Свято успенский монастырь старица сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Два инока - Трифон и Никандр - пришли на эту землю из Киевских пещер и стали здесь жить и слову Божию учить приходящих к ним. Так начинается история Успенской обители в городе Старица .

Старицкий Успенский монастырь является одним из старейших монастырей Тверской области, по одной из версий он был основан в 1110 году.

Конечно же тот первый монастырь и этот не имеют ничего общего кроме названия и месторасположения. Строительство современного Успенского монастыря было начато при Андрее Старицком - первом удельном князе в 30-годы 16 века, а уже позже его племянник Иван Грозный продолжил строительство.

В 1919 году Свято-Успенский монастырь был закрыт, а чуть позже - в 30-е годы 20 века была разобрана и монастырская стена. Камень, оставшийся от разбора пошел на строительство водонапорной башни в Твери .

Привести в порядок Свято-Успенскую обитель в первый раз задумали в 1944 году, но тогда это так и осталось лишь в планах.

Только в 1997 году благодаря фонду “Возрождение” монастырь было решено полностью восстанавливать.

Через Южные святые ворота проходим на территорию обители.

Небольшая ухоженная территория: аккуратно подстриженные кустарники, ровные газоны, большой яблоневый сад - во всем чувствуется заботливая рука. Людей на территории немного - не так уж популярна среди туристов Старица. Но оно и к лучшему - можно побродить по территории без лишней суеты - никто не будет смотреть в спину или неодобрительно шептаться при виде фотоаппарата. Кстати, на входе никаких табличек по этому поводу нет - значит фотосъемка разрешена.

Белокаменный Успенский храм , отстроенный в 1530 году, является главным строением на территории монастыря. Построен он был по указу тогдашнего князя Андрея Ивановича Старицкого. При строительстве зодчие ориентировались на Успенский собор Московского кремля - именно так пожелал князь.

Небольшая часовня перед Успенским храмом является усыпальницей генерала Глебова-Стрешнева.

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

Старицкая обитель была основана не на том месте, где распо­лагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше – в глухом лесу, где два инока поставили для себя келью. Постепенно число братии множилось, место вокруг иноков обживали и другие монахи – с мо­литвою и без празднословия. Так образовался монастырь, а вокруг мо­настыря – селение.

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.

В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.

То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.

Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.

По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.

После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.

Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.

Царь Иван Грозный обвинил своего двоюродного брата в измене, отправил его в ссылку в Старицу, а впоследствии вынудил его принять яд.

XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

Корни обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано:

С конца XII века обитель стала управляться игуменами, первым из которых был Иринарх. В XIII веке в Успенском монастыре резко выросло число братии. Так, в большом синодике после имени архимандрита Филарета перечислено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леонида – уже 154 имени. В 1272 году храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон.

XIV-XV века были периодом борьбы между Москвой и Тверью, и лишь в 1485 году Тверские земли были присоединены к Москве, а Старица стала центром уезда Московского государства. Наставший мир положил начало расцвету Успенской обители.

XVI век также был эпохой великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью. Первоый патриарх Московский святитель Иов принял здесь постриг, был архимандритом обители, а затем был сослан сюда за отказ присягнуть Самозванцу и скончался в монастыре в 1607 году. Архимандритами Успенского монастыря был Герман, впоследствии святитель Казанский, и Дионисий, позднее преподобный настоятель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году. Старицкий Свято-Успенский монастырь также был крупным хозяйством и центром грамотности и культуры.

Смута начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены. Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

В 1681 году страшный пожар довершил разрушения нанесенные захватчиками: cгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. Восстановление зданий стало толчком к сооружению новых и в конце XVII века в монастыре проводились большие строительные работы. На месте сгоревшей надвратной церкви в 1694 году была сооружена каменная церковь во имя святого Иоанна Богослова. В 1750 году было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а спустя десятилетие обновлён Успенский собор. Тогда же был перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова.

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище. В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, зачинщиком создания и жертвователем которого стал генерал-майор А. Т. Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора, а нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. 20 августа 1824 года в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени. Первое десятилетие XX века ознаменовалось для истории Старицкого Свято-Успенского монастыря двумя знаменательными датами: 300-летием со дня преставления первого патриарха Российского и 800-летним юбилеем обители.

После 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла монастырь и в его истории наступил период забвения. Великая Отечественная война также оставила свой разрушительный след: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев, после военных действий почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии. После войны основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации.

Новый этап в истории монастыря начался с конца XX. 18 апреля 1997 года Священный Синод постановил:

Летом 2002 года в Старицкой Вознесенской церкви были обнаружены мощи и личные вещи местночтимой схимонахини Пелагии, которая приходилась духовной матерью первому Российскому патриарху Иову. Мощи были перенесены в Успенский собор монастыря, где покоятся и ныне. 2 июля 2007 года в обители состоялись торжества, посвященные 400-летию со дня преставления первого патриарха. Фонд возрождения монастыря намечает полностью возродить комплекс обители к 2010 году, к 900-летнему юбилею обители.

Святыни

Мощи местночтимой схимонахини Пелагии, духовной матери первого Российского патриарха святителя Иова, покоятся в Успенском соборе монастыря.

Архитектура

Успенский собор
Успенский собор

Успенский собор

Главная монастырская постройка – белокаменный Успенский собор, построенный по заказу князя Андрея Старицкого к 1530 году. С него началось создание нового ансамбля Успенского монастыря. Декоративные детали в убранстве соборного храма имеют общие черты с Успенским собором Московского Кремля.

Церковь Введения Богородицы во храм

Вторым по значению сооружением Старицкого монастыря является трапезная с церковью Введения. Церковь была построена по заказу Ивана Грозного предположительно к 1570 году. Основной объём трапезной палаты традиционен для аналогичных монастырских сооружений XVI века. В 1802 году с севера к церкви была пристроена паперть, а еще позже, с южной стороны – палата для монастырской ризницы.

Троицкая церковь

Настоятельский и братский корпуса

Настоятельский и братский корпуса относятся, скорее всего, к числу сооружений, появившихся по инициативе князя Андрея Старицкого – в 1-й трети XVI века. Уцелевшая фрагментарно древнейшая часть корпуса возводилась в несколько этапов. Сначала был выстроен восточный одноэтажный братский корпус, который изначально состоял не из двух, а из трёх палат. Настоятельский корпус появился позже – его пристроили с запада к одноэтажному зданию.

Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова
Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова

Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова

Стены и башни

Первое каменное ограждение Старицкого Успенского монастыря относится к 1-й трети XVI века. В середине XVIII века в западной части стены было выстроено здание духовного училища.

Настоятели и наместники

  • Трифон (1110 - 1127)
  • Никандр (1127 - 1153)
  • Мисаил (1153 - ?)
  • Порфирий (? - 1164)
  • Феодорит (1164 - 1193)
  • Александр (1193 - 1203)
  • Иринарх (1203)
  • Александр (1203 - ?)
  • Герасим
  • Симеон (? - 1220)
  • Варсонофий (1200 - ?)
  • Иона
  • Никандр
  • Кирилл
  • Исаия (? - 1240)
  • Варлаам (1240 - ?)
  • Леонид
  • Филарет (? - 1272)
  • Мефодий
  • Лаврентий
  • Антоний
  • Иона
  • Феодосий
  • Савва (? - 1283)
  • Симеон (1283 - 1289)
  • Варнава (1289 - ?)
  • Киприан
  • Герман
  • Иосиф
  • Арсений
  • Боголеп
  • Серапион (? - 1292)
  • Дорофей (1292 - 1304)
  • Иаков (1304 - 1312)
  • .
  • Свт. Герман Казанский (1551 - 1553)
  • Игнатий (1553 - 1559)
  • Свт. Иов Московский (1559 - 1571)
  • .
  • Пимен (1601 - 1607)
  • Прп. Дионисий Радонежский (1607 - 1610)
  • .
  • Мефодий (1617 - 1623)
  • Иосиф (1623 - 1653)
  • Леонид (1653 - 1655)
  • Тихон (1655 - 1658)
  • Исаия I (1658 - 1662)
  • Варлаам (1662 - 1669)
  • Сергий (1669 - 1672)
  • Варлаам II (1672 - 1683)
  • Исаия II (1683 - 1697)
  • Корнилий (1697 - 1716)
  • Иоаким (1716 - 1719)
  • Мельхиседек (1719 - 1722)
  • Иона (1722 - 1732)
  • Тарасий (1732 - 1769)
  • Варфоломей (1763 - 1768)
  • Филимон (1769 - 1770)
  • Христофор (1770 - 1776)
  • Макарий (1776 - 1783)
  • Арсений (Москвин) (1783 - 1784)
  • Александр (1784 - 1785)
  • Амфилохий (1785 - 1785)
  • Елпидифор (1785 - 1792)
  • Павел (1792 - 1795)
  • Варлаам (1795 - 1796)
  • Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796 - 1798)
  • Анастасий (1798 - 1806)
  • Антоний (1806 - 1807)
  • Иоанникий (1807 - 1808)
  • Сергий (1808 - 1808)
  • Серафим (1808 - 1811)
  • Иоасаф (1811 - 1816)
  • Владимир (1816 - 1818)
  • Ириней (1818 - 1821)
  • Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 - 2 августа 1823)
  • Серафим (1823 - 1824)
  • Антоний (1824 - 1825)
  • Макарий (1825 - 1832)
  • Александр (1832 - 1856)
  • Феодор (1856 - 1858)
  • Адриан (1858 - 1865)
  • Мефодий (1865 - 1866)
  • Гавриил (1866 - 1867)
  • Поликарп 1868 - 1871
  • Марк (1871)
  • Гавриил (1871 - 1884)
  • Виталий (1884)
  • Агафангел (1884 - 1888)
  • Арсений I (1888 - 1894)
  • Алексий (1894)
  • Арсений II (1894 - 1896)
  • Николай (1896 - 1905)
  • Тихон (1905 - 29 марта 1908 [1])
  • Павел (Крылов) (29 марта 1908 - 25 августа 1918)
  • Тихон (1918 - ?)
  • Алексий (? - 1923)
  • Кирилл (? - 1928)
  • .
    • Гермоген (Чирков) (1997 - 12 октября 2007)
    • Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 - 9 июля 2019)
    • Паисий (Новоженов) (с 15 июля 2019), и/о [2]

    Использованные материалы

    [1] Указ Святейшего Синода №3894. См. "Епархиальные распоряжения и известия", Тверские епархиальные ведомости, 1908, №17-18, с. 179.

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.



    Как и большинство русских монастырей, Старицкий монастырь построен в виде крепости. А вход идет через воротную башню, как и положено в средневековых крепостях.


    Как только заходим, сразу попадаем в царство красоты! Слева - Введенская церковь, прямо - колокольня, где был похоронен первый русский патриарх Иов, справа - Успенский собор.


    Крепостная стена. На стене в былые времена стояли вооруженные монахи, готовые дать отпор врагам.
    Почему монастыри были так похожи на крепости? Во-первых, очень часто они для военных целей и строились. Под видом распространения православия ставилось мощное укрепление на границах княжества, чтоб совместить два в одном - и распространение своего влияния через религию, и усиление своей военной мощи на границах. Во-вторых, сами монастыри тоже желали себя защищать - по Руси всегда бродили большие толпы разбойников, которые с удовольствием грабили монахов, чтоб отнять у них пожертвования верующих.


    Введенская церковь тоже напоминает небольшой средневековый замок. Суровые были времена. Построена она была в 1570 году при Иване Грозном.


    Считается, что монастырь основали в 1110 году два монаха из Киево-Печерской Лавры. Однако в 14 веке во время междоусобных войн между тверскими и московскими князьями - он был разрушен. Безбожные и злые были времена. Города и монастыри чаще уничтожались своими же русскими князьями, чем монголами, под чьим игом Русь тогда находилась. В 16 веке Старицкий монастырь возродился при последних князьях Старицы. Потом они были все поголовно истреблены безумным выродком Иваном Грозным, которому Андрей Старицкий приходился дядей. Были убиты почти все его дети и внуки, включая младенцев, а также их прислуга. Старицу и монастырь Иван Грозный прибрал тогда в личные владения. Все это происходило на глазах Иова, который тогда был монахом, потом настоятелем монастыря. И не удивительно, что Иов , первый русский патриарх, потом был так верен Борису Годунову - он прекрасно видел разницу между полоумным бесом, который просто уничтожал русскую землю, и достойным царем - созидателем, поднимавшим ее из руин.

    Введенская церковь увидела кровь погибших и от рук других извергов. В годы войны здесь фашистами были заперты в мороз пленные красноармейцы, которые умерли все там от холода, 78 человек. Так получалось, что и большевики, и фашисты - нередко использовали мощные крепостные постройки в качестве тюрем для своих пленников.


    Успенский собор был построен тоже в 16 веке. На фото столетней давности он выглядел иначе. Но после разрушений, сделанных большевиками, потом фашистами - его надо было восстанавливать из полуразрушенного состояния. И монастырь со своими постройками был реставирован в 2000-е. Поговаривают, что при участии вице-премьера Христенко, мужа Голиковой, что возглавляла Счетную палату. Они смогли подключить к реставрации олигархов, выбить из них деньги, и монастырь был почти идеально восстановлен. Только главы Успенского собора стали выглядеть слегка иначе. В остальном - полное соответствие облику, что был до революции.


    Еще одни ворота с башней. Здесь же - надвратная церковь Иоанна Богослова. Построена в 1694 году.


    Памятник Иову - первому русскому патриарху. Иов был личностью героической, очень достойной. Поэтому о нем надо сказать побольше. До Бориса Годунова в России не было своего патриарха. Но при Борисе Россия стала выходить из жуткого разорения, в которое ее вверг Иван Грозный, сначала устроивший почти полное вырезание части русских земель, а потом еще и проигравший в пух и прах Ливонскую войну, после чего вражеские отряды изрядно опустошили то, что еще не успел разорить московский царь. Последствия проигранных войн и опричнины - были очень тяжелыми. Борису Годунову удалось вернуть почти все, что потерял в войне Грозный , укрепить государство, построив новые крепости, заключить выгодные мирные договоры. Положение России в мире укрепилось. И она смогла выбить себе право получить своего собственного патриарха, договорившись с Константинополем (и видимо, щедро одарив тамошнего патриарха). Первым русским патриархом стал Иов, который сделал очень много для распространения христианства на Поволжье, а также в Сибири. Иов занимался печатаньем книг, распространением грамоты в русских землях. И родом он был из Старицы. В этом монастыре и начинался его духовный путь


    Здесь же он в конце жизни был и погребен. И это очень хорошо, что хотя бы здесь ему есть памятник. Потому что Иов был образцом христианского поведения, в отличие от многих других православных деятелей, чье поведение вызывает очень много вопросов.



    На фото слева частично попал Троицкий собор, построенный в 1819 году. В центре - Успенский, построенный в 1530 году, при князе Андрее Старицком. Справа - колокольня с часовней патриарха Иова, возведенная над его усыпальницей. Она построена в 1685 году.


    Еще одна часть крепостной стены монастыря. Стены и башни были почти целиком разрушены большевиками. Оставались лишь руины. Именно их в первую очередь восстановили на деньги олигархов и чиновников. Бывает и от них польза.


    Это просто чудо, что на такой небольшой территории смогли вместить столько разной красоты!


    Троицкий собор. Газон перед ним идеально подстрижен. Интересная деталь - монастырь открыт, нигде ничего не огорожено. Монахов вообще не видно, охраны какой-то тоже. Такое ощущение, что он создан именно для людей, для прихожан и туристов, чтоб они могли насладиться красотой, а также побыть в тишине, помолиться, или просто подумать о прошлом. Здесь ничем не торгуют, как в Троице-Сергиевой лавре, здесь ничего не закрывают от людей - а создают идеальную комфортую обстановку, чтоб здесь каждый себя чувствовал хорошо. Это просто чудо! Сюда так тяжело добраться, и место это мало известно, но если все же кто доедет - то никогда не пожалеет!


    Вот пример - сидят на траве местные девушки, фотографируются. Никто их не гонит, даже не шипит, и косо не смотрит.


    И вновь крепостная стена. От серьезной армии бы не защитила. А от разбойных шаек - могла спасти!


    В башенках могли сидеть в те времена вооруженные часовые, смотревшие по сторонам, не приближается ли кто.


    Чудесное место! Здесь хорошо чувствуется дух русской старины.


    Часовня Георгия Победоносца. На ней стоит дата - 1914 год. Хотя построили ее в 2007 году. Вероятно, в 1914 году тут стояла тоже какая-то часовня, потому и указан этот год


    Внутри купель, а также два крана, где можно набрать святую воду.


    Краны весьма необычной формы.


    Идем к колокольне


    Табличка, напоминающая, что это памятник архитектуры. Даже в СССР это поняли, и взяли под охрану то, что не успели разрушить во времена озверелого большевизма, в 20-30-е годы.


    Древнерусский каменный крест



    ЭЭто гробница патриарха Иова. Надгробная плита над его могилой.


    Дальше идем к Успенскому собору


    Архитектура начала 16 века. Таких древних храмов очень мало в Центральной России. В ней есть еще черты древнерусской архитектуры. Потом все это начнет исчезать.


    Очень радующая душу табличка! Обычно у нас все запрещают. А тут наоборот - разрешают! И лишь просят не снимать монахов. Все для людей, душевно и уважительно!


    Внутри Успенского собора.


    Красиво и величественно!


    Я снимал там очень много, но оставил лишь эту фотографию. Все остальное, мне кажется, лучше увидеть своими глазами.


    Каменные надгробия (Некрополь)


    Сами могилы многие утеряны, но найденные останки захоронены позже в костнице


    Идем смотреть Введенскую церковь


    Если посмотреть на окна. то можно увидеть, какие у церкви толстые, мощные стены. И правда - как рыцарский замок.



    Тихо, спокойно. Кроме нас - ни души.


    А вот теперь самое главное. Когда-то здесь был музей. И многие экспонаты музея - до сих пор выставлены здесь под стеклом. Это очень здорово! Церковь сохраняет роль образования и просвещения, не убивая целиком то, что ей досталось, как это часто происходит в других монастырях


    Можно увидеть старинные книги!


    И сравнить текст трехсотлетней давности - с современным.


    Выходим наружу. Гуляем вдоль стены. В дальней башенке - устроен туалет. Бесплатный, и туда ведет указатель, чтоб паломники не страдали от неизвестности.


    Маленький закуток, видимо братская территория. Единственное огороженное место, очень маленькое и скромное. И кстати - никаких запрещающих табличек нет даже здесь.


    Введенская церковь, вид с другой стороны.


    Осталась непосещенной Троицкая церковь, перед которой сидели на траве девушки. Идем внутрь


    Все расписано яркими красками



    Раз можно фотографировать, значит нужно это делать - чтоб показать красоту читателям. Кстати, в храме сидела бабуля - смотритель, как в музее. Но так как была просьба не фотографировать служителей, ее в кадре нет


    И еще кое-что осталось . Небольшое подземное помещение у Введенской церкви.


    Предупреждаю - не для слабонервных!


    Идем вниз по древним ступеням


    А там нас ждут кости и черепа!


    Это останки тех, чьи могилы были утеряны.


    Со вспышкой. Выглядит мрачно. Но это тоже наша история. И часть наших традиций.


    В конце помещения икона. Здесь похоронены были многие жители Старицы. И те, у чьих предков утерялись могилы, могут прийти сюда, и ставить свечку, так как среди останков весьма вероятно - их родственники.


    Табличка, рассказывающая о том, что это такое


    Выходим из монастыря. Надо еще дойти до автовокзала, чтоб купить билет на автобус в Тверь. Замечательное место!


    Смотрим на другой берег. Там тоже старинные храмы. Все вместе они смотрятся просто сказочно. До чего же красиво в Старице! Как много потеряли те, кто поленились сюда поехать. Вот она, Русь - во всей ее красе, Русь настоящая.


    Напоследок - прикреплю наше групповое фото , сделанное утром на другом берегу. И за нашими спинами - Успенский монастырь


    Читайте также: