Театр при николае 1 сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Этого властителя прозвали Палкиным, а Россию при нем — жандармом Европы . Каким было искусство в полицейском государстве Николая Павловича?
Николай был третьим из пятерых сыновей императора Павла I. Он не готовился к вступлению на престол , поэтому его образование и воспитание проводилось так формально и сухо, что не привило интереса к гуманитарным наукам, но он серьезно увлекся инженерным, строительным и военным делом. Собственная политическая система взглядов Николая, сложившаяся уже в юности, отличалась ярко выраженной консервативной, антилиберальной направленностью. Воцарение Николая сопровождалось восстанием и казнью декабристов, что определило настроение новой власти и направление ее деятельности.
Как ни парадоксально, время Николая I стало золотым веком русской литературы: при нем творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и начинали писать Тургенев, Достоевский, Толстой. Литература первой откликалась на события в стране и за рубежом, она пыталась подвергнуть пересмотру старые понятия и старые ценности .
Именно в николаевский период появляются славянофилы с их мечтами о добром прошлом , оформляется сообщество западников — с их рассуждениями о прогрессивном европейском будущем .
Во времена николаевского правления творили известнейшие русские художники , повлиявшие на становление будущих поколений живописцев. Среди них был Василий Тропинин (1870—1857). Прекрасный портретист, он сумел своевременно подхватить романтические, а затем и реалистические тенденции .
В начале XIX века начался новый этап в развитии русской культуры в целом и театрального искусства в частности. Если в XVIII веке Россия лишь перенимала художественный опыт европейских стран, то в новом столетии начался процесс его переосмысления, процесс формирования новых эстетических представлений.
Формируется национальная театральная школа, которая, в свою очередь, порождает две крупнейшие творческие системы: романтизм и реализм, пришедшие на смену классицизму и сентиментализму.
Театр и исторический процесс
На формирование новых творческих систем, подходов и направлений оказали влияние события и процессы, происходившие в Российской Империи в XIX веке:
Российское искусство реагировало на изменения, проходившие в обществе. Они нашли отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве, повлияли на концепции театральных постановок.
Виды театров, структура и управление
К началу XIX века в Российской Империи сформировалось три вида театров:
- императорский;
- солдатский;
- крепостной.
Императорский театр
При Александре I, в 1803 году, в Императорском театре произошло разделение на музыкальную и драматическую труппы. Музыкальная, в свою очередь, была разделена на оперную и балетную. Эта идея принадлежала венецианскому композитору К. Кавосу, руководителю оперной труппы Санкт-Петербурга, и хореографу Ш. Дидло, возглавлявшему русский балет. В этом же году было положено начало государственной театральной монополии.
К структурным единицам Императорского театра относились (таблица).
Санкт-Петербург
построен по приказу Николая I в 1833 году архитектором А. П. Брюлловым.
Большой Каменный театр
Москва
открылся в 1825 году как театр оперы и балета, перестроен по проекту А. Кавоса в 1856 году.
открылся в 1824 году как драматический театр; именно в нём впервые были поставлены спектакли по пьесам А. Н. Островского (1853 год).
Всеми вопросами театральной жизни, вплоть до выпуска афиш, ведала Контора Императорских театров (до 1829 года), которой руководили управляющие в Москве и Санкт-Петербурге и Дирекция Императорских театров. С 1826 года управляющие организации находились в ведении Министерства императорского двора; вводилась жёсткая цензура (в соответствии с указами от 1804 и 1811 гг.).
Солдатский театр
Крепостной театр
Крепостной театр первой половины XIX века – любимое развлечение богатых помещиков. Играли в таких театрах крепостные; репертуар был однотипным, но декорации и оформление роскошным. Помещики часто устраивали соревнования между собой, выбирая лучший театр, лучшую крепостную труппу. После отмены крепостного права этот вид театра прекратил своё существование.
Театральные актёры XIX века
В 20-30 гг. XIX века, когда началось масштабное строительство театров в Санкт-Петербурге, Москве и крупных провинциальных городах, актёры получили возможность играть на постоянных и хорошо оборудованных сценах; часто при театрах открывались актёрские школы.
В XIX веке на сцене играли блестящие и легендарные актёры (таблица).
знаменитый актёр и театральный педагог, с 1816 года служивший в театрах Харькова, Полтава и Тулы, а с 1822 –в московских театрах, игравший в постановках по произведениям Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. С. Грибоедова, бывший близким другом А. С. Пушкина, А. И. Герцена и других литераторов
с 1841 года служил в труппе Малого театра в Москве, играл в постановках по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и других авторов; в течение карьеры воплотил в жизнь более пятисот ролей.
потомственный актёр (родители были в труппе крепостного театра Н. Н. Демидова), игравший в Большом и Малом московских театрах, участвовавший в постановках по пьесам У. Шекспира, А. С. Грибоедова, мечтавший сыграть в спектаклях по произведениям М. Ю. Лермонтова.
потомственный актёр, который служил в труппе московского Малого театра; особенно любил играть в спектаклях по произведениям А. Н. Островского; жена, дети и внуки его также были актёрами.
выходец из крепостного сословия, актёр и театральный педагог, ученик М. С. Щепкина, автор ряда пьес; служащий московского Малого театра, исполнитель ролей в спектаклях по произведениям А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. К. Толстого, награждённый орденом Св. Владимира 4-ой степени
Актёрская династия Самойловых
потомственные актёры, служившие в Александринском театре Санкт-Петербурга.
Л. П. Никулина-Косицкая
ученица Л. П. Никулиной-Косицой, актриса Малого театра, игрвшая в спектаклях по произведениям В. Гюго, Лопе де Вега, У. Шекспира.
Театральный репертуар
В первой половине XIX века большую часть театрального репертуара занимали спектакли, оперы и балеты, поставленные по классическим европейским произведениям. Но постепенно европейских авторов стали вытеснить отечественные: В. А. Озеров, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. Настоящим прорывом стало творчество А. Н. Островского. Спектакли по его произведениям с успехом шли в Малом московском театре и петербургском Александринском.
Театральный этикет XIX века
Посещение театра – неотъемлемый элемент светской жизни XIX века. Театральная публика соблюдала правила, выработанные десятилетиями:
- определённая одежда для мужчин и женщин (не бальная, но вечерняя), отсутствие головных уборов;
- строгая рассадка зрителей в зале как по чинам и рангам, так и по театральному статусу (завсегдатаи, случайные посетители);
- до второй половины XIX века разрешение для дам размещаться только в партере;
- запрет дамам появляться без сопровождения мужчин;
- дурным тоном считалось опозданием на представление;
- экспрессивное выражение эмоций было не принято (аплодировать могли только мужчины);
- запрет на напитки и еду в партере;
- невозможность женщинам покидать свои места во время антрактов.
Реформы 80-ых годов
Либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В. Г. Белинского привели к тому, что в Российской империи стали появляться первые профессиональные театральные критики, влияющие на мнения, пристрастия и оценки публики. Благодаря им, менялись эстетические вкусы, обобщался драматургический опыт, совершенствовались сценические приёмы. Театральная общественность постоянно требовала и ждала нового, необычного.
Но даже А. Н. Островскому не удалось снять давление государственной цензуры с театрального репертуара. В 1898 году это попытался сделать режиссёр московского Малого театра А. П. Ленский, который открыл Новый Императорский театр. В нем выступали молодёжные труппы с новыми пьесами. Они старались уйти от шаблонов, навязанных государственной цензурой.
Новая театральная эпоха
Реформы А. Н. Островского и новаторство А. П. Ленского стали последними преобразованиями в системе Императорских театров XIX века. И хотя они не добились главного, свободы творчества, их работа легла в основу созданного в 1898 году К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Московского художественного театра, с открытием которого началась новая эпоха.
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Театр в жизни Императорской Семьи
Со времен московского царя Алексея Михайловича в придворный быт входит практика театрализованных действ. Общепризнанным является то, что придворный театр времен царя Алексея Михайловича стал одной из важных ступеней становления русского профессионального театра. В XVIII в. театр занял свое прочное место в дворянской культуре. Члены императорской семьи регулярно посещали главные театральные сцены столицы. С посещением связывалось множество нюансов. Во-первых, к XIX в. отслеживание новинок театрального сезона стало прочной традицией в аристократической среде.
На период правления Александра III пришлись главные балетные премьеры П.И. Чайковского. Примечательно, что члены семьи Александра III посещали даже репетиции и генеральные прогоны новых балетных постановок на музыку П.И. Чайковского.
Способствовало подъему статуса балетной сцены и внимание Александра III к Императорскому балетному училищу. При этом императорская семья практически перестала посещать Смольный институт, что так любил делать Александр II. Именно во время выпускного концерта в 1890 г. за стол Александра III была приглашена одна из самых талантливых выпускниц балетного училища 17-летняя Матильда Феликсовна Кшесинская, чья судьба окажется тесно связанной с императорской семьей. Именно тогда юную балерину представили цесаревичу Николаю Александровичу.
Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.
Знаменитые Императорские театры имели в России особый статус. Они подчинялись непосредственно императорскому двору, содержались за его счёт и имели покровительство со стороны монарших особ.
Говоря о современном театральном Петербурге в историческом контексте Императорских театров, мы прежде всего имеем в виду:
- Эрмитажный театр — старейшее театральное здание в Петербурге, дошедшее до наших дней; — в имперские времена театр русской драмы; — театр русской оперы и балета; — театр французской музыкально-драматической труппы; — в XIX веке назывался Малым театром, здесь давали французские и русские оперетты.
Не сохранился до наших дней Большой Каменный театр — он был перестроен в здание, где сегодня расположена Санкт-Петербургская консерватория. Здесь давали итальянскую оперу.
Первые царские театры
Москва, Красная площадь, у Комедиальной храмины, начало XVIII века
Императорские театры: начало
Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписывает указ об учреждении Русского театра, гласящий:
Императрица Елизавета Петровна
Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.
Александр Петрович Сумароков
Эпоха Екатерины Великой
При Екатерине II русский театр продолжает свой подъём и выходит на новый уровень. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах.
Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории.
Большой Каменный театр, построен по проекту Антонио Ринальди
Существовал с 1784 по 1886 год. В 1886 году разобран и перестроен в современное здание Консерватории
В разные годы Императорскими театрами управляли:
Зрительный зал Большого Каменного театра, 1820-е гг.
Художник — С. Галактионов, гравюра
Императорские театры Петербурга в XIX веке
В правление Александра I статус и масштабы Императорских театров существенно изменились. Присоединились новые труппы, в их числе — итальянский оперный коллектив под управлением Антонио Казасси, занимавший здание Александринского театра. С подачи Казасси в Россию был приглашён композитор Катерино Кавоса, ставший родоначальником русской оперы. Именно он разделил труппы Императорских театров на драматическую и музыкальную, а последнюю, в свою очередь, на оперную и балетную.
Гравюра XIX века
Малый театр (ныне — Большой Драматический) на Фонтанке
К 1809 году были разработаны и утверждены императором Законоположение и Штаты, согласно которым в состав Императорских театров входили труппы: российская, балетная, французская и немецкая. Также в новых документах были отражены артистические штаты, порядок управления и структура Дирекции, алгоритм формирования репертуара, порядок финансирования и другие важные вопросы по управлению и работе театров. Это положение действовало почти век.
Здание Театра-цирка, сгоревшее в 1859 году. На его месте был построен новый театр, названный Мариинским
При Николае I было создано Министерство Императорского Двора и уделов, управлявшее делами императорской семьи. Императорские театры были отданы в ведение нового Министерства и успешно существовали в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Читайте также: