Свет в архитектуре и дизайне сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Световая архитектура зданий так же разнообразна, как и архитектура вообще. Можно перечислить приемы и средства световой архитектуры, но это все равно, что сказать, например, что средствами создания архитектуры жилого дома являются окна, лоджии, балконы и двери. Свет в архитектуре – это творческая проблема. Говорить о свете – значит говорить об архитектурном творчестве, о психологии творчества, о философии архитектуры.

Помимо сугубо утилитарной и эстетической составляющей, световая архитектура во многом зависит от экономической компоненты – архитектурное освещение фасадов высотных домов и зданий общественного назначения, а тем более целых городских ансамблей, безусловно требует значительных затрат как на осветительное оборудование, так и на его обслуживание. Применение современных LED-технологий в световой архитектуре позволяет значительно сократить издержки связанные с электропотреблением и текущим обслуживанием осветительных установок.

Панорама ночного Нью-Йорка

Световая архитектура как творческий метод

Анализируя творчество того или иного архитектора, можно обнаружить, что у одного свет – архитектурная категория, влияющая на замысел и воплощение, у другого – всего лишь традиционные окна для освещения помещений. Различие в отношении к свету становится еще более очевидным при анализе не дневной, а вечерней архитектуры.

Архитекторы, чья психология творчества не ограничивается дневным временем, создают архитектурные решения, сохраняющие свои пластические и композиционные качества в вечернее время. Хорошим тоном при демонстрации проекта того или иного сооружения является подача объекта в ночное время, давая тем самым понять, что вечернее решение является столь же важным, как и дневное.

В большинстве случаев психология творчества такова, что архитектурно-художественные проблемы экстерьера связываются с дневным освещением. Конечно, любое здание (если это потребуется) можно осветить заливающим светом прожекторов, поставленных вокруг него. По-видимому, эта мысль успокаивает многих архитекторов. Действительно, заливающий свет используется для создания световой архитектуры. Но это всего лишь одно из средств, которое не всегда дает хорошие результаты.

Одним из очень важных факторов, определяющих восприятие фасадов, освещенных заливающим светом, является световой фон. От его яркости зависит уровень адаптации глаза при наблюдении с больших расстояний. Эта средняя яркость связана с общей яркостью окружающего пространства, создаваемого огнями фонарей, светящей рекламой, освещенными витринами магазинов, окнами зданий.

Архитектурное освещение Guggenheim Museum в Бильбао, Испания

Точки наблюдения освещенных архитектурных объектов

Для восприятия освещенных архитектурных объектов характерны три точки наблюдения:

  • первая – когда здание находится на очень большом расстоянии от наблюдателя; зритель адаптируется на полную темноту и, следовательно, яркость здания и яркость адаптации не совпадают.
  • вторая – когда здание рассматривается на значительном расстоянии, и наблюдатель находится на улице или площади; уровень адаптации определяется фоном, на который проектируется здание.
  • третья – когда здание рассматривается вблизи; яркость здания и яркость адаптации совпадают.

Метод изолюкс

Для расчета освещения фасада существует метод изолюкс. Для каждого типа прожектора имеется набор изолюкс, т. е. кривых равных освещенностей для различных расстояний и углов наклона прожектора. Выбор необходимого количества прожекторов и места их расположения вокруг здания или сооружения определяется в процессе компоновки изолюкс. Компоновка изолюкс сводится к заполнению ими освещаемой поверхности. Изолюксы должны быть построены в том же масштабе, что и освещаемая поверхность.

Световая панорама Будапешта

Расчет освещенности поверхностей фасада при приёме заливающего света

Приближенный расчет освещенности поверхностей фасада при приеме заливающего света исходит из следующих типов осветительных приборов:

  1. приборы с широким светораспределением с рассеивающими отражателями, которые освещают большие площади земли и фасадов зданий;
  2. лучевые приборы с узким (кинжальным) светораспределением – для освещения удаленных от места расположения прибора архитектурных деталей (например, при освещении куполов, фронтонов, скульптуры на здании, шпилей на башнях и т. д.);
  3. лучевые приборы с веерообразным светораспределением для освещения низкорасположенных (по сравнению с прибором) плоских поверхностей.

При выборе и расположении приборов следует избегать световых пятен, зрительно деформирующих плоскость. Они нетерпимы на гладких фасадах, лишенных пластики. Равномерная яркость фасада здания или его части получается в том случае, если максимальная освещенность не более чем вдвое превышает среднюю. Плавное нарастание или убывание яркости фасадов, а также изменение цветности свечения может создавать дополнительный эффект.

В тех случаях, когда необходимо обеспечить равномерную яркость фасадов, применяют приборы с широким светораспределением, располагая их так, чтобы пятна света перекрывали друг друга. Приборы с узким светораспределением (кинжального вида) используют обычно для локального освещения архитектурных деталей, важных в композиционном отношении или удаленных от источника света.

Разнообразие задач освещения заливающим светом настолько велико, что каждый конкретный случай требует творческого подхода.

Архитектурное освещение фасада исторического здания Kimpton Fitzroy в Лондоне

Освещение памятников архитектуры и современных сооружений

Любопытно сравнить проблемы, возникающие при решении освещения архитектурных памятников старины и современной архитектуры. Художественная выразительность старых архитектурных ансамблей в вечернее время зависит от следующего.

  • цветности светового потока источников света. Опыт показывает, что следует выбирать цвет, контрастный цвету окружения: холодный, если окружающие здания освещены теплым светом, и, наоборот, теплый, если окружение освещено нейтральным или холодным светом;
  • выбора разных уровней освещенности (яркости) ансамблей и окружающих зданий, что связано с конкретными условиями адаптации;
  • расположения осветительных приборов; их устанавливают как можно выше, используя для этого крыши противолежащих зданий, мачты и т.д.

Для уменьшения светотеневого контраста следует располагать осветительные приборы в нескольких точках; место установки их определяется на основе проекта, учитывающего конкретное расположение здания, его пластическое решение и главные точки наблюдения. При этом выбирают главное направление световых потоков, обеспечивающее выразительность объема, силуэта и пластики освещаемого архитектурного ансамбля и дополнительные световые потоки, уменьшающие контраст светотени. Для получения цветных теней очень желательно различие световых потоков по цветности.

Архитектурное освещение здания Оперы в Сиднее

В зданиях современных, характеризующихся большими остекленными поверхностями, витражами, чередующимися с глухими поверхностями, целесообразно использовать прежде всего свет, проходящий через окна и витражи.

  • если заливающий фасад свет сохраняет распределение яркостей, подобное естественному освещению (светлый фасад, темные окна), то при использовании проходящего через окна света распределение яркостей становится противоположным дневному (яркие окна, темные простенки);
  • высокая яркость окон в вечернее время (вследствие явления дифракции) зрительно уменьшает простенки, а следовательно, изменяет пропорции деталей сооружения; дополнительное подсвечивание фасада уничтожает эту иллюзию; проходящий через окна свет чаще всего создает очень активный ритм горизонталей, влияющий на пропорции и характер архитектуры, решенной вертикалями;
  • при использовании проходящего света освещение интерьеров должно быть подчинено задаче наружной световой архитектуры. В многоэтажных зданиях, например, это приводит к необходимости проектирования единой системы освещения всех помещений.

Гост

ГОСТ

Архитектура как вид искусства является одним из самых ценных и охраняемых элементов культуры современного общества. Мы можем классифицировать архитектурные объекты по разным критериям, обращая внимание на стиль, авторство, эпоху, объемно-планировочные, инженерные или технически решения. В этой статье мы уделим внимание свету и цвету, которые активно используются в архитектуре.

Цвет в архитектуре

Изучая историю архитектуры разных стран, исследователи всегда обращают внимание на символику цвета в архитектуре и причины использования тех или иных цветов. Зачастую, традиции, сложившиеся много веков назад, продолжают существовать и в современности, оставляя потомкам возможность строить догадки об истинных причинах выбора тех или иных цветовых решений. И, если сегодня в руках архитекторов находится практически бесконечная цветовая палитра, ограниченная лишь требованиями заказчика, то традиционные цвета были продиктованы главным образом практичными соображениями, наличием соответствующих материалов (дерево, известь, камыш, песок, глина), которые и задавали цветовую гамму сооружений.

Разным странам, городам свойственны свои традиционные цветовые решения, к примеру:

  • красным цветом выкрашены телефонные будки, автобусы и почтовые ящики на улицах Лондона;
  • белые двухэтажные жилые дома с синими и голубыми ставнями, украшают улочки на острове Санторини;
  • серый цвет ассоциируется с панельными домами, введенными в эксплуатацию в советское время;
  • черный цвет свойственен готической архитектуре Чехии.

Составляя цветовую палитру для будущего здания, архитектор обращает внимание не только на сочетание цветов между собой, но и на палитру всей улицы, природы местности, на ее контекст. Использование цвета в архитектуре не означает, что в результате мы увидим яркие многокрасочные, концептуальные решения, цвет является лишь одним из инструментов, и он должен отвечать всей концепции проекта, соответствовать всему облику проектируемого здания.

Пожалуй, сегодня мы можем найти здание любого цвета, не архитектурных цветов практически уже не осталось. Мы можем выделить лишь более употребляемые нейтральные цвета, к которым относятся белый, бежевый, серый, желтый, песчаный, кофейный, кирпичный, и менее употребляемые цвета, к примеру: красный, фиолетовый, зеленый, черный.

Готовые работы на аналогичную тему

При разработке дизайна и городского кода цвету уделяется особое внимание, подобный анализ позволяет точно оценить гармоничные сочетания и выработать универсальный стиль.

Свет в архитектуре

К искусственному освещению относятся:

  • акцентная или локальная подсветка фасада, которая преображает здание в вечерние часы, позволяет выделить его главные элементы;
  • общее освещение, которое отвечает за весь образ целиком, за целостность его восприятия зрителем;
  • художественная подсветка применяется для создания живописных и нетрадиционных эффектов, создает оптическую иллюзию или использует фасад здания как сцену, на которой разыгрывается целый спектакль;
  • подсветка контура используется для выделения определённых линий, ее могут располагать на тягах, карнизах, парапетах, цоколях, лестницах, окнах.

Акцентная подсветка - это подсветка, которая привлекает внимание к определённому месту за счет дополнительного освещения.

Безусловно использование света позволяет не просто выделить объект, а приковать к нему все внимание, это очень мощный инструмент, поэтому использоваться он должен с умом. Создание иллюминационного яркого фасада должно быть уместно для конкретных условий размещения объекта. Также созданная иллюминация не должна доставлять дискомфорта жителям ближайших домов. Если решается вопрос об установке дополнительного освещения на памятник архитектуры, то работы по его установке должны быть соответствующим образом согласованы и не должны нанести урон особо ценным и охраняемым частям здания.

Рисунок 1. Пример акцентной подсветки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Цвет и свет в умелых руках профессионала могут создать неповторимый образ здания, сделать его уникальным и неповторимым. Но из-за активной роли этих инструментов их применение стоит тщательно взвешивать. Точный подбор цветов для фасадов, проверка выкрасов в разном освещении, анализ освещенности места, характеристик света требует времени, но эти затраты окупятся восхищенными взглядами прохожих.

Исследователи Сиобан Роккасл и Мэрилин Андерсен демонстрируют возможности и изменчивость дневного света с помощью впечатляющего исследования для Федеральной политехнической школы EPFL в Лозанне. Их цель – проследить, как дневной свет меняется в течение дня: как меняются его направленность и интенсивность.

Для этого исследователи проанализировали многочисленные примеры современной архитектуры и, учитывая как прямой солнечный свет, так и рассеянный свет в пасмурную погоду, выделили три варианта освещения с помощью дневного света, которые используют архитекторы: контрастный свет, среднее по интенсивности освещение и рассеянный свет.

Контрастное освещение

Kogod Courtyard, архитектор – Норман Фостер

Kogod Courtyard, архитектор – Норман Фостер

Центральная библиотека Сиэтла, архитекторы – OMA

Центральная библиотека Сиэтла, архитекторы – OMA

Школа дизайна Zollverein, архитекторы – SANAA

Школа дизайна Zollverein, архитекторы – SANAA

Лувр Абу-Даби, архитектор Жан Нувель

Лувр Абу-Даби, архитектор Жан Нувель

Четкие драматичные тени возникают благодаря дневному свету, проникающему в пространство сверху или сбоку. Так выглядит, например, Kogod Courtyard – проект сэра Нормана Фостера, реализованный в пространстве Национальной портретной галереи в Вашингтоне. Крышу из стекла и стали, которая волной накрывает открытый двор, стоит увидеть в разное время суток. В первую половину дня свет бросает четкую решетку теней на стены старинного здания, в пасмурную погоду потолок кажется непрозрачным, а на закате двойное стекло фильтрует свет в атмосферное и несколько потустороннее свечение.

Похожий прием использовали в проекте Центральной библиотеки Сиэтла архитекторы OMA и SANAA – в проекте школы дизайна Zollverein в Эссене. Четкие фасадные структуры создают интенсивные тени, которые движутся в течение дня. Большие окна пропускают внутрь свет почти такой же яркий, что и снаружи. Если окна меньше, эффект получает аналогичный, но рисунок теней – более тонкий, при высоком мастерстве архитектора даже кружевной. Один из лучших примеров, когда яркий контрастный свет проникает в здание через множество крошечных окошек, – проект Лувра Абу-Даби архитектора Жана Нувеля. Таким способом архитектор обыгрывает в проекте здания образ арабской деревянной решетки машрабии.

Среднее по интенсивности освещение

Дом Фарнсуорт, архитектор – Мис ван дер Роэ

Дом Фарнсуорт, архитектор – Мис ван дер Роэ

Имперский военный музей, архитектор – Даниэль Либескинд

Имперский военный музей, архитектор – Даниэль Либескинд

Рассеянное освещение

Часовня святого Игнатия, архитектор – Стивен Холл

Часовня святого Игнатия, архитектор – Стивен Холл

Художественный музей Атланты, архитектор – Ренцо Пиано

Художественный музей Атланты, архитектор – Ренцо Пиано


Представления о том, что любой объект, независимо от того, имеет ли он материальное воплощение или нет, поддаётся измерению, описанию и логическому прогнозированию, сложившиеся в эпоху модернизма, предвосхитили рассмотрение естественного света в качестве материала архитектуры.

Сегодня в архитектурном проектировании естественный свет рассматривается не только как бестелесная субстанция, выявляющая и раскрывающая отдельные аспекты пространства, но и как объект физической реальности. Свет для архитектуры — это парадоксальный материал, который существует одновременно и в физическом, и в метафизическом состоянии. Он приобретает характеристики, свойственные материальным объектам: свету придают направление и пропорции, обрабатывая подобно глине или бетону, а для описания эффектов, созданных естественным светом, используют признаки, присущие, как правило, миру вещей.



Головной офис компании Caja Granada General Bank. Гранада. Кампо Баеза

Исследуя качества пространства, архитектор старается понять природу света, работая с ним так, будто он так же материален, как камень: его нужно использовать должным образом, придавать направление и пропорции.


Porta Milano. Кампо Баеза


Галерея в монастыре Ла Туретт. Ле Корбюзье. Фото @ Pieter Lozie

При этом Стивен Холл концентрируется на естественном свете как конструктивном элементе, рассматривая его как объект материального мира, как нечто предметное, что нельзя создать руками. Свет для него становится материалом, из которого, как из глины, лепится внутренняя сущность пространства, очертания которого формируются массой.


1. Zumthor, P. Atmospheres [Текст] / P. Zumthor. — Basel: Birkhduser Verlag AG, 2006. — 80 c.

2. Свет — эксклюзивный строительный материал. Интервью с Кампо Баеза [Электронный ресурс] // Lighting Magazine.

3. Baeza, A.С. Light and Gravity [Текст] / A.С. Baeza. — Tokio: TOTO Publishing Ed, 2009. — 375 с.

4. Hyatt, P. Masters of Light: Designing the Luminous House [Текст] / P. Hyatt. — Images Publishing, 2007. — 348 с.

5. Holl, S. Intertwining [Электронный ресурс] / S. Holl // Scibid.

6. Мастера архитектуры об архитектуре [Текст] / под общ. ред. А. В. Иконникова, И. Л. Маца, Г. М. Орлова. — Москва: Искусство, 1972. — 591 с.

На днях мы опубликовали интервью с Андрианом Мельниковым @artcentre_moscow, где он увлекательно рассказывал и показывал нам какие потрясающие вещи можно творить с помощью светового дизайна. На следующей неделе продолжим тему и поговорим с директором школы МАРШ @march.school Никитой Токаревым. Не пропустите!

Что такое световой дизайн и как он работает?

Световой дизайн (англ. lighting design — проектирование, разработка, конструирование, расчёт освещения)— это направление дизайна, в основе которого лежат световые решения.

Именно свет оживляет пространство и архитектурные объекты. Будь то дневной или электрический свет, он наполняет все вокруг смыслом и функциональностью.


Для нашей страны направление новое. Оно не про то, как правильно подобрать красивый светильник или люстру. Это область дизайна, которая на основе знаний о свете и его взаимодействии с окружающей средой, воздействии на человека, создает визуальные образы, влияющие на настроение и эмоции.

С помощью светодизайна можно придать объекту или интерьеру нестандартные и креативные формы, изменить пространство, его объем и глубину, сделать его оригинальным или придать камерности. Все это происходит за счет световых решений.

Световой дизайн основывается на трех аспектах освещения


1. Эстетическое восприятие

Источники света воздействуют на объект, делая его привлекательным, подчеркивают достоинства, оригинальные архитектурные и дизайнерские решения. Для человека важно, чтобы в пространстве освещение было для него комфортным, создавало настроение, успокаивало, развлекало или побуждало к работе.

2. Эргономический эффект

Световое решение должно позитивно влиять на человека: способствовать правильному восприятию зрительной информации, положительно сказываться на работоспособности, не вызывая дискомфорт и утомляемость.

3. Энергоэффективность

Освещение не должно быть избыточным или бесполезным. Для каждого вида деятельности есть определенные нормативы, определяющие минимальный и рекомендуемый уровень освещенности.


В результате работы светодизайнера осветительные установки не просто делают пространство привлекательным, но и дают возможность учесть, каким будет вечерний образ объекта, как он будет взаимодействовать с тем, что вокруг, и какие ощущения подарит.

Световой дизайн нельзя назвать только искусством или только наукой. Он является производной этих двух сфер. Светодизайнер должен иметь не только творческие способности и креативный взгляд на объекты, но и разбираться в физических свойствах света и принципах работы светильников и источников света. Погружаясь в эту область, он становится специалистом с уникальными знаниями.


А что вы знаете о светодизайне? Есть ли опыт работы со светом или с такими специалистами? Напишите в комментариях.

Читайте также: