Свадебный марш мендельсона сообщение кратко

Обновлено: 08.07.2024

Романтичный композитор: кто такой Мендельсон и как был написан "Свадебный марш"

Романтичный композитор: кто такой Мендельсон и как был написан "Свадебный марш"

Марш Мендельсона в качестве свадебного сопровождения вошел в моду 25 января 1858 года, когда прозвучал на свадьбе принцессы Виктории 24.01.2020, Sputnik Таджикистан

"Свадебный марш" Мендельсона, известен, наверное, каждой женатой или только собирающейся связать себя узами брака паре. Однако мало кто знает, какими еще заслугами обладал автор одного из самых торжественных произведений.Кто такой МендельсонЯкоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (или как его обычно называли "Феликс Мендельсон") родился в обеспеченной семье 3 февраля 1809 года. Его имя означает "преуспевающий" и "счастливый". Поэтому неудивительно, что еще в детстве он смог проявить себя.Игра на музыкальных инструментах, плаванье, рисование, верховая езда и языки — казалось, что маленькому мальчику все удавалось легко. Его таланты отмечали не только гордые родители, но и довольно значимые исторические деятели. Дом Мендельсонов всегда посещали знаменитые гости, поэтому выступления перед такими именитыми людьми как философ Фридрих Гегель, композитор Карл Цельтер и даже Гёте не были для юного музыканта волнительными.К слову, именно Цельтер потом давал Мендельсону уроки по теории музыки, а затем передал в руки другим преподавателям — Людвигу Бергеру (фортепьяно) и Карлу Хеннингу (скрипка). А уже через год после занятий Феликс выступил в качестве вокалиста и даже сделал "пробы пера", написав сонаты для скрипки и фортепьяно и ряд органных композиций.Затем отец Мендельсона решил отвезти его в Париж на прослушивание к Луиджи Керубини, чтобы убедиться в том, стоит ли дальше вкладывать деньги в образование сына и есть ли у него потенциал. Известно, что Керубини был директором Парижской консерватории и отличался упрямым характером, поэтому угодить мэтру было практически невозможно. Однако, послушав юного Мендельсона, тот пророчил ему большое будущее.Больше трех не собираться: в Узбекистане ограничили гостей и машины на торжествахОбучение во Франции не показалось Мендельсону увлекательным. Об этом он писал в многочисленных письмах домой. Тем не менее, ему удалось завести знакомства в музыкальной богеме.По возвращении домой (1825) будущий композитор снова встретился с Гёте и посвятил ему фортепьянный квартет. В тот же год он закончил работу над оперой "Свадьба Камачо" по произведению Сервантеса "Дон Кихот".В 17 лет Мендельсон проснулся знаменитым. Его увертюра для "Сна в летнюю ночь" в один миг стала объектом для обсуждений. Через 16 лет юноша снова взялся за написание музыки для оперы по заказу прусского короля. Тогда и появился бессмертный "Свадебный марш".Как создавался "Свадебный марш" МендельсонаМузыкальную образность и жанр, в котором работал Мендельсон, можно в полной мере связать с романтизмом. Ему не свойственна порывистость Шумана или трагедийность Шопена. Феликс идет своим особым путем, который можно разглядеть в его "Свадебном марше".Изначально композитор не задумывал это произведение, как музыкальное сопровождение к свадебной церемонии, и точно не мог предугадать, что потом оно станет неотъемлемой частью торжества. По иронии судьбы именно "Свадебный марш" должен был озвучить момент пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь", где заколдованная королева выходит замуж за осла.Эффект Меган Маркл: как жена Гарри поставила на уши британскую монархиюАвтор намеренно сделал этот отрывок помпезным, торжественным, гротескным. Он как бы намекал на всю нелепость сложившейся ситуации. Тем менее, после премьеры мелодия так и не получила должной популярности и забылась на несколько лет, чтобы потом окончательно войти в историю.Как марш из спектакля "Сон в летнюю ночь" стал свадебнымВпервые вне театральной сцены марш Мендельсона прозвучал 2 июня 1847-го в Англии. Произведение автора звучало на свадьбе неизвестных Дороти Кар’ю и Тома Дэниэла. После торжества марш все еще не использовали массово до тех пор, пока его не выбрала старшая дочка королевы Виктории для своего бракосочетания.Такой выбор был совершенно неслучайным, так как Мендельсон много работал и путешествовал по Европе, особенно в Англии. Так что его популярность была довольно велика. К сожалению, свадьба принцессы Виктории и кронпринца Фридриха Вильгельма Прусского состоялась спустя 11 лет после смерти Мендельсона (25 января 1858), и тот не дожил до своего "звездного часа".Впоследствии у пары родились четыре дочки и четыре сына. Виктория и Фридрих прожили в браке 30 лет, поэтому несмотря на изначально не самую лучшую коннотацию, "Свадебный марш" Мендельсона стал своего рода талисманом королевской семьи."Я была готова сквозь землю провалиться": тату разрушила брак в УзбекистанеК слову, именно принцесса Виктория ввела в моду идти к алтарю под руку с отцом. В исторических источниках описано, что во время церемонии звучало два произведения: свадебный хор из оперы Вагнера "Лоэнгрин" и "Свадебный марш". Об этом писали все крупные издания Европы, тем самым дав второе дыхание забытой мелодии.Однако во время Второй Мировой войны марш был запрещен, так как Мендельсон по национальности был евреем. И хотя после освобождения Германии произведение снова стали играть, в Израиле до сих пор на музыку Вагнера (считалось, что его очень любил слушать Гитлер) наложен негласный запрет.Замуж за таджика, или Невероятные истории любви с национальной окраскойВ России же в первое время марш Мендельсона служил отнюдь не для воспевания уз новобрачных, а использовался для построения лейб-гвардии казачьего полка. Так, во время русско-турецкой войны 1877-го военные шагали под "Свадебный марш". Конечно, в военной аранжировке музыкальное произведение звучало несколько иначе, а середина и вовсе была изменена.К своему изначальному применению "Свадебный марш" вернулся лишь в 1959-м, когда открылись первые Дворцы бракосочетания. До 20 века музыкальное сопровождение на свадьбах было запрещено, так как жених и невеста венчались в церкви.Чем еще знаменит автор "Свадебного марша"Творческий путь Мендельсона связан в большей степени с инструментальной музыкой и ораториями. В ранние годы карьеры у него был опыт написания партий для оперы, однако музыкант разочаровался в них. Всему виной стала его первая постановка "Свадьба Камачо". Известно, что публика хорошо приняла представление, но второй ее показ сорвался.В 1829 состоялся дебют Мендельсона в качестве дирижера. Он исполнил произведение Иоганна Баха "Страсти по Матфею". К слову, это был первый раз, когда музыка звучала уже после смерти автора.Такой выбор не случаен, так как Мендельсон, будучи учеником Цельтера, подробно изучал это произведение и проникся большой любовью ко всему творчеству Баха. Влияние великого композитора на Феликса неоспоримо и видно уже в ранних работах.После успешной премьеры Мендельсон выступил со "Страстями по Матфею" еще несколько раз, а затем устроил тур по Европе. Англия, Шотландия, Италия, Германия – страны встречали композитора довольно тепло. Только французская публика осталась равнодушной к творчеству музыканта.Тем не менее, именно во время гастролей Мендельсон написал фортепьянный концерт g-moll, "Реформационную симфонию", выпустил первую книгу "Песен без слов" и познакомился с Шопеном и Листом.Что запрещено на свадьбах в Таджикистане и УзбекистанеОгромный успех его ждал в Дюссельдорфе, где он впервые исполнил свою "Итальянскую симфонию", а затем был приглашен дирижировать на Рейнском музыкальном фестивале. В 1835 ему предложили пост капельмейстера симфонических оркестров, и он согласился.Благодаря Мендельсону концерты лейпцигского Гевандхауса стали главным музыкальным событием. Достижения композитора настолько ценны, что ему присвоили докторскую степень в области философии honoris causa.В 1840-х Мендельсон возвратился в Берлин по приглашению прусского короля Фридриха для реформации Королевской Академии искусств. Здесь же он написал музыку для спектаклей "Антигона", "Царь Эдип" и "Свадебный марш".Как сложилась личная жизнь МендельсонаМендельсон был романтиком не только в музыке, но и в жизни. Как-то он писал своему другу о картине Николо Пуссена, которую увидел в музее Ватикана во время путешествия по Италии. На ней была изображена покровительница церковной музыки Святая Цецилия. Для Мендельсона она стала символом красоты и гармонии. Ее образ настолько сильно впечатлил музыканта, что он решил непременно найти свою Цецилию.Долгие поиски никак не могли увенчаться успехом, пока совершенно случайно судьба сама не подтолкнула Мендельсона. Случилось это в 1835-м во Франкфурте-на-Майне, когда друг попросил заменить его на местном концерте. Феликс не отказался.Мероприятие проходило на лесной опушке, где для гостей и музыкантов был устроен пикник. Там Мендельсон и встретил свою будущую жену. Ее звали Сесиль Жанрено, и она происходила из хорошей семьи, которая уже долгие годы жила в городе. Ее мать часто устраивала званые ужины и пользовалась уважением.Юноша тут же потерял голову от любви и даже на время откладывал выступления, а затем и встречи с друзьями. Больше всего ему хотелось проводить время с Сесиль и находиться с ней рядом, насколько позволял этикет. Сама девушка сначала скрывала свои чувства к композитору, но когда Мендельсону предстояла поездка в Голландию, призналась ему.Морковка в галоше, или 5 "нельзя" таджикским парням до свадьбыВернувшись в сентябре, он сделал ей предложение, а в 1837 они обвенчались в протестантской церкви во Франкфурте. Медовый месяц пара провела на берегах верхнего Рейна. В это время Мендельсон снова начал много сочинять, а его карьера стремительно расти. Сесиль стала его музой.Всего у Мендельсонов родилось пятеро детей: Карл, Мари, Пауль, Феликс и Лили. Каждый раз, когда на свет появлялся новый ребенок, свежеиспеченный отец отправлял в крупную сумму в благотворительный фонд, помогающий одиноким матерям.Несмотря на то, что Мендельсон многим запомнился в качестве хорошего семьянина, несколько лет назад в архиве Королевской музыкальной академии были найдены документы, подтверждающие взаимоотношения композитора со шведской оперной певицей Йенни Линд.Раньше они считались исключительно платоническими, но вскрывшиеся факты говорят об обратном. К слову, Мендельсон не единственный пал перед чарами артистки, за ней также ухаживал Ганс Христиан Андерсен.Замуж за богатого в 15 лет: как хитрость помогла девочке стать счастливой женойИзвестно, что королевский двор приглашал Йенни Линд на домашние вечера, впрочем, как и Мендельсона. Считается, что так они могли начать общение. После знакомства с певицей композитор снова ощутил творческий подъем и посвятил ей партию сопрано в оратории "Илия" (музыкальное произведение для хоров и солистов под аккомпанемент оркестра).По официальным данным, смерть Мендельсона в 1847 считалась последствием инсульта из-за переутомления (у музыканта было много гастролей) и переживаний по поводу смерти любимой сестры Фанни. Однако теперь появилась версия, что композитор якобы хотел сбежать с Йенни в Америку и угрожал покончить жизнь самоубийством. Но она отказала ему, а через несколько дней выяснилось, что знаменитый музыкант скончался.После смерти Мендельсона Йенни основала фонд в его честь, который помогал молодым музыкантам начать карьеру и выделял их достижения. А в 1852-м артистка вышла замуж за его ученика Отто Голдсмита. Именно он позже подтвердил существование письма, в котором Мендельсон признавался Линд в чувствах. К сожалению, оно не сохранилось до настоящего времени, так как Отто сжег записи, чтобы не компрометировать честь жены.

Без этой мелодии невозможно представить себе самый счастливый день жизни. Она - главная музыка свадьбы, называемая "Марш Мендельсона". Проходят десятилетия, а "Свадебный марш" не кажется кризисом жанра, и ему не спешат найти замену. Но мало кто знает, каким человеком был композитор, написавший ее, и был ли любим и любил ли сам? И для кого впервые прозвучал "Свадебный марш"?


3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого банкира А. Мендельсона-Бартольди родился мальчик. Его назвали Якоб Людвиг Феликс. Феликс значит "счастливый". Жизнь, кажется, оправдывала это имя: все было к услугам одаренного ребенка, все давалось ему легко, словно игра: языки и литература, музыка и рисование, плавание и верховая езда.

Красивая внешность, богатство, блестящее образование и талант. Он владел этими "сокровищами", о которых многие лишь мечтали. Феликс с успехом мог бы стать математиком, юристом, филологом, художником, музыкантом. Но только музыка станет его жизнью.

На Гёте мальчик произвел очень сильное впечатление. И зрелой музыкой, и личным обаянием. Более того, Гете был поражен тем, насколько зрелы и связны суждения юного композитора, он владеет словом очень умело.

Но меньше всего в яркую композиторскую звезду ребенка верил его отец Абрахам Мендельсон. Для него сын было чем-то вроде интересного проекта, и он задумывался над тем, вкладывать ли в ребенка капитал? И чтобы развеять все сомнения, отвез его в Париж, для того, чтобы показать Луиджи Керубини, итальянскому композитору, который считался одним из крупных авторитетов в области музыки во Франции, был директором Парижской консерватории. Несмотря на талант (Луиджи написал немало опер), это был человек очень язвительный и консервативный. Понравиться ему было практически невозможно, у каждого он тут же отыскивал изъян.

В 17 лет Феликс Мендельсон пишет увертюру "Сон в летнюю ночь" и "просыпается" известным композитором. Через шестнадцать лет после своего первого счастливого взлета прусский король поручает ему написать музыку к этой комедии Шекспира. К своей юношеской увертюре Феликс добавляет ряд номеров, среди которых и "Свадебный марш", сделавший его имя бессмертным.

Феликс Мендельсон выступает как пианист, дирижирует, интерпретирует музыкальные произведения, сочиняет музыку. Но сердце музыканта свободно. Легкие влюбленности быстро проходят. И ему начинается казаться, что большая любовь никогда не случится в его благополучной жизни.

В конце октября 1830 года Феликс отправляется в Италию: эта страна всегда дарила ему вдохновение. Сочная зелень садов и виноградников, освещенных теплыми лучами солнца, и высокое безоблачное небо. "Как гармонично вписываются в колорит природы итальянские женщины в ярких нарядах с цветами в волосах!", - восторгался Мендельсон.

Сначала была Венеция. Потом Рим. Здесь он напишет "Итальянскую симфонию", и именно здесь в его воображении возникнет образ любимой женщины. Феликс совершает долгие прогулки по окрестностям Рима и любуется пейзажами. Он часто бывает в Ватикане. Однажды в зале одного из музеев Феликс Мендельсон остановился около картины Николы Пуссена "Святая Сесилия".

Покровительница музыки была изображена у клавикорда. Она наигрывала какую-то мелодию, которую внимательно слушали девочка и мальчик. Ласковый взгляд был обращен на двух танцующих купидонов, третий - парил над ними. Он долго смотрел на эту прекрасную женщину и был уверен, что она олицетворяет благородство, гармонию, красоту.

Покидая Ватикан, Феликс полушутя сказал себе, что когда-нибудь он обязательно встретит такую Сесилию и она станет его женой.

Безмятежное лицо Святой Сесилии будет сниться ему долгие пять лет. Светлое видение тускнело под волнами новых жизненных впечатлений, но не исчезало. Оно воскресло неожиданно и воплотилось в образе прекрасной девушки. Эту встречу, предопределенную им самим, подарит летний вечер во Франкфурте-на-Майне. Феликс приехал сюда совершенно случайно, чтобы заменить заболевшего друга, который работал дирижером в "Музыкальном обществе Святой Сесилии".

Мендельсон и группа молодых людей, любителей хоровой музыки, отправились музицировать в лес. Зеленая лужайка стала импровизированной сценой, над которой куполом сплетались кроны вековых деревьев. Неподвижный теплый воздух, запах цветущих растений, звуки музыки создавали сказочную атмосферу. Звучала здесь и "Песня жаворонка" Мендельсона.

Когда темнота окутывала лес, вся поляна осветилась огнями факелов, фонарей, свечей, и последовал веселый ужин на траве. Феликс заметил, что недалеко от него сидит девушка. У нее было красивое лицо с правильными чертами, окаймленное локонами. Композитор не мог оторвать от него взгляд. Но не только очарование девушки притягивало Феликса.

Сесиль, как на французский манер звали ее дома, происходила из уважаемой семьи старожил города. В салоне госпожи Жанрено, вдовы проповедника франко-протестанской общины и матери семнадцатилетней Сесиль, всегда собиралось изысканное общество. Феликс все чаще отказывается от встреч с друзьями и знакомыми, меньше работает, не отвечает на самые заманчивые светские приглашения. Он хочет только одного: быть гостем дома Жанрено и больше времени проводить с Сесиль.

Но все-таки Феликс старательно пытается не выдавать нахлынувших чувств и только старому другу Фердинанду Хиллеру постоянно говорит о ее красоте и признается в том, какое счастье видеть Сесиль. Феликс Мендельсон, этот блестящий молодой мужчина, влюблен! Эта новость облетает весь Франкфурт, и только Сесиль наивно не догадывается об этом и также скрывает от всех свои чувства.

Однако вскоре Мендельсон должен был уехать в Голландию. Узнав от него о предстоящей разлуке, Сесиль погрустнела. Набравшись храбрости, Феликс спросил, будет ли она помнить его? Она ничего не ответила, но взгляд голубых глаз был красноречивее любых слов. Феликс покидал Германию окрыленным. Но путешествие оказалось нелепой затеей. Он не замечает красоты Голландии, напротив его раздражает абсолютно всё: и пейзажи, и Гаага, и море, и врачи, прописавшие ему не менее двадцати купаний. Как можно жить без сердца, если оно осталось рядом с любимой Сесиль?

После возвращения в сентябре без всякого промедления Феликс делает предложение и вновь уезжает. Его жизнь давно расписана по дням и часам: в это время в Лейпциге начинается концертный сезон, на котором он выступает как пианист и дирижер. Он не присутствует даже на празднике в честь их помолвки, устроенном дедом Сесиль.

В марте 1837 года наконец-то состоялась свадьба. Венчание прошло в протестантской церкви Франкфурта.

Свадебное путешествие они провели в Шварцвальде и на берегах Верхнего Рейна. В горах таял последний снег, и пробивалась первая зелень. Они гуляют по живописным окрестностям, делают зарисовки, ведут дневник. Феликс много сочиняет. Любовь, уединение, красота - наслаждение первых дней совместной жизни.

В октябре молодая пара поселяется в Лейпциге в собственном доме с видом на поля и лес. Вскоре он наполнится звонкими детскими голосами. В 1838 году Сесиль подарила мужу первенца Карла Вольфганга Павла. В 1839 году родилась Мари, в 1841-м - Пауль, в 1843-м – Феликс и в 1845-м - Лили. Каждый раз, когда в семье рождался ребенок, Мендельсон выделял значительную сумму для помощи нуждающимся молодым матерям. Одинокая жизнь Феликса Мендельсона-Бартольди кончилась.

"Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена, дети благополучны, работы полно - чего же лучшего может желать человек? Я ничего другого у неба не прошу", - писал он другу. Рядом с ним была его муза и мать его детей - Сесиль. Их любовь хранила Святая Сесиль, загадочно улыбавшаяся с полотна старого мастера, предсказывая счастье.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил "великий кантор". В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт, "Шотландская" симфония, музыка к "Сну в летнюю ночь" В. Шекспира, последние тетради "Песен без слов", оратория "Илия" и др.).

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм.
Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом "Итальянская симфония" - 1833), а также в северные страны - Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах "Фингалова пещера" ("Гебриды"), "Морская тишь и счастливое плавание" (обе 1832), в "Шотландской" симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили "Песни без слов" (48 пьес, 1830-45) - замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры - виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории "Павел", "Илия", кантата "Первая Вальпургиева ночь" (по Гете) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) - для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона - воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.

Наверное, о существовании свадебного марша Мендельсона известно каждой второй паре молодоженов, ведь именно под его торжественные аккорды связали свои жизни узами брака миллионы из них.

Ни одно бракосочетание в наших ЗАГСах не проходит без его участия, и, не смотря на его весьма солидный возраст в 172 года, марш так и не утратил своей актуальности, оставаясь одним из самых популярных свадебных маршей в мире.

Над созданием данного творения почти 2-мя веками раннее трудился известный композитор и музыкант своего времени – Феликс Мендельсон. Молодой человек был одарен всем, чем только можно было пожелать молодому человеку – красотой, талантом, здоровьем и финансовыми возможностями.

История “Свадебного марша”

Он много упражнялся в игре на фортепиано, брал уроки вокала, а также обучался теории музыки. Его талант был вскоре замечен великими людьми своего времени, а первые композиторские опыты в возрасте 12 лет были признаны Гёте, который пророчил ему грандиозное будущее.

Первой парой, которые выбрали именно марш Мендельсона для церемонии бракосочетания, были молодые люди из маленького провинциального городка Тивертон, в 1847 году. Сведенья об этом факте до сих пор хранятся в архивах церкви Св. Петра.

История “Свадебного марша”

Массовую популярность свадебная мелодия приобрела после громкой свадьбы 1858 года, в которой сочетались узами брака принцесса Виктория и наследный прусский кронпринц Фридрих III.

Большая ценительница музыки молодая принцесса Виктория самостоятельно выбрала именно его для момента выхода молодой пары из церкви.

Кстати, интересным является тот факт, что этот брак, который действительно заключался по любви, в итоге, продолжался целых 30 лет вплоть до смерти Фридриха. У пары великих монархов родилось 8 детей, из которых было 4 мальчика и 4 девочки.

14 октября 1843 года в пригороде Берлина под названием Потсдам впервые прозвучал свадебный марш композитора Феликса Мендельсона.



Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог Карл Цельтер. Именно последний обратил внимание на хорошие музыкальные способности Феликса и стал давать ему уроки по теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано и на скрипке. В 1821 году Цельтер познакомил мальчика с Иоганном Вольфгангом Гете, который благосклонно отнесся к его таланту.

В 21 год Мендельсону предложили звание профессора в Берлине, однако композитор от него отказался. В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.

В 1837 года композитор женился на Сесилии Жан-Рено, которая родила ему пятерых детей.


В последние годы жизни Мендельсон пережил яркий роман со шведской оперной певицей Женни Линд, которую он протежировал. Композитор обещал ради Линд бросить семью, чтобы бежать с ней в Америку, угрожал самоубийством, но певица отказалась разделить его судьбу. Измученный безответными чувствами, он написал гениальный Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ставший признанным шедевром мировой музыки.

В мае 1847 года умерла старшая и любимая сестра Мендельсона Фанни. Потрясенный этим известием, композитор прекратил концертную деятельность. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случился инсульт, а 3 ноября - второй. На следующий день Мендельсон скончался в возрасте 38 лет. Во исполнение последней воли покойного его тело было перевезено в Берлин, где он был похоронен рядом со своей любимой сестрой.

Читайте также: