Татары на кубани сообщение

Обновлено: 04.07.2024

  • Кубанские татары (также кубанские ногайцы, кубанцы, ногайские татары) — старорусский экзоэтноним XVI—XVIII веков, применялся в документах Русского государства и, вероятно, среди русскоязычного населения Северного Кавказа, по отношению к ногайцам, так называемой, Малой орды (старорусск. Малые Нагаи/Ногаи, Кубанская Орда, Казыев/Козыевский Улус). Вероятно, в русских источниках этим именем могли называться и некоторые другие тюркские народности, которые могли кочевать в этот период на Кубани.

Связанные понятия

Ма́лые Нога́и (Ма́лая Нога́йская Орда́, Казы́ева Орда́, Казы́ев улу́с) — государственное образование ногайцев на правобережье Волги и в Приазовье, выделилось во второй половине XVI в. из Ногайской Орды. Основатель — мурза Казый. До середины XVIII в. находились в зависимости от Крыма и Турции.

Больша́я Нога́йская Орда́ (Больши́е Нога́и) — государственное образование ногайцев (ногаев), выделившееся во 2-й половине XVI века из Ногайской Орды. В 1634 году ногаи Большой Орды переселились на правобережье Волги, где кочевали с Малыми ногаями.

Ногайское восстание — крупное восстание, поднятое кубанскими ногайцами Малой Ногайской орды в 1783 году на Кубани. Являлось следствием присоединения Крыма к Российской империи и политики царских властей по переселению ногайцев на Урал. Было жестоко подавлено войсками под командованием Суворова.

Гре́бенское каза́чье войско — казачье войско, сформированное в 1711 (1712?) году в составе вооружённых сил Русского государства из гребенских казаков. С 1721 года Гребенское казачье войско в составе иррегулярных войск Российской империи в подчинении Военной коллегии. Со временем, в результате множества переформирований, это войсковое соединение в качестве полка (1-й Кизляро-Гребенской, имени генерала Ермолова полк) вошло в состав Терского казачьего войска Русской императорской армии.

Астраханские татары (тат. Әстерхан татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. Татары являются третьей по величине этнической группой в области, составляя порядка 7% её населения (свыше 60 тыс чел. на 2010 год).

Русские памятники XI—IX тысячелетий до нашей эры, найденные у станции Сероглазово Астраханской области дали название сероглазовской культуре (Кугат IV, Кулагайси, Каир-Шак 1, Каир-Шак III,Тентек-Сор, Же-Калган). Неолитические стоянки обнаружены в междуречье Волги и Урала, в Рынь-песках, в районе Досанга, Сероглазова, Караузека. К эпохе энеолита в Астраханской области относятся стоянки прикаспийской культуры — Кок-Мурун, Шошак III,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак. В среднем бронзовом веке.

Едисан (тур. Yedisan) — историческая область современной южной Украины в междуречье Днестра и Южного Буга. На западе граничила с Буджаком, на севере — с Турецким Подольем и входила в состав Османской империи (Силистрийский пашалык).

Российские укреплённые линии — укреплённые линии в России как система охраны и обороны границ и приграничных районов Русского государства, заключавшаяся в возведении укреплённых пограничных, сторожевых, оборонительных, кордонных, береговых линий и засечных черт на окраинах Российского государства в XVI — XIX веках для защиты внутренних территорий страны от нападений извне.

Терски́й город, Терка́, Терки́ (изнач. Тюменский острог, в финале существования Терский редут, иногда в поздн. источн. Терско́й город, Терек) — русское поселение-крепость (острог → город → редут) на Северном Кавказе в XVI—XVIII веках. Первоначально было возведено в устье Сунжи, несколько раз сносилось, восстанавливалось и переносилось. Как город сформировалось в дельте Терека на исчезнувшей ныне речке Тюменке — территория, соответствующая современному северо-восточному Дагестану (Кизлярский район.

Калмы́цкое ха́нство (калм. Хальмг хана улус), также Торгоу́тское ха́нство — государственное образование калмыков в XVII—XVIII веках в составе Русского царства и Российской империи.

Сарайчик (тюрк: сары — жёлтый, айчик — полумесяц, либо по другой этимологии — (Сарай-Джук) перс.: сарай — дворец (двор), монг.: жүк — малый) — первоначально один из торговых центров Улуг Улуса Золотой Орды. В 1242—1280 годах — столица Улус Шибана. Территория в составе Казахского Ханства.. Город находился на торговом пути из Европы в Китай через Поволжье и Хорезм на реке Урал. В 50 км от нынешнего города Атырау (Усть-Яицкий городок, Гурьев).

Казаки́ (др.-русск. козáкъ; укр. козаки́; польск. kozacy; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы) — представители казачества - военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана..

Касимовские татары (тат. qasıym tatarları, касыйм татарлары, самоназв. кәчим татарлары) — являются одной из групп татарского народа, в частности волго-уральских татар. Живут в г. Касимове и Касимовском районе Рязанской области. Часть расселена в Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Казани, Ташкенте и др. городах.

Иррегуля́рные войска́ в Росси́йской импе́рии — это вид войск Российской империи состоявшие из казаков и инородческих частей Русской императорской армии (РИА) Вооружённых сил (ВС) России.

Во́лжское (Во́лгское) каза́чье во́йско (во́лжские казаки́, волгари́, во́лгцы) — военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II.

Зайсанг — светский монгольский феодал в период, начиная со средних веков и кончая первой третью XX века.

Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.

Шлях (укр. шлях, белор. шлях — путь, от польск. szlach, ср.-в.-нем. slag — след, колея) — на Украине и на юге России XVI—XVII веков степная дорога около южных границ, также большая наезженная дорога, тракт.В старину шляхами называли степные дороги, по которым степные кочевники совершали свои набеги на славянские поселения. Играли в древней Руси огромную историческую роль в политическом, военном и торговом аспектах. По этим старинным путям двигались на Русь азиатские кочевые племена, начиная с печенегов.

Мурза́ (также Мирза, Мырза; от перс. ﺍﻣﻴﺮ ﺰﺍﺩﻩ‎, ами́р-задэ́ — принц) — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казахское, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда.

Кубанский погром — нападение на часть территории Юго-Восточной России в начале августа 1717 года ногайцев, черкесов (адыгов) и казаков-некрасовцев, живших на реке Кубань.

Азовское казачье войско — (в отличие от существовавшего с 1696 года по 1775 год Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке.

Полове́цкий язы́к (кыпчако-половецкий, западно-кыпчакский, куманский) — язык половцев (куманов, западных кыпчаков), живших в степи между Дунаем и Волгой в XI—XIV веках.

Френккардаши или черкесы-франки, черкесы-католики — не существующая сегодня этноконфессиональная группа черкесского народа, проживавшая в средние века в Зихии (Черкесии), а также в генуэских колониях в Северном Причерноморье.

Туркмены (ставропольские туркмены, самоназвание — туркмен) — этнографическая группа туркмен численностью свыше 15 тыс. человек (2010 г., перепись), проживающая на северо-востоке Ставропольского края (Туркменский и север Нефтекумского района). Предки трухмен переселились в конце XVII — начале XVIII века с полуострова Мангышлак, отделившись от туркменских племён чоудор, игдыр и союнаджи (в другой транскрипции эгдыровский, чавдуровский и сайнаджиевский). Это родовое деление сохранялось у ставропольских.

Булавинское восстание или Восстание Булавина — казацкое восстание (бунт), 1707 — 1709 годов, в Русском царстве, названное в честь лидера К. А. Булавина.

Аталычество (Аталык) — древний обычай, зафиксированный в этнографии Кавказа, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в другую семью, а затем возвращается к своим родителям (по истечении определенного обычаем времени). Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.

Каси́мовское ца́рство, или Каси́мовское ха́нство (тат. Касыйм ханлыгы, Qasím xanlığı, قاسم خانليغى‎) — феодальное государство, существовавшее в 1452—1681 годах в западной части Мещёры (ныне — территория Рязанской области). Главный город — Касимов.

Нурадин — титул правителя правого (западного) крыла, младшего соправителя бия (правителя), наследника бия в Ногайской Орде.

Оренбургская экспедиция (с 1737 года Оренбургская комиссия, 1734—1744) — государственное учреждение в России, ведавшее организацией торговли с народами Средней и Центральной Азии и дальнейшим присоединением их к России. Но из-за начала восстаний, совместно с Башкирской комиссией занималась его подавлением и строительством системы укреплений на юго-восточной границе Башкирии.

Тата́рская аристокра́тия — высший слой татарского дворянства в России. Татарская аристократия в российском дворянстве сформировалась из числа высшей знати и служилых людей татарских ханств, перешедших на русскую службу в силу различных обстоятельств. Это были как представители правящей династии чингизидов — ханы и султаны, на русской службе цари и царевичи соответственно, так и представители служилого сословия — беки, мурзы и казаки — князья, мурзы и служилые татары соответственно.

Набе́г, наскок, налёт, наезд, натёк — внезапное нападение на противника или вторжение на его территорию, толпой, малым отрядом, один из способов военных (боевых) действий на суше и на море.

Закамская засечная черта — укреплённая линия, созданная в 1652—1656 годах для защиты закамских и заволжских жителей от набегов калмыков, киргизов и башкир.

Александровский уезд был одним из 5 уездов Кавказской губернии (наряду со Ставропольским, Георгиевским, Моздокским и Кизлярским).

Московское государство — название, которым в XVI—XVII веках обозначалась территория Великого княжества Московского внутри Российского царства. Параллельно шёл процесс синонимизации этого названия с Россией в целом, продлившийся до переноса столицы в Санкт-Петербург и провозглашения Российской империи в начале XVIII века. В историографии XIX—XXI веков — одно из названий Русского централизованного государства конца XV — начала XVIII веков.

Украинцы, украинники, украинные люди (укр. украї́нники) — на Руси XVI—XVIII веков название населения пограничных земель — украин.

Ногайский шлях (от слов ногайцы и шлях) — название пути (c XVI века), по которому татары и ногайцы совершали набеги на русские земли в XIII—XVII веках. Так же была известна как ордобазарная дорога — использовалась для перегона скота на русский рынок. Ногайский шлях от ордынских кочевий в нижнем течении Волги имел два направления: правым берегом Дона, через урочище Казар (ныне Воронеж), до Рязани и Коломны; от Волгодонской переволоки по междуречью Хопра и Суры, пересекая верховья Цны, Польного Воронежа.

Третья череми́сская война — вооруженное выступление марийского народа против политики царских властей. Вместе с марийцами в восстании участвовали и другие народы Поволжья: чуваши, мордва, татары.

Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.

Назначенный в прошлом году новый мулла Г. К. Байгильдеев, открыл при мечети частную бесплатную школу и стал заниматься с детьми.

После Февральской революции произошли персональные перемены, но училище осталось.

Было в Армавире в ту пору и мусульманское кладбище, не столь уж удаленное от мечети, но расположенное достаточно изолировано от зоны сельско-городской застройки: оно размещалось в углу, образуемом слиянием Урупа с Кубанью.

Сегодня в городе происходит организационное становление немногочисленных, но деятельных религиозно-культурных общин тюркоязычных жителей Армавира и его сельской округи.

крымские татары не являются коренным народом Крыма, появились они там в 14 веке, после греков, готов, армян, караимов, славян . за 15-16-17-18 век они угнали в полон и продали в рабство около 1,5-2,0 млн. жителей Украины, королевства Польша, Великого княжества Литовского, Московского царства . хотя формально по придумкам ООН они попадают под категорию коренные народы - т.е. живущие в данной местности более 400 лет . а выселены они были из Крыма за сотрудничество с немцами и массовое участив в акциях против партизан и в уничтожении мирного населения Крыма .

А чего бы русских не выселить после войны.Они миллионами в плен сдавались и немцам служили.

в ВС Германии во Вторую мировую служили 150 тысяч солдат и офицеров с еврейским происхождением . 30 тысяч их отдали жизни за Гитлера . че ты об этом молчишь? а вот насчет миллионов так это ты врешь - в ВС Германии с оружием в руках служило около 70 тысяч из РСФСР . остальные 650-700 тысяч были просто рабочими, механниками, водителями, строителями, извозщиками и т.д. . они служили без оружия во вспомогательных подразделениях .

Полностью с Вами согласен
Вячеслав Симоньянц

"в ВС Германии во Вторую мировую служили 150 тысяч солдат и офицеров с еврейским происхождением"
Антисемитская сволочь Рифеев может и ссылку дать??

В этом разделе использованы наблюдения, сделанные А.В. Нерлинским, которому мы выражаем свою признательность. Он изучал старые русские военные карты, и в частности, морские, хранящиеся сегодня в военно-морских архивах Санкт-Петербурга.


Рис. 1.1. Рукописная карта Азовского моря 1702 года. Кстати, карта перевернута, то есть север помещен внизу, а юг — наверху. Взято из [73]


Рис. 1.2. На карте 1702 года там, где всегда жили и живут кубанские казаки, написано КУБАНСКИЕ ТАТАРЫ. Таким образом, в эпоху Петра I казаков все еще называли татарами. Взято из [73]

Нам могут возразить: кубанские казаки — это потомки запорожских казаков, ушедших при Петре в Турцию, а затем, уже в XVIII веке возвратившихся в Россию и поселившихся на Кубани.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Кубанские татары на картах России при Петре I.

1. Кубанские татары на картах России при Петре I. Удивительные факты, о которых мы сейчас расскажем, были обнаружены в 1994 году А. В. Нерлинским, которому мы выражаем глубокую признательность.А. В. Нерлинский изучал старые русские карты и, в частности, – морские карты,

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет.

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами [99], с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы [99], с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

1. Кубанские Татары = Кубанские Казаки на картах России времен Петра I

1. Кубанские Татары = Кубанские Казаки на картах России времен Петра I В этом и нескольких следующих разделах использованы интересные наблюдения, сделанные А.В. Нерлинским, которому мы выражаем свою признательность. А.В. Нерлинский изучал старые русские военные карты и, в

45. Любопытные названия на старых картах России, противоречащие скалигеровской версии истории

§ 61(2). Южная граница России при Иване Грозном, Крым, битва при Молодях, казаки

§ 61(2). Южная граница России при Иване Грозном, Крым, битва при Молодях, казаки Сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем 1571. Разгром Девлет-Гирея при Молодях Воротынским 1572. Строительство пограничных засек и валов. Станицы и сторожи. Освоение русскими южных степей.

§ 118. Внутренние дела России при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне

§ 118. Внутренние дела России при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне Во внутреннем управлении России в период временщиков надобно отметить прежде всего некоторые изменения в административных порядках Петра Великого. Было уже указано, что при Екатерине I был образован

§ 119. Внешняя политика России при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне

§ 119. Внешняя политика России при Екатерине I, Петре II и Анне Иоанновне Из внешних дел периода временщиков следует отметить, во-первых, что в царствование императрицы Анны (1732) Персии были возвращены взятые у нее при Петре Великом города на Каспийском море (§ 107). Русские

Глава X Казаки помогают России в войне с Крымом и Польшей

Глава X Казаки помогают России в войне с Крымом и Польшей Беспрерывные упорные битвы с турками и крымцами с 1637 по 1660 г. в низовьях Дона и отважные морские походы хотя значительно и обессилили казаков, но в то же время внушили им полную уверенность в возможности скорого и

Казаки и татары

2.3. Иерусалим как центр мира на первых картах Потом на картах появляются три города: Иерусалим, Рим и Константинополь

2.3. Иерусалим как центр мира на первых картах Потом на картах появляются три города: Иерусалим, Рим и Константинополь Согласно нашей реконструкции, Троя и Иерусалим — РАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ГОРОДА, расположенного на проливе Босфор, вблизи Черного моря, см. нашу

13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет

13.1. Мамелюки — это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ [99], с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ [99], с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году [797],

Казаки и татары

Глава XXI. Совещания панов о спасении отечества. — Выбор боевой позиции под Збаражем. — Казаки и татары осаждают панское войско. —Переговоры представителя казаков с представителем шляхты. — казацкое искусство маскировать военные действия. — Король идет к осажденным на выручку.

Глава XXI. Совещания панов о спасении отечества. — Выбор боевой позиции под Збаражем. — Казаки и татары осаждают панское войско. —Переговоры представителя казаков с представителем шляхты. — казацкое искусство маскировать военные действия. — Король идет к осажденным на

Внешняя политика России и её армия при Петре I Великом (1697-1709 гг.)

Внешняя политика России и её армия при Петре I Великом (1697-1709 гг.) Говоря о Северной войне 1700-1721 гг., мы не можем упустить такой фактор, как состояние внешней политики и организации вооруженных Сил стран участниц Северного союза (России, Дании, Саксонии и Речи Посполитой) в

Глава 13. Под Андреевским флагом (казаки на службе в Императорском регулярном флоте России)

Глава 13. Под Андреевским флагом (казаки на службе в Императорском регулярном флоте России) В сравнении с предыдущими главами — эта оказалась самой трудоемкой по сбору исторических фактов. Если сравнить составление истории казачества как морского сословия с процессом

С Романом Динисламовым мы поговорили об истории формирования татарской общины Краснодарского края, судьбе переселенцев из Татарстана, перспективах сохранения и развития татарского языка в регионе.

– Роман, сегодня мы наблюдаем повсеместное сокращение численности татарского населения в регионах страны. Есть ли такая тенденция в Краснодарском крае?

– По итогам переписей 2002 и 2010 годов, в Краснодарском крае проживают примерно 26 тысяч татар. А по данным МВД, татар в нашем регионе около 40 тысяч. Эти цифры получены два года назад. Сейчас, возможно, нас уже 50 тысяч.

За последние двадцать лет к нам активно переезжают из других регионов. Численность населения в Краснодарском крае достигла 6 миллионов человек. Интересно, что татары в наш край едут отовсюду, но только не из Татарстана. Хотя есть и такие. Переселенцы из Татарстана несколько лет поживут у нас и обратно уезжают. Я сам знаю несколько таких семей.

– С чем это связано, как думаете?

– Во-первых, у нас на юге совсем другой менталитет. Во-вторых, другой климат. У нас очень жарко и высокая влажность. К такому климату еще надо привыкнуть. Летом так жарко, что ночью невозможно заснуть. Тем, кто страдает астмой или другими заболеваниями дыхательной системы, у нас очень тяжело.

В-третьих, Татарстан – экономически развитый регион. Статистических данных не знаю, но думаю, что по качеству жизни Краснодарский край и Татарстан примерно на одном уровне. Поэтому люди не видят смысла менять один регион на другой. Если у тебя в Татарстане жизнь налажена, стоит ли только ради теплого климата уезжать оттуда? Можно же слетать на отдых. Можно к нам приехать, хорошо отдохнуть, развлечься. Самолеты летают пять раз в неделю. И цена билетов не кусается.

Роман Динисламов, фото Султана Исхаков

Название

– Число татар в вашем регионе не уменьшается, это радует. Значит, татары в Краснодарском крае живут неплохо? А проблемы есть?

– Проблемы такие же, как и в других регионах. Если верить историческим источникам, татары в Краснодарском крае жили еще сто лет назад. Сейчас мы стараемся найти документальные подтверждения этих данных. Побывали в краеведческом музее. Есть информация, что до революции несколько татар открыли тут школу и даже театр. Видимо, это были меценаты. Хотя в то время здесь татар было очень мало.

В Адыгее всего две татарские деревни. Одна называется Политотдел, другая – Киров. Названия не татарские, но население на 99 процентов татары.

В те времена как жили татары, чем занимались? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы.

Вообще Краснодарский край очень богат на национальности. На Кубани проживают представители 140 разных народов.

– Вы татарин? Почему ваше имя – Роман?

– В школах Краснодара преподают татарский?

У нас перенаселение из-за миграции. Районы растут ужасно быстро. Смотришь – равнина, через полгода там уже выросли дома. Население увеличивается, школы строить не успевают. Конечно, их строят. Но процесс строительства немного отстает от потока населения.

– Расскажите подробнее о воскресной школе.

– В этом году с начала года запустили уроки татарского языка для молодежи. Учеников пока немного – всего десять детей. Но их число увеличивается. Звонят, записываются. Проводим семинары, посвященные татарской семье, через них появляется интерес к родному языку. После таких семинаров приходят в воскресную школу.

Уроки проходят каждую субботу и воскресенье, обучение бесплатное. Занятия ведет учительница татарского языка Раиля Яриахметова. Для нас было важно официально организовать обучение. Сейчас эти уроки проходят в муниципальной организации. Чтобы записать ребенка на занятия, надо зайти по ссылке в нашем аккаунте в Инстаграме и заполнить форму.


– О чем вы рассказываете на семинарах?

Эти собрания можно было бы делать на разные темы. Но мы решили говорить о духовном, на близкую для татар тему – о семье. Потому что здесь речь идет о сохранении культурной среды на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа.

Основная аудитория этих семинаров – люди среднего поколения, у которых есть дети школьного возраста. После каждой встречи мы видим, что молодежь начинает интересоваться своей историей, культурой. В конце каждой такой встречи мы делаем какой-нибудь мастер-класс.

14 марта на семинар пришла одна из основательниц нашего центра Альфия апа, ей уже девяносто лет. Она вместе со своими единомышленниками 24 года назад начала эту работу. Остальных уже нет в живых. Альфия апа прекрасно себя чувствует, может и спеть, и станцевать. Она опора нашей организации. Мы ее очень уважаем.

– Как вы думаете, почему важно проводить такие семинары?

– Человек должен знать семью, роль каждого в семье. У татар издавна заложено чувство уважения к каждому члену семьи. Мы рассказываем о духовных ценностях.

Потом, это очень хорошо, чтобы увлечь детей. У них не должно оставаться свободного времени. Потому что на площади выходят ничем не занятые, ничего не понимающие школьники. Раз свободного времени у них много, они присоединяются к таким вот массовым мероприятиям. Наша цель – всегда занимать детей чем-то полезным. У них в голове должна быть правильная, полезная информация. Поэтому и проводим семинары, занятия.

Дети тоже бывают разные. Некоторые и к взрослым могут не совсем нравственно относиться. Поэтому им с малых лет надо объяснять, что такое нравственность, воспитанность. В наших семинарах речь идет об уважении, заботе о старшем поколении, родителях и других ценностях.

Какие еще мероприятия у вас проходят?

О Сабантуе и говорить, наверное, не надо. Наш любимый национальный праздник мы проводим очень красиво. Отрадно, что на Сабантуй приходят отдыхать не только татары, но и все жители нашего края.

Читайте также: