Технологии художественной обработки текстильных материалов сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

б) натуральные процессы. Это технологические процессы, работа машин, аппаратов и т.д., которые демонстрирует учитель на производственном и учебно-производственном оборудовании. Указанные процессы могут наблюдать сами учащиеся на предприятиях, например во время экскурсий;
в) реальные трудовые действия. Их показывает учитель в учебных целях или самостоятельно наблюдают учащиеся в производственных условиях, следя за деятельностью рабочих. Реальные трудовые действия характеризуют взаимодействие работающего с инструментом и обрабатываемым материалом. При этом воспринимается, прежде всего, внешняя сторона этих действий.

2. Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов. Они служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций.

Учебная техническая модель представляет собой аналог изучаемого объекта или его части. Изготовляется модель, по сравнению с реальным объектом, в уменьшенном или увеличенном виде, а иногда и в действительном масштабе, с соблюдением внешнего сходства и пропорциональности частей. Учебные модели, используемые в обучении технологии, обычно отражают геометрическое подобие изучаемого объекта или его техническую сущность. Учебные технические модели позволяют показать не только внешний вид изучаемого объекта, но и на примере действующих моделей демонстрировать работу объекта, динамику и взаимодействие частей.

Учебные макеты дают объемное изображение внешнего вида изучаемых объектов с точным соблюдением их пропорций. Они могут быть цельными или разъемными, точными копиями или схематичными, и должны давать общее представление об изучаемом объекте. Для изучения мелких объектов (мелких деталей, инструментов и т.д.) макеты изготовляют в увеличенном масштабе. И наоборот, макеты станков, двигателей и других машин, а также технических сооружений изготовляют в уменьшенном масштабе.
3. Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий.
В практике обучения они обычно имеют форму плакатов, как правило, в наборах или альбомах. По размерам плакаты и изображения на них выполняют такими, чтобы изображения можно было рассмотреть всем ученикам класса со своих ученических мест. В альбомах листы с изображениями несколько меньше, чем плакаты. Они предназначены для рассмотрения непосредственно на ученических местах.

Плакаты и альбомы могут включать в себя изображения видов материалов, внешний вид и конструктивное устройство рабочих и измерительных инструментов, приспособлений, станков и т.д., а также изображения приемов выполнения трудовых операций, владения инструментом, управления станками и др. При изучении самых различных конкретных технологий используются плакаты, отражающие требования техники безопасности и охраны труда.

4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий.
К ним относят чертежи, эскизы, кинематические и электрические схемы и пр., которые уже рассматривались как применяемая в обучении технологии учебно-техническая документация. В роли средств наглядности они служат для раскрытия устройства, конструкции, внутренних связей и закономерностей, то есть сущности изучаемых объектов, действий и процессов. В отличие от натуральных объектов и их моделей, макетов и реальных изображений, условные изображения не дают учащимся непосредственных "живых" представлений об изучаемых объектах и процессах. Поэтому их применение следует практиковать после того, как соответствующие "живые" представления уже созданы с помощью других средств наглядности.

2.Текстильное материаловедение

Текстильным материаловедением называется наука, которая изучает строение, свойства и оценку качества текстильных материалов.

К текстильным материалам относятся те, которые состоят из текстильных волокон и нитей, и сами волокна и нити.

Текстильными волокнами называются протяженные тела, гибкие и прочные, с малыми поперечными размерами, ограниченной длины, пригодные для изготовления текстильных изделий.

Текстильные волокна подразделяют на два класса: натуральные и химические. По происхождению волокнообразующего вещества натуральные волокна подразделяют на три подкласса: растительного, животного и минерального происхождения, химические волокна — на два подкласса: искусственные и синтетические.

Текстильная нить – это гибкое прочное тело с малыми поперечными размерами значительной длины, которое используется для изготовления текстильных изделий .

Пряжа состоит из продольного и последовательно расположенных более или менее распрямленных волокон и соединенных в непрерывную нить скручиванием .

Существует две градации текстильных нитей и пряжи. Это первичные нити, те есть полученные непосредственно с текстильных машин, и вторичные нити, которые получаются в результате дальнейшей переработки первичных нитей с целью изменения их внешнего вида и свойств.

Мононить – это одиночная нить, не делящаяся в продольном направлении без разрушения, и может быть использована для изготовления текстильных изделий .

Комплексная нить – состоит из нескольких продольно расположенных элементарных нитей, соединенных между собой скручиванием, склеиванием, перепутыванием .

Полоски – это изделия, образованные в результате деления бумаги, фольги, пленки на элементарные полоски с последующим их скручиванием .

Ткани – изделия, полученные путем переплетения в них двух взаимно перпендикулярных систем параллельно расположенных нитей – продольных, называемых основой, и поперечных, называемых утком .

Трикотаж - изделия, получаемые из одной нити, или многих нитей одной системы путем образования петель и их переплетения .

Нетканые полотна - изделия, получаемые скреплением различными способами слоев волокон - холстов или параллельно расположенных нитей.

2.2 Основные виды художественной обработки текстильных материалов

Художественная обработка текстильных материалов – один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного творчества. Еще несколько десятилетий назад секреты художественной обработки материалов передавались от матери к дочери. В настоящее время эта связь утрачена. Поэтому одной из задач образовательного учреждения является восстановление традиций, воспитание у девушек интереса к различным видам декоративно-прикладного творчества.

Виды художественной обработки текстильных материалов:

-ручная художественная вышивка,

-вязание спицами и крючком,

-батик (роспись по ткани),

-выжигание по ткани,

-изготовление цветов из лент, тесьмы, ткани

Все эти виды художественной обработки текстильных материалов имеют широкий диапазон изобразительных возможностей – от простых композиций до сложных сюжетных мотивов.

Разработки уроков содержат материал по ознакомлению с различными видами трудовой деятельности, частного предпринимательства, углублению знаний и пред­ставлений о мире профессий, планированию своего бюджета, ведению личной бух­галтерии, совершенствованию навыков и умений художественной обработки мате­риалов, формированию творческих способностей, необходимых при выполнении самостоятельной практической работы — проекта.

Пособие предназначено учителям технологии общеобразовательных школ ,а так жепе­дагогам дополнительного образования; может быть полезно учащимся для само­стоятельной подготовки.

История создания текстиля. Отрасли текстильной промышленности. Основные виды тканей, используемых в интерьере. Хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, льняная, пенько-джутовая промышленность, производство нетканых материалов и ватное производство.

Рубрика Производство и технологии
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.03.2012
Размер файла 30,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

  • Содержание
  • Введение
  • История образования текстиля.
  • Отрасли текстильной промышленности
  • Виды тканей, используемых в интерьере.
  • Текстиль в интерьере
  • Заключение.
  • Введение

Текстиль (лат. textile - ткань, материя) - изделия из ткани, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке. Текстиль является одним из главных составляющих дизайнера и интерьера. Правильно подобранная ткань не только украсит ваш дом, но и сделает его уютным.

Судя по историческим хроникам, производить на свет Божий ткань наши предки научились почти сразу после приведения себя в вертикальное положение. Встав с четверенек, homo sapiens тут же придумал ткацкий станок - во всяком случае, это было одно из первых изобретений человека. Поэтому производство текстиля и изделий из него (одежда, обувь, головные уборы, предметы домашнего быта и др.) является одной из самых древних технологий, наряду с медициной, сельским хозяйством, технологией приготовления пищи, домостроительством.

История образования текстиля

Слово текстиль - производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество - наиболее распространённый способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение и валяние.

Первыми текстильными волокнами, вероятно, были почти не обработанные побеги трав. Из них в доисторические времена плели ширмы, сумки, рыболовные сети и веревки. Позднее люди научились использовать более тонкие материалы - льняное, конопляное, джутовое волокно, шерсть животных.

Древнейшие известные науке ткани появились в Древнем Египте -- их ткали из льна более 7 тысяч лет назад.

С III тысячелетия до н. э. начали использовать другие волокна, в частности шёлк в Китае и хлопок в Индии. Вероятно, ещё раньше на Ближнем Востоке появились шерстяные ткани. Эти текстильные изделия были в древности важным предметом обмена и торговли.

Изобретение Джоном Кеем крутильной машины (1730) и самолетного челнока (1733), а затем прядильных машин Ричардом Аркрайтом и Сэмюэлем Кромптоном механизировало производство хлопковых тканей и стимулировало начало Промышленной революции в Великобритании.

С конца XIX века всё большее распространение получают искусственные (на основе природных полимеров) и синтетические (из углеводородного сырья) волокна, среди которых наиболее известны вискоза, нейлон и лайкра. В последнее время на Дон-Текс - самом крупном ХБК Европы работают мать и дочь Елена Марова и Анна Щепицына.

Текстильная промышленность - группа отраслей лёгкой промышленности, занятых переработкой растительных (хлопок, лён, пенька, кенаф, джут, рами), животных (шерсть, шёлк), искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани.

Отрасли текстильной промышленности

Текстильная промышленность делится на хлопчатобумажную, шерстяную, шёлковую, льняную, пенько-джутовую промышленность, производство нетканых материалов, ватное производство и др., на прядильное, ткацкое и отделочное производства. Размещение предприятий по первичной обработке сырья - дисперсное и тяготеет к местам его производства.

К текстильным материалам относят пряжу, нитки, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные, нетканые полотна, искусственный мех, текстильную фурнитуру. Ткани вырабатывают из пряжи и нитей различных видов путем переплетения их во взаимно пер­пендикулярных направлениях.


Данная статья включает в себя как теоретические сведения, так и описание практических занятий в творческих кружках и в учебных мастерских. Также статья содержит необходимый методический материал по художественной обработке различных тканей: макраме, художественной вышивки и ручному ковроткачеству.

Целью статьи является научить молодежь практическим навыкам художественной обработки материалов из ткани и изготовления из них художественных изделий, развить творческие способности детей среднего и старшего возраста и дать им возможность по собственному выбору углубить свои знания и специализироваться в каком-либо из видов художественной обработке ткани. В статье даются практические советы по организации и проведению кружковых занятий по избранному профилю.

Ключевые слова: эргономика, панно, гобелен, батик, бандан, аппликация, макраме.

This article includes both theoretical information and a description of practical classes in creative societies and training workshops. Also, the article contains the necessary methodological material for the artistic processing of various fabrics: macrame, artistic embroidery, hand carpet weaving, artistic painting of fabrics (batik), and the construction of soft toys.

The purpose of the article is to teach young people practical skills of artistic processing of materials from fabric and making artistic products from them, to develop the creative abilities of middle-aged and older children and give them the opportunity to deepen their knowledge and specialize in any of the types of artistic processing of fabric. The article gives practical advice on organizing and conducting study groups on a chosen profile.

Keywords: ergonomics, panel, gobelin, batik, bandana, applique, macramé.

На творческих занятиях и кружках участники должны обучаться основам художественного проектирования, овладевая навыки создания художественного изделия. Направленность их обучения тесно связана с задачами по преподаванию художественных дисциплин в начальных классах, а также, с потребностями по организации и художественному оформлению интерьера, созданию творческих выставок и праздников. Наряду с вышеизложенными задачами руководитель творческих кружков или педагог художник в ходе учебных занятий должен обучать молодежь всем основным видам декоративно-прикладного искусства.

Президентом Узбекистана Ш. М. Мирзиёевым, был затронут вопрос по выполнению пяти инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания и образования молодежи и повышения занятости женщин. Выдвинутые президентом инициативы предлагают:

– Усиление интереса молодежи к музыке, художествам, литературе, театру и другим видам искусства;

– Охват молодежи спортом, создание необходимых условий для этого;

– Организация эффективного использования населением и молодежью компьютерных технологий и интернета;

– Повышение духовности молодежи, широкую пропаганду чтения;

Организовывая творческие кружки по прикладному и изобразительному искусству, привлекая и заинтересовывая молодежь, мы воплощаем в жизнь вопрос по выполнению пяти инициатив, выдвинутых президентом.

Обучая молодежь декоративно-прикладному искусству, созданию и оформлению интерьеров и выставочных экспозиций педагог должен развивать у молодежи художественные задатки и способности, закладывая основы эстетического воспитания и формировать творческое деловое отношение к труду вообще. Это требует от руководителя кружков наряду с педагогическим мастерством также и высокого профессионализма. Для того, чтобы развить среди молодежи художественные способности, научит их умело владеть этими способностями, требуются знания основ декоративно-прикладного искусства и художественного проектирования. Эти знания дают возможность овладевать приемами и средствами разработки плоскостных, объемных и глубинно-пространственных композиций.

Можно будет применить их в разнообразных видах и техниках декоративно-прикладного творчества; изделиях из ткани, бумаги, дерева, металла и на выставках.

Но их деятельность была бы неполноценной, а порой и неосуществимой без знания основных разделов и учета требований эргономики. При организации творческих кружков, при проектировании изделий и организации материальной базы нужно вести учет эргономических факторов.

Эргономика — научная дисциплина, которая изучает трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, способствующих росту его производительности при обеспечении всех необходимых потребностей работников. Без знания основ эргономики невозможно грамотное и обоснованное проектирование и исполнение различных изделий.

Руководители творческих кружков, которые вооружены знаниями психологии, физиологии, гигиены и антропологии, увязанные в единую систему требований, эргономика становится научной основой художественного проектирования. Также, при создании какого не будь изделия, необходимо всесторонне представить, с какой целью можно будет использовать ту или иную вещь. Проектирование будет считаться комплексным, эргономическим лишь тогда, когда будет проектироваться не само изделие, а действие с ним, со всем комплексом, в который оно вписано.

Проектирование, затем воплощение в материале изделия гармонической формы, полноценно эстетически воспринимаемого, невозможно без знания психологии зрительного восприятия. Следующим этапом проектирования является построение композиционной схемы, схема расположения всех элементов объекта проектирования с указанием размеров всех деталей. Эта работа невозможна без использования нормативных документов и эргономических рекомендаций, которые учитывают психофизиологические, антропометрические и гигиенические характеристики человека. Построив композиционную схему, на которой определены размерные соотношения элементов, которые составляют объект проектирования, руководитель творческих кружков переходит к следующему этапу, этапу объединения этих разрозненных элементов в единую форму.

Художественная обработка текстильных материалов

Обработку текстильных материалов в ракурсе преподавания ее в художественных школах, высших учебных заведениях и конечно на занятиях творческих кружков, с полным правом можно назвать художественной обработкой. Художественная обработка тканей тесно связана с историей искусства, рисунком, живописью, черчением (решение в цвете и графическая подача эскизов и проектов будущей работы). Изучая историю искусства, мы изучаем историю художественной вышивки и костюма, историю развития гобелена, батика и коллажа. На занятиях нужно чаще знакомить молодежь с образцами работ народных мастеров, организовывая встречи с ними, посещая выставки с их работами. Показ слайдов, репродукций и самих изделий обогащает духовно, служит эстетическим зарядом для развития творческих способностей.

Занятия по художественной обработке тканей ставят своей целью подготовить студентов к самостоятельному ведению творческих кружков и учебных занятий по декоративно-прикладному искусству в художественных и общеобразовательных школах.

Участники творческих кружков должны овладеть технологией и практическими навыками в создании вышитых панно, гобеленов, ворсовых ковров, батиков, аппликаций и макраме, а также познакомиться с основами текстильной композиции. На занятиях по художественной обработке текстильных материалов должны выполнятся подарочные сувениры, различные панно, и множество разных поделок выполненных вручную.

Изучая темы по художественной обработке текстильных материалов, нужно разделить их на две группы, в первую должны входить техники, при которых из мягких веревок, хлопчатобумажных и льняных ниток, должна создаваться текстильная структура, осуществлятся процесс создания ткани. Этот принцип соединяют макраме и ручное ковроткачество. На втором этапе переходят к работе с тканью и задача только декорировать ее. На этом этапе изучаются техники художественной росписи ткани, вышивка, аппликация и мягкая игрушка.

Макраме — это искусство плетения узелковым способом из толстых крученых нитей и различных шнуров. Этот способ создания уникальной текстильной структуры, является простейшей техникой, которая быстра в исполнении и очень эффективна, поэтому так важно, чтобы широко распространилось увлечение ею среди молодежи. Прибалтика обратилась к полузабытому искусству макраме в конце 1950 году. Сегодня очень важно восстановить, привить любовь и заинтересовать любителей декоративно-прикладного искусства к искусству макраме. На художественных выставках, должны появляться панно, или пространственные структуры, выполненные из толстых льняных шнуров. На занятиях нужно искать новые интересные формы приложения старой техники, также должны повторятся мотивы народного мотива. Макраме — должно приобрести монументальность и войти в интерьеры общественных зданий. В наш быт, в наш дом должны входить разные изделия из макраме.

Способы узелкового плетения (Макраме)

Рис. 1. Способы узелкового плетения (Макраме)

Это могут быть абажуры, салфетки, женские сумочки и кошельки, а также плетеные из льна женские украшения. В школах и в центрах молодежи должны создаваться кружки, в которых дети должны обучаться этому виду декоративно-прикладного искусства. Подготовка квалифицированных специалистов в этой области, является задачей кафедр декоративно- прикладного искусства.

Цели и задачи работы

Целью работы является овладение студентами технологией узелкового вязания и композиционными особенностями техники макраме.

Основной задачей работы является:

  1. Знакомство с историей развития искусства макраме и регионами распространения;
  2. Изучение приспособлений и материалов для макраме.
  3. Освоение простейших способов начала плетения и приемов узелкового вязания из одной пары нитей.
  4. Выполнение образца с узлами из двух пар нитей.
  5. Освоение способов фигурного начала плетения.
  6. Выполнение образца с узлами из нескольких пар нитей.
  7. Овладение спецификой составления эскиза и правилами расчета нитей для композиции в технике макраме.

Методические указания

Необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы макраме:

Сантиметр для измерения нитей;

Булавки с большими головками;

Хлопчатобумажные крученые веревки или шнуры диаметром 4–8 мм.

Льняные крученые веревки или шнуры диаметром 3–6мм.

– Рейка длиной 25 см, диаметр 1.5 см.;

– Подставка для работы макраме;

– Подушка для работы макраме.

Плести макраме удобно на уровне груди, поэтому на стене мастерской необходимо предусмотреть несколько креплений, которые должны быть расположены вертикально. При увеличении размера сплетенного участка, работу нужно перевешивать на высокое крепление, при этом удобство не нарушается. На несущей нити плетутся небольшие работы: различные украшения, вставки для одежды, различные женские сумочки. Крупные, тяжелые работы нужно начинать на стержне, объемные работы должны выполнятся на каркасе нужной формы. Точно определить длину ниток, которыми плетутся композиции макраме, трудно, так как они расходуются в зависимости от плотности узлов. При высокой плотности нити уплетаются примерно в 8 раз, по этой причине длина заготовок должна быть в 8 раз больше длины задуманной композиции.

Ручное ковроткачество — это одна из самых сложных и трудоемких техник, создающих уникальную текстильную структуру. Искусство ковроделия было известно в древнем Египте, также прекрасно развито у греков и персов.

Занятие художественным ковроткачеством, является одним из комплексных методов эстетического воспитания, который пробуждает эстетические эмоции у ребенка, приобщая его к постижению красоты и гармонии во всех их проявлениях, к художественному труду, повышая творческую активность формирующейся личности.

Цели и задачи работы

Целью работы является овладение молодежью способами натяжения основы, знакомство их с технологией ковроткачества и методикой работы над композицией и эскизом ковра.

Основной задачей работы является:

Технология ковроткачества

Рис. 2. Технология ковроткачества

Методические указания

Необходимые для ковроткачества оборудования, инструменты и материалы.

– деревянная рама с гвоздями для натягивания основы. Размер 35 X 55 см;

– деревянная рама для натягивания основы вкруговую. Размер 35 X 50 см;

– начальная рейка. Размер 28 X 2.05 см;

– ремизная планка. Размер 35 X 4 X 05 см;

– моталки для перемотки шерсти в клубки;

колотушка для прибивания утка;

Хлопчатобумажная или льняная пряжа для основы;

Ткать образец нужно начинать с уравнительной плетенки и края, выполненного полотняным переплетением из хлопчатобумажных нитей. Ширина края должна быть от 1 до 3 см.

Попробовав технику плетения и почувствовав материал, участники кружка приступают к выполнению эскиза своего первого небольшого гобелена 20 X 20 см. Эскиз должен выполнятся сначала в цвете на бумаге, рисунок должен быть построен с учетом технологических возможностей ковроткачества. Согласовав эскиз с руководителем кружка, участник должен перевести его на лист тонкого картона, размер которого должен быть равен размеру рамы.

художественный текстиль


А теперь вас ждет цикл ну очень серьезных статей на основе моего магистрского исследования выразительных возможностей фактур художественного текстиля. Собрать, проанализировать и вразумительно подать материал было довольно тяжело, так что очень надеюсь, что вам будет интересно…)

Современный авторский художественный текстиль

Так как несколько лет я специализировалась на ручном ткачестве, во всем магистрском исследовании ему уделялось больше внимания, чем другим текстильным направлениям.
Для современных художественных объектов, выполненных в технике ткачества, в мировой практике применяется термин таписерия.

Но таписерия не синонимична понятию искусство текстиля (fiber arts), так как последнее включает в себя проектирование костюма, художественную роспись ткани, проектирование изделий промышленного производства – и являет собой еще более широкое понятие, нежели таписерия [1].

В современном искусстве текстиля проблематично выделить доминирующие тенденции: одновременно сосуществуют и изготовление традиционного текстиля, и концептуальное, экспериментальное течение. Они не соперничают, а взаимодействуют, взаимопроникают. Например, традиционная вышивка может быть выполнена современными синтетическими материалами, или даже на металле, как это делает латвийская художница Северия Инсираускайте-Криауневисиене [2].

С середины 20 века и по наши дни декоративно-прикладное искусство переживает небывалую свободу и своеобразный расцвет.

Многообразие материалов, технических возможностей и информационное насыщение благодаря всемирной сети Интернет позволяют художникам быстро расти в профессиональном плане, развивать гибкое воображение и не шаблонное мышление.

Также это позволяет находить новые источники вдохновения в работах мастеров с другого конца планеты и делиться опытом друг с другом, вести быстрый поиск подходящих средств передачи художественного образа.

иванец

Пример поиска образа, фактуры и материала для будущего изделия, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Существует множество необычных мастеров искусства текстиля. Говорить о них можно бесконечно, но приведу несколько наиболее мне интересных примеров.
Художница и исследователь текстиля Д. Дрейпер является знаковой фигурой в направлении stitched textiles. Стежком она формирует рельефные и трехмерные композиции из разнообразных материалов: прута, пряжи, лыка, кожи, лоскута и так далее. Стежок в ее творчестве является и формирующим и фиксирующим структуру и декоративным элементом [3]. В качестве дополнительных приемов Д. Дрэйпер использует крашение объекта, что выявляет и подчеркивает рельеф и красоту созданной ей фактуры объекта.

stitched-textiles

Примеры работ Джин Дрэйпер в технике stitched textiles [3]

Студия RosiePink (мать и дочь Лин и Энни) создает потрясающие рельефные панно в технике валяния с отделкой машинной строчкой. Сначала создается войлочная заготовка, свалянную не слишком плотно. Затем прокладываются многочисленные машинные строчки и ручные стежки, при этом строчка сминает слои войлока, образуя рельеф. Участки без строчки становятся самой высокой точкой в рельефе.

rosiepink

Фактуры художественного ткачества активно разрабатываются мастером по ткачеству на раме М. Муди. Наиболее выразительными и рельефными в ее творчестве являются фактуры ворсового ткачества и ткачества шерстью для валяния. Эти приемы просты в исполнении и очень выразительны, особенно, если выполняются в гипертрофированных масштабах.

stat4d

Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie [5]

Перечисление художников по текстилю, делающих ставку в своих произведениях на художественные характеристики поверхности, можно продолжать и продолжать, но главным здесь является то, что фактура становится все более активно используемым декоративным средством, художники-текстильщики уделяют ей все больше внимания.

Предлагается рассмотреть подробнее, что такое фактура, какова ее роль в художественном текстиле, и какими средствами можно достичь ее выразительности.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле, и их выразительные возможности

Используемые в современном рукотворном текстиле техники в большинстве своем традиционны, но достичь нового вида поверхности удается изменением обычного масштаба, соотношения материалов по объему и составу – экспериментируя с материалами, нарушая традиционные указания.

В авторском художественном текстиле активно применяются старинные техники декорирования ткани, либо в традиционном виде, либо трансформированные с учетом современных материалов, тенденций и технологий.

Интересно, что в современном текстиле очень популярна нарочитая художественная небрежность и утрирование следов ручной работы: неровно обработанные края, неравномерно спряденные нити с утолщениями, рыхлый прибой утка в ткачестве, торчащие из вышивки нити и т.д.. Эти тенденции отражают стремление создать аутентичную фактуру и структуру полотна.

Современный художественный текстиль крайне многогранен и использует все доступные ему средства и приемы, поэтому нельзя сказать, что одни текстильные технологии он использует, а другие нет. Целью этой серии статей является краткое ознакомление с тем, как можно трансформировать и сочетать между собой традиционные техники.

Так как материал по теме ограничен, и художественная выразительность разнообразия получаемых при применении различных текстильных технологий и техник фактур не была предметом рассмотрения в доступных отечественных и иностранных источниках, был произведен анализ получаемых с их помощью поверхностей с точки зрения фактурных характеристик.

В работе рассмотрены основные техники художественного текстиля.

ВложениеРазмер
tekstilnye_tehniki.docx 394.39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности текстильных техник

Российский художественный текстиль многогранен, благодаря многообразию техник исполнения, таких как: ковроткачество, набойка, кружевоплетение, лоскутное шитьё, вязание, узорное ткачество, батик и др.

Рассмотрим основные виды техник художественного текстиля:

Искусство ткачества – одно из самых древних на земле. Каждая эпоха, каждая страна вносили изменения и в образно-пластическое, и в функциональное значение ткани, а также существенно менялась технология её создания. Человек издревле использует тепло и уют шерсти для решения функциональных задач. Ткань сопровождает человека везде, и он часто не обращает внимания на то, что она – часть его жизни, без которой он не может обходиться. В какой-то момент ткань, сотканная руками, перестала быть просто материей и потребовала для себя пространство в жилище человека, ворвавшись в его жизнь в виде настенного безворсового ковра-картины. Гобелен – один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

Гобелены(рис. 1,2) имеют простую технику плетения, но требует много терпения, опыта и художественных познаний: хорошим ткачом гобелена может быть только образованный мастер, в своем роде художник-живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его исполнения состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, и для того, чтобы копировать их с достаточною точностью, он должен иметь познания в живописи, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать еще и полным знанием своих специальных средств. Гобелен создается за счет переплетения нитей. На раму натягивают нити основы, через которые начинают вплетать уточные нити, как правило, шерстяные, с добавлением, в зависимости от желаемого эффекта, абсолютно любых материалов – будь то атласная лента или полиэтилен. Гобелен можно соткать практически любого размера и изобразить любой сюжет.

У шпалеры есть две особенности: её функциональность и способность формировать вокруг себя микросреду, выстраивать интерьер. Это именно то, чего нам не хватает сегодня, чтобы, наконец, стать хозяевами своих домов и жить в условиях, естественных для себя.

Процесс создания шпалеры требует не только мастерства, но и времени и терпения. Чем сложнее и многоцветнее рисунок, чем больше сотканная поверхность, тем больше физических, материальных и временных затрат у мастера. Всё это делает искусство текстиля дорогим и малодоступным. Но, настоящие знатоки давно оценили возможности применения шпалер в современном интерьере, ведь украшение дома художественным текстилем всегда было привилегией элиты и показателем эстетического вкуса. Сегодня шпалера становится законодательницей стиля и образа жилища, так что не стоит противиться этому, и пустить её в свой дом.

Другая техника плетения в текстиле – шпалера. Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы, обычно это не цветной лён. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Существует также несколько ткацких приёмов смены цвета утка без образования прорехи (так называемого реле) в полотне шпалеры. Кроме того, так как процесс создания шпалеры трудоёмок и требует времени, один ковёр обычно выполняют несколько мастеров.

Техника создания шпалер в разное время была различной. Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Позднее появились ткацкие станки. Шпалера изготавливается на высоком или низком станке. Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном – на низком станке и вертикальном – на высоком. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Изображение на шпалере копировалось с так называемого картона. Картон – это подготовительный рисунок для будущей шпалеры, как бы модель шпалеры в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько шпалер, одинаковых, но каждый раз отличающихся друг от друга.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что гобелен – это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи. Отличительная особенность современного гобелена – это эстетически активная роль самого текстильного материала, многообразие техник ткачества. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере.

Существует еще одна техника, пришедшая к нам с островов Индонезии, называется батиком. Эта роспись по ткани изначально носила исключительно утилитарный характер – с помощью воска и красок разрисовывали одежду. А потом на ткани стали писать картины. Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани. Батик – это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Батик становится сегодня все более и более популярной и доступной даже для неподготовленных мастеров. Декоративное панно, картины, драпировки, исполненные в технике батик, весьма украшают жилое пространство дома.

Существует несколько техник батика: во-первых, свободная роспись по ткани. Такая роспись выполняется красителями по ткани без каких-либо резервирующих средств. Работы в этой технике могут выполняться как по сырой, так и по сухой ткани. Особенно интересно смотрятся эффекты, создаваемые при добавлении на еще невысохшую работу соли, мочевины и.т.д. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. В свободной росписи применятся также солевой раствор. Сущность этого приёма состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Еще одной из самых распространенных техник художественного текстиля, берущий начало в глубокой древности является вышивка. Еще тогда ручной вышивкой оформляли народные костюмы и изделия, необходимые в быту. Красота и самобытность вышивки во многом зависит от выбора ткани, ниток и приемов вышивания. Вышивают нитками разного цвета, бисером, золотыми и серебряными нитями. Народы разных стран на протяжении веков выработали разнообразные технические приемы и швы. Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие, творческие наклонности. Научиться вышивать можно в любом возрасте. Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Кружево – один из видов художественного текстиля, применяемого для украшения одежды и интерьера. В то же время оно обладает рядом качеств, которые делают его особенным художественным явлением. В России кружевоплетение имело глубокие корни, уходящие в народную жизнь. Кружево украшало костюмы крестьянок и горожанок, входило важной составной частью в девичье приданое. Внешний вид кружева во многом зависит от материала, из которого его плетут: металлические, золотосеребряные нити создают впечатление торжественной праздничности, а белые – льняные или хлопчатобумажные – делают его более строгим. Самые тонкие, почти невесомые кружева можно сплести из шёлковой или льняной нити, а самые массивные, с крупными узорами – из толстой бумажной или шерстяной пряжи. В собраниях многих музеев нашей страны хранятся кружева из городов разных областей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: текстиль включает в себя множество техник исполнения: ткачество, батик, набойка, кружевоплетение. Ткачество является одним из древних и распространенных видов художественного текстиля. Такое разнообразное количество текстильных техник говорит о том, что текстиль является материалом, легко поддающимся обработки. В настоящее время у людей профессионально работающих в области дизайна текстиля, растет интерес к традиционным текстильным техникам, в частности ручному ткачеству и плетению.

C:\Users\user\Desktop\i (3).jpg

Читайте также: