Старая синагога в казани сообщение

Обновлено: 25.04.2024

Всем привет,добра и здоровья.Казанская еврейская религиозная община 28 декабря 1912 года "вынесла приговор" на покупку дома купца Беленкова,стоявшего на месте ныне существующего здания.В апреле 1913 года началась перестройка помещений под синагогу,которая продолжалось 2 строительных сезона и была закончена в марте 1915 года.Сбор средств на строительство осуществлялся как в виде целевых пожертвований,так и в виде покупки мест в молитвенном зале синагоги.12 марта 1915 года состоялось освящение здания.

В апреле 1929 года синагогу закрыли по решению властей.В 1940 году по проекту архитектора Р.М.Муртазина здание было перестроено.В нем после закрытия синагоги находились последовательно: Дом еврейской культуры,Дом пионеров,Дом работников просвещения.В 1997 году оно было возвращено еврейской общине.

Памятник архитектуры различных эпох и стилей: от классицизма и эклектики до советского неоклассицизма.

Объект культурного наследия республиканского значения.Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.01.1993 №39

Евреи Казани: кантонисты и купцы, выкупленные места в храме и перестраиваемая синагога

Фото: Семейная фотография купца Абрама Пейсаховича Милицына

Кантонисты — первые евреи в Казани

Когда вечером 10 апреля покажется первая звезда, верующие евреи начнут праздновать Пасху (Песах). На столах на специальных блюдах появится ритуальная пища в воспоминание жизни в Египте, доме рабства и об Исходе. Будет на столе и вино — лучшее, какое только может себе позволить хозяин. Будет стоять и отдельный бокал с вином для пророка Илии (Элияху) — он незримо входит в каждый дом, где празднуют. И однажды он возвестит о пришествии Мессии и к этому надо быть готовым.

Оба события — неплохой повод коротко рассказать о казанской еврейской общине и казанских евреях вообще.

Сразу следует сказать, что в заметках не будет сколько-нибудь полной истории местного еврейства. Если пытаться втиснуть все в 10—11 тысяч знаков, то будет скороговорка, если писать обо всем с некоторой степенью развернутости, то не обойтись и 100 тысячами. Поэтому автор решил дать немного общего и сосредоточиться подробней на отдельных штрихах.


Будет стоять и отдельный бокал с вином для пророка Илии (Элияху) — он незримо входит в каждый дом, где празднуют

Оставим в стороне древнюю историю. Здесь не будет ни слова ни о Хазарии, ни о Булгаре. Начнем с XIX века, когда присутствие евреев в Казани было не гадательным, а вполне определенным.

Промышленники, торговцы, интеллигенция

Бруку вместе с Л. Бабицким обязан город стремительному возведению Каргопольских казарм

Полноты ради включим в список предприятие с владельцами караимского происхождения:


А ведь было много заведений с иными организационными формами, также принадлежавших евреям: ими пестрят соответствующие разделы адресно-справочных книг. В смысле занятий еврейского населения Казань не была исключением: ювелиры, часовщики, слесаря, портные, фотографы, типографы, аптекарские служащие. В самом конце XIX века стали появляться евреи присяжные поверенные, врачи, дантисты, акушерки. Крещеные евреи порой занимали довольно значительные должности. Например, Лев Борисович Мандельштам стал губернским врачебным инспектором в Казани. Кстати, он состоял в родстве с отцом поэта О.Э. Мандельштама. А его сын Михаил, окончивший юрфак Казанского университета, стал весьма известным присяжным поверенным, был защитником Н.Э. Баумана на процессе в Москве.

Казанские (да и не только казанские) евреи охотно брали строительные подряды и проявляли здесь примеры расторопности. Далеко не все знают, что на строительстве Пассажа в Казани сделал себе имя подрядчик инженер М. Брук. Ему же вместе с Л. Бабицким обязан город стремительному возведению Каргопольских казарм (на этом месте сейчас городок танкового училища).

Ну и об одном памятнике, связанном хоть и не с казанской жительницей, но все же еврейкой. Речь о Марии Львовне Диллон, авторе известного всем бронзового бюста Н.И. Лобаческовкого.


Мария Диллон — первая в России скульптор-женщина

Слушай, Израиль… История казанской синагоги

В истории редки примеры, когда возрождаются государства, исчезнувшие сотни лет назад: на ум приходят разве что Греция и Армения. Рекорд поставил Израиль, возродившийся через два тысячелетия после изгнания евреев с родной земли.

Собственного молельного дома евреи не имели и богослужения проводили в арендованных помещениях. Община росла, но официально ее как бы не было: все документы о гражданском состоянии (браках, разводах, рождении и смерти) приходилось выправлять у московского или екатеринбургского казенного раввина, а это было неудобно. После регистрации общины был избран ее членами и утвержден в должности губернатором казанский казенный раввин, которому были выданы метрические книги.

По законам того времени, вне черты оседлости строительство синагог запрещалось вообще, допускалось лишь возведение молитвенных домов (хотя сказать, чем конкретно отличалась синагога от молитвенного дома, автор заметок не может), и то с большими ограничениями: они должны были быть подальше от церквей, а их внешний вид ничем не должен был отличаться от обычных зданий.


Арон кодеш казанской синагоги — шкаф, в тором хранятся свитки Торы. Автор неизвестен, из собрания Г.В. Фролова

Сначала хотели возвести молитвенный дом в районе нынешнего Центрального рынка, но пока длилась волокита с утверждением проекта, часть выбранного участка была продана. Старая молельня, приведенная в порядок после погрома в октябре 1905 года, находилась на Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзной) в доме Смоленцева, откупленного в 1912 году казной для строительства Госбанка, и встал вопрос о новом помещении. Тут-то и решились, наконец, на строительство собственного здания для молельного дома и выбрали для этого участок Тихомирнова (ранее купца Беленкова) на той же Малой Проломной. Сначала стоявший здесь двухэтажный дом хотели просто перепланировать и надстроить на этаж, но оказалось, что дом держался на честном слове и мусоре: у него не было даже фундамента — именно так и написано в архивном документе. Кроме этого, хлопот добавила стена, подпиравшая откос в глубине участка. В конце концов технические проблемы были решены: откосы укреплены новой стеной, старый дом разобран полностью. Труднее было с административными препятствиями: городские власти нашли, что молитвенный дом будет слишком близко от церквей. Но за евреев заступились губернские власти, и, скрепя сердце, недоброжелатели уступили. О том, сколько это стоило евреям, история скромно умалчивает.

Интересно смотреть списки жертвователей на молитвенный дом: разница в суммах была очень значительной. Правда, некоторые заведомо богатые люди ограничивались скромными суммами. Содержатель трех кинотеатров и основатель Большого драматического театра Гирш Розенберг пожертвовал лишь 100 рублей.

Но как бы там ни было, здание было построено, к февралю 1915 года в нем устроили паровое отопление и окончательно отделали. 12 февраля комиссия членов губернского правления составила акт осмотра здания. Ровно через месяц, 12 марта того же года, молитвенный дом был освящен: кантор из Баку Френкель совершил богослужение. Само собой, синагогальный хор пропел русский гимн на древнееврейском и были посланы телеграммы в адрес государя и верховного главнокомандующего.

Часть денег на строительство собиралась оригинальным, чисто еврейским путем — путем покупки или аренды постоянных мест в молельном зале. На спинках кресел крепились таблички с именем владельца, и еще долго после закрытия синагоги в мае 1929 года посетители клуба еврейской культуры читали латунные письмена: Персон, Гликин, Аврех и т. д. После закрытия синагоги здесь размещался уже упомянутый клуб, затем Дом пионеров, позже — Дом учителя.


Здание приобрело фронтон, украшенный барельефом Ленина

Где евреи, там практически всегда рядом есть антисемиты: так повелось еще со времен амаликитян. Казань отнюдь не была исключением. Напротив, она была одним из центров русского черносотенства и антисемитизма. Причем, как и положено университетскому городу, тон здесь задавала профессура.

Но об истории казанского еврейства при Советах и казанском антисемитизме мы расскажем во второй части наших заметок.


Раис йманов

Раис Сулейманов,

Центр евразийских и международных исследований

Казанского государственного университета

История появления евреев на территории современной Республики Татарстан стоит начинать с 20-30-х гг. XIX века, когда о них появляются впервые упоминания в архивных источниках. Гипотетически возможное присутствие евреев в средние века в Среднем Поволжье исключать однозначно нельзя, хотя пока не обнаружено никаких археологических или письменных источников подтверждающих это. Несмотря на существование в VIII-X вв. в Нижнем Поволжье Хазарского каганата – уникального тюрко-еврейского симбиоза – и подчинение ему Волжской Булгарии, свидетельств пребывания евреев на территории современного Татарстана нет. Однако это не позволяет нам исключать того, что в дальнейшем могут быть обнаружены источники, подтверждающие более ранее присутствие евреев в нашем регионе.

И надо отметить, что евреи-кантонисты и заложили начало формирования еврейской общины Казани. Пусть многие из них в дальнейшем ассимилировались с принятием православия, но если мы говорим об этнической, а не конфессиональной диаспоре, то именно с этого времени стоит начинать отсчет истории казанских евреев.

В ходе изучения истории местной еврейской общины удается придти к различным, весьма любопытным открытиям. Так, например, восприемником одного из кантонистов Лейбы Мордехаева выступил великий ученый Николай Иванович Лобачевский, бывший в то время ректором Казанского университета. Его жена – Варвара Алексеевна Лобачевская – стала крестной матерью Миреры Стеры Экивовой, принявшей после крещения имя Пелагея [3] . Относительно самого Лобачевского можно много найти весьма любопытного для иудаики: и то, что он добивался преподавания иврита в Казанском университете [4] , и то, что он был масоном (исторический факт: на дворянском гербе Лобачевского изображена шестиконечная звезда Давида) [5] .

После расформирования института кантонистов при Александре II, а также с общим курсом его либеральных реформ (здесь сыграли роль два правовых акта: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 18 июня 1865 года, дозволявшее поселяться вне черты оседлости евреям из числа квалифицированных ремесленников по определенному списку специальностей, и закон 1867 года, по которому отставным солдатам разрешалось поселяться в любом месте Российской империи), появилась возможность поселиться за пределами черты оседлости.

Именно поэтому формирование еврейской иудейской общины стоит относить к 1950-м гг. [6] , когда заканчивается правление Николая I. О численности еврейской общины в XIX веке мнений достаточно много. Православных евреев-кантонистов было 996 человек [7] . По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г. иудеев насчитывалось 1558 человек (0,1 % от всего населения Казанской губернии) [8] . По другим сведениям, в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 крещенных и 2367 иудеев [9] . Игорь Алексеев склоняется к мысли, что в 1899 году в Казани проживало 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем последние были бывшими кантонистами или их потомками [10] . Подавляющее их число проживало в Казани, но были и те, что селились в других городах Казанской губернии: в 1884-1885 гг. в г.Чебоксары проживало 10 евреев (или 0,2 % от общей численности всего его населения), в г. Чистополь – 8 евреев (менее ),1 %), в г.Лаишев – 6 евреев (или 0,1%), в г.Козьмодемьянске – 5 евреев (или 0,1%), в г.Тетюши – 1 еврей (менее 0,1%), в г.Свияжске не проживало ни одного еврея [11] .

История появления синагоги в Казани тоже заслуживает своего внимания. Построена она была в период с 1913 по 1915 гг. в стиле неоклассицизма [12] . В дальнейшем ее ждала своя судьба, о чем мы скажем чуть ниже.

В начале ХХ века в Российской империи стала развиваться благотворительность, которая особенно связана с именами таких крупных меценатов, как Третьяков и Морозов. В Казани состоятельные евреи в 1909 году организовали Общество вспомоществования бедным евреям, которое занималось удовлетворением заявлений просителей о выдаче денежных ссуд на лечение, поездку, обучение, уплату долгов за квартиру, оказанием бесплатной медицинской и юридической помощи, организацией бесплатного кошерного питания и др. Возглавлял эту организацию, просуществовавшую до 1913 года, казанский нотариус Александр Гедеонович Бат [13] . Благодаря Обществу беднейшие слои еврейского населения Казани смогли получить материальную и духовную поддержку, а сама идея взаимопомощи в условиях национальной дискриминации евреев России в начале ХХ века, ставшая целью этой благотворительной организации, способствовала консолидации диаспоры в Казани, сглаживанию социальных различий между евреями и появлению чувства защищенности и заботы со стороны собратьев по крови и вере [14] .

С началом Первой мировой войны произошло резкое увеличение численности евреев в Казанской губернии, что было связано с потоком беженцев-евреев из Польши. Количество еврейского населения в Казани достигло 3 тысяч человек.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года окончательно уравняли в правах евреев. Однако полученное равноправие не означало свободу вероисповедания и избавления от проблем, которые вскоре встали перед евреями теперь уже Татарской АССР.

С 1998 году в Казани функционирует еврейская гимназия №12, в которой обучаются не только еврейские дети, но и дети других национальностей, а в школе совмещаются общеобразовательные предметы (гимназия имеет статус государственной) с этнокультурным еврейским компонентом.

В 2006 году в здании синагоги был основан Музей истории еврейской общины Казани, в котором собраны экспонаты, рассказывающие историю евреев нашего края.

С июня2007 г. в здании синагоги был открыт единственный в Татарстане кошерный магазин, где продаются продукты, изготовленные в соответствии с кашрутом.

Численность евреев в Татарстане сократилась по сравнению с советским периодом. Если по предыдущей тогда еще всесоюзной переписи населения 1989 года в Татарстане проживало 7294 еврея (ашкеназы), то в 2002 году таких составило 3472 человека, т.е. на лицо сокращение численности еврейского населения в два раза. Это можно объяснить, главным образом, эмиграцией как в Израиль, так и в другие города России (в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург). Численность остальных субэтнических групп евреев изменилась незначительно, да и самих их было немного. Так, горских евреев в 1989 году было 9 человек, в 2002 году стало 7; среднеазиатских евреев было в 1989 году 2 человека, теперь всего 1 человек; татов (интересно, что они не обозначали себя в переписных листах как горские евреи) было 4 человека, а осталось 2. Таким образом, общая численность всего еврейского населения Татарстана на 2002 год составляла 3482 человека. Отдельным особняком стоят караимы, которых в 1989 году было 3 человека, то сейчас всего 1 караим на весь Татарстан. И хотя с момента переписи прошло уже пять лет, можно сказать, что в целом такова и на сегодняшний день численность евреев Татарстана (никто не отрицает, что и за последние пять лет часть из них могла эмигрировать или умереть, но цифра в 3 тысячи евреев нам кажется, что не изменилась). В процентном отношении евреи в Татарстане (общая численность населения республики 3 779 265 человек) составляют 0,09 % от всего населения этого поволжского региона [16] .

Отдельно надо сказать о развитии в Казани иудаики (Jewish Studies) – направления в ориенталистике, специализирующееся на изучении истории и культуры еврейского народа. Функционировать это направление стало на историческом факультете Казанского государственного университета с 1999 года, когда отдельные лекции читались по истории еврейского народа В.Жигуниным, Л.Кацисом, М.Членовым, Р.Каплановым. Вскоре с 2001 года началась факультативная специализация по иудаике на истфаке КГУ (куратором ее был Е.Чиглинцев). Также иудаика развивается в Казанской государственной архитектурно-строительной академии на базе существующего в ней Центра изучения сакрального пространства, занимающегося изучением храмов, в том числе и синагог, и существующего с 2006 года Центра евразийских и международных исследований на базе Института непрерывного образования КГУ, в структуре которого имеется Сектор изучения Израиля [17] .

Крупным и знаменательным событием в истории еврейской общины Казани стало внесение нового свитка Торы 11 октября 2007 года в синагогу. До этого использовались старые свитки, которые весьма истрепались и пришли в полную негодность. Теперь же еврейская община Татарстана может и дальше продолжить свою жизнь и деятельность по сохранению и развитию национальных традиций своего народа и внесения вклада в многонациональную культуру города.

[1] Алексеев И.А. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.) / И.Алексеев. – Казань: Издательство, 2005. – с.26

Прежде чем ответить на ваши вопросы по заявленной теме, хочу рассказать вам мои впечатления о Казани.

Дело в том, что нигде из посещенных мной мест, не наблюдал я такой толерантности, доброжелательности, желания помочь, как в этом древнем городе, название которого переводится с татарского, как Котёл.

Здесь вполне можно увидеть на улицах идущих по улице и весело болтающих между собой мусульманку, одетую по всем законам Шариата, и девушку в мини-юбке. И это здесь никого не удивляет. Пока в городе соблюдается равный баланс русского и татарского населения, думаю, так и будет. Существует здоровое соперничество между русскими и татарами в строительстве культовых сооружений, в учебе и в работе, но это идёт лишь на пользу региону, поскольку конкуренция- двигатель прогресса.

Поэтому, наверняка, только в Казани на одной площади можно наблюдать мирное соседство православной церкви, католической кирхи и мусульманской мечети.

Правда, есть одно маленькое НО! Маленькое, да удаленькое. Это чувашский народ, исконно проживавший на этих землях до прихода татар. Чуваши являют собой остатки некогда великого народа в составе Волжской Булгарии, павшей под ударами татаро-монголов. Кроме того, чуваши- христиане. Конечно, генетическая память даёт себя знать, и чуваши помнят, что некогда земли эти принадлежали им. Но внешне это никак не выражается.

Кстати, чувашей считают потомками некогда пришедших из далёких земель племён воинствующих амазонок ( не поэтому ли Билярское городище носит название горы 12 девушек или 40 девушек.

Где же были мальчики, которые строили тамошнюю крепость и сражались с татаро-монголами? Ну это лишь моё предположение). За эту гипотезу говорят также некоторые слова чувашского языка (например, слово "амазон " по-чувашски обозначает "женщина"!) и женские национальные наряды, напоминающие собой воинские доспехи.

Это теперь они состоят из монеток, а раньше, до завоевания Казани Иваном Грозным и запрета покоренным народам носить оружие, эти монетки были вовсе не монетками, а полноценными металлическими пластинами.

Ох, куда меня унесло.

Возвращаюсь к нашей истории. Об истории Казани я много писал ранее.

Давайте изучим теперь еврейскую историю города, и дадим ответ на вопрос: при чем тут Лобачевский и мусульманский имам Габдулла?

Тем не менее, официально евреи здесь появились в 182. е годы. И обязаны они своим появлением Николаю Первому и введённому им институту кантонистов. Кантонисты- это еврейские, цыганские, польские дети, которых насильно забирали в "суворовское училище" в возрасте с 11 лет, обучали и отправляли на военную службу сроком на 25 лет.

Призывали их с Западных областей Империи, а отправляли служить на Восток, в том числе, и в Казань.

Мало кто знает, что в Казани не было введено черты оседлости, и все евреи, оказавшиеся в этой местности, проживали, где им заблагорассудится вне зависимости от ранга и уровня образования.

Первые кантонисты и дали начало Еврейской общине Казани. Понятно, что многие из них остались жить в Казани, женились на Русских и чувашских девушках, но это лишь добавляло живучести и красоты еврейскому населению и нисколько не портило его.

Ко времени упразднения института кантонистов во времена Александра Второго в Казани насчитывалось более 2000 евреев. Не все были с высшим образованием, но многие из них добились успехов в торговле и ремесленной деятельности.

Большую роль в становлении Еврейской общины Казани сыграл знаменитый учёный Николай Иванович Лобачевский, бывший в те времена ректором Казанского Университета.

Он добивался преподавания в университете иврита, как иностранного языка. Интересно, что на фамильном гербе Лобачевских присутствует Звезда Давида.

К 1890 году в городе существовали два молельных дома: один для ашкеназов, второй- для хасидов. Но синагоги не было.

Она появилась только накануне революции, в 1915 году на месте выкупленного в центре участка земли, где и стоит сейчас по адресу: ул. Профсоюзная, дом 15.

Возвращаюсь к синагоге. Как я уже писал ранее, построена она в 1915 году. Это произошло во многом, благодаря тому, что за годы Первой Мировой войны еврейское население сильно увеличилось за счёт беженцев с Запада.

Революция 1917 года вроде бы уровняла евреев в правах со всеми религиозными конфессиями, однако, радость была недолгой. В 1929 году стараниями "Воинствующего союза безбожников" синагога была закрыта. В ней размещался дом культуры, дворец пионеров, народный театр. Деятельность общины была окончательно свёрнута в 1937 году, и только Вторая Мировая война дала евреям ещё один шанс. Сталинские послабления религиям в СССР в период войны позволили возродить общину уже в 1947 году.

Казалось бы все было хорошо. Но в 1953 году стараниями Правительства Татарской АССР еврейское религиозное общество было вообще снято с регистрации.

В 2006 году в здании синагоги, на верхнем этаже, был основан Музей истории еврейской общины Казани.

Читайте также: