Святители московские митрополиты петр и алексий 6 класс сообщение
Обновлено: 15.05.2024
Святой митрополит Петр родился на Волыни от благочестивых родителей. Двенадцати лет поступил в монастырь. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.
В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
Святитель Петр, митрополит Московский, скончался 21 декабря 1326 года. (Сведения о нем помещены 21 декабря.) Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533–1584) царице Анастасии (1547–1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.
От святителя Петра сохранилось три послания. Первое – к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.
Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом. Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли [1] .
Полное житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.
Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.
По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: "Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии". Слова Божией Матери в точности исполнились: патриарх Константинопольский Афанасий (1289–1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.
Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1328–1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого Первосвятителя Русской земли. 21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители.
О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.
Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген – в 1913 году.
Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
-
в изложении свт. Димитрия Ростовского.
- "Празднование святителям московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Примечания
[1] О святителе Петре – "Журнал Московской Патриархии", 1959, N 8, с. 54-59; 1966, N 9, с. 54-61; 1976, N 12, с. 61-66.
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Московские святители Петр, Иона, Филипп, Алексий были митрополитами в разные времена, но тяжелые периоды для России. Они заботились о своей пастве, строили храмы и монастыри, содействовали распространению православной веры.
Московские митрополиты Петр, Иона, Филипп, Алексий
Святой Петр в раннем возрасте поселился в монастыре. За послушание и достойные труды Патриарх Константинополя Афанасий возвел его Московским митрополитом. Тяжелое бремя выпало Святителю – управление митрополией во времена татарских нашествий.
Святой много духовных и физических сил потратил для утверждения православной веры:
- призывал прекратить вражду князей;
- перенес кафедру митрополии из Владимира в Москву, что было важным событием в те смутные времена.
Святой Алексий по происхождению боярин, в 15 лет решил постричься в монахи, пришел в Богоявленскую обитель.
Митрополит Московский посвятили святого Алексия во Владимирское епископство, а затем после смерти Владыки он занял его место. В те времена Русская церковь испытывала трудности в связи с претензиями литовской и волынской митрополии. Святой не смог противостоять распрям в церковной и политической жизни, в результате Русская епархия разделилась.
Святой Иона родом из Галича, постригся в иноки в галичской обители. Святитель был рукоположен Рязанским и Муромским архиепископом. Затратил много духовных и физических сил для обращения в православную веру языческих племен:
- Святитель Иона, став епископом Московской епархии, неустанно заботился о пастве.
- Во время нападения татар на Москву осуществил крестный ход с молитвой Богородице.
- Обладал даром чудотворения.
Святители Петр, Алексий, Иона стремились в своей духовной деятельности к единению русского государства, которое разрывалось между усобицами князей и страдало от нападения внешних врагов. Другое время досталось Филиппу – это период царствования Ивана Грозного, который знаменит своей внутренней политикой в отношении оппозиции бояр.
Он уроженец Москвы боярского происхождения. Его мать овдовев, приняла монашество, а сына оставила проживать в царском дворце. После бунта боярина Старицкого он сбежал на Соловецкие острова в обитель, где постригся в монахи, затем стал настоятелем.
Иван Грозный стремился получить поддержку церкви, предложив настоятелю обители пост епископа Московской митрополии. Святитель согласился при условии ликвидации особых мер по разгрому оппозиции бояр. Царь просил его не касаться государственных дел, но оставил ему привилегию заступаться за лиц, попавших в немилость.
Затишье опричнины длилось не долго. Разбои и убийства бояр продолжились. Накануне великого поста царь Иоанн в темной одежде опричника явился к митрополиту получить благословение, но тот отказал. Тогда государь разозлился и приказал доставить епископа в Тверской монастырь.
Молитва святителям
Митрополиты Петр, Алексий, Иона причислены к лику святых, а Филипп кроме святости стал мучеником, умер насильственной смертью, его задушил опричник Малюта Скуратов.
Храм святителей московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа находится в Москве, Посланников переулок. День памяти святых 18 октября.
МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЯМ МОСКОВСКИМ: ПЕТРУ, АЛЕКСИЮ, ИОНЕ, ЕРМОГЕНУ И ФИЛИППУ
О, всехвальные святители Христовы и чудотворцы Петре, Алексие, Ионо, Ермогене и Филиппе! Приимите сие малое моление от нас грешных, к вам прибегающих, и теплым вашим предстательством умолите Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да, призрев на ны милостивно, дарует нам согрешений наших вольных и невольных прощение, и по велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостойных Небеснаго Царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых митрополитах московских:
Московские святители Петр, Алексий и Иона сегодня для нас, по большей части, лишь имена из молитвослова. Мы взываем к их помощи, но о том, кто они, каковы были их дела — не помним. О том, как митрополиты управляли Русской Церковью в тяжелые времена ордынского владычества и княжеских усобиц, их делах и чудотворениях рассказывает Тимур Щукин.
Митрополит Петр: первый московский
Можно было бы сказать, что и написание жития и канонизация преследовали политические цели. Это так, но агиографическая скупость указывает на то, что житие правдиво, что оно рассказывает о настоящей святости, которую и описать-то сложно, ведь она познается не столько через дела, сколько через личную встречу. А значит не святой был прославлен, потому что этого захотела Москва, а святой своим прославлением оказал великую услугу будущей столице.
Митрополит Алексий: чернорабочий русского единства
Он подчиняется Константинополю. Однако во второй половине XIV в. пребывание в юрисдикции Вселенского патриарха позволяло русским княжествам не оказаться в сфере влияния Польши и Литвы, стремившихся создать на западнорусских землях подконтрольную своей власти православную митрополию.
Митрополит Алексий готов был договариваться с литовским королем Ольгердом (который то ли действительно был язычником, то ли предпочитал, чтобы его считал язычником полиэтничный и поликонфессиональный литовский народ), но только для того, чтобы сохранить власть всероссийского митрополита над захваченными Ольгердом землями. Именно для этого святитель в 1362 г. ездил в Литву и договоривался о поставлении епископа на Брянскую кафедру (Брянское княжество было подчинено Литве). Однако когда русские князья, в частности Смоленский князь Святослав вышли из подчинения Дмитрию Иоанновичу и заключили союз с Литвой, митрополит отлучил их от Церкви.
Он был лоялен к Золотой Орде. Во время первого визита столицу монгольской империи (1354 г.) святитель заручился поддержкой жены хана Джанибека Тайдулы перед той самой поездкой в Константинополь, из которой он вернулся всероссийским митрополитом. Во время второго (1357 г.) — исцелил Тайдулу от глазной болезни (этот эпизод, в летописях XIV в. описанный очень скупо, в агиографических произведениях ХV-ХVI вв. обрастает множеством легендарных подробностей) и получил от нее ярлык, освобождающий Церковь от налогов и притеснения.
Митрополит Иона: послушание превыше всего
Святитель Иона выступил на стороне Василия II Темного в его борьбе с князем Димитрием Шемякой за великокняжеский престол: после тщетных попыток примирения он отлучил Димитрия Юрьевича от Церкви, а после того, как он был отравлен, запретил его поминовение. Это послужило поводом к конфликту митрополита со старцем Пафнутием Боровским, который отказался поминать Иону как митрополита. И это не просто столкновение двух ярких личностей. Святой Пафнутий полагал убийство и запрет на поминовение — нехристианской дикостью. Но он существовал вне политического контекста, не понимал, какое зло для народа, для душ русских людей гражданская война, возбудителем которой был Шемяка.
Три плюс девять
В 1589 году Русская Православная Церковь завершила оформление своей автокефалии и впервые возглавилась Патриархом. Первый патриарх Московский Иов и царь Феодор Иоаннович в 1596 году установили празднование дня Святителей Московских - своеобразный ответ западникам, которые в том же, 1596 году, приняли католическую унию. Святители Московские много потрудились для утверждения Русской Православной Церкви и для укрепления Московского государства. В те далекие времена наша Церковь была очагом, к которому стремилось все истинно русское, где, как в доме матери, стихали распри и ссоры, где, как отцу, подчинялись непокорные, просветленные светом единоверия.
Первым среди митрополитов Киевских в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву.
До того, как князь Иоанн пригласил святителя в Москву, Митрополит Петр не останавливался подолгу в столицах, а ездил по городам Руси. Москва в начале XIV века и сама была небольшим городом, в котором в то время не было ни одного каменного храма. Юный князь Иоанн – брат правителя Юрия Даниловича, уехавшего на два года в Орду - хотел устроить свое правление во всем согласным с волей Божией. Чтобы иметь наставника и духовного советчика, он пригласил Митрополита Петра в Москву.
Кафедра Русских Митрополитов была в Киеве, поэтому знакомство святителя с князем Иоанном стало судьбоносным и для Москвы, и для всей Русской Земли. Петр пророчески возвестил величие и славу Москве и утвердил престол Первосвятителя Российского. По его завету был воздвигнут новый каменный храм Пресвятой Богородицы в Кремле, который стал действительно сердцем России. Все нити духовной, церковной и государственной жизни потянулись к этим святым мощам, к Кремлю, к Москве. Москве суждено было стать центром объединения Русских земель. Святые мощи первого московского святителя – Митрополита Петра, чудотворца, почивают в алтаре Успенского собора.
Был регентом при малолетнем московском князе Дмитрии Иоанновиче (будущем Дмитрии Донском), ведая не только церковными, но и государственными делами
Святитель Алексий с детства осознал свое предназначение – и в пятнадцать лет решился стать иноком. После 20 лет иноческих подвигов, Алексий стал епископом Владимирским, а по смерти митрополита - его преемником. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Во время своего путешествия в Золотую Орду в 1357, он исцелил слепую Тайдулу - супругу хана. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, Тайдула исцелилась. Этим он избавил Московское государство от многих напастей.
Сам святитель дожил до глубокой старости – до 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре.
Стал первым митрополитом, посвященным русскими архиереями в Москве, а не греческими в Константинополе.
Когда святителя Иону избрали митрополитом, он отправился к Патриарху Иосифу II (1416 - 1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию. Но, оказалось, что незадолго до того коварный болгарин Исидор уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию с католиками. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Таким образом, Русская Церковь освободилась от подчинения Константинопольскому Патриарху и стала автокефальной.
15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с большим старанием стал утверждать благочестие среди паствы, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. После смерти Святителя стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля.
Не признавал жестокую внутреннюю политику царя Иоанна Васильевича Грозного, за что лишился жизни.
Будучи представителем знатного семейства Колычевых, отрок Фёдор с ранних лет испытывал тягость к уединенной жизни. В одеждах простолюдина он ушел из Москвы на Онежское озеро, а оттуда перебрался в Соловецкую обитель, принял постриг под именем Филипп и после 8 лет иночества стал игуменом. При нем монастырь расцвел и стал культурным центром Русского Севера. Помня бывшего боярина еще по детским годам, Иван Грозный пригласил его на митрополичью кафедру в столицу. Филипп долго отказывался, но потом согласился, надеясь усмирить гордыню государя. Однако после очередного спора с царем, он был лишен сана, заточен в монастырь и вскоре убит. Сейчас мощи святителя покоятся в раке в Успенском соборе Кремля.
Защитник Православия, строгий подвижник, горячий патриот. Его призывы подняли народные силы в смутное время.
Священномученик Ермоген, второй Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Сначала был священником в Казани, вскоре принял монашество и стал архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству, он противостоя изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие.
Митрополит Филарет (Дроздов)
Митрополит Московский и Коломенский, церковный ученый, писатель и богослов. Под его руководством был сделан Синодальный перевод Библии.
Став в 29 лет ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, свт. Филарет начинает составлять развернутый православный Катехизис, который и по сей день, несмотря на архаичный для нашего времени слог, не превзойден в точности фраз, определений и формулировок. По нему обучаются воспитанники и студенты современных духовных школ.
Самым блестящим периодом в истории Московской епархии считается именно то время, когда ею управлял митрополит Филарет Дроздов. Правящий архиерей Москвы было создал в полном смысле образцовую епархиальную структуру, где сочетание канонических устоев церкви, отвечавшее потребностям именно того исторического времени, сочеталось с христианской любовью к священно-церковнослужителям и прихожанам. Этот исторический пример актуален и злободневен и в день нынешний, когда идет реформирование церковного управления и уклада приходской жизни.
Митрополит Иннокентий (Попов-Вениаминов)
Первый миссионер, по указу Синода в 1823 отправившийся с миссией на Аляску на целых десять лет! Он составил первую грамматику языка алеутов, перевел на него Священное Писание. После того, как в 1868 г. святитель был назначен Митрополитом Московским и Всея Руси, он учредил миссионерское общество и превратил Московский Покровский монастырь в миссионерский.
Читайте также: