Современное направление западного искусства сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Современное искусство (англ. contemporary art) объединяет весь спектр течений, направлений и жанров, к которым обращались авторы с конца ХХ века до сегодняшнего дня. В условиях глобализации и развития технологий художники создают невероятно разнообразные произведения. В современном искусстве сложно найти общие черты и единые принципы — настолько оно индивидуально и разнопланово. Жанры и культурные традиции проникают друг в друга, а художники продолжают искать новые способы самовыражения и актуальные темы.

Современное искусство включает многочисленные художественные течения, сформировавшиеся в прошлом. Но к ним постоянно добавляются новые виды творчества. Вот приблизительный список направлений, возникших после 1990 года:

  • GPS-рисование.
  • Mission School.
  • Superflat.
  • Superstroke.
  • Taring Padi.
  • Verdadism.
  • Альтермодерн.
  • Арт-интервенция.
  • Артивизм.
  • Артхаусная игра. .
  • Брендализм. .
  • Гибридное искусство. .
  • Движение китча.
  • Девиантное искусство.
  • Дефастенизм.
  • Индидженизм.
  • Интентизм.
  • Информационное искусство.
  • Искусство взаимоотношений. .
  • Массюрреализм.
  • Метамодернизм.
  • Молодые британские художники.
  • Нет-арт.
  • Новая готика. .
  • Новая лейпцигская школа.
  • Новая эстетика.
  • Пассионизм.
  • Пост-интернет искусство.
  • Постчерное искусство. .
  • Псевдореализм.
  • Ремодернизм.
  • Скульптура возобновляемой энергии. .
  • Стакизм. .
  • Тактические медиа. .
  • Циничный реализм.
  • Эволюционное искусство.
  • Эковенция.

Что называется современным искусством?

Современное искусство на Западе обозначается двумя терминами: art modern и contemporary art. Первый характеризует творческие процессы с конца XIX века примерно до середины прошлого столетия. Второй относится к произведениям с послевоенного до настоящего времени. Но и такого разделения уже недостаточно. Время идет, и бывшие вчера передовыми работы становятся историей. Особенно остро это чувствуют музеи современного искусства, поскольку их приобретения постепенно устаревают.

В настоящее время принято относить к контемпорари арт произведения, созданные за последние 50, 30 или 20 лет.

Характерные признаки современного искусства

Самые известные современные художники

В настоящее время продолжают работать многие признанные мастера, прославившиеся более 50 лет назад, но появляются и новые яркие имена. Вот лишь несколько самых известных современных художников, представляющих старое и новое поколения:

Модернизм (фр. modernisme, от moderne — новейший, современный) — главное направление западного искусства XIX–XX вв. Первым признаком начинающегося кризиса художественной культуры Запада было воспроизведение — как академическое, так и салонное — старых стилей и прежде всего наследияВозрождения. Однако это обращение к классическим образцам не было определено исторической необходимостью, а скорее, наоборот, свидетельствовало о некоторой растерянности и отсутствии отчетливо различимой цели искусства. В подобной ситуации единственным ориентиром, усиленным престижностью традиции, было, безусловно, классическое искусство. Но этот путь не был достаточно продуктивным, и вскоре поворот к классике сменяется резким ее отрицанием. Данная ситуация отдаленно напоминает ту, которая способствовала формированию стиля романтизм, явившегося антитезой просветительского классицизма. В начале же XX в. подобным противопоставлением традиции становится модернизм.

В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом, уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства, заменяемых системой знаков, максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание, обретая новуюценность как фактора физического — акустического — воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы, трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т. п.




В абстракционизме существуют два основных направления.

Первое — психологическое. Его основателем считают В. Кандинского, в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего. Своей задачей В. Кандинский ставил выражение в искусстве духовного и осмысление высших интуитивных чувствований:

В природных формах Кандинский видел препятствие для искусства, а реалистическое искусство считал не достоверным, не способным выразить всю полноту и разнообразие переживаний уникальной личности — художника. Все общество Кандинский вслед за Платоном представлял в виде пирамиды, основание которой составляют люди материальные, вершину — духовно богатые, а увенчивает ее художник, направляющий взгляд не на мир, а на самого себя.

Вторая линия развития абстракционизма — геометрическая (или интеллектуальная, логическая). Ее родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представлявший в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) в русле психологической тенденции стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, В. Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.

Сюрреализм. К началу 1920-х гг. предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность. В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения — сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм — сами стремились причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме, возникшем как художественное движение в европейской живописи 1925–1926 гг.

Развитие сюрреализма шло стремительно: к рубежу 1920–1930-х гг. он проникает в живопись других стран Европы — Англии, Швеции, Чехословакии. В 1930-е гг. достигает Латинской Америки, Австралии, Японии, причем проявляет себя не только в живописи, но и в скульптуре.

Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art — общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 г. Само же течение возникло в 50-х гг. XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачейзамены абстракционизма, так и не принятого широкими массами населения, на понятное широким народным массам искусство. Поп-арт провозгласил себяновым реализмом, так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи. Поп-арт идеализировал мир материальных вещей, который через организацию определенного контекста их восприятия наделялсяхудожественно-эстетическим статусом. Но подобное освоение предмета не обрело значения художественного открытия. Обратимся к историческим сопоставлениям художественного освоения мира вещей.

Мир этот, представленный, к примеру, фламандским натюрмортом, не только прославляет щедрость и богатство природы, но и сочетается с языком традиционных аллегорий четырех стихий, времен года и пяти чувств. Голландский же натюрморт, отражающий неповторимые свойства и индивидуальность вещей, связанных между собой скрытым смыслом, провозглашает бренность земного бытия и бессмертие искусства. ЭпохаПросвещения в своих произведениях, в частности, в рассматриваемом жанре, воспевает деятельную и активную личность и предметы — как продукты его творческого труда.

В поп-арте же вещь эстетизируется как предмет массового потребления, а произведение становится материализованной мечтой потребителя. И думается, что стремление найти эпическое в будничных предметах и будничных взглядах (как выразил цель своего творчества поп-художник Р. Гамильтон) в реальности становится утверждением человека-приобретателя, для которого красота вещи заменяется ее утилитарной полезностью, творческая потенция — финансовыми возможностями, а духовные устремления — жаждой материального потребления.

Вопросы для повторения

1. Как оценивается кризис западной культуры XX в. в работах западных и отечественных мыслителей?

2. В чем состоят принципы сциентизма и антисциентизма?

3. Каковы принципы европоцентризма и чем объясняется кризис европоцентризма в XX в.?

4. Как оценивали философы XIX–XX вв. феномен массовизации?

5. Каковы основные принципы русского космизма?

6. В чем состоит принцип дегуманизации искусства по Х. Ортеге-и-Гассету?

7. Каковы глобальные проблемы современности, каковы пути их преодоления?

8. Дайте характеристику основным направлениям модернизма: абстракционизму, кубизму, сюрреализму, экспрессионизму, поп-арту и т. п.

Модернизм (фр. modernisme, от moderne — новейший, современный) — главное направление западного искусства XIX–XX вв. Первым признаком начинающегося кризиса художественной культуры Запада было воспроизведение — как академическое, так и салонное — старых стилей и прежде всего наследияВозрождения. Однако это обращение к классическим образцам не было определено исторической необходимостью, а скорее, наоборот, свидетельствовало о некоторой растерянности и отсутствии отчетливо различимой цели искусства. В подобной ситуации единственным ориентиром, усиленным престижностью традиции, было, безусловно, классическое искусство. Но этот путь не был достаточно продуктивным, и вскоре поворот к классике сменяется резким ее отрицанием. Данная ситуация отдаленно напоминает ту, которая способствовала формированию стиля романтизм, явившегося антитезой просветительского классицизма. В начале же XX в. подобным противопоставлением традиции становится модернизм.

В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом, уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства, заменяемых системой знаков, максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание, обретая новуюценность как фактора физического — акустического — воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы, трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т. п.

В абстракционизме существуют два основных направления.

Первое — психологическое. Его основателем считают В. Кандинского, в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего. Своей задачей В. Кандинский ставил выражение в искусстве духовного и осмысление высших интуитивных чувствований:

В природных формах Кандинский видел препятствие для искусства, а реалистическое искусство считал не достоверным, не способным выразить всю полноту и разнообразие переживаний уникальной личности — художника. Все общество Кандинский вслед за Платоном представлял в виде пирамиды, основание которой составляют люди материальные, вершину — духовно богатые, а увенчивает ее художник, направляющий взгляд не на мир, а на самого себя.

Вторая линия развития абстракционизма — геометрическая (или интеллектуальная, логическая). Ее родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представлявший в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) в русле психологической тенденции стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, В. Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.

Сюрреализм. К началу 1920-х гг. предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность. В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения — сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм — сами стремились причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме, возникшем как художественное движение в европейской живописи 1925–1926 гг.

Развитие сюрреализма шло стремительно: к рубежу 1920–1930-х гг. он проникает в живопись других стран Европы — Англии, Швеции, Чехословакии. В 1930-е гг. достигает Латинской Америки, Австралии, Японии, причем проявляет себя не только в живописи, но и в скульптуре.

Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art — общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 г. Само же течение возникло в 50-х гг. XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачейзамены абстракционизма, так и не принятого широкими массами населения, на понятное широким народным массам искусство. Поп-арт провозгласил себяновым реализмом, так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи. Поп-арт идеализировал мир материальных вещей, который через организацию определенного контекста их восприятия наделялсяхудожественно-эстетическим статусом. Но подобное освоение предмета не обрело значения художественного открытия. Обратимся к историческим сопоставлениям художественного освоения мира вещей.

Мир этот, представленный, к примеру, фламандским натюрмортом, не только прославляет щедрость и богатство природы, но и сочетается с языком традиционных аллегорий четырех стихий, времен года и пяти чувств. Голландский же натюрморт, отражающий неповторимые свойства и индивидуальность вещей, связанных между собой скрытым смыслом, провозглашает бренность земного бытия и бессмертие искусства. ЭпохаПросвещения в своих произведениях, в частности, в рассматриваемом жанре, воспевает деятельную и активную личность и предметы — как продукты его творческого труда.

В поп-арте же вещь эстетизируется как предмет массового потребления, а произведение становится материализованной мечтой потребителя. И думается, что стремление найти эпическое в будничных предметах и будничных взглядах (как выразил цель своего творчества поп-художник Р. Гамильтон) в реальности становится утверждением человека-приобретателя, для которого красота вещи заменяется ее утилитарной полезностью, творческая потенция — финансовыми возможностями, а духовные устремления — жаждой материального потребления.

Вопросы для повторения

1. Как оценивается кризис западной культуры XX в. в работах западных и отечественных мыслителей?

2. В чем состоят принципы сциентизма и антисциентизма?

3. Каковы принципы европоцентризма и чем объясняется кризис европоцентризма в XX в.?

4. Как оценивали философы XIX–XX вв. феномен массовизации?

5. Каковы основные принципы русского космизма?

6. В чем состоит принцип дегуманизации искусства по Х. Ортеге-и-Гассету?

7. Каковы глобальные проблемы современности, каковы пути их преодоления?

8. Дайте характеристику основным направлениям модернизма: абстракционизму, кубизму, сюрреализму, экспрессионизму, поп-арту и т. п.

Направления современного искусства

В этой статье рассмотрим современное искусство, характерное западным направлениям. Со второй половины ХХ века в Европе наблюдается активное развитие искусства. Отображение культурного быта общества стало выливаться в множестве разных течений. Реалистичность, мелодия, ритм и гармония стали выливаться в новые течения, не соответствующие внутренней логике искусства.

Современное искусство: Модернизм

Модернизм

Современное искусство: Абстракционизм

Абстракционизм

Современное искусство: Сюрреализм

Сюрреализм

Современное искусство: Поп-арт

Поп-арт

Современное искусство: Оп-арт

Данный термин обозначает оптическое искусство. Явление приобрело известность в западных странах в 70—х годах минувшего века. Ему характерно создание зрительных иллюзий от сочетания объемных и плоских фигур. Представители оп-арта создают эффекты, прибегая к перемещениям, слияниям, ритмическим повторам, игре цветов, спиральным и решетчатым пересечениям линий.Привлекает внимание в произведениях искусства иллюзия движения, неустойчивости и смены образов, возникающая в ощущениях зрителей. Направление оп-арта является продолжением модернизма.

Оп-арт

Современное искусство: Кинетическое искусство

Кинетическое искусство

Современное искусство: Гиперреализм (фотореализм)

Данный вид творчества зародился в США в 70х годах и до сих пор находит свое отражение в современном искусстве. Фотореализм и сегодня отражается в живописи и скульптуре западных стран. Цель данного направления заключается в отображении окружающего нас мира в сверхреальном видении. Примером фотореализма могут стать отраженные на стекле или полированной поверхности машин улицы, магазины, жилые здания. В выставочных залах гиперреализм позволил выставлять полимерные человеческие фигуры, практически не отличающиеся по внешнему виду от живых людей. Фотореализм в условиях технического прогресса стремится усилить восприятие обыденной современности, скрывая при этом чувства автора.

Гиперреализм

Изложенный выше материал рассказал все о направлениях западного современного искусства. Предложенный выше перечень направлений и их описаний позволит с легкостью отличить одно веяние от другого и без особых сложностей идентифицировать каждое течение по ряду его признаков.

Модернизм (фр. modernisme, от moderne - новейший, современный) - главное направление западного искусства XIX-XX вв. Первым признаком начинающегося кризиса художественной культуры Запада было воспроизведение - как академическое, так и салонное - старых стилей и прежде всего наследия Возрождения. Это обращение к классическим образцам свидетельствовало о некоторой растерянности и отсутствии отчетливо различимой цели искусства. В подобной ситуации единственным ориентиром, усиленным престижностью традиции, было классическое искусство. Но этот путь не был достаточно продуктивным, и вскоре поворот к классике сменяется резким ее отрицанием. В начале XX в. подобным противопоставлением традиции становится модернизм. Модернизм исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классических эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве[1].

В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом, уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства, заменяемых системой знаков, максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание, обретая новую ценность как фактора физического - акустического - воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы, трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т. п.

Таким образом, модернизм XX в. становится в определенном смыслереволюцией художественной культуры. Если ?Черный квадрат? К. Малевича, который сам художник называл ?зародышем всех возможностей, создавался в 1910 г. как декларация нового направления - супрематизма (от лат. supremus - совершенный), воплощая крайнюю степень отхода от реальности как в области цвета, так и формы, и был новаторским произведением, то масса аналогичных работ 1930-1940-х гг. теряет свою ценность первооткрытия и продолжает использовать уже испытанные художественные методы.

Абстракционизм - направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений, проявившее себя в живописи,скульптуре и графике. Сам термин ?абстракционизм? свидетельствует об отчуждении этого искусства от действительности. Абстракционизм сформулировал свои позиции в 1910-х гг. как анархический вызов общественным вкусам, в конце 1940-х - начале 1960-х гг. это направление принадлежало к наиболее распространенным явлениям западной культуры. Абстракционисты считают своими духовными наставниками импрессионистов. Однако работы последних, несмотря на некоторый отход от принципов реализма, не были беспредметны. Так, Ван Гог писал: ?Если бы я. попробовал отойти от реальности и начал бы цветом создавать наподобие музыки. но мне дороги и правда, и поиски правды. Что ж, все-таки предпочитаю быть сапожником, чем музыкантом, работающим красками?[2].

В абстракционизме существуют два основных направления.

Первое - психологическое. Его основателем считают В. Кандинского, в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего. Своей задачей В. Кандинский ставил выражение в искусстве духовного и осмысление высших интуитивных чувствований:

?Рождение подлинного произведения искусства есть тайна. Если жива душа художника, ей не нужны костыли головных рассуждений и теорий. Она сама найдет, что сказать, сам художник при этом может в ту минуту и не сознавать, что именно. Ему подскажет внутренний голос души, какова нужна ему форма и где ее почерпнуть (из внешнего ли или внутреннего ?естества?). Всякий художник, руководствующийся так называемым чувством, знает как внезапно и неожиданно для самого себя ему может опротиветь вымышленная им форма и как ?сама собою? первую, отвергнутую, заменит другая, верная. Беклин говорит, что подлинное произведение искусства - великая импровизация, т. е. что рассуждения, построение, предварительная композиция должны быть всего лишь подготовительными ступенями, ведущими к цели. И даже цель эта может возникнуть перед ним неожиданно для него самого?[3].

В природных формах Кандинский видел препятствие для искусства, а реалистическое искусство считал не достоверным, не способным выразить всю полноту и разнообразие переживаний уникальной личности - художника. Все общество Кандинский вслед за Платоном представлял в виде пирамиды, основание которой составляют люди материальные, вершину - духовно богатые, а увенчивает ее художник, направляющий взгляд не на мир, а на самого себя.

Вторая линия развития абстракционизма - геометрическая (или интеллектуальная, логическая). Ее родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представлявший в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) в русле психологической тенденции стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, В. Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.

Читайте также: