Театральные художники начала xx века а я головин а н бенуа м в добужинский сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Даже в пределах одного столетия (особенно столь насыщенного драматическими событиями, как наше) эстетические воззрения поколений меняются, порой, столь радикально, что многое в восторгах и отвержениях предшественников становится труднообъяснимым. А потому, решая даже достаточно частную задачу осмысления коллекции русской театральной живописи начала ХХ века в собрании Саратовского художественного музея, необходимо прибегать и к свидетельствам газетных рецензентов, и к мемуарам художников, режиссеров, актеров и заинтересованных зрителей той поры, архивным источникам, сохранившим некоторые детали тогдашних постановок, переписке деятелей культуры и прочим источникам. Благо, что их сохранилось не так уж мало.

Последнее не случайно: в собрании музея представлены мастера, составляющие цвет отечественной театральной живописи данного периода, оказавшиеся в центре творческих дискуссий, зрительского внимания и художественно-критического осмысления и в самый момент работы над рассматриваемыми здесь произведениями, и много десятилетий спустя.

В целом очень небольшая коллекция работ театральных художников начала ХХ века, хранящаяся теперь в музее, не только своим художественным уровнем, но и принципиальной разностью сценографических решений, заставляет задуматься о важнейших эстетических проблемах русской живописи и русского театра 1900–1910-х годов.

Действительно, верно угаданное соотношение между жизненной достоверностью и сценической условностью в природе его сценографического мышления, как и стремление к своеобразной изобразительной режиссуре, организующей все течение сценического действия. Его заботит целостный сценографический образ всего спектакля и органичность в нем буквально каждой сцены, каждого движения персонажа.

Что и говорить, А.Я. Головин оставался человеком театра до конца своих дней. Театральная природа его дарования проявилась и в пейзажах, и в портретах, и в натюрмортах, не говоря уже о собственно сценографии. Он был человеком цельным, и в каждой из этих сфер ощущается удивительное единство его личности. В этом наглядно убеждаешься, знакомясь с произведениями А.Я. Головина в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева.

Несомненно, что в работе композитора произошла большая трансформация первоначального замысла, нежели в работе художника. И замена хореографа, продиктованная отнюдь не сугубо творческими мотивами – Дягилев из-за ссоры с М.М. Фокиным вынужден был заменить его Вацлавом Нижинским – в данном случае соответствовала в большей мере характеру музыкальных идей композитора. В отличие от Рериха, он был уже представителем нового поколения в искусстве – поколения Хлебникова, Петрова-Водкина, Филонова. К этому же поколению принадлежал и Стравинский.

Органичную и стихийную театральность Сапунова отмечают все пишущие об этом художнике. Декоративность театрального свойства была присуща самой его живописи. И сценические потенции его колористики были сполна востребованы русским театром. Поиски новой театральности, начатые В.Э. Мейерхольдом, в значительной мере опирались на возможность использовать стихию цвета как источник совершенно особой зрелищности. Фантастическая игра красок сама по себе рождала некое смутное и таинственное действо, давала подобие ирреального театрализованного пространства. Это был не нарядный сценографический фон, а текуче-зыбкая цветовая среда для живописных персонажей. Сапунов должен был прийти к созданию своего собственного живописного театра, к особой форме картин-спектаклей, и он действительно пришел к ним[130].

[1] Никольский В.А. Константин Коровин. Машинопись статьи // ГТГ. РО. Ф. 97/59. Л. 23-24.

[2] Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Часть вторая (1917-1939). М., 1968. С. 233.


В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность.

Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров.

Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина.

Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссаздаёт художник быт и окружение далёких предков. И в воображении оживают времена героев старинных сказаний и легенд.

Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века.

1. Мстислав Добужинский (1875-1957)



2. Лев Бакст (1866-1924)



3. Александр Головин (1863-1930)

В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы: Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908); У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908); Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911); Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916); Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917); Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917).



Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"

4. Василий Поленов (1844-1927)



Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879

5. Николай Рерих (1874-1947)

Творческая биография Николая Рериха тесно связана с театром. С 1905 по 1945 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.

В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.

Работая в театре Рерих оставался мыслителем-философом, поэтом первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Будучи опытным археологом, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении.





7. Иван Билибин (1876-1942)





Им довелось творить в эпоху Серебряного века и не ограничиваться лишь привычными формами изобразительного искусства. Каждый из этих художников был по-своему талантлив и самобытен, а возможность попробовать себя в новом качестве казалась весьма привлекательной. Возможно, именно поэтому театральные костюмы и декорации того времени наполнены невероятной атмосферностью и каким-то особенным волшебством.

Мстислав Добужинский

Мстислав Добужинский. / Фото: www.mtdata.ru

Свои первые театральные заказы Мстислав Добужинский получил от МХАТа, а начало его деятельности на этом поприще было тесно связано с Константином Станиславским. Великий режиссёр не просто декларировал свою идею, а наставлял молодого художника, пытаясь передать ему своё видение оформления того или иного спектакля.

Константин Коровин

Константин Коровин. / Фото: www.kakprosto.ru

Он начинал свою театральную деятельность в опере Саввы Мамонтова, где трудился на протяжении 15 лет, успев оформить больше десяти спектаклей и завоевать славу талантливого художника-сценографа.

Александр Головин

Александр Головин. / Фото: www.artchive.ru

Василий Поленов

Василий Поленов. / Фото: www.tass.ru

Оформлял спектакли и выдающийся русский художник и просветитель Василий Поленов. Большей частью он работал для Частной оперы Саввы Мамонтова, а после организовал свой собственный театр. Для него он не только разрабатывал декорации и костюмы, но ставил вместе с детьми спектакли и восхищался талантливыми ребятами, которые пришли из крестьянских семей.

Лев Бакст

 Лев Бакст. / Фото: www.twimg.com

Николай Рерих

Николай Рерих. / Фото: www.twimg.com

Виктор Васнецов

Виктор Васнецов. / Фото: www.userapi.com

Иван Билибин

 Иван Билибин. / Фото: www.kniga3000.ru

Александр Бенуа

Александр Бенуа. / Фото: www.liveinternet.ru

Сергей Судейкин

 Сергей Судейкин. / Фото: www.liveinternet.ru

Савва Мамонтов для многих художников стал тем человеком, который открыл им дверь в волшебный мир театра. Да и вообще он был одним из самых выдающихся деятелей конца XIX в. Но на склоне лет Мамонтов попал в тюрьму, разорился и лишился почти всех друзей и близких.

Мстислав Добужинский

10 театральных художников Серебряного века. Мстислав Добужинский

10 театральных художников Серебряного века. Мстислав Добужинский

10 театральных художников Серебряного века. Мстислав Добужинский

Константин Коровин

10 театральных художников Серебряного века. Константин Коровин

10 театральных художников Серебряного века. Константин Коровин

Александр Головин

10 театральных художников Серебряного века. Александр Головин

10 театральных художников Серебряного века. Александр Головин

10 театральных художников Серебряного века. Александр Головин

Василий Поленов

10 театральных художников Серебряного века. Василий Поленов

10 театральных художников Серебряного века. Василий Поленов

10 театральных художников Серебряного века. Василий Поленов

Лев Бакст

10 театральных художников Серебряного века. Лев Бакст

10 театральных художников Серебряного века. Лев Бакст

Николай Рерих

10 театральных художников Серебряного века. Николай Рерих

10 театральных художников Серебряного века. Николай Рерих

10 театральных художников Серебряного века. Николай Рерих

Виктор Васнецов

10 театральных художников Серебряного века. Виктор Васнецов

10 театральных художников Серебряного века. Виктор Васнецов

10 театральных художников Серебряного века. Виктор Васнецов

Иван Билибин

10 театральных художников Серебряного века. Иван Билибин

10 театральных художников Серебряного века. Иван Билибин

Александр Бенуа

10 театральных художников Серебряного века. Александр Бенуа

10 театральных художников Серебряного века. Александр Бенуа

10 театральных художников Серебряного века. Александр Бенуа

Сергей Судейкин

10 театральных художников Серебряного века. Сергей Судейкин

10 театральных художников Серебряного века. Сергей Судейкин

10 театральных художников Серебряного века. Сергей Судейкин

Автор: Лидия Утёмова

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Художники театра

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Художники театра

 Васнецов и Бенуа

Васнецов и Бенуа

Васнецов А.М

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ны.

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля 1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли.

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, В.

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов. В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

Читайте также: