Статистика гаджетов у подростков сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Как влияют гаджеты на детей - вопрос, тревожащий каждого родителя. Теперь ответ найден. Недавно завершились 14-летние исследования, проводимые российскими учёными из Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения и Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН.

Исследователи разделили 1531 ребёнка на две группы: одной группе нужно было активно использовать гаджеты, а у другой на них был строгий запрет. Весь период исследования за двумя группами внимательно следили, а потом сравнили две группы между собой. Дети, активно использовавшие гаджеты, имеют:

  • Повышенную утомляемость . 39.7% испытуемых имели повышенную утомляемость. А у 30% детей этот уровень достигал критических значений.
  • Высокую проницаемость излучения мозговыми структурами . У совершеннолетних детей и старше излучение затрагивает только 15% структур головного мозга, у подростков - 60%, а у школьников и дошкольников - до 80%.
  • Ухудшение зрения . Врачи установили, что у детей, активно пользующихся гаджетами, развивается близорукость.
  • Замедленную реакцию на звук и свет . Как результат, дети стали делать гораздо больше ошибок на занятиях.
  • Ослабленную смысловую память и внимание . Этот показатель был у 50% испытуемых.
  • Мигрень, сухость и покраснение слизистой оболочки глаз, нарушение осанки . Все эти факторы приводят к ухудшению зрения, а также сниженному кровообращению мозга.
  • Сбой биоритма, нарушение психики, перепады настроения, нарушение сна . В результате дети не могут сконцентрироваться на учёбе, у них не остаётся сил на спорт и другую физическую активность.

На сегодня исследования продолжаются, чтобы учёные имели полную картину о том, как негативное влияние гаджетов в детстве проявится во взрослой жизни.

А вы знали об этих негативных влияниях? Разрешаете ли вы своим детям пребывать в гаджетах? Замечали ли вы какие-нибудь проявления у детей после использования ими электронных устройств?

МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Порядка 27% российских школьников проводят за гаджетами свыше восьми часов в день. Такие данные следуют из имеющихся в распоряжении ТАСС результатов опроса, который провел образовательный центр Maximum Education.

Отмечается, что восемь и более часов в день на гаджеты тратят порядка 32% опрошенных родителей школьников, 17% взрослых тратят на гаджеты в среднем три часа в день, 16% - в среднем четыре часа в день.

Согласно данным опроса, самым популярным гаджетом родители школьников назвали мобильный телефон: им пользуются 99% опрошенных. Далее следует ноутбук, которым пользуются 84% взрослых. Планшеты используют 28% родителей, умные часы - 18%.

Что касается подростков, то 99% опрошенных пользуются мобильными телефонами. Ноутбуки и персональные компьютеры используют 86% опрошенных, планшеты - 27%, умные часы - 15%.

Опрос проведен с 26 по 28 октября среди 1 тыс. родителей школьников и среди учеников 5-11 классов. География опроса - вся Россия. Центр Maximum Education основан в 2013 году, является резидентом IT-кластера инновационного центра "Сколково". Специализируется в том числе на подготовке к стандартизированным экзаменам.

2020 год однозначно стал годом онлайн-образования. Дети всех возрастов и многие взрослые были вынуждены учиться и учить в дистанционном формате. Это позволило по-новому увидеть проблемы доступности образования, а также оценить, насколько массовый переход в режим онлайн сочетается с существующими нормами и представлениями, ограничивающими время использования гаджетов. Об исследовании Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ по этим вопросам IQ рассказали его сотрудники Надежда Княгинина и Евгений Пучков.


Надежда Княгинина,
научный сотрудник Лаборатории
образовательного права
Института образования НИУ ВШЭ

Евгений Пучков,
аналитик Лаборатории
образовательного права
Института образования НИУ ВШЭ

Если раньше доступность образования рассматривалось как место в школе или шанс поступить в университет, то теперь к этому добавилось наличие компьютера и доступ к интернету. В опросе , проведённом Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ в сентябре 2020 года среди родителей и учеников школ России, мы выяснили, насколько школьники обеспечены гаджетами, а также как их использование ограничивается родителями. Всего в нём приняли участие 803 школьника и 981 родитель.

Какие гаджеты есть у школьников?

В России, по данным Росстата, доля домохозяйств, в которых есть персональный компьютер, в 2018 году составляла 72,4%. Опрос детей показал, что в среднем у 75% школьников есть персональные компьютеры или ноутбуки. Однако везде кроме сёл и малых городов этот показатель значительно выше: 85%. В сёлах же только у 52% детей есть такая техника. Аналогичным образом обстоит ситуация с планшетами. В среднем планшеты есть у 50% детей, однако в сёлах и малых городах этот показатель составляет 31%.

Обеспеченность населения смартфонами в государственной статистике не показана. О ней можно судить на основании исследований рынка мобильных устройств. В 2018 году американское исследовательское агентство Pew Research Center установило, что смартфоны есть у 59 %населения России, обычные телефоны — у 37%, и лишь 4% населения России не обладает никаким устройством мобильной связи. По данным компании Forward Leasing, к концу 2019 года количество жителей России со смартфонами должно было достичь 95,3 млн человек, что составляет примерно 63% от населения страны.

Проведенный среди детей опрос показал крайне высокую обеспеченность смартфонами у этой возрастной когорты: они есть у 98 % школьников. Единственный класс, в котором этот показатель сильно ниже — это первый (67 %).

Ответы родителей на опрос о гаджетах детей дают меньшие числа по обеспеченности, однако демонстрируют схожую динамику. Только 6% родителей сообщают, что у их детей нет личных гаджетов. Подавляющее большинство родителей говорит, что у их ребенка есть личный смартфон (91%). Компьютер (63%) и планшет (29%) встречаются реже.

В ответах родителей подтверждается неравное обеспечение техникой детей из малых городов и сёл — так, о наличии компьютеров сообщают лишь 44% родителей, против 67% и более в иных городах. Аналогичная ситуация с планшетами (14% против 27% и более). Только телефонами и смартфонами формально дети обеспечены равным образом. Однако, опрос не касался моделей смартфона или его технических характеристик, что также может существенно влиять на оценку равного доступа.

Для других форматов онлайн-образования обеспеченность компьютерами или хотя бы планшетами остается недостаточной — так, доля использования школьниками компьютерами достигает лишь 50% в четвертом классе, хотя и растёт с возрастом. Иногда родители указывают на то, что не могут предоставить детям доступ к компьютеру из-за того, что в семье не один ребенок, и сами родители работают дистанционно.

По мнению учителей, лишь 38% учеников имели возможность в марте-апреле 2020 года выполнять домашние задания на различных онлайн-платформах — что опосредованно говорит об обеспеченности техникой и условиями для дистанционного обучения. Также, дети указывают на проблемы с доступом к высокоскоростному интернету. Общий процент людей, имеющих доступ к интернету в России, в начале 2020 года составлял около 81%. В совместном исследовании Института образования НИУ ВШЭ и сервиса Яндекс.Учебник дети начальных классов отмечали, что у 25% из них нет доступа к интернету на компьютере, а у 20% — на смартфоне или планшете.

Оперативно предоставить всем школьникам страны дорогостоящую технику и гарантировать доступ к интернету в текущих условиях представляется трудноосуществимым. Это ставит школы и родителей в условия, когда приходится искать любые доступные способы, чтобы организовать учебный процесс.

Время использования гаджетов

Дети используют гаджеты в течение всего дня, с ними связаны многие виды их досуга. Даже утром, до школы 51% детей говорят, что сидят в социальных сетях, а 26% — что общаются в интернете.

35% школьников указали, что пользуются телефоном от 2 до 5 часов в день, 33% отметили, что используют его более 5 часов. Компьютером и планшетом дети пользуются меньше. Для компьютера 22% указали время до 1 часа, а 23% — 1-2 часа. В 2-5 часов использование компьютера оценили 16% школьников, более 5 часов — только 7%. Время пользования планшетом чаще всего определяли в пределах одного часа (22% респондентов).

Однако эта оценка субъективна, основывается на ощущении и восприятии распределения времени. Для того, чтобы получить объективные данные, в исследованиях нужно использовать специальные приложения.

Контроль над использованием гаджетов

Ограничивают время использования гаджетов преимущественно в младшей школе (до 32% во втором классе). Постепенно, по мере взросления, ученикам позволяют всё больше использовать гаджеты без ограничений. В итоге в восьмом классе 40% родителей не устанавливают таких ограничений, в девятом классе эта стратегия становится самой популярной среди родителей, и свою наибольшую популярность приобретает в десятом классе (57%). В выпускном классе отказ от использования ограничений, соответственно, снижается и используется 48% родителей.

Ограничения, о которых говорят родители, иначе проявляются в ответах детей. Они в целом подтверждают, что с возрастом использование детьми гаджетов контролируют намного меньше. Однако дети в принципе реже отмечают, что их ограничивают. 78% школьников свободно пользуются смартфоном, в десятом классе их доля — 96%. 75% без ограничений пользуются компьютером, и 44% — планшетом. В целом о наличии каких-либо ограничений со стороны родителей указывает не более 25% детей.

Также нормы СанПиНа предписывают необходимость организации рабочего места ребёнка и расписания занятий в соответствии с имеющимися гигиеническими правилами (пп. 3.5.9. и 3.5.15. соответственно).

В дистанционном режиме обучения эти нормы вряд ли смогут работать (нельзя проверить, сколько гаджетов одновременно использует ребёнок, как и то, использует ли он смартфон). Также абсурдно проверять, обустраивают ли родители быт своего ребенка в соответствии с СанПин и засекают ли его экранное время. Однако жёсткие ограничения отвлекают внимание от формирования культуры использования гаджетов, здоровых привычек, связанных с их применением. Более того, они препятствуют развитию технологий дистанционного образования: приложений для смартфонов и других ресурсов, — что в конечном итоге снижает доступность образования.

Научные исследования , связанные с позитивными и негативными последствиями использования гаджетов детьми, в целом подчеркивают, что смартфоны и другие электронные устройства могут стать хорошим подспорьем для переформатирования занятий с эффективными практиками их включения в образовательный процесс. Исследование , проведенное в 2016 году, показывает, что гаджеты в школе и их использование, даже во внеучебных целях, на самом деле, не снижают успеваемость детей. При этом, эти же исследования отмечают практически повсеместные запреты на использование смартфонов в школах, которые, по мнению авторов, замедляют технический прогресс в образовании. Впрочем, опросы ВЦИОМ показывают, что родители, в ситуации очного обучения, скорее поддерживают запреты на использование смартфонов в школах — за эту идею высказались три четверти опрошенных (73 %).

Использование гаджетов на практике выходит далеко за рамки, предусмотренные гигиеническими нормами, предполагающими 15 минут экранного времени в течение урока. Реалистичность строго выполнения новых норм школами и родителями, на наш взгляд, достаточно низкая, особенно в условиях дистанционного обучения.

Что делать?

Результаты опроса показали две новых проблемы, связанных с новыми реалиями дистанционного образования и использования гаджетов современными школьниками.

Первая проблема касается доступности образования, и связана она с наличием компьютерной техники у ребёнка дома. В сельской местности компьютеров и ноутбуков нет у почти половины детей. И даже 85%-ная обеспеченность компьютерами в городах, не означает, что это качественная и современная техника, подключенная к интернету и доступная в любое время. Возможно, решением проблемы может стать использование смартфонов, которые есть практически у каждого ребенка, как основного инструмента для онлайн образования.

Вторая проблема, связана с сохраняющимися нормативными ограничениями в использовании гаджетов в образовательном процессе. Если родительские стратегии для ограничений, по всей видимости, опираются на более мягкие и адекватные современным условиям жизни сценарии, то в отношении школ государство продолжает воспроизводить и даже вводить новые ограничения в СанПин. Это мешает развитию инструментов онлайн-образования, в том числе на базе смартфонов. Альтернативой запретам, исполнение которых трудно проконтролировать, может стать обучение как детей и родителей правильному использованию гаджетов: цифровой гигиене и необходимым здоровым привычкам.
IQ

Исследовательская компания Childwise выяснила, сколько времени дети и подростки проводят за экраном. Данный показатель включает в себя просмотр телевизора, общение со смартфонами и планшетами, а также видеоигры.

Как и следовало ожидать, телевидение постепенно утрачивает популярность, по большей части оно востребовано только девочками-подростками, которые уделяют ему до 7,5 часов в день. Впрочем, подавляющую часть этого времени они одновременно занимаются с другими гаджетами. Подобное падение популярности исследователи связывают с тем, что ранее подростки получили большую часть информации благодаря ТВ, в то время как сегодня смартфоны и планшеты гораздо лучше справляются с поставленной задачей.

Читайте также: