Свобода и моральный выбор человека сообщение

Обновлено: 01.05.2024

Класс: 4

Тема: свобода и моральный выбор человека.

Цель: формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

предметные:

метапредметные:

— развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.

— учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.

— воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.

Планируемые результаты:

— учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.

Формы и виды деятельности: игра, групповая работа, беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, ответы на вопросы,

Основные термины и понятия: свобода, моральный выбор, добродетельный выбор.

I. Организационный момент. Целевая установка

(слайд 3)

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

- Про какую дорогу говорится в песне?

- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?

- А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни?

- Ребята, а есть ли у человека свобода выбора?

- О чем мы сегодня будем говорить? (о свободе выбора)

2.Актуализация знаний.

- Как называется тема урока?

Составьте слово из рассыпанных букв

Б О Д О С В А - СВОБОДА (слайд 5)

Молодцы, ребята. Речь действительно сегодня пойдёт о свободе и о моральном выборе человека.

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.

  • слайд 6) Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов

Что значит это слово? (предположение и высказывание детей)

Работа со словарями. (в группах)

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.( Толковый словарь С.И. Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

Запись в тетради нужного пояснения:

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

(слайд 7, 8) Кто может находиться в неволе? (животные в клетке, человек в заключении)

Скажите можно ли назвать животных свободными? Почему ?

Чем отличается человек от животного? (Человек свободен и сам способен делать выбор как ему жить, и какие поступки совершать)

3. Целеполагание.

- Что значит быть свободным?

- Для чего нужна свобода?

- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

4. Работа по теме урока.

1) Усвоение знаний..

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод (Слайд 10 )

Человек всегда может сделать выбор.

2)Закрепление понимания учащимися нового материала:

Выявление пробелов в усвоении нового учебного материала и затруднений в усвоении способов действий. Коррекционная работа по ликвидации пробелов.

Работа с карточками в группах:

  • Свобода – это…….
  • Моральный выбор – это выбор между ___________- и ___________
  • Моральный выбор – это результат --_________________
  • Моральный выбор зависит от -________________
  • Поведение может быть __________- и ___________
  • Моральный конфликт -_________________
  • При разрешении морального конфликта важно сделать _________ выбор.

Проверка выполнения задания. (слайд 13)

От кого же зависит, как прожить жизнь?

Словами какой из притч мы можем ответить? Всё в твоих руках!

6. Рефлексия

(на доске делаем коллективную аппликацию )

У каждого на парте есть лучики и тучки. Если вам было интересно на уроке выберите лучик, а если нет – тучку. Прикрепите лучик или тучку на небо. (слайд 15)


Человек, в отличие от животных, — свободное существо. Вряд ли вы станете спорить с этим утверждением.

Но почему же животных нельзя назвать свободными? Ведь они вольны бежать в любую сторону, если, конечно, человек не посадил их в клетку. Животных не сдерживают никакие правовые нормы или правила этикета. Если, например, щенку надоедает сидеть на одном месте и смотреть в одну точку, он может перейти на другое.

Моральный выбор и ответственность

Вам же весьма проблематично уйти из класса до звонка, если тема урока перестала вас интересовать. Так кто же из вас свободнее?

Моральный выбор и ответственность


Представьте себе, что вам предложили приготовить на завтрак все, что вам захочется, и взять из холодильника любой из находящихся там продуктов.

Моральный выбор и ответственность

Вы открываете холодильник, а там лежат только куриные яйца. Вы можете знать рецепты приготовления множества вкусных блюд, но приготовить вы сможете только яичницу или эти самые яйца сварить.

Ну, а если в холодильнике очень много разных продуктов, но вы не представляете, каковы они на вкус, потому что никогда раньше их не пробовали и даже не видели. Что вам с ними делать?

А как вам такой вариант? Продуктов много, и все они вам известны, только все они не съедобны, а может быть и ядовиты для человека. Нет, завтрак из них, разумеется, можно приготовить. Вот только вряд ли когда-нибудь еще вам придется есть.

Ну, а если в холодильнике, кроме уже упомянутых яиц, вы увидите масло, сыр, хлеб, молоко или йогурт, колбасу, овощи и фрукты и всякую другую вкуснятинку, то проблем с приготовлением завтрака у вас, наверняка, не будет. Вы сможете выбрать те блюда, которые вам больше нравятся, которые вы умеете готовить, или те, которые наполнят вас силой и энергией на весь учебный день.

Моральный выбор и ответственность

Моральный выбор и ответственность

Не потому, что борются с действием законов природы, а потому что познают их. В нашем примере, определив силу земного притяжения, рассчитали, какую скорость необходимо придать ракете, чтобы она смогла его преодолеть.

Наши действия зависят также и от законов общества, в котором мы живем. Вы уже не раз вспоминали, что человек не может стать человеком в полном смысле этого слова, то есть личностью, вне социума. Но в обществе наши желания, цели, интересы неизбежно сталкиваются с желаниями, целями, интересами других людей.

Моральный выбор и ответственность

И если не будет правил, норм, законов, каким-то образом регулирующих эти противоречия, наступит хаос, нормальное развитие и личности и общества в целом станет попросту невозможным. Пока мы не познаем правил, по которым живет социум, мы не сможем стать его полноценными членами, действовать свободно, зная из чего выбираем. Именно в усвоении законов общественной жизни и заключается сущность социализации человека.

Проблема морального выбора

Особую роль осознанность выбора играет, когда речь идет о моральных нормах. Их главное отличие от законов или правил этикета как раз и заключается в том, что их выполнение зависит не от внешних стимулов, а от внутренних побуждений человека.

Моральный выбор и ответственность

Когда обиженному жителями города приезжему захотелось отомстить, он ударил по самому святому для горожан: их непоколебимой уверенности в своем нравственном превосходстве. Он создал соблазн, да какой!

Моральный выбор и ответственность

Нельзя быть нравственным по приказу или принуждению. Нравственный выбор — это всегда личный выбор.

Моральный выбор и ответственность

Животные действуют по программе, заложенной в них природой. У них нет выбора, они ничего не знают о добре и зле, о моральной ответственности. Поэтому их действия не могут быть нравственными или безнравственными. А у человека этот выбор есть, и поэтому он свободен.

Свобода и ответственность

Но если мы делаем нравственный выбор сами, свободно, то и ответственность за этот выбор лежит только на нас. Свобода без ответственности — это произвол, распущенность.

Как научить человека быть ответственным? Может быть, стоит больше времени уделять изучению нравственных норм, вводить уроки морали, как это делают в школах некоторых государств Азии? Но знание моральных норм вовсе не гарантирует того, что человек всегда будет их выполнять.

Моральный выбор и ответственность

Ее задачей было пресечение преступлений, связанных с нарушением общественной нравственности. Отделы полиции нравов борются, например, с проституцией, осуществляют надзоры за увеселительными и питейными заведениями, а также заведениями, проводящими азартные игры.

Моральный выбор и ответственность

Но любая полиция, какими бы полномочиями она не обладала, ведет борьбу не самими безнравственными взглядами и принципами, а только внешними их проявлениями.

То есть, единственной гарантией моральности человека является лишь он сам, его желание и умение поступать морально. Только сам человек знает, чем на самом деле руководствовался, когда совершал тот или иной поступок. Правда, иногда нам хочется скрыть это знание от самих себя, потому что наши мотивы противоречили нашим нравственным принципам. Нужно быть достаточно смелым, для того чтобы разобраться в себе. Вполне вероятно, что за многое нас будет мучать совесть. Но это единственная возможность стать свободным и ответственным.

Сочинения про свободу выбора

Мы вправе сами выбирать то, чем хотим заниматься или в чем участвовать, и никто нам в этом не помешает. У человека есть полная свобода выбора в развитии, в формировании своего характера, памяти, сознания, свобода выбора того пути, по которому он хочет идти в этой жизни.

Что такое Свобода выбора – сочинение

Под свободой человека понимается возможность выбора, выражения своего мнения, передвижения туда, куда ему хочется, а также отсутствие подчинения воле другого человека.

Свободный человек вправе поступать так, как ему велит сердце, у него всегда есть право выбора. Нельзя говорить о том, что человек полностью свободен, если у него нет такой возможности.

Свобода выбора – это состояние человека, когда он может самостоятельно принимать определённые решения и нести за них полную ответственность.

Ответственность бывает как моральная, так и перед законом. Не многие люди готовы быть по-настоящему свободными. Свобода выбора предполагает ответственность за свои поступки и решения, однако, не все готовы её нести, быть в ответе за свои поступки.

Многим людям намного проще переложить груз ответственности на плечи других, позволить другим людям принимать решения, даже если это каким-то образом будет ущемлять их собственную свободу и подавлять их волю.

Совсем другим случаем является недобровольное ущемление свободы одного человека другим. Но это уже другой вопрос. Так или иначе, свобода выбора главным образом отличает человека от других существ. Только человек может делать что-то по собственной воле, а не подчиняться исключительно инстинктам.

Сочинение на тему Свобода выбора

Свобода – это одна из высших ценностей человека, его способность действовать в соответствии со своими целями и интересами.

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. ( Ф. М. Достоевский )

Свобода людей выражается в свободе выбора, с которой они встречаются каждый день. Чтобы удостовериться в этом наглядно, проанализируем повседневную жизнь обычной школьницы:

  • Утром она выбирает одежду, в которой пойдет в школу. У нее есть свобода выбора — одеть платье или юбку с блузкой, однако девочка должна придерживаться школьной форме. Это ограничение ее свободы, но это закон.
  • В школе девочку случайно толкают пробегающие рядом дети. Она может сделать выбор: ответить тем же, что покажет ее культурную необразованность, или не обратить внимания. Обычно в таких ситуациях у школьницы не возникает проблем с решением — она не придает этому внимания, чтобы не возник конфликт. И это ее выбор.
  • Свобода выбора предоставляется девочке и на уроках. Она может не соблюдать правила поведения, не слушать учителя, и тогда не усвоит новой темы, а может даже будет подвержена наказанию. Или же она может прилежно себя вести, слушать новую тему, и таким образом располагать к себе учителя. У девочки есть и другой выбор: отвечать на вопросы преподавателя и получать хорошие оценки или не работать на уроке и не зарабатывать необходимых оценок. Школьнице иногда бывает трудно выбрать между этими решениями из-за незнания темы или нерабочего настроения. Но все это — свобода выбора.
  • Выбор девочке предоставляется и тогда, когда ей нужно делать домашнюю работу. Она делает домашнее задание, чтобы закрепить пройденный материал, умственно развиваться. Если она выберет не делать заданную работу, то не сможет понять школьного материала и получит плохие оценки.

Свобода выбора выражается почти в каждом поступке человека. В некоторых ситуациях она бывает ограничена, поэтому многие решения принять довольно сложно. Но человек в любом случае несет ответственность за каждый свой выбор.

Свобода выбора у Достоевского

Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней Мармеладовой, к тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.

После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Герой осознает, что он является преступником, — не только по законам человеческим, но и по законам божьим. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но виноват и в убийстве собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Рассуждение, в чем выражается свобода выбора

Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать, и так до бесконечности.

Вот эти маленькие решения и составляют дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед самим собой. Почему честности?

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок – это проявление его жизненной позиции.

И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться после того, как всю ее семью расстреляли?

Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев, если бы не забрели к ней двое партизан.

Понимала она, что в случае чего не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее прежней крестьянской жизнью.

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник – предводитель сотни у казаков).

Быть командиром – это, прежде всего, нести ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не умел.

Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор – поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было его искренним желанием, потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться, сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и доказательство свободы выбора человека. А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.

Таким образом, свобода выбора – это уникальное понятие. С одной стороны, люди мечтают о ней, стремятся к ней, а с другой – сам человек часто ограничивает свою свободу.

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

В жизни каждого человека возникают нередко сложные ситуации, не просто оценить, когда следует отдать предпочтение определенной ценности, принять решение в пользу или во вред себе или близким, коллективу, осуществить соответствующий поступок.

Ситуации, ставят человека перед проблемой уступать чем-то привлекательным для нее, ради того, чтобы творить, действовать по совести, несмотря на ощутимые потери, называются моральным выбором. Моральный выбор - акт нравственной активности, отражающий выявления человеком своей автономии, само определенность, взаимодействие с системой ценностей (нормы, принципы, идеалы, оценочные представления и т.д.) и способов их реализации в поступках человека и мотивы поведения. Моральный выбор осуществляется здесь и сейчас - в условиях, которые человеку не подвластны. Важным условием нравственной деятельности индивида есть свобода, возможность нравственного самоопределения. Без моральной деятельности не может идти речь о нравственности как особый механизм регуляции человеческих отношений.

Специфика этического аспекта свободы в том, что человек имеет дело не с прямым отображением объективной необходимости в явлениях и процессах природы и общества, а с нормами, регулирующими поведение. В императивности норм общественной морали выступает необходимость. Надо отметить, что не всегда нравственная необходимость адекватная социальной необходимости. Убийство человека, по своей сути аморально, а период Отечественной войны освящалось как убийство врага Родины. Итак, осознанная необходимость раскрывает истинный смысл приобретения человеком

свободы действия - свободы реализовывать свои намерения, достичь собственной цели, к тому же используя соответствующие и необходимые средства и методы. Некоторые условия способствуют человеку действовать свободной и нравственной свободы. Во-первых, не имеет внешнего принуждения и запрета. Любые принудительные проявления человеческой активности могут оцениваться как аморальные. Во-вторых, для того чтобы нравственный выбор произошел, необходимые рефлексия, способность увидеть все существующие варианты и остановиться только на одном из них. Истинно свободный выбор может осуществиться только тогда, когда у человека есть ориентиры - ценности, идеалы. Представления, ценности, ценностные ориентации - понятие, составляющие содержание нравственного сознания, которая реализуется в моральной активности человека. Нравственная свобода есть диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения, способность способность установки человеком власти над своими поступками. Моральная необходимость, собственно, представляет собой совокупность требований, которые выдвигает нравственная система человеческой деятельности.

Нравственная свобода есть возможность и способность человека определять и реализовать свою нравственную позицию, которая бы обеспечивала достижения цели. Деятельность можно квалифицировать как моральную, когда деятельность базируется на свободном выборе в процессе противостояния Добра и Зла. Моральный выбор является обязательным условием реализации моральной свободы.

Объективными условиями нравственного выбора является наличие самых разнообразных вариантов из которых возможны любые поведения. Субъективные факторы включают и степень морального развития личности, усвоение личностью норм морали, развитое чувство долга, совести, честности, справедливости и др.. Само наличие объективных обстоятельств и субъективных моментов ставит вопрос о свободе человека в своем нравственном выборе. Фаталистическая позиция считает выбор мотивов поведения, соблюдение норм морали является фикцией, ибо выбор мотивов поведения и соблюдение норм морали,

обусловленный объективными обстоятельствами, а решение принимается под давлением объективной необходимости. Релятивистская позиция, наоборот, подчеркивает абсолютную свободу человека в своем выборе, не ограничен никакими обстоятельствами. Объективность свободы выбора - наличие вариантов поведения лица; субъективность - возможность совершать поступки по внутренним убеждениям. Субъективная свобода предполагает и действие нравственной необходимости, что является именно субъективно осознанной потребностью человека действовать согласно требованиям морали. Следовательно, объективные обстоятельства дают возможность человеку выбирать нравственный поступок или внеморальным, а в силу своей моральной позиции предпочитать действовать в жизни, согласно морали добра и справедливости.

Каждый выбор зависит от той цели, которая стоит перед человеком, социальной общностью или обществом. Диапазон цели, определяет содержание выбора, достаточно широк. Реальная цель, которую выбирает человек, не всегда имеет собственное нравственность, но всегда включает моральный аспект. Следует заметить, что человек всегда выбирает самостоятельно. Нельзя выбрать за человека ее цель. Предложенная вторым человеком цель только тогда органично вписывается в поведение человека, когда внутренне соглашается с ней, дает санкцию ее свободным решением. С усилением рационализма в этике и понятия морали Добра и Зла все больше определялись как формы оценки эффективности познавательных способностей человека, ее практическая деятельность выбора тех мотивов поведения, соблюдения тех норм морали, которые давали ей возможность реализовать свой выбор, достичь цели. Но чувственное удовольствие и неудовольствие приобретают значение Добра и Зла только в том случае, пока человек осознает чувство, отдает отчет в их истинности или ложности. Еще Бенедикт Спиноза, а позднее Иммануил Кант, французские энциклопедисты Поль Гольбах, Клод Гельвеций выдвигали критерии Добра - польза, ставя, однако польза в зависимость от познания. Кроме выбора цели, мотивов поведения, перед человеком стоит задача выбора средств их реализации. Средства предусматриваются различные.

Для того чтобы выбор поступка, т.е. цели и соответствующего ее решения, стал эффективным практически и морально, человек должен знать все варианты возможных действий, благодаря чему сможет определить наилучший с ее точки зрения выбор. Отсутствие достаточной информации для принятия решения может подтолкнуть человека к необдуманных действий, когда во имя долга или идеала не учитывает некоторые обстоятельства и последствия своих поступков. Это тип авантюрной поведения, нередко связан с проявлениями индивидуализма, честолюбия, безответственностью, стремлением выделиться. Другой тип поведения характеризуется полным отказом от решительных действий, потому что человек боится ошибиться. Тогда следует учитывать, что сам отказ от выбора является одной из форм выбора, к тому же не лучшей.

Нравственная оценка действий будет положительной, если установлено, что выбор сделан правильно, но осуществлению подыскивали именно объективные условия или условия, которые человек не мог предвидеть. Отрицательной оценки заслуживают и те ошибки в выборе, вызванные некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств реализации мотивов поведения и соблюдение норм морали. В выборе вариантов поведения, действий в плоскости Добра или Зла морально зрелая личность предпочитает Добру. Но нельзя игнорировать вариант выбора между двумя видами Зла (наказание преступника - рецидивиста допускает выбор между смертной казнью и пожизненным заключением). Принимая решение в каждой конкретной ситуации, следует взвешивать, что меньшее зло не есть добро, а суть есть лишь в том, какое из отрицательных решений нанесет меньше потерь обществу с позиций нравственности. Существует также возможность выбора между добром и добром, т.е. в таком случае речь идет о различных моральные ценности: высшие и низшие или равные по значению. Осуществляя моральный выбор, человек сознательно отдает предпочтение определенной линии поведения.

Моральный выбор связан с сознательным, добровольным признанием приоритета одной ценности над другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают никаких трудностей, в других - связано с острыми противоречиями между общечеловеческими, групповыми (этническими, религиозными и др..) И индивидуальными ценностями. Ситуацию, связанную с острыми противоречиями между общечеловеческими (этическими, религиозными) ценностями называют моральным конфликтом. Свобода выбора ценностей, цели, средств их достижения и т.п. предполагает и моральную ответственность лица. Чем больше свободы морального выбора предоставляет общество человеку, тем большую и ответственность возлагает на нее. Следовательно, лицо должно осуществлять выбор ответственно. Ведь во все эпохи и периоды развития общества сознание и чувство долга высоко ценились общественностью, как мощный стимул, который активизирует человеческое сознание в самых различных сферах общественной жизни. Уже в Древнем мире обязанность считали реализацией общественных и домашних дел, пренебрежение которыми навлекла на человека позор и бесчестье. Обязанность действительно имеет в основе повинность, обуславливалась местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, социальной ролью, которую выполняет в трудовом, общественно-политической и личной жизни. Ответственность лица означает способность предвидеть последствия каждого своего поступка и стремление предотвратить возможный ущерб хода событий. Это способность оценивать свое поведение, деятельность с позиций пользы или вреда для общества, граждан; сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами морали и права; сопоставлять потребности с реальными возможностями.

Читайте также: