уральских казаков и русских крестьян.

Лев Толстой на любимом коне Делире

Лев Толстой на любимом коне Делире.

Благодаря всеобщим стараниям скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся - участники и зрители, два дня пели песни, танцевали, пили кумыс, ели баранину и традиционную для тюрков конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал самое активное участие и сам Лев Николаевич. Известно, что он очень любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.


По сути это был настоящий сабантуй - праздник, в котором проявлялось все богатство и сила Духа башкирского народа, его неповторимое очарование, нашедшее яркое отражение в творчестве Льва Николаевича.

Скажу сразу, что это весьма поверхностный взгляд на эту башкирскую историю, которая отражает скорее идеи исламского аскетизма, стремления освободится от уз материи, нежели христианские призывы к смирению перед судьбой. Важно понимать, что Толстой не просто углубился в смыслы жизни башкирского народа, но проникся их главными духовными ценностями, среди которых главное место принадлежит религии ислама (См. кн. Исмагил Шангареев, Нурали Латыпов. Ислам и мир. – М.: АСТ, 2018, с. 46-65).

А вот как сужу: жили мы с стариком пятьдесят лет — счастья искали и не нашли, а только вот теперь второй год, как у нас ничего не осталось, и мы в работниках живем, мы настоящее счастье нашли и другого нам никакого не надо.

Удивился гость, и удивился хозяин, привстал даже, откинул занавеску, чтобы видеть старуху. А старуха стоит, сложив руки, усмехается, на старика своего смотрит, и старик усмехается. Старуха еще раз сказала:

— Правду я говорю, не шучу: полвека счастья искали и, пока богаты были, все не находили; теперь ничего не осталось, в люди пошли жить, — такое счастье нашли, что лучше не надо.

— Да в чем же ваше счастье теперь?

— А вот в чем: были мы богаты, не было у нас с стариком часу покоя; ни поговорить, ни об душе подумать, ни богу помолиться. Сколько у нас заботы было! То гости к нам, — забота, кого чем угостить, чем подарить, чтобы не обессудили нас. То гости съедут, за работниками смотрим — они норовят отдохнуть да послаще съесть, а мы глядим, чтобы наше не пропадало, — грешим. То забота, как бы волк не зарезал жеребенка или теленка, как бы воры косяка не угнали. Спать ляжешь, не спится — как бы ягнят не передавили овцы. Пойдешь, ходишь ночью; только успокоишься, — опять забота, как корму на зиму запасти. Да мало того, и согласья у нас с стариком не было. Он говорит, так надо сделать, а я говорю этак, и начнем грешить и браниться. Так жили мы из заботы в заботу, из греха в грех и не видали счастливой жизни.

— Ну, а теперь?

— Теперь встанем мы с стариком, поговорим всегда по любви, в согласье, спорить нам не о чем, заботиться нам не о чем, — только нам и заботы, что хозяину служить. Работаем по силам, работаем с охотой, так, чтоб хозяину не убыток, а барыш был. Придем — обед есть, ужин есть, кумыс есть. Холодно — кизяк есть погреться и шуба есть. И есть, когда поговорить, и об душе подумать, и богу помолиться. Пятьдесят лет счастья искали, теперь только нашли.

Засмеялись гости.

А Ильяс сказал:

— Не смейтесь, братцы, не шутка это дело, а жизнь человеческая. И мы глупы были с старухой и плакали прежде, что богатство потеряли, а теперь бог открыл нам правду, и мы не для своей утехи, а для вашего добра вам ее открываем.

И мулла сказал:

— Это умная речь, и все точную правду сказал Ильяс, это и в Писании написано.

И перестали смеяться гости и задумались.

В этом простом на первый взгляд повествовании явно присутствует пространственно-временная двупланность. Мотивы духовного просветления переплетаются с исламскими представлениями о том, как важно быть свободным от бремени земных соблазнов. С одной стороны, действие отражает реальную жизнь башкирской степи, а с другой стороны - выходит в сферы вневременные, восходя к аятам Корана.

Сегодня мы отчетливо видим, что, собирая как пазлы реальное и идеальное в целостную конструкцию бытия башкирской степи, Толстой создал произведения расширенного духовного поиска, раскрыв для всего мира величие и глубину Духа башкирского народа.

Сведения об авторе:

Исмагил Шангареев

Читайте также: