Стиль как отражение мироощущения композитора сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В данном материале рассмтриваются вопросы особенности стиля композитров, воспитание понимания стиля в обучении учащихся.

ВложениеРазмер
doklad_stil_v_tvorchestve_russkih_kompozitorov.docx 29.36 КБ

Предварительный просмотр:

В ряде работ под стилем имеется ввиду национальная или какая-нибудь другая стилевая общность. Это прослеживается в работе фольклористов.

Уже из этого краткого перечисления видно многообразие сфер применения термина СТИЛЬ.

Поскольку стиль является лишь одной из составляющих сложного мира музыки, следовательно, уместен и важен вопрос о том, какие функции в ней выполняет стиль. Остановимся на трех самых важных.

Первая функция – обеспечение историко-культурной ориентации слушателя в мире музыки.

Другой важной функцией стиля является фиксация и выражение определенного содержания. Содержание стиля не идентично содержанию музыкальных произведений. Это видно уже из того, что единые по стилю разные произведения одного композитора отличаются друг от друга по своему художественному содержанию.

Третья функция стиля – это – функция объединения – разграничения.

Стиль объединяет вместе родственные музыкальные явления и ограничивает их от творений чужеродных, неродственных. На этой основе вся совокупность принадлежащих музыкальной культуре произведений предстает как целая система стилей, определенным образом соотносящихся друг с другом – сходных и контрастных, притягивающих и отталкивающих друг друга.

А сейчас более подробно рассмотрим стиль в творчестве русских композиторов. Русская фортепианная музыка начала формироваться в конце ХVIII века, а с 60-х годов ХIХ века уже вступила в эпоху творческой зрелости. Россия, в отличие от Западной Европы, долгое время не знала клавирной культуры. Клавесин, правда, был известен в нашей стране еще в XVI веке, но на протяжении XVII и значительной части XVIII века клавишные инструменты не получили распространения. На них играли лишь при царском дворе и в домах знати, инструментальная культура России заметно отставала в своём развитии от вокальной. Русские слушатели проявляли интерес почти исключительно к вокальной музыке. Особенно любили народную песню. Интенсивное развитие вокального искусства и его преобладание над инструментальным в течение длительного времени оказывало большое влияние на отечественную музыкальную культуру. Это влияние во многих отношениях было благотворным: оно способствовало синтезу инструментальной музыки и народного творчества и утверждению искусства пения на инструментах в качестве характерного творческого пр инципа композиторской и исполнительской школ в дальнейшем. Наиболее ранние образцы национально-характерных фортепианных пьес возникли в России также на основе народного искусства. Это были простенькие обработки народных песен и танцев. В течение нескольких десятилетий ведущим в русской фортепианной музыке был жанр вариаций.

Фортепианный стиль первых русских композиторов представляет интерес с точки зрения формирования в нем элементов национального музыкального языка. На протяжении всего доглинковского периода группа сочинений этих авторов продолжала оставаться тесно связанной с домашним музицированием. Однако в творчестве некоторых из них начали проявляться черты концертности. У Гурилева, например, можно увидеть наряду с примитивными художественно-выразительными средствами стремление к фортепианной виртуозности. Некоторые страницы сочинений композитора не лишены модного в то время и сентиментализма. Можно ощутить раннеромантические веяния. Свобода выражения чувств рождает характерную для стиля Гурилева импровизационность. Однако в музыке композитора тем не менее, преобладает простая задушевная песенность и жизнерадостная танцевальность, кровно связанные с русскими истоками. Автор также развивает по сравнению с авторами первых русских фортепианных сочинений пассажную технику. Он использует разнообразные фигурации, пассажи через всю клавиатуру.

Также пользовалось известностью имя современника Гурилева Д.Н. Кашина (1770-1841). Кашин создал много вариационных циклов, но в отличие от вариаций Гурилева в них меньше творческой фантазии, зато они ближе к образу песни . Если на Западе в конце XVIII и в начале XIX столетия наблюдался расцвет фортепианной сонаты, то в русской музыке того времени этот жанр не получил значительного развития. Больше других композиторов к нему проявил творческий интерес Дмитрий Степанович Бортнянский (1751--1825). Сонаты Бортнянского - превосходные образцы русского музыкального классицизма. Им свойственны типичные для ранних классиков образы и выразительные средства. Энергичным, ритмически упругим темам контрастируют темы лирические, иногда с оттенком изящной танцевальности. Но в его сочинениях за привычными формами европейской выразительности улавливаешь чисто славянский лиризм, а порой и прямые заимствования интонаций народных песен. Связь с русской народной музыкой проявилась в инструментальном творчестве А. Алябьева. В его фортепианных сочинениях нашли отражение многие особенности мелодико-гармонического языка русской вокальной лирики первой половины XIX века. М.И. Глинка (1804-1857) известен широкому кругу любителей музыки прежде всего как создатель первых русских опер. Музыка, драматургия и идейная концепция его опер оказались подлинно новаторскими. Великий композитор сумел воплотить в них свой замысел: соединить русскую песенность с западноевропейскими композиционными формами. По своему художественному и историческому значению сочинения Глинки для фортепиано не могут сравниться с его операми, симфоническими произведениями. Но благодаря мощи своего таланта он выделился заметно среди русских авторов фортепианных сочинений первой половины XIX века - будь-то вариации или крошечные изящные миниатюры в разнообразных танцевальных жанрах - все они поражают необыкновенной утонченностью и мастерством и требуют такого же мастерства от их исполнителя. Все они служили подготовкой к решению творческой задачи огромной важности-созданию отечественной национальной оперы. Современники отмечали также темпераментность и красочность игры композитора. Рассказывая о воспроизведении автором на фортепиано "Камаринской", П.М. Ковалевский писал: "Когда я услыхал впоследствии эту бесподобную по чисто русской забубенности вещь в концерте, то к ней почти ничего не прибавило оркестровое исполнение, даже кое-что поубавило в огне и стремительности передачи".Впитав лучшие стороны пианизма Фильда: мягкость, нежность, певучесть звука, благородство выражения, Глинка создает свой собственный пианистический стиль, переосмыслив и как бы пересадив на русскую "почву" исполнительскую манеру ирландского мастера. Глинка становится родоначальником камерно-лирического направления в русском фортепианном искусстве. Очень хороши лирические пьесы Глинки. Наиболее популярна из них "Разлука" -- первый классический образец русского ноктюрна. Она близка сочинениям Фильда своим поэтическим колоритом и мастерским воспроизведением пения на фортепиано. Но интонационный строй ее типично русский, связанный с песенно-романсной лирикой Глинки и авторов бытового романса. Существенное отличие пьесы от ноктюрнов Фильда заключается также в развитии тематического материала. Фильд расцвечивает тему, разукрашивает ее инструментальными колоратурами, что находится в соответствии с лирически-созердательными образами его музыки. Глинка стремится углубить лирическое содержание темы, усилить эмоциональное напряжение музыки. Он достигает этого сперва перенесением темы в средний, более насыщенный регистр, затем полифонизацией ткани, введением дополняющих голосов, родственных теме и воспроизводящих ее основную интонацию вздоха.

Подводя промежуточный итог, хочу подчеркнуть, что при всех различиях творческих индивидуальностей вышеперечисленных композиторов, можно выделить стилистические особенности русской национальной музыки. В их числе:

а) реализм как правдивое художественное отражение жизни, воплощение эмоций и чувств человека в музыке.

б) народность как отражение и преломление национального духа в музыке, как активная творческая переработка народных традиций, как обращение к фольклорным источникам.

в) гуманизм как отличительное свойство сознания и мироощущения; как внимание и интерес к человеку, его внутреннему миру, душевной среде.

Эти линии были продолжены и другими русскими композиторами, такими как Балакирев, Мусоргский, Чайковский и не утратили своей актуальности и в наши дни.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

как играть на пианино по цифрам мелодию из "axel f"? сори обьяснить не могу но нужны

+

Другие вопросы по Музыке

Категория

Прослушайте первую часть симфонии л. бетховена №5. какими словами ты можешь выразить общий смысл произведения? каким ты представляешь героя симфонии? 2. сравни образ преодоления, п.

Категория

Категория

Узнай и расскажи о традициях воспитания детей у твоего народа.какую роль в нем играли народные песни? ​.

Категория

Найдите сведения об исполнителях, которые донесли до наших дней песни абая. найдите доп.сведения о творчестве даулеткерея.

Тема урока : Стиль как отражение мироощущения композитора.

Тип урока : урок развивающего контроля

Цель урока :формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Задачи урока :

развивающие: обогатить мировосприятие, расширить его спектр, художественный вкус учащихся, музыкальный кругозор и словарный запас учащихся, умение выражать свои эмоции и чувства в соответствии с услышанным; коммуникативные навыки работы в команде; развитие вокально-хоровых навыков; слушательской культуры;

- воспитательные: воспитыватьуважение к музыке разных эпох и композиторов,воспитывать умение работать в коллективе; эмоционально воспринимать образы различных видов искусства; воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между современной музыкой и музыкой прошлого; рассуждать об образах в современной музыке

Предметные :

• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров

• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

• понимать основной принцип построения и развития музыки;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные : систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; выделять главную и избыточную информацию.

Личностные: осознавать российскуюгражданскую идентичность, развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, устремлять интерес к творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

содержание музыкального произведения

Настоящим откровением для любителя музыки может стать знакомство с мировоззрением композитора. Для этого, помимо прослушивания сочинений того или иного музыкального гения, стоит обратиться к его статьям и воспоминаниям, письмам, прочитать внимательно его биографию. Тогда, пытливому исследователю откроются неизведанные таинства музыкальных творений, и это доставит ему огромное эстетическое наслаждение.

В поисках смысла

П.И. Чайковский известен всему миру не только как выдающийся композитор, но и как видный представитель русской музыкально-культурологической мысли XIX века. Живой интерес он испытывал к религии, философии, литературе. Всё музыкальное наследие композитора – результат напряжённого поиска мировоззренческого смысла.

Петр Ильич не любил говорить о содержании своих сочинений, считая, что на языке слов оно будет восприниматься упрощенно. Приближаясь к замыслу указанных произведений Чайковского, можно раскрыть мировоззренческий аспект созданной им музыкальной материи лишь в общих чертах: человек всегда стремится к счастью , но реальная жизнь – это чередование тяжелой действительности с мифическими грезами о счастье, достижению которого мешает неумолимый фатум.

Творчество – высший смысл

Содержание произведений А.Н. Скрябина – гениального современника П.И. Чайковского, питали философия Ф. Ницше, теософия, восточные религиозные учения, преломившиеся в яркой индивидуальности композитора.

Читайте также: