Современное искусство архитектура сообщение

Обновлено: 04.07.2024

С древних времен, когда люди научились возводить первые жилища, они исходили из функциональных особенностей постройки, необходимой прочности, строительных материалов, имеющихся в их распоряжении и эстетики. И на сегодняшний день,по взгляду на здание мы можем определить к какой эпохе оно относится и в каком стиле выполнено. Что касается современной архитектуры, то она разнообразна, не однородна и эклектична. Среди множества стилей и направлений есть те, которые являются наиболее самостоятельными. Их и рассмотрим ниже.

1. ХАЙ-ТЕК (от англ.hightechnology — высокие технологии)

Как стиль зародился в 60-х годах, основываясь на научных достижениях и идеях поп-арта: искусство как продукт общества потребления. Его теоретиками и практиками стали Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, а знаковым первым сооружением сталЦентр Помпиду в Париже (Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, 1977г.)

2. ПОСТМОДЕРНИЗМ

Постмодернизм представляет собой совокупность течений в архитектуре, которые пришли на смену модернизму. Стиль поставил для себя задачу гармонизировать архитектуру в соответствии естественной и искусственной окружающими средами. Главной составляющей постмодернизма стал упор на эстетический облик сооружений и их оригинальность.Запрет на декоративные элементы, как это было в модерне, снят.

Современные стили в архитектуре-03

3. ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

Стиль неразрывно связан с постмодерном, но принято разделять эти два направления. Он основан на постоянной изменчивости и поиску новых форм самовыражения. Основное отличие от постмодернизма – это удаленность от массового потребителя и более тесная связь с архитектурными теориями начала XX века.
На становление деконструктивизма повлиял русский конструктивизм 20-х годов ХХ века. Но его главная отличия от модерна и конструктивизма в радикальной позиции по отношению к заказчику, которая выражается в отрицании функциональности помещения. В видении деконструктивизма архитектура не решает задачи, а создает их. Ярким примером может служить музей Питера Айзенмана, в котором невозможно повесить картины. Также большим отличием от постмодерна можно считать идейность – происходит отметание старого и создание нового.
Форма зданий выбирается усложненная, ломанная, поэтому сооружения смотрятся агрессивно. Деконструктивизм позиционирует себя как архитектура для избранных.

Современные стили в архитектуре-04

4. МЕТАБОЛИЗМ

Современные стили в архитектуре-08

Зародился в конце 50-х годов ХХ в. в Японии. Кионори Кикутаке стал главным идеологом направления.Взор первопроходцев данного стиля был обращен, как и в случае с био-теком к природе. Концепция метаболизма заключается в перенесении принципов индивидуального развития живого организма в архитектуру.Мир быстро меняется, и, чтобы идти в ногу со временем, архитекторы решили этот вопрос посредством перестройки сооружения и замену его составляющих при заданных требованиях. Признаком такой архитектуры является ячеистость, модульность. А особенностью стала незавершенность и недосказанность.Таким образом здания выглядят динамичными. А незаполненные пространства заставляют акцентировать на себе внимание и весь архитектурный объект находится в диалоге с окружающим миром.

5. МИНИМАЛИЗМ


музей Гоггенхайма

Архитектура — это искусство, задачей которого является формирование окружающей человека среды, создание функциональных строений в соответствии с требованиями, продиктованными понятиями эстетики и красоты. Архитектурные сооружения должны отвечать трем основным требованиям: польза, прочность и красота. Художественные образы, воплощаемые современными архитекторами, играют большую роль в духовной жизни человека, а конструктивные, функциональные и эстетические качества произведений архитектуры тесно связаны между собой.

Каждому историческому периоду присущи определенные типы строений, которые определялись используемыми материалами и технологиями. Поэтому каждая эпоха характеризуется своим собственным стилем, на который помимо материалов и технологий большое влияние оказывали постоянно менявшиеся понятия о красоте и целесообразности.

Пожалуй, первым направлением современной архитектуры можно назвать конструктивизм, или как его чаще называют – функционализм. Приверженцы этого направления считают, что эстетическая сторона сооружения должна полностью подчиняться функциональному назначению. В связи с этим отрицается значение красоты и любых достижений прежних эпох. Функционализм ориентируется не на внутренний мир человека, его индивидуальность, а на усредненные биологические и социальные потребности.

Поэтому архитектурные сооружения этого направления отличаются предельно простыми формами, минимальной обработкой поверхности, ограниченной цветовой гаммой. Правда к плюсам функционализма следует отнести небольшие материальные затраты на возведение зданий, что позволило воплотить принцип: больше жилья за те же деньги. Большую часть архитектурных решений современных городов, с однообразными серыми, невыразительными коробками жилых домов, можно отнести именно к направлению функционализма.

Снаружи музей напоминает раскручивающуюся спираль, хотя некоторые утверждают, что он похож на распускающийся цветок. Дополняет этот эффект облицовка из листов титана. Внутри здание представляет собой лабиринт с выгнутыми стенами, большими окнами и обилием хромированных аксессуаров.

Как видим в современной архитектуре уживается множество разных стилей, направлений и школ, которые ничем не ограничивают творческое воображение архитектора, предоставляя широкие возможности для того чтобы сделать нашу жизнь ярче и выразительнее.

Мы много говорим о впечатляющих зданиях, мастерах своего дела и архитектуре в целом. В этой статье предлагаем сделать пару шагов назад, к истокам современной архитектуры, чтобы разобраться, что лежит в ее основе.

Вспоминаем историю и основные черты главных направлений архитектуры XX века: функционализма, конструктивизма, экспрессионизма, брутализма, а также метаболизма.

Функционализм, 1910–1940

История

Форма должна соответствовать функции — таков был девиз направления архитектуры, зародившегося в начале XX века в Европе. Функционализм — это мировоззрение, отождествляющее лаконичность и осознанность. Еще в I веке до нашей эры архитектор Витрувий утверждал, что архитектура — это прочность, польза и красота. Однако к IX веку случился перекос в сторону стиля. Только к концу столетия стали появляться те, кто был против излишнего украшательства, в их числе были основоположники функционализма.

Официально функционализм вступил в свои права к 1930-м годам благодаря появлению Баухауса и в частности благодаря Вальтеру Гропиусу. Здание школы в Дессау по сей день является иконой функционализма. Так же, как и Ле Корбюзье, архитектор был приверженцем унифицированного массового строительства, стремившимся восполнить нехватку жилья в послевоенное время.

Архитектурные принципы

Предпосылкой для революции в архитектуре стал прорыв в строительных технологиях, а точнее — появление железобетона. Благодаря ему архитекторы ушли от массивных кирпичных стен и упростили конструктивную схему до каркасной. Колонны заменили несущие стены и позволили внедрить ленточное остекление, тем самым осветив бо́льшую площадь пространства. Скатные крыши также подверглись метаморфозам, уступив место плоским кровлям, увеличивающим эксплуатируемую площадь.

Не углубляясь в инженерию, можно заметить, что все изменения происходили не просто так. У каждой детали есть свое обоснование, как и у ее отсутствия. Предназначение и функция составляющих диктуют глобальное преобразование внешнего облика здания. А красота, в свою очередь, заключается в честности: если бетон, то он не прикрыт, пандус становится акцентом в интерьере, окна полностью меняют облик здания. Каждый элемент самодостаточен и открыт наблюдателю.

Признаки:

Архитекторы:

  • Ле Корбюзье
  • Людвиг Мис ван дер Роэ
  • Петер Беренс
  • Вальтер Гропиус
  • Якобус Йоханнес Ауд
  • Филип Джонсон

Конструктивизм, 1920–1930

История

Советские архитекторы, взяв за основу функционализм, использовали архитектуру как инструмент политической пропаганды пролетарского аскетизма. Основой жизни нового человека, по мнению архитекторов-революционеров, должен был стать всеобщий труд на благо государства. Все отвлекающие факторы, например, бытовые заботы, перекладывались на общественную инфраструктуру. В результате стали появляться дома-коммуны, фабрики-кухни, рабочие клубы и дворцы труда.

Владимир Татлин , автор знаменитого проекта Памятника III Интернационала, был одним из родоначальников конструктивизма. Также на него большое влияние оказали и братья Веснены. Они совместно с Моисеем Гинзбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), включающее в себя всех советских перспективных архитекторов того времени.

В противовес мастерам конструктивизма, членам ОСА и ВОПРА, выступали рационалисты из ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и объединения архитекторов урбанистов (АРУ). Рационалисты выступали за влияние архитектуры на сознание человека, призывая его развиваться в сторону прогресса.

Дом Наркомфина, Моисей Гинзбург. Москва, СССР, 1928–1930 Дом культуры имени Русакова, Константин Мельников. Москва, СССР, 1929 Культурный центр ЗИЛ, братья Веснины. Москва, СССР, 1930–1937 Дом культуры имени Зуева, Илья Голосов. Москва, СССР, 1927–1929

Архитектурные принципы

В основе проектирования лежал тщательный анализ функционирования промышленных и жилых зданий. Под каждую функцию подбиралось свое объемно-планировочное решение. Динамика чистых вертикальных и горизонтальных линий диктовала внешний вид зданий.

В отличие от функционализма, течение конструктивизма обладало большим разнообразием архитектурных форм: кубы, параллелепипеды, окружности окон, обтекаемые балконы и разноступенчатые секции. Такие формы не создают хаос, а гармонично дополняют друг друга.

Признаки:

  • Масштабность
  • Монолитность
  • Секционность
  • Разнообразие геометрических форм
  • Отказ от декора

Архитекторы:

  • Моисей Гинзбург
  • Константин Мельников
  • Братья Веснины
  • Илья Голосов
  • Иван Леонидов

Экспрессионизм, 1910–1920

История

Зарождение экспрессионизма в архитектуре произошло наряду с литературой, музыкой, кино и изобразительным искусством, однако чуть позже, уже после Первой мировой войны, в 1919–1922-х годах. В связи с экономическим и политическим послевоенным положением архитектура должна была вызывать положительный эмоциональный отклик. Центром возникновения стала Германия, а ведущим архитектором — Эрих Мендельсон.

Из-за сложных экономических условий многие проекты, к сожалению, так и остались на бумаге. Идеи в основном воплощались в выставочных павильонах и сценографии театра и кино. Одним из главных примеров был Стеклянный павильон авторства Бруно Таута. В индустрии кино отличился “Метрополис” Фрица Ланга, за визуальную составляющую которого отвечал архитектор Герман Финстерлин.

Башня Эйнштейна, Эрих Мендельсон. Потсдам, Германия, 1919–1922 Здание Второго Гетеанума, Рудольф Штайнер. Дорнах, Швейцария, 1928 "Схип" ( Корабль), жилой комплекс "Эйген Хард", Мишель де Клерк. Амстердам, Нидерланды, 1921

Архитектурные принципы

В отличие от функционализма, стиля, в котором форма вытекала из функции, в экспрессионизме форма должна была соответствовать определенному психическому состоянию. Эффект воздействия на эмоции зрителя достигался за счет искажения и фрагментации традиционных форм: текучие окна, причудливые углы, изгибы. Никаких отталкивающих и пугающих деталей.

Признаки:

  • Обтекаемость и пластичность форм
  • Изгибы
  • Единство материала

Архитекторы:

  • Эрих Мендельсон
  • Рудольф Штайнер
  • Мишель де Клерк

Брутализм, 1950–1970

История

В послевоенное время людям важная была честность, и брутализм стал своего рода антибуржуазным протестом. Ко всему прочему, этот стиль обладал еще одной функцией: благодаря низким затратам на строительство и высокой скорости застройки жильем можно было обеспечить большое количество рабочих.

Под влиянием социалистических идеалов главными типами сооружений были жилые здания, библиотеки, спортивные комплексы, учебные заведения и правительственные здания. Охватив весь мир, брутализм особенно проявил себя в Великобритании и коммунистических странах Восточной Европы.

Школа, Элисон и Пит Смитсон. Ханстентон, Англия, 1949–1954 Институт биологических исследований, Луис Кан. Сан-Диего, США, 1959–1966

Архитектурные принципы

Здания с потолками двойной высоты, массивными стенами и монохромной палитрой не оставляли простора воображению. Своей массивностью они будто отстаивали свое право быть именно такими, ведь их физически сложно разрушить или переделать. Эти недружественные и даже пугающие здания делают брутализм самым спорным среди всех архитектурных стилей.

Признаки:

  • Функциональность
  • Массивность форм
  • Отсутствие декора и облицовки
  • Преобладание бетона
  • Грубые поверхности

Архитекторы:

Метаболизм, 1950–1960

История

Теория метаболизма — в первую очередь градостроительная теория, целью которой было глобальное преобразование городского пространства. Она возникла в Японии в 50-х годах, а ее стремительное развитие началось в 60-х благодаря резкому экономическому росту в стране.

К ряду основоположников относятся такие архитекторы, как Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фумихико Маки, а во главе них находился Кэндзо Танге, который руководил восстановлением Хиросимы после бомбардировок. Для Японии метаболизм стал глотком свежего воздуха, надеждой на возрождение после Второй мировой войны.

Архитектурные принципы

В основу теории метаболизма японские архитекторы заложили концепцию развития живого организма. Всё, как и в живой природе, подчиняется стадиям зарождения, развития, угасания, смерти и перерождения. В здании могут быть как постоянные, так и органически меняющиеся во времени элементы. Совершенно не удивительно, что именно Япония стала родиной метаболизма: такой подход неразрывно связан с местной культурой и ее мировоззрением.

Особенностью стиля является некая недосказанность, незавершенность с перспективой на дальнейшее развитие. Объекты нельзя рассматривать как законченные — это скорее структура, предполагающая возможность что-то добавить, изменить или убрать, отталкиваясь от требований нашего изменчивого мира.

Признаки:

Архитекторы:

  • Кисё Курокава
  • Киёнори Кикутакэ
  • Фумихико Маки
  • Кэндзо Танге
  • Арат Исодзаки

Если вам понравилась статья, то советуем вам посмотреть еще на 10 проектов архитектора Ле Корбюзье или Арата Исодзаки . А также посмотрите нашу подборку книг об архитектуре .

Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы:

Losko — неккомерческий проект без рекламы на сайте. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы цените свой и чужой труд, то можете поддержать нас финансово на Patreon .

Благодаря небольшому реферату о современной архитектуре России можно разобраться с новыми направлениями в зодчестве. Нынешний этап развития характеризуется смешением разных стилей и их многообразием. Чаще всего при строительстве используются такие материалы, как стекло, металл и бетон. Основные направления — хай-тек, модерн и минимализм, хотя у каждого города есть свои особенности архитектурного искусства.

  • Проблема периодизации
  • Новые стили
  • Современные тенденции
  • Типовая архитектура
  • Национальная специфика
  • Развитие зодчества
  • Известные специалисты

Современная архитектура россии реферат

Проблема периодизации

Историкам сложно классифицировать периоды времени. Некоторые считают, что современность начинается с XX века. Другие утверждают, что новое время настало только в XXI столетии. Но большинство исследователей отмеряют современный период развития архитектуры с того момента, когда началась стилевая парадигма.

Точкой отсчёта можно считать развитие модернизма. Это направление появилось в XX столетии, но к 80-м годам оно себя практически исчерпало. Тогда его заменили новые стили. Именно поэтому современной архитектурой называется зодчество с последней четверти XX столетия и до сегодняшнего дня.

Архитектура россии реферат

В Российской Федерации периодизация была несколько скорректирована. В становлении архитектуры особую роль сыграло развитие модернизма, а также социально-политические процессы. Современное зодчество берёт своё начало с момента распада Советского Союза.

Именно тогда началось смешение стилей и появление новых направлений в строении зданий. Об этих достижениях и стоит рассказать в небольшом докладе или сочинении на тему современной архитектуры.

Новые стили

Хотя современное общество тесно переплетено с модернизмом, появились и новые стили строения. Они позволили развить и переработать уже имеющиеся принципы. Основные направления:

Современная архитектура россии

  • неомодернизм;
  • постмодернизм;
  • регионализм;
  • деконструктивизм;
  • китч;
  • органическая архитектура.

Поздний модернизм создан для того, чтобы принципы основного направления развивались. А постмодернизм необходим для переосмысления нового времени и переработки уже имеющихся правил. Сам модернизм можно считать глобальным течением, из-за которого современная архитектура теряла свои национальные черты. А это устраивает далеко не всех зодчих.

В результате появилось еще одно направление — регионализм. В нем сочетаются современные тенденции с национальными традициями. А затем появились и другие стили: хай-тек, деконструктивизм, экоархитектура и китч. Современные зодчие могут сочетать их при строительстве разных зданий.

Современные тенденции

Из-за разнообразия стилей и направлений современную архитектуру не получится ограничить какими-то определенными рамками. В ней слишком много разнонаправленных тенденций. Хотя есть и устойчивые векторы развития:

Архитектура россии

  • функциональность;
  • гармоничность;
  • простота;
  • органичность.

Одна из самых важных тенденций развития русских городов — это их функциональность. Современные люди предпочитают жить не только в красивых, но и в удобных зданиях. Это учитывается архитекторами при создании новых объектов. Важно также гармонично сочетать здания с окружающим ландшафтом. Постройки должны быть экологичными и энергосберегающими.

Большинство современных зданий можно назвать уникальными, но все они устремлены вверх. Сегодня развито высотное строительство. При этом сооружения остаются простыми. В них сочетаются лаконичность, четкие геометрические линии и конструктивность. Такая архитектура с лёгкостью сохраняет свет и воздух, что очень важно для современного человека.

Типовая архитектура

После окончания перестройки в России начался строительный бум. Заказчики искали подходящих архитекторов, которые помогли бы им воплотить все мечты в реальность. В этот период появились странные и даже дикие градостроительные решения. До 90-х годов государство искало своё место в мировой архитектуре, пыталось примерить на себя разные тенденции. Но и до сих пор в некоторых городах возникают здания, которые не соответствуют никаким стилям и трендам.

Архитектура россии 20 века

Если говорить кратко, новые дома плохо гармонирует с уже имеющимся ландшафтом, а также не отвечают требованиям энергосбережения. Основной проблемой таких построек является отсутствие должного образования архитекторов. Из-за этого часто в Россию приглашают зарубежных зодчих. Но и они привозят проекты, разработанные для других государств, а не для РФ. А это уже нарушает национальные традиции и делает города одинаковыми.

Пока в России развивается две сферы архитектуры:

При первом варианте зодчие создают авторские проекты для конкретных заказчиков. Эти работы часто используются для презентации на конкурсах. А типовые постройки не привязаны к определенному месту, зато они позволяют соблюсти все функциональные и технические требования. Этот вид архитектуры был развит в советское время, но тогда у него совершенно не было творческого начала.

Общественное строительство в современной России преобразовалось в комплексное. Иногда у автора даже нет возможности проектировать здания, так как он занимается продумыванием всего комплекса инфраструктуры. Современные архитекторы пытаются сделать массовое жилье не только функциональным, но и привлекательным.

Национальная специфика

Русские архитекторы всегда стремились сохранить национальную специфику зданий. В 20 веке произошла глобализация, из-за которой региональное направление полностью исчезало или уходило на второй план. Зато современные тенденции снова позволяют создавать индивидуальные сооружения. Сегодня появляются запоминающиеся дома, отличающаяся интересными фасадами или формой.

Архитектура россии в сегодняшние дни

Архитекторы применяют разные решения. Они придерживаются стилей, которые относятся к мировым тенденциям. Хотя обществу не всегда нравится, когда в старых районах города появляются ультрасовременные сооружения. Примером подобного решения является Охта-центр в Санкт-Петербурге. Его создание могло нарушить историческую перспективу города, и общество восстало против его строения.

Архитекторы нашли хороший выход из подобной ситуации. Они научились сочетать в одном здании разные стили. В российских городах можно увидеть современные и исторические сооружения. Первые выполнены в стилях хай-тек, деконструктивизм, модерн или минимализм. А среди исторических встречаются здания направлений ар-деко, классицизм. Хотя эти стили давно смешаны, чистых практически не осталось. В современной российской архитектуре преобладает эклектика.

Развитие зодчества

Современная архитектура Российской Федерации развивается в двух направлениях. Одна группа зодчих равняется на запад и вдохновляется идеями европейских мастеров. А другие стараются продолжать исконно русские традиции и сохраняют национальные формы и приемы. Большинство специалистов задействованы в строении высотных зданий. Сооружения могут быть жилыми, производственными или офисными.

Всё о архитектуре россии

Многоэтажными домами сегодня уже никого не получится удивить. Раньше они воспринимались как западные небоскрёбы, которым нет места в городах России. Ведь большинство отечественных архитекторов боялись современных форм и авангардных образов. Но сегодня заказчики готовы вкладывать огромные деньги в развитие такого зодчества. Хотя далеко не все проекты удается реализовать. Пока современное российское строительство только начинает приближаться к мировым трендам. Специалисты надеются, что уже через несколько десятилетий архитектура будет соответствовать новым стандартам.

Известные специалисты

Сегодня в России есть много известных специалистов, которые часто принимают участие в различных выставках и конкурсах. Хотя обычный человек вряд ли знает их имена. Но именно архитекторы омолаживают российские города:

Кремль

  • Николай Ляшенко и Александр Цимайло;
  • Дмитрий Долгой;
  • Николай Белоусов;
  • Александр Гликман;
  • Рикардо Бофилл;
  • Заха Хадид.

Среди перечисленных зодчих известны Ляшенко и Цимайло, которые работают в собственном бюро. Они трудились над проектами частных домов для Москвы. Оба специалиста знакомы как с современными тенденциями, так и с национальными традициями. Долгой создает только авторские проекты, он занимается строительством жилых зданий. Он является известным представителем стиля ар-деко. Белоусов старается сохранить национальные традиции. Этот зодчий в основном работает с деревом. Гликман научился сочетать сразу несколько стилей. Он соединяет принципы современных тенденций с палладианской архитектурой.

На территории России работают не только отечественные зодчие, но и иностранные специалисты. Они проектируют создание офисных и жилых зданий, а также принимают участие в конкурсах. Среди них известны испанец Бофилл и дизайнер арабского происхождения Заха Хадид. Первый занимается реновацией проспекта Вернадского в Москве. Вторая застраивает Рублево-Архангельский. Эти специалисты научились разбираться в требованиях российских заказчиков, они ориентируются на само государство и его принципы.

Современная архитектура чаще всего встречается в больших и богатых городах. Для них необходимо хорошее финансирование и смелые заказчики, а также квалифицированные специалисты. Этого нет в провинции. В маленьких населенных пунктах пока преобладают типовые проекты или здания в традиционных стилях.

Читайте также: