Тактика речевого общения 8 класс родной язык сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов.

Если педагог испытывает трудности в запоминании имен, то рекомендуется составить список имен и отчеств всех родителей и держать его на видном месте, например под стеклом на рабочем столе или на двери. Кроме того, существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Безусловно, для того чтобы собеседнику было интересно общаться с вами, необходимо иметь нужную для него информацию. Но также необходимо обладать достаточным словарным запасом, иначе вы рискуете просто-напросто быть непонятым. Причем большое значение имеет способность использовать в речи синонимы и антонимы, умение строить предложения. В разговоре с родителями не стоит употреблять профессиональные слова и выражения. Если же вы считаете это необходимым, то, произнося, возможно, незнакомые для них термины, сразу же, без паузы, дайте определение понятия. Такой способ поможет родителям точно понять вас. Кроме того, подобная тактика способствует повышению самооценки мам и пап (и особенно пожилых людей, которым иногда бывает трудно находиться в курсе современных изменений в языке), а также установлению контакта, равноправного общения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: учитель русского языка и литературы Шворак Н.Ю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: учитель русского языка и литературы Шворак Н.Ю.

Выполнила: учитель русского языка и литературы Шворак Н.Ю.

Цель занятия: доказать актуальность проблемы речевого этикета в наше время. З.

Куприн А.И. (1870-1938) Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизаци.

Куприн А.И. (1870-1938) Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Речевой этикет – это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых.

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правил их.

Владимир Мономах (1053-1125) Великий князь Киевский, мудрый правитель, доблес.



Разделы русского языка Фонетика Лексика Морфология Морфемика Словообразование.

Разделы русского языка Фонетика Лексика Морфология Морфемика Словообразование Пунктуация Синтаксис Стилистика

Расставьте ударение в словах Исте(ё)кший; Углубле(ё)нный; Щавель; Кашлянуть.

Расставьте ударение в словах Исте(ё)кший; Углубле(ё)нный; Щавель; Кашлянуть. Красивее; Диспансер; Све(ё)кла Сливовое; Банты; Поняла; Звонишь. Шофер; Христианин; Приданное.

Определите род имён существительных, подобрав к ним прилагательные. Рояль; Мо.

Определите род имён существительных, подобрав к ним прилагательные. Рояль; Мозоль; Тюль; Шампунь; Плацкарт(а); Манжет(а); Кенгуру;

Исправьте нарушение языковых норм. Нет сапогов; Две пары чулков; Узнать у биб.

Исправьте нарушение языковых норм. Нет сапогов; Две пары чулков; Узнать у библиотекарши; Отчёт за проделанную работу; Возникнула мысль; Ихний пример; Иметь важную роль; Играть значение; Ложи на место; Одень шапку.

Замените иноязычные слова русскими. 3) Креативный; Брутальный. 2) Аргументы;.

Замените иноязычные слова русскими. 3) Креативный; Брутальный. 2) Аргументы; Пленарный. 1) Дефект; Мемуары.

Замените старославянские слова современными. Перст, уста, чело, вирши, ваятел.

Замените старославянские слова современными. Перст, уста, чело, вирши, ваятель, пиит, говядо.

Отредактируйте предложения. Прождя два часа, мы разошлись. Возвращаясь домой.

Отредактируйте предложения. Прождя два часа, мы разошлись. Возвращаясь домой, шёл дождь. Разгрузивши машины, они стали отдыхать. Пастух зовёт своих соратников выгонять бурёнок на луга. На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки.


Петр Ильич Чайковский (1840-1893).

Петр Ильич Чайковский (1840-1893).

Рене Декарт ( 17 век)

Рене Декарт ( 17 век)


Краткое описание документа:

Цель занятия : доказать актуальность проблемы речевого этикета в наше время. Задачи , которые необходимо решить для достижения данной темы: 1. Рассмотреть историю вопроса. 2. Изучить, обобщить и систематизировать научный материал по теме. 3.Выполнить практическую работу по усовершенствованию навыков речевого общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке родного языка учащиеся 8 класса пополнят знания правил речевого этикета и познакомятся с основными особенностями русского этикета, научатся использовать этикетные формулы в общении.

Урок родного языка

Сформировать представление о речевом этикете.

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат.

Предметные умения

Личностные умения

Метапредметные умения

-формулировать правила позитивного диалога,

-строить диалог, используя вежливые слова.

-составлять и писать диалог, используя правила речевого этикета,

-составлять текст на заданную тему

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-проявление интереса к изучению темы;

— творческое отношение к составлению и оформлению высказывания

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— отбирать необходимую информацию и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении и оформлении диалога;

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять учебное действие в соответствии с правилами;

- возможность формулировать цели урока;

-принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные умения:

— слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога;

— учитывать мнение партнёра при работе в паре;

- возможность учиться формулировать собственное мнение и позицию;

-сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.

Работа с пословицами

Прочитайте русские пословицы и подумайте, о чем они.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Без рассуждения не твори осуждения.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Умей сказать, умей и смолчать.

На добрый привет дай добрый совет.

Сначала подумай, потом скажи.

Кто спорит, тот ничего не стоит.

Запишите пословицу, которая будет для вас на уроке правилом, девизом.

Чему учат нас мудрые пословицы?

О правилах речевого поведения, о правилах речевого общения.

  1. Ребята, я нарушила правила, я не поздоровалась с вами. Извините меня.

Определение темы урока

Я надеюсь, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Правильно о правилах общения, о речевом этикете, но поскольку у нас урок родного языка, мы будем говорить о русском речевом этикете и его национальных особенностях.

Подчеркните ключевые слова в теме и определите, какая работа на уроке нам предстоит.

Какие это слова?

1) узнать об особенностях и правилах русского речевого этикета;

2)научиться использовать этикетные формулы и правилами общения в устной речи в соответствии с речевой ситуацией;

3) воспитывать культуру речевого поведения, интерес к изучению русского языка

Начнем с главного СЛАЙД

Что такое речевой этикет. Прочитаем определение и запишем в тетрадь.

Работа с информацией в учебнике

А теперь вам предстоит познакомиться с интересной и полезной информацией.

1 ряд – Из истории русского этикета.

2 ряд- Ценности русского речевого этикета.

3 ряд – Речевой этикет у разных народов.

На поиск главной информации вам отводиться 6 минут, затем вы должны поделиться своими знаниями с классом.

1 ряд – Из истории русского этикета.





2 ряд - Ценности русского речевого этикета.

В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - требует от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

Сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Читайте также: