Судостроение в мире сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Судостроительная промышленность, призванная обеспечивать судами и плавсредствами различного назначения морской и речной транспорт, а также работы по освоению континентального шельфа, является весьма сложной и специфической отраслью промышленности.

Работа состоит из 1 файл

ировая судостроительная промышленность.docx

Судостроительная промышленность, призванная обеспечивать судами и плавсредствами различного назначения морской и речной транспорт, а также работы по освоению континентального шельфа, является весьма сложной и специфической отраслью промышленности. Аккумулируя в своей продукции достижения большого числа смежных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.), судостроение в то же время стимулирует их развитие, достижение ими высокого научно-технического уровня. Поэтому развитие судостроения всегда было показателем научно- технического уровня страны, её промышленного потенциала.

До конца 60-х годов основную роль в мировом судостроении играли страны Западной Европы, лидировавшие как по объему производства судов и судового комплектующего оборудования, так и по уровню применяемых технологий.

В начале 70-х годов на первое место в мире по объему судостроения вышла Япония, оттеснив страны Западной Европы на второе место. Выходу Японии на первое место в мире способствовал ввод в строй большого количества крупных новых и модернизированных верфей, внедрение передовых технологий и, как следствие, высокая производительность труда, при этом уровень оплаты труда в Японии был одним из самых низких. В это время в Японии было построено 16 больших сухих доков для строительства крупнотоннажных судов дедвейтом более 200 тыс. т. Большинство же судостроительных комплексов в Западной Европе (Германии, Франции, Великобритании) и странах Северной Европы представляли в основном незначительно реконструированные верфи, существовавшие в Европе многие годы. Количество крупных новых или существенно модернизированных верфей было сравнительно невелико. Более того, такие факторы, как относительно высокая заработная плата судостроительных рабочих в европейских странах по сравнению с низкими ставками рабочих в Японии привела к снижению конкурентоспособности европейских верфей.

Вслед за завершением строительства и вводом в эксплуатацию крупных верфей в Японии во второй половине 60-х годов доля Западной Европы в мировом объеме выпуска судостроительной промышленности стала резко падать. Однако до конца 70-х годов Западная Европа была в состоянии сохранить долю в мировом судостроении в размере 40%, когда в мировую судостроительную промышленность после ввода в эксплуатацию ряда крупных вновь построенных и модернизированных верфей вступила Южная Корея. В результате в 80-е годы судостроительная промышленность Южной Кореи обошла по объемам производства судов страны Западной Европы. В 80-е годы доля Кореи на мировом рынке судостроения постепенно росла и в настоящее время превысила 30%, что стало результатом повышения производительности, развития технологии и смежных отраслей промышленности.

Доля Западной Европы после 1990 г. сократилась до 20%, что вынудило судостроителей Западной Европы закрывать верфи или конвертировать их в несудостроительное производство. В результате доля Западной Европы в выпуске судостроительной продукции со второй половины 80-х годов упала до 13% к 1998 г.

В 1994 г. на третье место в мире по строительству судов вышел Китай.

Объем мирового производства судов достиг пика в 1975 г., превысив 60 млн. т дедвейта (34,2 млн. per. т). Последовавшие затем нефтяной кризис и застой в мировой экономике привели к резкому падению спроса на суда. К 1988 г. объем судостроения упал в четыре с лишним раза — до 14 млн. т. дедвейта (10,9 млн. per. т). После 1988 г. на фоне благоприятных перемен в мировой экономике и судоходстве объем мирового строительства судов начал вновь нарастать, достигнув в 1998 г. 37 млн. т. дедвейта (около 24 млн. per. т), что, по сравнению с 1991 г., более чем на 50% выше (рис. 5.1.1).

Объем строительства судов в мире и в отдельных странах приведен в табл. 5.1.1. Из приводимых данных видно, что примерно три четверти объема мирового судостроения (по дедвейту) приходится на две страны — Японию и Южную Корею. По количеству строящихся судов их доля составляет более половины. Примерно такая же доля приходится на эти две страны и по объему заказов (табл. 5.1.2). Доля стран Западной Европы в общем объеме строительства судов в 1998 г. упала до 13%, а в объеме заказов — до 7%.

Объем судостроения по странам-строителям (по данным журнала "Motor Ship", суда дедвейтом более 2000 т)

  1. Япония (469 судов);
  2. Китай (420 судов).
  3. Южная Корея (326 судов);

По водоизмещению спущенных на воду судов лидируют:

  1. Южная Корея (около 17,7 млн. брутто-регистровых тонн);
  2. Япония (более 16,4 млн. брутто-регистровых тонн);
  3. Китай (около 6,5 млн. брутто-регистровых тонн).

Судостроение развито также в Германии, Польше, на Тайване, в Хор­ватии, Испании, Дании, США, Италии, Румынии, Турции, Нидерландах и России.

Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иоко­гама, Нагасаки в Японии, Пусан в Южной Корее, Шанхай в Китае, Гамбург и Киль в Германии, Гданьск в Польше, Марсель, Нант и Брест во Франции, Г снуя в Италии, Филадельфия, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско в США, Санкт-Петербург в России, Николаев на Украине.

Судостроение представляет собой процесс , посредством которого судно или судно , изготовлен и собран. Мы также говорим о морском строительстве или морском строительстве (скорее, для небольших лодок).

Резюме

Старое судостроение


Древнее судостроение оставило нам очень мало точной документации о методах, используемых в прошлом.

Сегодня используются несколько средств, чтобы заново открыть и реконструировать эти методы прошлых лет, чтобы лучше понять эволюцию военно-морского флота и кораблей:

  • археология судостроение, которая включает в себя подкоп процедур археологических раскопок могут гавань затонувших судов (участок скрутки или кораблекрушения, илистые, заполненные гавани .
  • изучение древних памятников - все еще существующих - свидетелей прошлых достижений, таких как венецианский арсенал, что частично объясняет появление Светлой республики и успехов, таких как битва при Лепанто в 1571 году. 1303 и 1325 гг., Четверка площади арсенала Венеции , защищенная секретной оградой площадью 25 гектаров, позволяет ему стать первым индустриальным парком в мире благодаря военно-морскому развитию, разрешенному системой аукционов для конвоев. галер в Средиземном море .
  • документальные исследования в архивах по всему миру
  • анализ старых конструкций, чтобы вывести определенную информацию, предоставленную в связи с отчетом, отчетом о деятельности, описанием поездки или определенным состоянием судна.

Модель арсенал на основе этих исследований для реконструкции полной или частичной модели, в различных масштабах, представляя как можно ближе к тому , что практиковалось конструктивные детали старых кораблей.

Современное судостроение


Судостроение часто рассматривается как образец промышленного потенциала страны, особенно с учетом того, что военно-морской военный потенциал играл и до сих пор играет большую роль в мощи страны. Производственные мощности арсеналов частично объясняют баланс сил, который удалось установить, в частности, в Средиземноморье (см. Роль венецианского арсенала в возникновении могущественной Светлой республики и успех в решающих битвах, таких как битва при Лепанто). в 1571 г.).

После того , как силы западных стран к середине XX - го коммерческого судостроения века переехал в Японию в реконструкции в начале 1960 и символизировало промышленное появление Южной Кореи в годы 1980 . Сегодня он становится символом становления Китая как индустриальной державы .

Этот постепенный переход от крупных верфей к странам с развивающейся индустрией также связан с тем фактом, что эта отрасль требует очень большой рабочей силы, стоимость которой в наиболее развитых странах становится неконкурентоспособной перед лицом вновь прибывших с низкой заработной платой.

Ситуация в 2006 и 2014 гг.


Oasis of the Seas , один из крупнейших океанских лайнеров в мире, строится на верфи в Турку компанией STX Europe , дочерней компанией STX Offshore & Shipbuilding в Южной Корее .


Что касается торгового флота , то в 2006 году Южная Корея была ведущим производителем в мире, за ней следовала Япония . На Китай и Европу приходится около 15% рынка.

Основные страны-производители в 2014 году:

Млн. Тонна валовой вместимости

Почти 57% тоннажа, доставленного в 2012 году, приходилось на сухогрузы , за ними следовали танкеры (18,4%) и контейнеровозы (14,4%).

Верфи также специализируются на различных типах судов. Китай и Япония в основном строят сухогрузы, Южная Корея вместо этого производит контейнеровозы и танкеры, Европа в основном строит пассажирские суда .

Помимо балкеров, Япония также специализируется на других специализированных судах, включая танкеры и автовозы .

Четыре крупнейших отдельных судостроительных концерна расположены в Южной Корее; Судостроение в Китае рассредоточено по большому количеству предприятий.

Европейское судостроение и азиатское соревнование

После окончания Второй мировой войны судостроение в Европе столкнулось с конкуренцией со стороны азиатского рынка. Япония, затем Южная Корея и, в частности, Китай - благодаря низким затратам на рабочую силу и очень хорошей организации труда - менее чем за тридцать лет стали первыми судостроителями, вынудившие различные крупные верфи. Европейцы специализировались, чтобы не снижать свою активность.

Таким образом, козырем итальянских, французских или даже скандинавских верфей оставались только отрасли строительства пассажирских судов, а также строительство специализированных судов, причем азиаты производили около восьмидесяти процентов обычных судов, таких как танкеры или контейнеровозы.

Сегодня европейское судостроение столкнулось с новой ситуацией, и методы работы и управления должны развиваться, чтобы обеспечить выживание этого сектора. Действительно, Япония и Южная Корея, с одной стороны, добившись значительного прогресса с конца 1980-х годов в области модернизации и повышения производительности , а Китай, с другой стороны, становится все более и более присутствующим в этом секторе, становится необходимым. чтобы европейские производители реорганизовали свою работу, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Для этого альянс между крупными группами, такими как норвежские Aker Yards и Chantiers de l'Atlantique во Франции, а также практика субподряда стали привычкой в Западной Европе .

Судостроение в лодочном спорте

Дерево по-прежнему широко используется в области яхтинга. Впервые использованный традиционным способом, он смог адаптироваться к новым синтетическим клеям, а затем к композитной форме, что делает его очень современным материалом.

Само дерево представляет собой своего рода натуральный композит. Однако несколько методов реализации позволяют получить легкий корпус, относительно недорогой (по сравнению, например, со стекловолокном), при этом избавившись от старых дефектов древесины, таких как гниение или столкновение с морскими ксилофагами .

Для современной древесины существует четыре основных подхода:

  • фанеры : использовать заявитель трюмной яркие, этот метод позволяет более тяжелый корпус , но менее чувствителен к прокалыванию,
  • формованное дерево: реализовано на манекене с плотной сеткой, оболочка состоит из нескольких тонких слоев,
  • реечная древесина: также называемая полосовой обшивкой , этот метод позволяет использовать сетку в качестве второй внутренней обшивки и, следовательно, позволяет построить очень легкий корпус с эстетически конкурентоспособной отделкой,
  • сэндвич: немного смеси всех этих подходов с сердцевиной из бальзового дерева с торцевыми волокнами или вспененного ПВХ со слоями или фанеры.

Наконец, нельзя игнорировать технику пропитки эпоксидной смолой . Это метод, запатентованный братьями Гужен под названием WEST System, заключающийся в пропитке деревянных слоев эпоксидной смолой.

Бизнесы

Примечания и ссылки

Смотрите также

О других проектах Викимедиа:

Библиография

Жан Будрио, Le Vaisseau de 74 canons , Éditions Ancre , Коллекция "Французская военно-морская археология". Корабль из 74 орудий, три-мачтовый корабль в 3000 тонн, является главной морской военной машины в конце XVIII - го века. В этом четырехтомном труде описаны, среди прочего, все составные элементы этих судов, а также методы строительства того времени:

Судостроительная промышленность

Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

  • закладка судна;
  • заготовительный;
  • блочный;
  • стапельный;
  • достроечный;
  • сдаточный.

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

Судостроительная промышленность

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Перспективы развития

Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.

Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.


Киль-балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.

Су́дострое́ние или кора́блестрое́ние — отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая постройку судов. Корабли, обычно строят на специализированных предприятиях, которые называются верфями.

Содержание

История

Судостроение, как область коллективной деятельности людей, зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое судостроение существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В Средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси.

С VII века у восточных славян последовательно менялась схема строительства: от каркасного (плетёного) судна, обтянутого корой или кожей (древнего корабля) к однодревке и набойной ладье, и, далее, к дощатому судну. Уже в VIII веке спускаются со стапелей килевые клинкерные суда с дощатой клинкерной обшивкой с симметрично заостренными носовой и кормовой частями, а также плоскодонные суда с прямыми бортами и с дощатой обшивкой встык, с заостренной носовой и усеченной кормовой, а также, возможно, с симметрично усеченными частями.

В XV—XVI вв. судостроение начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее — в Англии, Нидерландах, Франции и других странах, при этом пеньку — материал для парусов и иной оснастки судов — поставляли Россия и Великое княжество Литовское [источник не указан 780 дней] .

Предшественником судостроения следует считать ремесло первобытных людей по связыванию из отдельных брёвен плотов. С развитием доступных инструментов и умения древних людей появились выдолбленные из дерева или обтянутые звериными шкурами пироги и каяки. Постепенное увеличение размеров этих плавсредств привело к появлению водоизмещающего корпуса, который стал неотъемлемой чертой кораблей на всё последующее время.



Изначально водоизмещающие корпуса были небольшие по размеру, но уже содержали в себе все элементы современных кораблей — силовой каркас из продольных рёбер жёсткости — киля и стрингеров, а также поперечных — шпангоутов. К каркасу крепилась обшивка, основным конструкционным материалом было дерево. Изначально размеры корабля и определялись наиболее доступной длиной пиломатериалов для строителей. Со временем люди научились соединять отдельные детали в шип и в паз, скреплять соединения клеем или гвоздями, выгибать шпангоуты нужной формы. Таким образом появились первые мореходные корабли, для защиты которых от захлёстывания волнами появилась палуба. Конструкции по поддержанию палубы — бимсы, пиллерсы и кницы дополнительно усиливали прочность корпуса в целом. В дальнейшем, уже до индустриальной эпохи, конструкция деревянных корпусов судов значительных изменений в принципе не претерпела, экстенсивно расширяясь в сторону увеличения размеров корабля, числа его палуб, применения новых пород и сортов древесины, методов её сохранения от влияния воды и жучков-древоточцев. Постоянно совершенствовались внешние формы обводов судов для достижения заданных судостроителями характеристик — скорости, мореходности или грузоподъёмности корабля.

Читайте также: