Сообщение управление в сфере образования

Обновлено: 15.05.2024

Управление системой образования РФ представляет собой:

деятельность различных субъектов, направленную на организацию,

максимально эффективное использование и

контроль системы образования с целью реализации права граждан на образование.

законность – обеспечение строгого, точного и неукоснительного соблюдения законодательства, регламентирующего систему образования;

Управление системой образования РФ включает в себя:

формирование системы взаимодействующих органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, информационное и методическое обеспечение их деятельности;

осуществление стратегического планирования развития системы образования, принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

проведение мониторинга в системе образования;

государственную регламентацию образовательной деятельности;

независимую оценку качества образования, общественную и общественно профессиональную аккредитацию;

подготовку и повышение квалификации работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Управление системой образования РФ осуществляется системой органов власти трех уровней:

регионального уровня (уровня субъектов РФ) и

муниципального уровня (уровня местного самоуправления).

Каждый из уровней власти имеет закрепленный законодательством набор полномочий по управлению системой образования, которые отличаются в зависимости от вида и уровня образования, наличия тех или иных особенностей осуществления образовательной деятельности.

Управление системой образования РФ осуществляется:

посредством стратегического планирования развития системы образования,

принятия и реализации государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования.

Управление системой образования РФ строится:

  • на программно-целевом методе, предусматривающим увязывания стратегических целей развития системы образования с совокупностью имеющихся ресурсов, прежде всего, бюджетных средств.

Основным инструментом программно-целевого управления системой образования РФ служат:

  • государственные программы,
  • федеральные и
  • региональные программы.

Общими целями данной государственной программы развития образования являются:

обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики,

повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497;

на уровне субъектов РФ разрабатываются и реализуются региональные программы развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов РФ.

Как уже отмечалось, важнейшим принципом управления системой образования является открытость и доступность информации о системе образования, которая включает в себя:

данные официального статистического учета, касающиеся системы образования,

данные мониторинга системы образования и

иные данные, получаемые при осуществлении своих функций органами власти, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

В связи с этим, осуществление управления системой образования невозможно:

без проведения специального мониторинга, представляющего собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов,

условиями осуществления образовательной деятельности,

учебными и внеучебными достижениями обучающихся,

профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Мониторинг системы образования осуществляется:

всеми уровнями органов власти в соответствии со своими полномочиями;

Государственная регламентация образовательной деятельности

Важнейшим элементом управления системой образования выступает государственная регламентация образовательной деятельности:

направленная на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и

процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

лицензирование образовательной деятельности;

государственную аккредитацию образовательной деятельности;

государственный контроль (надзор) в сфере образования.

И наконец, управление системой образования носит государственно-общественный характер:

при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности;

государственно-общественный характер управления наиболее ярко проявляется в наличии процедур независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательной деятельности.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса.

Содержание

8
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНИЕ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………

11
ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа состоит из 1 файл

реферат_Управление системой образования в РФ.docx

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………. 3
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………… …. 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием. И в Российской Федерации это прерогатива Министерства Образования.

До недавнего времени считалось, что в Советском Союзе школьники и студенты получают образование качественнее и по уровню намного выше стандартов многих европейских стран. Многочисленные тесты и сравнительные анализы знаний и умений выпускников учебных заведений России и других стран показывали, что в сфере общего образования наши выпускники превосходят своих ровесников за рубежом, однако когда дело доходило до узкой специализации, тут то и оказывалось, что необходимые навыки работы по специальности выпускник получает только на новом месте работы, что вуз не в состоянии обучить тому, что действительно пригодится будущему работнику в сфере производства, управления или услуг.

Виной ли тому недостаточная оснащенность Вузов современными средствами обучения, малое финансирование или устоявшаяся схоластическая система подачи знаний?

Существует мнение, что учебное заведение, развивающееся автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития, что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования, функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихся более реально и может непосредственно направляться на нужды конкретной отдельной образовательной единицы. Государственные органы управления образования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателей образовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или же следует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когда все стандарты (ориентированные на потребности страны и личности) устанавливаются государством?

Возможно, что именно органы управления образованием способны ответить на эти и другие вопросы. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам. Отсюда и проблематика данной курсовой работы: кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросы контролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образования особенности региональной политики.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:

1. Преемственные образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

    • общеобразовательные (основные и дополнительные);
    • профессиональные (основные и дополнительные).

    К основным общеобразовательным относятся программы:

      • дошкольного образования;
      • начального общего образования;
      • основного общего образования;
      • среднего (полного) общего образования.

      К основным профессиональным относятся программы:

        • начального профессионального образования;
        • среднего профессионального образования;
        • высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
        • послевузовского профессионального образования.

        С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

          • в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
          • в форме семейного образования;
          • самообразования;
          • экстерната.

          Допускается сочетание различных форм получения образования.

          Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. постановления Правительства Российской Федерации по начальному , среднему и высш ему профессиональному образованию).

          Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения.

          2. Cеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих образовательные программы различных уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

          Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

          Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

          Образовательное учреждение является юридическим лицом.

          К образовательным относятся учреждения следующих типов:

          • дошкольные:
            • образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
            • дошкольное образовательное учреждение;
            • учреждение "Школа - детский сад";
            • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования):
              • общеобразовательное учреждение;
              • общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;
              • кадетская школа (кадетская школа-интернат);
              • образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
              • общеобразовательная школа-интернат;
              • вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение;
              • учреждение "Школа - детский сад";
              • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:
                • образовательное учреждение начального профессионального образования;
                • образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение);
                • образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
                • военное образовательное учреждение высшего профессионального образования;
                • учреждения дополнительного образования взрослых:
                  • образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
                  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
                  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
                  • учреждения дополнительного образования детей:
                    • образовательное учреждение дополнительного образования детей;
                    • межшкольный учебный комбинат;
                    • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:
                      • специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением;
                      • образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
                      • оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
                      • санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей.

                      Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

                      Образовательные учреждения могут иметь филиалы и представительства. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

                      1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

                      В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

                      Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

                      Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

                      Гост

                      ГОСТ

                      Понятие управления и его применение в образовательной сфере

                      Управление образованием – это процесс, носящий целенаправленный и организованный характер и нацеленный на создание условий для оптимального и результативного функционирования объектов управления, в результате которого достигается переход на новый, более высокий уровень развития этих объектов.

                      Любое учреждение образования представляет собой системный объект, который выступает и объектом управленческой деятельности. Управление реализуется на всех уровнях и этапах развития образовательной системы. Оно начинается с управления отдельным образовательным заведением – детским садом, школой, представляющими фундаментальное звено в системе управления образованием, и завершается осуществлением управленческой деятельности на государственном уровне – утверждением основных направлений государственной политики в сфере образования.

                      Посредством применения управленческих процессов в образовании осуществляется достижение концепции и программы развития учебного заведения. Такое управление выступает разновидностью социального управления и носит гуманитарный характер, объясняемый направленностью на управление человеческой деятельностью и людьми. Процесс базируется на использовании средств и методов, посредством которых осуществляется управление людьми-учащимися и педагогами, входящими в состав учебного заведения и, являющиеся субъектами системы образования.

                      Рисунок 1. Управление в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

                      Управление в образовательной сфере нацелено на создание благоприятной атмосферы, комфортного психологического климата, как внешнего, так и внутреннего, необходимого для продуктивной организации совместной учебно-воспитательной работы в учебном учреждении, взаимодействия между всеми уровнями образовательной системы.

                      Готовые работы на аналогичную тему

                      Процесс управления в образовательной сфере можно рассматривать с таких позиций:

                      1. С позиции гуманитарного подхода. В этом случае все средства и методы управления должны носить мягкий характер и не иметь прямого воздействия на образовательную среду т.е. лишь помогать созданию комфортных условий для функционирования всех процессов и объектов системы;
                      2. С позиции сложности процесса управления. Нельзя говорить об управлении образованием, как о простом командовании, путем передачи власти в чьи-то руки. Этот процесс является достаточно сложным и трудоемким, требующим большой ответственности управляющего;
                      3. С конструктивной позиции. Предполагается, что в коллективе учебно-воспитательного учреждения должны быть построены конструктивные взаимоотношения с руководством. Это обеспечит формирование комфортного микроклимата и реализацию целевого назначения образования в учреждении.

                      Составные компоненты управления образовательной системой

                      Управление системой образования РФ осуществляется на трех уровнях государственной власти:

                      1. Федеральном.
                      2. Региональном.
                      3. Местном.

                      Управленческими функциями наделяются исполнительные органы власти, которые имеются на каждом уровне. К ним относится Министерство образования, департамент образования, главное управление образовательной системой на региональном уровне, органы местного самоуправления в образовательной области.

                      Управление образовательной системой состоит из следующих компонентов:

                      • Организация взаимодействующей системы управления, проводящей регламент деятельности образовательных учреждений на трех уровнях власти, контролирующей выполнение основных направлений государственной политики в сфере образования и соблюдения ФГОС, а также координирующих деятельность всех субъектов системы образования;
                      • Разработка концепции развития системы образования страны;
                      • Разработка основных стратегических направлений развития образовательной системы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
                      • Проведение анализа и оценки развития образовательной системы;
                      • Разработка, утверждение и воплощение на практике образовательных программ на всех уровнях функционирования образовательной системы;
                      • Координирование и регламентация образовательной деятельности;
                      • Осуществление информационного и методического снабжения всех органов управления системой образования;
                      • Проведение адекватной, свободной, неподверженной стороннему влиянию оценки качества образования и предоставления образовательных услуг в стране;
                      • Оценка конкурентоспособности образовательной системы и ее выпускников на мировой арене;
                      • Проведение общественной аккредитации;
                      • Организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, осуществляющих управленческую деятельность в образовательной системе, повышение их квалификации и профессионализма, а также профессиональную подготовку и повышение квалификации работников образовательной системы – педагогов.

                      Принципы управления системой образования

                      Процесс управления в образовательной сфере реализуется на основе соблюдения следующих принципов:


                      Сфера образования в настоящее время является одной из основополагающих в благополучии любой страны. Для качественной и своевременной подготовки кадров для предприятий и организаций государство должно осуществлять хорошо организованное управление всеми структурными подразделениями.

                      Ключевые слова: образование управление государство подготовка кадров школа университет специалист.

                      The sphere of education is currently one of the most fundamental in the well-being of any country. For high-quality and timely training of personnel for enterprises and organizations of the state, high-quality and well-organized management of all structural divisions should be carried out. The state is the guarantor of such management.

                      Keywords: education, management, state training school, University, specialist.

                      Издавна образование ставило перед собой такие важные цели как развитие интеллектуального потенциала индивида, наиболее качественное применение его знаний, умений, навыков в разных сферах деятельности, а также удовлетворение потребностей личности, государства и общества.

                      Конституция Российской Федерации определяет государственную политику страны как гаранта создания необходимых условий для обеспечения достойного уровня жизни ее граждан. Одним из важнейших условий реализации этой политики является создание духовных и гуманитарных основ общественной деятельности. Образование в этой цепочке играет одну из ключевых ролей.

                      Правовой основой для государственного управления в образовательной сфере является федеральное законодательство:

                      – А также принятые на их основе подзаконные акты федерального уровня:

                      – Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277);

                      – Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522.

                      Образование — это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения каждого конкретного человека в соответствии с его собственными потребностями, интересами общества и государства. Этот процесс в обязательном порядке сопровождается официальным подтверждением достижений обучающимися определенного уровня образования, установленного государством, и фиксируется документом (аттестатом, дипломом).

                      Основными принципами политики государства в образовательной сфере являются:

                      – развитие и воспитание в человеке осознанности, гражданской ответственности, уважительного отношения к другим членам общества, труду, природе, семье, Родине;

                      – создание единого культурно-образовательного пространства, защита разнообразия традиций, развитие толерантности;

                      – светский характер образовательного и воспитательного процесса;

                      – общедоступность образовательного процесса и его адаптивность к различному уровню учащихся.

                      Право на образование — одно из главных и неотъемлемых прав каждого гражданина, закрепленное конституцией. Так, каждый человек гарантировано может получить образование вне зависимости от особенностей состояния здоровья, религии, политических взглядов, национальности, социального положения.

                      Для гарантии реализации этого права государство стремится создать все необходимые социальные и экономические условия. Основное общее образование является в России обязательным. Начальное профессиональное и высшее — общедоступно и бесплатно для всех граждан.

                      Система образования включает в себя:

                      – учреждения и организации, которые реализуют программы образования различной направленности и уровней, в соответствии с федеральными государственными стандартами и требованиями;

                      – органы управления и подведомственные им учреждения;

                      – специальные общественные и государственные объединения, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования.

                      Только слаженное взаимодействие всех элементов системы позволяет оказывать услуги должного уровня и качества. Для обеспечения работы образовательной сферы требуется качественное управление. Управление представляет собой особый вид деятельности, которая обеспечивает организацию образовательного процесса.

                      Структура управления включает в себя несколько уровней:

                      1. Федеральный — представлен Министерством образования и науки России и Рособрнадзором. Минобрнауки разрабатывает стратегию государственной политики в сфере образования, а также регулирует ее выполнение в таких областях как образование, наука и инновации, нанотехнологии, интеллектуальная собственность, воспитание и опека, социальная защита и поддержка воспитанников учреждений образования. Рособрнадзор в свою очередь выполняет такие функции как, контроль исполнения законодательства в областях образования, научной деятельности, аттестации кадров; контроль качества образования в подведомственных учреждениях; контроль деятельности диссертационных и ученых советов. На федеральном уровне медицинские, военные, сельскохозяйственные и другие учебные заведения управляются также другими государственными министерствами и ведомствами.
                      2. Региональный — представлен органами государственной власти такими как министерства, департаменты и комитеты, которые осуществляют управление в образовательной сфере.
                      3. Муниципальный — представлен местными органами самоуправления муниципалитетов, городских округов. Муниципальные органы власти выполняют функцию непосредственного управления образовательными учреждениями. Стоит отметить, что муниципальные органы власти в соответствии с Конституцией фактически не являются государственными органами власти, но при этом реализуют государственные гарантии.

                      Любая система, в том числе государственное управление в образовательной сфере, требует постоянного развития и совершенствования. В последние годы в России было реализовано несколько федеральных целевых программ, призванных обеспечить повышение качества образования и его соответствие целям и задачам населения и общества. В рамках программ особое внимание уделялось модернизации общего и дошкольного образования, улучшению структуры среднего профессионального образования с учетом потребностей рынка, модернизации систем оценки качества образования, мониторингу востребованности образовательных программ.

                      Основные термины (генерируются автоматически): образовательная сфера, образование, сфера образования, государственное управление, муниципальный орган власти, образовательный процесс, постановление Правительства РФ, Российская Федерация, Россия, федеральный уровень.

                      Читайте также: