Становление советской культуры сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Общие условия развития культуры. Октябрьская революция и гражданская война в России до предела обострили международную обстановку, усилили политический и экономический кризис внутри страны.

Одной из важнейших составляющих политики советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения; организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя.

Советская власть спешила доказать, что революция произошла в интересах народа. Первые декреты были направлены на ус­тановление демократических институтов власти, ликвидацию неравенства по национальному признаку, раскрепощение женщины. Из подвалов и лачуг семьи трудящихся переселяли в особняки заводчиков, дворян, купцов, духовенства. Вводится социальное страхование, принимаются законы по охране труда, бесплатной медицинской помощи.

Школы, библиотеки, музеи, театры, институты, лаборатории, художественные галереи, клубы, все богатство культуры объявляется народным достоянием. Уже в 1917 г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. Активно создавались новые музеи: в некоторых усадьбах – музеи быта (имения Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых), игрушки, изящных искусств, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), Морозовского фарфора, живописи, антирелигиозные экспозиции. Всего только с 1918 по 1923 гг. было открыто 250 новых музеев.

В феврале 1921 г. появился декрет об изъятии церковных ценностей. Закрывались монастыри. К монахам, проявлявшим недовольство, приме­нялись суровые санкции карательных органов. По неполным данным за первые годы советской власти было уничтожено 360 тыс. церковнослужителей.

Вообще в годы революции появилось немало мягко говоря странных имен, мода на которые очень быстро прошла. Популярными были имена типа – Революция, Диктатура, Гегемона, Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин ( Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик ( Я с Лениным и Крупской).

Результатом такой политики стала массовая эмиграция представителей русской культуры. Потери были весьма ощутимы. Страну покинули химик П.И. Вальден, историки Н.П. Кондаков, П.Г. Виноградов, выдающийся авиаконструктор И.И. Сикорский, крупный механик С.П. Тимошенко, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин и многие другие крупные ученые.

Власти старались привлечь на свою сторону представителей прежней российской интеллигенции. Правда, только тех, кто мог принести пользу в области естествознания, техники, практического производства. Изыскивались средства на материальную поддержку ученых.

Большое внимание уделялось и улучшению материальной базы научно-исследовательской деятельности. Отпускаются необходимые средства Институту экспериментальной медицины, Институту труда и другим научным учреждениям. За годы гражданской войны было создано много новых научных подразделений, среди которых следует назвать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством профессора Н.Е. Жуковского, радиолабораторию в Нижнем Новгороде (руководитель – М.А. Бонч-Бруевич), оптический, физический, физико-технологический институты.

Судьба не технической интеллигенции оказалась куда более драматичной. В 1921 г. была репрессирована профессорская группа, так называемой Петроградской боевой организации, куда попали люди никаких террористических действий против власти не принимавшие, в т.ч. был расстрелян поэт Н. Гумилев, активно помогавший советской власти.

Образование. До октябрьских событий 19 1 7 года три четверти населения страны оставались безграмотными. Особенно удручающее положение было в национальных окраинах: неграмотных таджиков насчитывалось 99,5%, киргизов – 99,4%, якутов – 99,3%, узбеков – 98,4%. Поэтому органы управления культурой видели свою основную задачу в ликвидации неграмотности.

По всей стране, включая самые отдаленные уголки появляются школы грамоты, избы-читальни, кружки по ликвидации безграмотности. Обучение ведется за счет государства. Всех слушателей освобождали от работы на два часа с сохранением заработной платы. Советам предоставлялось право привлекать все г ражданские слои населения к обучению неграмотных в порядк е тру д овой повинности.

Резкие изменения произошли и в системе высшего образования. В основном они заключались в его пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи этими правилами отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев.

Для того чтобы облегчить учебу молодежи, не обладавшей необходимым уровнем первоначальной подготовки и не имевшей базового среднего образования, в стране создаются так называемые рабочие факультеты (рабфаки) – общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы. Несмотря на трудности, связанные с гражданской войной, мероприятия большевиков в области высшего образования привели к тому, что число вузов к 1920 году увеличилось почти в 2,5 раза, а количество обучающихся в них студентов удвоилось по сравнению с довоенным временем. Особое внимание уделялось подготовке преподавательских кадров. Открывались учительские курсы, педагогические институты.

В учебные программы, как школ, так и вузов вводился обязательный блок марксистских дисциплин. Преподаватели и профессора, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. Нередко на их место выбирались или назначались лица, фанатично преданные Советской власти, но не имевшие высшего образования. Все это не могло не оказать влияния на качественный уровень подготовки учащихся школ и студентов. Весной 1922 г. профессорами и преподавателями ряда вузов были организованы забастовки протеста, вызванные реформой. Вскоре из крупнейших вузов Москвы, Петрограда, Киева были уволены и высланы за границу 150 профессоров.

Сторонники последней тенденции сплотились вокруг Пролеткульта (объединение культурно-просветительных организаций пролетариата), сформировавшегося в сентябре 1917 г. К 1920 г. в его составе насчитывалось около 400 тысяч человек. В 1918–1923 гг. выходило более 30 пролеткультовских журналов. Ни одно из художественных объединений того времени не могло соперничать с ним в размахе издательской деятельности.

Поначалу, предельно совпали интересы руководителей партии большевиков и В. Маяковского. В его стихах многократно упоминаются Ленин, Дзержинский, Рыков, Сталин. Маяковский создал группу ЛЕФ – левый фронт искусств, к которому тяготели композитор Шоста­кович, режиссеры Эйзенштейн, Мейерхольд.

Большинство русских литераторов относились, мягко говоря, с опаской к новшествам. Атмосфера непримиримости, неуступчивости, попирание общечеловеческих ценностей приводили в отчаянье поэтов и писателей. З. Гиппиус предрекала:

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты.

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь!

Экранизировались классические произведения, но только те, которые показывали бесправие трудящихся в царской России. М. Горький составил детальный план инсценировок по истории культуры и сам написал сценарий из жизни первобытного общества. Главное место занимали, конечно, агитационные фильмы.

В агитационно-инструкторские поезда ВЦИКа обязательно включались киновагоны и автокинопередвижки. Для населения фильмы демонстрировали бесплатно.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Италия: исторический опыт организации системы здравоохранения, соц.обеспечения, пенсионного обеспечения

Становление советской культуры (1917-1937 гг.)

Культура в период гражданской войны

Условия развития культуры в годы нэпа

Образование и наука

Литература и искусство

Культура в период гражданской войны.

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский - видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

Рекомендуемые материалы

90% Тест 1. Культурология как наука. Понятие культуры. Культура как система. Язык культуры. Знак, символ, миф, архетип

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

Условия развития культуры в годы нэпа.

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения - научные, творческие, культурно-просветительные. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуни-верситеты.

Образование и наука.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них - действующие поныне Физико-химический, Физико-технический; (сейчас - имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам - ИНИОН). Были основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Лекция "7.2. Виды генерализации" также может быть Вам полезна.

Литература и искусство.

Не перестает удивлять манера написания и грамотность изложения темы. Думаю Вам стоит взяться за переписывание учебников по истории. Так как сможете довести до каждого всю суть истории от крупных событий до самых незначительных.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Становление советской культуры. 1917 – 1920-е гг.Первые культурные преобразов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Становление советской культуры. 1917 – 1920-е гг.Первые культурные преобразов.

Становление советской культуры.
1917 – 1920-е гг.
Первые культурные преобразования

Национализация культурных ценностей.В октябре 1917 года в России произошла ре.

Декрет № 1 о демократизации искусства.1. «Отныне вместе с унич.

Что такое Наркомпрос?В ноябре 1917 году на II Всероссийском съезде Сов.

Что такое Наркомпрос?
В ноябре 1917 году на
II Всероссийском съезде Советов было создано первое Советское правительство ( СНК).
В его состав вошел Анатолий Васильевич Луначарский.
Под его началом был создан народный комиссариат просвещения
( Наркомпрос)

Анатолий Васильевич ЛуначарскийРодился в семье крупного чиновник.

Анатолий Васильевич Луначарский
Родился в семье крупного чиновника, но уже гимназистом вступил в марксистский кружок, стал профессиональным революционеров, много лет прожил в эмиграции.

НАРКОМПРОСНаукаОбразованиеЛитератураМузыкаИзобразительное искусствоТеатрально.

НАРКОМПРОС
Наука
Образование
Литература
Музыка
Изобразительное искусство
Театральное дело
Кино

Деятельность Наркомпроса.Художественная секция занималась реорганизацией музе.

Деятельность Наркомпроса.
Художественная секция занималась реорганизацией музеев и охраной памятников и старины.
Музыкальному отделу было поручено реформирование музыкального образования.
Литературно-издательский отдел выпускал массовым тиражом сочинения русских классиков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и т. д.
Театральный отдел руководил деятельностью драматических и музыкальных театров.

Национализация культуры.Специальным декретом Совнаркома было конфисковано иму.

Национализация культуры.
Специальным декретом Совнаркома было конфисковано имущество членов российского императорского дома, дворцы и доходные дома аристократии графов Строгановых, Шереметевых, Юсуповых…
За короткий срок невиданно обогатились коллекции Русского и Исторического музеев, Эрмитажа и Московского Кремля.
В первые послереволюционные годы количество музеев в стране увеличилось с 30 до 310.

Пропаганда социализма силами искусства. - Анатолий Васильевич, - сказал мне Л.

Монументальная пропаганда.К осуществлению плана монументал.

Монументальная пропаганда.
К осуществлению плана монументальной пропаганды были привлечены крупнейшие скульпторы, Коненков, Мухина, Матвеев.

Ленин и культура.На искусство Ленин смотрел как революционный прагматик, кото.

Ленин и культура.
На искусство Ленин смотрел как революционный прагматик, который постоянно задавался вопросом: чем оно может быть полезно делу социализма?
Если же приходилось делать выбор между искусством и революцией, Ленин не раздумывая делал его в пользу последней.

Читайте также: