Советская живопись скульптура архитектура сообщение

Обновлено: 27.04.2024

12. плакат

• В тяжелые для страны годы
Гражданской войны и иностранной
интервенции самым мобильным,
оперативным, быстрее всего
откликающимся на новые идеи и самым
распространенным видом искусства
была графика.
плакат

Лаконизм линии, силуэта,
цвета, надписи,
нарочитый примитивизм
языка
способствовал быстрой
доходчивости
того, что изображалось
на плакате,
остро агитационной
направленности.
Плакат был доступен
для малограмотных и
вовсе неграмотных,
звал на борьбу с врагом
в форме, понятной для
всех.

16. Окна РОСТа

Русские живописцы после Октября

Русские живописцы после Октября
Мажорные, романтически приподнятые пейзажи, созданные Аркадием Александровичем Рыловым после Октября, отражают героический дух времени, являются символическими образами революции. Тяжелая болезнь лишала Бориса Михайловича Кустодиева возможности находиться в гуще событий, видеть вокруг себя напряженную, бурлящую жизнь. Отношение художника к революционным событиям вряд ли было однозначным, однако он принял участие в оформлении Петрограда к первой годовщине революции.

Скульпторы дореволюционной школы

Скульпторы дореволюционной школы
Анна Голубкина, Степан Эрьзя, Александр Матвеев и другие

Объединение АХХР

Объединение АХХР
Ведущая роль в становлении искусства социалистического реализма принадлежала АХРР, созданной в 1922 г. Художники этого объединения стремились прежде всего отразить важнейшие явления новой советской действительности. Они ориентировались в основном на наследие русского революционно-демократического искусства второй половины XIX в.

Монументальная скульптура 1930-х годов

Монументальная скульптура 1930-х годов
В 1930-е гг. скульпторы работали над проблемой создания обобщенного образа советского человека. Значительность идейного содержания, глубина раскрытия типических черт современности отличают лучшие из созданных в эти годы произведений, такие, как памятники В. И. Ленину в Ульяновске (М. Г. Манизер), С. М. Кирову в Ленинграде (Н. В. Томский), портретная статуя Серго Орджоникидзе (В. И. Ингал и В. Я. Боголюбов) и др.

Великая Отечественная война в живописи

Великая Отечественная война в живописи
Великая Отечественная война явилась важным рубежом в развитии советского изобразительного искусства. В испытаниях военных лет углублялась связь художников с народом, искусство приобретало все большую идейную зрелость. Художники выезжали на фронт, делали эскизы и зарисовки. В своих произведениях они рассказывали о борьбе народа с фашизмом, создавали портреты героев фронта и тыла, картины на военные темы, пейзажи. Художественная жизнь в стране по-прежнему была напряженной. Почти каждый год устраивались выставки, в которых живописцы принимали самое активное участие.

Сергей Васильевич Герасимов

Сергей Васильевич Герасимов
Сергей Васильевич Герасимов учился в Москве, сначала в Строгановском училище, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества под руководством К. А. Коровина и С. Б. Иванова. Яркий оригинальный талант художника обрел полную силу после революции.

Вера Игнатьевна Мухина

Вера Игнатьевна Мухина
Искусство Веры Игнатьевны Мухиной отличается широтой творческого диапазона. Она — портретист, автор памятников П. И. Чайковскому и А. М. Горькому в Москве, основатель экспериментального цеха Завода художественного стекла в Ленинграде.

Ленинградская скульптурная школа

Ленинградская скульптурная школа
Большое место в экспозиции советского отдела Русского музея занимают произведения ленинградских скульпторов, начавших свой творческий путь в 1930-е гг. Это, главным образом, ученики А. Т. Матвеева, воспитанные в духе строгого следования законам пластики, скульпторы ярко выраженной творческой индивидуальности.

Советская скульптура 1950-1960 годов

Советская скульптура 1950-1960 годов
Послевоенное советское искусство можно охарактеризовать и как разноплановое, тяготеющее к творческим поискам в разных направлениях сюжетов и стилистики, и как одновекторное, ориентированное на прославление человека и жизни. Масштабное строительство и реконструкция городов открыли широкие возможности перед скульпторами-монументалистами, в то время как наибольшим интересом публики стала пользоваться камерная скульптура, раскрывающая темы личности, семьи, эмоциональных переживаний.

Советская живопись 1950-1960 годов

Советская живопись 1950-1960 годов
В своих работах художники послевоенной поры рассказывают о труде советских людей в колхозах и на производстве, о молодежи и ее делах — учебе, освоении целины, об увлечении спортом. Много появилось и бытовых картин, посвященных повседневной жизни, взаимоотношениям в обществе, в семье.

Павел Дмитриевич Корин

Павел Дмитриевич Корин
Один из талантливейших советских портретистов Павел Дмитриевич Корин продолжил начатую его учителем M. В. Нестеровым работу по созданию портретов известных людей.

Семен Афанасьевич Чуйков

Семен Афанасьевич Чуйков
Яркие произведения, посвященные жизни тружеников за рубежом, создал Семен Афанасьевич Чуйков. Его детство и юность прошли в Киргизии. Сюда же приехал молодой художник в 1932 г. после учебы в Москве.




Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. Еще в 60-е годы началось буквально паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых картин. Так появляются проникновенные пейзажи Никонова, Андронова, Стожарова.

Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. Еще в 60-е годы началось буквально паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых картин. Так появляются проникновенные пейзажи Никонова, Андронова, Стожарова.

С середины 1920-х годов силу набирают новые художественные течения. На волне подъёма искусства русского авангарда, зародившегося ещё в 1900-е гг., создавалась самобытная версия современной архитектуры, оппозиционной традиционализму. Две основных теоретических концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, радио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга.

Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль.

Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор.

В начале 1930-х гг. резко усиливается воздействие государства на все сферы жизни общества. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности И.В. Сталина начинается формирование тоталитарной архитектуры.

Расформировываются все свободные творческие группировки, идеологически опасными объявляются новаторские течения в архитектуре и искусстве, власть навязывает художникам конкретные требования к художественной форме творчества, выразившиеся сначала в частичном, а затем и в полном возврате к традиционализму. Централизация отечественного искусства воплотилась в форме творческих союзов, которые отражали иерархию работников искусства в СССР.

Большой интерес представляет архитектура первой половины 1930-х гг., в которой неожиданным образом сплелись настроения современного движения и традиционалистской романтики первых послереволюционных лет. На этом относительно коротком этапе в советской архитектуре вновь проявляются тенденции модернизации и преобразования форм классики, возникшие в Европе в 1910-х гг., ведется разработка упрощённых ордерных построений. Начинают формироваться новые самобытные тенденции, близкие в формальном плане к европейскому и американскому артдеко. В середине-конце 1930-х гг. - эпохе, отмеченной страшной печатью массовых репрессий, наметился первый затяжной кризис советской архитектуры. Продлился он до конца 1950-х гг. Этот период характеризуется полным возвратом к традиционным формам в русле прямого заимствования исторического наследия. Это фактически свело архитектурное проектирование к увражной и стилизаторской работе.

Читайте также: