Театр имени островского сообщение

Обновлено: 08.05.2024

Александр Николаевич - особенно яркая фигура и в театре, и в литературе 1860-ых годов: уроженец Москвы, знающий ее нравы как никто другой, человек, имеющих бесчисленное множество знакомых и входящий в число лучших литераторов страны вместе с Тургеневым , Толстым и Гончаровым . Простой, сатиричный, настоящий, Островский возводит в своеобразный культ патриархальность русской жизни, ее уклады и нравы. Александр Николаевич был далеко не только драматургом: он был и путешественником, и режиссером, и "учителем" для многих других сценаристов (Мысовская потом так любовно написала ему: А знаете ли, как велико было Ваше влияние на меня? Не любовь к искусству заставила меня понять и оценить Вас: а наоборот, Вы научили меня и любить, и уважать искусство ).

Но обо всем, как обычно, по порядку.

Расцвет творчества Александра Николаевича пришелся на пред- и пореформенное время в России: сначала - твердость жизненного уклада, потом - изменчивость этих укладов, и следом - усвоение обществом этих перемен. Вообще социальная, а впоследствии и социально-психологическая составляющая пьес Островского были особенно авторскими: тут можно и вспомнить основы нового театра, которые предложил сам драматург.

Эти основы Островский выявил, путешествуя по Волге (в 1856 году он отплыл из Твери к Нижнему Новгороду, успев за это время максимально прочувствовать и понять жизнь поволжского купечества и крестьянства).

Многие "закостенелые" режиссеры были недовольны этим новаторским решением Александра Николаевича, которое значило, что: актеру надо полностью отказаться от своей личности во время игры, чтобы полностью погрузится в личность своего персонажа. Многие такие режиссеры в бешенстве уходили с репетиций, но это не мешало трудолюбивому Александру Николаевичу продолжать работать.

Их можно разделить на три временные промежутка:

А) Социальный . С 1847 по 1851 года. В этот период, когда Островский был увлечен натуралистическим движением, были написаны социально-критические пьесы: например, та же "Семейная картина" или "Свои люди - сочтемся!". Этот этап был не только начальным плацдармом для драматурга, но еще и взрастил в нем его авторскую "фишку": социальная атмосфера как и толчок к развитию героя, и как живописание обстановки того времени, и как театральное полотно действия.

Б) Народный . С 1852 по 1854. Короткий этап, во время которого Александр Николаевич и его сообщники на базе журнала "Москвитянина" организовали инициативную группу, "молодую редакцию", которая настолько интересовалась жизнью, бытом, душой народа, что внесла в самого Островского этот народный дух, который он мастерски отобразил в пьесе "Бедность не порок" и "Не в свои сани на садись". Уже тут заметно, что даже сами названия произведений звучат как пословицы - эта черта сохранится и разовьется у драматурга и дальше.

В) Демократичный . С 1855 по 1860 года. На этом этапе Островский выражает свои взгляды на пореформенное время, на положение крестьян, купцов и дворян, на непредсказуемые перемены в обществе. "Гроза" и "Воспитанница", пьесы, благодаря которым у Островского проявили себя как герои и социальный класс купцы.

После третьего этапа Островский до самой смерти начинает экспериментировать и работать на стыке жанров: "Бесприданница", "Снегурочка" (которая стала своеобразным гимном всему старонародному, будучи потом воплощенной еще и Римским-Корсаковым и Чайковским), "Лес", Овцы и волки".

Конечно, главная особенность - это опущение к социальным и нравственным низам жизни для того, чтобы высмеять их или указать на их существование. Но Островский не был бы собой, если бы подавал такие удручающие картины не цинично и едко, как делал, например, Щедрин, а комедийно и просто. Да и сами истории - простые, бытовые, понятные, такие, чтобы каждый мог их понять и прочувствовать.

Язык , он тоже особенно важен. Он вводится в повествование не для того, чтобы им восхищаться, а чтобы говорить о характере самого героя. Реплики персонажей полны, точны настолько, чтобы это давало определенное развитие действию. Язык сам по себе становится декорацией, которая не нуждается в дополнительным украшении.

Говорящие фамилии . Они, как и речь, тоже многое говорят о персонаже: Дикой из "Грозы" соответствует своей фамилии, он такой же неуправляемый и бойких; или Кабаниха - "бой-баба", сильная и упрямая.

Театр Островского считается одним из самых первых на территории России, который уцелел и полноценно функционирует по сегодняшний день. В нем ставятся иностранные и отечественные классические произведения.

Истоки возникновения

театр островского

Государственный театр имени Островского открыл свои двери для публики в 1808 году. Тогда Кострома была богатым городом, в котором проживали купцы. Даже сегодня можно найти старинные дома, которые сохранились с тех времен. В них торговали различной утварью, а возле активно работали зазывалы.

В это время родился в Костроме, в семье зажиточных купцов Федор Григорьевич Волков. Позже он стал основателем театра в России. Город открыл для себя абсолютно новое искусство. В 1863 году в Москве родился еще один театрал Константин Сергеевич Станиславский. А в промежутке между ними, в 1823 году, появился на свет Александр Николаевич Островский, драматург, показавший России подлинную жизнь купцов.

Новый вид искусства очень понравился купеческой среде. Поскольку купцы были не бедными людьми, они могли поддержать начинания молодых талантливых драматургов, помочь актерам. Преставления начали устраивать еще до того, как был открыт театр Островского. Кострома стала центром искусства. Первые спектакли показывались во время частных приемов в резиденциях и на загородных дачах. В них играли крепостные люди. Со временем их заменили профессиональные актеры.

Ранняя история

 театр островского кострома

Новые убежища для храма Мельпомены

Вскоре небольшого здания стало мало, и театр был вынужден подыскивать подходящую по размерам сцену. Она нашлась на Нижней Дебре. Эта улица прославилась первым каменным театральным зданием. Раньше в этом месте располагался кожевенный завод Сыромятникова, купца из второй гильдии. И актеры, и зрители так привыкли к подобному в купеческом городе, что их ничуть не удивила тонкая грань искусства с промышленностью. От здания до сегодняшних дней ничего не сохранилось. Были оставлены лишь записки из прошлых времен с описанием помещения. Очевидцы упоминали, что с улицы казалось, что стоит только стена. Нужно было спуститься вниз, чтобы потом подняться в помещение театра. А вот двор его открывал прекрасный вид на Волгу.

Легенда в действии

Местные жители до сих пор уверены в том, что это здание настигла сверхъестественная напасть. Когда оно только начинало строиться, кирпичи брались из бывшего монастыря Богоявления, который сгорел чуть раньше. Строители покупали материалы и не особенно волновались по поводу суеверий. В 1865 году театр сгорел почти дотла. Его восстановили за два года.

 театр островского репертуар

Обновление

Актерскую труппу набирали с помощью профессиональных антрепренеров. Они довольно часто обновляли весь состав. До 1917 года в театре играли Неверин, Золотарев-Бельский, Иванов, Чалеев-Костромской. На плечи антрепренеров ложилась задача подобрать не только актеров, но и определить репертуар. За один театральный сезон могло быть сыграно больше десяти спектаклей. Актеры роли редко выучивали до конца, часто импровизировали и всегда ожидали подсказки от суфлера, сидевшего в будке.

В 1898 году костромскую сцену посетили актеры из Малого театра, в числе которых была знаменитая семья Садовских. С 1899-го по 1900 год новый антрепренер переделывал зрительный зал, было выделено больше места для партера путем сокращение количества лож. Но в 1900 году сгорел пол в вестибюле.

Военное время

В 1914-1915 годах на сцене выступали Варламов, Давыдов из Петербурга. Оттуда же приехал и актер Мамонт Дальский. Он пробыл в Костроме с 1915-го по 1917 год.

костромской драматический театр им островского

В 1923 году учреждению было дано имя великого драматурга. Отныне это был Костромской драматический театр им. Островского. Пьесы, которые могли быть показаны, обязательно согласовывались с партийными деятелями.

Когда началась Вторая мировая война, труппе предлагали разойтись, планировалось закрыть театр Островского. Кострома в тот период переживала настоящую трагедию. Но актеры отказались. Приехавшие проверяющие не ожидали увидеть "живой" театр Островского, спектакли в котором собирали аншлаги у зрителей. Посмотрев постановки, они дали костромской сцене добро на продолжение деятельности.

В 1944 году отмечали юбилей театра и присвоили ему статус областного. Торжество, несмотря на военное время, было проведено пышно и ярко.

После войны

С 1957-го по 1958 год здание начали реконструировать. Ему частично вернули былой облик, а внутри внесли изменения по проекту архитектора Иосифа Шефтелевича Шевелева.

В 1983 году драматический театр имени Островского удостоился почетного ордена Красного Знамени.

В 1999 году он приобрел статус государственного учреждения.

театр островского спектакли

Театр Островского: репертуар

Основой для костромской сцены стали пьесы любимого в городе драматурга Островского. Их ставили как при жизни писателя, так и играют по сей день. Также среди классических постановок можно увидеть драмы Уильяма Шекспира, Александра Пушкина, Льва Толстого, Мольера, Бернарда Шоу, Джона Патрика, Иржи Губача, Алехандро Касона и других. Вместе с давно известными произведениями показываются и авторские адаптации молодых сценаристов.

Театр Островского часто приглашает к себе в гости труппы из других городов. Актеры из столицы нередко привозят оригинальные постановки. Помимо того, учреждение является обладателем десятков различных премий международных и всероссийских фестивалей.

Немало актерских поколений сменилось за 212 лет существования театра. Давние поклонники помнят имена нар. арт. РСФСР: С.В. Астафьева, В.С. Макасеева, Л.А. Солнцевой, засл. арт. РСФСР: В.Н. Соломиной, К.П. Ветковской, Ж.В. Вильбушевич, Л.З. Свердловой, Д.Г. Швеца, засл. деятелей искусств России: В.А. Иванова, П.И. Слюсарева, засл. художника РСФСР М.П. Пирогова, вписавших немало ярких страниц в историю театра.

В настоящее время театр принимает участие во множестве всероссийских и международных театральных фестивалях.

Драматург Александр Островский почитал природу своего костромского имения наравне с лучшими европейскими курортами. Именно здесь он подмечал характеры своих самых известных героев, неразрывно связанных с Волгой и Костромой.


А.Н. Островский

Конечно, русский театр существовал и до Островского, но именно он как автор смог создать национальный репертуар и наполнить сцену русскими пьесами. Именно благодаря ему русский театр получил множество историй, тем и образов, из которых не прекращая черпает до сих пор. Островский создал целостную концепцию игры, привнес на сцену достижения русской прозы. Спектакли его до сих пор не сходят со сцены, а произведения экранизируют.


Музей-заповедник Щелыково. Изначально усадьба принадлежала роду Кутузовых, но была продана за долги и куплена отцом Островского. В первые годы своего здешнего пребывания Островский увлекался сельским хозяйством, но дело оказалось невыгодным, и он остыл к этому занятию. Дом, где сейчас располагается музей с выставками и экспозициями, построен в конце XVIII — начале XIX века и с тех пор не перестраивался.

В дальнейшем впечатления от города, усадьбы и местной природы будут все глубже западать ему в душу. Когда его отец скончался, Островский вместе с братом выкупили имение у мачехи, не справлявшей со сложностями хозяйства. И с тех пор Щелыково стало не просто родовым гнездом, а местом, дающим драматургу творческие силы. Здесь он проводил с семьей 4–5 месяцев в году. Свое первое впечатление от Щелыково Островский в дневнике описал так:

«С первого разу оно мне не понравилось… Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении свое Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты.



Улица Островского названа в честь драматурга в 1948 году в связи его с 125-летием, идет от центра города параллельно Волге на северо-запад, в сторону Ипатьевского монастыря


Именно с Александра Николаевича начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию постановки. Островский дал театру драму нового типа: он открыл для литературы и театра новую страну – Замоскворечье; показал обитателей этой страны – образ их жизни, язык, нравы, обычаи, степень образованности.

Костромской Государственный драматический театр им. А.Н. Островского. С 1923 года театр носит имя великого русского драматурга


Значение А.Н. Островского в развитии русского театра невозможно переоценить. Он создал блестящий русский национальный репертуар: 47 оригинальных пьес и 8 пьес в соавторстве. Новаторство его пьес проявилось и в содержании (демократизация тематики и персонажей), и в форме (смещение жанровых границ, органическое слияние комизма и сильного драматизма, эпичности и напряженной драматичности действия), и в характере конфликта, который рождался в его пьесах из драматизма самой жизни.

Читайте также: