Сообщение о картине эдгар дега голубые танцовщицы по истории 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Импрессионизм Эдгара Дега — легкий, невесомый, воздушный, словно балет в живописи. Мир балета оставался для Дега одной из самых любимых тем. Снова и снова он возвращался к изнанке этого мира: больше всего его манили откровения закулисной жизни.

Картина Дега “Голубые танцовщицы” (1897) - неразрывное целое, связанное с пластикой балета. Трудно сказать, изображена на картине одна балерина или несколько. Работа — словно зарисовка: вот девушка поправляет платье, оценивает свой наряд, придерживаясь за декорации, завязывает пуанты.

Движения превращаются в танец. Именно таким видел Дега волшебство театра: искусство в сочетании с трудом.

Техника пастели, которую использовал Дега, подарила работе выразительные цветовые сочетания при ее фантастической воздушности. Небольшие, легкие штрихи ложатся на картину в разных направлениях, они создают вихри синих теней, рассыпаются на отблески света.

Картина почти всю историю своего существования находилась в России. Сергей Щукин купил ее за баснословные по тем временам 60 тысяч франков. За работы Дега он почти не торговался. Сегодня картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Dega-Edgar-golubye-tancovsshicy

Работы известного французского импрессиониста Эдгара Дега — поистине отдельная эпоха мировой художественной культуры. Зрителям он известен, прежде всего, как художник, описывающий балерин, и в самом деле, эта тема привлекала его внимание сильнее всех других.

Дега был частым посетителем балетного класса и закулисья. Он часами наблюдал за каждым па балерин, их эмоциями, примечая малейшие детали, чтобы потом всё это искусство изобразить на своих полотнах.

С первого взгляда картина может показаться обычной и непримечательной. Но это мнение меняется, если посмотреть на полотно ещё раз. Картина начинает завораживать своей легкостью, одухотворенностью. Словно в дымке, застывшие на полотне танцовщицы вот вот начнут танцевать.

Несмотря на множественное число в названии, некоторые искусствоведы делают предположение, что на полотне фигурирует одна и та же балерина, только в разных позах. Конечно же сейчас можно рассуждать об это неустанно, и версий будет несчетное количество. Но одно остается несомненным: Дега был настоящим ценителем танца и красоты, который мастерски передавал всю тонкость, нежность и грациозность балета в своих работах.

Год написания картины: 1897.

Размеры картины: 65 × 65 см.

Техника написания: пастель.

Жанр: жанровая живопись.

Галерея: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия.

Дега. Голубые танцовщицы. ГМИИ Пушкина

Коллекционер Сергей Щукин

Коллекционер Сергей Щукин

1 — история картины

Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке (реконструкция Кристины Делок-Фурко)

Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке. Реконструкция Кристины Делок-Фурко

Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.

2 — истории о деньгах

Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Эдгар Дега

Эдгар Дега

Мы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.

Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.

3 история — о балете

В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.

4 история — о потерянном зрении Дега

В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.

5 истории — о личной жизни

Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.

Эдгар Дега. Автопортрет

Эдгар Дега. Автопортрет

6 история — о Дега и импрессионистах

Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.

Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.

Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.

7 история — цитаты Дега о живописи и балете

8 — Интересные факты о жизни Дега

9 история-анекдот из жизни Дега (или как Дега снимал мастерскую)

Молодой Эдгар Дега, скитаясь по парижским углам, решил снять мастерскую. После долгих поисков он наконец нашел в небогатом районе подходящую комнату, но хозяин квартиры сразу же выставил целый ряд условий:
— Я могу вам сдать эту комнату, но предупреждаю: здесь должно быть тихо,
— Я спокойный человек, месье, — скромно ответил Дега.
— Никаких гостей, никаких криков, — продолжал хозяин.
— Обещаю, — сказал художник.
— Домой не возвращайтесь поздно, потому что пол скрипит, — добавил хозяин.
— Хорошо, постараюсь, — обещал Дега.
— Вы храпите? Стены здесь тонкие, и я не смогу уснуть.
— Нет, я сплю спокойно, — ответил Дега, уже теряя терпение.
— Тогда все в порядке. Я сдам вам эту комнату, — сказал довольный хозяин.
— Но я должен вас честно предупредить, — заметил Дега, — что я художник.
— И что же?
— Боюсь, вас может встревожить плеск воды, в которой я мою свои кисти!

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина “Голубые танцовщицы” (1897) похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Княгиня Меттерних

Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Ложа Призрака Оперы

Ложа Призрака Оперы

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Ссылка на бесплатный курс

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины” .

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Галерея искусств Америки и Европы XIX-XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва.

Читайте также: