Типографская система мер сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Понятие типографики тесно связано с версткой и дизайном, и означает искусство располагать на полосе набора шрифт и другие компоненты типографской страницы. Умение грамотно использовать шрифты крайне важно для качественной и профессиональной верстки. Искусное обращение со шрифтом говорит о глубоком понимании типографики, остром глазе, чувстве гармонии и художественном вкусе.

С одной стороны, типографика используется для того, чтобы передать текстовую информацию – и, казалось бы, для этого подходит любой шрифт, который можно прочитать. Однако искусство верстки неотделимо от понимания рисунка и стиля шрифта, от его характера и настроения, и поэтому соблюдение правил типографики при верстке накладывает немало ограничений, связанных с использованием различных кеглей и гарнитур в одном печатном издании, с оформлением разворота и выбором ширины полей.

В настоящем в полиграфической промышленности действуют три системы измерения:

n Типографская (система Дидо), основанная на французском дюйме;

n Англо - американская, основанная на английском дюйме.

Метрическая система применяется для измерения следующих параметров:

n линейных величин (метр, сантиметр, миллиметр);

n весовых величин (тонна, килограмм, грамм);

n объемных величин (кубический метр, литр, кубический сантиметр).

В то время, когда ремесло книгопечатание было переведено на промышленную основу, отливка шрифтов выделилась в самостоятельное производство. Производство породило торговлю шрифтами, что и потребовало стандартизации размеров шрифтов, вспомогательных и пробельных материалов. Проблема возникла и настоятельно требовала решения в первой половине XYII в., за несколько десятилетий до разработки и внедрения метрической системы мер. Поэтому принятая в то время типографская система измерений содержит черты старой дюймовой системы, основанной на применении числа 12. Известно, что достоинство дюймовой системы - это простота деления на 2, 3, 4, 6 и 12 частей.

В 1737 г. французский типограф П.С. Фурнье предложил в качестве основной единицы для установления размеров шрифта использовать так называемый типографский пункт, являющийся 1/72 долей французского дюйма. Фурнье взял за основу размер парижской стопы равной 30,01 см., что не соответствовало французскому футу.

В 1880 г. парижский типограф Франсуа Амбруаз Дидо ввел новую меру, которая затем была названа нормальной. Дидо взял за основу королевскую стопу размером 32,48 см. По этому эталону дюйм равен 27,06 мм, и отсюда пункт 1/72 дюйма равен 0,3758 мм.

Типографская система (или типометрия) применяется для измерения линейных величин в наборном производстве в полиграфии при подготовке текстовых и изобразительных оригиналов к изданию.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основная единица типографской системы, принятая до введения метрической системы в России (называется системой Дидо, по имени ее составителя), — это типографский пункт, который равен в метрической системе 1/72 французского дюйма, т.е. 0,3758 мм или, округленно 0,376 мм.

Более крупной единицей является квадрат, который равный 48 пунктам или 18,0432 мм (приближенно 18 мм). Доли квадрата принято записывать в виде простых дробей (например, 1/2 кв., но не 0,5 кв.).

На практике в полиграфии используют следующие единицы типографской системы измерений:

1/2 квадрата. = 24 п. (пункта)

терция = 1/3 кв. = 16 п.

цицеро = 1/4 кв. = 12 п.

корпус = 10 п. боргес = 9 п.

петит = 1/6 кв. = 8 п.

нонпарель = 1/8 кв. = 6 n.

В работе полиграфисты применяют специальную измерительную линейку - строкомер с делениями в типографских единицах измерения.

Квадрат – это:

1) одна из основных единиц типографской системы мер, равная 4 цицеро или 48 пунктам. 1 квадрат равен 18,043 мм;

2) пробельный материал, используемый при изготовлении наборных печатных форм для способа высокой печати.

Квадраты различают по кеглю (от 1 до 16 пунктов) и длине (1, 3/4 и 1/2 квадрата). Применяют для заполнения пробелов в неполных строках (в начале и конце абзаца), при наборе таблиц, формул, в акцидентных работах.

Кегль (кегель) - параметр, обозначающий размер шрифта, то есть расстояние между верхней и нижней гранями литеры. Включает высоту очка и заплечики; измеряется в типографских пунктах. На оттиске это высота отпечатка буквы с включением небольших пробелов сверху и снизу для образования межстрочных пробелов, а также для размещения надстрочных и подстрочных элементов букв, например, для букв и, и, д, б. Некоторые кегли имеют собственные названия, например, перл, цицеро и др.

Многие шрифты имеют собственные специальные названия по размерам (кеглю). Например, самый маленький - диамант - кегль 4 (около 1,5 мм). Далее идут: Перл - кегль 5, Нонпарель - кегль 6, Моньон - кегль 7, Петит – кегль, 8 Боргес - кегль 9, Корпус- кегль 10, Цицеро- кегль 12, Миттель - кегль 14, Терция - кегль 16, Текст - кегль 20.

В Англии, США и некоторых других странах один типографский пункт равен 1/72 английского дюйма, т.е. 1/72 от 25,4 мм, то есть 0,3527 мм. (Для сравнения - один пункт системы Дидо равен 0,3758 мм.)

Компьютеры, впервые созданные и промышленно произведенные в США, изготовлены на базе английской системы измерения, основной единицей которой является английский дюйм. Это стало стандартом для компьютерной промышленности мира, и в настоящее время все производство компьютеров базируется на англо-американской системе измерения. Такова реальность. И к ней придется приспособиться, если нет возможности ее изменить, или подстроить под старую систему измерения. Конечно, в компьютер можно ввести изменения, и это не является проблемой, но почти никто это не делает, и все работают на базе английской системы измерения.

Нельзя категорично утверждать, что одна система измерения лучше другой. Они просто дают разные величины параметров, имеющих одинаковые названия в обеих системах и это, конечно, создает проблемы.

Путь решения этой проблемы уже наметился. Это использование третей метрической системы измерения в полиграфической промышленности. Размер полосы и длину строки все чаще уже измеряют в миллиметрах. Однако размеры шрифтов продолжают измерять кеглями и, иногда, используют и их индивидуальные названия (одинаковые для двух систем измерения), которые перечислены выше.

ТИПОГРАФСКАЯ СИСТЕМА МЕР (ТИПОМЕТРИЯ) — система измерения линейных размеров в полиграфии, разработанная в 1880 г. парижским типографом Ф. А. Дидо, в основе которой лежит типографский пункт (0,3758 мм), являющийся 1/72 долей французского дюйма (27,06 мм). Значительно позже в компьютерах, впервые промышленно произведенных в США, стала использоваться т. н. английская типометрия, основной единицей которой является английский дюйм, т. е. 25,40 мм. При этом типографский пункт равен 1/72 английского дюйма и составляет уже 0,3527 мм. В настоящее время на англо-американской системе измерения построены все компьютеры. Использование двух параллельных Т. с. м. — французской и англо-американской — порождает определенные неудобства. В то же время определять кегль шрифта в метрической системе (мм) неудобно из-за дробных чисел.

Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника.— М.: Гелла-принт . Стефанов С.И. . 2004 .

Смотреть что такое "Типографская система мер" в других словарях:

типографская система мер — Типометрическая система, Типографская система мер, Типометрия (Point system) Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre… … Шрифтовая терминология

типографская система мер — Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot) … Краткий толковый словарь по полиграфии

Типографская система Дидо — см.: Типографская система мер (типометрия) … Реклама и полиграфия

Англо-американская типометрическая система — АНГЛО АМЕРИКАНСКАЯ ТИПОМЕТРИЧЕСКАЯ (ТИПОГРАФСКАЯ) СИСТЕМА (СИСТЕМА ПИКА) система измерения на базе англо американского дюйма (25,4 мм) в полиграфии (ср.: Типометрическая система Дидо, типографская система мер). Англо американский пункт единица… … Реклама и полиграфия

типометрическая система — Типометрическая система, Типографская система мер, Типометрия (Point system) Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre… … Шрифтовая терминология

Типометрическая система Дидо — см.: Типографская система мер (типометрия) … Реклама и полиграфия

Typographic measurement — Типографская система мер; типометрия; Типографская система мер, типометрия … Краткий толковый словарь по полиграфии

Didot point system — Система Дидо (типографская система мер, принятая в странах Европы, в том числе в СССР; 1 фр. пункт Дидо равен 1,07 англ. пункта, или 0,376 мм, или 0,0148 д) … Краткий толковый словарь по полиграфии

Agate measuring system амер. — Типографская система мер, применяемая в газетном производстве (1 агат примерно равен 5,5 англ. пункта, или 1,9 мм, или 0,07 дюйма) … Краткий толковый словарь по полиграфии


Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (PierreSimonFournier). В конце XVIII в. усовершенствована ФирменомДидо (FirminDidot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (NelsonHawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didotpointsystem), где 1 пункт равен 0, 3759 мм, и англо-американская система (Anglo-Americanpointsystem), где 1 пункт равен 0, 3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0, 3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ? 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ? 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ? 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (?4,22 мм).

Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:

  • Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.)
  • Корпус — кегль 10 п.
  • Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
  • Петит (маленький) — кегль 8 п.
  • Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):

  • Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
  • Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
  • Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
  • Миньон (любимый) — кегль 7 п.
  • Миттель (средний) — кегль 14 п.
  • Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
  • Текст — кегль 20 п.

Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.

Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам рисунка.

Компьютерный шрифт

Компьютерный шрифт — это файл, содержащий в себе описание набора буквенных, цифровых, служебных и псевдографических символов, используемый для отображения этих символов (в частности текста) программой или операционной системой.




В компьютерах шрифт представляет собой блок данных (или файл), состоящий из описаний отдельных символов набора, используемый программой (или частью графической оболочки операционной системы) при отображении текста. Для текстовых режимов шрифт хранится непосредственно в видеоадаптере (либо в постоянной его памяти, либо в оперативной).

Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные.

  • растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
  • векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.


Для вывода векторного шрифта на растровые устройства (мониторы и принтеры) его необходимо растеризовать — преобразовать в набор точек. Для установки и растеризации подобных шрифтов в операционных системах Windows 9x/NT/2000 и Mac OS была предназначена программа AdobeTypeManager (ATM). В Windows NT 4.0 также можно использовать шрифты в формате PostScript Type1 без установки ATM, правда, во время установки они автоматически конвертируются в формат TrueType со всеми вытекающими последствиями. В Windows 2000 (и последующих) уже встроен растеризатор Type1 - шрифтов и для их установки ATM уже не обязателен.

По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные.

Особенностью отображения текстов на экране является значительно меньшая разрешающая способность, чем достижима на бумаге даже для не самой совершенной техники. В связи с этим векторные шрифты на экране воспроизводятся с искажениями. Для того, чтобы избежать этих искажений применяются различные способы:

Некоторые форматы шрифтов могут иметь специальные инструкции для улучшения их отображения: например, для согласования рядом стоящих символов в шрифте может быть несколько вариантов начертания одного и того же символа, а также инструкция по использованию того или иного начертания.


Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (PierreSimonFournier). В конце XVIII в. усовершенствована ФирменомДидо (FirminDidot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (NelsonHawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didotpointsystem), где 1 пункт равен 0, 3759 мм, и англо-американская система (Anglo-Americanpointsystem), где 1 пункт равен 0, 3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0, 3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ? 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ? 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ? 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (?4,22 мм).

Единицы типографской системы мер применяемые для обозначения кегля В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:

  • Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.)
  • Корпус — кегль 10 п.
  • Боргес (гражданский) — кегль 9 п.
  • Петит (маленький) — кегль 8 п.
  • Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):

  • Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
  • Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
  • Перл (жемчуг) — кегль 5 п.
  • Миньон (любимый) — кегль 7 п.
  • Миттель (средний) — кегль 14 п.
  • Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п.
  • Текст — кегль 20 п.

Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.

Гарнитура шрифта — это типографский термин, объединяющий набор шрифтов, которые отличаются по размеру, начертанию, наличию или отсутствию засечек на концах линий, по соотношению размера высоты прописных и строчных знаков, величине верхних и нижних выносных элементов, плотности, то есть близких по характеру и отличительным знакам рисунка.

Компьютерный шрифт

Компьютерный шрифт — это файл, содержащий в себе описание набора буквенных, цифровых, служебных и псевдографических символов, используемый для отображения этих символов (в частности текста) программой или операционной системой.

В компьютерах шрифт представляет собой блок данных (или файл), состоящий из описаний отдельных символов набора, используемый программой (или частью графической оболочки операционной системы) при отображении текста. Для текстовых режимов шрифт хранится непосредственно в видеоадаптере (либо в постоянной его памяти, либо в оперативной).

Компьютерные шрифты делятся по способу отрисовки на два типа: растровые и векторные.

  • растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра — то есть по сути является обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в основном в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
  • векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.


Для вывода векторного шрифта на растровые устройства (мониторы и принтеры) его необходимо растеризовать — преобразовать в набор точек. Для установки и растеризации подобных шрифтов в операционных системах Windows 9x/NT/2000 и Mac OS была предназначена программа AdobeTypeManager (ATM). В Windows NT 4.0 также можно использовать шрифты в формате PostScript Type1 без установки ATM, правда, во время установки они автоматически конвертируются в формат TrueType со всеми вытекающими последствиями. В Windows 2000 (и последующих) уже встроен растеризатор Type1 - шрифтов и для их установки ATM уже не обязателен.

По ширине символов шрифты делят на моноширинные и пропорциональные.

Особенностью отображения текстов на экране является значительно меньшая разрешающая способность, чем достижима на бумаге даже для не самой совершенной техники. В связи с этим векторные шрифты на экране воспроизводятся с искажениями. Для того, чтобы избежать этих искажений применяются различные способы:

Некоторые форматы шрифтов могут иметь специальные инструкции для улучшения их отображения: например, для согласования рядом стоящих символов в шрифте может быть несколько вариантов начертания одного и того же символа, а также инструкция по использованию того или иного начертания.

Типометрия Дидо.Основы современной типометрической системы измерений были заложены еще в середине 18в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию.

Основные единицы измерения в системе Дидо:

1 пункт (п.) – 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0, 376 мм). Пункт Дидо еще называют европейским пунктом;

1 цицеро (циц.) – 12 пунктов (прибл. 4,51 мм);

1 квадрат (кв.) – 4 цицеро, или 48 пунктов (прибл. 18,04 мм).

В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр.

Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах.

Англо-американская типометрия (типометрия Adobe)С развитием настольных издательских систем российските издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы верстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) – примерно 4,24 мм.

Соотношения типометрии Дидо, англо-американской типометрии и метрической системы. Российские ГОСТы, ОСТы и СанПиНы используют типометрию Дидо, а верстальщики сочетают англо-американскую и метрическую системы. В результате выставляются неверные размеры, издания перестают соответствовать гигиеническим требованиям (например 11 пунктов, которым рекомендуется набирать учебники, соответствуют лишь 10,33 пунктам в системе Дидо…)

Постоянные элементы газет и журналов. Их оформление.

К начальным – постоянным – конструкционным элементам газет и журналов, служащих каркасом формы любого издания относятся формат и объем( как размерные основы его конструкции), заглавная (или титульная) часть, текстовые колонки, заголовки, иллюстрации, колонтитулы, линейки, пробелы и др.

Логотип включает в себя название газеты, обозначение типа издания, постоянный призыв (лозунг), указание, чьим органом является, календарные сведения, порядковый номер, год издания газеты, цену, иногда периодичность, тираж, изображения орденов, если таковые существуют, графические элементы (линейки, рамки, подложки, рисунки и даже иногда фотографии). В идеале именно логотип определяет всю графическую модель газеты, и прежде всего комплект шрифтов – и заголовочных, и текстовых. Логотип при необходимости повторяется в колонтитуле, в адресном блоке на последней полосе, на фирменных документах редакции.

Постоянный призыв обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка 10-12 п. Должен быть контрастным по отношению к названию. Постоянный призыв нередко подчеркивают прямой тонкой линией.

Указание, чьим органом является газета, набирают в 1-2 строки строчным или прописным петитом или корпусом, чаще всего прямого полужирного начертания.

Колонтитул, колонцифра, дата выхода, номер выпуска входят в указатель принадлежности страницы данному изданию, но для удобства весь комплекс этих элементов называют колонтитулом. Он не просто служебная деталь, а акцентированная составляющая газетно-журнальной графики (увеличенный размер, сложная композиция, графические, цветовые, тоновые эффекты и др.). Каждая страница должна оформляться колонтитулом. Его составляющие: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул может размещаться вверху или внизу полосы, может быть разверстан на всю ширину полосы или занимать место в углу полосы. Колонтитул может объединяться с суперрубрикой.

8, 12, 16, 24, 32, 64, 128.

Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры.

Читайте также: