Тепловые явления в литературе пословицах поговорках сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Задачи с художественным содержанием представляют возможности для моделирования ситуаций, помогают глубже понять окружающий мир, формируют критическое мышление, умение дать научный анализ сюжета, развивают образное и логическое мышление, позволяют выйти за границы учебника. Решение задач на основе литературных сюжетов позволяет глубже узнать и еще больше полюбить такую волшебную науку, как физика.

Цель работы: Рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе и в народном фольклоре.

Предмет: Пословицы, поговорки, народные приметы, стихотворения и другие литературные произведения.

Задачи работы:

Задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений самими учащимися, способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации учения у школьников.

Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:

Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики?

Ответ: Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. Если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а лишь оставила бы в нем отверстия.

Объясните заявление автора.

Ответ: в воде тела легче, т.к. на них действует выталкивающая сила.

В ряде литературных произведений описывается физическое явление-инерция.

Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз.

Физические явления в стихотворениях

Возникает вопрос: почему коньки режут лед?

Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах?

Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.

Ответ: Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.

С каким физическим явлением связан туман? А какую особенность можно заметить? Как образуется вечерний туман?

Ответ: После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле.Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.

Физические явления в пословицах

Какое физическое явление описывается в этой пословице?

Ответ: Сила трения. Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей.

А в этой пословице?

Ответ: Трение скольжения. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук.

Ответ: Здесь рассматривается один из видов теплопередачи. Снег обладает плохой теплопроводностью, то есть он является "шубой" для земли и сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания.

Физические явления в народных приметах

Как бы вы объяснили эти приметы?

Ответ: До наступления дождя многие вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха, сыреют

Ответ: Эти приметы можно истолковать так. При отсутствии облачности ночью земля за счет теплового излучения охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает конденсацию атмосферного водяного пара и, как следствие, выпадение росы и инея, появление тумана.

Ответ: Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

На протяжении очень долгого времени мы с вами изучали очень обширный раздел физики ”Тепловые явления”. Эти явления всегда и везде сопровождают жизнь человека. В природе мы являемся свидетелями этих явлений, но порой, не обращаем внимания на их сущность. Почему летом идёт дождь а зимой снег? Как образуется роса на листьях? Откуда берётся туман? На все эти вопросы мы с вами старались найти ответы в процессе изучения данной темы. Сегодня у нас завершающий урок, и мы повторим основные понятия, законы, а также обратимся к литературе. И посмотрим как поэты и писатели отражают в своём творчестве описание тепловых явлений. Итак, откройте тетради и запишите тему нашего урока: “Тепловые явления в физике и литературе.”

Про теплоту начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!

Начнём тренировать мозг с физического диктанта. Вы должны не только правильно написать слово, но и дать его определение или объяснить физическую сущность данного явления. (Учащиеся по очереди выходят к доске и пишут слова).

Слова: теплопроводность, кристаллизация, конденсация, испарение.

Диктант может сопровождаться вопросами к классу:

Какие виды теплопередачи вы знаете? Какие явления перехода из одного агрегатного состояния в другое вы знаете? От чего зависит испарение?

Молодцы, с диктантом справились. А сейчас поработаем с графиком зависимости температуры тела от времени его нагревания. (График на доске)

Вопросы к графику:

  1. Что происходит с веществом на каждом участке?
  2. Сколько времени длился процесс плавления?
  3. Почему во время плавления температура не изменяется? Куда девается энергия?
  4. Для какого вещества составлен данный график?

Хорошо с графиком вы тоже справились. А вот теперь я предлагаю вам обратится к литературе. Несмотря на то, что мы говорим на одном языке – русском – в разных ситуациях мы используем различные стили. И если физики формулируют задачу строгим и точным научным языком, то поэты и писатели описывают её языком художественных образов. Например, на уроке физики, характеризуя испарение, мы говорим, что оно насыщенное или не насыщенное. А в литературе пар и густой, и кисейный, и клубящийся, и огненный. Каких только эпитетов не придумают поэты. Итак, рассмотрим художественное описание физических явлений испарения, кипения, конденсации с точки зрения физики. А начнём мы с тумана.

Грузинский поэт Галактион Тобидзе:

“Лес в лёгкой кисее тумана
Почиет в мирной тишине
Смотри, закат в горах – как рана
Напоминает обо мне.”

или Пушкин А.С.”Евгений Онегин”

Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.

Скажите, с каким физическим явлением связан туман? А какую особенность вы заметили? Как образуется вечерний туман? (Ответы детей) (После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.)

Хорошо, продолжим дальше. Никитин ”Утро”

“Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается. ”

Что это за белый пар? А почему туман чаще всего образуется в низинах? (Ответ) (В низких местах застаивается холодный воздух.)

Продолжим дальше это стихотворение.

“По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–
На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.”

А здесь, какой физический процесс? Как образуется роса? (---)

А вот Тютчев, всем известное:

“Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром. ”

или Пушкин “О Кавказе.”

Шум табунов, мычанье стад,
уж гласом бури заглушались,
И вдруг на долы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались.

Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? (В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.)

А вот ещё одно очень интересное явление и стихотворение не менее известное: А.С. Пушкин ”Зимнее утро”. В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:

“Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском трещит затопленная печь.”

или Пушкин А.С.”Евгений Онегин”

В избушке, распевая, дева
Прядет. И, зимних друг ночей
Трещит лучинка перед ней.

А скажите мне, почему горящие дрова потрескивают? (При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.)

Сейчас я предлагаю вам обратиться к прозе. Писатель-фантаст Станислав Лем в романе ”Непобедимый” вот как описывает извержение вулкана.

“На дне ущелья текла река. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнул вулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное, окружённое вуалью облако пара. Пар,в который, наверное, превратился журчащий поток полноводной реки, текшей на дне ущелья”

Представьте себе что произошло. Кипящая лава смогла до такой степени нагреть воду в реке, что она не только вскипела, но и превратилась в пар. Представляете, какая для этого нужна энергия?

Давайте решим задачу. Какая энергия потребуется, чтобы испарить озеро размером 1000*1000*2м, если начальная температура воды 20 градусов? (Учащиеся решают задачу на доске и в тетрадях.)

А теперь вернёмся к литературе. Попробуйте отгадать название стихотворения английского поэта Перси Шелли.

“Я землёй рождено, я водой вспоено,
Взращено средь небесной равнины,
Отдыхаю в горах, исчезаю в морях,
Я меняюсь, но нет мне кончины.”

Кто догадался? Действительно, это стихотворение называется ”Облако”. И, по-моему, оно как нельзя лучше отражает такое явление как круговорот воды в природе. Как происходит это явление? (---------).

А теперь попробуйте ответить на вопрос иней или роса образуются после ясной, прозрачной ночи или после облачной? (После ясной, потому что при сильно облачной погоде часть теплового излучения земли отражается от облаков к почве и не допускает сильного понижения температуры земной поверхности и воздуха.)

Хотите подтверждения? Иван Алексеевич Бунин ”Холодная весна”

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползет молочный дым: окуривают сад
Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах
Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запад чист – жди к полночи мороза.
И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
В дурмане голубом дымящего навоза
В серебряной пыли туманно-ярких звезд.

А зачем окуривают деревья? (При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения: дым задерживает это излучение. Кроме того при окуривании деревьев воздух насыщается мельчайшими частицами продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает деревья.)

Наш урок подходит к концу. Я хотела обратить ваше внимание на то, что за точным языком физических законов можно рассмотреть те явления, процессы, которые окружают нас в повседневной жизни. И физическая задача может быть решена не только научным методом, но и переложена на язык художественных образов. И когда вы читаете, то или иное литературное произведение помните об этом. Я надеюсь, что вы взглянули на мир тепла с разных, порой неожиданных сторон.

Ну а теперь перейдём к прозе жизни. Оценки за урок я поставила следующие: (выставление оценок, комментарии).

Домашнее задание будет таким: подберите какой-либо отрывок из любого стихотворения, где описывается любое тепловое явление. Думаю, вы без труда справитесь с этим заданием.

(Если останется время, можно провести викторину ”Тепловые явления в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве”)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Физические явления в произведениях

Физические явления в произведениях

Физика вокруг нас Физика всегда вокруг нас, мы постигаем её, наблюдая и объя.

Физика вокруг нас Физика всегда вокруг нас, мы постигаем её, наблюдая и объясняя все происходящее вокруг.

Цель: Формирование познавательного интереса к физике учащихся 5-6 классов. За.

Цель: Формирование познавательного интереса к физике учащихся 5-6 классов. Задачи: Сбор литературного материала с физическим содержанием. Систематизировать литературный материал в соответствии с темами школьного курса физики. Составить авторские задачи . Создание сборника дидактических материалов по обучению ранней физике с использованием устного народного творчества.

Возможность использования 1.В качестве дополнительного материала на уроках фи.

Возможность использования 1.В качестве дополнительного материала на уроках физики, литературы. 2.Материала для внеклассной работы, проведения конкурсов, викторин, олимпиад 3.Для расширения кругозора учащихся всех возрастов.

Физика в пословицах и поговорках Молекулярное строение вещества Ложку дёгтя в.

Физика в пословицах и поговорках Молекулярное строение вещества Ложку дёгтя в бочку мёда не кладут. Тухлое яйцо портит всю кашу (немецкая). На мешке с солью и верёвка солёная (корейская). Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь. Овощной лавке вывеска не нужна (японская). Капля яду ведро молока портит (тамильская). Запах мускуса не скроешь (персидская). Золотые цветы не пахнут (тамильская). Капля на камень – искра. Как с гуся вода. Масло с водой не смешаешь. Сухую грязь к стене не прилепишь. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. *

Физика в пословицах и поговорках Тепловые явления Сильная тяга в печи зимой –.

Физика в пословицах и поговорках Тепловые явления Сильная тяга в печи зимой – на мороз, слабая – на сырую погоду. Дрова в печи дымят, плохо горят – к оттепели. Много снега – много хлеба. Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги. Если кочерга длинная, руки не обожжёшь (татарская). Гвоздём моря не нагреешь. И металл плавится, и камень испаряется (японская). На большой горе и туман густой (турецкая). Выношенная шуба не греет. Куй железо пока горячо. Подо льдом тёплой воды не бывает. *

Физика в пословицах и поговорках Механические явления Земля вертится, и мы с.

Физика в пословицах и поговорках Механические явления Земля вертится, и мы с ней вместе (сербская). Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду (осетинская). Часы могут остановиться, время – никогда (сербская). Ключ, который часто в работе, блестит (турецкая). Плуг от работы блестит. Шишка недалеко от ели падает (финская). На гору десять тянут, под гору и один столкнёт. Что тратишь, поднимаясь в гору, вернёшь на спуске (финская). На полугорье воз не останавливают. Вертится, как белка в колесе. Вода и землю точит, и камень долбит. *

Физика в пословицах и поговорках Электромагнитные явления. Оптика. Как соломи.

Физика в пословицах и поговорках Электромагнитные явления. Оптика. Как соломинка и янтарь (персидская). Что шёлкова ленточка к стене льнёт (девица к парню). Молния не сверкнёт – грома не будет (турецкая). После того, как молния сверкнула, бояться нечего (турецкая). Молния два раза в одно место не бьёт (мальгашская). Сполох (северное сияние) красиво играет, да не греет (ненецкая). Тень высокой горы далеко падает (корейская) Ночью все кони вороные. Когда солнышко на небе встаёт, звёзды бледнеют (сербская). Радуга – конец дождю. *

Физика в пословицах и поговорках Колебания. Волны. Звук. Без ветра камыш не к.

Физика в пословицах и поговорках Колебания. Волны. Звук. Без ветра камыш не качается. Ветер в облаках – на реке волны (китайская). На то и два уха, чтобы больше слышать. От пустой бочки много шуму (турецкая). Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела. У каждого барабана свой звук (корейская). Слона не видать, а колокольчик уже слышно (тамильская). Хоть и треснул колокол, а всё гудит (тамильская). Барабанный бой издалека приятен (персидская). Если крикнешь в кувшин, то и кувшин на тебя крикнет (абхазская). Как аукнется, так и откликнется. *

Физика в загадках Механика По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и про.

Физика в загадках Механика По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. Кто не учившись говорит на всех языках? На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. Стоят – молчат, пойдут – запоют. Гуляет в поле, но не конь. Летает на воле, да не птица. *

Физика в загадках Молекулярная физика Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

Физика в загадках Молекулярная физика Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. Сидит дед, в шубу одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Чего в избе не видно? Что за художник окно разрисовал? На дворе горой, а в избе водой. Я вода, да по воде же и плаваю. Лежал, лежал, а потом в реку побежал. Днём стекло разбито, за ночь вставлено. Из избы мёрзнут, а с улицы нет. Без рук, без ног – на небо взбирается. Пятьдесят поросят в один голос голосят. Как можно пронести воду в решете? *

Физика в загадках Электродинамика Привела я солнце за своё оконце, к потолку.

Физика в загадках Электродинамика Привела я солнце за своё оконце, к потолку повесила, стало дома весело. Сверкнёт, мигнёт, кого-то позовёт. На крыше удочка сама удит. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. *

Физика в загадках Оптика Что в сундуке запереть нельзя? На улице – рубашка, в.

Физика в загадках Оптика Что в сундуке запереть нельзя? На улице – рубашка, в избе – рукава. Попутчица за мною ходит вслед, мне от неё ни зла, ни пользы нет. Что без света жить не может? И языка нет, а правду скажет. Поднялись врата, всему миру красота. Раскрашенное коромысло через реку повисло. Своих глаз нет, а другим видеть помогает. Какой огонь не даёт дыма? Когда небо ниже земли бывает? *

Помогают ли сказки в изучении физики? Сказки помогают привнести в уроки физик.

Помогают ли сказки в изучении физики? Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из нас не раз слушал сказки и любил их. Сказки могут использоваться: как средство связующее физику с жизнью, как возможность задать в интересной форме физические вопросы, как темы для написания творческих работ как способ углубить межпредметную связь физики с литературой.

Вывод: В опросе участвовало 51 учащихся. После опроса я узнала ,что дети нез.

Вывод: В опросе участвовало 51 учащихся. После опроса я узнала ,что дети незнают физических явлениях в сказках, пословицах , поговорках, загадках и сделала вывод о том, что надо углубить межпредметную связь физики с произведениями.

На каком месте находится ВУД физика среди других ВУДов?

На каком месте находится ВУД физика среди других ВУДов?

Что наиболее интересно на ВУД физика ?

Что наиболее интересно на ВУД физика ?

Используете ли вы дополнительный материал по предмету?

Используете ли вы дополнительный материал по предмету?

Выводы: Данная работа может быть использована как дидактический материал по ф.

Выводы: Данная работа может быть использована как дидактический материал по физике в урочное и неурочное время. Изучение физики с использованием задач с литературным содержанием делают её более занимательной и понятной для нас , а также помогает видеть мир в его многообразии. *

Тепловые явления
"Гвоздём моря не нагреешь" - русская
"Много снега - много хлеба" русская
"Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
"Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления
"Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская
"Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
"В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
"Пошло дело как по маслу" - русская
"Не подмажешь - не поедешь" - французская
"Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" - монгольская
"шила в мешке не утаишь" - русская
"Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" - русская

Колебания. Волны. Звук.
"Не кланяйся, как весы, в обе стороны" - турецкая
"Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская
"Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская

Молекулярная физика
"Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская
"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
"На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская
"Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская
"Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская
"Готовь сено пока солнце сияет" - английская
"Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская
"У воды гибкая спина" - финская
"Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" - монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика.
"Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая
"Молния ударяет в высокое дерево" - марийская
"Как магнит с иглой" - тамильская
"Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
" Тень высокой горы далеко падает" - корейская
"В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская
"Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
"Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская
"Ночью все кошки серы" - русская

"Переливать из пустого в порожнее" (закон сохранения материи)
"Куй, пока горячо"(переход вещества из одного состояния в другое)

Гвоздём моря не нагреешь (тепловое явления)
Ложка дёгтя в бочке мёда (молекулярная физика)
Молния не сверкнёт - грома не будет (электричество)

Тепловые явления
"Гвоздём моря не нагреешь" - русская
"Много снега - много хлеба" русская
"Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
"Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления
"Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская
"Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
"В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
"Пошло дело как по маслу" - русская
"Не подмажешь - не поедешь" - французская
"Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" - монгольская
"шила в мешке не утаишь" - русская
"Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" - русская

Колебания. Волны. Звук.
"Не кланяйся, как весы, в обе стороны" - турецкая
"Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская
"Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская

Молекулярная физика
"Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская
"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
"На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская
"Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская
"Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская
"Готовь сено пока солнце сияет" - английская
"Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская
"У воды гибкая спина" - финская
"Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" - монгольская

Электричество. Магнетизм. Оптика.
"Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая
"Молния ударяет в высокое дерево" - марийская
"Как магнит с иглой" - тамильская
"Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
" Тень высокой горы далеко падает" - корейская
"В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская
"Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
"Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская
"Ночью все кошки серы" - русская

"Переливать из пустого в порожнее" (закон сохранения материи)
"Куй, пока горячо"(переход вещества из одного состояния в другое)

Гвоздём моря не нагреешь (тепловое явления)
Ложка дёгтя в бочке мёда (молекулярная физика)
Молния не сверкнёт - грома не будет (электричество)

Читайте также: