Мифология скифов сообщение 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Боги скифов

Табити

Папай


Геракл

Его скифского имени Геродот не приводит. Но ему близок образ Таргитая - первого человека скифской мифологии, победителя чудовищ, отца Липоксая, Арпоксая и Колаксая, ставших родоначальниками скифских племён. Геракл-Таргитай одновременно человек и бог, создатель мирового порядка, олицетворение силы и доблести. В отличие от Папая-Зевса его образ ближе к людям и потому был очень популярен на Боспоре и в среде варварских племён. На ритоне из кургана Карагодеуашх он изображён в виде всадника в сцене божественной передачи власти. О популярности образа Таргитая говорит использование его имени. Так, известная меотская царица носила имя Тиргатао.
Другие скифские боги также связаны с греческими: Аргимпаса - с греческой Афродитой Уранией (Небесной). Она почиталась как божество плодородия, заступница и покровительница.

Тагимасад - Посейдон

Глубоко почитался скифами Тагимасад - Посейдон, бог плодоносящей воды (морей, рек) и покровитель лошадей.
Сведения Геродота о скифских культах и святилищах подтверждаются археологическими находками.



Известный ученый-универсал В.В. Налимов утверждал, что миф – это самый серьезный текст, созданный человечеством. По сути, мифологические сюжеты – это квинтэссенция культуры того или иного народа. Она в предельно сжатой образной форме вбирает в себя все ее основные черты, и этот образ обладает удивительным свойством – он и через тысячелетия доносит до нас многие детали, которые ускользнули от внимания историков и хронистов. Скифская мифология – не исключение.

О мифах и легендах скифов известно не так уж много, как и об их божествах. В основном, эти сведения сохранились в трудах Геродота и других античных историков. Какие-то сведения можно почерпнуть из записей бесед известного скифского мудреца Анахарсиса, в них нередко проскальзывали притчи и небольшие фрагменты из легендарного свода Скифии. Часть из них – память о реальных событиях, произошедших так давно, что и сами события, и герои успели стать частью мифологии

Рассказы о легендарные сражения и героических подвигах будущие скифские воины впитывали с молоком матери. Из уст в уста передавались предания о происхождении скифского народа. Пожалуй, это один из самых древних легендарных пластов Скифии.

В мифах и легендах скифов сохранилось две версии, поясняющие истоки возникновения скифского рода. Обе изложил Геродот. По одной из них в земле будущей Скифии,


Важный момент: родоначальником скифского народа выступает Таргитай, сын самого Зевса (Деуса, Дыя), которого на скифский лад называли Папаем.

Вторая версия заслуживает не меньшего внимания.

По словам Геродота этот вариант был распространен среди греков-колонистов. По этому преданию первопредками скифского народа стали Геракл (который в греческой традиции выступает в качестве культурного героя, а у скифов почитался как один из богов) и змееногая Дева. Когда родившиеся от этого союза сыновья Агафирс, Гелон и Скиф возмужали, Дева, следуя совету Геракла, предложила каждому из них натянуть лук, который оставил их отец, а также особым образом опоясаться его поясом с золотою чашею на конце пряжки. С задачей справился только младший из сыновей, Скиф. Ему и досталась земля, которую отныне стали именовать скифской. Братья же Агафирс и Гелон удалились в соседние земли.





Узел Геракла

Само же имя Колоксай восходит к древнеславянскому КОЛО.

Что же касается легенды скифов о трех братьев, то совершенно очевидно, что упомянутые в ней три брата дали начало трем родственным народам. Это можно сравнить с белорусами, малороссами и русскими. У этих народов тоже изначально был один язык, одни корни, одни традиции.

Имена богов приводятся греческие. Но у них, как мы видим, есть и скифские соответствия. Обращаем также внимание на то, что у греков Зевса не считали богом Неба (Небо у них олицетворял Уран). Отдельно нужно сказать о Деве, которая повсеместно почиталась скифскими народами.

Интересно, что многое из этого было воспринято соседними народностями. Так, в Осетии и Абхазии существуют предания о древних нартах, о священной чаше, имеются и другие пересечения.

Существовал также целый пласт мифов и легенд скифов, посвященных героическим страницам их истории, а также житейской мудрости. К числу первых относится легенда о том, как скифы, измотав войска персов, наконец-то собрались с ними сразиться, однако, увидев зайца, бросились за ним вдогонку. Так они выразили свое отношение к противнику.

Еще одно предание описывает дары, посланные Дарию – стрела, птица, лягушка и мышь, которые знаменитый полководец посчитал знаком покорности, но его советники растолковал это как предложение убежать подобно мыши, ускакать подобно лягушке, улететь подобно птице, в противном случае никто не избежит разящих скифских стрел. Очень скоро выяснилось, что придворные Дария оказались правы, и воинственный перс посчитал за благо не связываться с таким опасным противником.

Мифы и легенды скифов открывают перед нами возможность прикоснуться к истории народа, который все большее число исследователей считают нашим прямым предшественником. А современные археологи и генетики дают все больше оснований считать, что эти исследователи правы.


Илл. 114. Золотая пластина с изображением скифского божества. Соболева Могила, Днепропетровская обл., IV в. до н. э.

У древних персов, ближайших родственников скифов, имелись специальные святилища огня, где огонь горел постоянно, и существовали сложные ритуалы его тушения в случае смерти царя и возжигания при каждом новом воцарении. Скифы были гораздо меньшими огнепоклонниками: они почитали, в основном, огонь небесный и, как его частицу, огонь домашнего очага. Культ домашнего очага хорошо прослеживается у ближайших соседей скифов – оседлых племен лесостепи. На их поселениях много зольных холмов, куда сносили золу из домашних очагов. Возле очагов обычно совершались ритуалы в честь предков. Здесь нередко находят различные культовые приношения – глиняные хлебцы, статуэтки в виде животных и людей, миниатюрные сосудики, глиняные имитации хлебных зерен.

Обратимся вновь к анализу сведений Геродота о культе Табити и к археологическим свидетельствам о почитании огня скифами.

Скифские святилища огня неизвестны. Следы почитания огня очага или алтаря обнаружены в Каменском городище, а также в поселениях скифского времени в Лесостепи.

Из сведений Геродота о культе Табити можно сделать вывод лишь о некоторых общественных его проявлениях. Прежде всего, необходимо остановиться на связи Табити с культом очага. Насколько было значительным его социальное содержание? Иными словами, можно ли главенствующую роль Табити выводить из ее связи с царским очагом, как это делает большинство исследователей? Если обратиться к античным аналогиям, то выясняется, что социальный аспект был довольно отчетливо выражен в культе Гестии, как в архаический период, так и в классическое и эллинистическое время.

Представление о царском очаге как сакральном центре должно быть тем более сильным, что скифское общество, как и всякое кочевое общество, рассматривало себя в качестве потомков одной первоначальной семьи. Усиление культа царского очага вполне закономерно в период политического объединения Скифии и усиления государственности в V в. до н. э., связанного с личностью царя – военного и сакрального главы всего объединения.

Одной из основ скифской концепции царской власти как богоданного института признается священный брак в качестве необходимого условия получения власти царем.

Священный брак – сложное понятие. В космогониях – это первый брак богов, давший начало всему сущему, в мифологии – брак божества и смертного, часто первого царя или родоначальника. Основным смыслом ритуалов священного брака во многих обществах древности было ниспослание божеством через земного царя или царицу различных благ обществу, которое те представляли, – от военного могущества и обильного урожая до многочисленного потомства, процветания торговли и т. д. Во многих обществах, в особенности в государствах Передней Азии, священный брак имел самое прямое отношение к культам плодородия. Он входил в качестве одного из элементов в коронационные ритуалы и календарные празднества.


Илл. 115. Бронзовое навершие предположительно с фигурой бога Папая-Зевса. Лысая Гора (случайная находка), Днепропетровская обл., IV в. до н. э.

В скифское время были широко распространены, в особенности в Крыму и на Таманском полуострове, изображения женских духов земли, туловище которых вырастает из растительных побегов или заканчивается несколькими парами голов змей или грифонов, иногда крылатых. В этих образах переплелись древние иранские и греческие представления.


Илл. 116. Папай-Зевс с бронзового навершия. IV в. до н. э. Деталь.

Аргимпаса-Афродита – это божество плодородия, главным образом животного и человеческого. В странах Ближнего Востока и Средиземноморья оно издавна почиталось под самыми разными именами, начиная с первых веков существования цивилизации: Инанна, Иштар, Астарта, Кибела, Мать Богов, Восточная Артемида. Было подобное божество и у древних иранцев: персы почитали Анахиту – богиню плодородия, животворных вод, покровительницу воинов-богатырей, которая с IV в. до н. э. стала божеством-покрови-телем царской династии. Важной ее чертой было заступничество за род человеческий.

Культ Владычицы существовал в Северном Причерноморье еще много столетий спустя после исчезновения скифов с исторической арены; и из всех ее образов наиболее живучим оказался один – богиня с двумя конями или оленями по сторонам. Он дошел до наших дней в виде народных вышивок и орнаментов на Украине, в России и Белоруссии.

Арея (Ареса) Геродот называет последним в числе младших божеств, но в общественной жизни Скифии этому культу принадлежало наиболее значимое место. Это следует из описания культового сооружения и обряда.

В каждой области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка: три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и поэтому приходится ежегодно наваливать сюда полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч А внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются…

Таким образом, это типичный племенной культ. Проводился он ежегодно по округам – номам. По мнению большинства специалистов, номы, возможно, соответствовали территориям племен, и, таким образом, племенной центр был основным центром религиозной жизни.

Сооружавшиеся из хвороста гигантские алтари Арея очень напоминают культовые сооружения современных народов Сибири, предназначавшиеся для почитания духов – охранителей местности, и для шаманских камланий. Четырехугольная форма характерна для древнейших культовых сооружений многих индоевропейских народов, в том числе индоиранских. Страбон сообщает, например, что персы сооружали гигантские жертвенники из дерева, которые сжигали во время жертвоприношений. Археологи не без основания сравнивают деревянные шатрообразные сооружения, нередко сожженные, под насыпями скифских курганов с алтарями Арея.

Что касается происхождения культа скифского Арея, то сейчас наибольшее число сторонников имеет точка зрения А.Ю. Алексеева. Согласно ей, Арей принадлежал первоначально к божествам средней, т. е. воздушной сферы и был разновидностью древнего индоарийского божества северного ветра и смерти Вайю, воспоминания о котором сохранились в осетинской мифологии (великан Вайюг) и славянской (Вий). У ряда индоевропейских народов божества-воины нередко были и подателями изобилия – ведь война и военная добыча являлись источниками благополучия. У монголов, например, бог войны был и покровителем скота – основного богатства кочевников. Вероятно, скифы принесли этот культ в северопричерноморские степи со своей восточной прародины.

Подобные божества издревле были у всех индоевропейских народов: у ведических ариев это Индра, у хеттов Тешуб, у скандинавов Тор и т. д. Главная их функция – физическая мощь, военная доблесть, защита народа, а основное деяние – победа над чудовищем, трехглавым драконом, олицетворением зла, и освобождение воды. Почти все эти персонажи были божествами грозы. Не исключено, что Геракл мог ассоциироваться у греков с персонажем скифской мифологии Таргитаем – полубогом-полугероем, родоначальником скифов.

Вместе с греческими воинами и торговцами культ Геракла широко распространился во многих странах Европы и Азии. Его почитали все сословия, начиная от аристократов, которые нередко чтили в нем защитника и богоборца.

Как человек, ставший богом за свои заслуги, Геракл воплощал надежду на личное бессмертие для каждого человека.

Поэтому изображения его подвигов были одним из самых популярных сюжетов эллинистического искусства. Есть основания полагать, что скифские цари конца V–IV вв. до н. э. также почитали Геракла как своего покровителя или предка. Его изображения помещались на монетах царей Эми-нака и Атея, которые чеканились в греческих городах; известны изображения и так называемого скифского Геракла – героя в скифском одеянии, сражающегося с грифоном либо драконом. Погребальные одежды знати иногда украшались золотыми бляшками с изображением головы Геракла в львиной шкуре, скопированным с античных монет.



Илл. 117. Золотые бляшки с изображением Геракла: а) Курган Чертомлык; б) Курган Куль-Оба

Во всех версиях легенды подчеркивается роль именно мужского прародителя как активного порождающего начала. Роль женских персонажей в скифских генеалогических легендах пассивна (за исключением древнего образа змее-девы в эллинской версии). Второстепенность их видна хотя бы из того, что женские персонажи, в отличие от божественных или полубожественных пра-отцев (Зевса, Геракла), относились к существам более низкого иерархического уровня, например, нимфа, ехидна.


Илл. 118. Костяная пластина с изображением битвы героя с чудовищем.

В легенде испытание сыновей Геракла – опоясывание и сгибание лука – предстает как посвящение юношей в новую социальную группу – в разряд взрослых воинов. Вместе с состязанием происходит и наречение имен. В эпосе индоевропейских народов, в том числе тех, с которыми предки скифов имели контакты: хеттов, древних греков, а также индийцев, лук связан с мотивами власти и брака. С помощью лука происходит добывание невесты и царства. Например, на луках состязались женихи Пенелопы и Драупади, а также проходил поединок хеттского царевича Гурпанзаха.

Лук являлся символом военного сословия в эпоху, когда колесницы и всадники были основной боевой силой. И как таковой, в индоиранском мире он был одним из символов царской власти, символом царя-победителя и военного могущества вообще, о чем свидетельствуют изображения Дария I с луком в сцене триумфа над поверженным врагом.

Таким образом, семантика лука многогранна, и различные действия с ним могли иметь сакральное значение. Со временем главным оружием скифской военной аристократии, более распространенным, чем лук, стал меч, он же символ бога войны.

Очевидно, Тагимасад также был родоначальником царских скифов. Какие же черты скифского божества обусловили отождествление его с греческим Посейдоном? Посейдон – божество плодоносящей воды не только морей, но и рек, и вообще всех пресных потоков. Посейдон теснейшим образом связан с такими богинями, как Гея, Деметра, Гера, Медуза (его возлюбленная), Афина (по некоторым версиям мифа, она его дочь), из них Медуза, Афина, Черная Деметра имеют змеиные черты или определяющие символы. Если же учесть роль водного начала как порождающей стихии в скифских генеалогических легендах и в пантеоне, то, как прародитель, Тагимасад вполне мог быть божеством, связанным с водной стихией.

И, наконец, наиболее важный для нас аспект культа Посейдона – отношение его к коням (Посейдон Гиппиос). Этот культ происходит из Северной Греции и Фессалии и связан с легендой о сотворении первого коня Посейдона из скалы или о рождении коня Землей-Геей, которая была оплодотворена влагой уснувшего Посейдона. Сюда же относится легенда о преследовании Посейдоном Черной Деметры, принявшей облик кобылицы.

На этот аспект культа Посейдона, как одну из возможных причин отождествления со скифским Тагимасадом, указывали многие ученые, и в частности, С.А. Жебелев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Божества Ветра и Бури

Божества Ветра и Бури Во времена, когда династия Шан уступила место династии Чжоу, в 1122 году до н. э., жили два маршала – Чжэн Лун и Чжэн Ши. Они и стали божествами Ветра (Хэн) и Бури (Ха). Первый был начальником снабжения армии императора Чжоу, а второй его подчиненным.Хэн

Звериные божества

Звериные божества В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т. е. священное

12. Божества и проблема справедливости

3. СЛАВЯНСКИЕ ВЕРХОВНЫЕ БОЖЕСТВА

3. СЛАВЯНСКИЕ ВЕРХОВНЫЕ БОЖЕСТВА Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Волос, Сварог, Мокошь, Купала, Ярило, Коляда, Ладо, Чур… Как узнали мы эти имена славянских божеств?Подобно другим народам, славяне передавали мифы о своих богах изустно от поколения к поколению. Человеческая

Водяные божества

Водяные божества Вода как стихия, непосредственно действующая на плодородие земли, необходимо должна была занимать в нашем мифе весьма важное место и весьма вероятно, что водяные боги в этом отношении часто имели значение символической силы богов плодородия и наоборот,

Глава 2 Главные божества

Глава 3 Иранские божества

Глава 3 Иранские божества Арамазд Кто бы ни был главным божеством армян, когда они завоевали Урарту, в более поздние времена это важное положение занял Арамазд. Арамазд – искаженное Aura Mazda из древне-персидских надписей. Его культ, некогда широко распространенный, одно из

Глава 4 Семитские божества

Глава 4 Семитские божества Семитские божества были введены в армянский пантеон относительно поздно, несмотря на тот факт, что армяне всегда поддерживали торговые связи со своими южными соседями. Именно Тигран Великий (94–54 гг. до н. э.) напомнил о существовании этих богов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Верования скифов Презентацию подготовила: учитель МОБУСОШ №11 ст. Бесскорбной.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Верования скифов Презентацию подготовила: учитель МОБУСОШ №11 ст. Бесскорбной.

Верования скифов Презентацию подготовила: учитель МОБУСОШ №11 ст. Бесскорбной Новокубанского района Краснодарского края Вендина Валентина Григорьевна

Мифы и легенды народов Кубани дошли до нас в пересказе античных авторов. Их.

Мифы и легенды народов Кубани дошли до нас в пересказе античных авторов. Их дополняют изображения на золотых и серебряных сосудах, предметах, найденных при раскопках богатых погребений. Наиболее ценным источником сведений о происхождении, истории и обычаев скифов и их соседей считают учёного Геродота ( жившего в V век до н. эры) Он много путешествовал, посетил греческую колонию Ольвию на северном побережье Чёрного моря. Геродот описывает религию скифов. Скифы были язычниками и почитали многих богов. Геродот


Легенды о происхождении скифов Легенда № 1 Жил на земле первый человек – Т.

Легенды о происхождении скифов Легенда № 1 Жил на земле первый человек – Таргитай. У него было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Однажды с неба упали золотые предметы: плуг, секира и чаша. Два старших брата не смогли их взять в руки, так как золото воспламенялось. Только младшему, Колаксаю удалось поднять с земли золотые вещи. Это было знамение. Всё царство перешло к нему. И от Колаксая произошли скифы.

Легенды о происхождении скифов Легенда № 2 У греческого героя Геракла и ме.

Легенды о происхождении скифов Легенда № 2 У греческого героя Геракла и местной полудевы – полузмеи было три сына. Покидая эту землю Геракл завещал жене, научить сыновей правильно натягивать лук со стрелами и опоясываться поясом. Когда сыновья выросли, они исполнили наказ отца. Только всё правильно сделал младший сын Скиф. От этого Гераклова сына произошли все скифские цари.

ВЕРОВАНИЯ СКИФОВ

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? ТАБИТИГЕСТИЯПочитание огня и очага, подача пищи и благополучия.

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? ПАПАЙ – прародитель скифов и скифских царейЗЕВСОлицетворение неба, творец мира и людей.

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? АПИ – супруга (жена) Зевса. В скифской мифологии представлялась змеедевойГЕЯОлицетворение воды, питающую землю подземными водами.

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? Образ ТАРГИТАЯ – первого человека скифской мифологии, отца Липоксая, Арпоксая, КолаксаяГЕРАКЛЧеловек-бог, создатель мирового порядка, олицетворение силы и доблести.

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? АРГИМПАСААФРОДИТАБожество плодородия, заступница и покровительница, богиня любви и красоты

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? АРЕЙАРЕСБог войны. А его честь сооружали алтари для жертвоприношения

Скифское название божества Греческое название божества Что олицетворяло бо.

Скифское название божестваГреческое название божестваЧто олицетворяло божество? ТАГИМАСАДПОСЕЙДОНБог плодящей воды для морей, рек, покровитель лошадей.

Религиозные верования скифов, меотов, сарматов проявлялись в различных обряд.

Религиозные верования скифов, меотов, сарматов проявлялись в различных обрядах, особенно в погребальных. При этом использовали различные предметы: глиняные статуэтки, сосуды-курильницы, металлические зеркала, ритон (сосуд для питья, был символом плодородия).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 397 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.02.2020 1225
  • PPTX 5 мбайт
  • 37 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нехорошева Валерия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: