Евгеника сообщение по генетике

Обновлено: 18.05.2024

Характеристика сущности евгеники, как составной части генетики, изучение которой поможет решить демографическую проблему в современной России. Отличительные черты негативной и позитивной евгеники. Особенности евгенических программ в СССР и в Европе.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.10.2010
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский государственный университет

Реферат на тему:

Евгеника, как составная часть генетики

Повесть Бориса Полевого о “настоящем человеке” имеет неоднозначный подтекст. То, на чем обычно делается акцент - это мужество и воля человека, который смог преодолеть свою инвалидность и восстановить себя в качестве “настоящего человека” - в той же мере, что и здоровые, способный трудиться и даже воевать. Честь ему за то и хвала. Однако героизм, открывающий для искалеченного “подход” к смыслу собственно человеческого в человеке (трудоспособности), тем же патетическим жестом отбрасывает состояния человека, которые ни при каких условиях не могут быть “нормализованы”, в “отход” - сферу бессмысленного.

Предвижу гневный протест против “очернительства” советской классики со стороны “консерваторов”, так же, как и сдержанное, обычно молчаливое, возражение против “игры словами” (“натяжек”) читателей, привыкших к чрезмерностям академической свободы. Думаю, однако, что протесты и возражения нужно адресовать не мне, но НАМ как вполне определенному сообществу. Уже обычное слово, которое не задумываясь произносится каждым из нас и приписывается конкретным людям - инвалид, - по смыслу означает лишенный ценности. И лишены эти люди ценности потому, что их существование не соответствует некоторой само собой очевидной идее человека, которая хотя и может показаться “абстракцией”, но в каждодневности нашего общественного бытия более реальна, чем бытие каждого конкретного индивида.

Чтобы в этом убедиться, зададим простой вопрос - для кого строят жилые дома, театры и кинотеатры, университеты (вспомним, например, МГУ), автобусы и троллейбусы? Очевидный ответ: - “Для человека! Для кого же еще?” - требует уточнения. “Человека”, для которого все это строили и, в основном, продолжают строить, я видел лишь в одном месте. Причем совсем не в Политбюро, как герой знаменитого анекдота. Я видел его в учебнике нормальной анатомии, и имел он вид атлета, телесные пропорции которого были математически рассчитаны пифагорейски мыслящими художниками эпохи Возрождения. Иными словами, нормативный стандарт “настоящего человека”, который представлен в нашей архитектуре, имеет вид молодого здорового человека. Все остальные люди - не настоящие, об их существовании можно было не помнить - они “отходы” общества. Использованные в качестве пушечного мяса на войне или рабочей “силы” на производстве, они обществом отброшены за ненадобностью.

Ни хрущевские пятиэтажки, ни постхрущевские многоэтажки, ни МГУ, ни гордость московских патриотов метрополитен, ни театры, ни кинотеатры, ни библиотеки, ни школы, ни институты, ни трамваи, ни троллейбусы, ни аэропорты, ни вокзалы - ничто в архитектурном ландшафте не предполагало (и у нас до сих пор не предполагает) существование инвалидов. Потому что они - не настоящие люди, и никакого отношения к “человеку” не имеютЛюбопытно отметить, что нормативный “человек” архитектуры может иметь разную метафизическую конструкцию. В нашей архитектуре воплощен механический картезианский человек, расщепленный на “тело”, представленное механической суммой санитарных норм освещенности, вентиляции, теплообмена и т.д., и бестелесное “сознание”, не нуждающееся ни в каком особом “месте” в архитектурной среде. В архитектурных экспериментах Ле Корбюзье, Ф.Л.Райта и др.были предприняты попытки создать организмический стандарт человека, предполагающий не только наличие у последнего физиологических функций (дыхания, зрения, переваривания пищи и т.д.), но и “живого движения” (активного поведения), требующего своей особой архитектурно организованной среды с особой “человекомерной” размерностью. Однако и варианты “настоящего человека” в архитектуре вполне могли бы стать орудием диктатуры нормальности. . Архитектура эффективнее, чем любой институт, репрессирует и изолирует, выкидывает их из общества. К этой диктатуре нормальности мы привыкли, воспринимаем ее как естественную и необходимую. Поэтому демографический вопрос о числе людей никогда не стоит абстрактно. Всегда вопрос ставится о числе “настоящих” людей или собственно людей.

Евгеника и проблема числа людей

В современной России демографическая проблема (проблема “числа” людей) приобрела остро политизированные черты. Достаточно вспомнить, что одним из обвинений президенту Б.Н.Ельцину было как раз обвинение в геноциде собственного народа. Среди специалистов (медиков, демографов, экономистов) также произошло размежевание на “западников”, отстаивающих идеи и методы “планирования семьи”, и “традиционалистов”, мечтающих не только о полном запрете абортов, но и о максимально возможном ограничении применения контрацепции. В данной статье я не собираюсь анализировать эту био-политическую конфронтацию (идущую, кстати сказать, во всем мире, а не только у нас), хотя отмечу актуальность подобного рода исследования. Моя задача в другом - рассказать мало известную у нас историю “плодотворного сотрудничества” между генетикой и политикой на почве общей заботы о здоровье нации. Историю о “евгенике”. В некотором смысле эта история - лишь предыстория современных проектов борьбы за здоровье нации, которые можно встретить и за рубежом, и у нас (например, в некоторых законопроектах, обсуждающихся в Думе). Полезно извлечь из нее некоторые уроки.

С точки зрения евгеники, опасность “вырождения” особо актуальна для индустриально развитых стран. Общество за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и улучшения качества жизни ослабило действие естественного отбора, в результате чего возникла опасность резкого ухудшения биологического качества нации. “Субнормальные” индивиды участвуют в размножении, засоряя генофонд нации “недоброкачественными генами”. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.

Различаются негативная и позитивная евгеники. Негативная евгеника должна лишить (с помощью совокупности законодательных и медицинских мер) “неполноценных” граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству “субнормальных” генов. Исторически излюбленным объектом негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, сифилитики, уголовники, “половые извращенцы” и т.д. С точки зрения идей расового превосходства к “субнормальным” относились также представители различных этнических групп - “негров”, евреев, цыган, славян и т.д. Обычным медицинским методом негативной евгеники являлась стерилизация мужчин и женщин. Евгенический смысл имели также мероприятия по массовому уничтожению представителей “неполноценных” рас и запрет смешанных браков в фашистской Германии.

Причем ученые (в основном генетики, антропологи и психиатры) принимали самое активное участие в научном обосновании необходимости такого рода политики для спасения генетического здоровья нации, в разработке научных критериев контроля “чистоты” расы, использовавшихся при селекции “субнормальных” индивидов, обреченных на уничтожение, а также непосредственно участвовали в качестве исполнителей в этих “оздоровительных” мероприятияхMuller-Hill Beno Murderous Science (Elimination by scientific selection of Jews, Gypsis, and others, Germany 1933-1945). Oxford University Press, 1988. . Точное число жертв этой евгенической программы трудно установить. Например, многие жертвы из числа психиатрических больных попадали в статистику естественной смерти, поскольку были попросту заморены голодом или умерли после умышленного заражения тяжелым инфекционным заболеванием. Больше ясности с применением отравляющих газов, поскольку компании-производители аккуратно вели документацию производства своих изделий и их результативности. Например, в январе 1940 года отравляющий газ диоксид углерода был впервые применен в психиатрических клиниках для эвтаназии больных. К сентябрю 1941 года число жертв составило уже 70 723 человека. Впрочем, и в этой сфере оценка числа жертв очень приблизительна. Что касается результатов научно обоснованной евгенической активности по уничтожению в концлагерях евреев, цыган и славян, то они достаточно известны в смысле масштабов (опять же, вокруг цифр идут жаркие дискуссии).

Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (к примеру, финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных индивидуумов из числа “настоящих” людей. В Германии, к примеру, в связи с серьезными потерями мужчин на фронте официально поощрялись внебрачные связи (одобренные после медико-генетической консультации) для рождения как можно большего числа детей. Были созданы даже специальные короткометражные игровые фильмы для вдохновения и правильной ориентации (в смысле чистоты расы) этого рода практики. Разрабатывались также медицинские методы стимулирования многоплодной беременности и т.д.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование концептуальных основ фашистской расовой теории. Германскими специалистами в области евгеники было введено понятие “генетического здоровья” нации, разработана специализированная отрасль превентивной медицины - “расовая гигиена”. Настольной книгой Адольфа Гитлера с 1923 года было второе издание учебника Э.Бауэра, Э.Фишера и Ф.Ленца - “Принципы наследственности человека и расовая гигиена”. Не случайно, сразу по приходу фашистов к власти, в 1933 году в Германии был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха 3-го Рейха проявилось в свыше 350 000 случаев насильственной стерилизации “неполноценных”. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.

В смягченных формах (в сравнении с США и Германией) евгенические программы, включавшие методы насильственной стерилизации, существовали также во многих западноевропейский странах. Евгенические идеи рассматривались в то время как новейшие достижения науки, а предпосылки, на которых они строились, как самоочевидные. Для примера приведу пространное рассуждение классика современной психиатрии Э.Блейлера: “До сих пор мало делается в смысле профилактики; без изменения господствующих воззрений и законодательства вряд ли что можно сделать. Лица, отягощенные тяжелой наследственностью, не должны производить потомства. Предложен был метод “социальной стерилизации”; другие приходят в ужас от “вмешательства в права человека” и находят то бесполезным. Я лично этого не боюсь. Я бы начал с принудительной операции у неисправимых преступников и с добровольной у других тяжелых психопатов, и потом постепенно преобразовал бы общие воззрения и законодательства в соответствии с данными опыта. А раз мы только тем и занимаемся, что даем возможность размножаться умственным и физическим калекам, в то время как здоровые семьи должны уменьшать количество своих детей, так как столько средств уходит на тех калек, и раз мы вообще уничтожаем всякий естественный отбор, то род человеческий должен все время падать, если не будут приняты меры”Bleuler E. Руководство по психиатрии. М., 1993. С. 165. .

Таков был стиль научного мышления довоенной биомедицины. Блейлер ничего не предлагает нового и лишь повторяет “очевидные” истины евгеники - о наследственности преступного поведения и психопатий, о стерилизации как эффективном методе борьбы против вырождения (“падения”) человеческого рода и т.д. Среди психопатов он, кстати, выделял особую группу с примечательным названием “враги общества”. “Самоочевидность” евгенической истины была общим достоянием биомедицины во всех странах западной демократии в первой половине века. По сути говоря, у немецких и американских врачей оказалось лишь больше “решимости” и “воли” в защите и практической реализации своих научных убеждений, чем у других европейских ученых. Когда подобная решимость и воля появляется - биомедицина всегда оказывается в состоянии дать соответствующее научное обоснование. Можно, например, упомянуть подготовленную при участии американских психологов и генетиков государственную евгеническую программу в Сингапуре, которая реализуется с начала 80-х годов. Она направлена на стимулирование плодовитости образованных женщин (подбор пар, льготы в области трудоустройства и образования, финансовая поддержка) и ограничение ее (включая добровольную стерилизацию в обмен на получения бесплатного жилья) среди неимущих и необразованныхChan C.K. Eugenics on the Rise: A Report from Singapore // Ethics, Reproduction and Genetic Control, ed. by R.F. Chadwick. L.-N.Y., 1987. Р. 164-172. .

Евгеника как составная часть генетики человека активно развивалась в СССР до Великой Отечественной войны такими крупными учеными, как Н.Кольцов и Ю.Филипченко. Однако, несмотря на энергичные усилия отечественных евгеников, она никогда не была в СССР частью государственной политики. Причиной явилось большее влияние на советское руководство представителей “мичуринской” биологии (Т.Д.Лысенко и др.), идеи которых о революционном преобразовании природы, “перевоспитании” сортов сельскохозяйственных растений и животных были близки “педагогической модели” классового перевоспитания принудительным трудом, лежавшей в основе сталинской политики массовых репрессий (по крайней мере ее начального этапа).

После второй мировой войны под влиянием разоблачений фашистской биополитики, роста правозащитного движения, включавшего не только борьбу за гражданские права против расовой дискриминации, но и борьбу за права пациентов (особенно психиатрических больных), инвалидов и сексуальных меньшинств, основополагающие идеи и медико-политические мероприятия евгеники оказались дискредитированы, а сам термин “евгеника” практически вышел из научного употребления. Однако с конца 80-х годов евгеническая проблематика вновь стала предметом академических и политических дискуссий в качестве темы “опасности возрождения евгеники” в связи с началом реализации международного исследовательского проекта “Геном человека”, который даст в руки биомедицины небывалые возможности для диагностики и лечения генетической патологии. Статьи, так или иначе запрещающие евгенические программы, вошли в законодательства большинства индустриально развитых стран. В 1997 году была принята “Всеобщая декларация ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека” (подписана всеми членами ООН за исключением Сингапура), запрещающая евгенические мероприятия. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении в Конвенции Совета Европы “О защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине”, принятой в том же году.

Следует также иметь в виду неоднозначность политического смысла понятий “принуждение” и “добровольность” применительно к евгеническим практикам. Существуют два противоположных подхода к их осмыслению. С точки зрения либеральной идеологии действие может рассматриваться как добровольное, т.е. не содержащее признаков принуждения, в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (например, административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической традиции считается, что принуждение отсутствует тогда, когда человек практически имеет возможность согласиться или отказаться от осуществления определенного действия.

Поэтому, даже если цели медицинской генетики смещаются от обеспечения интересов популяции (как имело место в довоенной евгенике) к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей, как это имеет место в настоящее время особенно в США и странах Западной Европы, общество должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждения, которые могут существенно влиять на формально свободный личный генетический выбор индивидов. В стихии свободного рынка медико-генетических услуг возникает феномен, который Роберт Райт назвал “евгеникой домашнего изготовления”Цит. по: Paul D.B. Eugenics Anxieties, Social Realities, and Political Choices // Are Genes US? The Social Consequences of the New Genetics. Ed by Cranor C.F. New Bruswick-New Jersey, 1994. Р. 142-154. . Речь идет о возможностях массовой “фабрикации” детей с генетическими качествами, которые лишь формально добровольно избраны родителями. В действительности их выбор несет на себе печать не только личных предпочтений, но и давления определенных экономических и социальных факторов, которые можно регулировать, исходя из того или иного понимания национального блага, или которыми можно манипулировать в корпоративных и групповых интересах.

При этом, как подчеркивают консервативно настроенные критики современной геномики, успехи геномных исследований откроют новые широкие двери для генетически обоснованного насилия не только в форме манипуляции генетическим выбором или социальной и экономической дискриминации “неполноценных” индивидов (это вопрос широко дебатируется в биоэтике)Hubbard R. and Wald E. Exploding the Gene Mith. How Genetic Information is Produced and Manipulated by Scientists, Physicians, Employers, Insurance Companies. Boston, 1993. , но и в исторически изменившейся форме их массового физического уничтожения. Если в первой половине XX века мы видели программы уничтожения больных с наследственной патологией в клиниках, то к концу века на первое место выступает широко распространенная практика абортирования человеческих плодов с подобного рода патологией. Процедура экстерминации как бы переносится со стадии развития индивида после родов на стадию его дородового развития. Ведь аборт - это пока почтиНаписано “пока” и “почти”, имея в виду как возможность (по крайней мере теоретическую), используя пластичность организма, заблаговременно попытаться развить компенсаторные механизмы, так и зарождающиеся методы внутриутробного лечения (в том числе и хирургического) некоторых форм врожденной патологии. единственное “лечение” при антенатальной (дородовой) диагностике врожденной (в том числе наследственной) патологии. Не случайно сравнение абортария с “освенцимом” - устойчивая метафора антиабортного движения. Конечно, изменилась биополитика, распределяющая “дар существования” между человеческими существами. Однако суть практики при этом не меняется.

Подобные документы

Понятие и сущность евгеники как науки. История ее развития. Роль наследственности в развитии качеств человека. Особенности и черты позитивной и негативной евгеники. Этические проблемы этой дисциплины. Значение генетических изменений в развитии человека.

"Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида - как диких, так и одомашненных. Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!".

(английский психолог и антрополог).

Генетика - одна из немногих фундаментальных биологических наук, которая с самого своего зарождения была точной. История ее развития - это история все более и более точных методов и результатов. По способности управлять своими объектами и конструировать их генетика становится все более похожей на физику, математику и инженерно-технические дисциплины. Многочисленные хромосомные и генные карты, записи генетических текстов, схемы строения, работы и эволюции генов и управляемых ими систем и процессов получены точными методами и сами не менее точны, чем алгоритмы и технические чертежи. И поэтому, на первый взгляд, ее профессиональный язык - лексика, стилистика и визуальные формы представления данных - далеки от красоты живой природы, открывающейся натуралистам, художникам и поэтам. Сочетание точности и логической строгости анализа с творческим предвидением структур и функций незримых объектов - задолго до их визуализации - характерно для работ великих генетиков - Г. Менделя, А. Вейсмана, Т. Моргана, Ф. Лежена, Дж. Уотсона и Ф. Крика, Ф. Жакоба и К. Моно и многих других.

Вся история генетики - своеобразный "путь вглубь генетических систем", причем "путь впотьмах", на котором нередко исследователи работали "умственными взорами": в скудном свете новых - порою, весьма фрагментарных - фактов они создавали гипотетические схемы и описания тех структур и процессов, которые удавалось опровергать или доказывать экспериментальными данными лишь многие годы спустя. Мера и число для генетического мышления необходимы, но не достаточны: "провидческие" построения сложных пространственных и временных картин требуют от исследователей и логики, и творческого воображения - качества, присущего художникам, писателям и поэтам. Именно это качество запечатлено в лексике и стиле наиболее новаторских трудов генетиков: основа четкости понятий заключается в неожиданности словосочетаний. В профессиональных текстах генетиков, словно в своеобразном магическом кристалле, непроизвольно отображались, фокусировались и сменялись не только рациональные пути развития самой генетики, но и "модные" веяния в различных областях точных, естественных и гуманитарных наук, а также в житейской практике. Предпринимаемая попытка может оказаться интересной не только для логиков, методологов и философов различных областей науки, лингвистов, филологов и психологов, но и для самих генетиков.

1. Что изучает генетика.

Генетика (от греч. γενητως — происходящий от кого-то) — наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин — молекулярную генетику, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии.

Первоначально генетика изучала общие законы наследственности и изменчивости на основании фенотипических данных. Понимание механизмов наследственности, то есть роли генов как элементарных носителей наследственной информации, хромосомная теория наследственности и т. д. стало возможным с применением к проблеме наследственности методов цитологии, молекулярной биологии и других смежных дисциплин.

Основы современной генетики заложены Г. Менделем, открывшим законы дискретной наследственности (1865), и школой Т. Х. Моргана, обосновавшей хромосомную теорию наследственности (1910-е гг.). В СССР в 1920-1930-х годах выдающийся вклад в генетику внесли работы Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова, С. С. Четверикова, А. С. Серебровского и др.

Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя, утверждает, что потомство первого поколения от скрещивания устойчивых форм, различающихся по одному признаку, имеет одинаковый фенотип по этому признаку. При этом все гибриды могут иметь фенотип одного из родителей (полное доминирование), как это имело место в опытах Менделя, или, как было обнаружено позднее, промежуточный фенотип (неполное доминирование). В дальнейшем выяснилось, что гибриды первого поколения могут проявить признаки обоих родителей (кодоминирование). Этот закон основан на том, что при скрещивании двух гомозиготных по разным аллелям форм (АА и аа) все их потомки одинаковы по генотипу (гетерозиготы — Аа), а значит, и по фенотипу.

Закон расщепления, или второй закон Менделя, гласит, что при скрещивании гибридов первого поколения между собой среди гибридов второго поколения в определенных соотношениях появляются особи с фенотипами исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Так, в случае полного доминирования выявляются 75% особей с доминантным и 25% с рецессивным признаком, т. е. два фенотипа в отношении 3:1 (рис. 1). При неполном доминировании и кодоминировании 50% гибридов второго поколения имеют фенотип гибридов первого поколения и по 25% — фенотипы исходных родительских форм, т. е. наблюдают расщепление 1:2:1. В основе второго закона лежит закономерное поведение пары гомологичных хромосом (с аллелями А и а), которое обеспечивает образование у гибридов первого поколения гамет двух типов, в результате чего среди гибридов второго поколения выявляются особи трёх возможных генотипов в соотношении 1АА:2Аа:1аа. Конкретные типы взаимодействия аллелей и дают расщепления по фенотипу в соответствии со вторым законом Менделя.

1.1 Основные задачи генетики

Генетические исследования преследуют цели двоякого рода: познание закономерностей наследственности и изменчивости и изыскание путей практического использования этих закономерностей. То и другое тесно связано: решение практических задач основывается на заключениях, полученных при изучении фундаментальных генетических проблем, и в то же время доставляет фактические данные, важные для расширения и углубления теоретических представлений.

От поколения к поколению передается (хотя иногда и в несколько искаженном виде) информация обо всех многообразных морфологических, физиологических и биохимических признаках, которые должны реализоваться у потомков. Исходя из такого кибернетического характера генетических процессов, удобно сформулировать четыре основные теоретические проблемы, исследуемые генетикой:

- Во-первых, проблема хранения генетической информации. Изучается, в каких материальных структурах клетки заключена генетическая информация и как она там закодирована

- Во-вторых, проблема передачи генетической информации. Изучаются механизмы и закономерности передачи генетической информации от клетки к клетке и от поколения к поколению.

- В-третьих, проблема реализации генетической информации. Изучается, как генетическая информация воплощается в конкретных признаках развивающегося организма, взаимодействуя при этом с влияниями окружающей среды, в той или иной мере изменяющей эти признаки, подчас значительно.

- В-четвертых, проблема изменения генетической информации. Изучаются типы, причины и механизмы этих изменений.

Заключения, полученные при изучении фундаментальных проблем наследственности и изменчивости, служат основой решения стоящих перед генетикой прикладных задач.

Исследование физических и химических мутагенов и механизма их действия делает возможным искусственно получать множество наследственно измененных форм, что способствует созданию улучшенных штаммов полезных микроорганизмов и сортов культурных растений. Познание закономерностей мутационного процесса необходимо для разработки мер по защите генома человека и животных от повреждений физическими (гл. обр. радиацией) и химическими мутагенами.

Успех любых генетических исследований определяется не только знанием общих законов наследственности и изменчивости, но и знанием частной генетики организмов, с которыми ведется работа. Хотя основные законы генетики универсальны, они имеют у разных организмов и особенности, обусловленные различиями, например, в биологии размножения и строении генетического аппарата. Кроме того, для практических целей необходимо знать, какие гены участвуют в определении признаков данного организма. Поэтому изучение генетики конкретных признаков организма представляет собой обязательный элемент прикладных исследований.

Селекция — наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных. По Н. И. Вавилову, селекция — это эволюция, направляемая волей человека. Для успешной селекционной работы учитывают: 1) исходное сортовое и видовое разнообразие растений и животных — объектов селекционной работы, 2) мутации и роль среды в проявлении и развитии изучаемых признаков, 3) закономерности наследования при гибридизации, 4) формы искусственного отбора (массовый и индивидуальный).

2.2 Основные задачи селекции.

Задачи современной селекции вытекают из ее определения — это выведение новых и совершенствование уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Сортом, породой и штаммом называют устойчивую группу (популяцию) живых организмов, искусственно созданную человеком и имеющую определенные наследственные особенности. Все особи внутри породы, сорта и штамма имеют идентичные, наследственно закрепленные морфологические, физиолого-биохимические и хозяйственные признаки и свойства, а также однотипную реакцию на действие факторов внешней среды.

Основными направлениями селекции являются:

1) высокая урожайность сортов растений, плодовитость и продуктивность пород животных;

2) качество продукции (например, вкус, внешний вид, лежкость плодов и овощей, химический состав зерна — содержание белка, клейковины, незаменимых аминокислот и т. д.);

3) физиологические свойства (скороспелость, засухоустойчивость, устойчивость к болезням, вредителям и неблагоприятным климатическим условиям);

Цели и задачи селекции как науки обусловлены уровнем агротехники и зоотехники, индустриализации растениеводства и животноводства. Например, выведены породы кур, не снижающие продуктивности в условиях большой скученности животных на птицефабриках. В последние годы особое значение приобретает селекция ряда насекомых и микроорганизмов, используемых с целью биологической борьбы с вредителями и возбудителями болезней культурных растений.

Селекция должна учитывать также и потребности рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, удовлетворения запросов конкретных отраслей промышленного производства. Другими словами, необходима специализированная селекция. Ярким примером селекции с учетом потребностей рынка служит пушное звероводство. Например, при выращивании таких ценных зверьков, как норка, выдра, лиса и др., отбираются животные с таким генотипом, который наиболее соответствует постоянно меняющейся моде в отношении окраски и оттенков меха.

3. Тесная взаимосвязь двух наук.

Развитие селекции должно быть основано на законах генетики как науки о наследственности и изменчивости, поскольку свойства живых организмов определяются их генотипом и подвержены наследственной и модификационной изменчивости. Именно генетика прокладывает пути эффективного управления наследственностью и изменчивостью организмов. Вместе с тем селекция опирается и на достижения других наук: систематики и географии растений и животных, цитологии, эмбриологии, биологии индивидуального развития, молекулярной биологии, физиологии и биохимии. Бурное развитие этих направлений естествознания открывает совершенно новые перспективы. Уже на сегодняшний день генетика вышла на уровень целенаправленного конструирования организмов с нужными признаками и свойствами.

Генетике принадлежит определяющая роль в решении практически всех селекционных задач. Она помогает рационально, на основе законов наследственности и изменчивости, планировать селекционный процесс с учетом особенностей наследования каждого конкретного признака. Достижения генетики, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, применение тестов для ранней диагностики селекционной перспективности исходного материала, разработка методов экспериментального мутагенеза и отдаленной гибридизации в сочетании с полиплои-дизацией, поиск методов управления процессами рекомбинации и эффективного отбора наиболее ценных генотипов с нужным комплексом признаком и свойств дали возможность расширить источники исходного материала для селекции. Кроме того, широкое использование в последние годы методов биотехнологии, культуры клеток и тканей позволили значительно ускорить селекционный процесс и поставить его на качественно новую основу. Этот далеко не полный перечень вклада генетики в селекцию дает представление о том, что современная селекция немыслима без использования достижений генетики.

4. Евгеника. Что это за наука?

Летели годы, проносились столетия, а простые смертные все так же мучились собственным несовершенством и прикидывали - как хорошо было бы жить в окружении сплошь приятных - что внешне, что внутренне - людей. И пока они страдали маниловщиной, ученые задумались о том, как достичь этого на практике.

Евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена. Нельзя, кроме того, забывать: евгеника, хотя и в извращенном виде, была использована, чтобы оправдать некоторые из наиболее страшных преступлений в истории человечества.

Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед.

В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом.

Генетика человека еще не достигла уровня, позволяющего с уверенностью определить: отсутствуют ли в генотипе человека нежелательные или вредные гены; это дело будущего, и здесь серьезные результаты должен дать международный проект "Геном человека". Но даже если мы и прочтем информацию, закодированную в генетической программе человека, то вряд ли поймем все до конца. А пока - эту программу мы не писали, не прочли, не поняли, а, значит, не можем успешно корректировать.

Некоторые особенности новых технологий 21 века могут привести к большим опасностям, чем существующие средства массового уничтожения. Прежде всего, - это способность к саморепликации. Разрушающий и лавинно самовоспроизводящийся объект, специально созданный или случайно оказавшийся вне контроля, может стать средством массового поражения всех или избранных. Для этого не потребуются комплексы заводов, сложная организация и большие ассигнования. Угрозу будет представлять само знание: устройства, изобретённые и изготовленные в единичных экземплярах, могут содержать в себе всё, необходимое для дальнейшего размножения, действия и даже дальнейшей эволюции – изменению своих свойств в заданном направлении. Успех всех этих отраслей науки сможет радикально поднять производительность труда и способствовать решению многих существующих проблем, прежде всего, подъему уровня жизни каждого человека, но, в то, же время, и создать новые разрушительные средства.

Список использованной литературы

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.- 335 с.- (Основы наук).

2. Козлов Ю. Н., Костомахин Н. М. Генетика и селекция сельскохозяйственных животных: учебное пособие.-
Издательство: КолосС, 2009 г.-264 с.

Евгеника: простыми словами о самом важном

В этой статье мы расскажем вам о евгенике – таинственной науке, которую применяли в своих зверских экспериментах нацисты и проповедовал кузен Чарльза Дарвина.

Что такое евгеника

Простыми словами евгеника – это селекция людей, сторонники которой поставили себе цель избавить человечество от явлений вырождения (болезней, плохих наклонностей, преступности) и наделить его полезными способностями и качествами, например, гениальностью, высоким интеллектом и т.д.

Тут же заметим, что евгеника делится на 2 вида:

  1. Положительная евгеника. Её цель — увеличить количество людей с признаками, которые общество считает ценными.
  2. Отрицательная евгеника. Её задача — уничтожить людей, считающихся психически, физически или расово неполноценными.

Евгеника зародилась в Англии. Её лидером на тот момент считался брат Чарльза Дарвина Фрэнсис Гальтон – аристократ и учёный. Рассветом евгеники считается начало XX века, когда она широко применялась такими развитыми странами как США, Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия.

Позже наука стала ассоциироваться с фашистской Германией и утратила популярность. Но давайте обо всем по порядку.

Краткая история евгеники

Кратко расскажем историю евгеники как науки (или, по мнению некоторых, псевдонауки), начиная с эпохи древнего мира.

Сейчас активно развивается генотерапия, ставшая своего рода трансформированным вариантом евгеники. Генотерапия – это направление в медицине, цель которого – изменение клеток человеческого организма для лечения болезней.

Если в будущем будет снят запрет на генетические изменения в клетках, негативная евгеника утратит свое значение, ведь незачем будет отсеивать дефективных членов общества.

Давайте посмотрим, какие аргументы выдвигают сторонники и противники учения:

Тем не менее, Швеция перестала применять принудительную стерилизацию лишь в 70-х годах прошлого века и отменила эту практику только из-за движения феминисток, которые были недовольны тем, что стерилизации в 90% случаев подвергаются женщины (в том числе девушки-подростки).

В дальнейшем количество противников евгеники стало увеличиваться, и в 2005 году страны – члены Европейского союза подписали конвенцию о биомедицине и правах человека, которая запрещает:

  • дискриминировать людей по признаку генного наследия;
  • модифицировать геном человека;
  • создавать эмбрионы в пробирках для исследовательских целей.

До этого в 2000 году они же приняли хартию прав ЕС, в которой говорится о запрещении евгенической практики. Подобные документы также приняты и на международном уровне. Пример — Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека.

Популярные заблуждения о евгенике

История науки породила немало домыслов и заблуждений, которые мы вкратце осветим:

И напоследок еще немного любопытной информации.

Интересные факты и книги о евгенике

Естественно, это лишь крупица информации о евгеническом направлении, и если вам захотелось узнать о нем более подробно, рекомендуем обратиться к соответствующей литературе. Среди посвященных евгенике книг можно найти как художественные, так и научные.

Художественные книги о евгенике:

Научные книги о евгенике:

Можно сказать, что евгеника – это пережиток прошлого. В том виде, в каком она существовала при нацистской Германии, её уже нет. Она попала под запрет многих деклараций и хартий о правах человека, и к настоящему времени частично переродилась в биомедицину и генетику. А о том, что будет происходить дальше, можно только гадать.

Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники – увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества, – такими, как высокий интеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно или физически или развитыми ниже среднего.

В последние десятилетия многие из основных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и евгеническое движение потеряло свое влияние как общественная сила (хотя у него и остались отдельные приверженцы). В то же время благодаря современным достижениям медико-биологических наук и технологий некоторые цели евгеники были частично достигнуты. Например, генетическое консультирование оказывает помощь будущим родителям, если есть причины опасаться, что их ребенок унаследует тяжелое заболевание типа гемофилии, серповидноклеточной анемии или хореи Гентингтона. Оценив степень риска, супруги могут взять приемного ребенка либо решиться на рождение собственного. Более того, диагностическое исследование плода с помощью амниоцентеза и других тестов позволяет выявлять целый ряд генетических дефектов еще до рождения ребенка. При обнаружении серьезных аномалий родители имеют возможность своевременно прервать беременность.

Данная статья затрагивает положения генетики лишь в связи с евгеникой в традиционном ее понимании. О современном развитии медицинской генетики.

Исторический аспект.

Социальное управление эволюцией человека – идея не новая. Многие народы практиковали детоубийство, чтобы избавить общество от страдающих уродством или ущербных индивидов и предотвратить увеличение их численности. Этим отличались древние спартанцы, которые для сохранения господства над илотами (крепостными) применяли многие из вполне современных евгенических мер. Так, для членов господствующего класса эмиграция была ограничена, браки и рождаемость поощрялись государством, а холостяки облагались специальным налогом. Поддерживалась суровая система физического воспитания, которую не выдерживали слабые и калеки. Периодически устраивались массовые избиения илотов для снижения численности этой, считавшейся неполноценной, части популяции.

Проблемы евгеники.

Мы знаем, что вначале каждый индивид представляет собой оплодотворенную яйцеклетку, при развитии которой помимо индивидуальных особенностей формируются признаки, общие для всех членов данного вида, расы и семьи. Таким образом, оплодотворенное яйцо обладает потенциальной возможностью и способностью развиваться в определенном направлении, но в пределах ограничений, налагаемых окружающей средой. Значит, мы должны понять, во-первых, механизм наследственности (т.е. каким способом оплодотворенное яйцо реализует свои возможности) и, во-вторых, относительное влияние наследственности и среды на формирование признаков индивида.

Наследственность.

Что касается первой проблемы, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена – рецессивного – будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Человек с парой генов (Вв), одним для карих глаз (В), другим для голубых (в), будет кареглазым, а присутствие гена, обусловливающего голубые глаза, останется совершенно незаметным. Голубоглазый человек должен унаследовать два гена голубых глаз, по одному от каждого родителя. (Наличие одинаковых парных генов обозначается как гомозиготность.) Доминирование осуществляется не всегда, и в некоторых случаях можно наблюдать проявление обоих генов, действующих совместно. Например, пара генов, один из которых определяет группу крови А, а другой группу В, совместно дают группу крови АВ. Тем не менее каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они находятся в гетерозиготном состоянии и потому не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.

Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как бульшая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.

Наследственность и окружающая среда.

Наследование умственных способностей стало интенсивно изучаться после того, как были разработаны стандартные тесты оценки интеллекта. Однояйцовые близнецы показывают очень близкие результаты. Если один из пары близнецов умственно отсталый, то в 88% случаев и второй тоже. Среди разнояйцовых близнецов совпадение по этому признаку встречается всего в 7%. Корреляция коэффициента интеллектуального развития (IQ) для однояйцовых близнецов, воспитанных совместно почти столь же высока (0,881), как и корреляция веса тела (0,917). С другой стороны, корреляция IQ между однояйцовыми близнецами, воспитанными порознь, не выше, чем у разнояйцовых близнецов одного пола, воспитанных совместно. Значит, одинаковые внешние условия имеют примерно тот же вес в достижении сходных показателей интеллекта, что и генетические различия между разнояйцовыми и однояйцовыми близнецами. Из 20 пар однояйцовых близнецов, воспитанных порознь, десять пар практически не различались, шесть пар различались в пределах 7–12 единиц IQ и четыре пары – в пределах 15–24 единиц. Последняя цифра получена у пары близнецов, из которых один учился на 13 лет больше, чем другой. Таким образом, никаких значительных различий не было найдено между идентичными близнецами, воспитанными порознь, исключая случаи, когда имелась очень большая разница в продолжительности образования и культурном уровне семей.

Даже в отношении таких признаков, как особенности общественного поведения и характера, однояйцовые близнецы проявляют значительно большее сходство, чем однополые разнояйцовые близнецы. Пять исследований преступности среди близнецов дали сходные результаты. Из общей выборки, включающей 104 пары однояйцовых и 113 пар разнояйцовых близнецов, коэффициент совпадения у первых достигал 67%, а у вторых – 33%. Эти результаты, конечно, не означают, что преступность, психические заболевания, умственные способности и другие подобные признаки наследуются фиксированным и неизменным путем, а напротив, дают достаточные основания полагать, что жизненный опыт и внешние условия могут подавлять, уменьшать или изменять проявления такого рода признаков. В целом, проведенные на близнецах исследования показывают, что сходство наследственных задатков, как правило, ведет к сходным характеристикам, если только индивиды не подвергаются воздействию совершенно различных условий внешней среды. Лишь чрезвычайно тщательно поставленные эксперименты могли бы установить, способно ли данное конкретное отличие внешних условий воздействовать на данный признак или нет; такие связи необходимо устанавливать для каждого признака отдельно. В формировании признаков индивида эффект среды сложным образом переплетается с воздействием генетических факторов.

Генетические изменения.

Евгенику интересует прежде всего частота определенных признаков в данной популяции и соответственно специфических генов, определяющих эти признаки или влияющих на их формирование. Исследование эволюционных процессов показало, что генные частоты изменяются под воздействием четырех основных факторов: 1) мутаций; 2) естественного или искусственного отбора; 3) случая; 4) изоляции или, наоборот, миграции.

Мутации.

В результате мутаций появляются новые варианты генов, без которых не может быть длительного процесса эволюционных изменений, ни евгенических, ни каких-либо иных. Мутация специфического гена обычно происходит очень редко. Для нескольких генов человека определены частоты мутаций; их средняя величина равна примерно 1:50 000 в поколение. Это означает, что, например, в популяции численностью 50 000 человек один человек будет иметь ген гемофилии, не унаследованный от родителей, а возникший в результате мутации гена, определяющего нормальную свертываемость крови. Поэтому, если не найти способа предотвращения данной мутации, никакие меры по удалению гена из популяции не будут успешными. В лучшем случае его частота может быть снижена до уровня частоты мутаций. Следовательно, полностью избавиться от гемофилии нельзя; ее нижний предел определен частотой мутации 1:50 000.

Отбор.

Носители неблагоприятных наследственных признаков реже, чем в норме, достигают зрелого возраста и имеют потомство; либо они, достигнув зрелости, имеют меньше потомков из-за безбрачия или стерильности. В любом из этих случаев частота соответствующих генов в следующем поколении уменьшается. Однако при этом утрачиваются и многие благоприятные гены, так как отбор выбраковывает индивидов, т.е. весь набор генов, а не только тот ген, который приносит наибольший вред.

Скорость уменьшения частоты гена под действием отбора зависит от процента людей в популяции, у которых данный ген проявился. Например, если полностью доминантный ген снижает жизнеспособность в два раза (и соответственно передается следующему поколению вдвое реже, чем нормальный), то через 20 поколений, или примерно через 500 лет, его частота будет в 1 млн. раз меньше первоначальной и в конечном итоге почти несомненно достигнет такого уровня, когда она будет поддерживаться только вновь возникающими мутациями. Как следствие любой вредный доминантный признак в результате естественного отбора будет очень редок, так что не имеет смысла бороться с ним евгеническими мерами. Однако пониженная пенетрантность может замедлить удаление доминантного гена из популяции; к такому же результату приводит и проявление гена в поздние периоды жизни. Например, хорея Гентингтона является результатом действия одного доминантного гена. Это, несомненно, тяжелое нервное заболевание, но так как в среднем оно начинается в 35 лет, то не оказывает существенного влияния на жизнеспособность и плодовитость. С другой стороны, для рецессивного признака, определяющего вдвое меньшую жизнеспособность, частота гена через 20 поколений снизится только на 40%. Более того, степень этого снижения частоты будет падать с каждым последующим поколением по мере того, как все большее число носителей гена будут гетерозиготами.

Факторы случайности и изоляции.

Случайные изменения генных частот и эффект изоляции не имеют в наше время существенного значения, так как заметны только в малых популяциях, где даже вредный ген может случайно распространиться, а благоприятный элиминироваться. В малых популяциях наблюдается также более близкая степень родства между вступающими в брак. Сам по себе такой инбридинг не меняет частоты генов, но увеличивает пропорцию гомозигот, вследствие чего рецессивные гены оказываются полем действия отбора. Инбридинг не приносит вреда, если линия не имеет вредных рецессивных генов. Начиная со средних веков происходит слияние малых популяций в большие; наряду с этим миграционные процессы, приобретшие в 20 в. невиданный размах, ведут к смешению разнообразных популяций. В результате значительная часть рецессивных генов перешла в гетерозиготное состояние и не испытывает давления отбора, а потому может значительно увеличивать свою частоту.

Создав общественную среду, человечество невольно сгладило жесткость естественного отбора. Цена, которую нам в конечном счете придется заплатить за успехи современной медицины, – это увеличение частоты ряда неблагоприятных генов, чье действие мы научились смягчать. Многие тысячи больных сахарным диабетом, ранее обреченных на смерть в детстве, теперь спасены инсулином, могут вести сравнительно нормальную жизнь и передать своим потомкам гены, ответственные за это заболевание. Близорукость тоже не является в наши дни существенным для жизни недостатком. Наверное, никто не хотел бы восстановить обратную картину, но медицина сама постоянно увеличивает бремя, которое ей приходится нести.

Этические соображения.

Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., 1964
Фогель Ф., Матульский А. Генетика человека, т. 1. М., 1989

Читайте также: