Невербальные средства общения в художественной литературе сообщение

Обновлено: 06.05.2024

Невербальное общение – это неречевая форма, которая передает образ-ное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения. Невербальные средства так же важны, как и вербальные.

В литературе есть несколько способов создания художественного об-раза (внешность, поступки, речь, биография и др.) Но есть и невербальный способ создания образа с помощью языка жестов.

На уроках литературы мы изучали творчество А.П. Чехова и мне стало интересно, как этот способ работает именно в его произведениях.

Для этого я взяла рассказы раннего периода и позднего, прочитала и проанализировала.

Цель: выявить, какое значение имеют невербальные средства в созда-нии художественных образов в произведениях А.П. Чехова.

Гипотеза: чем старше становился писатель, тем тщательней отбирал невербальные средства в своих произведениях.

Вывод: В этом рассказе очень четко прослеживается эмоциональный характер героя. В основном, все его жесты носят сильно-эмоциональный ха-рактер. В этом случае можно говорить о выразительном движении как невер-бальной реакции на происходящее. Вся словесная информация чиновника совпадает с его жестами. Потому что так бедна событиями жизнь этого чи-новника, что крохотная заметка в скандальной хронике превращается для не-го в грандиозное событие.

Землемер чувствует, что его поведение недостойно воспитанного и благородного человека и признаётся ему в своей трусости, раскрывает обман, после чего они продолжают путь. Больше землемеру Клим опасным не кажется.

Вывод: Здесь Чехов очень эмоционально изобразил недостойное пове-дение и трусость землемера и испуг, страх у Клима.





Основные виды невербального общения Кинестика - невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений. Вокалика (паралингвистика) - голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука. Хаптика (такесика) - коммуникации посредством прикосновений. Проксемика - восприятие и использование личного или социального пространства. Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды. Артефактика - одежда, украшения и так далее.


Поза — это положение тела, которое способно принимать около 1000 устойчивых различных положений. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённую позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: например, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы, чуть наклонённая вперёд голова, насупленные брови.


Открытой считается поза, в которой ноги и руки не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.




Мимика — движение мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования психологов показывают, что при неподвижном лице теряется до 15% информации. Ведь в мимическом выражении лица 6 основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение. Основную информативную нагрузку при этом несут брови и губы.


Межличностное пространство Еще один немаловажный прием невербального общения - это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле "границы дозволенного" могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при установлении контактов: Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров. Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при неформальном общении. При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать. Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы. Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.


Особую роль в общении играет визуальный контакт. Если мы смотрим на говорящего, это помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, то есть основание полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо. А если слишком много, то это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжёт или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.



Голос Одна из составляющих невербального общения - голос. Важны не только слова, но также тон, громкость, интонация, с которыми они произносятся. Вот как можно угадать присутствие у оратора тех или иных чувств и эмоций: Волнение - низкий тон, суетливая прерывистая речь. Энтузиазм, воодушевление - высокий тон, четкая выверенная речь. Усталость - низкий тон, медленная речь с понижением интонации к концу фразы. Высокомерие - монотонная медленная речь. Неуверенность - сбивчивая речь с ошибками и паузами.



По своему назначению жесты делятся на следующие группы: 1.Механические жесты, которые вольно или невольно призваны отвлекать внимание человека. Это своеобразный аналог слов–паразитов. 2.Ритмические жесты, связанные непосредственно с ритмикой речи и призваны подчёркивать логическое ударение, замедление и ускорение речи. 3.Эмоциональные жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств. 4.Указательные жесты, которые требуются для выделения какого-то предмета из ряда других. 5.Изобразительные жесты, с помощью которых человек как бы изображает предмет, наглядно показывает его.




Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения. Под термином поведение персонажа понимается воплощение его внутренней жизни в совокупности внешних черт: в жестах, мимике, манере говорить, интонации, в положениях тела (позах), а также —в одежде и прическе (в этом ряду — и косметика). Формы поведения могут иметь знаковый характер. Однако формы поведения литературного персонажа следует отличать от единичных компонентов его наружности, речевого и жестово-мимического действования (портретные описания, описания костюма).






Особо стоит выделить роль жеста в драматических произведениях Развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Невербальное поведение персонажей выступает как один из основных способов характеристики персонажа, так и как форма присутствия автора в тексте/на сцене. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпи­зодична. Таковы список действующих лиц, иногда сопровождаемый их краткими характеристиками, обозначение времени и места действия, описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет лишь побоч­ный текст драматического произведения. Основной же его текст — это чередование высказываний персонажей, их реплик и монологов.












Удалось выяснить, что невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста. В ходе исследования подтвердили, что невербальная коммуникация играет значимую роль в общении, как человека с человеком, так и человека с животными. На первом плане в произведениях всегда стоят вербальные коммуникации, однако сухие диалоги без добавления в них жестов или интонаций были бы нам непонятны. Михаил Зощенко был сатириком, поэтому в своих рассказах хотел именно показать, высмеять какую-то определённую деталь характера героя, взаимоотношение между людьми. Чтобы подчеркнуть это, он использовал слова-сигналы, однако, чтобы характер данных сигналов стал понятен читателям, он добавлял элементы невербальной коммуникации. Отсюда можно сделать вывод, что именно невербальная коммуникация очень важна для сатирических рассказов Михаила Зощенко, потому что именно эти мелкие делали помогают нам определить именно ту проблему, которую пытается нам показать автор. С помощью невербальных описаний мы можем лучше понять и проанализировать героя. Заключение

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глава 1.Невербальная коммуникация 4

§1 Изучение невербального общения 4

§2 Краткая характеристика основных компонентов невербального общения 5

Глава 2. Анализ невербальной коммуникации на примере текстов Михаила Зощенко. 7

В современном мире, чтобы понять человека, достаточно посмотреть на то, как человек жестикулирует, двигается, делает определённые интонации в своей речи. Ведь, по мнению психологов, до 60% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств. Рассматривая данное высказывание необходимо принять во внимание особенности используемых в разговоре жестов, мимики, так как именно эти элементы невербального общения становятся часто причиной непонимания в процессе коммуникации. Многие литературные произведения до сих пор многим читателям не понятны в полной мере именно по причине непонимания поступков некоторых героев. Однако при глубоком анализе как вербальной коммуникации, так и невербальной, указанные герои стали бы более понятны читателям. Этим и обусловлена достаточная актуальность выбранной мною темы.

Цель моего исследования — проанализировать природу невербальной коммуникации и выделить роль невербальной коммуникации в системе общения героев произведений М.Зощенко.

Задачи, необходимые для достижения указанной цели:

определить сущность понятия невербальной коммуникации и выделить средства невербальной коммуникации;

определить основные функции невербальной коммуникации;

обозначить роль невербальной коммуникации в процессе речевого общения героев в произведениях Михаила Зощенко;

Гипотеза: анализ невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста.

теоретический анализ и обобщение научной литературы,

изучение и анализ художественной литературы,

фиксация отдельных поведенческих проявлений,

выделение необходимых компонентов и обобщение материала.

Вторая глава посвящена анализу подобранных литературных текстов по рассказам Михаила Зощенко с точки зрения использованных автором компонентов невербальной коммуникации в диалогах его литературных героев. В ходе анализа необходимо рассмотреть роль невербальной коммуникации во взаимопонимании людей, в выражении собственных эмоций.

Глава 1.Невербальная коммуникация §1 Изучение невербального общения

Невербальное общение — это коммуникация без использования слов. Это наиболее древняя форма общения. Ещё наши предки успешно общались между собой, используя жесты, наклоны тела, мимику, особый взгляд. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. К проблеме невербального общения в разные времена обращались психологи, философы, лингвисты, искусствоведы и даже артисты.

Например, в произведениях М.Зощенко используется мимика человека:

«Я посмотрел на супругу Митрофана Семёныча. А та улыбнулась этак криво и говорит:

Ах да, говорит, мы теперь, знаете ли, на кухне бросили стряпать. Без плиты обходимся. В столовую ходим.

Р.Бердвистел считает, что только 35% информации передаётся при помощи слов, остальная часть приходится не невербальную экспрессию. Учёный Мейерабиан и профессор Бердвил провели аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей и обнаружили, что более 65% информации передаётся при помощи невербальных средств.

Дж.Фаст, Дж. Неренберг, А.Пиз раскрыли закономерности влияния невербальных способов общения на установление контакта и взаимопонимания между партнёрами.

§2 Краткая характеристика основных компонентов невербального общения

Все элементы невербального общения: мимика, походка, жесты, поза, тактильные средства, акустические (не связанные с речью, например, тембр голоса, интонация) средства, зоны общения, запахи, кожные реакции и многие другие - выполняют функцию дополнения и замещения речи, создают психологический контакт между партнёрами, пeредают эмоциональное состояние партнёров по общению, отражают истолкование ситуации.

Поза — это положение тела, которое способно принимать около 1000 устойчивых различных положений. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённую позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: например, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы, чуть наклонённая вперёд голова, насупленные брови.

Открытой считается поза, в которой ноги и руки не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Мимика — движение мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования психологов показывают, что при неподвижном лице теряется до 15% информации. Ведь в мимическом выражении лица 6 основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение. Основную информативную нагрузку при этом несут брови.

Особую роль в общении играет визуальный контакт. Если мы смотрим на говорящего, это помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, то есть основание полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо. А если слишком много, то это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжёт или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

По своему назначению жесты делятся на следующие группы:

1.Механические жесты, которые вольно или невольно призваны отвлекать внимание человека. Это своеобразный аналог слов–паразитов.

2.Ритмические жесты, связанные непосредственно с ритмикой речи и призваны подчёркивать логическое ударение, замедление и ускорение речи.

3.Эмоциональные жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств.

4.Указательные жесты, которые требуются для выделения какого-то предмета из ряда других.

5.Изобразительные жесты, с помощью которых человек как бы изображает предмет, наглядно показывает его.

Глава 2. Анализ невербальной коммуникации на примере текстов Михаила Зощенко.

С помощью невербальных коммуникаций мы можем определить точность действий и фраз. Без добавления невербальных коммуникаций в произведения смысл сделанных действий или смысл сказанных слов мог бы кардинально поменяться. Рассмотрим уже указанный в первой главе пример:

«Я посмотрел на супругу Митрофана Семёныча. А та улыбнулась этак криво и говорит:

Из этого следует, что функцией невербальных коммуникаций является уточнение и пояснение речи. Точность фраз поможет нам разобраться в ситуации полностью. Невербальная коммуникация нужна нам для того, чтобы понять реакцию человека на заданный вопрос или сделанное действие:

Также можно представить еще один пример:

«- Чего, — спрашиваю, — возитесь, хозяюшка? А она рукой машет.

Если бы не жест (эмоциональный жест — взмах руки), который показала хозяйка, нам бы не была понятна реакция на заданный вопрос. Махнув рукой, она показала, что расстроена и не хочет отвечать на вопрос, как будто отмахивается от него. То есть невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, т. е. фактически заменять текст[3].

Также с помощью невербальных коммуникаций можно понять, как человек относится к другому человеку. Рассмотрим на примере:

«Когда шаги грабителя стали совершенно неслышны, Вася Чесноков заёрзалвдруг ногами по снегу и закричал тонким, пронзительным голосом:

Своим действием Вася Чесноков показал, как он действительно относился к Машеньке, что не совпадало с его словами. Убежав он показал, что ему уже все равно, что дальше случится с Машенькой. Он эгоист. Ему было главное, чтобы люди узнали о его проблеме, а ему нужно, как можно быстрее, от нее убежать[2].

«Давеча на улице какой-то молодой парнишка бутылку разбил.

Своими действиями молодой человек показал, что он не уважает окружающих его людей. Что ему будет все равно если кто-то наступит и поранится этой бутылкой.

С помощью действий или жестов можно понять, как человек относится к другому, но также об этом нам подскажет интонация произнесенной фразы. Узнать заинтересован ли человек в беседе или ему наоборот скучно разговаривать.

«- Больна я, — сказала Анисья. — То есть вся насквозь больная. Каждая косточка ноет и трясётся. Сердце гниёт заживо.

С помощью интонации, мимики и жестам, можно узнать в каком настроении находится собеседник или какие эмоции он испытывает [1]:

С помощью интонаций героя, а именно передразнивания, мы понимаем, что хозяин дома раздражён, он не понимает, почему его жена так реагирует и из-за этого направляет свое раздражение в ее адрес.

«Приезжий москвич, еле ворочая языком, говорит администрации:

В данной ситуации его действия, еле ворочил языком, можно объяснить тем что москвич был напуган и ему было страшно. Из-за этого его речь была несвойственна герою.

«Молодая, интересная собой кондукторша ядовито говорит пассажиру:

Как видите невербальные коммуникации скрываются за каждым нашим действием и словом, будь она выражена мимикой лица или интонацией произношения.

В указанном далее примере можно поначалу не заметить невербальную коммуникацию, однако она присутствует и выражена тоном, интонацией, мимикой и избеганием визуального контакта:

Коммуникация изначально делятся на вербальную и невербальную, а вот уже невербальная в свою очередь может делиться на коммуникации как человека с человеком, так и человека с животным, что подтвердил нам следующий пример:

«Он сидел на передке, свесив вниз ноги, и непре­станно цокал на лошадь языком.

Удалось выяснить, что невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста. В ходе исследования подтвердили, что невербальная коммуникация играет значимую роль в общении, как человека с человеком, так и человека с животными. На первом плане в произведениях всегда стоят вербальные коммуникации, однако сухие диалоги без добавления в них жестов или интонаций были бы нам непонятны.

Михаил Зощенко был сатириком, поэтому в своих рассказах хотел именно показать, высмеять какую-то определённую деталь характера героя, взаимоотношение между людьми. Чтобы подчеркнуть это, он использовал слова-сигналы, однако, чтобы характер данных сигналов стал понятен читателям, он добавлял элементы невербальной коммуникации. Отсюда можно сделать вывод, что именно невербальная коммуникация очень важна для сатирических рассказов Михаила Зощенко, потому что именно эти мелкие делали помогают нам определить именно ту проблему, которую пытается нам показать автор. С помощью невербальных описаний мы можем лучше понять и проанализировать героя.

Можно сказать, что М.Зощенко создал свой художественный стиль. Самый рассвет таланта Зощенко был в двадцатых годах двадцатого века. Автор описал о самых не подходящих на это место вещах, таких как пьянство, о бытовых делах, о людях которые терпят одни неудачи в своей жизни. Он не мог бы описать все те вещи, так что бы передать правильную мысль читателю, одними словами, не использовав различные интонации, жесты и мимику героев.

В дальнейших исследованиях я бы хотела изучить произведения Ф.М.Достоевского и выявить роль невербальных коммуникаций в его психологических романах. Результаты моего исследования поспособствуют читателю лучше понимать текст произведений.

Невербальное поведение персонажей как элемент экспрессивности в детской художественной литературе.

ВложениеРазмер
Невербальное поведение персонажей как элемент экспрессивности в детской художественной литературе. 21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальное поведение персонажей как элемент экспрессивности в детской художественной литературе.

В художественном тексте невербальные средства играют достаточно важную роль как создатели образной панорамы происходящего. По этому, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо научить различать в литературных произведениях невербальные средства поведения героев. Ведь именно благодаря определенным выразительным жестам, гримасам или действиям, в представлении читателя рисуется яркая, запоминающаяся картина поведения персонажей в процессе коммуникативного акта. Подобная выпуклость изображения характерна для художественных текстов произведений для детей, поскольку одной из задач авторов, является сделать повествование доступным, привлекательным и занимательным для чтения детьми младшего школьного возраста.

Экспрессивность, как правило, выступает в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию речи. Она свойственна всем уровням речи: фонетическому, морфологическому, лексическому и синтаксическому. Все экспрессивные средства указанных уровней обладают достаточно четко выраженной положительной или отрицательной коннотацией. Параллельно с языковыми экспрессивными средствами в коммуникативных актах часто используются многочисленные невербальные: различные телодвижения, действия, жесты, мимика, взгляды, звуковые сигналы и др. Все они, как правило, связаны с выражением эмоций человека.

Традиционно различают три вида паралингвистических средств оформления речи: фонационные, кинетические и графические, в тексте повести встречаются только два первых. Из фонационных характеристик в изложении используются различные особенности и способы воспроизведения звуков, виды заполнения пауз в процессе общения, громкость речи персонажей, а из кинетических — жесты, мимика, движения корпусом и др.

Таким образом, невербальное общение в тексте художественного произведения, как правило, сопровождает вербальные ситуации, придавая им более эмоциональный и выразительный характер. Невербальные компоненты, вклиниваясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным, а следовательно, экспрессивным.

Читайте также: