Средства минимизации последствий аварийных ситуаций на транспорте сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принёс и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии, возможно получение травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте является неисправность пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход с рельсов подвижного состава, столкновения, наезд на препятствия на переездах, взрывы и пожары непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолёте и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Основные профилактические правила

Знайте, что с точки зрения безопасности, самые лучшие места в поезде- центральные вагоны, купе — с аварийным выходом, окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.
Соблюдайте следующие правила:

  • -при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • -тщательно укладывайте багаж на верхних полках;
  • -не срывайте без особой надобности стоп-кран; не забывайте, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация;
  • -курите только в специально отведенных для этого местах;
  • -не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  • -не включайте бытовые электроприборы в электросеть вагона;
  • -при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии
При крушении или экстренном торможении, закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь, держите все мышцы напряжёнными до тех пор, пока не убедитесь, что движения больше уже не будет.

Как действовать после железнодорожной аварии
Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна- аварийные выходы, (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе тяжёлыми подручными предметами. При покидании вагона выбирайтесь только на левую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду и одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно, идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде, чем выйти в коридор, приготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните, что при пожаре материал, которым облицованы внутренние стены вагонов – выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 метров (влажная).

Аварии на автомобильном транспорте
Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными по-прежнему остаются: превышение скорости движения, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги, неисправность машин (на первом месте тормоза, на втором рулевое управление, на третьем колёса и шины). Особенность автомобильных аварий заключается в том, что 80% раненых погибает в первые три часа, из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения

Сохраняйте самообладание- это поможет управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте всё, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом, удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности удара защитите голову. Если машина идёт на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/час, и Вы не пристёгнуты ремнём безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. Если Вы едите на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростёршись на сидении. Если Вы на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребёнок, накройте его собой.

Как действовать после аварии

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив подручными тяжелыми предметами. Выбравшись из машины, удалитесь от неё, как можно дальше, т.к. возможен взрыв.
Как действовать при падении автомобиля в воду

При падении автомобиля в воду, он может продержаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть его. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери, машина резко начнёт тонуть.

Как обеспечить личную безопасность при движении в общественном транспорте

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест, постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов. Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло. В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством. При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбейте окно.

Аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Как действовать при декомпрессии

Декомпрессия- это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажитесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Как действовать при пожаре в самолете

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.


Повышение интенсивности дорожного потока, скоростей движения, необходимость частого выполнения маневрирования, присутствие на дороге большегрузных автомобилей, перевозящих пассажиров, опасные грузы и т. п. требуют от водителя все большей концентрации внимания, повышают нервное напряжение, утомляемость. Это снижает безопасность, и для ее восполнения требуется помощь, поддержка, которая помогла бы ему своевременно и эффективно выполнять управляющие действия. На это направлено совершенствование конструкции рулевого привода с усилителями различных типов, тормозного оборудования с введением вспомогательных, резервных, дублирующих устройств, известными системами ABS, REF, RSP и других с различными характеристиками и свойствами. [1, с.121].

Сейчас автомобили все чаще и шире оснащаются такими интеллектуальными системами, которые на основании собранной различными приборами, причем не обязательно бортовыми, информации либо самостоятельно принимают решение, автоматически вмешиваясь в процесс вождения, либо сигнализируют водителю каким либо образом о сложившейся дорожной ситуации, что в итоге снижает вероятность ДТП. [2, с.15].

Согласно классическим представлениям, конструктивная безопасность автомобиля включает четыре технические составляющие: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая безопасности. Причем под первой понимается свойство автомобиля предотвращать ДТП (снижать их вероятность). Она проявляется в период времени, соответствующий начальной фазе ДТП (условия движения автомобиля и пешехода перед возникновением опасной ситуации), когда водитель в состоянии изменить характер поведения автомобиля. [2, с.14].


Рис. 1. Система управления автомобилем с минимальным набором активных систем безопасности

Функции водителя имеют сложный характер. Так, для обеспечения безопасного вождения автомобиля необходимо иметь надежную, долговечную и безотказную конструкцию всех агрегатов и узлов автомобиля, особенно органов управления (рулевого управления, тормозной системы, датчиков контроля технического и аварийного состояния агрегатов и др.), удобную и легкую (по затратам физической энергии) систему управления. Наряду с этими условиями безопасного движения автомобиля, водитель подвергается интенсивным воздействиям как со стороны автомобиля (шум, вибрация, отклонение автомобиля от заданного курса, крены кузова и других), так и со стороны дорожной среды. Все эти факторы в конечном итоге приводят к повышению напряженности работы водителя, быстрой его утомляемости и снижению уровня безопасного движения автомобиля. [3, c. 21].

В большинстве случаев ДТП с участием пассажирских автобусов отличаются большой тяжестью последствий. Число ДТП с участием автобусов, произошедших по причине внешних факторов, — например, неблагоприятных погодных условий, — минимально. Подавляющее большинство таких аварий происходят по вине водителей автобусов, либо других транспортных средств. В этой связи Госавтоинспекция неоднократно призывала транспортные организации усилить контроль над техническим состоянием автотранспорта и выполнением требований режима труда и отдыха водителей, а также более тщательно подбирать кадры и строже контролировать работу водителей, особенно тех, кто перевозит детей. Наиболее тяжкие по последствиям дорожно-транспортные происшествия происходят на загородных трассах. Лобовые столкновения, съезды в кювет и наезды на препятствия — причина всех этих происшествий напрямую связана с неправильным выбором скорости для данных дорожных условий и технических параметров автомобиля, а также с невнимательностью и усталостью водителя.

Отметим достаточно существенную разницу подходов в вопросах обеспечения безопасности автобусных перевозок в Европе и России. В передовых европейских странах уровень первоначальной подготовки намного глубже, да и её продолжительность заметно больше. Кроме того, предусмотрена ежегодная переподготовка для подтверждения лицензии. Не говоря уже об иной организации режима труда, отдыха и дорожного движения. Практически ежегодно появляются новые системы активной безопасности, способные отчасти контролировать состояние водителя, исправлять ошибки в реальных дорожных ситуациях, а некоторые (как, например, DBL — система ограничения максимальной скорости и другие) могут блокировать ошибочные действия водителя. Обучение умению пользоваться новейшими системами безопасности входит в курс ежегодной переподготовки. Да и сама профессия водителя автобуса в Европе является уважаемой и хорошо оплачиваемой, не говоря уже о высокой социальной защищенности.

Ситуация в России хорошо известна: единственная гарантия безопасности у нас — опытный, внимательный и собранный водитель. Отечественный автобус, как правило, не изобилует системами активной безопасности, зачастую включая ремни для пассажиров и водителя, и если в АТП используется импортная машина, в большинстве случаев водители просто не знают специфики работы и особенностей новейших систем активной безопасности — не представляют их реальных возможностей.

Для работы на автобусе необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому он должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком.

Путем включения в систему управления автомобиля специальных устройств, выполняющих некоторые функции водителя и информирующих его об опасности, можно облегчить работу водителя и, тем самым, повысить безопасность движения автомобиля в целом (рис. 2).

В Западной Европе автобусы были и остаются самым безопасным видом транспорта во многом благодаря высокому уровню активной и пассивной безопасности.


Рис. 2. Система управления автомобилем с использование современных систем активной безопасности

Активную безопасность условно можно разделить на внешнюю, внутреннюю и динамическую. В первом случае речь идет о качественном дорожном покрытии, читаемой разметке, временных и постоянных знаках, установленных ради безопасности движения, технически исправных транспортных средствах, управляемых квалифицированными водителями, неукоснительно соблюдающими ПДД и знающими основы безопасности движения.

Внутренняя активная безопасность включает в себя квалификацию водителя, его психологическое состояние (зависящее даже от уровня зарплаты), режим труда и отдыха, эргономику рабочего места, обзорность: зеркала заднего вида, телекамера в корме, исполнение фар головного света вплоть до подсветки обочин и прочее. В европейских странах все это давно решено и промотивировано. Однако в России ввиду отсутствия законодательных требований и налоговых льгот многие из весьма полезных систем предлагаются опционально, а посему зачастую просто вычеркиваются из спецификации автобуса при его заказе. Например, MFL (Multifunktionslenkrad) — многофункциональный руль с клавишами управления вплоть до мобильного телефона.

Системы транспортного средства, обеспечивающие динамическую активную безопасность, призваны решать конфликты первых двух видов активной безопасности, как внутренние, так и возникающие при их взаимодействии. Если водитель в силу различных причин, например утомленности из-за нарушения режима труда и отдыха, двигаясь с превышением скорости (сбои внутренней безопасности), оказался на обледенелом участке дороги с крутым поворотом, не обозначенным соответствующими знаками (не обеспечена внешняя безопасность). Посильно предотвратить потенциальный несчастный случай смогут только перечисленные ниже системы и умение ими пользоваться [4].

Наиболее известными и востребованными системами динамической активной безопасности являются:

Перечисленные системы активной безопасности конструктивно связаны и тесно взаимодействуют с тормозной системой автомобиля и значительно повышают ее эффективность. Ряд систем может управлять величиной крутящего момента через систему управления двигателем.

Исследования показывают, что европейские перевозчики уделяют все больше внимания системам безопасности. Процент клиентов, заказывающих фирменное оборудование для своего транспорта, постоянно растет. Повышение спроса на системы безопасности свидетельствует о стремлении участников транспортного процесса минимизировать риски.

Одним из лидеров в сфере безопасных технологий является компанияMercedes-Benz. Компания стала пионером в разработке и внедрении целого ряда устройств, повышающих безопасность на дороге, предотвращающих аварии и защищающих водителя и других участников движения при ДТП.

В своем стремлении обеспечить конкурентоспособность своих автомобилей автомобильные производители поддерживают передовые технологии, устанавливая их в автомобилях верхнего ценового уровня, а по истечении некоторого времени и на всю модельную линейку.

Отличника контраварийной подготовки из S-класса делают всевозможные электронные помощники водителя — система стабилизации ESP, антипробуксовочная система ASR, система помощи при экстренном торможении Brake Assist. Система помощи при экстренном торможении в S-классе совмещена с радаром. Радар определяет расстояние до едущих впереди машин. Если оно становится угрожающе коротким, а водитель тормозит слабее необходимого, электроника начинает ему помогать. При экстренном торможении стоп-сигналы автомобиля мигают.

По заказу S-класс можно оборудовать системой Distronic Plus. Она представляет собой автоматический круиз-контроль, очень удобный в пробках. Устройство с помощью того же радара контролирует дистанцию до впереди идущего автомобиля, при необходимости останавливает машину, а когда поток возобновляет движение, автоматически разгоняет ее до прежней скорости. Тем самым Mercedes избавляет водителя от каких-либо манипуляций помимо вращения руля. Distronic работает на скоростях от 0 до 200 км/ч.

Система ночного видения Night View Assist Plus, предлагаемая в качестве дополнительного оборудования. Её инфракрасная видеокамера в условиях темноты снимает всю зону дальнего освещения и отображает это на центральном дисплее комбинации приборов. Причём пешеходы распознаются автоматически и на дисплее специально выделяются. Таким образом, даже в условиях плохой видимости люди, животные и предметы распознаются лучше.

Система контроля степени усталости водителя ATTENTION ASSIST: заранее распознав опасность кратковременного засыпания водителя за рулём, она рекомендует ему сделать перерыв. Система наблюдает за тем, как водитель ведёт машину. Особую роль здесь играет специальный датчик в рулевой колонке, следящий за поворотами рулевого колеса. Если реакция водителя вдруг отклоняется от своего среднего, рассчитанного вначале значения, то система подаёт звуковой и визуальный предупредительный сигнал [5].

Эксперты по дорожной безопасности, утверждают, что массовое применение активных систем позволило снизить вероятность попадания в ДТП на европейских дорогах на 50 %. Ежегодное снижение количества ДТП со смертельным исходом в Европейском союзе — во многом заслуга этих систем.

К сожалению, полностью избегать случаев дорожно-транспортных происшествий пока не представляется возможным. Однако с каждым годом с конвейеров сходят тысячи автомобилей, все более совершенных в плане активной и пассивной безопасности. Новые автомобили, по сравнению с предыдущими моделями, укомплектованы гораздо более совершенными системами безопасности, позволяющими значительно снизить вероятность аварии и минимизировать ее последствия.

Компьютер никогда не устает, но он может делать только то, на что запрограммирован. Как только ситуация перестает быть стандартной, наступает черед водителя.

1. Ходес И. В. Управляемость и активная безопасность автомобиля (водителю, механику, инженеру) / И. В. Ходес.- Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010.- 140 с.

2. Издательство “Машиностроение”, “Автомобильная промышленность”, 2012, № 9.

3. ЧЕЛОВЕК-ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

4. MEDIA GLOBE, “Коммерческий Транспорт”, 2009, № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): активная безопасность, система, дорожная среда, водитель, система управления, экстренное торможение, автомобиль, Россия, система безопасности, транспортное средство.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:

  • Спинку кресла приведите в вертикальное положение;
  • Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;
  • Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;
  • Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии, т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия авиапассажиров при пожаре:

  • Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;
  • Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;
  • Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;
  • Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;
  • Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду:

  • Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;
  • Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;
  • Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Скоропад Л.М. Пожарная часть (профилактическая)

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема: Защита при авариях (катастрофах) на транспорте. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цели: – дидактические: рассмотреть транспортные аварии и правила поведения при их возникновении; – развивающие: способствовать развитию способности оценивать опасность, формировать модель поведения; – воспитательные: формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к вопросам безопасности

Изучаемые вопросы Автомобильный транспорт Железнодорожный транспорт Воздушный транспорт Водный транспорт

Определение Авария на транспорте — это повреждение транспортного средства. При этом авария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, называется катастрофой.

Автомобильный транспорт - если вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то вам следует упереться в лицевую панель в салоне автомобиля, а если сзади — то в переднее сиденье; - в случае если вы, находясь за рулем, не пристегнулись ремнем безопасности, вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира вы должны закрыть голову руками и завалиться набок; - не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из него.

Автомобильный транспорт - если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транс­портного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, ис­пользуя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна; - если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно;

Автомобильный транспорт - при возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю, во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания, если это не получается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы, в-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если сделать это не удается, то немедленно покиньте салон.

Железнодорожный транспорт Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте в основном связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

Железнодорожный транспорт При крушении или экстренном торможении самое главное — закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, толчка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену. После того как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода. При этом, если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь. В случае обрыва проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30—50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Железнодорожный транспорт При возникновении пожара в пути прежде всего проинформируйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или системы аварийного торможения и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.)

Железнодорожный транспорт При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, — малминит — выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь защитить органы дыхания. При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

Воздушный транспорт Безопасность полетов зависит прежде всего от надежности самолетов и профессионализма экипажей и диспетчеров. Однако и вы при пользовании авиационным транспортом должны соблюдать определенные правила безопасности.

Железнодорожный транспорт Если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета. Поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные) на вашем самолете и как они открываются. При взлете и посадке следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут. Будьте внимательны к командам и сигналам, которые передаются по громкоговорящей связи, световому табло или бортпроводниками.

Воздушный транспорт Одна из аварийных ситуаций, которая может произойти в полете, — декомпрессия: снижение содержания кислорода. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике, из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, сообщает стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, так как аварийная ситуация, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

Воздушный транспорт При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. Когда самолет совершит вынужденную посадку, строго выполняйте все указания экипажа. При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в его ликвидации или защититься от огня и дыма, ис­пользуя для этого одежду и воду.

Воздушный транспорт После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы. При этом постарайтесь защитить свою кожу и не дышать дымом. Сохраняйте спокойствие. Оказавшись за бортом самолета, окажите помощь пострадавшим и постарайтесь как можно быстрее отойти с ними на безопасное расстояние. Если самолет потерпел аварию в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить с собой самые необходимые вещи.

Водный транспорт Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажиров и самого судна на каждом из них разработаны расписания по тревогам. В них расписаны все действия команды и пассажиров по соответствующим сигналам тревог при возникнове­нии аварийной ситуации.

Водный транспорт у каждого пассажирского места закрепляется каютная карточка пассажира на русском и английском языках, в которой указаны: значение сигналов тревоги; место сбора пассажиров по тревоге; номер и местонахождение спасательной шлюпки; иллюстрированная краткая инструкция по надеванию индивидуальных спасательных средств с указанием места их хранения. Прежде чем расположиться в каюте, тщательно изучите эту карточку.

Водный транспорт В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности достичь берега или выйти на судовые пути. При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них — и от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует прежде всего держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500—600 мл в день на человека.

Читайте также: