Современный театр кратко сообщение
Обновлено: 02.07.2024
Текст: Антон Хитров, Алексей Киселев
19.12.18
Как это выглядит: Актеры на сцене перед зрителями разыгрывают вымышленные сюжеты.
Откуда взялось: Первые зафиксированные в истории спектакли — драматические. Фактически смысл представления в античном театре — декламационное исполнение пьесы. Главное в драме — пьеса, ее сюжет и фабула; словом — рассказываемая история. Впрочем, с появлением профессии режиссера в ХХ веке не менее важным стал способ рассказывания, нежели сама история. Именно в ХХ веке написаны все главные теоретические труды о театре; вот тут можно все их почитать.
Как это выглядит: Мужчины и женщины в роскошных костюмах на огромной сцене поют в сопровождении оркестра.
Откуда взялось: Принято считать, что опера сформировалась как вид театрального искусства в Италии в начале XVII века. Если в драме главное — история (или ее интерпретация), то в опере — музыка (и ее интерпретация). Впрочем, полтора века назад Рихард Вагнер убеждал мир, что опера — это встреча всех искусств, и в первую очередь драмы и музыки, — и убедил. Если в ХХ веке в драме трон занял режиссер, то в опере образовалось двоевластие: появился феномен режиссерской оперы, однако дирижер при этом не утратил позиций.
Новый музыкальный театр
Как это выглядит: Вы уверены, что это музыкальное сочинение и что его нужно воспринимать глазами, а не только ушами, — но это совершенно точно не опера.
Откуда взялось: Новый музыкальный театр — собирательное название для всех театральных жанров, которые композиторы придумали в XX веке и продолжают придумывать сегодня как альтернативу опере. Например, инструментальный театр, возникший в 50-е годы: в нем актер и музыкант — одно лицо, а сама игра на музыкальном инструменте — часть визуального ряда.
Как это выглядит: Изящные мужчины и женщины в облегающих трико грациозно двигаются под музыку.
Откуда взялось: Из придворных увеселений Франции XVII века. Техника танцев усложнялась вместе с музыкой; к XIX веку балет окончательно оформился как искусство физического воплощения музыки. В классическом балете (в отличие от современного танца) во главе угла — техника танцовщика. В современном — авторский метод хореографа.
Оперетта и мюзикл
Как это выглядит: Бодрые артисты весело поют и танцуют.
Откуда взялось: Оперетта — максимально легкомысленная мини-опера, в современном виде сформировалась как отдельный театральный жанр в середине XIX века. Мюзикл же возник сравнительно недавно — около ста лет назад; его родители — мюзик-холл, варьете, кабаре, бурлеск и прочие буржуазные увеселения начала века. Задача мюзикла столь же элементарна, сколь невообразимо трудна: собрать полный зал сто раз подряд, то есть быть понятным всем, уметь угодить каждому.
Как это выглядит: Так, что невозможно точно установить, театр это или нет.
Откуда взялось: Термин придумал немецкий театровед Ханс-Тис Леман, так называется его докторская диссертация, ставшая самой популярной книгой о театре в XXI веке. Строго говоря, Леман называет постдраматическим театром эпоху, начавшуюся в 1960-е годы, когда театр окончательно освободился от примата драмы, сюжета и вообще нарратива как такового. Наличие истории в спектакле перестало быть необходимым. Самый наглядный пример режиссера эпохи постдраматического театра — Роберт Уилсон.
Как это выглядит: Нам показывают что-то реальное или рассказывают о чем-то, что происходило на самом деле.
Как это выглядит: Это когда неодушевленные вещи на сцене — свет, цвет, предметы и материалы, из которых они сделаны — занимают вас не меньше, чем люди, и точно больше, чем слова.
Театр кукол / театр анимации
Как это выглядит: Взрослые люди невозмутимо манипулируют разнообразными предметами.
Откуда взялось: По всей видимости, из детства. Чуть ли не в каждой культуре есть собственная традиция театра кукол — от Китая и Индии до Италии и Камбоджи. Генеральный принцип: на глазах у изумленной публики неживое становится живым. Вопреки распространенному заблуждению, театр кукол совершенно не обязательно ориентирован на детей. Об этом и других заблуждениях можно почитать вот здесь.
Как это выглядит: Вы (как правило) в маске или в наушниках перемещаетесь в свободном режиме, спектакль происходит вокруг вас.
Как это выглядит: Ярко загримированные ходулисты, клоуны и шпагоглотатели надувают мыльные пузыри и дышат огнем под разухабистые марши духового оркестра.
Откуда взялось: Из средневековой Европы. Строить театральные здания еще никому в голову не приходило, бродячие труппы выстраивали подмостки на площадях и использовали все доступные средства для привлечения внимания публики. От площадного театра один шаг до цирка, но столько же и до стендапа, карнавала и, главное, до традиционной комедии положений, истоки которой нетрудно обнаружить на итальянских площадях эпохи Возрождения в импровизационных выступлениях трупп commedia dell’arte.
Как это выглядит: На фабрике, в лесу или торговом центре артисты исполняют нечто заготовленное для специально собравшейся публики.
Как это выглядит: Сюрреалистические спектакли с участием людей с особенностями развития.
Откуда взялось: Арт-терапия — достояние ХХ века. А конкретно театральные практики, нацеленные на социализацию и личностный рост людей с особенностями развития, получили распространение около тридцати лет назад.
Как это выглядит: Как обычный драматический театр, только голоса актеров вы слышите в записи. И иногда там еще есть текст от автора.
Откуда взялось: Радиотеатр — настолько самоочевидная идея, что он возник практически сразу, как только появилось радиовещание. В 20-х и 30-х, до распространения магнитной звукозаписи, это был театр в полном смысле слова: артисты разыгрывали пьесу в прямом эфире.
Как это выглядит: Кукольный мюзикл. Документальный цирк. Балет с участием оперных певцов и артистов драмы. Любые комбинации.
Современный театр - это, прежде всего, интерпретация классики на новый лад. Хлестаков читающий реп на сцене или Гамлет с мобильным телефоном - все зависит от взгляда режиссера на то или иное произведение.
Относиться к этому можно по разному. Сторонники современного театра считают, что искусство должно идти в ногу со временем, противники - что такая трактовка классики приводит к утрате ее исторического своеобразия.
Жанры современного театра
Сегодня в театре можно увидеть, что угодно, кроме классических постановок с традиционными декорациями. Режиссеры ищут новые формы, позволяющие представить зрителям привычные вещи в совершенно новом, неожиданном исполнении.
Новая драма
Родоначальниками новой драмы принято считать Эмиля Золя и ГенрикаИбсена. Жанр новой драмы предполагает вечные вопросы о смысле жизни и так называемую "чернуху": вы можете услышать матерную речь, увидеть обнаженное тело, странные костюмы и символические декорации. Примерами таких спектаклей можно считать "Кислород" Ивана Вырыпаева, "Изображая жертву" Кирилла Серебринникова, "Ставангер" Константина Богомолова и другие.
Перфоманс
Сегодня перфомансом принято называть явление современного искусства в принципе. Обычно это постановка на стыке музыки, драматического слова, модерн-танца и, безусловно, визуальных искусств и мульти-медиа. Обязательным условием являются неожиданные сценографические решения и навороченные визуальные эффекты.
Актуализированная классика
Еще один подвид новой драмы. Сегодня классику без отступлений можно видеть увидеть только в Малом театре. В остальных случаях на Пушкина или Чехова из школьной программы не стоит и надеяться. В Школе современной пьесы спектакль "Горе от ума" идет в черно-белом пространстве теней и бумажных особняков, с отсылками к творчеству Бродского и деятельности современного Парламента. Суть этой интригующей стилизации в писке нового героя времени. Кто он? Чем живет? Любит ли? И существует ли вообще?
Подробнее о том, как правильно понять современный театр в нашем видео рассказывает преподаватель курсов актерского мастерства в Санкт-Петербургской школе телевидения Евгения Поздеева
Чем так привлекателен театр? Он способен подарить зрителю особую атмосферу, настроение, несравнимо более сильные эмоции, чем обычный кинопросмотр. Яркость и выразительность актерской игры усиливает впечатления, делая зрителей участником событий.
Что такое современный театр
Современный театр — это общее название для сразу нескольких направлений театрального перфоманса наших дней. Сюда входит:
- документальный театр;
- пластический театр;
- театр художника;
- иммерсивный театр;
- театр одного актёра;
Это далеко не весь список. Всё это формируется не на пустом месте — причиной тому изменчивое общество, новые технологии и сам зритель. Как и любая сфера, театр ищет новые способы реализации себя — как когда-то давно художники стали писать авангард после появления первых фотоаппаратов.
У зрителя сейчас другие чувства, окружение и реальность: показать Шекспира в традиционных костюмах прошлого, не меняя сюжета — уже слишком банально и просто (хотя по-своему прекрасно — не будем умалять значения и величия традиционного театра).
Как раз в это время современный театр развивается во всём мире — похожие тенденции сохранились и до сих пор. Театр демократизируется, становится ближе к зрителю и берёт его в свою реальность. Например, променад-спектакли, где для того, чтобы увидеть спектакль, нужно его пережить — на зрителя (вернее будет назвать его актором) надеваются наушники и в голове звучит голос, который говорит что делать, куда смотреть и о чём думать. То же происходит в постановках, где зритель сам определяет концовку сюжета, решая, что будет дальше.
Почему современный театр часто отходит от изначального сюжета и содержания пьесы
Всё просто — это самостоятельное произведение. Как художественный фильм про историческую личность не претендует на подлинность всех показанных событий, так и современный театр не стремится к полному соответствию произведению. И так даже интереснее — можно увидеть, как интерпретируют один и тот же текст разные режиссёры, как играют одну и ту же роль разные актёры.
Сейчас театр в России, по сравнению с театром в СССР, гораздо более свободный и многообразный. Театроведы придерживаются мнения: режиссёры, актёры и сценаристы гораздо меньше хотят быть похожими на кого-то — хотят вдохновляться работами прошлого, восхищаться работами настоящего, но создавать своё — отличное от всего.
Совместимость современного театра с школой морали (эту функцию часто приписывали традиционному театру прошлого) для многих становится нелогичной. Но театр сейчас — это про то, как показать изменчивость мира, формы, сознания. Время, пространство и люди подвижны — и это главный урок современного театра.
Какая роль теперь у зрителя
Как мы писали выше — зритель больше не вторичный элемент. Прошлый опыт зрителя, его воспоминания — также важны, как и видение автора и режиссёра. Смысл спектакля рождается не на сцене, а в голове тех, кто его смотрит — плохо это или хорошо, но сейчас происходит именно так.
Благодаря развитию наук о сознаниии человека в XX веке начинается погружение и художника в эти знания. Теперь художник размышляет о том, как зрители воспримут его произведение — эксперименты с воздействием на разные органы чувств, отрыв объекта от звука, осязательных ощущения от картинки или привычного образа.
Как понимать современный театр
Если всё же возникает такой вопрос, то стоит определиться, с какой целью нужно распознавать эти тонкости. Если есть желание самому создавать театральные постановки — важно действительно разобраться, но это просто инструментарий как в любой другой профессии. Для восприятия непрофессионала пригодится скорее простая насмотренность.
Как разбираться в современном театре: читаем, слушаем и смотрим
От Яндекса есть гид по типам современного театра, написанный очень доступным языком — советуем.
Вообще советуем подписаться в любых социальных сетях на аккаунты про театр, чтобы видеть, на кого сейчас стоит обратить внимание и на какой спектакль пойти на этой неделе. В группах подобного содержания часто выкладывают и уже отгремевшие спектакли.
Подпишитесь и на соцсети местных театров — точно не пропустите приезд иногороднего или иностранного коллектива и услышите о премьере первыми. Часто в таких группах бывают и онлайн-читки — обычно такое практикуют в частных театрах.
За кем следить в современном театре
В основной программе будут представлены 24 пьесы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Уфы, Львова, Баку, Минска, Владивостока, Софии, Казани, Екатеринбурга и Воронежа.
“Барабаны в ночи”, режиссер Юрий Бутусов
Так и с театром: конкурируя с кино, телевидением, видеоиграми и интернетом, он просто обязан трансформироваться, интегрироваться с другими видами искусств, вовлекать и порой даже удивлять зрителя, чтобы не потерять его. И это ни в коем случае не значит, что современный театр (скажем так, хороший современный театр) переходит в разряд исключительно развлекательного действа – наоборот, он двигается в сторону усложнения форм, углубления смыслов и расширения пространства даже при внешнем минимализме.
“Неявные воздействия”, режиссер Всеволод Лисовский
Перформанс
Перформанс “Протокол N”, ЦИМ
Иммерсивный театр
Иммерсивный спектакль “Черный русский”, режиссер Максим Диденко
Театр вовлечения (от английского “immerse” – вовлекать, погружать). На таких спектаклях зритель, как правило, сам становится активным участником действа, а не просто сидит и наблюдает за происходящим из темноты зрительного зала. Иммерсивный театр может быть своеобразным аттракционом (игровой вариант) или же специфическим психологическим или социальным опытом (неигровой вариант). В последней версии нередко даже отсутствуют актёры как таковые.
Site-specific
“Тибетская книга мертвых”, Театр.DOC. Спектакль идет в заброшенном депо Курского вокзала. Режиссер Василий Березин
Спектакли, осваивающие новые пространства, и потому проходят они где угодно, но только не в театре: в гараже, в городском парке, в заброшенных домах, в трамвайном депо, в метро и т.п. Променад (спектакль-прогулка) – одна из возможных форм такого театра.
Пластический/хореографический спектакль
“Гипнос”, театр Практика, режиссер Олег Глушков
Спектакль, созданный в синтезе драмы и хореографии. Это не балет, потому что артисты существуют по законам драматического театра, и не психологический театр, потому что все слова переведены в пластическую форму.
Документальный театр
“Это тоже Я. Вербатим”, режиссеры Дмитрий Брусникин, Юрий Квятковский
Социальный театр
Спектакль “НеПрикасаемые” про бездомных с их же участием. Режиссер Михаил Патласов
Горизонтальный театр
“Музей инопланетного вторжения”, Театр взаимных действий
Театр художника
“Демон. Вид сверху”, режиссер Дмитрий Крымов. Фото Наталия Чебан
Play-back театр
Playback-театр “Новый Jazz”, Москва
“POSLE”, режиссер Елена Ненашева. Спектакль, который идет в жилой квартире
Важно понимать, что представленное деление современного театра на эти направления довольно условно. Все они могут перетекать из одного в другое, интегрироваться и расщепляться, вбирать в себя отдельные свойства друг друга. Вполне возможно, что к моменту выхода этой статьи в каком-нибудь российском театре выйдет спектакль, который не поддается описанию ни одним из представленных слов, и придется искать новое определение. Главное – не бояться этих процессов и не терять здорового детского любопытства к новым находкам в театральном творчестве.
Читайте также: