Театр теней япония сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Важная роль отводилась музыке в традиционных видах японского театра, который возник в эпоху раннего средневековья и является интереснейшим проявлением национальной японской культуры. Театральные преставления в Японии – это синтез музыки, текста, актёрского мастерства и танца.

Рождение театра Но ( ногаку ) происходит в Японии примерно в XIII веке. А XIV веке он обрёл свой классический вид .

Кстати, широкому распространению этого вида театрального действа во много способствовал тот самый сёгун Асикага Ёсимицу, который построил Золотой павильон - Кинкакудзи в Киото.

Он покровительствовал драматургу К анъами Киёцугу (1333-1384) и его сыну Дэзами Мотокиё, которым приписывают создание этого театра в классическом виде. Роль последнего особенного велика - он создал первое учение в Японии о сценическом искусстве, что зафиксировал в трактатах.

Считается, что театр Но возник из более древних представлений религиозного характера, посвященных богине Солнца, проводимых когда-то под священной сосной синтоистского храма в городе Нара. Связь театра Но с этими ритуальными мистериями прослеживается в традиционных декорациях, на которых изображается сосна (символ вечности и неизменности).

Кроме этой декорации на сценической площадке ничего нет. Пол её отполирован до зеркального блеска, что вынуждает актёров, выступающих в белых носках, весьма своеобразно двигаться – скользящим, плавным шагом. Под помостом установлены пустые кувшины, которые, выполняя роль своеобразных резонаторов, многократно усиливают звучание каждого слова и движения, совершающихся на сцене.

Очень важна в таком театре музыка. Музыканты присутствуют на сцене вместе с актёрами. Сопровождаются спектакли Но игрой флейт и барабанов, которые задают своеобразный ритм сценическому действию. Стиль исполняемой музыки - гагаку . Текст не произносится актёрами, а пропевается. Кроме основных главных действующих лиц, обязательным участником спектакля является хор, что несколько напоминает древнегреческий театр .

Все роли исполняют только мужчины. (Интересно, что зрителей Но нисколько не смущает, что у героини спектакля низкий мужской голос).

В состав актёров в некоторых спектаклях вводится ребёнок, который играет роль императора. Эта традиция появилась в Японии в XIV веке, в связи с запретом изображать на сцене особ царского дома.

Что касается содержания пьес, то они всегда основывались на древних легендах, известных романах и других сюжетах, уже существовавших, и известных заранее зрителю. Это обусловило специфику развития действия в театральных постановках Но. Вся история на сцене не показывалась, разыгрывалась лишь та её часть, которая была ключевой в жизни главного героя.

Обычно, это происходило в два этапа. Сначала некий странник (очень часто буддйский монах) встречает главного героя (обычно это легендарная личность) и задаёт ему некие наводящие вопросы, о том, кто он, какова его история. А вот во второй части перед нами появляется иной вариант сущности главного героя (призрак, божество, дух, демон и т.п.) и рассказывает, что же с ним некогда произошло.

Пьеса имеет пять сюжетных линий, которые называются даны - каждый из них сопровождается специальной мелодией. Здесь действует принцип, некогда зафиксированный в трактате Дэзами Мотокиё, ставший классическим не только для этого вида театра, но и для любого сценического действа в Японии. Этот принцип развития действия называется дзё-ха-кю ( дзё "завязка" — медленное вступление, ха "взрыв", "перелом" — нарастание темпа и драматизация происходящего на сцене, кю "стремительность" — быстрая развязка).

Википедия предоставила наглядную таблицу соотношения этапов действия и их содержания. Приведу её здесь.

Все элементы сценического действия в театре Но – реквизит, костюмы, маски, жесты, движения и интонации строго регламентированы, поскольку эти представления изначально были связаны с ритуальными действиями.

Движения, которые применяются актерами во время спектакля, носят название ката , всего их 250, и они включают технику походки, хореографии, поз и т.д.

Хочется отметить, что всё происходящее на сцене театра Но - скользящая походка, нарочито медленные фиксированные движения, музыка в стиле гагаку (довольно однообразная, с точки зрения европейца), отсутствие декораций - всё это создаёт ощущение своеобразной отвлечённости, отстранённости, для того чтобы зритель фокусировал своё внимание не на внешних атрибутах, а на сущности явлений, их потаённом смысле, философско-созерцательном аспекте.

То есть эстетика театра Но является концентрированным выражением категории "югэн" , что обычно переводят, как "ускользающая, скрытая красота". Однако у этого термина есть иная интерпретация, больше подходящая в этом случае - "тайный", "мистический". Это понятие несёт в себе ощущение невыразимой таинственности, глубокой сокровенности, сокрытости смыслов, которые зритель театра Но должен если не понять, то ощутить на глубинном уровне.

Такому впечатлению, в немалой степени способствует и то, что актёры театра Но выступают в масках, которые условно можно разделить на четыре большие группы: старцы, воины, демоны и женщины (они, в свою очередь, подразделяются на многочисленные подгруппы).

Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.

Три фотографии женской театральной маски Но, где видно, как в зависимости от угла наклона маски меняется её выражение.

Практически все элементы театральных постановок Но имеют символическое значение. Так, особую роль играют цвета костюмов актёров и париков, в которых они выступают. Красный и белые цвета - принадлежность смелых героев и божеств, спокойные коричневые и голубые предназначены хорошим людям незнатного происхождения, женские образы наделяются чёрными париками, благородные старцы носят белые парики, демонов отличают красные ниспадающие до пола волосы и т.д.

Определённую символическую нагрузку несут жесты и передвижения по сцене. При отсутствии декораций перемещение актёра с одной точки сценического пространства на другую может обозначать изменение места действия.

Прикосновение раскрытого веера к своему плечу актёром, который в это время обратил лицо вправо вверх, искушённому зрителю говорит о том, что сейчас – лунная ночь. Если рука артиста с веером медленно подносится к опущенному лицу, то это значит, что персонаж пьесы роняет слёзы.

Поскольку театр Но считается классикой и очень жёстко регламентирован, в нём строго соблюдаются традиции, которые распространяются и на выбор пьес. Классический репертуар состоит из официально признанных (разрешённых) 258 пьес, большинство из которых были созданы в XIV-XVI веках. Это известные легенды, религиозные (в основном буддийские) притчи и инсценировки средневековых самурайских повестей – гунки , среди которых наибольшей популярностью пользуется история соперничества родов Тайра и Минамото.

Театр Но - это удивительной мир, где нет ничего лишнего, где каждое движение и деталь несут в себе глубокий смысл, где сочетание всех элементов, подобно гипнозу, завораживает зрителя, а каждый жест, звук и даже шорох исполняет, как и актёр на сцене, свою значимую роль.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Для европейского человека японские острова являются кладезем уникальных культурных направлений. Они привлекают своей простотой и одновременно необычностью. Японский театр раскрывает большую часть тех культурных особенностей, вызывающих восторг и изумление при знакомстве с этой страной. Восточные острова открылись всему миру относительно недавно, потому узнавать о них новую информацию приходится даже сейчас.

Немного истории


Айны – один из первых народов, заселивших японские острова. Сначала обитали у реки Амур и в южной части Камчатского полуострова. По последним данным переписи населения, основное место пребывания народа на нынешний момент – остров Хоккайдо.

Самыми древними направлениями японского театра считаются пантомимы(гигаку) и танцы(бугаку). Изначально их проводили при религиозных обрядах и национальных праздниках. Бугаку существует и по сей день, а вот гигаку утратил свои значимость и постепенно выместился новыми видами пантомим.

Разновидности японского театра

Учитывая, что этот театр чтит традиции, его структура на протяжении многих поколений практически не подверглась изменениям. Можно выделить всего несколько жанров спектакля:


Японский театр Ногаку

Изначально им могли насладиться только высшие чины феодального общества, однако до наших дней он дожил, претерпев некоторые изменения. В нём объединились два направления: Но и кёген, который преимущественно игрался для простой толпы. Если в классическом театре Но присутствует сложный сюжет и дорогие декорации, то в кёген обычно комедийные сцены, что призваны смешить крестьян. Они не такие проработанные и длятся значительно меньше.

Временем основания театра Но считается 14 век нашей эры, когда правил сёгунат Асикага. Прародителем жанра считается Канъами Киёцугу со своим сыном Дзэами Мотокиё. Постепенно отойдя от саругаку, у них получилось создать новый жанр, который популярен спустя сотни лет. Оба актёра посвятили жизнь популяризации собственного искусства.

Саругаку – вид фарса в японском театре, состоящих преимущественно из акробатических элементов. Отдалённо напоминает современный цирк.

Стоит уделить внимание способу выражения эмоций. Актёры прошлого решили не развивать актёрскую игру мимики, а заменили её на маски – у актёра был на вооружении целый арсенал масок, которые он менял по ходу сюжета, быстро меняя эмоцию на другую. Для упрощения процесса были созданы особые маски, которые меняли выражение лица в зависимости от угла – если смотреть снизу, то можно было увидеть грустное лицо, а сверху – радостное. И наоборот. Для работы с подобными масками приходилось работать с определёнными углами при игре, что доступно только опытному актёру.

Сюжет пьесы чаще всего идёт из уст главного героя. Он рассказывает о событиях, подводящих к основному действу, а уже после присоединяются второстепенные персонажи.

Кёген

Изначально служил интермедией для ногаку. В последнем зачастую присутствовало слишком много драмы. И чтобы не портить настроение зрителям, иногда в выступлении делались небольшие юмористические перерывы.

Эти сценки не имели влияния на общий сюжет. И по большей сути были небольшими отступлениями из жизни главных героев. Здесь было множество знакомых зрителю бытовых ситуаций, простых шуток и несуразиц.

После Второй мировой войны интерес к Японии чуть возрос. Кёген стал популярен на западе и ему стало уделяться больше сценического времени. Со временем он образовал отдельный жанр, который теперь функционирует без поддержки “старшего брата”.


Бункару

Театр, не ограниченный ни полом, ни возрастом зрителей и исполнителей. Актёры рассказывают народные истории и легенды о героях прошлого в виде больших кукол. Сюжеты этого жанра чаще состояли из мистических и легендарных событий. Из кукол проще создать немыслимые образы, коих в фольклоре страны восходящего Солнца более, чем достаточно. Постепенно изменившись структурно – в действо стали вклиниваться живые актёры – бункару превратился в невероятное шоу с красочными образами и обилием разной музыки.

Японский театр теней

Самое популярное искусство средневековой Японии. Пришёл он, правда, из Китая, но прекрасно ассимилировался и стал часть другой культуры. Изначально принципиальным отличием было использование одних только бумажным кукол, которыми управляли актёры, что двигали их бамбуковыми палочками снизу. Но спустя некоторое время и тут стали участвовать люди в качестве главных героев.

Они – в синтоизме – огромные антропоморфные демоны с рогами и клыками. Кожа обычно красного, чёрного или голубого цвета. Обитают в японском подобие ада – дзигоку. Свирепые воины, что обладают хитростью и коварством, отчего часто принимают человеческий облик.


Кабуки

Принципиально мужской японский театр. Именно он вышел дальше всех за пределы страны и стал популярен среди иностранцев. Примечательно, что, если в сцене и присутствует женский персонаж, играет его всё равно мужчина. Возможно, это пошло от военных походов самураев, когда на много месяцев приходилось покидать дом, но тяга к искусству остаться не могла. Он состоит из танцевальной и вокальных частей. Они идут неразрывно друг от друга, гармонично дополняя каждый аспект исполнения.




Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.








Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.


Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.

В Японии периода Эдо было популярно искусство теней. Театры давали представления, где на экране сёдзи разворачивались эпические истории, а дети, повторяя за развлечением взрослых, устраивали собственные домашние спектакли.

Гравюры Утагавы Хиросигэ

Теперь вы можете овладеть искусством театра теней с помощью работ художника Утагавы Хиросигэ (Utagawa Hiroshige) (1797–1858). Хиросигэ создал поучительную серию омоча-э — картинок для детей, которые показывают, как скрутить руки, чтобы имитировать разных зверей и другие фигуры. В этом сборнике 1842 года фигуры варьируются по сложности — от простых животных до воинов и дополнены предложениями дополнительного реквизита и письменными инструкциями, как заставить существ двигаться.

Читайте также: