Советские фильмы 1960 1970 годов сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Советский кинематограф в 60-е годы (1960-1972) ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Формы и стилистические особенности основных жанров в кино в 60 — начале 70-х гг
  • Глава 2. Кинодрамы, фильмы о Великой Отечественной войне
  • Глава 3. Советские кинокомедии 60-х — начала 70-х. гг
  • Глава 4. Экранизация художественных произведений, детское кино, кино о городе и деревне
  • Заключение
  • Список литературы
  • Список источников

Дело в том, что именно это временное положение советской культуры и, прежде всего, советского кинематографа как наиболее затратной её сферы, позволило достичь ей невиданных высот.

В теории экранного искусства, в разработке принципов информации и пропаганды нет, пожалуй, более сложной, запутанной и до настоящего времени не решенной проблемы, чем проблема жанровой классификации документальных форм кинематографа и телевидения.

Заключение

В ходе исследования ситуации в кино 60 — начала 70-х гг. мы пришли к выводу, что в 60-е годы советская культура оказалась в уникальном положении, когда прямое тотальный контроль над художником был колоссально ослаблен, и он смог творить то, что хочет и как хочет.

Решая поставленные задачи, мы обозначили и проанализировали основные тенденции развития основных жанров киноискусства этого периода. Определили, что круг вопросов, охваченных кинематографом шестидесятых, был принципиально важен для дальнейшего совершенствования кино, для укрепления его роли в обществе.

В ходе исследования было отображено своеобразие кинодрам данного периода, глубокая связь сюжетов фильмов с исторически сложившимися традициями.

В самых значительных фильмах 1960;х — начала 1970;х гг. художники стремились не просто отразить те или иные жизненные явления как готовый результат, но и осмыслить сам процесс развития, его противоречия и сложности. Авторы говорили о том, что менялся и способ воплощения положительного героя на экране — он обретал все большую узнаваемость и, что особенно важно, изображался не в качестве дидактического примера, а как реальная личность во всей ее психологической сложности.

Кино, органически соединяя возможность услышать и увидеть с возможностью прокомментировать про исходящее, вызывало чувство сопереживания происходящего, побуждая определенные чувства: удовлетворенности положительным или негодования по поводу чуждых советскому образу жизни явлений и, таким образом, активизировало жизненную позицию личности. Так, пропаганде в кино отводилась важная роль. Кино широко использовалось, как средство воспитания путем показа художественных и документальных фильмов на тему морали и права.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что возможности кино как средства передачи информации нравственного, правового, воспитательного характера использовалось в советское время достаточно эффективно.

1. Баранов О. А. Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Учебное пособие. Тверь: Тверской государственный университет. 2005. — 184 с.

2. Баранов О. А. Киноклуб в Калинине. М.: Просвещение. 1967. — 112 с.

3. Божович В. Образ человека в фильмах Андрея Тарковского//Человек. 1990. № 2.

4. Занусси К. Вспоминая Андрея Тарковского. Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство. 1991.

5. Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М.: Искусство. 1986.

6. Ковалов О. Новейшая история отечественного кино. 1986;2000

Кино и контекст. Т. VI. СПб.: Сеанс 2004. [Электронный ресурс] - URL ;

7. Мачерет А. Художественные течения в советском кино. — М.: Искусство, 1963. — 335 с.

8. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М.: 2004. — 423 с.

9. Тимофеев Л. И. Основы теории лтературы. Учебное пособие для университетов и педагогических институтов. М.: Учпедгиз. 1959. — 448 с.

10. Шергова К. А. Эволюция жанров в документальном телевизионном кино. Диссертаци на уч. ст. кандидат искусствоведения. М. 2010. — 191 с.

11. Шкловский В. О. О теории прозы. — М.: Изд-во Федерация. 1962. — 265 с.

12. Экранизация истории: политика и поэтика. Москва: Материк. 2003. -

13. Азбука кино / М. Е. Зак . — М.: Союз кинематографистов России, 1990.

14. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] - URL ;

15. Глебкина Н. В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950;1960;х гг. Диссертация на уч. ст. кандидат культурологии. М. 2010. — 231 с.

16. Деметрадзе И. Л. Авторская мифология Андрея Тарковского. — [Электронный ресурс] - URL ;

07.2006. [Электронный ресурс] - URL ;

18. Малер А. Татьяне Лиозновой 85 лет.//Русский журнал. 28.

07.2009. — [Электронный ресурс] - URL ;

19. Огнев К. К. Реалии истории в зеркале экрана (Основные типологические модели). М.:РОФ. 2003. 17,9 п.л.

20. Постановление Президиума, Секретариата ЦК КПСС, Совета Министров СССР и др. материалы об образовании Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при СМ СССР и преобразованию его в Госкомитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР, об утверждении его Положения, штатов и структуры.

21. Постановление Президиума ЦК КПСС «О литературно-художественной критике.

22. Постановление Президиума ЦК КПСС о мерах по улучшению руководства развитием художественной кинематографии и повышению материальной заинтересованности работников кино и киностудий, производстве и выпуске научно-популярных, хроникально-документальных фильмов.

23. Советская культура и современная Россия. Культурология. [Электронный ресурс] - URL ;

Советская культура и современная Россия. Культурология. [Электронный ресурс] - URL ;

Мачерет А. Художественные течения в советском кино. — М.: Искусство, 1963.

Баранов О. А. Киноклуб в Калинине. М.: Просвещение. 1967. — 112 с.

Баранов О. А, Пензин С. Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Учебное пособие. Тверь: Тверской государственный университет. 2005. — С. 7.

Тимофеев Л. И. Основы теории лтературы. Учебное пособие для университетов и педагогических институтов. М.: Учпедгиз. 1959.

Постановление Президиума, Секретариата ЦК КПСС, Совета Министров СССР и др. материалы об образовании Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при СМ СССР и преобразованию его в Госкомитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР, об утверждении его Положения, штатов и структуры.

Постановление Президиума ЦК КПСС «О литературно-художественной критике.

Постановление Президиума ЦК КПСС о мерах по улучшению руководства развитием художественной кинематографии и повышению материальной заинтересованности работников кино и киностудий, производстве и выпуске научно-популярных, хроникально-документальных фильмов.

Азбука кино / М. Е. Зак . — М.: Союз кинематографистов России, 1990.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] - URL ;

Экранизация истории: политика и поэтика. Москва: Материк. 2003. — 142 с.

Огнев К. К. Реалии истории в зеркале экрана (Основные типологические модели). М.:РОФ. 2003. 17,9 п.л.

Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М.: 2004. — С. 4.

Шкловский В.О. О теории прозы. — М.: Изд-во Федерация. 1962. — С. 17.

Тынянов Ю. В. Поэтика . История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 325.

Прожико Г. С. Жанры в советском документальном кино 60−70-х годов. М.: ВГИК, 1980. — С. 9.

Прожико Г. С. Жанры в советском документальном кино 60−70-х годов. М.: ВГИК, 1980. — С. 28.

Золотоносов М. Шестидесятники//Андрей Тарковский//Неприкаянный № 7583.//Дело. 03.

07.2006. [Электронный ресурс] - URL ;

Божович В. Образ человека в фильмах Андрея Тарковского//Человек. 1990. № 2. — С. 257.

Занусси К. Вспоминая Андрея Тарковского. Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство. 1991. — С. 183.

Шергова К. А. Эволюция жанров в документальном телевизионном кино. Диссертаци на уч. ст. кандидат искусствоведения. М. 2010. — С. 14. — 191 с.

Ковалов О. новейшая история отечественного кино. 1986;2000

Кино и контекст. Т. VI. СПб.: Сеанс 2004. [Электронный ресурс] - URL ;

Малер А. Татьяне лиозновой 85 лет.//Русский журнал. 28.

07.2009. — [Электронный ресурс] - URL ;

Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М.: Искусство. 1986. — С. 301.

Глебкина Н. В. Репрезентация повседневности в советском кинематографе конца 1950;1960;х гг. Диссертация на уч. ст. кандидат культурологии. М. 2010. — С. 23. — 231 с.

Андрей Рублев Андрея Тарковского

В поэтическом кино (ещё его называли живописным) преобладали специфическая стилистика, особая структура образа, символическая и метафорическая речь, а в прозе господствовала твёрдая опора на материал, документальность, внимание к характеру, психологизм.

Жертвоприношение Андрея Тарковского

Покаяние Тенгиза Абуладзе

А зори здесь тихие Станислава Ростоцкого

Свой среди чужих, чужой среди своих Никиты Михалкова

Раба любви Никиты Михалкова

В юности, перед тем как окончить актёрский факультет Харьковского театрального института, Леонид Быков (1928 - 1979) учился лётному делу и параллельно осваивал профессию автоинструктор. Поставленный им по воспоминаниям военных лётчиков фильм "В бой идут одни старики" (сам Быков сыграл в нём роль командира истребительной эскадрильи) стал данью памяти всем, кто не вернулся из боевых вылетов.

Калина красная Василия Шукшина

Едва начав снимать самостоятельно, Леонид Гайдай (1923 - 1993) сразу же проявил блестящий талант комедиографа. Вышедшая в 1961 году короткометражка "Пёс Барбос и необычный кросс" в считанные недели завоевала популярность. Такой же была судьба и большинства последующих фильмов этого режиссёра: "Самогонщики", "Деловые люди", "Бриллиантовая рука" (1968), "Иван Васильевич меняет профессию" и другие.


Фильмы

Советский кинематограф — это яркое и самобытное явление в истории мировой культуры. За 70 лет существования Советского Союза были созданы сотни кинолент, ставших культовыми у себя на родине и признанных шедеврами во всем мире. Эти фильмы формировали сознание и мировосприятие миллионов людей, становясь неотъемлемой частью их жизни. Не одно поколение выросло на классических советских кинолентах. Их любят, смотрят, цитируют и по сей день.

Кинематограф в 20-30 годы

История кино в СССР официально начинается в 1919 году, тогда появляются первые отечественные черно-белые немые киноленты, поначалу в основном документального характера.

Советская власть сполна оценила всю силу этого вида искусства и влияние, которое оно может оказать на общественность, поэтому кинематограф сразу же стал орудием пропаганды и агитации.

В.И.Ленин не раз отмечал важность этого вида искусства для идеологической борьбы, поэтому в 20-е годы активно выпускаются фильмы, проникнутые коммунистическими и революционными идеями. В этот период в союзных республиках активно создавались национальные киностудии

Большую популярность получила кинолента “Броненосец Потемкин” , снятая в 1925 году. Фильм имел успех не только на родине, но и завоевал признание во всем мире.

В 30х годах началась эра полноценного звукового кино. Первым озвученным фильмом в СССР стала лента “Путёвка в жизнь” , вышедшая в 1931 году. В этот период становится популярным жанр комедии, и появляются такие шедевры, как “Веселые ребята”, “Богатая невеста”, “Трактористы”, “Цирк”, “Волга-Волга” . В комедийных кинолентах блистали такие актеры, как Владимир Зельдин, Любовь Орлова, Леонид Утесов.

Обращались режиссеры и к исторической тематике, что нашло отражение в картинах “Пётр Первый”, “Александр Невский”, “Минин и Пожарский”.

Советские фильмы в 40-50 годы

В годы Великой Отечественной войны основной задачей кинематографа стало поднятие боевого духа солдат, демонстрация силы отечественной армии, показ борьбы с фашистским захватчиками. Появились такие знаменитые ленты, как “Жди меня”, “Два бойца”, “Она защищает Родину” и многие другие. В них на первом месте стояло описание подвигов советских бойцов: самопожертвование в бою, партизанская борьба, героическая оборона городов. Благодаря этим фильмам известность получили такие актеры, как Марк Бернес и Валентина Серова.

Как развивался советский кинематограф

Актриса Валентина Серова со своим мужем

Один из сотрудников советского Агентства по защите государственных секретов в средствах массовой информации. Кинокритик и общественный деятель.

К теме войны кинематограф неоднократно возвращался и после победы. Подвиги солдат и тружеников тыла восхваляются в кинолентах “Повесть о настоящем человеке”, “Подвиг разведчика”, “Молодая гвардия”, “Баллада о солдате”, “Летят журавли” и других.

Конец 40х — начало 50х было для кинематографа непростым временем, так как страна только восстанавливалась после войны. Однако, в этот период также создавались достойные и запоминающиеся картины, основной темой которых была жизнь простых рабочих людей: “Большая семья”, “Высота”, “Дорогой мой человек”, “Весна на Заречной улице”, “Солдат Иван Бровкин” .

В 1956 году был снят один из ярчайших советских фильмов, без которого не обходится ни один новогодний эфир — “Карнавальная ночь” , ставший дебютным для Людмилы Гурченко.

Кино в СССР в 60-80х годах

В этот период начинается настоящий расцвет кинематографа в СССР. Свои шедевры создают такие именитые режиссеры, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия. В историю вошли ленты “Бриллиантовая рука”, “Королева бензоколонки”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”, “Девчата”, “Операция Ы и другие приключения Шурика”, “Кавказская пленница”, “Москва слезам не верит”.

Как развивался советский кинематограф

Памятник Балбесу, Трусу и Бывалому — самым популярным персонажам советского кино в 80-е годы

Кроме оригинальных сценариев, режиссеры часто прибегали к экранизации литературных произведений. Сняты были “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Братья Карамазовы”, “Преступление и наказание”.

Главные герои советских фильмов того времени — это по-прежнему простые люди различных профессий: врачи, учителя, рабочие фабрик и заводов, работники сельского хозяйства.

В 70х-80х годах популярными становятся картины Никиты Михалкова: “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Вокзал для двоих”, “Жестокий романс” , и Василия Шукшина: “Печки-лавочки”, “Калина Красная” . Международное признание заслужил “Солярис” Андрея Тарковского”.

Во второй половине 80х годов советский кинематограф начинает меняться, в нем находят отражение реалии так называемой “перестройки”, поднимаются темы, бывшие запретными раньше. В этот период были сняты картины “Маленькая Вера” и “Интердевочка” . Фильм Эльдара Рязанова “Небеса обетованные” , вышедший на экраны в 1991 году, завершил историю советского кинематографа.

Самые интересные фильмы за все время СССР

Многие фильмы, снятые в эпоху СССР, стали культовыми. Они бессчетное количество раз пересматривались и продолжают пересматриваться представителями старшего поколения, но также будут интересны для молодежи и никогда не потеряют своей актуальности.

Как развивался советский кинематограф

Мемориальная доска Леониду Гайдаю — автору и режиссеру многих советских фильмов

“Иван Васильевич меняет профессию”

Комедия режиссера Леонида Гайдая, снятая в 1973 году. Главный герой картины — изобретатель Александр Тимофеев создает машину времени. В результате ее запуска царь Иван Грозный попадает в квартиру Шурика, а двое героев из современного мира не по своей воле оказываются в царской России.

“Операция Ы и другие приключения Шурика”

Еще один культовый фильм Леонида Гайдая. Картина состоит из трех частей с самостоятельными сюжетами, в каждой из которых Шурик попадает в какую-либо затруднительную. но вместе с тем и комическую ситуацию. В фильме присутствует троица антагонистов: Трус, Балбес и Бывалый, которых можно увидеть и в других советских кинолентах.

“Бриллиантовая рука”

Обожаемая многими поколениями комедия с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Простоватый и честный Семён Горбунков случайно оказывается замешан в преступной схеме контрабандистов и вынужден участвовать в операции по поимке злодеев.

“В бой идут одни “старики”

Фильм режиссера Леонида Быкова о жизни летчиков в годы Великой Отечественной войны. Кинолента получила множество наград и стала одним из самых известных советских фильмов о войне.

“Джентльмены удачи”

Стал лидером кинопроката в год выхода на экраны. По сюжету ленты заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова оказывается как две капли воды похожим на преступника по кличке Доцент. Это сходство сотрудники милиции используют, чтобы выяснить у соучастников Доцента местонахождение украденных им ценностей.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Советский кинематограф в 1960-е – начале 1980-х годов. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, "лакировочные" фильмы. Это объясняется, с одной стороны, неверной художественной политикой руководства кинематографии тех лет, стремившегося за счёт сокращения количества создаваемых фильмов выпускать эффектные кинобоевики, а с другой, - получившей тогда известное распространение теорией "бесконфликтности". Однако эти отрицательные тенденции не могли остановить поступательного движения киноискусства. В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный - 2-серийный фильм "Молодая гвардия" о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. В этом фильме снималась группа молодых актёров - Н. Мордюкова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, В. Тихонов, Е. Моргунов, К. Лучко, В. Авдюшко. В постановке ф. также участвовали режиссеры-практиканты ВГИКа: Е. Бегалин, Ю. Егоров, Г. Победоносцев и др. В послевоенные годы на экранах нередко появлялись помпезные, схематичные, "лакировочные" фильмы. Это объясняется, с одной стороны, неверной художественной политикой руководства кинематографии тех лет, стремившегося за счёт сокращения количества создаваемых фильмов выпускать эффектные кинобоевики, а с другой, - получившей тогда известное распространение теорией "бесконфликтности". Однако эти отрицательные тенденции не могли остановить поступательного движения киноискусства. В лучших фильмах послевоенных лет продолжали плодотворно развиваться традиции социалистического реализма. Наиболее значительный - 2-серийный фильм "Молодая гвардия" о героях Краснодона, поставленный режиссёром Герасимовым. В этом фильме снималась группа молодых актёров - Н. Мордюкова, С. Бондарчук, Л. Шагалова, В. Тихонов, Е. Моргунов, К. Лучко, В. Авдюшко. В постановке ф. также участвовали режиссеры-практиканты ВГИКа: Е. Бегалин, Ю. Егоров, Г. Победоносцев и др.

Эльдар Александрович Рязанов (1927) В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, защитившись документальной лентой "Они учатся в Москве". Молодой режиссёр получили диплом с отличием. На протяжении пяти лет работал в документальном кино. В 1955 году лента "Остров Сахалин", в создании которой принимал самое активное участие молодой режиссер, получила приз знаменитого Каннского фестиваля. В 1955 году стал режиссёром киностудии "Мосфильм". Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал "путевку в жизнь" многим молодым актерам, по-новому открыл актеров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как писатель, и как драматург. Был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес.

Детское кино Важное место в решении задач коммунистического воспитания занимает детское кино. Советская кинематография для детей и юношества прошла длительный путь развития, накопила большой опыт, богатые традиции. В нашей стране впервые в мире была создана самостоятельная отрасль киноискусства, которая внесла серьезный вклад в дело коммунистического воспитания подрастающих поколений. У истоков ее стояли И. К. Крупская и А. В. Луначарский. Художественный уровень фильмов формировался при прямом участии писателей А. Гайдара, Л. Кассиля, С. Маршака, многих и многих талантливых кинорежиссеров, артистов, операторов.

Читайте также: