Типы реакции на сообщение медиа по с холлу

Обновлено: 08.05.2024

Мы выделяем этот вопрос как центральный, потому что все СМК стремятся к получению эффекта. В этом вопросе важно понять причины возникновения эффекта и факторы, влияющие на его силу, устойчивость и другие свойства и особенности.

Причинуследует искать в самом взаимодействии СМК с аудиторией, в процессе которого удовлетворяются определенные потребности. Если взаимодействия (чтения, смотрения, слушания) нет, то нет и эффекта. При взаимодействии возникают свойства согласия (поддержания, усиления) позиции или негативного несогласия (отрицания, возражения) информации. Аналогичны и эмоциональные реакции (например, любви и ненависти).

Причина эффекта всегда одна – это взаимодействие приемника с передатчиком. А факторов – множество, они выступают в роли переменных и влияют на характер эффектов.

В соответствии с установленными выше законами информирования и убеждения все эффекты можно разделить на два типа – эффекты информирования (знание и понимание) и убеждения.

Виды эффектов разнообразны

1)По своей форме эффекты могут быть следующих видов:

Когнитивные (рациональные) эффекты – это информированность и расширение знаний людей, формирование мнений и уточнение ценностных ориентаций, определение степени важности тем и проблем (пунктов повестки дня).

Аффективные (эмоциональные) – возникновение или формирование эмоций, например чувства радости или горя, спокойствия или тревоги, оптимистического или пессимистического настроения.

Физиологические – изменение характеристик биологического состояния организма, например, давления, пульса и т.п.

Поведенческие эффекты включают в себя активизацию прежней или провоцирование новых форм деятельности, позитивную или негативную направленность действий.

2).Д. Маккуэйл предложил типологию эффектов МК по двум основаниям – времени (краткосрочные и долгосрочные) и контролируемости (планируемые и непланируемые). Получаются четыре группы.

А. Планируемые краткосрочные.

Б. Непланируемые краткосрочные.

Индивидуальная реакция, происходящая в результате подражания или научения, например, следование определенному стилю поведения, появлению сходных мыслей или эмоций. Коллективная реакция как ряд индивидуальных откликов, переживаемых одновременно многими людьми, которые могут вести к одинаковым действиям, например, панике или волнениям, массовому насилию и беспорядкам.

В. Планируемые долгосрочные.

Распространение инноваций в целях долгосрочного развития помощью кампаний в СМК и сетях межличностной коммуникации. Распространение информации событийного порядка и знаний с приоритетами и неравномерное получение разными социальными группами.

Г. Непланируемые долгосрочные.

3). По степени воздействия эффекты могут быть сильными, умеренными или слабыми (ограниченными). На силу воздействия влияет как содержание информации, так и личностные факторы воспринимающего информацию (его мировоззрение, психологические особенности), принадлежность к социальной группе или политической партии, религия, внешняя среда.

4). По характеру влияния на взгляды и позиции людей эффекты могут быть нейтральными (нулевыми), конверсионными (изменяющми, укрепляющими ранее сложившиеся позиции), инверсионными (изменяющими точку зрения на противоположную).

5) По социальной направленности могут быть прогрессивными и регрессивными, позитивными и негативными.

3.2. Причины и факторы возникновения эффектов.Вопрос о результатах воздействия СМК на людей или о медиа эффектах – это “вечный черный ящик” для практиков и исследователей.

Причину эффекта Роднянский связывает с потребностью аудитории в таком сериале, но сфрмулирована она очень общо.

Один из важнейших методологических вопросов – это отделение причин от факторов воздействия. Причина – это то, что вызывает, порождает и определяет сам эффект, а фактор – его силу, степень влияния. В первом случае речь идет о причинно-следственных связях, а во втором – о функциональных.

А в качестве факторов могут быть - содержание, особенно комедийные ситуации и шутки, игра актеров, режиссура, время, особенности вкусов аудитории, социально-демографические факторы и др.

Применительно к СМК проблема заключается в том, чтобы установить, когда они играют роль причины, а когда – фактора, усиливающего или ослабляющего действие причины. Например, как оценивать влияние сцен насилия на телеэкране – как причину совершения преступлений или усилитель агрессивных свойств у некоторых людей? По этому вопросу споры продолжаются и теории отвечают на него по-разному – связывая причину или со СМИ, или с аудиторией, или с их взаимодействием.

Но чаще всего для большинства людей СМК выступают в роли фактора, усиливающего или тормозящего личные и социальные реакции по поводу каких-то проблем. Сила и формы воздействия связаны с теориями и практикой селекции, повестки дня, культивации, восприятия информации.

В результате исследований были разработаны ряд теорий, специально посвященных медиа эффектам.

3.3.Информационные медиа эффекты. Перед СМК стоит задача вместе с аудиторией изучать процесс возникновения и формирования коммуникационных потребностей и своевременно предоставлять необходимую информацию. В этом залог их успешного функционирования на рынке.

Процесс этот двусторонний. Потребности формируются стихийно у каждого человека под влиянием особеностей его личности и условий жизнедеятельности. Но коммуникационные потребности, как и любые другие, могут формироваться сознательно действиями СМК. Так или иначе, должны быть удовлетворены личностные потребности, чтобы человек получил удовлетворение от содержания информации.

Все потребности составляют сложную систему и включают материальные, интеллектуальные, эмоциональные и другие потребности. Коммуникации играют обслуживающую их роль с тем, чтобы поддерживать биологическую и социальную жизнь в норме. Девиантным людям, наоборот, нужна информация, чтобы продолжать девиантную жизнь (где найти наркотик или как украсть).

Эти информационно-коммуникационные (позитивные и негативные) потребности можно назвать прикладными или инструментальными. Но человеку свойственны любопытство, любознательность как потребности, не связанные прямо с конкретной пользой. Человек читает, смотрит, слушает просто потому, что ему интересно самому и хочется сообщить другому.

Среди таких потребностей выделяются:

-наблюдение за окружающей жизнью, за новостями в мире, экономике, политике, чтение художественной литературы, получение эмоций от искусства и развлечений;

-обсуждение событий с друзьями, родственниками, в группах, с помощью интерактивного общения с дикторами, ведущими, специалистами на радио, телевидении, в прессе;

-стремление к разнообразию жизни, чему способствует стимулирование эмоций (игры, детективы, музыкальные шоу, мыльные оперы и т. п.).

1)Теория связи информационных эффектов СМК с использованием и удовлетворением потребностей является одной из наиболее развитых теорий о влиянии на медиаэффекты.

Истоки теории находят у Г. Лассвелла, который в 1948 году пытался понять причины обращения людей к СМК. Он выявил три функции СМК, удовлетворяющие такие потребности людей как наблюдение за средой, анализ событий, передача социального опыта.

Множество исследований в последующем позволили установить зависимость СМК от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее и влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМК и чем, следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность эффективности СМК, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях.

Д.МакКуэйл выделял такие потребности, которые удовлетворяют СМИ: эмоциональная разрядка, получение культурного и эстетического наслаждения, сексуальное возбуждение, отдых, заполнение времени, уход от проблем, замена спутника жизни.

Существуют разные жизненные стили. Большинство ищет в СМК развлечений, отдыха или отвлечения от будней. Другие связывают СМК с прагматическими целями, например, с поисками работы, образования, покупок. Третьи хотели бы лучше разобраться в жизненно важных процессах и проблемах.

2).Теория социального обучения.Эта теория по отношению к предыдущей, является ее видом. У людей есть потребность в обучении. Они учатся моделировать свое поведение по примеру родителей, ровесников, учителей, друзей, а также наблюдая за игрой и жизнью кино и телезвезд, литературных героев и известных в обществе людей.

Теория социального обучения (подражания) предполагает следующую технологическую цепочку действий:

1)человек обращает внимание на чье-то поведение;

2)оно его привлекает или восхищает;

3)у него возникает желание подражать;

4)он начинает вести себя по-новому;

5)если это поведение нравится, то оно становится частью его образа мышления и жизни.

Таким образом, изучение – это социальный процесс моделирования (подражания) поведению людей, которые нас восхищают. При положительной обратной связи оно будет закрепляться в ценностях и повторяться в действиях. Определенные виды поведения поддерживаются, пропагандируются, культивируются СМК.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Референтная группа — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке [91]. В референтных группах происходят процессы идентификации и самоидентификации их членов.

Социальная идентификация осуществляется либо в реальных группах в процессе непосредственного взаимодействия ее членов, либо в процессе коммуникации, опосредованной различными текстами, имеющими массовую аудиторию. В связи с этим можно выделить реальные и условные референтные группы.

Реальные референтные группы — существуют как вполне определенные общности, имеющие определенный состав, связанные межличностной коммуникацией. Это семья, рабочий коллектив, школьный класс, компания друзей и т. д.

только на основании просмотра тематических телепередач или коммуникации через Интернет.

Стремление идентифицироваться с успешными, богатыми, молодыми и невозможность достижения этого в реальной жизни порождает внутреннюю напряженность, аутоагрессию (агрессию, направленную на себя) у определенной части реципиентов. Таким образом, СМК могут и фрустрировать (препятствовать удовлетворению) потребности в идентификации с группой. Но, как бы то ни было, современный человек уже не может быть членом лишь локальных реальных групп. С помощью средств массовой коммуникации чуть ли не с рождения каждый из нас включается и в более широкие социальные контакты, в условные референтные группы.

Функция эмоциональной разрядки, или релаксации. Если изначально средства массовой коммуникации служили, главным образом, для передачи информации, то постепенно все более значимой становилась функция эмоциональной разрядки. Эта функция реализуется при просмотре спортивных матчей, концертов, юмористических программ, игровых передач, фильмов ужасов, слушании музыкального радио в автомобильных пробках, чтении гороскопов и анекдотов.

Необходимо отметить, что существуют и негативные психологические последствия неумеренного использования развлекательного медиасодержания реципиентами. Одно из них — увеличение пассивности аудитории. Вместо того чтобы решать проблемы собственной жизни, некоторые реципиенты испытывают иллюзорное удовлетворение, созерцая успех, радость, счастье медиаперсонажей. Образы и сюжеты СМК активизируют механизмы психологической защиты личности, что, в конечном итоге, ограничивает личностное развитие.

Анализ важнейших функций массовой коммуникации показывает, что ее социальные функции не могут быть в полной мере реализованы, если социальные потребности не будут соответствовать потребностям людей (членов общества). Для того чтобы реализовать, например, информирующую функцию массовой коммуникации, необходимо, чтобы реципиенты имели потребность ориентироваться в потоке событий, получать необходимую информацию. Социальные и социально-психологические функции являются дополнительными.

Однако реализация функций массовой коммуникации может быть сопряжена с определенными проблемами. Так, может наблюдаться дисбаланс реализации тех или иных функций СМК, что снижает эффективность массовой коммуникации. В частности, во многих исследованиях [81, 93, 106] указывается на сверхреализацию развлекательной функции СМИ в ущерб информационной функции.

Выделение связей с общественностью как специфической стороны коммуникативных процессов в социальных группах во многом связано как раз с необходимостью оптимизировать коммуникацию социальных групп, даже в условиях социальных отношений, раздираемых противоречиями.

Вопросы для обсуждения

2. Назовите функции коммуникации в обществе.

3. В чем различие ретиальной и аксиальной коммуникации?

4. Определите сущностные черты и выделите различия массовой и публичной, массовой и межличностной коммуникации.

5. Охарактеризуйте социально-психологические функции массовой коммуникации.

6. Какие изменения претерпевает массовая коммуникация с появлением сети Интернет?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

ЭФФЕКТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

В результате усвоения данной темы учебного курса студенты должны: знать: этапы развития психологических теорий массовой коммуникации, сущность основных подходов к изучению воздействия массовой коммуникации; уметь: анализировать психологические основы массово-коммуникативного воздействия, оценивать возможности применения концепций воздействия массмедиа для организации эффективных коммуникативных кампаний;

владеть: приемами анализа форм обратной связи аудитории в ходе массовой коммуникации, приемами определения повестки дня СМИ. При изучении темы происходит формирование компетенций ОК-9, ОК-11, ПК-10, ПК-11.

*** В истории медиаисследований традиционно выделяются несколько этапов, во время которых по-разному объяснялись и оценивались эффекты влияния массовой коммуникации на аудиторию [114].

2. Концепции ограниченного воздействия (с 1940 года — начала 70-х годов).

3. Признание умеренного и сильного воздействия СМК (с начала 70-х годов).

Однако такая периодизация не единственно возможная. Так, Д. Брайант, С. Томпсон [13] полагают, что в надежных научных исследованиях с самого начала возникло представление о существенном воздействии СМИ на аудиторию, при этом споры о силе или ограниченности медиавоздействия не утихают до сих пор.

При анализе эффектов СМИ необходимо различать когнитивные (действующие на мышление и обучение), поведенческие и аффективные (эмоциональные) эффекты. Также воздействие может быть прямым и косвенным, индивидуальным или групповым, может различаться по времени проявления (мгновенное и отсроченное, кратковременное или долговременное). Различные концепции могут акцентировать лишь некоторые типы эффектов воздействия СМК.

Лассуэлл полагал, что для описания структуры коммуникативного акта следует ответить на 5 вопросов:

В 1937 году в США был создан Институт анализа пропаганды.

Однако как показали дальнейшие исследования, гитлеровская пропаганда, чрезвычайно эффективная для внутренней аудитории (немцев), оказалась крайне неэффективна для внешних аудиторий.

В 1940 году, в США во время избирательной кампании Ф. Рузвельта и У. Уилки, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и X. Годэ изучали факторы, определяющие выбор избирателей в одном из избирательных округов. Они обнаружили, что межличностные контакты оказывали более сильное воздействие на выбор избирателей, чем СМИ.

Влияние СМИ опосредовалось лидерами мнений, активными и авторитетными гражданами, к которым прислушивались члены референтного окружения. Большинство избирателей не имели четкого предпочтения, рационального, обоснованного мнения, и именно в этом случае влияние лидеров мнения оказывалось наиболее сильным.

П. Лазарсфельд установил, что из 600 человек только 54 изменили свое мнение в пользу другого кандидата. Было доказано, что массированное воздействие СМК в ходе предвыборной кампании изменило мнения людей очень несущественно.

Утверждается, что массмедиа диктует людям, о чем они должны думать и какие проблемы считать самыми важными.

М. Маккоумз и Д. Шоу доказали существование данного эффекта, показав высокий уровень соответствия между основными пятью темами повестки дня, задаваемыми средствами массовой коммуникации в ходе президентской кампании в США 1968 года, и пятью темами, которые считали наиболее важными для страны 100 не определившихся избирателей.

Повестку дня СМК можно изучать с помощью метода контентанализа. Наиболее значимые события в СМК освещаются наиболее подробно и полно, им отводится больше всего эфирного времени, о них пишутся самые большие статьи. В новостях наиболее важные события повестки дня передаются первыми, в газетах им посвящены первые полосы. Проводятся исследования, которые показывают существенное совпадение повестки дня различных средств массовой коммуникации, что делает воздействие на аудиторию еще более значимым.

Все эти параметры оказывают влияние на реципиентов, даже если они не осознают этого. При этом нужно отметить, что повестка дня, формулируемая СМК — это не зеркальное отражение общественного мнения. Повестка дня СМК может быть сконструирована так, что действительно значимые проблемы (загрязнение окружающей среды или массовое протестное политическое движение) могут уйти в тень перед сенсационной свадьбой примадонны А. Пугачевой и шоумена М. Галкина.

Теория культивации (Дж. Гербнер, Л. Гросс, М. Морган, Н. Синьорелли). Дж. Гербнеру удалось зафиксировать эффекты воздействия СМИ, сила которых связывалась им с фактором продолжительности воздействия на аудиторию (культивацией).

СМК способствуют унификации образов мира разных людей.

оппозиций маскулинность — фемининность (то есть мужественность — женственность) и политик — обыватель.

Эффект культивации возникает только при определенных условиях когнитивной деятельности человека. В исследованиях установлено, что эффект культивации возникает у людей после использования эвристической стратегии, но не после систематической.

Индивидуальные психологические различия людей приводят к разной выраженности эффекта культивации: образ реальности более образованных людей слабее трансформируется при воздействии СМИ.

Теория культивации основана на предположении о совокупном воздействии многократно повторяющихся идентичных массмедийных образов. Однако некоторые образы могут влиять на людей в значительно большей степени, чем другие. Например, Гринберг предположил, что какой-нибудь популярный положительный телевизионный персонаж может оказывать намного большее воздействие, чем десяток других персонажей, которых видит и с которыми идентифицирует себя значительно меньшее число зрителей [112].

Сторонники данной теории утверждают, что СМК конкурируют с другими источниками удовлетворения потребностей. Например, потребность получать новую информацию может быть реализована не только при обращении к СМК, но и в межличностной коммуникации.

С. Финн разделил мотивы использования СМК на две категории:

Критики подхода полезности и удовлетворения потребностей указывают на переоценку рациональности поведения реципиентов его авторами. Кроме того, в этом подходе отмечается недооценка негативного воздействия СМК на аудиторию.

Но в данной теории рассматривается и возможность многовариантных толкований текстов реципиентами. Предполагается, что аудитория состоит из активных интерпретаторов, творящих свои смыслы при прочтении текстов массмедиа.

оппозиционное прочтение — в процессе декодирования аудитория отвергает предполагаемое создателем содержание и создает свое собственное;

Иллюстрируют концепцию Холла систематически возникающие незапланированные эффекты СМК, среди которых эффект реактенса, эффект Барнума, эффект бумеранга.

Теория социального научения используется для моделирования воздействия СМК при формировании агрессивного, сексуального, просоциального, покупательского поведения.

Концепция конструктивизма. Пользуясь положениями А.М. Улановского [108], охарактеризуем конструктивизм как разнородную группу психологических, социологических, философских теорий, объясняющих закономерности познания мира людьми. Представители этого научного направления (Ж. Пиаже, Дж. Келли, Дж. Брунер, П. Бергер и Т. Лукман и др.) полагают, что в ходе познания у человека формируется образ реальности, мира, не являющийся прямым, зеркальным отражением этого мира в сознании. Образы мира, объектов реальности, событий (или, конструкты, фреймы, скрипты, схемы) зависят от культурных особенностей субъекта, от того языка, которым он владеет, от конкретных потребностей его деятельности.

Конструктивизм утверждает, что существует множество способов объяснения мира, и ни один из них не является абсолютным и истинным. Каждый конструкт, каждый образ мира выполняет свои задачи в жизни конкретного индивида или целой социальной группы. Существует множество альтернативных концепций мира, имеющих право на существование, то есть допускается плюрализм истины.

К. Герген полагает, что знание о жизни следует рассматривать как преобразование опыта в языковую реальность, причем знания производятся не внутри индивидуального сознания, а в процессе социальной коммуникации. Объектом анализа здесь является дискурс.

Основная идея теорий конструктивизма при объяснении сущности массовой коммуникации заключается в том, что массмедиа, не отражают реальность, а конструируют ее. Так, Дж. Фиск пишет:

В одном из направлений данной научной школы, социальном конструктивизме (К. Герген, Р. Харре, Дж. Шоттер, Дж. Поттер, М. Уэзерелл, Т. Сарбин, Г. Херманс и др.), определяется, каким образом та или иная модель реальности получает распространение, закрепляется в массовом сознании и начинает вытеснять альтернативные варианты. Социальные конструктивисты анализируют роль речевых практик (дискурса) в ходе утверждения того или иного представления о мире. Большую роль в этом процессе играют СМИ и медийные дискурсы. Представители данного направления выступают за раскрепощение сознания людей, взаимообогащение дискурсов и развенчание тех моделей мира, которые элиты (с помощью массмедиа) выдают как единственно возможные.

Постиндустриальное общество дает огромные возможности как для поточного производства информации, рассчитанной на массы, так и производства индивидуализированной информации. Медиа становятся интерактивными. Возникает феномен дефицита информации от ее изобилия: невозможность критически осмыслить и проверить всю информацию толкает аудиторию на поиск новых способов ее обработки.

Необходимо отметить, что в эпоху постмодерна произошли существенные изменения в каждом из звеньев традиционной формулы Лассуэлла. Возникли новые технические возможности для реализации моделей с обратной связью, моделей многоступенчатой коммуникации.

Аудитория стала массовой в полном смысле слова в конце XIX — начале XX века, когда появились новые возможности тиражирования печатной продукции и передачи информации на расстояние большим группам людей. Но в конце XX века наметились тенденции, приводящие к демассификации аудитории.

В обществе постмодерна возникают условия для дифференциации аудиторий, у каждой из которых формируются свои специфические информационные потребности и особая интерпретация реальности.

Например, использование кабельного и спутникового телевидения, видео- и аудиозаписывающих устройств, Интернета с возможностью не только избирательного восприятия и интерпретации, но и самостоятельного порождения контента приводит к тому, что каждый индивид может индивидуализировать свое информационное пространство. Под влиянием сегментированного контента представители аудитории СМК делаются все более и более непохожими друг на друга.

Все сложнее находить общие черты, характеризующие аудиторию как большую социальную группу. Можно предположить, что прежние способы воздействия СМК на массовую аудиторию в дифференцированной аудитории будут сопровождаться другими эффектами.

Вопросы для обсуждения

1. Какие этапы в изучении психологических закономерностей массовой коммуникации можно выделить?

5. Как теория культивации объясняет воздействие СМИ на людей?

6. Как осуществляется процесс социального научения в ходе массовой коммуникации?

7. Как подчеркивается активность аудитории СМИ в теориях кодирования/декодирования, полезности и удовлетворения потребностей?

8. Охарактеризуйте процесс прайминга в ходе воздействия СМИ.

ПСИХОЛОГИЯ КОММУНИКАТОРА В УСЛОВИЯХ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

В результате усвоения данной темы учебного курса студенты должны: знать: структуру и функции коммуникатора в массмедиа, условия, требования профессиональной деятельности, психологические особенности и специфику общения медиакоммуникатора с аудиторией, компоненты образа коммуникатора и основные модели коммуникатора; уметь: анализировать образы современных медиаспециалистов, собственный опыт участия в массово-коммуникативных процессах; владеть: методами исследования коммуникатора.

В ходе изучения темы происходит формирование компетенций ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-11, ПК-33.

3.1. Структура и функции коммуникатора в массовой коммуникации Представления о коммуникаторе в массовой коммуникации традиционно связываются с деятельностью медийных организаций — изданий — и профессиональными коммуникаторами — журналистами (редакторами, репортерами, дикторами, операторами). Для простого обывателя медиакоммуникатор — это, скорее всего, автор статьи, ведущий телепередачи, фотокорреспондент и т. д. Однако данное понимание необходимо углубить и связать с рядом проблем определения коммуникатора, которые возникают при общении в сетевой информационной среде.

По мнению Д.В. Ольшанского [74], в самом простом понимании коммуникатор — это некоторая инстанция, организующая и контролирующая массовую коммуникацию.

В литературе выделяются главные составляющие коммуникатора как субъекта массовой коммуникации.

Реальными партнерами по общению для реципиента являются:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Критическая теория культуры Холла В центре изучения данной теории роль идеологии в медиакультуре. Он развивает идеи Альтюссера и неомарксистов об роли идеалогии в жизниобщества.Холл выдвигает тезис о том что именно идеология играет определенную роль в жизни разл.слоев населения. Основная мысль холла состоит в том что массмедиа систематически используется в целях легитимации статус кво, в условиях общ-ва путем замалчивания важных проблем. Согласно холлу аспект деятельности СМК состоит в утверждении или воспроизводстве господствующего введения соц.реальности,кот отвечает интересам правящ.групп посредством создания одних определений событий и исключения альтернатива. Холл предложил типологию идеологических процессов отбрасывания инф-ии в масмедиа для чего используются след механизмы:1)маскировка и вытеснение2)фрагментация3)обман воображаегомого единства и связи кроме механизмов в практике СМИ создают идеологический эффект замыкания.Он заключается в ограничении воображения мышлния по поводу соц. и полит событийобразными рамками господствующ.идеологии.

22)Модель функционирование сми в развивающихся странах

Основные положения модели:

-СМИ д в первую очередь способствовать достижению целей нац гос. стр-ва

-свобода СМИ мб ограничена в связи с приоритетами и потребностями развития общ-ва в целом.

- приоритет в информац материалах должен отдаваться тем, кот способствуют развитию нац культуры

-журналисты хотя и свободны в рамках своей профессии, но в то же время ответственны перед обществом

-гос-во м обосновывать право на введение цензуры за деят-ю СМИ национальными интересами

24)Двухступенчатая модель коммуникации Лазарсвильда

Ряд общ-х признаков отличающие ЛМ:

-активная жизненная позиция

-широкая сеть контактов

-заинтересованность в распространении полезных советов

-желание решать жизненные пролемы

Индивиды не явл-ся изолированными др от др,а нах-ся во взаимод-ии между собой и составлят опр соц группы

В ходе ком-ии набл-ся 2процесса1)восприятие и внимание2)собственно реакция в форме принятия либо не принятия некого инф-го воз-я

В ходе инф объявлена индивиды ведут себя по разному меняшая часть (лидеры мнений)более активны,общительны и влиятельны.2часть пассивна и полагается на полученную информацию.

Точка зрения Хоггарта основана на убеждении, популярном в среде неомарксистов, или так называемого нового левого движения (new left), Великобритании середины XX в. Согласно этому убеждению, культура не может рассматриваться отдельно от властных отношений и стратегий социальных изменений. Классический марксизм воспринимал культуру как надстройку, тогда как базисом были экономические, или производственные, отношения. Представители же британских новых левых, занимающиеся анализом культуры, предлагают поменять базис и надстройку местами. Для них в основе любых производственных отношений лежат отношения культурные, потому что именно они порождают определенные идентичности, в том числе и классового характера, которые, в свою очередь, структурируют производственные отношения.

Таким образом, рождается отдельное направление в исследованиях культуры в ее новом понимании, которое воплощается в середине 1960-х годов в создании Центра современных культурных исследований (The Centre for Contemporary Cultural Studies – CCCS) при Бирмингемском университете. Его основал и возглавил Хоггарт, а ему на смену пришел Стюарт Холл (1932–2014). Специфика бирмингемского центра заключалась в том, что он был не только университетским. С ним сотрудничали ученые, которые не были аффилированы ни с каким из университетов. В этой среде было вполне в порядке вещей уволиться из университета в знак протеста против его коммерциализации (так поступил в 1971 г. Томпсон, уйдя из Университета Уорика), но продолжать публиковать статьи в издании научного центра.

Кодирование и (или) декодирование как модель, таким образом, предполагает, что кодом является отнюдь не язык (как полагали ранние примитивные линейные модели коммуникации), а культура, воплощаемая в сложной системе правил и значений социальных процессов, интерпретируемых людьми в зависимости от их повседневной жизни. Предполагая примат медиа, контролируемых крупным капиталом или правительством, поддерживающим крупный капитал, Холл полагал, что тип декодирования зависит от степени отношений социального класса-реципиента с социальным классом, репрезентируемым при кодировании. Доминирующее декодирование должно быть свойственно буржуазному классу, оппозиционное – рабочему, а промежуточное – среднему. Холл, таким образом, хотя и не проверял эту гипотезу эмпирически, находится в одном ряду с более ранними представителями культурных исследований, для которых классовая принадлежность имела четкую ассоциацию с культурой того или иного класса.

Читайте также: