Сообщение про поэзию свадебного цикла

Обновлено: 05.07.2024

Название работы: Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Свадебный приговор ритуальная речь участников свадьбы; основные носители сторона жениха; смеховая стилистика Свадебные лирические песни исполняют девушки или женщины хор поигрицы; взгляд на свадьбу со стороны; сюжетность; повествование от 3 л. Свадебные величальные песни исполняют девушки или женщины поигрицы в составе ритуала опевания; хвалебный характер; идеальный мир Свадебные корильные песни исполняют.

Дата добавления: 2015-01-05

Размер файла: 74.95 KB

Работу скачали: 4 чел.

31 Народная свадебная поэзия ( состав и отношение к обрядам )

Состав свадебной поэзии:

(исполняет невеста или от ее имени женщина ; изложение от 1 л. ед. ч. ; точка зрения невесты на свадебные события ; взгляд на свадьбу как на трагедию ; сторона жениха изображается как чужая )

(исполняют девушки или женщины ( хор ) –поигрицы ; взгляд на свадьбу со стороны ; сюжетность ; повествование от 3 л. мн. ч. )

(исполняют девушки или женщины – поигрицы – в составе ритуала опевания ; хвалебный характер ; идеальный мир )

(исполняют девушки или женщины – поигрицы – в составе ритуала опевания ; ругательный характер ; пародия на величание ; опрокинутый, смеховой мир )

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРОВ СВАДЕБНОГО ФОЛЬКЛОРА

Сватовство Смотры Рукобитье Шитник Баня Девичник День свадьбы Второй день Отводины

свадьба как трагедия свадьба как веселье

( точка зрения невесты ) ( точка зрения жениха )

причитания, лирические песни приговоры

Отношение свадебной поэзии к свадебному обряду

Свадебные причитания. Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы ( с момента сватовства до самого отъезда к венцу ) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне ( впрочем, если невеста не умела причитать, нанимали вопленицу ) . Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глаз – новая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Последовательность плачей в ходе свадьбы

Свадебные лирические песни. Эти песни – своеобразное художественное олицетворение перемещение ( поскольку свадьба представляет собой обряд перехода ) .Рисуют, в противоположность причитаниям, картину праздничной и радостной свадьбы ( взгляд со стороны ) .

Свадебные величальные песни. Уходя корнями в глубокую древность, величания выполняли магическую функцию. В системе свадебной обрядности она была направление на здоровье, красивое, сильное потомство и благополучие семейной жизни ( величание изображало желаемое как бы уже существующим с целью приближения и воплощения его в бытовой жизни – отсюда обилие гипербол, украшающих эпитетов и др. ) . В результате утраты мифологических представлений приобрели поздравительно-игровой характер благопожеланий новобрачным и всем участникам свадьбы. В свадебных ритуалах величания.кроме того, удостоверяют статус каждого из действующих лиц и чинов. Помимо магической и развлекательно-утилитарной функций эти песни имели утилитарно-практическое значение ( исполнители требовали вознаграждения ) .

Свадебные корильные и величальные песни образовывали единый ритуал. Исполнялись они в ходе самой свадьбы.

К свадебной обрядовой поэзии относятся: причитания невесты (подруг, родственников), свадебные песни, приговоры дружек.

Причитания невесты. Причитание – песенная импровизация. Преимущественно жанр невесты. Причитания исполнялись на сговоре, на девишнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом её вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполнялись.

В изображении родной семьи в причитаниях мы встречаемся с несомненными чертами приукрашивания, идеализации, но в целом свадебные причитания отличает ярко выраженная реалистическая направленность. В них правдиво рисуются переживания выходящей замуж девушки, на каждом шагу проступают черты конкретной бытовой обстановки, говорится об обычных повседневных занятиях в крестьянской семье.

Основной смысл причитаний – в выражении определённого эмоционального отношения к явлениям и факторам жизни; их главное назначение в том, чтобы выражать определённые чувства.

Этими жанровыми особенностями содержания и назначения причитаний обусловлена и специфика их художественной формы.

Активно используются синтаксические параллелизмы и повторы. Они в изобилии включают в себя всевозможные вопросы и восклицания. Это усиливает их драматизм и эмоциональную выразительность.

Нередко все вышеперечисленные приёмы и средства поэтического стиля употребляются одновременно в причитании, и тогда достигается выразительность необычайной силы.

Тексты свадебных песен имели более устойчивый текст, чем причитания, исполнялись хором. По эмоциональному содержанию своеобразнее причитаний: присутствуют мотивы грусти и веселья. Общий эмоциональный тон более светлый, чем эмоциональный тон причитаний.

В большинстве песен отражалось отношение к факту свадьбы общества, определённого круга людей: подруги невесты, все, принимающие участие в свадьбе.

Свадебные песни рассказывают о свадьбе со стороны, поэтому они в той или иной мере сюжетны, включают в себя элемент повествовательности.

Свадебные песни можно разделить на 2 группы. Первую группу составляют песни, самым тесным образом связанные с обрядом свадьбы. Каждая из этих песен замкнута тем эпизодом обряда, который она сопровождает (описание обряда сговора; о подарках невесты жениху и его родным; о девишнике; обряд расплетания волос; отъезд жениха к невесте со свадебным поездом; момент, когда жених и невеста уезжают к венцу; приезжают от венца; начало свадебного пира).

Эти песни также дают яркую поэтическую характеристику участников обряда.

Тенденция идеализации проявлялась в ВЕЛИЧАНИЯХ (жанровая разновидность свадебных песен).ВЕЛИЧАНИЯ-небольшие по размеру песни описательного характера, в которых в идеализированном плане рисуется портрет величаемого, говорится о его красоте, уме и богатстве.

КОРИЛЬНЫЕ ПЕСНИ-это своеобразная пародия на величания, ими смешили и веселили гостей. Пелись, если певцов величаний не одаривали подарком. Имели плясовой ритм, рифму.

Второй группой представлены песни, которые не были закреплены за каким-нибудь определённым элементом свадебного обряда. Они могли исполняться в любой момент свадьбы.

Отличительной особенностью песен этой группы является широкое использование символики. Так, символом молодца, жениха в них чаще всего выступает голубь, сокол, орёл, селезень или гусь; символом девушки – лебёдушка, утушка, голубушка, пава и ласточка.

В композиционном отношении эти песни часто строятся на принципе образного параллелизма (в первой части – описание природы, а во второй – картина человеческой жизни). Первая параллель имеет символическое значение, она создаёт определённое эмоциональное настроение, а вторая – конкретизирует первую, наполняет песню определённым жизненным содержанием.

Эти песни отличались очень высокой поэтичностью, бытовали и вне свадебного обряда.

Приговоры дружек. Приговоры – это своеобразные прозаические импровизации, которые имеют определённую ритмическую организацию. Нередко приговоры имеют рифмы.

Особенностью приговорок хорошего дружки являлось то, что они были высокопоэтичными, по своему содержанию вполне отвечали тому или иному эпизоду в свадебной обрядности, а по стилю и образности органически сливались с другими жанрами фольклора, исполняемыми в тот или иной обряд.

В приговорах имелась типично свадебная идеализация. Как правило, пересыпаны шутками и прибаутками.

Пронизывая свадебный обряд, органически сливаясь с другими жанрами фольклора, приговоры дружек придавали всей свадебной поэзии художественную цельность, определённое эмоционально-художественное единство.

Использованные в приговорах жанры несвадебного фольклора выполняли ту же функцию, что и жанры свадебной поэзии. Они не только не ослабляют функционального значения собственно свадебной поэзии, но, наоборот, усиливают её, значительно повышают общее поэтическое звучание всего свадебного обряда.

Пословицы и поговорки

В основной массе пословиц и поговорок нашли худ. вопрощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотнош. людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке, знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека.

Термин Загадки

Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.

Загадываемый предмет в загадках, как правило, не называется, а вместо него даётся его метафорический эквивалент.

Составить загадку-это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку-её метафорические образы заменить образами реальными.

Существует несколько способов создания загадки:

Основное содержание загадок составляет повседневная бытовая жизнь крестьянина. Причём следует подчеркнуть, что эта жизнь отражена в загадках в самых конкретных формах проявления, в самых мелких деталях.




Ступишь ли ногой,
Поглядят все за тобой.
Махнешь ли рукой,
Засмеются над тобой.
Молвишь ли словечко –
Передразнивать начнут.
Сядешь ли за стол –
Все куски во рту сочтут,
Станешь ли молчать –
Станут дурой величать.

Чужи люди, словно темный лес,
Словно туча грозная,
Без мороза сердце вызябнет,
Без беды глаза выколют.

Похоронные причитания интересны нам в нескольких отношениях: 1) следами древних представлений о загробной жизни; 2) яркими картинами реального положения крестьянства, его общественного и семейного быта; 3) непосредственным эмоциональным отношением к покойнику. Представления о загробной жизни, связанные с догмами христианства, позволяли в похоронных причитаниях обращаться к покойнику как к живому, но ушедшему, затерявшемуся, заблудившемуся. Во многих песнях встречаются вопросы к родным, не видал ли кто умершего:

Ты подумай-ко любимая, милая сватушка,
Да как шла путем, широкою дороженькой
Ты не встретила ль надежной там головушки?

В других песнях изображается отыскивание умершего в доме, на дворе, в поле:

Повзыскать пойду сердечно мое дитятко,
По всему пойду хоромному строеньицу,
Обойду я по селу да деревенскому,
Поспрошу я у родных головушек,
Дите да сидит ли на беседушке?

Одна-то я одинёшенька,
Горька-то я горькёшенька,
Ни с кем мне думу сдумати,
Пришло же лето теплое,
Чижолая работочка.
Как я буду работать,
Сил моих не хватает.

В причитаниях специально не изображались социальные явления, в них не было социального протеста. Причет фактически каждый раз создавался заново, ему присуща импровизация.

РЕКРУТСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРИЧЕТЫ

Посмотри-ка на свои полки,
На любезный-то полк Семеновский,
На Семеновский, на конну гвардию!
Как у нас в полках не по-прежнему,
Караулы стали частые,
Перемены стали редкие,
А начальство пошло строгое!

И тут избита-то, безсчастна, будет спинушка,
Все подбиты будут ясны твои очушки,
Исколочена, безсчастна буде голова,
Как подсечены ведь резвы будут ноженьки.

Три основных жизненных цикла – свадебный, родильный и похоронный, составляющие семейную обрядность, могут считаться важным моментом и для семьи, и для общества. Именно эта область народного быта больше всего насыщена обрядами религиозного характера.

Среди армян известен обычай подношения в дар друг другу различных подарков, чаще всего – фруктов, что практиковалось, начиная с момента сговора:

Есть у меня яблоко, возьми его, парень,
Возьми, положи в карман его, парень,
Будешь проходить мимо нашего двора,
Не стесняйся, ешь его, парень.

Армяне также использовали огонь, как один из продуцирующих способов обеспечения счастья новобрачных: невеста должна была трижды перепрыгнуть через костер. Неотъемлемым элементом армянской свадьбы был также обычай подсаживать на колени невесте мальчика или вообще окружать ее детьми. Несмотря на своеобразие форм проявления того или иного обряда у армян, в свадебном ритуальном комплексе можно обнаружить много общих черт в обрядо-знаковой системе, присущих многим народам.

В сложной системе анимистических воззрений армян большое место принадлежало народным представлениям о душе человека. Под видом души-духа понимается нечто бестелесное, нематериальное, которое после смерти человека может воплотиться в любое существо, воспринимаемое людьми как добрый дух предков или как злой демон. Особый интерес представляет вопрос о местопребывании души после смерти человека. Армяне при ритуальном омовении покойника произносят определенные причитания:

Чтобы глаз твой был
Добрым для твоего очага,
А мы не забудем тебя.

Ступишь ли ногой,
Поглядят все за тобой.
Махнешь ли рукой,
Засмеются над тобой.
Молвишь ли словечко –
Передразнивать начнут.
Сядешь ли за стол –
Все куски во рту сочтут,
Станешь ли молчать –
Станут дурой величать.

Чужи люди, словно темный лес,
Словно туча грозная,
Без мороза сердце вызябнет,
Без беды глаза выколют.

Похоронные причитания интересны нам в нескольких отношениях: 1) следами древних представлений о загробной жизни; 2) яркими картинами реального положения крестьянства, его общественного и семейного быта; 3) непосредственным эмоциональным отношением к покойнику. Представления о загробной жизни, связанные с догмами христианства, позволяли в похоронных причитаниях обращаться к покойнику как к живому, но ушедшему, затерявшемуся, заблудившемуся. Во многих песнях встречаются вопросы к родным, не видал ли кто умершего:

Ты подумай-ко любимая, милая сватушка,
Да как шла путем, широкою дороженькой
Ты не встретила ль надежной там головушки?

В других песнях изображается отыскивание умершего в доме, на дворе, в поле:

Повзыскать пойду сердечно мое дитятко,
По всему пойду хоромному строеньицу,
Обойду я по селу да деревенскому,
Поспрошу я у родных головушек,
Дите да сидит ли на беседушке?

Одна-то я одинёшенька,
Горька-то я горькёшенька,
Ни с кем мне думу сдумати,
Пришло же лето теплое,
Чижолая работочка.
Как я буду работать,
Сил моих не хватает.

В причитаниях специально не изображались социальные явления, в них не было социального протеста. Причет фактически каждый раз создавался заново, ему присуща импровизация.

РЕКРУТСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРИЧЕТЫ

Посмотри-ка на свои полки,
На любезный-то полк Семеновский,
На Семеновский, на конну гвардию!
Как у нас в полках не по-прежнему,
Караулы стали частые,
Перемены стали редкие,
А начальство пошло строгое!

И тут избита-то, безсчастна, будет спинушка,
Все подбиты будут ясны твои очушки,
Исколочена, безсчастна буде голова,
Как подсечены ведь резвы будут ноженьки.

Три основных жизненных цикла – свадебный, родильный и похоронный, составляющие семейную обрядность, могут считаться важным моментом и для семьи, и для общества. Именно эта область народного быта больше всего насыщена обрядами религиозного характера.

Среди армян известен обычай подношения в дар друг другу различных подарков, чаще всего – фруктов, что практиковалось, начиная с момента сговора:

Есть у меня яблоко, возьми его, парень,
Возьми, положи в карман его, парень,
Будешь проходить мимо нашего двора,
Не стесняйся, ешь его, парень.

Армяне также использовали огонь, как один из продуцирующих способов обеспечения счастья новобрачных: невеста должна была трижды перепрыгнуть через костер. Неотъемлемым элементом армянской свадьбы был также обычай подсаживать на колени невесте мальчика или вообще окружать ее детьми. Несмотря на своеобразие форм проявления того или иного обряда у армян, в свадебном ритуальном комплексе можно обнаружить много общих черт в обрядо-знаковой системе, присущих многим народам.

В сложной системе анимистических воззрений армян большое место принадлежало народным представлениям о душе человека. Под видом души-духа понимается нечто бестелесное, нематериальное, которое после смерти человека может воплотиться в любое существо, воспринимаемое людьми как добрый дух предков или как злой демон. Особый интерес представляет вопрос о местопребывании души после смерти человека. Армяне при ритуальном омовении покойника произносят определенные причитания:

Чтобы глаз твой был
Добрым для твоего очага,
А мы не забудем тебя.

Читайте также: