Анна ахматова и петербург сообщение

Обновлено: 07.07.2024

В 1890 году семья потомственного дворянина Андрея Горенко переехала из Одессы в Павловск, потом в Царское Село. Анна была третьим ребенком из шести детей Горенко. Свои первые стихи она написала в 11-летнем возрасте, но отец, узнав о поэтическом опыте дочери, попросил ее не срамить его фамилию. Анна взяла псевдонимом фамилию прабабушки – Ахматова. В 1910 году, в 20 лет, она вышла замуж за поэта-акмеиста и путешественника Николая Гумилева. Молодожены поселились в квартире Гумилева в доме №17 в Тучковом переулке.

Сам четырехэтажный дом в 1831 году принадлежал архитектору Полю Жако. Поль построил его вместе с выдающимся зодчим Карлом Росси. Дворовый фасад этого дома украшены дорическими колоннадами, поставленными одна на другую.

По Петербургу с Анной Ахматовой

Анна Ахматова – символ Петербурга наравне с его основателем – Петром I, писателями Пушкиным и Достоевским. С городом на Неве связана большая часть её жизни. Предлагаем прогуляться по местам, где жила, творила и отдыхала Анна Андреевна. Во время прогулки вы сможете увидеть петербургские доходные дома – скромные и роскошные, дворец одной из самых влиятельных семей Российской империи, кафе, в котором собирались поэты Серебряного века, и даже тюрьму, прославившуюся известными заключёнными – преставителями творческой и научной интеллигенции.

Из окон однокомнатной квартиры № 29, в которой жили супруги, виден храм Святой Екатерины – самый большой на Васильевском острове. На куполе собора располагается один из трёх ангелов, который согласно преданиям, охраняет Петербург.


Храм Святой Екатерины у Тучкова моста. Фото В. Васильева

Неподалёку, на Мытнинской набережной, жил художник Натан Альтман. Анна Андреевна ходила позировать к нему в мастерскую. В ходе этих встреч получился один из самых известных портретов Ахматовой. Сейчас он экспонируется в Русском музее.


Анна Ахматова, художник Н. Альтман, 1914. Государственный Русский музей.

Адрес: Тучков переулок, 17; Мытнинская набережная, 5.

Дом с башней был построен в 1903-1905 гг. по проекту М. Кондратьева, и сохранился до наших дней. Это прекрасный пример архитектуры начала XX в., сочетающий в себе черты эклектики и модерна: его фасады богато декорированы, интерьеры парадных украшены лепными панно и витражами.

Адрес: ул. Таврическая, 35.

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Адрес: ул. Итальянская, 4.

Дом Мурузи

Адрес: Литейный проспект, 24.

Фонтанный дом

Самый знаменитый адрес Анны Ахматовой в Петербурге. Славу ему принесли как расположение – квартира поэта находилась во флигеле Шереметевского дворца, так и то, что сейчас здесь находится музей Ахматовой – один из лучших в стране. Сейчас в его коллекции около 50 тысяч экспонатов, сотрудники регулярно организуют выставки, лекции и конференции, посвященные поэту, её окружению и эпохе. Благодаря деятельности музея сад Фонтанного дома стал одним из самых популярных мест у неравнодушных к литературе и истории петербуржцев и гостей города.

Интересно, что судьба дважды приводила Ахматову в Фонтанный дом – Шереметевский дворец. Впервые она поселилась в его северном флигеле в 1919 году со своим вторым мужем, востоковедом Владимиром Шилейко, и жила там до весны 1921 года. В то время дворец еще сохранял своё величие, напоминал Ахматовой Царское село.

Страх, во тьме перебирая вещи,
Лунный луч наводит на топор.
За стеною слышен стук зловещий
Что там, крысы, призрак или вор?

Шереметевский дворец, принадлежавший виднейшему графскому роду, строился десятки лет, начиная с 1712 года. Над его сооружением в течение двух веков работали лучшие петербургские архитекторы: А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, С. И. Чевакинский. Северный флигель, в котором жила Ахматова с Пуниным, был пристроен в 1867 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Адрес: Арсенальная набережная, 7; Воскресенская набережная, 12-14.

Судьба Анны Ахматовой неразрывно связана с Петербургом.

Тучков переулок, 17

Набережная реки Фонтанки, 18

Улица Чайковского, 7 (Сергиевская)

Анна Ахматова и Николай Гумилев

Фонтанный Дом

Дача в Комарово


Улица Красной Конницы, 4

«А я говорю, вероятно, за многих:/
Юродивых, скорбных, немых и убогих,/
И силу свою мне они отдают,/
И помощи скорой и действенной ждут”.

Ул. Ленина, 34

Это последний петербургский адрес Ахматовой. Трехкомнатную квартиру № 23 в новом доме на Петроградской стороне вместе с семьей Пуниных она получила от Союза писателей. Хотя этот район города недолюбливала. Не нравилась периферийность и отсутствие пушкинских мест, что для нее много значило. В квартире Анна Андреевна занимала самую маленькую комнату с окнами на север. Правда, как писали в воспоминаниях очевидцы, все скрашивал уютный сквер, где росли шиповник, сирень и жасмин.

Как и предыдущие, квартира на улице Ленина не была постоянным пристанищем Ахматовой. В одном из писем к А. Найману она упоминает о своем "доме" – причем слово "дом" взято в кавычки. Не случайно в это время она часто гостила у друзей в Москве, подолгу жила в "Будке" и в Доме творчества в Комарове, продолжая работать, несмотря на преклонный возраст и трудную кочевую жизнь. Именно здесь к ней пришли вести, подтверждающие мировое признание ее творчества. В 1964-м отсюда она уезжала в Италию, где ее наградили литературной премией. На следующий год – в Англию, где получила диплом почетного доктора Оксфордского университета. Побывала и в Париже.

Анна Ахматова, Анатолий Найман

10 марта 1966 года траурная процессия, провожающая поэта в последний путь, остановилась у дома № 34 по улице Ленина, где жила и творила Анна Ахматова. Похоронена она на кладбище в Комарово, среди тишины и сосен.

Памятники Ахматовой

Один из наиболее известных установлен на набережной Робеспьера (напротив широко известных "Крестов"). Она смотрит на некогда печально знаменитую тюрьму… В напряженной фигуре скрытое от посторонних глаз страдание. Сюда в 1939-м заключили как "врага народа" ее сына Льва Гумилева. Ахматова носила ему передачи, стояла в бесконечных очередях.

mqdefault (1) (320x180, 6Kb)

Как приятно тёплым весенним вечером пройтись по улицам Петербурга, посетить Невский, увлекающий людей в бесконечное движение ночной жизни, пройтись по маленьким улочкам центра и, наконец, забрести на Дворцовую площадь и долго стоять и смотреть в тёмное звёздное, потрясающее своей таинственностью небо.

И тут же возникает ощущение необъяснимости, неразгаданности всего города, ощущение того, как мало известен город людям, которые в нём живут, как много нераскрытого в нём, какое множество тайн скрывает он на своих улицах, площадях и садах.

5903b3f0850644a04075bd9c4c13c2eb (350x282, 32Kb)
L3ZtL3Bhbm92L3B1YmxpY19odG1sL2ltYWdlcy9zdG9yaWVzL2FydC1zcGItcnVzbGFuL3BpdGVyL3BpdGVyMzAtNDAvcGl0ZXIzMC00MC1wZXJpbi1yaWFkLWthemFrL1NmaW5rczMwXzQwX2kuanBn (220x160, 4Kb)

Как же изучить этот город, чтобы он стал понятным каждому, кто живёт в нём? Это очень просто: открыть сборник стихотворений Анны Андреевны Ахматовой, где в в любом стихотворении можно обнаружить строки, посвящённые Петербургу. Её стихи открывают нам этот величественный город.: и старый Петербург, и Петроград, и Ленинград.

Город в стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург-один из главных героев лирики Ахматовой. Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём . Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри. В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.

Внимание к подробностям и деталям пейзажа становится особенностью стихов Ахматовой. Для неё -город, "горькой любовью любимый", Нева, Фонтанка, Невский, каналы и дома-места обитания её духа:

Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра.("Стихи о Петербурге"

Именно в Петербурге происходят главные события любой драмы Ахматовой. Город в её стихах-не фон событий, а участник всего происходящего. Воспоминания любви в стихах непременно перекликаются с образом города. Это единство города и переживаний Ахматовой становится особенностью, чем-то новым, что внесла Ахматова в тему Петербурга:

А мы живём торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налёту ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь, -

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.(" Ведь где-то есть простая жизнь и свет"

" Чудесный город Петров" переходит в город" обречённый" к концу 1913 года, который стал рубежом, разделяющим мирную жизнь и ужасы гражданской войны. Город для неё-" грешник, видящий райский перед смертью сладостный сон". Но город не перестаёт быть любимым для Ахматовой.

Тот голос, с тишиной великой споря,

Победу одержал над тишиной

Во мне ещё, как песня или горе,

Последняя зима перед войной!

Белее сводов Смольного собора

Таинственней, чем пышный Летний сад,

Она была. Не знали мы, что скоро

В тоске предельной поглядим назад.( "Тот голос, с тишиной великой споря"

Итак, жить в Петербурге становилось" торжественно трудно", но это была жизненная необходимость, судьба поэтессы.Это сочетание трагичности и невозможности разлуки Ахматовой с городом несёт в себе совершенно новые описания Петербурга. Город из" прекрасного станет "опальным".

Когда война поставит под угрозу само существование Петербурга, Ахматова ощутит, что город-это живое существо, и Ахматова, вынужденная покинуть город, тяжело будет переносить разлуку. Отечественная война сильно его изменит:

Ленинградскую беду

Руками не разведу,

Слезами не смою,

В землю не зарою,

За версту я обойду

Ленинградскую беду.

Я не взглядом, не намёком,

Я не словом, не попрёком,

я земным поклоном

В поле зелёном

Помяну.( " Причитание")

Рушилась жизнь поэтессы, рушился город, дорогой и любимый. Судьбу Ахатовой нельзя отделить от судьбы Петербурга Тема города в её стихах-это удивительный поэтический мир..В " Поэме без героя" тема города откроется полнее.Прошлое Ахматова видит уже из 60-ых, но с необыкновенной точностью

Петербург в 1913 году

За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем - мне некогда ждать.

У Ахматовой в образах города нет символических описаний, есть лишь восхищение им, разговор с ним. Город-это лучшее, что есть в её жизни.Мы в праве назвать Ахматову поэтом одной темы-любви.Но эта тема лишь заглавная в её творчестве, все остальные переплетаются или проходят сквозь неё.

"Петербург был самым большим подарком , который получила от жизни Ахматова. Редко кто мог разговаривать о городе, да и с самим городом, как Ахматова"

В " Поэме без героя" есть единственные в своём роде строфы-обращения к миру на языке любовной лирики:

Ты мой грозный и мой последний,

Светлый слушатель тёмных бредней,

Упованье, прощанье, честь.

Предо мной ты горишь, как пламя,

Надо мной ты стоишь,как знамя,

И целуешь меня, как лесть, Положи мне руку на темя, -

Пусть теперь остановится время

На тобою данных часах.

Многие поэты и прозаики писали про этот прекрасный и до сих пор неразгаданный город.

Достоевский, Некрасов, Блок посвящали свои произведения Петербургу. Но для них город был лишь местом обитания, а для Ахматовой Петербург явился предметом любви, именно ему она посвятила всё своё творчество.

1000158521 (200x296, 13Kb)
000330523_1-b4a8158054e2e16d48b492cb56bdde1c-200x500 (200x150, 14Kb)

xaTN5lV8wfE (604x242, 29Kb)

Летний сад Я к розам хочу, в тот единственны сад ,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

news_text_3556_25298_afisha314 (314x225, 29Kb)
Ahmatova-209x300 (209x300, 18Kb)

КАФЕ " БРОДЯЧАЯ СОБАКА"

a_58a32215 (200x329, 23Kb)

Все мы бражники здесь, блудницы,

Читайте также: