Способы повышения эффективности усвоения материала сообщение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шевченко В.И., г.Гродно

Повышение качества усвоения учебного материала на основе использование метода полного усвоения знаний.

В своей педагогической деятельности каждый педагог сталкивается со многими трудностями. Известно, что человек, как профессионал, формируется и реализуется в процессе профессиональной деятельности и общения, реализуя свою личностную деятельностную сущность, выполняя определенную социальную роль в социально-профессиональной среде организации, обладая для этого соответствующими знаниями, а также необходимыми способностями.

Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для повышения качества усвоения учебного материала путём раскрытия индивидуальных возможностей учащихся на основе использования поэтапного контроля усвоения знаний

Следует отметить, что в колледж приходят учащиеся, которые по тем или иным причинам не захотели получить среднее образование в школе или не прошли по конкурсу в высшие учебные заведения. Знания у них, чаще всего, слабые, и интереса особого к изучению дисциплин, за редким исключением, они не проявляют. В связи с этим возникают противоречия между требованиями учебной программы и способностями и возможностями учащихся.

Авторы технологии полного усвоения Дж.Кэрролл и Б.Блум в качестве рабочей идеи выбрали предположение о том, что способности учащихся определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных , поэтому необходима адаптивная система обучения. Такая система позволяет учащимся полностью усвоить учебный программный материал. Технология полного усвоения по самому своему замыслу ориентирует обучение на конечный результат в виде конкретных знаний и умений учащихся по учебной дисциплине. Один из элементов технологии- поэтапный контроль усвоения знаний, который возможность понять учащемуся степень усвоения учебного материала.

Основным понятием технологии полного усвоения знаний служит определенный критерий полного усвоения, то есть планируемый результат обучения, который должен быть достигнут всеми учащимися. М.В.Кларин в своей книге предлагает описание этой технологии, называя ее методикой полного усвоения [2, с.43]. Педагогу необходимо довести до учащихся планируемые показатели полного усвоения учебного материала и совместно с учащимися определить цели поэтапной деятельности, конкретные действия и операции, которые должны выполнять обучающиеся, чтобы достичь поставленной цели по методу полного усвоения знаний.

В центре поэтапного контроля усвоения знаний – обязательные результаты обучения, это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований.

Ключевыми элементами опыта в области использования поэтапного контроля знаний являются:

-четкая организация всего учебного процесса;

-постановка целей и задач обучения всего блока темы;

-сочетание словесных и наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов, схем-конспектов, логически опорных конспектов);

-широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;

-комбинированный способ контроля, письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;

- вера преподавателя в силу и способности учащихся [3, с.11-20].

В ходе работы каждый учащийся получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений учащемуся дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления (использование коррекционного дидактического материала, дополнительные внеурочные занятия).

На самом занятии практикую также творческие задания. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Например, при объяснении параметров переменного тока, задаю вопрос, почему во всем мире принят стандарт частоты тока. Соблюдается ли этот стандарт во всех странах мира? Соответствует ли принятый стандарт значения частоты (50 Гц) современному уровню развития техники и технологий? Такие задания учащиеся выполняют с большим интересом, так как это позволяет повысить значимость и практическое значение изучаемой дисциплины.

Значимыми критериями успешности педагогического опыта являются: результативность и достижение положительных результатов. Для оценки эффективности применяемой технологии провела мониторинг и сравнила средние показатели качественной успеваемости в экспериментальной и контрольной группах, имеющих одинаковый уровень обученности. Оценка достижений учащихся проводилась на основе анализа результатов не только итоговой, но и текущей, поурочной аттестации. В качестве критерия оценки был принят процентный прирост качественной успеваемости.

Анализируя сводные результаты итогового контроля можно сделать выводы, что в начале проведения эксперимента отметки учащихся в экспериментальных и контрольных группа не имели существенных отличий-рисунок 1.

По мере применения поэтапного контроля усвоения знаний, качественная успеваемость учащихся экспериментальной группы АТПиП-68 существенно повысилась (чуть более чем в два раза: с 20 % до 42 %) , а в контрольной группе АТПиП-66 она повысилась незначительно: с 18% до 22%-рисунок 1.

Использование в своей педагогической практике метода полного усвоения знаний с поэтапным контролем помогает понять путь познания учащегося, а значит, планировать и организовывать образовательный процесс, выбирая эффективные методы и технологии обучения. П оэтапный контроль усвоения знаний способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению их активности на занятиях, которая завершается успешностью выполнения поставленных целей.

Ведь не предмет формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

3. Кларин М.В. Технология полного усвоения. Журнал «Школьные технологии=School technologies, издательство НИИ шк. технологий (М.), № 1, с. 11-20 .

4.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). Издание второе, дополненное, исправленное.(Москва: Издательство Московского университета, 1984)-327 с.

Ключевые слова: УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА; ПАМЯТЬ; ЗАПОМИНАНИЕ; LEARNING MATERIAL; MEMORY; MEMORIZATION.

Эффективность усвоения учебного материала напрямую зависит от такого психического процесса как память. Она представляет собой комплекс познавательных способностей и высших психических функций, с помощью которых можно запечатлеть события, навыки, знания и воспроизвести их [1]. Степень запоминания человеком напрямую связана с его заинтересованностью. То есть, чем больше человек заинтересован во время получения каких-либо знаний или навыков, тем больше он их запомнит и сможет воспроизвести.

Существует пять уровней усвоения учебного материала.

Уровень понимания. На данном уровне учащийся способен только воспринимать поступающую ему информацию. То есть его навыков и знаний достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Данный уровень является подготовкой учащегося к усвоению информации.

Уровень опознания. На данном уровне учащийся выделает информацию, которую ему нужно усвоить. То есть среди всей поступающей информации, учащийся выделает лишь ту, которая является для него новой и на которой необходимо сосредоточиться.

Уровень воспроизведения. Данный уровень является очень обширным и включает в себя несколько подуровней. Учащийся несколько раз воспроизводит полученную информацию. Сначала он воспроизводит ее точную копию. При каждом последующем повторении воспроизведения учащийся должен использовать полученную информацию в различных условиях, чтобы охватить в процессе обучения все стороны объекта. Таким образом происходит всестороннее усвоение изучаемого объекта.

Уровень применения. Он во многом схож с предыдущим уровнем воспроизведения, но имеет некоторое отличие. Как только учащийся изучил все свойства объекта и алгоритмы его применения, он должен выбрать оптимальный алгоритм для определенной ситуации. Кроме того, учащийся может самостоятельно создавать неординарные ситуации с целью поиска для нее наилучшего алгоритма.

Творческий уровень. На данной уровне владения материалом учащийся способен создавать объективно новую информацию об изучаемом объекте [2].

Итак, зная о том, как происходит усвоение полученной информации, можно разработать стратегию проведения урока, при которой эта информация будет лучше всего запоминаться учащимися.

В первую очередь нужно задействовать уровень понимания, так как он является отправной точкой. Необходимо не только подобрать материал, который учащиеся смогут воспринять, но также он должен быть интересно преподнесен.

Как только учащиеся включились в процесс обучения и начали воспринимать поступающую информацию, наступает второй этап. В этот момент происходит само обучение – запоминание новой информации. В нем главное доносить информацию понятно и размеренно. Если учащийся не сможет состыковать новую информацию с уже усвоенной, то ему станет не интересно и процесс обучения сорвется. Правильно преподнести информацию – это очень важный навык, от которого во многом зависит процесс обучения.

Как только информация была получена, наступает третий этап – усвоение. Нужно переместить информацию из кратковременной в долговременную память. Для этого нужно чтобы информация прошла через уровни воспроизведения, применения и дошла до творческого. Как только это произойдет, можно говорить о том, что учащийся полностью усвоил полученный материал.

Итого, для эффективного усвоения информации учащимися, преподаватель должен обладать двумя важными навыками: умением подготовить информацию и умением ее преподнести. Именно от них зависит то, насколько успешно учащиеся пройдут через все уровни познания.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.

Проект – это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.

Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, а интересом к теме урока.

Это значит, мы должны обратиться к проблеме эффективности урока. Обращение к проблеме эффективности урока оправданно на любом этапе движения школы к новому более высокому качеству образования.

Предмет наших сегодняшних размышлений – эффективность урока, основного компонента школьной системы обеспечения качества образования.

Требования к современному уроку Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности, знать за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.

Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

2) Развитие мышления:

умение выделить объекты сравнения;

находить параметры и признаки сравнения;

умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;

умение строить аналогии;

ставить и решать проблему.

3) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.

Личность учителя: его отношение к детям (любовь, равнодушие или раздражение), к содержанию излагаемой идеи (равнодушие или безразличие, артистизм, жесты, манера и даже внешний вид) – все это прямо или косвенно воспитывает. Воспитательные цели должны быть конкретны, достижимы, реальны.

Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.

Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.

Дидактические требования к современному уроку

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся

Психологические требования к уроку

  • учет возрастных особенностей;
  • учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

  • температурный режим;
  • освещенность;
  • критические точки усвояемости.

Классификация типов уроков

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

  • Закрепления новых знаний.
  • Комплексного применения знаний.
  • Обобщения и систематизации знаний.
  • Проверки, оценки и коррекции знаний.

Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.

Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщение учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  • Пассивные методы;
  • Активные методы;
  • Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Поскольку урок - основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Стремясь сделать обучение более интересным, учителя все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок- викторина, урок - ролевая игра, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.). Уроки-игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Типы нестандартных уроков самые разнообразные. Нет предела учительской фантазии. Да и не это главное. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает — вот что важно. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.

Поэтому в настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении. Основная задача игр состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски. В зависимости от учебно-воспитательных задач, игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся, а также во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель вправе внести в игру свои изменения, учитывающие

Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными партнёрами по общению.

Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока.

Основной целью мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей информацией, определяет насколько рациональны формы, методы обучения, учитываются ли возрастные особенности школьников. Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности учебного процесса.

Главная цель при организации и проведении мониторинга является непрерывное отслеживание результатов качества знаний.

В течение учебного года проводим мониторинг по следующему плану:

  • начало учебного года – стартовый контроль по предмету;
  • за две недели до окончания второй четверти промежуточный контроль;
  • за две недели до окончания учебного года – итоговый контроль.
  • Рефлексия.

Способствует повышению эффективности урока – обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения.

1. Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

При подготовке к уроку учитель должен продумать не только объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал.

2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (например, большее количество задач для них), а какие-то иные приемы работы с ними.

3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется ввиду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. Это в свою очередь зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.

4. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Главное - дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-математические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

7. Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения.

1. Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.




При подготовке к уроку учитель должен продумать не только объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал.

2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (например, большее количество задач для них), а какие-то иные приемы работы с ними.

3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется ввиду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. Это в свою очередь зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.

4. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Главное - дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-математические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

7. Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Усвоение материала – это основа основ любого обучения, будь то школьные занятия, самостоятельное изучение, тренинги и т. д. Неважно, насколько эффективен курс или талантлив преподаватель/ученик, если не приложить усилия к усвоению новой информации, ценность ее будет стремиться к нулю.

К счастью, есть методики, упражнения, принципы, следуя которым, можно повысить эффективность обучения. Помимо освоения различных способов, важно не забывать об отдыхе, перемежающемся с ежедневной активностью. Не зря говорят: в здоровом теле здоровый дух. Физические упражнения, медитация, здоровый сон, питье, смех – всё это позволяет лучше усваивать материал.

Значение усвоения материала

Ежедневно человек сталкивается с огромным объемом информации, но в долговременной памяти откладывается лишь ее малая часть. Далеко не все знания приходится использовать на практике, поэтому они быстро забываются. Усвоение материала – важнейшая способность для тех, кто хочет учиться чему-то новому.

Значение усвоения материала

Значение усвоения материала

С неразвитым умением усваивать информацию человеку будет гораздо сложнее. Данные могут быть неверно интерпретированы или банально забыты. Если почти ничего не сохранится, то оставшаяся часть будет придумана. Шанс применения таких знаний на практике минимален. Донести информацию до других людей также будет проблематично. В результате ее либо и вовсе не применяют, либо используют в неверном ключе.

Несмотря на все трудности в усвоении материала (особенно психологического характера), это неотъемлемая часть успешной и продуктивной жизни.

5 этапов усвоения нового материала

Всего выделяется 5 этапов усвоения материала: восприятие, осмысление, воспроизведение, применение и творчество.

Этап 1: Восприятие

Крайне важно не просто не забыть, но и правильно усвоить информацию еще на этапе ее получения. Восприятие происходит с помощью различных органов чувств: носа (обоняние), кожи (осязание), глаз (зрения), ушей (слуха), языка (вкус). Таким образом выделяются основные объекты и процессы, а от несущественных характеристик человек абстрагируется. В голове формируется четкий образ – результат первичной обработки данных. Следующий этап связан с осмыслением полученной информации.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Этап 2: Осмысление

Именно здесь человек обдумывает информацию. Она получает субъективную оценку, при которой задействованы разные методы исследования: дедукция, анализ, обобщение, конкретизация, синтез и т.д. Данные не существуют отдельно, они сравниваются с предыдущим опытом. Образуются определенные связи, причем чем их больше, тем лучше происходит запоминание. Если же ассоциации и общие черты не обнаружены, усвоение нового материала не произойдет.

Этап 3: Воспроизведение

Через какое-то время информацию придется вспомнить. То, насколько она будет приближена к первоначальной, зависит именно от воспроизведения – процесса повторного создания образа. Следует максимально конкретизировать свои запросы, четко формулируя мысли. Обучение обязательно должно включать этап воспроизведения, так как это поможет запомнить детали.

Этап 4: Применение

Не менее важен этап применения, который помогает грамотно владеть материалом и использовать его на практике. Информация предназначена для того, чтобы помогать в решении типичных и нетипичных задач. С ними приходится сталкиваться ежедневно, поэтому, чем больше усвоенного материала – тем лучше. В итоге информация сложится в полноценные навыки и умения.

Этап 5: Творчество

Но для чего человеку нужны навыки? Для результата, который принесет ему пользу. Эффективное усвоение материала – умение, без которого не состоится мастер своего дела. В качестве результата можно представить исследовательскую деятельность, плоды творческой работы, оптимальные решения.

Вышеописанные уровни усвоения материала последовательны и взаимосвязаны. Без одного из них цепочка потеряет смысл.

Главные принципы усвоения материала

Хорошая организация обучения помогает усвоить информацию в разы лучше. Ей способствуют следующие факторы.

Правильная постановка цели (для восприятия)

Чтобы у человека появился стимул для продуктивного обучения, ему необходимо понимание цели. С размытыми задачами он потеряет интерес к усвоению. Правило действует и наоборот: даже при отсутствии видимого увлечения оно может прийти с формированием цели. Разумеется, тогда процесс пойдет быстрее, а усвоение учебного материала будет более качественным. Желательно индивидуализировать цель, чтобы она имела ценность для конкретного человека.

Главные принципы усвоения материала

Главные принципы усвоения материала

К примеру, будущий художник не может стать великим, если он не знает базовых техник, светотеней, пропорций и т.д. Менеджер должен понимать особенности своего коллектива и предприятия, чтобы эффективно руководить подчиненными.

Абстрагирование от неприоритетных вещей (для восприятия)

Использование эмоций и ассоциаций (для восприятия)

Человеку сложно запомнить информацию, если он ее ни с чем не сравнивает. Не менее важен и эмоциональный окрас. Например, в жизни более предпочтительно слушать историю с яркими образами, чем пласт сухой информации. Усвоение материала в первом случае тоже произойдет лучше.

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

pdf иконка

3,7 MB

Подача должна быть увлекательной, с образами и ассоциациями. Если есть возможность продемонстрировать схемы, изображения и другой вспомогательный материал, нужно это использовать. Даже жесты и интонация могут сыграть важную роль. Все приемы ведут к тому, чтобы сделать информацию доступной. В противном случае человек упустит непонятые моменты или придумает вместо них другие.

Прояснение терминологии (для осмысления)

Чтобы такого не случилось, термины всегда нужно разъяснять, причем доступными словами. Сравнения, обращение к личному опыту, создание ярких и близких для человека образов будут способствовать качественному усвоению.

Дозирование информации (для восприятия и осмысления)

Какими бы действенными ни были приемы усвоения материала, они рассчитаны на определенный объем информации. Невозможно выучить материал курса лекций за ночь перед экзаменом. Правило распространяется на все сферы деятельности, поэтому не нужно перегружаться. Однотипную деятельность следует разбавлять перерывами и другими видами работы. Длительное обучение без отдыха приведет к снижению концентрации. Тогда качество усвоения значительно пострадает.

Не стоит забывать и о подаче. Если она однотипная, то человеку быстро надоест занятие. Информацию нужно преподносить небольшими модулями, при этом делая своевременные перерывы. Если они будут включать в себя физическую активность, то эффективность обучения повысится.

Использование знаний на практике (для применения и воспроизведения)

Многие школьные знания забываются именно потому, что не находят применения в жизни. Их сложно подстроить под какую-либо ситуацию, использовать при решении нестандартных задач. Обычное заучивание нерезультативно, нужны прикладные методы обучения. Человек может ответить на вопросы, пройти интересную викторину, пересказать информацию знакомым, найти пример из личной жизни и т.д. Преимущество приема состоит и в том, что тогда учитель поймет, насколько верно был усвоен материал.

Использование знаний на практике

Использование знаний на практике

Например, если человек прошел курс SMM-специалиста, нужно спросить его, как он понимает термин, как бы он поступил в определенной соцсети или в случае с конкретной организацией. Обучающийся не просто перескажет абзац из текста, а продумает свой ответ, используя полученные данные.

Постановка увлекательных задач (применение, творчество)

Для еще большего понимания человека можно погрузить в определенную ситуацию. Оказавшись в реальных условиях, где навык необходим, усвоение материала окажется неизбежным. Человек и сам поймет, в каких местах информация изучена неполностью. Метод поспособствует раскрытию способностей и появлению новых амбиций.

Развитый интеллект как инструмент достижения успеха

6 способов повысить качество усвоения материала

Человек, который быстро учится новому, всегда имеет высокую конкурентоспособность. Он будет предпочтительнее того, кто десятилетиями использует одну и ту же информацию. Существует 6 методов усвоения материала, которые повысят скорость обучения.

  • Обучение других людей (или хотя бы имитирование этой ситуации)

Нужно представить, что материал пересказывается другому человеку. Мнимый ученик тоже запоминает информацию и хочет ее усвоить. Важно использовать все вышеперечисленные приемы: воздействие на разные органы чувства, интересная подача, образы, личный опыт и др. Ученые из Вашингтонского университета (Сент-Луисе) пришли к выводу, что роль учителя помогает быстрее учить информацию.

  • Отведение на обучение небольшого количества времени

Отведение на обучение небольшого количества времени

Отведение на обучение небольшого количества времени

В Луизианском университете проводилось исследование, в ходе которого определили оптимальное время для занятий – от 30 до 50 минут. Более коротких модулей может не хватить для усвоения материала, а более длинные утомят человека. Концентрация во втором случае снизится.

Также эксперты советуют делать передышку от 5 до 10 минут. Нил Старр предложил возобновлять повторение информации в любое свободное время. Например, в небольшом перерыве можно потренироваться на карточках со словами, проговорить изученное вслух.

Александр Сагун

Мы вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно вам.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты!

Скоро мы уберем их из открытого доступа, успейте скачать бесплатно:

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

100 тыс. руб за 100 дней с новой профессией

Список из 6 востребованных профессий с заработком от 100 тыс. руб

Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру

Собрали 7 типичных ошибок. Их нужно избегать каждому!

Женщины в IT: мифы и перспективы в карьере

Как делать хороший дизайн интерфейсов

Как прокачать свою технику речи

pdf иконка

4,7 MB

Ученые из Калифорнийского и Принстонского университетов выявили закономерность. В сравнении со студентами, которые не записывают информацию, конспектирующие запоминают больше важных моментов. Если человек фиксирует данные не вручную, а на компьютере, сфокусироваться на главном сложнее. Согласно исследованию, такие студенты чаще отвлекаются, поэтому могут легко сбиться с мысли.

Пэм Мюллер отметил, что любители электронного конспекта хуже решают концептуальные вопросы. Почти не обрабатывая информацию, они автоматически ее записывают. При конспектировании вручную человек стремится писать короче, поэтому опускает лишние слова, подбирает синонимы и т.д. В итоге он работает продуктивнее, чем с компьютером.

  • Отсутствие страха подремать между подходами

Многие боятся немного поспать, так как думают, что информация плохо запомнится. На самом деле в таком случае усвоение материала будет не просто не хуже, а даже качественнее, чем у недремлющих. Теорию подтвердили исследователи из главного журнала Ассоциации психологических наук – Psychological Science. Они провели эксперимент, в котором участники из Франции учили перевод 16 французских слов на суахили. На запоминание им давалось два полноценных занятия.

Первая группа изучала материал утром и вечером того же дня, а вторая – вечером этого дня и утром следующего. Соответственно, ночью вторая группа прерывалась на сон. У нее среднее количество выученных слов составило 10 из 16 представленных, а у первой группы – лишь 7,5.

Даже если речь идет об усвоении теоретического материала, запоминание должно происходить разными методами. Ученые из Университета Джонса Хопкинса уверены, что обилие подходов сохранит интерес и мотивацию, а также повысит скорость обучения. В эксперименте в качестве информации выступали данные с компьютера. Первая группа учила их на протяжении нескольких занятий одним и тем же способом, а другая использовала разные приемы. Студенты из второй группы показали лучший результат.

Пабло Селник, главный автор эксперимента, подвел итоги и отметил важность присутствия модификаций. Даже небольшие изменения пойдут на пользу.

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

Одного желания для хорошего усвоения недостаточно. Если мозг не подготовлен, то он не позволит выучить информацию на должном уровне. Именно полезные привычки будут поддерживать разум и его способность к запоминанию материала в тонусе. Далее будут перечислены главные привычки, способствующие качественному усвоению информации.

Некоторые ошибочно полагают, что физические упражнения необходимы лишь для красивого тела. Но они не менее важны для эффективного функционирования разума. Можно самостоятельно провести опыт и проверить данное утверждение. Попытки прогуляться или развеяться в спортивном клубе помогут решить задачи, которые еще мгновение назад казались непосильными. Прилив энергии активизирует мыслительные способности. По словам ученых, хватит всего 15 минут спорта.

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

Полезные привычки для лучшего усвоения материала

В усвоении материала могут помочь и медитации. Они расслабят человека и заставят его сконцентрироваться на важном. Регулярные медитации однозначно усилят эффект.

  • Употребление большего количества вещества Омега-3

Омега-3 – это полиненасыщенные жирные кислоты, которые незаменимы для организма человека. Они отвечают за уровень внимания и запоминания, а также за скорость мышления. Найти вещество можно в капсулах или натуральных продуктах, таких как грецкие орехи, льняное масло, тыквенные семечки или арахис. Важным источником Омеги-3 является и жирная рыба (сардина, палтус, лосось, скумбрия). Именно поэтому уже давно говорят, что рыба помогает лучше думать.

Недосып не позволит мозгу работать в нормальном режиме, так как он снизит скорость мыслительных процессов. Также есть риск уменьшения здравого смысла умозаключений.

Но правило действует и наоборот, поэтому крепкий сон способен вернуть концентрацию. Если повторить информацию перед сном, то усвоение материала произойдет прямо ночью. Данные закрепятся в памяти на долгое время.

Развитие памяти и внимания: запускаем процесс

Заниматься одним и тем же делом не просто неэффективно, но и опасно. Это влечет за собой негативные физические и психологические моменты. Мозгу нужно давать время для обобщения и систематизации материала.

В качестве отвлекающего хобби лучше выбирать такое, в котором будет тренироваться координация глаз и рук (к примеру, жонглирование предметами). Но стоит отметить, что преимущества от увлечения уйдут сразу после того, как человек его бросит.

Усвоение материала – это вовсе не про вечную скуку. Даже если требуется выучить много информации, не нужно отчаиваться. Не зря говорят, что смех продлевает жизнь. Также он способствует нахождению нестандартных решений.

Пусть позитивный настрой и уверенность станут основными спутниками ученика. Эффект Плацебо придется кстати, ведь вера в свои силы действительно их приумножит.

Читайте также: