Террор народников цели результаты отношение современников сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Теоретические взгляды народников сформировались под влиянием утопических высказываний петрашевцев. "Крестьянского" (русского) социализма Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность выражалась в борьбе против остатков крепостничества, в том, что народники защищали интересы крестьянства, а так же в том, что будущее России они видели только в социалистическом пути развития. И революционеры шестидесятники и семидесятники были социалистами-утопистами. Неверно понимая сущность крестьянской общины, оценивая ее как готовую ячейку, зародыш социализма, революционеры предполагали, что Россия развивается по особому самобытному пути, то есть миную капитализм перейти к социализму.

Несмотря на то, что народники 70-х гг. в отличие от революционеров 60-х гг. признавали развитие капитализма в России, они считали его упадком, регрессом, выступали против него как фактора мешавшего осуществлению революции.

В 70-х гг. идейными вождями народников были Бакунин, Лавров, Ткачев. Они разработали три основных теории народничества - бунтарскую (анархистскую), пропагандистскую, заговорщическую.

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь, он готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ, объединять активных и способствовать влиянию отдельных, разрозненных крестьянских бунтов в единую, всероссийскую крестьянскую революцию, которая перешагнет рубежи России, вольется в мировую революцию.

По мнению Бакунина именно государство было главным носителем несправедливости и угнетения народа. Поэтому уничтожение государственности он считал основной задачей революции. Взамен этого Бакуниным были разработаны идеи о самоуправлении групповой собственностью, строительстве снизу федеративной системы,. координации общественных усилий


В отличие от М. Бакунина, П. Лавров (профессор Петербургской артиллерийской академии, вступивший в 60-х годах в освободительное движение и затем бежавший за границу из ссылки) не считал крестьянство готовым к революции. По его мнению интеллигенция должна усвоить революционные и социалистические идеи и нести их в народ. Не подъем немедленного бунта, а длительная пропаганда - главная задача "критически мыслящих личностей". Чтобы развернуть пропаганду необходимо создать большую организацию. Она разбудит крестьян и тем самым внесет в него социалистическое сознание и подготовит все крестьянство к социалистической революции.


П. Л. Лавров. Фотография. 70-е годы XIX в.

П.Н.Ткачев - идеолог заговорщического направления известный, журналист демократического лагеря также как и Лавров не считал крестьянство готовым к революции, но называл народ коммунистом по инстинкту, поэтому он считал, что власть должна захватить революционная интеллигенция путем заговора. Захватив власть, лишенную, по его мнению, классовой опоры, тем самым даст народу революционный импульс и вовлечет его в социалистическое переустройство.






А. И. Желябов. Фотография. 70-е годы XIX в.


Фотография Софья Львовна Перовская

Программа народовольцев отразила некоторое разочарование народников в революционных возможностях народных масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабства правительством. Поэтому главная задача революционеров - борьба с этим правительством. Цель - произвести политический переворот, созвать учредительное собрание, установить в стране демократический строй, передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. Для осуществления своих целей народовольцы стремились привлечь к борьбе всех недовольных. Были созданы кружки среди сочувствующих революции рабочих, интеллигенции, офицеров, студентов. В августе 1879 года Исполнительный комитет "Народная воля" вынес смертный приговор Александру II, и началась форменная охота на человека, которая длилась 2,5 года. На Александра II было совершено 7 покушений. В ноябре 1879 года, когда царь возвращался из Крыма в столицу, народовольцы подготовили взрыв полотна железной дороги под Москвой. Покушение не удалось. Не привел к убийству царя и взрыв в Зимнем дворце в Петербурге, произведенный в 1880 г. Халтуриным.

Случившееся в марте 1881 г. определило смысл многих последующих событий. наступила длительная полоса тяжелой реакции. 8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Были пересмотрены реформы Александра II, полномочия земств ограничены, контроль над ними усилен, избирательное право урезано, расширен произвол властей над освобожденными крестьянами.

Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол помещиков в сельских местностях.

В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земских органах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними.

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.

Контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно дворян. Контрреформы конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.

Во второй половине XIX в. характерной чертой российского исторического процесса было чередование реформ и контрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крымской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены.

В 1887 г. была совершена попытка убить АлександраIII. В этом покушении принимал участие Александр Ульянов, брат В.И. Ульянова-Ленина.

В 80-х - 90-х гг. среди народников начался глубокий кризис. В это время активизировались либеральные народники. Выражая интересы сельской буржуазии, они отрицали революционные методы борьбы, вели культурно-просветительскую деятельность и призывали к реформам.

1. Ананьич Б.В. Проблемы российского реформаторства // Знание - сила. 1992, N2.

2. Ахиезер А.С., Ильин В.В., Панарин А.С.. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. М., МГУ, 1996. 399 с.

3. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М.; Минск: АСТ Харвест, 2002. 798 с.

4. Горьковская З.П. Влияние переселения на трудовые традиции крестьянства Сибири в эпоху капитализма.// Крестьянство Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1980.

5. Джаншиев, Г. А. Эпоха великих реформ : в 2 т. Т. 1. М. : Территория будущего, 2008.– 479 с.

6. Дякин В.С. Слишком запоздалая реформа.// Знание - сила. 1991, N2.

7. Дякин В.С. Сорок потерянных лет.// Знание - сила. 1991, N2.

8. Захарова Л.Г. Россия на переломе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

9. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. 2-е издание. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. – 196 с.

10. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1989. Т.5. с.213

11. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории 1992. №4-5.

12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Инфра – Норма, 2000.

13. Назаренко, В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики / В. И. Назаренко. М. : Памятники ист. мысли, 2008. 475 с.

14. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 528с.

15. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.

16. Попов Г.Х. Как на Руси отменяли крепостное право.// Знание - сила.1987, N4.

17. Федоров В.А. История России. М., 2005.

18. Яковлев С.М Аграрное устройство и аграрные реформы в России. – М: Наука 2005. – 420 с.

Теоретические взгляды народников сформировались под влиянием утопических высказываний петрашевцев. "Крестьянского" (русского) социализма Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность выражалась в борьбе против остатков крепостничества, в том, что народники защищали интересы крестьянства, а так же в том, что будущее России они видели только в социалистическом пути развития. И революционеры шестидесятники и семидесятники были социалистами-утопистами. Неверно понимая сущность крестьянской общины, оценивая ее как готовую ячейку, зародыш социализма, революционеры предполагали, что Россия развивается по особому самобытному пути, то есть миную капитализм перейти к социализму.

Несмотря на то, что народники 70-х гг. в отличие от революционеров 60-х гг. признавали развитие капитализма в России, они считали его упадком, регрессом, выступали против него как фактора мешавшего осуществлению революции.

В 70-х гг. идейными вождями народников были Бакунин, Лавров, Ткачев. Они разработали три основных теории народничества - бунтарскую (анархистскую), пропагандистскую, заговорщическую.

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь, он готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ, объединять активных и способствовать влиянию отдельных, разрозненных крестьянских бунтов в единую, всероссийскую крестьянскую революцию, которая перешагнет рубежи России, вольется в мировую революцию.

По мнению Бакунина именно государство было главным носителем несправедливости и угнетения народа. Поэтому уничтожение государственности он считал основной задачей революции. Взамен этого Бакуниным были разработаны идеи о самоуправлении групповой собственностью, строительстве снизу федеративной системы,. координации общественных усилий


В отличие от М. Бакунина, П. Лавров (профессор Петербургской артиллерийской академии, вступивший в 60-х годах в освободительное движение и затем бежавший за границу из ссылки) не считал крестьянство готовым к революции. По его мнению интеллигенция должна усвоить революционные и социалистические идеи и нести их в народ. Не подъем немедленного бунта, а длительная пропаганда - главная задача "критически мыслящих личностей". Чтобы развернуть пропаганду необходимо создать большую организацию. Она разбудит крестьян и тем самым внесет в него социалистическое сознание и подготовит все крестьянство к социалистической революции.


П. Л. Лавров. Фотография. 70-е годы XIX в.

П.Н.Ткачев - идеолог заговорщического направления известный, журналист демократического лагеря также как и Лавров не считал крестьянство готовым к революции, но называл народ коммунистом по инстинкту, поэтому он считал, что власть должна захватить революционная интеллигенция путем заговора. Захватив власть, лишенную, по его мнению, классовой опоры, тем самым даст народу революционный импульс и вовлечет его в социалистическое переустройство.



А. И. Желябов. Фотография. 70-е годы XIX в.


Фотография Софья Львовна Перовская

Программа народовольцев отразила некоторое разочарование народников в революционных возможностях народных масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабства правительством. Поэтому главная задача революционеров - борьба с этим правительством. Цель - произвести политический переворот, созвать учредительное собрание, установить в стране демократический строй, передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. Для осуществления своих целей народовольцы стремились привлечь к борьбе всех недовольных. Были созданы кружки среди сочувствующих революции рабочих, интеллигенции, офицеров, студентов. В августе 1879 года Исполнительный комитет "Народная воля" вынес смертный приговор Александру II, и началась форменная охота на человека, которая длилась 2,5 года. На Александра II было совершено 7 покушений. В ноябре 1879 года, когда царь возвращался из Крыма в столицу, народовольцы подготовили взрыв полотна железной дороги под Москвой. Покушение не удалось. Не привел к убийству царя и взрыв в Зимнем дворце в Петербурге, произведенный в 1880 г. Халтуриным.

Случившееся в марте 1881 г. определило смысл многих последующих событий. наступила длительная полоса тяжелой реакции. 8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Были пересмотрены реформы Александра II, полномочия земств ограничены, контроль над ними усилен, избирательное право урезано, расширен произвол властей над освобожденными крестьянами.

Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол помещиков в сельских местностях.

В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земских органах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними.

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.

Контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно дворян. Контрреформы конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.

Во второй половине XIX в. характерной чертой российского исторического процесса было чередование реформ и контрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крымской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены.

В 1887 г. была совершена попытка убить АлександраIII. В этом покушении принимал участие Александр Ульянов, брат В.И. Ульянова-Ленина.

В 80-х - 90-х гг. среди народников начался глубокий кризис. В это время активизировались либеральные народники. Выражая интересы сельской буржуазии, они отрицали революционные методы борьбы, вели культурно-просветительскую деятельность и призывали к реформам.

1. Ананьич Б.В. Проблемы российского реформаторства // Знание - сила. 1992, N2.

2. Ахиезер А.С., Ильин В.В., Панарин А.С.. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. М., МГУ, 1996. 399 с.

3. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М.; Минск: АСТ Харвест, 2002. 798 с.

4. Горьковская З.П. Влияние переселения на трудовые традиции крестьянства Сибири в эпоху капитализма.// Крестьянство Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1980.

5. Джаншиев, Г. А. Эпоха великих реформ : в 2 т. Т. 1. М. : Территория будущего, 2008.– 479 с.

6. Дякин В.С. Слишком запоздалая реформа.// Знание - сила. 1991, N2.

7. Дякин В.С. Сорок потерянных лет.// Знание - сила. 1991, N2.

8. Захарова Л.Г. Россия на переломе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

9. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. 2-е издание. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. – 196 с.

10. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1989. Т.5. с.213

11. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории 1992. №4-5.

12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Инфра – Норма, 2000.

13. Назаренко, В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики / В. И. Назаренко. М. : Памятники ист. мысли, 2008. 475 с.

14. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 528с.

15. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.

16. Попов Г.Х. Как на Руси отменяли крепостное право.// Знание - сила.1987, N4.

17. Федоров В.А. История России. М., 2005.

18. Яковлев С.М Аграрное устройство и аграрные реформы в России. – М: Наука 2005. – 420 с.

Народническое движение получило в 70-х годах большой размах. Оно охватило не только великорусские губернии, но и Белоруссию, Украину, Грузию и другие национальные районы страны. Революционная молодежь ринулась в бой за свободу и счастье своего народа. Это была героическая, неравная борьба горстки революционеров против вооруженного до зубов царизма. Она вызывала восхищение свободолюбивых народов всего мира.

В начале 70-х годов в России действовали многочисленные революционные кружки, которые вели просветительную и пропагандистскую работу среди интеллигенции и рабочих города.

  • С. М. Степняк-Кравчинский,
  • Д. М. Рогачев,
  • С. Ф. Ковалик и другие.

Народники переходили из одного селения в другое, стремясь охватить как можно больше сел и деревень.

С. Л. Перовская

  • С. Л. Перовская,
  • С. М. Мтепняк-Кравчинский,
  • А. Д. Михайлов,
  • Г. В. Плеханов и другие.

  • передача земли крестьянам,
  • равномерное ее распределение между земледельцами,
  • облегчение налогового гнета.
  • учителей,
  • писарей,
  • фельдшеров,
  • мастеровых.

В ряде губерний были созданы поселения народников (фельдшерские пункты, мастерские) для ведения пропагандистской работы. Народникам удалось больше сблизиться с крестьянами, однако и на этот раз их пропаганда большого успеха не имела. Большинство поселений народников были разгромлены полицией. Некоторые народники стали ограничивать свою деятельность только просветительной работой. Среди революционеров росло недовольство ограничением практической деятельности только мирными средствами борьбы с царизмом - пропагандой. Часть кружков, сначала на Украине, а затем и в центре, начала террористическую борьбу с царизмом. Народники совершили ряд покушений на наиболее ненавистных царских чиновников. На это толкала и политика самого правительства, которое жестоко расправлялось с народниками. Сотни молодых отважных революционеров царское правительство заточило в тюрьмы, отправило на каторгу и в ссылку.

Переход к террору

Начало массовому переходу народников к террору т. е. к организации убийств представителей власти положил выстрел Веры Засулич. В 1878 г. по приказу петербургского градоначальника Трепова был зверски избит в тюрьме политический заключенный. В ответ на это молодая революционерка Вера Засулич стреляла в Трепова и ранила его. Суд присяжных оправдал Засулич. Решение суда было с восторгом встречено революционной молодежью, которая устроила манифестацию около здания суда. Покушение В. Засулич произвело огромное впечатление на революционеров. В этом же году Степняк-Кравчинский в ответ на казнь революционера Ковальского убил кинжалом шефа жандармов Мезенцева.

"Народная воля"

Народовольцы вступали в ожесточенную схватку с царизмом. Они совершили ряд террористических актов, но желаемых результатов не достигли и не могли достигнуть. Сломить самодержавие такими методами было невозможно. Тактика индивидуального террора была не только неправильной, но и вредной, так как отвлекала революционеров и народные массы от настоящей массовой революционной борьбы. Отвечая на террор репрессиями, царское правительство вырывало из рядов революционеров лучших представителей. Увлечение террором привело к отказу от всех других видов революционной деятельности, к отрыву от масс и в конечном счете к поражению.

Положительными моментами в деятельности народовольцев были признание ими необходимости политической борьбы за власть, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию во имя свободы народа.

Во-первых, идейные основы народничества, заложенные на рубеже 50–60-х годов А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским, оставались и в 70-е годы знаменем освободительной борьбы, причем они дополнялись и уточнялись, сообразно с требованиями времени. Поэтому изучать теорию народничества всего удобнее на примере 70-х годов с экскурсом в 60-е годы к Герцену и Чернышевскому.

Далее, именно в 70-е годы в рамках народнической теории полностью сложились и были изжиты все самые характерные для народничества тактические направления – пропагандистское, бунтарское, заговорщическое.

Далее, 70-е годы – это время проверки на практике, в горниле революционных действий, теории и тактики народничества, время непрерывного демократического подъема, главной силой которого были народники.

После второй революционной ситуации, примерно с 1883 г., начался постепенный упадок революционного народничества и подъем народничества либерального, а параллельно с этим – рост социал-демократии, т.е. наступила уже совсем иная эпоха, качественно отличная от революционно-народнической. Правда, в начале XX в. вновь появились революционные партии народнического типа – эсеры, энесы, эсеры-максималисты, – но они создавались и действовали в принципиально новых условиях развитого капитализма и противоборства многочисленных партий.

Целью данной работы является анализ деятельности террористических организаций и последствий их деятельности.

1. Внутренняя политика и общественное движение в России в 1860–70-х годов

1.1 Самодержавие и либеральное общество в середине 1860-х годов Ишутинцы. Покушение Каракозова. П.А. Шувалов

Однако так думали далеко не все. Основным вопросом российской политической жизни стал вопрос о введении представительного правления. Конституционные идеи появлялись и в либеральном, и в консервативном лагере, хотя цели при этом преследовались разные, подчас прямо противоположные.

Александр II категорически отверг просьбу московского дворянства и в особом рескрипте указал, что дворянство не должно вмешиваться в дела, подлежащие исключительно ведению монарха.

4 апреля 1866 г. Каракозов стрелял в царя в Летнем саду в Петербурге, но промахнулся. По одной из версий, убийство предотвратил крестьянин Осип Комиссаров, вовремя ударивший террориста по руке. Царь пожаловал Комиссарову потомственное дворянство, а когда выяснилось, что родом он из Костромской губернии, официальная пресса немедленно провозгласила его вторым Иваном Сусаниным. Впрочем, скептики говорили, что Комиссаров стал спасителем императора случайно – испуганно отпрянул от человека с оружием и, взмахнув руками, нечаянно задел его.

В 1867 г. произошло второе покушение на жизнь Александра II: в Париже в него стрелял поляк Березовский, решивший отомстить царю за подавление польского восстания 1863 г. Террорист промахнулся: ни Александр, ни сидевший рядом с ним в коляске французский император Наполеон III не пострадали.

Либерального министра просвещения А.В. Головнина сменил граф Д.А. Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры перегружены древними языками, что должно было, по странному замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной общественной жизни. Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в армию, но против этого выступил военный министр Д.А. Милютин.

1.2 Нечаевщина

1.3 Народничество 1870-х годов. Идеология народничества

Вдохновителем пропагандистского направления стал П.Л. Лавров. Он полагал, что революция будет иметь смысл лишь тогда, когда и народ, и сама революционная молодежь будут подготовлены к ней, когда будут усвоены социалистические взгляды. Без этого возможен лишь бунт, сопровождаемый бессмысленным насилием.

Главной задачей интеллигенции Лавров считал длительную социалистическую пропаганду.

1.4 Революционные кружки 1860–70-х годов

В 1877 г. народники Я.В. Стефанович и Л.Г. Дейч создали в Чигиринском уезде Киевской губернии тайную организацию крестьян. Они пытались поднять крестьян на бунт, используя подложную царскую грамоту.

Хождение в народ

В 1874–1876 гг. народники несколько раз предпринимали попытки поселиться в деревне. Они создавали своеобразные коммуны, вместе работали и питались, надеясь своим примером убедить крестьян в преимуществе коллективного труда.

Но интеллигентная молодежь была непривычна к тяжелому крестьянскому труду и деревенскому быту. Среди членов народнических коммун вскоре начинались раздоры и обиды, вызванные подсчетами вклада каждого в общее дело. Все поселения вскоре потерпели крах, большинство их не просуществовало более года.

Больший успех выпал на долю тех народников, которые, подобно сестрам Евгении и Вере Фигнер, поселились в деревне в качестве учителей и фельдшеров. Но в этом случае они оказывались настолько завалены работой, что на собственно пропаганду почти не оставалось времени.

2. От пропаганды – к террору

2.1 Начало народнического террора

После оправдания Засулич террористические акты стали следовать один за другим. В марте 1878 г. был убит начальник одесских жандармов барон Б.Э. Гейкинг. В августе 1878 г. С.М. Кравчинский в Петербурге средь бела дня зарезал кинжалом шефа жандармов Н.В. Мезенцова – и благополучно скрылся. В феврале 1879 г. Г.Д. Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора князя Д.Н. Кропоткина. В марте 1879 г. Л. Мирский покушался на нового шефа жандармов – А.Р. Дрентельна, но промахнулся, стреляя на скаку с седла в окно генеральской кареты. За то же время были убиты несколько провокаторов, ранен киевский прокурор М.М. Котляревский. Наконец, в апреле 1879 г. А.К. Соловьев совершил покушение на Александра II. Он 5 раз подряд выстрелил в императора из револьвера, в нескольких местах прострелил ему шинель. Александра II спасло присутствие духа: при первых выстрелах он, как и требовал военный устав, побежал от террориста зигзагами, затрудняя тому прицеливание.

Соловьев был схвачен и по приговору суда повешен. Правительство ответило на это покушение арестами и разделением территории России на шесть военных генерал-губернаторств.

Генерал-губернаторы получили диктаторские полномочия. По их распоряжению были казнены 16 и высланы 575 человек. Из-за преследований со стороны властей народникам пришлось почти полностью прекратить пропаганду в деревне.

террористический организация народничество революционный

Революционное нетерпение радикалов вылилось в череду террористических актов. В феврале 1878 В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного студента. В том же месяце кружок В.Н. Осинского – Д.А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А.Г. Никонова, жандармского полковника Г.Э. Гейкинга и харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина.

2.3 Народная воля

За короткий срок, в течение года, народовльцы создали разветвленную организацию во главе с Исполнительным комитетом. В него вошли 36 чел., в т.ч. Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, М.Ф. Фроленко. Исполкому подчинялось около 80 территориальных групп и около 500 самых активных народовольцев в центре и на местах, которым в свою очередь удалось объединить несколько тысяч единомышленников.

Настоящую охоту народовольцы устроили на царя. Они последовательно изучали маршруты его выездов, расположение комнат в Зимнем дворце. Сеть динамитных мастерских изготавливала бомбы и взрывчатку. Всего на Александра II народовольцами было совершено 8 покушений.

2.4 Черный передел

Однако жертвенная деятельность классических народников и народовольцев была не напрасной. Они вырвали у царизма много конкретных уступок в различных областях экономики, политики, культуры. Среди них, например, в крестьянском вопросе – упразднение временно-обязанного состояния крестьян, отмена подушной подати, снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка. В рабочем вопросе – создание начал фабричного законодательства. Из политических уступок существенное значение имели ликвидация III отделения и освобождение из Сибири Чернышевского.

2.5 Либеральное народничество 1880-х. Неонародничество

С 1893 новая редакция журнала сделала его центром общественных дискуссий по вопросам, близким теоретикам либерального народничества.

В ноябре 1879 г. народовольцы пытались подорвать царский поезд, следовавший из Крыма в Петербург. Группа Михаила Фроленко, устроившегося сторожем на железную дорогу, готовила взрыв близ Одессы, но Александр II поехал другим маршрутом – через Александровск. Народовольцы были готовы и к этому. Желябов под видом купца приобрел участок земли близ железнодорожной насыпи и заложил мину. Однако взрыв по какой-то причине не произошел. Но близ Москвы, у Рогожско-Симоновской заставы, был подготовлен еще один взрыв. Группа народовольцев под руководством Софьи Перовской устроила подкоп под железнодорожное полотно и заминировала пути. Но народовольцы по ошибке пропустили царский поезд и взорвали шедший позади поезд свиты. В феврале 1880 г. народовольцы устроили взрыв в Зимнем дворце. Степан Халтурин устроился туда столяром. Его каморка находилась прямо под царской столовой. Несколько месяцев подряд Халтурин копил динамит. Взрыв должен был произойти во время торжественного обеда.

Но именно в тот день обед задержался: опоздал поезд, которым прибыли из Германии родственники Александра II. Царь вновь остался невредим, зато в комнате охраны, находившейся перед столовой, погибли 10 и были ранены более 50 солдат.

3. Народные социалисты

В конце XIX в. в народничестве постепенно обозначились программные и тактические расхождения, что привело к появлению трех течений, оформившихся в начале XX в. в политические партии эсеров-максималистов, эсеров и народных социалистов. Партия народных социалистов была единственной партией народнического типа, исключившей из своей тактики политический террор.

Отношение народных социалистов к террору было не всегда однозначным и в своем развитии прошло ряд этапов. Кроме того, существовали и определенные нюансы во взглядах энесов по данному вопросу.

Как видим, будущие энесы не были принципиальными противниками террора, признавали его допустимость в определенных исторических условиях и выступали за сохранение в этих целях Боевой организации. Однако они полагали, что открытая политическая партия должна решить насущную задачу организации широких масс трудящихся путем мирной социалистической агитации. В этом взгляде была, конечно, своя логика. Здесь можно согласиться с Б.В. Савинковым в том, что Пешехонов, Мякотин и Анненский поняли противоречие в партийной тактике и пытались его устранить, – террор и мирная социалистическая агитация в пределах одной партии неизбежно мешали бы друг другу.

Из программы и тех задач, которые перед собой ставила партия, вытекала и форма ее организации как открытой социалистической партии.

Народно-социалистическая фракция 2-й Государственной думы отсутствовала на заседании 7 мая 1907 г. во время обсуждения запроса по поводу слухов о раскрытии заговора, целью которого было покушение на жизнь государя. Более того, один из лидеров энесов, В.А. Мякотин, будучи вызван в качестве свидетеля-эксперта на суд по делу Б.Н. Никитенко-Б.С. Синявского, обвинявшихся в подготовке цареубийства, стремился доказать непричастность партии эсеров к заговору и утверждал, что дело о цареубийстве если не создано, то во всяком случае раздуто Петербургским охранным отделением. Экспертиза В.А. Мякотина произвела большое впечатление на членов суда.

После поражения революции 1905–1907 гг., после разоблачения Е.Ф. Азефа и убийства П.А. Столыпина отношение энесов к террору изменилось.

В основе теории народных социалистов лежали идеи гуманизма, ценности каждой человеческой личности. Поэтому насилие, проявленное с обеих сторон в период первой русской революции, еще больше отпугнуло энесов от использования радикальных средств, еще более обострило в их восприятии проблему соотнесенности терроризма и морали. В связи с этим все чаще звучат среди народных социалистов идеи о неоправданности кровавых жертв, о соотношении жертв и результатов терактов, о моральном ужасе и бессмысленности террора, о недопустимости насильственных методов. На Совещании членов Организационного комитета и представителей Московской и Петербургской групп НСП, состоявшемся 6–8 февраля 1909 г. в Петербурге, террор был исключен из арсенала возможных средств борьбы. Принимая лишь цивилизованные, демократические формы политического противостояния, народные социалисты пришли к полному отрицанию террора.

Важнейший вывод проведенного народными социалистами исследования о связи террора с государственной властью получил особое звучание после октябрьской революции 1917 г., когда террор стал основным средством управления государством.

Озабоченный угрозой со стороны международного терроризма – чумы XXI в. – цивилизованный мир в поисках эффективных путей его сдерживания и пресечения обращается к прошлому, пытаясь проследить аналогии, извлечь уроки. Значительный интерес представляет феномен российского политического терроризма, наложившего отпечаток на социально-политические процессы страны последней трети XIX и начала XX столетия и повлиявшего на дальнейшие судьбы страны.

С помощью насилия, политических убийств, нагнетания страха экстремистские силы стремились дестабилизировать внутриполитическую жизнь, запугать правительственный лагерь, революционизировать оппозицию, чтобы захватить власть или добиться радикальных уступок для осуществления своих целей.

Длительное время в российской литературе господствовало однобокое освещение сущности политического терроризма, его роли и места в общественном развитии. Его рассматривали в качестве части освободительного движения, а поэтому оправдывали. Активные его приверженцы, как правило, окружались ореолом мучеников и страдальцев. В честь их назывались площади и улицы городов, возводились памятники. От таких подходов наша публицистика, а иногда и исследователи полностью не освободились и в постсоветский период.

Политический терроризм был присущ не только российской истории, но проявлялся в той или иной степени в других странах. Жертвами его были государственные и общественные деятели, в том числе коронованные особы, президенты, премьеры и министры. По подсчетам специалистов, на земном шаре насильственной смертью погибло более 500 первых лиц государств. При этом в нашей стране, начиная с Киевской Руси уровень насильственной смерти правителей составил 28%.

На общемировом фоне российская разновидность терроризма рассматриваемого периода отличалась некоторыми особенностями, обусловленными социально-политической структурой, менталитетом и историческими традициями общества. Среди них углубление конфликта и противостояния между самодержавным строем и радикальными оппозиционными слоями общества. Начатый с реформ 1860-х годов процесс перехода к конституционной монархии оказался нерешительным и замедленным, провоцируя общественное недовольство. Ряд непродуманных действий, стесняющих свободу университетской жизни, вызывали вспышки студенческих волнений. Вместо компромиссных форм взаимодействия укоренялись жесткие, антагонистические формы противостояния и борьбы.

Одной из причин распространения экстремизма и терроризма в российском обществе надо считать укоренившийся и поддерживаемый среди населения, особенно среди интеллигенции, нигилистический взгляд на Россию, ее социально-политический строй, исторические традиции, культуру, экономику и т.д. При этом все увязывалось, обычно, с якобы никуда не годным государственным руководством, начиная от императора, министров, губернаторов и кончая полицейскими службами, судебными органами, различными ведомствами.

Известный вклад в это внесен русской художественной литературой и публицистикой, которые отражали преимущественно негативную сторону российской действительности, культивировали пренебрежительное отношение к ней. Выдающиеся мыслители В.В. Розанов, М.О. Меньшиков, И.Л. Солоневич, анализируя идейную направленность русской литературы и ее воздействие на общественное сознание, пришли даже к заключению о том, что именно она привела Россию к революции.

Необходимо отметить и национальный аспект проблемы. История Российской империи в рассматриваемый период отмечена противостоянием с некоторыми национальными окраинами вплоть до крупных восстаний и длительных войн на Кавказе, что сопровождалось грубым насилием и вспышками кровавого террора. Порождали недовольство и проявления национальной дискриминации со стороны государственных органов.

На распространении терроризма в определенной мере сказалось ослабление среди русского народа влияния нравственных норм православия. На это обратил, например, внимание Белинский в известном письме к Гоголю. Многие террористы объявляли себя на суде и даже перед казнью атеистами, оправдывая мнение Достоевского, что человек, утрачивая веру в бога, способен на самые низкие поступки вплоть до убийства.

Атмосфера ослепления российского общества в отношении террора к концу 70-х годов высветилась в связи с процессом над террористкой В. Засулич. Вынесение оправдательного приговора за явно умышленное покушение на убийство петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова было встречено, по словам председательствующего на суде А.Ф. Кони, невиданным восторгом и ликованием не только в зале суда, но и за его пределами.

К середине 80-х годов принятыми правительственными мерами первая волна терроризма была отбита. Однако после примерно полутора десятка лет затишья развернулась вторая, еще более кровавая волна этого средства политической борьбы. На вооружение тактику террора приняли эсеры, анархисты, максималисты, национальные политические объединения Польши, Прибалтики, Кавказа. Приложили к этому руку и социал-демократы, в том числе большевики.

Большой слой террористов составляли лица без определенных занятий, выбитые из нормальной жизненной колеи. Выполняя террористические задания, они получали не только средства для жизни, но нередко могли совершать путешествия по стране и зарубежью.

Большевистские лидеры, высказывавшие свое духовное родство с революционными террористами, придя к власти, далеко превзошли в терроре своих предшественников. И в наше время нетрудно увидеть в современном всплеске терроризма определенные генетические корни из прошлого. Исследование этого зловещего явления в его прошлом и настоящем может сослужить полезную службу в его сдерживании, нейтрализации и пресечении на современном этапе.

Список литературы

1. Тихомиров Л.А. Почему я перестал быть революционером. М., 1895. С. 45, 56.

2. Брокгауз ФА. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1901. Т. 65. С. 76.

3. Герцен АИ. Собр. соч.: В 30 т. М., 1966. Т. 30. С. 502.

4. Пушкин А.С. Проза. Драматические произведения. М., 1974. С. 155.

5. Кистяковский Б.А. В защиту права Вехи. М., 1909. С. 126–127.

6. Новгородцев П.И. Восстановление святынь. Кн. I.M., 1992. С. 429.

7. Ильин И.А. Наши задачи: В 2 т. Париж – Москва, 1992. Т. 2. С. 112–113.

Классическое народничество, возникшее в 60-е годы XIX века, достигло кульминации в 70-е годы. Первой политической организацией, официально назвавшей себя партией, была, как известно, "Народная воля" (1879 год). Ранее партиями назывались из подражания Западу придворные группировки или кружки гвардейских офицеров. Массовое хождение разночинной интеллигенции в "народ" принимало самые различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор) и характеризовалось высокой организованностью.

Содержание

Введение.
Идеология.
Революционное народническое движение 70-х годов
и его теоретические основы.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по истории россии.doc

Ранние народнические кружки пытались сочетать пропагандистскую работу в народных массах и политический террор.

Революционное народническое движение 70-х годов
и его теоретические основы​.

Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали ее значение).

В 70-е годы идеологами народников были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.

Бакунин сыграл заметную роль в европейском движении, был знаком с К.Марксом и называл себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был далек от марксизма и вносил раскол в интернационал. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации.

Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции, при этом определенные надежды возлагались на ожидаемый рост крестьянских волнений в связи с истечением 9-летнего срока, на протяжении которого крестьяне не могли оставить землю.

В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В.Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт охранкой и разгромлен.

Борьба народовольцев с российским самодержавием, завершившаяся убийством Александра II (1 марта 1881 г.), в условиях новой революционной ситуации 1879-1881 гг. имела большое политическое значение.

Народничество

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Народничество

Деятельность народников

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

Значение народничества

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Читайте также: