Стилистическая переоценка слов в современном русском языке сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Существенные изменения в новейший период развития русского языка происходят в значениях многих русских слов. Такие изменения могут выражаться: в переосмыслении существующих значений; в появлении у слов новых значений в дополнение к имеющимся.

Прочитайте слова, которые на рубеже XX—XXI веков вернулись в активный словарный запас из разряда устаревших, и проанализируйте их прежние значения. Дума — название некоторых учреждений в Древней Руси и царской России (совет бояр, высший совет при царе). Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ.

Гимназия — в России до 1917 года — общеобразовательное среднее учебное заведение (с обязательным изучением одного или двух классических языков и нескольких современных иностранных языков). Гимназия – это обычная школа с более глубоким походом к изучению основных предметов. Главной задачей гимназии является всесторонние развитие личности, помощь в поиске индивидуального пути, определение с выбором будущей специальности.

Лицей — в России до 1917 года — привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение для детей дворян, готовившее государственных чиновников. Лицей – это среднее учебное заведение, главная задача которого — специализированная подготовка старшеклассников к поступлению в вузы.

Гувернёр — воспитатель детей в дворянских и буржуазных семьях, обычно иностранец. Гувернёр – это воспитательница, воспитатель детей, живущий в чужом доме.

Мышь ― специальное устройство, позволяющее управлять курсором и вводить разного рода команды.

@ ― значок электронной почты

Хомяк ( home page ) — домашняя страница

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)

Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в.

Вхождение англоязычных слов в современный русский язык.

Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время.Именно в это время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами.Это происходит по пр.

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ЗАСИЛИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ПРОБЛЕМА ОБНИЩАНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.


Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык. Рябчук С.М.

Церковнославянский язык. Словарик. Части тела Перевод церковнославянских слов на современный русский язык.


Слово das Herz/сердце и его значения в немецком и русском языках

Здесь представлены все возможные значения слова СЕРДЦЕ в немецком и русском языках, а также их краткий сравнительный анализ.

Учебно-исследовательсий проект на тему: Вхождение англоязычных слов в современный русский язык

Тема вхождения английских слов в лексику русского языка очень актуальна в последнее время. Именно в это время русский язык интенсивно стал пополняться заимствованными словами. Это происходит по причин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 9

Русский язык

Дата проведения

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.

Урок открытия новых знаний

раскрыть причины активных процессов, происходивших в лекси­ке, морфологии, орфоэпии, закрепить навыки лексического анализа;

- создать условия для формирования умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии;

- формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности.

Планируемый

Предметные результаты

Межпредметные результаты

Уметь разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять грамматические разборы.

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Язык, речь, общение

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.

Учебник, печатные карточки

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

I. Актуализация опорных знаний

I. Слово учителя. (Учащиеся делают необходимые записи.)

(серьезные изменения в русском языке произошли и на фонетическом уровне, их в лингвистике называют фонетическими архаизмами.

Поставьте ударения в словах:

просвещённый, раскалённый, призрак, эпиграф, обрёк Устаревшие нормы: просвещённый [э], раскалённый [э], призрак, эпиграф, обрёк [э]

Подобные изменения произошли и в звучании некоторых слов, Например, неполногласными сочетаниями звуков.

- Сравните: злато - золото, брег — берег, град - город, вран — во­рон, младой - молодой, страна - сторона и др. К ним относят­ся встречающиеся в произведениях писателей и поэтов XIX века слова клоб — клуб (совр.), нумер - номер (совр.), опора штора (сов.), гошпиталь - госпиталь(совр.) и другие.

Таким образом, фонетические архаизмы многие писатели и поэт использовали как средство стилизации.

Такие изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других уровнях языка. Так, в произведениях художественных произведениях встречаются слова с устаревшими суффиксами, приставками! музеум — (совр. музей), возблагодарить — (совр. поблагодарить), ры­барь - (совр. рыбак). Такие архаизмы называются словообразовательными.

Чаще среди архаизмов встречаются слова, устаревшие не меньше в какой-то своей части, а полностью как лексическая единица

- Определите значение слов: око — глаз, уста - губы, ланиты - щеки, десница - правая рука, шуйца - левая рука, одесную Ш справа, ошуюю - слева.

Из этих примеров видно, что устаревшие слова отличаются друг от друга по степени архаичности: одни еще встречаются в речи, другие известны только по произведениям писателей прошлого века, а есть и такие, которые уже вовсе не употребляются.

Теперь мы не кланяемся волостным старшинам и приказчиками Эти слова мы можем встретить в исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа. Они помогают воссоздать колорит эпохи, придают описание прошлого, черты исторической достоверности.

Изучение нового материала

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

2. Работа над отрывком из романа А. Н. Толстого «Петр Первыми (Текст для анализа записывается по диктовку).

Вопросы для анализа

- Объясните пунктуацию в первом предложении.

Внимательно прочитайте отрывок из текста. Все ли слова, встречающиеся в тексте, вам понятны?

Зубоскалить - насмехаться над кем-нибудь, а также вообще смеяться, шутить.

Свайка: 1) старая русская игра, в которой большой гвоздь бро­сают так, чтобы попасть его острым концом в середину кольца, лежащего на земле; 2) гвоздь для этой игры.

Недоросль: 1) в России XVII века молодой дворянин, не дос­тигший совершеннолетия и не поступивший на государст­венную службу; 2) (перен.) глуповатый юноша - недоучка.

Холоп: 1) в Древней Руси человек, находящийся в зависимо­сти, крепостной крестьянин, слуга; 2) (перен.) человек, гото­вый на все из раболепия, подхалимства.

Фортификация: 1) военно-инженерная наука об укреплении ме­стности для ведения боя; 2) военно-инженерные сооружения.

- Выпишите историзмы. Определим их роль в тексте. (Боярский двор, дворовые холопы, широкий двор, боярские сыновья, учиться навигации, фортификации, боярин, царь, унтер-офицеры, недоросли.)

- Найдите в тексте устаревшие слова. (Свайка, метали деньгу.)

- Для чего А. Толстой в произведении употребил историзмы и архаизмы? (Воссоздается эпоха Петра Первого, дается воз­можность нарисовать картину прошлого.)

Первичное закрепление знаний

новых знаний. Контроль и самоконтроль

III. Самостоятельная работа учащихся

Тексты напечатаны на карточке.

1) Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад;

Летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.

- Найдите в тексте архаизмы, определите их вид. (Фонетические архаизмы: и стар и млад, иноплеменных, дерзновенных, мщеньем.) Какие еще архаизмы в этом отрывке вы встретили? (Словооб­разовательные.)

- С какой целью поэт использовал архаизмы? (Старинные вари­анты в этом отрыве тексту придают возвышенное звучание.)

2) В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана. И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал

— Выделите в этом отрывке историзмы и архаизмы, укажите рая личные их типы. (Историзмы: гридница, князь. ФонетическЛ архаизм: меньшую, словообразовательный архаизм: тяжкиЩ семантический архаизм: мед [э].)

- Какую функцию выполняют в этом отрывке архаизмы и иста ризмы? (Эти слова создают колорит древности при изображт нии старины, воссоздают картину жизни эпохи Киевской Русил

— Как вы думаете, есть случаи возвращения в современный язы! устаревших слов и историзмов? (Так, слова солдат, офицет прапорщик, министр, советник в современном языке получит новую жизнь, так как в первые годы революции они стали apt хаизмами, но потом вновь обрели новое значение, также воц рожденными являются и такие слова: государственная дум> лицей, гимназия, биржа труда и другие.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди семантических процессов выделяются три основных:

Гувернёр — воспитатель детей в дворянских и буржуазных семьях, обычно иностранец.

Гувернёр – это воспитательница, воспитатель детей, живущий в чужом доме.

Мышь ― специальное устройство, позволяющее управлять курсором и вводить разного рода команды.

Мышь ― специальное устройство, позволяющее управлять курсором и вводить разного рода команды.

@ ― значок электронной почты

@ ― значок электронной почты

Хомяк (home page) — домашняя страница

Хомяк (home page) — домашняя страница

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции) ДВОРНИКИ ДВОРНИКИ

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции)

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции) МОРЖ МОРЖ

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции)

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции) ОТКЛЮЧИТЬСЯ ОТКЛЮЧИТЬСЯ

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции)

ОТКЛЮЧИТЬСЯ

ОТКЛЮЧИТЬСЯ

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции) ЗЕБРА ЗЕБРА

I Между лексическими значениями есть сходство(сходство формы или функции)

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии СВИСТНУТЬ СВИСТНУТЬ

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии ЗАСВЕТИТЬСЯ ЗАСВЕТИТЬСЯ

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии

ЗАСВЕТИТЬСЯ

ЗАСВЕТИТЬСЯ

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии МОЛОТЬ МОЛОТЬ

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии УБИТЫЙ УБИТЫЙ

II Сходство между лексическими значениями основано на ассоциативном восприятии

III Отсутствует сходство между лексическими значениями БОЛЕТЬ БОЛЕТЬ

III Отсутствует сходство между лексическими значениями

III Отсутствует сходство между лексическими значениями Обуть – надеть обувь. Обуть – обмануть кого-либо. Косить – срезать косу травой или устремлять взгляд в сторону. Косить – намеренно избегать чего-либо, притворяться кем-либо. Бомба – разрывной снаряд. Бомба – что-то выдающееся, привлекающее внимание. Угарный – заполненный удушливым ядовитым газом, образующимся при сгорании углерода. Угарный – очень весёлый.

III Отсутствует сходство между лексическими значениями

Обуть – надеть обувь.

Обуть – обмануть кого-либо.

Косить – срезать косу травой или устремлять взгляд в сторону.

Косить – намеренно избегать чего-либо, притворяться кем-либо.

Бомба – разрывной снаряд.

Бомба – что-то выдающееся, привлекающее внимание.

Угарный – заполненный удушливым ядовитым газом, образующимся при сгорании углерода.

Угарный – очень весёлый.

Изменение значений, переосмысление слов ( работа со словарем ) ползунок комбайн художница челноки позвоночник подснежник захлопывание Задание: Определите новые значения данных слов

Изменение значений, переосмысление слов ( работа со словарем )

  • ползунок
  • комбайн
  • художница
  • челноки
  • позвоночник
  • подснежник
  • захлопывание

Определите новые значения данных слов

Задание:

Выводы: Именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа.

  • Именно в лексике прежде всего отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа.


-75%

Конечно, всем известно, что язык — очень подвижная структура, и даже 50 или 100 лет назад он был совсем не таким, как сейчас. Что уж говорить о древности. Однако нам кажется, что привычные слова всегда имели такой же смысл, что и сегодня. Но это не так.

Нам понравилось, что некоторые слова имели значение, о котором сейчас трудно догадаться, а другие — и вовсе прямо противоположное современному.

1. Хитрость

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

2. Зараза

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

3. Вонь

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

Позже в разных славянских языках за ним закрепилось одно значение. В русском — неприятный запах, а в польском наоборот — приятный.

4. Страсть

5. Позор

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

6. Укроп

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

7. Варенье

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

8. Вратарь

9. Понос

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

10. Юг

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

11. Дети

11 обычных русских слов, которые радикально поменяли значение, хотя об этом не догадывались даже филологи

Вы знали об устаревших значениях слов? А может, у вас есть примеры, о которых мы не упомянули?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: