Текст и его место в системе языка и речи сообщение презентацию

Обновлено: 05.05.2024

2 ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Текст от лат. textum ткань; связь, соединение. Текст это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: -тематическое и композиционное единство всех его частей; -наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); -смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.

3 Между предложениями в тексте существует смысловая связь. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего смысл второго и т. д. Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

4 Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются,при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенности этого вида связи одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги. (А. Пушкин.) Здесь и риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Одномоментная Имплантация зубов telegraf.by.

6 «Зимою не то что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал: Жук, ну ты и жук! Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (. ) И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (. )

10 СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ: - ПОВТОР СЛОВ - МЕСТОИМЕНИЯ - СИНОНИМЫ - ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА - ПЕРИФРАЗЫ и др.

12 СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ: - СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (одинаковый порядок слов, одинаковые грамматические формы) - ВВОДНЫЕ слова (во-первых, во- вторых, наконец) - наречия МЕСТА (справа, слева, впереди, там) - наречия ВРЕМЕНИ (сначала, потом) и др.

13 СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВАМиллионы разных цветов. лиловые колокольчики. белая кашка. СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима. мороз… снежок. сугробы. иней. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному. СИНОНИМЫ (в том числе контекстные) Мимо плыли полянки. Убегали овраги. АНТОНИМЫ (в том числе контекстные) Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТНад головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.

14 2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ За окном опять метель. Зато на печке-то как тепло да уютно. МЕСТОИМЕНИЯ: -ЛИЧНЫЕ -УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. НАРЕЧИЯВдруг. Сначала. Потом. Внизу. Справа. Рядом. ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯХороша была Танюша. Краше не было в селе.

15 3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯО чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что. Оказывается. Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…

16 Готовимся к ЕГЭ. Укажите средства связи между предложениями А и Б. 1.А) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова. а) союз; б) антоним; в) лексический повтор; г) местоимение. 2. А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б) Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души. а) союз; б) лексический повтор; в) синоним; г) личное местоимение.

18 Тема текста - это то общее, что объединяет предложения в текст, это то, о чём или о ком говорится в этом тексте. Идея текста – это то, к чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан.

19 СТИЛИ РЕЧИ В зависимости от задач речи стили делятся на две группы: -разговорный -книжные (научный,художественный, публицистический, официально- деловой). Каждый из стилей имеет свои характерные особенности.

20 РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами. Сфера разговорного стиля речи – сфера бытовых отношений. Цель: общение, обмен мыслями. Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения.

21 В квартире Голиковых зазвонил телефон: - Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. Быстрей! - Что стряслось? - Хочу узнать: у него задачка с ответом сошлась? - А кто это говорит? - Санька. - Скажи, Саня, - шепотом спросила бабушка Голиковых, - в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи? - Не, - опешил Саня, но сейчас же нашёлся: - А чё тут такого? (А. Суконцев)

22 НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция – доказательное изложение научной информации. Научная речь – это монологическая речь. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Основной тип речи: рассуждение и описание.

23 Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы. Абзац – это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет её восприятие. (Б. Н. Головин)

24 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который используется в агитационных целях. Основная функция – воздействие (агитация, пропаганда). Цель: воздействие на слушателей или читателей. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, образностью, оценочностью, призывностью. Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

25 Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. (Д. С. Лихачёв)

26 ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Основная функция – точная передача деловой информации. Он используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, стандартизованностью и стереотипностью построения текста. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности.

27 Деловое письмо Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операции с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи. Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.

28 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Стиль художественной литературы – это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём- либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Цель: воздействие на слушателей или читателей произведений.

29 Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько чуть- чуть тёплых лучей… Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух. (И. С. Тургенев)

30 ТИПЫ РЕЧИ Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

31 ПОВЕСТВОВАНИЕ Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей. Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

32 Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке. (М. Ю. Лермонтов)

33 ОПИСАНИЕ Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы: - общее представление о предмете; - описание деталей, частей, отдельных признаков предмета; - авторская оценка, вывод, заключение.

34 Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытие беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. (И. Бунин)

35 РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога. Рассуждение строится по следующему плану: - тезис (высказывается какая-то мысль); - аргументы, доказывающие его; - вывод, или заключение. Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

36 Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель. Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума?

Данная презентация поможет повторить изученный материал 2 класса по теме "Текст" . В ней даны : текст-повествование "Коту стало стыдно", текст-описание "Вороний глаз",текст-рассуждение "Дождевик".

ВложениеРазмер
prezentaciya_tekst.pptx 943.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цели и задачи. Цель урока: Систематизировать знания о признаках текста. Задачи урока: Уточнить представления учащихся о тексте и его признаках, типах текста. Развивать умение распознавать тип текста. Продолжение воспитания в детях доброжелательности и отзывчивости.

Повторяем то, что знаем. Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены общей темой. Текст можно озаглавить. Он имеет главную мысль. Типы текстов: Повествование ( последовательно сменяют друг друга кадры киноплёнки.) Описание (застывший кадр). Рассуждение (объяснение того, почему происходят те или иные действия, явления).

ТЕКСТ – ПОВЕСТВОВАНИЕ Коту стало стыдно. Сидит кот на пороге. Жмурится от ясного солнышка. Вдруг слышит: воробьи зачирикали. Притих кот, насторожился. Тихонько начал пробираться к забору. А там сидели воробьи. Подполз к самому забору – и как прыгнет. Хотел воробья схватить. А воробышек – порх и улетел. Кот перелетел через забор и в лужу упал. Выскочил мокрый, грязный.

Идёт кот домой. Стыдно ему. А воробьи слетелись со всего двора , летают над неудачником и чирикают. Это они смеются над котом. В.А. Сухомлинский

в Красив вороний глаз , но сильно ядовит для человека и лесных зверей. Птицы поедают вороний глаз без вреда. ( По Дмитриеву и В. Тимофееву.)

ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЕ Дождевик. Узнав, что это гриб, многие удивятся: какой же это гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут простой белый шарик. И всё-таки это гриб. Называется дождевиком. Называется так потому, что обычно появляется после дождя.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕКСТА 1. Почему мне нравится лето? 2. Какая бывает роса на траве? 3. Спор деревьев. 4. Как слона лечили. 5. Золотой луг. 6. Как возникают туманы? 7. Почему стриж не взлетел? 8. Тень на дороге. 9. Кем я буду? (Рассуждение.) (Описание.) (Повествование.) (Повествование.) (Описание.) (Описание.) (Рассуждение.) (Повествование.) (Рассуждение.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс

Конспект урока русского языка. Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс.


Презентация "Текст, предложение, слово – единицы языка и речи". 3 класс
Буклет по теме:"Текст-единица языка и речи"

Раздаточно-дидактический материал к уроку русского языка в3 классе.

Проект "Текст - единица языка и речи"

Конспект урока русского языка по теме "Текст - единица языка и речи". К уроку разработан буклет и хорошая презентация. С малой затратой времени - проведите урок в 3 классе. И вам, и детям урок п.


Текст единица языка и речи

Объяснение пословицы, отгадывание загадки и её объяснение, минутка чистописания, работа по предложению, словарная работа, работа по учебнику, работа с текстом.


Конспект урока по русскому языку по теме "Предложение – единица языка и речи".

На уроке русского языка учащиеся закрепляют умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения, умение распознавать подлежащие и сказуемое в пре.

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Язык и речь. Текст как продукт речи. 

Описание презентации по отдельным слайдам:

Язык и речь. Текст как продукт речи. 

Язык и речь. Текст как продукт речи. 

Язык – это совокупность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, слово.

Язык – это совокупность и система единиц общения (звуков, морфем, слов, словосочетаний и предложений). Речь – это последовательность единиц языка, построенная по его законам для выражения вполне конкретного содержания. Культура языка или культура речи? 



Качества речи – свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность комм.

Качества речи – свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего. 

1. Правильность речи - качество речи, соответствие речи действующим языковым.

1. Правильность речи - качество речи, соответствие речи действующим языковым нормам (нормам произношения, словообразования и др.). Требования к речи 

2. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая л.

2. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. 

3. Чистота - такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и слов.

3. Чистота - такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка (диалектизмов, жаргонизмов, слов-паразитов и т.д.). 

4. Логичность - это строго последовательное соответствие структуры речи закон.

4. Логичность - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. 

5. Богатство речи (разнообразие) - насыщение ее разными, не повторяющимися ср.

5. Богатство речи (разнообразие) - насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. 

6. Выразительность - это качество, способное поддерживать внимание и интерес.

6. Выразительность - это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение. 

7. Уместность - строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения.

7. Уместность - строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям слушающего и говорящего. 

Маша и Миша бегут на речку. С ними бежит их пес Дружок. Друзья бросились в во.

Маша и Миша бегут на речку. С ними бежит их пес Дружок. Друзья бросились в воду и поплыли. Дружок тоже любит купаться. Он сидит и скулит. Но вот ребята его зовут, и пес прыгает в воду. Ему там так нравилось, что он не заметил, как заблудился. Солнце осенью уже не греет. Дыма без огня не бывает. Почему мы не идем в поход? Лось питается сухими листьями. Что такое текст? 

Текст – от лат. textum - ткань 

Текст – от лат. textum - ткань 

Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. 

Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. 

Тематическое и композиционное единство всех его частей Смысловая цельность От.

Тематическое и композиционное единство всех его частей Смысловая цельность Относительная законченность Наличие грамматической связи между частями текста Признаки текста параллельная цепная 

Параллельная - к одному предложению одновременно (параллельно) присоединяются.

Параллельная - к одному предложению одновременно (параллельно) присоединяются несколько других. Каждое следующее предложение раскрывает, конкретизирует содержание первого предложения. Цепная отражает последовательное развитие мысли. Предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи). Виды связи предложений в тексте 



Какая связь? Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудил.

Какая связь? Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был челов.

Какая связь? Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек. 

Повтор ключевого слова В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы бы.

Замена ключевого слова местоимением Туристы устроили привал на берегу маленьк.

Замена ключевого слова местоимением Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и т.д. В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день. 

Тема - это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное ут.

Тема - это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста (О ЧЁМ?) Основная мысль - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?) 

На дворе играла кошка с котятами. Вдруг с вышины бросился огромный орёл. Орёл.

На дворе играла кошка с котятами. Вдруг с вышины бросился огромный орёл. Орёл схватил котенка. Мать кошка быстро вцепилась в орла. Орёл бросил котенка и стал бороться с кошкой. Он рвал когтями тело кошки. Кошка храбро боролась с орлом. Она перекусила ему крыло. Потом кошка сделала ловкий прыжок и перекусила орлу горло. Так кошка спасла своего котёнка. Орел и кошка 

Фактологическая – фактическая основа текста. Информация, «лежащая на поверхно.

Внешняя: абзац (начинается с красной строки), раздел, глава, часть. Внутрення.

Внешняя: абзац (начинается с красной строки), раздел, глава, часть. Внутренняя: начало, основная часть, концовка Структура текста 

Описание Повествование Рассуждение Типы речи 

Описание Повествование Рассуждение Типы речи 

Содержательные Логические Речевые Ошибки, связанные с созданием текста 

Содержательные Логические Речевые Ошибки, связанные с созданием текста 

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 247 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.10.2019 1801
  • PPTX 689.8 кбайт
  • 259 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Текст как единица языка и речи, слайд №1
Текст как единица языка и речи, слайд №2
Текст как единица языка и речи, слайд №3
Текст как единица языка и речи, слайд №4
Текст как единица языка и речи, слайд №5
Текст как единица языка и речи, слайд №6
Текст как единица языка и речи, слайд №7
Текст как единица языка и речи, слайд №8
Текст как единица языка и речи, слайд №9
Текст как единица языка и речи, слайд №10
Текст как единица языка и речи, слайд №11
Текст как единица языка и речи, слайд №12
Текст как единица языка и речи, слайд №13
Текст как единица языка и речи, слайд №14
Текст как единица языка и речи, слайд №15
Текст как единица языка и речи, слайд №16
Текст как единица языка и речи, слайд №17
Текст как единица языка и речи, слайд №18
Текст как единица языка и речи, слайд №19
Текст как единица языка и речи, слайд №20
Текст как единица языка и речи, слайд №21
Текст как единица языка и речи, слайд №22
Текст как единица языка и речи, слайд №23
Текст как единица языка и речи, слайд №24
Текст как единица языка и речи, слайд №25
Текст как единица языка и речи, слайд №26
Текст как единица языка и речи, слайд №27
Текст как единица языка и речи, слайд №28
Текст как единица языка и речи, слайд №29
Текст как единица языка и речи, слайд №30
Текст как единица языка и речи, слайд №31

Текст как единица языка и речи, слайд №1

Слайд 1

Текст как единица языка и речи, слайд №2

Слайд 2

Текст как единица языка и речи, слайд №3

Слайд 3

Текст как единица языка и речи, слайд №4

Слайд 4

Текст как единица языка и речи, слайд №5

Слайд 5

Текст как единица языка и речи, слайд №6

Слайд 6

Текст как единица языка и речи, слайд №7

Слайд 7

Текст как единица языка и речи, слайд №8

Слайд 8

Текст как единица языка и речи, слайд №9

Слайд 9

Текст как единица языка и речи, слайд №10

Слайд 10

Текст как единица языка и речи, слайд №11

Слайд 11

Текст как единица языка и речи, слайд №12

Слайд 12

Текст как единица языка и речи, слайд №13

Слайд 13

Текст как единица языка и речи, слайд №14

Слайд 14

Текст как единица языка и речи, слайд №15

Слайд 15

Текст как единица языка и речи, слайд №16

Слайд 16

Текст как единица языка и речи, слайд №17

Слайд 17

Текст как единица языка и речи, слайд №18

Слайд 18

Текст как единица языка и речи, слайд №19

Слайд 19

Текст как единица языка и речи, слайд №20

Слайд 20

Текст как единица языка и речи, слайд №21

Слайд 21

Текст как единица языка и речи, слайд №22

Слайд 22

Текст как единица языка и речи, слайд №23

Слайд 23

Текст как единица языка и речи, слайд №24

Слайд 24

Текст как единица языка и речи, слайд №25

Слайд 25

Текст как единица языка и речи, слайд №26

Слайд 26

Текст как единица языка и речи, слайд №27

Слайд 27

Текст как единица языка и речи, слайд №28

Слайд 28

Текст как единица языка и речи, слайд №29

Слайд 29

Текст как единица языка и речи, слайд №30

Слайд 30

Текст как единица языка и речи, слайд №31

Слайд 31

Презентация по русскому языку на тему:

В презентации определены цели занятия, есть определение текста, его составляющих, классификация текстов, функции текста, функции заголовков, практические задания по теме "Текст и его признаки", творческие задания, домашнее задание. Презентация может быть использована на занятиях русского языка, русского языка и культуры речи.В презентации определены цели занятия, есть определение текста, его составляющих, классификация текстов, функции текста, функции заголовков, практические задания по теме "Текст и его признаки", творческие задания, домашнее задание. Презентация может быть использована на занятиях русского языка, русского языка и культуры речи.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Цели занятия: Обучающая: отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки и текстообразующие элементы;  Развивающая: развивать речевые умения студентов с опорой на изученный грамматический материал;  Воспитательная: способствовать повышению мотивации к предмету, воспитывать любовь к родному языку

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Основные признаки текста. • Текст – это неразрывное единство формы и содержания. • Основными признаками текста являются: • 1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; • 2) связность, проявляющаяся, во­первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во­вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; • 3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально­деловой, научный, публицистический или художественный стиль. • 4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Типы связанности в тексте. Несколько томов Один том Глава Раздел Параграф Абзац Предложение Словосочетание Слово Глобальная связь. Глобальная связанность характеризует большие тексты – роман, повесть, пьесу, монографию, диссертацию, свод законов…Глобальная связанность обеспечивает единством темы, идеи, образа автора, системы образов, а также стиля произведения. Локальная связь. Локальная связанность обеспечивается связями между соседними предложениями, абзацами.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Прочитайте заголовки. Подумайте, о чём может говориться в тексте с такими, например, 1.Зимние тайны. заголовками. 2.Снежный городок. 3.Подарки матушки-зимы. ­Какие тексты о зиме можно назвать любым из заголовков? Какой заголовок подходит только к одной зимней истории? Объясните ответ.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

­Прочитайте заголовки текстов. По каким из них можно точно определить, о чём пойдёт речь в тексте, а по каким нельзя? Объясните. • В нашем колледже. Мой сосед по парте. Осень. Волшебное слово. Как я отдыхал летом. На реке. ­Почему одни заголовки указывают на точное содержание текста, а другие нет? Объясните.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

­ Прочитайте. Озаглавьте текст. Объясните свой выбор. Собаки всегда играли огромную роль в жизни человека. Пенсионерам и одиноким людям собаки скрашивают одиночество. Они являются хорошими няньками и воспитывают детей. Перед тем, как в космос полетел первый человек, туда отправили первых собак­дворняжек. Собаки – это самые преданные существа. Бывали случаи, когда недобросовестные хозяева бросали надоевшее животное на произвол судьбы, но собака этого не понимала и ждала своих владельцев там, где ее оставили. Современные домашние собаки относятся к семейству волчьих. Это одно из самых древних животных, прирученных человеком. Собака сопровождала человека еще в десятом тысячелетии до нашей эры. Собаки имеют тонкий слух, острое чутье, они очень выносливы и не­ прихотливы, преданны своему хозяину. Собака украшает жизнь своему хозяину своим присутствием, помогает выслеживать дичь для охотника, является отличным спасателем людей в горах и служит поводырем для незрячих людей. Служба пограничника или милиционера немыслима без такого партнера, как собака. Собаки были одними из самых почитаемых животных в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Классификация текстов. • Текст – очень сложное явление. И поэтому существует множество классификационных признаков, с которыми можно выстроить разные классификации текста. Классификацио нный признак 1.Вид информации 2. Типы речи 3. Построение текста 4. Средство связи Классификация текстов(виды текстов) Фактическая Абстрактная подтекстовая Описание Повествование рассуждение Свободный стереотипный Тематические Грамматические Синтаксические Примеры Текст программы новостей Текст теософской литературы Романы М.Булгакова, В.Набокова Сочинение­описание картины Сочинение о памятном событии Доказательство теоремы Рассказ, повесть. Школьное сочинение Повторение ключевых слов Соответствие грамматических форм Анафора, эпифора логические Соблюдение логики изложения

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Виды связи в предложении • Схема цепной связи выглядит примерно так: 1 предложение – 2 предложение – 3 предложение ­ … • Схема параллельной связи выглядит по­другому: 1 предложение 2 предложение 3 предложение 4 предложение

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Абзац. • Абзац – цепочка предложений, образующих смысловое, структурное и ритмико­интонационное единство, имеющее собственную микротему. Академик Л.Ф. Щерба писал, что абзац как бы подсказывает, что одна мысль завершена, далее, в новом абзаце, будет развита новая мысль. Новый абзац даёт либо что­то новое в развитии действия, новый поворот, либо что­то характерное в описании предмета, либо новые аргументы выдвинутого тезиса. Вот почем абзац “…углубляет предшествующую точку.” ­ Можно ли услышать абзац? В устной речи абзац обозначается более глубокий паузой по сравнению с паузами между предложениями. Абзац имеет определённую композицию.

Презентация по русскому языку на тему: "Текст и его признаки" (1 курс ГБПОУ)

Презентация по русскому языку на тему:

Домашнее задание: Дано предложение: Сад разнообразно одевался. Напишите свой вариант продолжения текста (5­6 предложений):

Читайте также: